Руководства, Инструкции, Бланки

внутренняя система оценки качества образования в школе образец img-1

внутренняя система оценки качества образования в школе образец

Рейтинг: 4.5/5.0 (1871 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Образец написания плана внутришкольной системы оценки качества образования

Образец написания плана внутришкольной системы оценки качества образования

Уровень сформированности планируемых личностных результатов в соответствии с ФГОС ООО 5-9 классы

Мониторинговое исследование (наблюдение)

Психологи, учителя, кураторы

Количество и % отличников по уровням образования и по школе в целом. Количество и % хорошистов по уровням образования и по школе в целом. Количество и % неуспевающих по уровням образования и по школе в целом.

Промежуточный, итоговый контроль

Конец четверти, полугодия, учебного года

Заместители директора по УВР

Сводная таблица, анализ/диаграммы

Количество и % обучающихся, оставленных на повторный курс обучения. Количество и % обучающихся, получивших Похвальный лист по итогам учебного года.

Количество и % выпускников 9-х и 11-х классов, получивших:

документ об образовании особого образца.

Количество и % выпускников 11-х классов, получивших медаль за особые успехи в обучении.

Конец учебного года

Заместители директора по УВР

Сводная таблица, анализ

Распределение выпускников 9-х классов:

16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.2015.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.2016.

Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru

Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.

Другие статьи

Внутренняя система оценки качества образования в школе

Внутренняя система оценки качества образования в школе

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) относит наличие и функционирование внутренней системы оценки качества образования (далее – ВСОКО) к компетенции образовательной организации (далее – ОО). Данный нормативно-правовой посыл означает, что каждая ОО разрабатывает свою систему оценки качества, принимает и утверждает собственные подходы к оценочной деятельности, самостоятельно определяет комплекс форм и методов оценки, график оценочных процедур. Каких-либо единых требований и рекомендаций на этот счет не существует и, по логике вышеозначенного положения закона, не предусмотрено. Вместе с тем большинство практиков нуждаются в неких ориентирах, ссылаясь на которые, можно было бы должным образом обеспечить функционирование ВСОКО. В настоящей статье, выстроенной в вопросно-ответной форме изложения, раскрыты наиболее существенные организационно-управленческие ориентиры обеспечения функционирования ВСОКО.

Формирование системы оценки качества образования согласно требованиям ВСОКО

Профессиональная справочная система для руководителей и специалистов общего и дошкольного образования, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.

Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня ⇒ vip.1obraz.ru !

В настоящее время можно выделить как минимум три нормативно-правовых основания. С 1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон № 273-ФЗ, где в числе обязательных компетенций ОО отмечены проведение самообследования и обеспечение функционирования ВСОКО. Порядок проведения самообследования ОО утвержден приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией». Порядок проведения самообследования ОО предписывает включать данные по ВСОКО в публичный отчет ОО о проведении самообследования. В дополнение к приказу от 14.06.2013 № 462 приказом Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию» утверждены показатели деятельности ОО, подлежащей самообследованию, задающие некий минимум содержания оценочной деятельности. В требованиях федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) к структуре основной образовательной программы (далее – ООП) содержится раздел «Оценка достижения учащимися результатов освоения основной образовательной программы» 1 ; также ФГОС требует, чтобы оценочные модули были в составе таких подпрограмм ООП, как «Программа развития и формирования универсальных учебных действий», «Программа социализации и воспитания обучающихся»; рабочих программ педагогов по дисциплинам учебного плана.

Все эти нормативно-правовые основания ведут к тому, что любая ОО, в т. ч. общеобразовательная, должна спроектировать цели, задачи, принципы и порядок внутренней системы оценки качества образования и отразить их в локальном нормативном акте – Положении о ВСОКО 2 .

С чего начинается внутренняя система оценки качества образования в школе?

Разработка ВСОКО начинается с оценки условий реализации ООП (приложение 1 «Структура оценки условий реализации ООП», приложение 2 «Структура стартовой оценки содержания образования и образовательной деятельности (качества процесса)») и планирования результатов реализации ООП (приложение 3 «Структура оценки достижения предметных результатов освоения ООП», приложение 4 «Содержание оценки метапредметных результатов освоения учащимися ООП (помимо результатов, оцениваемых эмпирически в ходе группового проекта и индивидуального итогового проекта учащихся )», приложение 5 «Содержание оценки личностных результатов освоения учащимися ООП»).

Только так, иначе оценка качества будет носить формальный характер, поскольку результаты – это целевые ориентиры образовательной деятельности, вокруг которых и формируется качество образования: содержание образования, процесс и условия его реализации. Результаты (целевые ориентиры) образовательной деятельности планируются в соответствии с требованиями ФГОС общего образования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения ООП соответствующего уровня образования. В рамках общего образования результаты планируются на уровень (начального, основного и среднего общего образования). В силу особенностей образовательной среды ОО, ее миссии, ресурсного потенциала и т. д. единого (федерального или регионального) пакета результатов быть не может. Одни и те же требования ФГОС могут быть по-разному адаптированы к специфике образовательной деятельности разных ОО. Поэтому результаты планирует администрация и педагогический коллектив ОО.

Поскольку результаты (целевые ориентиры) образования различны для каждой ОО, то и ВСОКО, как оценка достижения образовательных результатов и выполнения «дорожной карты» развития условий, тоже будет разной. В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ ВСОКО не может регламентироваться на федеральном уровне и даже в случае следования каким-то примерным порядкам регионального значения останется самостоятельной, оригинальной единицей образовательной практики современной ОО и социальной практики в школе .

Внутренняя система оценки качества образования в школе: основные параметры

Параметры ВСОКО формируются исходя из триединства составляющих качества образования: качества условий (приложение 1); качества содержания (программ, процессов) (приложение 2); качества результатов (приложения 3-5).

Это триединство заложено в тексте Федерального закона № 273-ФЗ, где сказано, что качество образования – это «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в т. ч. степень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы» (ст. 2 гл. II). Важно, что в Федеральном законе № 273-ФЗ качество образования понимается как соответствие требованиям тех или иных стандартов, а требования ФГОС как раз и распространяются на содержание образования, условия образовательной деятельности и ее результаты. Следовательно, данное триединство и есть функционально-организационное ядро параметров ВСОКО.

Формирование системы оценки качества образования: разница между ВСОКО и ВШК?

Прежде всего, в назначении. ВШК – это контроль качества образования и управление образовательной системой, ВСОКО – установление соответствия имеющегося качества образования требованиям ФГОС, а также информирование заказчиков и потребителей образовательной услуги о степени соответствия. Совершенно естественно, что по мере погружения в проблематику организации ВСОКО администрация ОО задается вопросом: если уже налажен ВШК, зачем еще какая-то внутренняя оценка? Вопрос закономерный, поскольку и ВШК, и ВСОКО «работают» с одним и тем же материалом: содержанием образовательной деятельности в ОО, ее результатами, ее ресурсным обеспечением. И ВШК, и ВСОКО как будто бы имеют одинаковую цель – обеспечить качество образования. Наконец, ВШК и ВСОКО осуществляются практически одним и тем же составом субъектов: администраторы, руководители предметных кафедр или методических объединений, педагоги. И все-таки ВШК и ВСОКО далеко не одно и то же. Цель ВШК – контроль состояния образовательной системы, обеспечение ее стабильности и конкурентоспособности; получение информации для принятия внутренних управленческих решений. Цель ВСОКО – самоаудит образовательной системы с последующим информированием заказчиков и потребителей образовательной услуги о степени соответствия качества предоставляемого образования требованиям ФГОС.

Материалы ВШК и внутренняя система оценки качества образования в школе

Материалы ВШК можно использовать в рамках ВСОКО. Особенно в части контроля образовательных достижений учащихся. Часть справок по итогам ВШК вполне может быть отражена в отчетности по ВСОКО. Например:

  • результаты итоговой аттестации учащихся;
  • результаты промежуточного контроля успеваемости учащихся;
  • результативность участия учащихся в олимпиадах, конференциях и др. (применительно к программам формирования и развития универсальных учебных действий (далее – УУД));
  • результативность проектной деятельности учащихся (применительно к оценке индивидуальных достижений учащихся);
  • состояние материально-технической базы ОО, в т. ч. оснащенность кабинетов и др.;
  • состояние кадрового ресурса ОО.

Можно сделать и больший «заем» из материалов ВШК, но учитывая цель ВСОКО – установление соответствия имеющегося качества образования требованиям ФГОС – в отчетности по ВСОКО не следует выходить за рамки этих требований. К примеру, излишней будет информация, связанная с эффективностью педагогических технологий образовательного процесса, особенностями электронного документооборота и особенностями общественно-государственного управления в ОО и др. К тому же информация ВСОКО открыта для потребителей, и если ОО решает выйти за предполагаемый стандартом «оценочный» минимум, то это должно сработать на укрепление ее имиджа, а не наоборот.

Формирование системы оценки качества образования с учетом результатов самообследования

Ранее уже было отмечено, что согласно приказу Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией», ВСОКО – одно из направлений самой процедуры самообследования. Дословная выдержка из приказа: «в процессе самообследования проводится оценка образовательной деятельности, системы управления организации, содержания и качества подготовки обучающихся, организации учебного процесса, востребованности выпускников, качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования». Никаких комментариев к тому, как информация о ВСОКО должна быть представлена в отчете о самообследовании, нет. Эта проблема решается на региональном или институциональном уровне. Достаточно включить в отчет о самообследовании ссылку на размещенное на сайте ОО Положение о ВСОКО и в пояснительной части к отчету указать, в каких его разделах отражаются те или иные итоги ВСОКО.

Внутренняя система оценки качества образования в школе: особенности организации

Помним, что цель ВСОКО – установление степени соответствия имеющегося качества образования требованиям действующих ФГОС. Однако, несмотря на разницу ФГОС и ФКГОС, двух Положений о ВСОКО быть не должно, тем более что ФГОС сохраняет требования к образовательным результатам, сформулированным в ФКГОС, и добавляет требования к содержанию и условиям образовательной деятельности. Необходимо поэтому иметь единое Положение о ВСОКО, где различия в параметрах оценки по ФГОС и по ФКГОС будут акцентированы в блоках «Оценка содержания образования» (приложение 2), «Оценка результатов образования» (приложения 3-5).

Формирование системы оценки качества образования: взаимосвязь параметров внутренней и внешней аттестаций

Во-первых, подчеркнем, что связь эта обязательна, иначе ВСОКО теряет смысл. Понятие «внутренняя» здесь не означает «самобытная», «уникальная». Внутренняя – значит проведенная самостоятельно, внутри организации, но с учетом измерителей качества, используемых в процедурах внешней оценки.

Всероссийская система качества образования пока еще формируется, однако в большинстве субъектов РФ уже функционируют региональные системы оценки качества, критерии которых необходимо учитывать при разработке образовательной программы основного общего образования. В любом случае целесообразно принять во внимание письмо Рособрнадзора от 16.07.2012 № 05-2680 «О направлении методических рекомендаций по организации и проведению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области образования в образовательных учреждениях, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования» 3. В данном документе представлены оценочные параметры, охватывающие и качество содержания образования, и качество условий, и качество результатов. Кроме того, в целях согласования внешней и внутренней оценок следует принять в расчет и показатели эффективности деятельности ОО, подлежащей самообследованию (приказ Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324 «О показателях деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»). С необходимыми ОО коррективами и дополнениями указанные внешние измерители лягут в основу параметров внутренней оценки. Примеры оценочных параметров, ориентированных на взаимосвязь внешней и внутренней оценок качества образования, представлены в приложениях 1-5.

СТРУКТУРА ОЦЕНКИ условий реализации ООП
(сводный бланк для стартовой и контрольной оценки)

Наличие читального зала библиотеки, в т. ч.

  • свыше 30 лет:
  • с обеспечением возможности работы на стационарных компьютерах или использования переносных компьютеров;
  • медиатекой (включая электронные образовательные ресурсы);
  • оснащенного средствами сканирования и распознавания текстов;
  • с выходом в Интернет с компьютеров, расположенных в помещении библиотеки;
  • контролируемой распечаткой бумажных материалов

МБОУ СОШ №3 г

1.1.Настоящее Положение о внутренней системе оценки качества образования в школе (далее – Положение) определяет цели, задачи, принципы системы оценки качества образования в школе (далее – система оценки качества образования или ВСОКО), ее организационную и функциональную структуру, реализацию (содержание процедур контроля и экспертной оценки качества образования) и общественное участие в оценке и контроле качества образования.
1.2.Положение представляет собой нормативный документ, разработанный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Ростовской области, Уставом школы и локальными актами, регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки качества образования в школе.
1.3.Система оценки качества образования представляет собой совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой основе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности образовательных программ с учетом запросов основных пользователей результатов системы оценки качества образования.
1.4.Основными пользователями результатов системы оценки качества образования школы являются:учителя, обучающиеся и их родители, экспертные комиссии при проведении процедур лицензирования, аккредитации школы, аттестации работников школы, отдел образования. Школа обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур, разработку и внедрение модели системы оценки качества, обеспечивает оценку, учет и дальнейшее использование полученных результатов.
1.5.Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников школы, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в том числе на педагогических работников, работающих по совместительству.
1.6.В настоящем Положении используются следующие термины:
Качество образования – интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия личностным ожиданиям субъектов образования, условий образовательного процесса нормативным требованиям, критериям, определяемым государственным стандартом и социальным запросам.
Качество условий – это выполнение санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса; организация питания в школе; реализация мер по обеспечению безопасности обучающихся в организации образовательного процесса.
Государственный стандарт определяет обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников, требования к условиям организации образовательного процесса.
Критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта.
Мониторинг в системе образования – комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно – качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственно-общественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям обучающихся.
Экспертиза – всестороннее изучение и анализ состояния образовательного процесса, условий и результатов образовательной деятельности.
Измерение – метод регистрации состояния качества образования, а также оценка уровня образовательных достижений с помощью КИМов (контрольных работ, тестов, анкет и др.), которые имеют стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.
1.7. Оценка качества образования осуществляется посредством:
  • системы внутришкольного контроля;
  • общественной экспертизы качества образования;
  • лицензирования;
  • государственной аккредитации;
  • государственной итоговой аттестации выпускников;
  • мониторинга качества образования.
1.8. В качестве источников данных для оценки качества образования используются:
  • образовательная статистика;
  • промежуточная и итоговая аттестация;
  • мониторинговые исследования;
  • социологические опросы;
  • отчеты работников школы;
  • посещение уроков и внеклассных мероприятий.

2.Основные цели, задачи и принципы системы оценки качества образования 2.1. Целями системы оценки качества образования являются:
  • формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в школе;
  • получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в школе, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
  • предоставления всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о качестве образования;
  • принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений;
  • прогнозирование развития образовательной системы школы.
2.2Задачами построения системы оценки качества образования являются:
  • формирование единого понимания критериев качества образования и подходов к его измерению;
  • формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования;
  • формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования школьной образовательной статистики и мониторинга качества образования;
  • изучение и самооценка состояния развития и эффективности деятельности школы;
  • определение степени соответствия условий осуществления образовательного процесса государственным требованиям;
  • определение степени соответствия образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг нормативным требованиям;
  • обеспечение доступности качественного образования;
  • оценка уровня индивидуальных образовательных достижений обучающихся;
  • определение степени соответствия качества образования на различных ступенях обучения в рамках мониторинговых исследований качества образования государственным и социальным стандартам;
  • выявление факторов, влияющих на качество образования;
  • содействие повышению квалификации учителей, принимающих участие в процедурах оценки качества образования; определение направлений повышения квалификации педагогических работников по вопросам, касающимся требований к аттестации педагогов, индивидуальным достижениям обучающихся;
  • определение рейтинга и стимулирующих доплат педагогам;
  • расширение общественного участия в управлении образованием в школе; содействие подготовке общественных экспертов, принимающих участие в процедурах оценки качества образования.
2.3. В основу системы оценки качества образования положены следующие принципы:
  • объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;
  • реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости, учёта индивидуальных особенностей развития отдельных обучающихся при оценке результатов их обучения и воспитания;
  • открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования;
  • доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;
  • рефлексивности, реализуемый через включение педагогов в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога;
  • оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования);
  • инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
  • минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления; сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными аналогами;
  • взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимости;
  • соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в школе.

3.Организационная и функциональная структура системы оценки качества образования 3.1. Организационная структура, занимающаяся внутришкольной оценкой, экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию школы, педагогический совет, Методический совет школы, методические объединения учителей-предметников, временные структуры (педагогический консилиум, комиссии и др.).
3.2. Администрация школы:
  • формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование ВСОКО школы и приложений к ним, утверждает приказом директора школы и контролирует их исполнение;
  • разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования школы, участвует в этих мероприятиях;
  • обеспечивает на основе образовательной программы проведение в школе контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования;
  • организует систему мониторинга качества образования в школе, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития; анализирует результаты оценки качества образования на уровне школы;
  • организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования;
  • обеспечивает условия для подготовки работников школы и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
  • обеспечивает предоставление информации о качестве образования на муниципальный и региональный уровни системы оценки качества образования; формирует информационно – аналитические материалы по результатам оценки качества образования (анализ работы школы за учебный год, публичный доклад директора школы);
  • принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО;
3.3. Методический совет школы и методические объединения учителей-предметников:
  • участвуют в разработке методики оценки качества образования; участвуют в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития школы;
  • участвуют в разработке критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов школы;
  • содействуют проведению подготовки работников школы и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
  • проводят экспертизу организации, содержания и результатов аттестации обучающихся и формируют предложения по их совершенствованию;
  • готовят предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам оценки качества образования на уровне школы.
3.4. Педагогический совет школы:
  • содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив;
  • принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования в школе;
  • заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих со школой по вопросам образования и воспитания подрастающего поколения, в том числе сообщения о проверке соблюдения санитарно-гигиенического режима в школе, об охране труда, здоровья и жизни обучающихся и другие вопросы образовательной деятельности школы;
  • принимает решение о формах проведения промежуточной аттестации по результатам учебного года.

4.Реализация школьной системы оценки качества образования 4.1. Реализация школьной системы оценки качества образования осуществляется на основе нормативных правовых актов Российской Федерации, Ростовской области, регламентирующих реализацию всех процедур контроля и оценки качества образования.
4.2. Мероприятия по реализации целей и задач ВСОКО планируются и осуществляются на основе проблемного анализа образовательного процесса школы, определения методологии, технологии и инструментария оценки качества образования.
4.3. Предметом системы оценки качества образования являются:
  • качество образовательных результатов обучающихся (степень соответствия индивидуальных образовательных достижений и результатов освоения обучающимися образовательных программ государственному и социальному стандартам);
  • качество организации образовательного процесса, включающей условия организации образовательного процесса, в том числе доступность образования, условия комфортности получения образования, материально-техническое обеспечение образовательного процесса, организация питания;
  • качество основных и дополнительных образовательных программ, принятых и реализуемых в школе, условия их реализации;
  • воспитательная работа;
  • профессиональная компетентность педагогов, их деятельность по обеспечению требуемого качества результатов образования;
  • эффективность управления качеством образования и открытость деятельности школы;
  • состояние здоровья обучающихся.
4.4. Реализация школьной ВСОКО осуществляется посредством существующих процедур и экспертной оценки качества образования.
4.4.1. Содержание процедуры оценки качества образовательных результатов обучающихся включает в себя:
  • единый государственный экзамен для выпускников 11-ых классов;
  • государственную итоговую аттестацию выпускников 9-ых классов (ОГЭ, ГВЭ);
  • промежуточную и текущую аттестацию обучающихся;
  • мониторинговые исследования качества знаний обучающихся 4-ых классов по русскому языку, математике и чтению;
  • участие и результативность в школьных, областных и др. предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
  • мониторинговое исследование обучающихся 1-ых классов «Готовность к обучению в школе и адаптация»;
  • мониторинговое исследование обученности и адаптации обучающихся 5-ых и 10-ых классов;
  • мониторинговое исследование образовательных достижений обучающихся на разных ступенях обучения в соответствии со школьной программой мониторинговых исследований.
4.4.2. Содержание процедуры оценки качества организации образовательного процесса включает в себя:
  • результаты лицензирования и государственной аккредитации;
  • эффективность механизмов самооценки и внешней оценки деятельности путем анализа ежегодных публичных докладов;
  • программно-информационное обеспечение, наличие школьного сайта, регулярно пополнение, интернет и эффективность его использования в учебном процессе;
  • оснащенность учебных кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и мебелью;
  • обеспеченность методической и учебной литературой;
  • оценку соответствия службы охраны труда и обеспечение безопасности (ТБ, ОТ, ППБ, СанПиН, антитеррористической безопасности, требования нормативных документов);
  • оценку состояния условий обучения нормативам и требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10;
  • диагностика уровня тревожности обучающихся 1, 5, 10 классов в период адаптации;
  • оценку отсева обучающихся на всех ступенях обучения и сохранение контингента обучающихся;
  • анализ результатов дальнейшего трудоустройства выпускников;
  • оценку открытости школы для родителей и общественных организаций анкетирование родителей.
4.4.3. Содержание процедуры оценки системы дополнительного образования включает в себя:
  • степень соответствия программ дополнительного образования нормативным требованиям;
  • реализация направленности программ дополнительного образования, заявленной в лицензии;
  • доля обучающихся (%), охваченных дополнительным образованием.
4.4.4. Содержание процедуры оценки качества воспитательной работы включает в себя:
  • степень вовлеченности в воспитательный процесс педагогического коллектива и родителей;
  • качество планирования воспитательной работы;
  • охват обучающихся таким содержанием деятельности, которая соответствует их интересам и потребностям;
  • наличие детского самоуправления;
  • удовлетворенность обучающихся и родителей воспитательным процессом;
  • исследование уровня воспитанности обучающихся;
  • положительная динамика количества правонарушений и преступлений обучающихся.
4.4.5. Содержание процедуры оценки профессиональной компетентности педагогов и их деятельности по обеспечению требуемого качества образования включает в себя:
  • аттестация педагогов;
  • отношение и готовность к повышению педагогического мастерства (систематичность прохождения курсов, участие в работе районных методических объединений и т.д.);
  • знание и использование современных педагогических методик и технологий;
  • образовательные достижения учащихся;
  • подготовку и участие в качестве экспертов ЕГЭ, аттестационных комиссий, жюри и т.д.;
  • участие в профессиональных конкурсах разного уровня.
4.4.7. Содержание процедуры оценки здоровья обучающихся включает в себя:
  • наличие медицинского кабинета и его оснащенность;
  • регулярность и качество проведения санитарно-эпидемиологических профилактических мероприятий;
  • оценку заболеваемости обучающихся, педагогических и других работников школы;
  • оценку эффективности оздоровительной работы (здоровьесберегающие программы, режим дня, организация отдыха и оздоровления детей в каникулярное время);
  • оценку состояния физкультурно-оздоровительной работы;
  • диагностика состояния здоровья обучающихся.
4.5. Критерии выступают в качестве инструмента, призванного наполнить содержанием оценку и обеспечить измерение уровня достижений результатов деятельности школы.
4.6. Критерии представлены набором расчетных показателей, которые при необходимости могут корректироваться, источником расчета являются данные статистики.

Образовательные результаты по ступеням образования (внутренняя оценка)

Доля обучающихся, которые учатся на «4» и «5»
Доля обучающихся, которые участвуют в конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях
Доля обучающихся, имеющих отметку «2»
Доля обучающихся 9 классов, получивших документ об образовании
Доля обучающихся 9 классов, получивших документ об образовании особого образца
Доля выпускников 11 классов, получивших документ об образовании
Доля выпускников 11 классов, получивших документ об образовании особого образца
Доля обучающихся, продолживших обучение в 10 классе в своей школе

Cайт угорской школы - Программа внутренней системы оценки качества образования

  1. Настоящая Программа внутренней системы оценки качества образования в школе (далее – Программа) определяет цели, задачи, принципы системы оценки качества образования в школе (далее – система оценки качества образования или СОКО), ее организационную и функциональную структуру, реализацию (содержание процедур контроля и и экспертной оценки качества образования) и общественное участие в оценке и контроле качества образования.
  2. Программа представляет собой нормативный документ, разработанный в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, Уставом школы и локальными актами, регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки качества образования в школе.
  3. Система оценки качества образования представляет собой совокупность организациооных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой основе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности образовательных программ с учетом запросов основных пользователей результатов системы оценки качества образования.
  4. Основными пользователями результатов системы оценки качества образования школы являются: учителя, обучающиеся и их родители, педагогический совет школы, экспертные комиссии при проведении процедур лицензирования, аккредитации школы, аттестации работников школы, Управление образования Верхошижемского района.
  5. Школа обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур, разработку и внедрение модели системы оценки качества, обеспечивает оценку.

1.6. Программа распространяется на деятельность всех педагогических работников школы, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в том числе на педагогических работников, работающих по совместительству.

1.7. В настоящей Программе используются следующие термины:

Качество образования – интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия личностным ожиданиям субъектов образования, условий образовательного процесса нормативным требованиям, критериям, определяемым государственным стандартом и социальным запросам.

Качество условий – это выполнение санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса; организация питания в школе; реализация мер по обеспечению безопасности обучающихся в организации образовательного процесса.

Государственный стандарт определяет обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников, требования к условиям организации образовательного процесса.

Критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта.

Мониторинг в системе образования – комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно – качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственно-общественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям обучающихся.

Экспертиза – всестороннее изучение и анализ состояния образовательного процесса, условий и результатов образовательной деятельности.

Измерение – метод регистрации состояния качества образования, а также оценка уровня образовательных достижений с помощью КИМов (контрольных работ, тестов, анкет и др.), которые имеют стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.

1.8. Оценка качества образования осуществляется посредством:

  • системы внутришкольного контроля;
  • государственной (итоговой) аттестации выпускников;
  • мониторинга качества образования;
  • общественной экспертизы качества образования;
  • лицензирования;
  • государственной аккредитации.

1.9. В качестве источников данных для оценки качества образования используются:

  • образовательная статистика;
  • промежуточная и итоговая аттестация;
  • мониторинговые исследования;
  • социологические опросы;
  • отчеты работников школы;
  • посещение уроков и внеклассных мероприятий.

2. Основные цели, задачи и принципы системы оценки качества образования

2.1. Целями системы оценки качества образования являются:

  • формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в школе;
  • получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в школе, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
  • предоставления всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о качестве образования;
  • принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений;
  • прогнозирование развития образовательной системы школы.

2.2. Задачами построения системы оценки качества образования являются:

  • формирование единого понимания критериев качества образования и подходов к его измерению;
  • формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования;
  • формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования школьной образовательной статистики и мониторинга качества образования;
  • изучение и самооценка состояния развития и эффективности деятельности школы;
  • определение степени соответствия условий осуществления образовательного процесса государственным требованиям;
  • определение степени соответствия образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг нормативным требованиям;
  • обеспечение доступности качественного образования;
  • оценка уровня индивидуальных образовательных достижений обучающихся;
  • определение степени соответствия качества образования на различных ступенях обучения в рамках мониторинговых исследований качества образования государственным и социальным стандартам;
  • выявление факторов, влияющих на качество образования;
  • содействие повышению квалификации учителей, принимающих участие в процедурах оценки качества образования; определение направлений повышения квалификации педагогических работников по вопросам, касающимся требований к аттестации педагогов, индивидуальным достижениям обучающихся;
  • определение стимулирующих доплат педагогам.

2.3. В основу системы оценки качества образования положены следующие принципы:

  • объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;
  • реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости, учёта индивидуальных особенностей развития отдельных обучающихся при оценке результатов их обучения и воспитания;
  • открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования;
  • доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;
  • рефлексивности, реализуемый через включение педагогов в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога;
  • минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления; сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными аналогами;
  • взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимости;
  • соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в школе.

3. Организационная и функциональная структура системы оценки качества образования

3.1. Организационная структура, занимающаяся внутришкольной оценкой, экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию школы, педагогический совет.

3.2. Администрация школы:

  • формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование СОКО школы и приложений к ним, утверждает приказом директора школы и контролирует их исполнение;
  • разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования школы, участвует в этих мероприятиях;
  • обеспечивает на основе образовательной программы проведение в школе контрольно-оценочных процедур, мониторинговых по вопросам качества образования;
  • организует систему мониторинга качества образования в школе, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития; анализирует результаты оценки качества образования на уровне школы;
  • организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования;
  • обеспечивает условия для подготовки работников школы и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
  • обеспечивает предоставление информации о качестве образования на муниципальный и региональный уровни системы оценки качества образования; формирует информационно – аналитические материалы по результатам оценки качества образования (анализ работы школы за учебный год, публичный доклад директора школы);
  • принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации СОКО;

3.3. Педагогический совет школы:

  • содействует определению стратегических направлений развития системы образования в школе;
  • содействует реализации принципа общественного участия в управлении образованием в школе;
  • инициирует и участвует в организации конкурсов педагогического мастерства, образовательных технологий;
  • принимает участие в формировании информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования школы;
  • принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования;
  • принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов, условий организации учебного процесса в школе;
  • содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив;
  • принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования в школе;
  • заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих со школой по вопросам образования и воспитания подрастающего поколения, в том числе сообщения о проверке соблюдения санитарно-гигиенического режима в школе, об охране труда, здоровья и жизни обучающихся и другие вопросы образовательной деятельности школы.

4. Реализация внутреннего мониторинга качества образования

4.1. Реализация внутреннего мониторинга качества образования осуществляется на основе нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих реализацию всех процедур контроля и оценки качества образования.

4.2. Мероприятия по реализации целей и задач СОКО планируются и осуществляются на основе проблемного анализа образовательного процесса школы, определения методологии, технологии и инструментария оценки качества образования.

4.3. Предметом системы оценки качества образования являются:

  • качество образовательных результатов обучающихся (степень соответствия индивидуальных образовательных достижений и результатов освоения обучающимися образовательных программ государственному и социальному стандартам);
  • качество организации образовательного процесса, включающей условия организации образовательного процесса, в том числе доступность образования, условия комфортности получения образования, материально-техническое обеспечение образовательного процесса, организация питания;
  • качество основных образовательных и дополнительных программ, принятых и реализуемых в школе, условия их реализации;
  • воспитательная работа;
  • профессиональная компетентность педагогов, их деятельность по обеспечению требуемого качества результатов образования;
  • эффективность управления качеством образования и открытость деятельности школы;
  • состояние здоровья обучающихся.

4.4. Реализация школьной СОКО осуществляется посредством существующих процедур и экспертной оценки качества образования.

4.4.1. Содержание процедуры оценки качества образовательных результатов обучающихся включает в себя:

  • государственную (итоговую) аттестацию выпускников 9-ых классов;
  • промежуточную и текущую аттестацию обучающихся;
  • мониторинговые исследования качества знаний обучающихся 4-ых классов по русскому языку, математике и чтению;
  • участие и результативность в школьных, муниципальных, российских и региональных конкурсах, соревнованиях;
  • мониторинговое исследование обучающихся 1-ых классов «Готовность к обучению в школе и адаптация»;
  • мониторинговое исследование обученности и адаптации обучающихся 5-ых классов;
  • мониторинговое исследование образовательных достижений обучающихся на разных ступенях обучения.

4.4.2. Содержание процедуры оценки качества организации образовательного процесса включает в себя:

  • результаты лицензирования и государственной аккредитации;
  • эффективность механизмов самооценки и внешней оценки деятельности путем анализа ежегодных публичных докладов;
  • программно-информационное обеспечение, наличие Интернета, эффективность его использования в учебном процессе;
  • оснащенность учебных кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и мебелью;
  • обеспеченность методической и учебной литературой;
  • оценку соответствия службы охраны труда и обеспечение безопасности (ТБ, ОТ, ППБ, производственной санитарии, антитеррористической безопасности, требования нормативных документов);
  • оценку состояния условий обучения нормативам и требованиям СанПиН;
  • сохранение контингента обучающихся;
  • анализ результатов дальнейшего трудоустройства выпускников.

4.4.3. Содержание процедуры оценки системы дополнительного образования включает в себя:

  • степень соответствия программ дополнительного образования нормативным требованиям;
  • реализация направленности программ дополнительного образования, заявленной в лицензии;
  • доля обучающихся (%), охваченных дополнительным образованием.

4.4.4. Содержание процедуры оценки качества воспитательной работы включает в себя:

  • степень вовлеченности в воспитательный процесс педагогического коллектива и родителей;
  • качество планирования воспитательной работы;
  • охват обучающихся таким содержанием деятельности, которая соответствует их интересам и потребностям;
  • наличие детского самоуправления;
  • удовлетворенность обучающихся и родителей воспитательным процессом;
  • исследование уровня воспитанности обучающихся;
  • динамика количества правонарушений и преступлений обучающихся.

4.4.5. Содержание процедуры оценки профессиональной компетентности педагогов и их деятельности по обеспечению требуемого качества образования включает в себя:

  • аттестация педагогов;
  • отношение и готовность к повышению педагогического мастерства (систематичность прохождения курсов, участие в работе методических объединений и т.д.);
  • знание и использование современных педагогических методик и технологий;
  • образовательные достижения учащихся;
  • участие в профессиональных конкурсах разного уровня.

4.4.7. Содержание процедуры оценки здоровья учащихся включает в себя:

  • регулярность и качество проведения диспансеризции обучающихся;
  • оценку заболеваемости обучающихся, педагогических и других работников школы;
  • оценку эффективности оздоровительной работы (здоровьесберегающие технологии, режим дня, организация отдыха и оздоровления детей в каникулярное время);
  • оценку состояния физкультурно-оздоровительной работы;
  • диагностика состояния здоровья, заболеваемости и физического развития обучающихся.

4.5. Критерии выступают в качестве инструмента, призванного наполнить содержанием оценку и обеспечить измерение уровня достижений результатов деятельности школы.

4.6. Критерии представлены набором расчетных показателей, которые при необходимости могут корректироваться, источником расчета являются данные статистики.

Доля учителей, которые используют современные педагогические технологии

Доля учителей, которые используют ИКТ на уроках

Доля педагогических работников, имеющих первую квалификационную категорию

Доля педагогических работников, имеющих высшую квалификационную категорию

Доля педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации

Доля педагогических работников, выступавших на МО различного уровня

Соответствие требованиям к условиям обучения

Укомплектованность педагогическими кадрами, имеющими необходимую квалификацию, по каждому из предметов учебного плана

Соответствие нормам и требованиям СанПиН

Наличие дополнительного образования, количество программ дополнительного образования

Наличие столовой для организации горячего питания в соответствии с утвержденными нормами

4.8. Для проведения оценки качества образования из всего спектра получаемых в рамках информационной системы СОКО показателей определяется набор ключевых показателей, позволяющих провести сопоставительный анализ образовательной системы школы. Совокупность показателей обеспечивает возможность описания состояния системы, дает общую оценку результативности ее деятельности.

4.9. Периодичность проведения оценки качества образования, субъекты оценочной деятельности, формы результатов оценивания, а также показатели параметров качества устанавливаются в Положении о внутренней системе оценки качества образования.

4.10. Диагностические и оценочные процедуры в рамках СОКО проводятся с привлечением профессиональных и общественных экспертов (экспертных сообществ).

5. Общественное участие в оценке и контроле качества образования

5.1. Придание гласности и открытости результатам оценки качества образования осуществляется путем предоставления информации:

  • основным потребителям результатов СОКО;
  • средствам массовой информации через публичный доклад директора школы;
  • размещение аналитических материалов, результатов оценки качества образования на официальном сайте школы.

5.2. Школьная система оценки качества образования предполагает участие в осуществлении оценочной деятельности общественности и профессиональных объединений в качестве экспертов. Требования к экспертам, привлекаемым к оценке качества образования, устанавливаются нормативными документами, регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки качества образования.