Руководства, Инструкции, Бланки

должностная инструкция начальника аэродромной службы img-1

должностная инструкция начальника аэродромной службы

Рейтинг: 4.3/5.0 (1915 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

ЕКС: Техник аэродромной службы

Техник аэродромной службы

Должностные обязанности. Выполняет работы по эксплуатации и ремонту аэродромов, контролю состояния летного поля под руководством более квалифицированного специалиста. Принимает участие в выполнении комплекса мероприятий по поддержанию летного поля в постоянной эксплуатационной готовности. Выполняет работы по профилактическому осмотру, текущему и капитальному ремонту летного поля, искусственных аэродромных покрытий, водосточно-дренажных систем, средств механизации и измерения сцепления, биоакустических и других установок для управления поведением птиц. Обеспечивает взаимодействие служб, производящих работы на летном поле аэродрома. Контролирует поддержание в работоспособном состоянии аэродромных машин и механизмов. Принимает участие во внедрении передовых методов организации работы по эксплуатации и ремонту аэродромов.

Должен знать: нормативные и методические документы, регламентирующие эксплуатацию и ремонт аэродромов; порядок проведения ремонтных работ; устройство и правила эксплуатации аэродромных машин и механизмов; основы экономики, организации производства, труда и управления; основы трудового законодательства; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации.

Техник аэродромной службы I категории: среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника аэродромной службы II категории не менее 2 лет.

Техник аэродромной службы II категории: среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника аэродромной службы или в других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее 2 лет.

Техник аэродромной службы: среднее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы.

Комментарии от КА "Профессиональное тестирование"

Приведенные выше квалификационные характеристики должности «Техник аэродромной службы» предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений и обеспечением эффективной системы управления персоналом в различных организациях. На основе этих характеристик разрабатывается должностная инструкция техникa аэродромной службы, содержащая конкретный перечень должностных обязанностей работника с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также прав и ответственности работника.

Другие статьи

Должностная инструкция заместителя начальника службы охраны труда

Должностная инструкция заместителя начальника службы охраны труда

заместителя начальника
службы охраны труда

1. Общие положения
2. Квалификационные требования
3. Должен знать
4. Функции и обязанности
5. Права
6. Взаимоотношения
7. Ответственность

1.Общие положения

1.1.Наименование должности - заместитель начальника службы охраны труда
1.2.Знание данной инструкции обязательно для:
- заместителя начальника службы охраны труда;
- заместителя директора по ОТ
1.3.Основной целью, деятельности заместителя начальника службы охраны труда (СОТ) является организация работ, направленных на разработку, реализацию и контроль выполнения организационных и технических мероприятий, на улучшение состояния охраны труда, пожарной безопасности, эксплуатации оборудования, зданий и сооружений, транспортных средств, находящихся на балансе предприятия, повышение безопасности дорожного движения.
1.4. Заместитель начальника СОТ назначается и освобождается от занимаемой должности приказом по предприятию.
1.5. Заместитель начальника службы охраны труда в своей производственной деятельности подчи­няется непосредственно заместителю директора по охране труда.
1.6. Заместитель начальника службы охраны труда непосредственно руководит работой инженера по охране труда, инженера по пожарной безопасности, инженера по эксплуатации оборудования, инженера по безопасности движения службы охраны труда.
В оперативном подчинении заместителя начальника СОТ находится водитель закрепленного за службой автомобиля.
В случае длительного отсутствия заместителя директора предприятия по охране труда заместитель начальника службы охраны труда руководит работой службы.
1.7.Проверка знаний производится в установленном порядке до начала исполнения им своих функциональных обязан­ностей и периодически один раз в три года. Аттестацию на соответствие занимаемой должности проходит один раз в пять лет.
1.8.Рабочее место заместителя начальника службы охраны труда находится в административном здании электрических сетей.
1.9. Заместителю начальника службы охраны труда установлен ненормированный рабочий день.

2. Квалификационные требования.

Высшее техническое образование по электроэнергетической специальности, стаж работы на инженерно-технических должностях по профилю производства не менее трех лет, 5 группа по электробезопасности.

3. Заместитель начальника службы охраны труда должен знать.

3.1. Законы Украины “Об охране труда”. “Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профзаболевания, которые повлекли потерю трудоспособности”, “О пожарной безопасности”, отраслевые и межотраслевые нормативные документы по охране труда, эксплуатации оборудования и пожарной безопасности, безопасности дорожного движения, действующие нормативно-технические документы по безопасной организации работ, систему управления охраной труда, положение о службе охраны труда, должностные инструкции подчиненного персонала, должностную инструкцию заместителя начальника службы охраны труда;
3.2.Постановления, распоряжения, приказы вышестоящих органов, методические, нормативные и другие руководящие материалы по охране труда, эксплуатации оборудования, пожарной безопасности, безопасности дорожного движения;
3.3."Правила безопасной эксплуатации электроустановок "ДНАОП 1.1.10-1.01-97;
3.4. "Техническая эксплуатация электрических станций и сетей. Правила" ГКД 34.20.507-2003;
3.5."Правила безопасной работы с инструментом и приспособлениями " ДНАОП 1.1.10-1.04-01;
3.6."Правила эксплуатации электрозащитных средств" ДНАОП 1.1.10-1.07-01;
3.7."Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов " ДНАОП 0.00-1.03-02;
3.8."Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением" ДНАОП 0.00-1.07-94;
3.9."Правила пожарной безопасности в Украине" НАПРБ А.01.001-2004;
3.10."Правила устройства электроустановок" УДК 621.31.002.5
3.11. "Положение о порядке проведения обучения и проверки знаний работников предприятий электроэнергетики по вопросам охраны труда, пожарной безопасности и технической эксплуатации "(СОУ-Н МПЕ 40.1.12.103:2005);
3.12. "Правила устройства и безопасной эксплуатации подъемников" НПАОП 0.00-1.36-2003;
3.13. "Порядок расследования и ведения учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве", утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 25.08.04г. №1112;
3.14. "Порядок расследования и учета несчастных случаев непроизводственного характера", утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 22.03.01 г. №270;
3.15. "Правила пожарной безопасности в компаниях, на предприятиях и в организациях энергетической отрасли Украины" (НАПБ В.01.034-2005/111);
3.16. "Инструкция по оказанию первой помощи пострадавшим в связи с несчастными случаями при обслуживании энергетического оборудования" НАОП 1.1.10-5.05-86;
3.17. Основы экономики, организации производства, труда и управления;
3.18. Основы трудового законодательства;
3.19. “Систему управления охраной труда на предприятиях электроэнергетики Минтопэнерго Украины” (СОУ-А МПЕ 40.1.03.107-2004);
3.20. Правила внутреннего трудового распорядка;
3.21. Украинский язык в объеме, необходимом для выполнения служебных обязанностей.

4. Функции и обязанности.

Заместитель начальника службы охраны труда выполняет следующие основные функции и обязанности:
4.1.Осуществляет методическое руководство работой подразделений предприятия в вопросах безопасного производства работ, эксплуатации оборудования, пожарной безопасности, безопасности дорожного движения.
4.2.Осуществляет организацию контроля выполнения требований ПБЭЭ, ППБ, ПТЭЭиС, ПЭЭС и т.д. в подразделениях предприятия.
4.3.Способствует деятельности каждого подразделения предприятия и каждого его работника в совершенствовании системы управления охраной труда на предприятии.
4.4. Осуществляет, контроль за обеспеченностью подразделений предприятия средствами защиты от воздействия вредных производственных факторов, правильностью их использования и списания.
4.5. Организует работу подразделений предприятия направленную на составление комплексных мероприятий по достижению установленных нормативов безопасности, гигиены труда, производственной санитарии
4.6. Организовывает обеспечение работников предприятия правилами, нормами, положениями, инструкциями и другими нормативными документами касающимися вопросов относящихся к деятельности службы охраны труда.
4.7. Организовывает и принимает участие в расследовании, учете и анализе произошедших на предприятии несчастных случаев, профессиональных заболеваний, нарушений в эксплуатации оборудования, пожаров, дорожно-транспортных происшествий с последующим определением ущерба от них.
4.8.Организовывает подготовку статистических отчетов предприятия касающихся вопросов охраны труда, нарушений в работе оборудования, пожарной безопасности, безопасности дорожного движения.
4.9.Организовывает составление перспективных и текущих планов работы предприятия, касающихся вопросов компетенции СОТ.
4.10.Организовывает, контролирует и проводит работу по обучению персонала предприятия по вопросам входящим в компетенцию службы охраны труда.
4.11. Организовывает, контролирует и осуществляет проверку знаний персонала предприятия по охране труда, технологии работ, пожарной безопасности и дорожного движения.
4.12. Принимает участие в работе комиссий по вводу в эксплуатацию законченных строительством, реконструкцией объектов предприятия производственного и бытового назначения, по вводу в эксплуатацию оборудования из капитального ремонта.
4.13. Организовывает и контролирует составление и пересмотр подразделениями предприятия положений, инструкций и других нормативных актов, действующих в пределах предприятия и касающихся ОТ, ПБ, эксплуатации оборудования, безопасности дорожного движения.
4.14. Организовывает и принимает участие в работе комиссии по вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда.
4.15. Содействует внедрению в производство прогрессивных технологий, современных средств коллективной и индивидуальной защиты работающих, защиты населения и окружающей среды.
4.16. Подготавливает и доводит до подразделений предприятия приказы, указания и др. документы касающиеся вопросов компетенции службы охраны труда.
4.17. Организовывает и контролирует прохождение персоналом предприятия предварительного и периодических медицинских обследований.
4.18. Организовывает и контролирует выполнение подразделениями предприятия мероприятий, приказов, указаний, предписаний по вопросам входящим в компетенцию службы охраны труда, а также мероприятий направленных на устранение причин несчастных случаев, технологических нарушений, пожаров, указанных в актах их расследования.

5. Права.

Заместитель начальника СОТ имеет право:
5.1.Беспрепятственно производить в любое время проверку состояния охраны труда, пожарной безопасности, эксплуатации оборудования на всех объектах предприятия.
5.2. Отстранять от выполнения работ персонал не прошедший медосмотр, обучение, проверку знаний, нарушивший требования нормативных актов, инструкции, других нормативных и директивных документов по вопросам охраны труда, технологии производства работ, ПБ, безопасности дорожного движения.
5.3. Вносить руководству службы предложения о нака­заниях работников, нарушающих правила, нормы, стан­дарты, касающиеся охраны труда, эксплуатации оборудования, ПБ, ПДД, а также ходатайствовать о поощрении работников, принимающих активное участие в улучшении условий труда и не допускающих нарушений при выполнении работ.
5.4. По поручению руководства предприятия представлять интересы предприятия в государственных и общественных учреждениях при рассмотрении вопросов входящих в компетенцию службы охраны труда.
5.5.Требовать от подразделений предприятия информацию необходимую для решения производственных вопросов.
5.6. Принимать решение и давать указания должностным лицам подразделений предприятия по вопросам входящим в его компетенцию.
5.7. Визировать документы, подготовленные персоналом службы охраны труда.

6. Взаимоотношения.

В процессе выполнения функциональных обязанностей заместитель начальника службы охраны труда поддерживает взаимоотношения с руководством предприятия, с руководителями и специалистами служб и подразделений электрических сетей:
6.1.Выполняет административно-технические распоряжения, полученные от руководства предприятия.
6.2. Информирует руководство предприятия о технологических нарушениях в работе оборудования, случаях нарушения ПБЭЭ, ППБ, ПТЭ и результатах их расследования, выполнения требований предписаний.
6.3.Докладывает руководству службы охраны труда о всех разногласиях, возникших между службой охраны труда и другими службами и подразделениями.
6.4.Предоставляет информацию в СОТ энергообъединения о выполнении мероприятий по приказам, предписаниям, о состоянии травматизма на объектах электрических сетей.
6.5.Решает вопросы, относящиеся к компетенции службы с руководителями других служб и подразделений предприятия.
6.6. Предоставляет в СОТ облэнерго, ГНОТ, Госэнергонадзор и другие контролирующие организации информацию по вопросам компетенции службы охраны труда за подписью руководства электрических сетей.

7. Ответственность заместителя начальника СОТ

Заместитель начальника СОТ несет ответственность за:
7.1.Несоответствие принятых им решений требованиям действующего законодательства по охране труда.
7.2.Невыполнение своих функциональных обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией.
7.3. Недостоверность информации, несвоевременность подготовки информации предоставляемой руководству предприятия, в СОТ облэнерго, ГНОТ, Госэнергонадзор и другие организации.
7.4. Невыполнение требований ОТ, ПТЭ, ППБ и т.д. лично и персоналом предприятия
7.5. Низкое качество проведенных расследований персоналом службы охраны труда случаев производственного травматизма, технологических нарушений в работе оборудования, пожаров, дорожно-транспортных происшествий.

Приказ Федеральной службы воздушного транспорта РФ от N 121 - Об утверждении и введении в действие Федеральных авиационных правил - Сертификационные т

Приказ Федеральной службы воздушного транспорта РФ от 6 мая 2000 г. N 121 "Об утверждении и введении в действие Федеральных авиационных правил "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов воздушных судов" (с изменениями и дополнениями)
  • Приказ Федеральной службы воздушного транспорта РФ от 6 мая 2000 г. N 121 "Об утверждении и введении в действие Федеральных авиационных правил "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов воздушных судов" (с изменениями и дополнениями)
  • Федеральные авиационные правила "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов
    • 1. Общие положения
    • 2. Требования, предъявляемые к Заявителю

Приказ Федеральной службы воздушного транспорта РФ от 6 мая 2000 г. N 121
"Об утверждении и введении в действие Федеральных авиационных правил "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов воздушных судов"

С изменениями и дополнениями от:

7 сентября 2007 г. 27 октября 2011 г.

Информация об изменениях:

Приказом Минтранса РФ от 7 сентября 2007 г. N 133 преамбула настоящего приказа изложена в новой редакции

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; N 35, ст. 3607; 2004, N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, 3291; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 29; N 27, ст. 3213) приказываю:

1. Утвердить и ввести в действие Федеральные авиационные правила "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов воздушных судов".

Информация об изменениях:

Должностная инструкция начальника аэродромной службы

/ Лекции

Эксплуатация аэродромов. 3АМ

1. Задачи и организация технической эксплуатации аэродромов.

1) безопасность полетов.

2) безопасность работ по ремонту и эксплуатации аэродрома.

3) бесперебойное функционирование аэропорта.

4) увеличение срока службы аэродромных сооружений.

5) снижение затрат на эксплуатацию и ремонт аэродрома.

Регулярность полетов напрямую зависит от состояния аэродрома. Организаций работ по эксплуатационному содержанию и ремонту аэродромов занимается аэродромная служба. Она обеспечивает постоянную пригодность аэродрома к полетам в любое время года и суток.

Основные задачи аэродромной службы: подготовка к эксплуатации, содержание и текущий ремонт летного поля и искусственных покрытий, дренажно-водосточных систем, подъездных и внутриаэродромных дорог, а также всех сооружений СТТ. Правильная эксплуатация и своевременный ремонт увеличивают срок службы аэродромных сооружений и снижают вероятность аварии самолета при взлете или посадке.

Список работ меняется в зависимости от времени года. Наиболее сложным считается зимний период (срок работы в аэродромной службе измеряется зимами ), когда требуется оперативно убирать снег и лед с полосы, предупреждать образование гололеда, проводить снегозащиту сооружений аэродрома. В летний период выполняют текущий ремонт аэродромных покрытий, обеспечивают их чистоту от пыли и грязи, наносят маркировку.

Планирование работ проводится с максимальным использованием свободного от полетов времени. Часто работы проводят в ночное время.

2. Авиационно-транспортная система.

Состоит из самолета, экипажа, служб подготовки и обеспечения полета и служб управления воздушным движением

3. Права и обязанности должностных лиц по эксплуатации и ремонту аэродромов.

Обеспечением постоянной эксплуатационной готовности, своевременного и качественного проведения ремонта зданий и сооружений аэропорта занимаются начальник территориального управления, его заместитель по наземной службе и отдел наземных сооружений.

Непосредственно постоянную эксплуатационную готовность аэродрома, выполнение планов ремонта и содержания летных полей, зданий и сооружений аэропорта обеспечивает начальник аэропорта при помощи аэродромной службы. Так же в обязанности работников аэродромной службы входит содержание в исправном состоянии аэродромной техники и изготовление простейших средств механизации.

Начальник аэродромной службы проводит технический надзор за летным полем и сооружениями СТТ, ведет журнал контроля прочности и ровности грунтовой части ЛП, оформляет дефектные акты, составляет годовые и месячные планы текущего ремонта, ведет журнал пригодности к полетам ВПП, РД, МС, (во время дежурства производит осмотр и проверку готовности ЛП к полетам и определяет коэффициент сцепления на ИВПП), разрабатывает режим эксплуатации ЛП, порядок движения спецтехники, согласовывает время проведения эксплуатационных и ремонтных работ. Проверяет наличие заградительных огней и маркировочных знаков на высотных препятствиях.

Техника прекращает работу и уходит с ВПП по указанию руководителя полетов (диспетчера ) или в случае потери радиосвязи с ним (также могут мигать огнями полосы и палить из ракетницы ). Контрольная проверка связи - каждые 15 мин. Переговоры записываются. Все машины на ЛП должны работать с включенными габаритными и проблесковыми огнями, а так же иметь буксировочные тросы для удаления их с места работы при выходе из строя.

Машина ответственного за проведение работ, помимо внутриаэропортовой связи, оборудуется радиоприемником авиационного диапазона для прослушивания радиообмена на частоте посадки.

Ответственность за подготовку ЛП к полетам несет аэродромная служба, а за принятие решения о пригодности аэродрома к полетам - служба движения.

4. Назначение и организация базы аэродромной службы (БАСА).

Здания и сооружения БАСА:

1) Административно-бытовое здание для размещения руководящего и личного состава аэродромной службы и аэродромной автоколонны.

2) Мастерские (механическая и столярная).

3) Склады хим. реагентов, лакокрасочных материалов, инвентаря, удобрений и семян.

4) Навесы для хранения строительных материалов, маркировочных знаков, снегозащитных щитов и т.д.

5) Площадки для размещения техники и средств малой механизации (с покрытием и грунтовая для гусеничной техники).

6) Площадки для разогрева битума, мастик, песка.

7) Площадка для сбора мусора.

8) пожарный водоем и первичные средства пожаротушения.

Расположение БАСА должно обеспечивать взаимодействие с другими службами аэропорта и беспрепятственный подъезд ко всем элементам ЛП.

Движение по ЛП людей и техники производится согласно специально разработанной схеме и только с разрешения диспетчера.

5. Назначение и организация службы спецавтотранспорта и аэродромной механизации (ССТиАМ).

Машины для содержания и ремонта аэродрома могут быть специализированными, либо на базе типовых шасси со сменным навесным оборудованием. Потребность в машинах и оборудовании определяют в зависимости от класса аэродрома и климатической зоны его расположения. Затем это количество уточняют в зависимости от интенсивности движения воздушных судов и площади очистки основных элементов аэродрома.

ССТиАМ выделяет машины и механизмы по заявке аэродромной службы. Заявка составляется с учетом планируемых работ на следующие сутки и подается в конце дневной смены. В заявке также предусматривается резерв машин, выделяемый по требованию начальника аэродромной службы.

6. Общие положения по содержанию и ремонту аэродромов.

Основная часть работ по содержанию аэродрома - сезонные работы. К ним относят: зимние работы (до 70% всего объема работ), летние и переходные подготовительные весенне-летние и осенне-зимние.

Ремонтные работы делятся на текущие и капитальные, в зависимости от объема, характера и возможности выполнения (не всегда можно перекрывать полосу для выполнения мелких работ ).

Текущий ремонт - работы по устранению мелких повреждений. Повышает надежность и срок службы сооружений. производится без перерыва летной эксплуатации в "окнах" между полетами. Подразделяется на плановый (проводится регулярно по плану на основе актов технического осмотра сооружений) и непредвиденный (проводится по мере необходимости).

Капитальный ремонт - исправление или замена изношенных или деформированных конструкций в значительных объемах. Производится с прекращением или без прекращения летной эксплуатации подрядными организациями или ремонтно-строительными подразделениями аэропорта.

Ремонтные работы проводят в два этапа:

1) подготовительные работы - подвоз и хранение материалов, обеспечение работ машинами и инструментами, подготовка ремонтируемого участка, приготовление ремонтных составов.

2) основные работы - укладка конструкций, нанесение и уплотнение ремонтных материалов, окончательная отделка и уход.

7. Технологические требования по подготовке летного поля.

Аэродром считается неготовым к эксплуатации когда:

1) коэффициент сцепления на ВПП ниже 0,3 ед. к.с.

2) разность коэффициентов сцепления на близлежащих участках превышает 0,2

3) толщина слоя осадков на ВПП выше допустимых значений.

4) микронеровности покрытия (просвет под трехметровой рейкой) не отвечают требованиям СНиП.

5) наличие на поверхности посторонних предметов.

6) недостаточна прочность покрытия.

7) несоответствие маркировочных знаков требованиям РЭГА.

8) неисправное состояние водоотводных и дренажных систем.

9) в зимний период очистка от снега и льда проведена не в полном объеме.

8. Требования к содержанию зон КРМ и ГРМ РМС (курсовой и глиссадный радиомаяк радиомаячной системы).

Основные требования: ограничение высоты травяного покрова (0,5-0,2 м), толщины целинного и уплотненного снега (0,5-0,2), неровностей микрорельефа (0,3-0,15) и соблюдение уклонов рельефа (0,01-0,02). Значения ограничений зависят от категории РМС (I-III), типа антены и участка свободной зоны перед антенной (А-Г).

В пределах зон А-г движение автотранспорта не допускается.

9. Дневная маркировка аэродрома с искусственными покрытиями.

Маркировочные знаки на ИВПП - белого цвета. На РД, МС и перроне - оранжевого или желтого цвета. Знаки зон обслуживания самолетов - красного цвета, путей движения спецавтотранспорта - белого.

На ИВПП маркировочными знаками обозначают: продольную ось ИВПП, порог, цифровой знак посадочного магнитного путевого угла (ПМПУ), зону приземления, фиксированное расстояние и край. Размер, количество и расположение знаков зависит от класса ВПП.

далее - см. курсовик.

10. Оборудование аэродромов маркировочными знаками.

Грунтовые аэродромы оборудуют маркировочными знаками: центра полосы, пограничным, посадочным "Т", зоны приземления, угловым, входным, боковой границы КПТ, осевым КПТ, между КПТ и БПРМ, подхода, РД, МС и конусом ветроуказателя. для лучшей видимости знаки могут оборудоваться лампами и катафотами. по краям ГВПП знаки устанавливают на опорах на 10-20 см выше расчетного уровня снега.

11. Дневная маркировка и светоограждение высотных препятствий.

- предназначены для информации о наличии этих препятствий. Препятствия делят на расположенные на приаэродромной территории и на местности в пределах воздушных трасс. Также делят на временные и постоянные.

Дневной маркировке (красные и белые полосы) подлежат все препятствия, возвышающиеся над поверхностью ограничения препятствий, а также объекты, расположенные в зоне маневрирования ВС и снижающие безопасность полетов. Любые объекты высотой более 100 м.

Светоограждение устраивается на всех перечисленных объектах для обеспечения безопасности полетов в ночное время и при плохой видимости. Для этого используют заградительные огни. Огни ставят попарно - основной и резервный на верхней части объекта и далее через 45 метров. Цвет – красный, либо проблесковые белые. Предусматривается резервное питание огней.

12. Маркировка вертодромов.

Знак ограничения места приземления.

Угловой пограничный знак.

ПМПУ (посадочный магнитный путевой угол).

Знак конечного этапа взлета и посадки.

Пути руления вертолетов наносят пунктиром. На МС наносят габариты вертолета и номер стоянки. Зимой вертодром маркируют конусами и щитами-ориентирами

13. Осмотр и оценка параметров летного поля.

Осмотр летного поля проводят ежедневно. Дополнительные осмотры - при подготовке аэродрома к весенне-летней и осенне-зимней эксплуатации.

При ежедневном осмотре проверяют состояние поверхности покрытия и примыкающих к нему грунтовых участков. В результате оформляются акты дефектов ЛП. Также ежедневно осматривают дневные маркировочные знаки.

Осмотр водоотводных и дренажных систем проводят при подготовке к зиме, после окончания снеготаяния и после сильных осадков.

Раз в год проводят дефектацию покрытия, по материалам которой составляют акт и дефектовочный план. Это основной материал при планировании ремонтных работ и оценке прочности покрытий.

Ровность покрытий проверяют геодезической съемкой после окончания их строительства, реконструкции или ремонта. По результатам составляют каталог высотных отметок профилей ЛП.

Параметры состояния ЛП:

1) коэффициент сцепления;

2) наличие, вид и толщина атмосферных осадков;

3) состояние и качество очистки поверхности;

4) состояние и видимость маркировочных знаков;

5) ширина и сопряжение очищенной от снега полосы;

14. Контроль строительства зданий на приаэродромной территории и полосах воздушных подходов.

Строительство в районах аэродрома и воздушных трасс производится в соответствии с Воздушным Кодексом РФ и Положением об использовании воздушного пространства.

1) объекты в границах полос воздушных подходов и в радиусе 10 км от аэропорта;

2) объекты высотой более 50 м;

3) объекты, создающие электромагнитные помехи в районе расположения средств УВД;

4) взрывоопасные объекты;

5) предприятия, деятельность которых ухудшает видимость в районе аэропорта.

Развитие городов в пределах приаэродромной территории согласуется с учетом требований обеспечения безопасности полетов и зон воздействия авиационного шума.

На территории в 15 км от аэропорта запрещается размещение объектов, вызывающих скопление птиц (свалки, фермы и т.д.).

Согласование производится региональным управлением воздушного транспорта и утверждается начальником Отдела сертификации аэропортов Департамента воздушного транспорта. По необходимости вносятся изменения в аэронавигационную документацию. Возможно отступление от требований НЭГА при проведении мероприятий по повышению безопасности полетов.

В разрешении указывается расположение и высота объекта, характер его маркировки и светоограждения. В ходе строительства ведется постоянный контроль.

15. Организация строительных и ремонтных работ на территории ЛП.

Проект организации строительства включает:

1) календарный план со сроками и очередностью строительства;

2) строительный генеральный план с расположением реконструируемых сооружений, временных производственных строений, путей подвоза строительных материалов, существующих инженерных сетей, элементов ЛП, схемы движения строительной техники по ЛП,

3) график поступления строительных материалов и оборудования;

4) технологические карты на выполнение определенных видов работ с пояснительной запиской;

5) схема движения транспорта по ЛП. Основные требования к семе движения:

- техника должна следовать к месту работ кратчайшим путем;

- пути движения техники не должны пересекать пути руления ВС;

- должны учитываться изменения путей движения при перемещении фронта строительных работ по полосе;

- указываются места стоянки техники.

Перед началом работ весь персонал проходит инструктаж и расписывается в журнале.

При проведении работ без прекращения полетов составляют "План организационно-технических мероприятий по обеспечению безопасности полетов на период проведения работ на ЛП."

Производится регулярный надзор за производством работ и состоянием сооружений аэропорта.

16. Эксплуатация грунтовых ЛП.

Работы в летний период:

1 оценка пригодности ЛП к эксплуатации;

2 обеспечение ровности, прочности и плотности грунтов;

3 обеспечение водоотвода

4 ремонт маркировочных знаков

5 восстановление разрушенного дернового покрова с устранением колей и выбоин;

6 укрепление грунтов рабочей части ЛП и обеспечение их эрозийной устойчивости;

7 мероприятия по обеспыливанию;

8 агротехнические мероприятия по поддержанию травостоя установленной высоты и качества.

Эксплуатация ВС в зимний период допускается при устойчивых отрицательных температурах и промерзании грунта на:

30-35 см для ВС 1-го класса

15-30 см для 2-го

Зимнее содержание производится методами очистки или уплотнения снега.

17. Характер разрушения грунтовых ЛП

Эксплуатационное состояние грунтового ЛП характеризуется прочностью грунтов, которая зависит от влажности, гранулометрического состава и степени уплотнения грунта. Связные грунты (глины и суглинки) в сухое время года имеют высокую прочность. С увеличением влажности их связность уменьшается и снижается сопротивление нагрузкам. В пластическом состоянии не пригодны для эксплуатации.

Несвязные грунты (пески и легкие супеси) с увеличением влажности до определенного предела увеличивают прочность. С увеличением температуры воздуха происходит интенсивное просыхание и набор прочности грунта.

По гранулометрическому составу лучшими являются супеси и легкие суглинки. Они имеют достаточную прочность при увлажнении и пригодны создания дерна.

В период распутицы неизбежны перерывы в полетах. Возможность взлета ВС в распутицу определяется условием страгивания на тяге собственного двигателя. Возможность эксплуатации ВС зависит от типа шасси, размеров колес и давления в пневматиках.

Допустимая глубина колеи - обеспечивает движение ВС с необходимым для взлета ускорением, а поверхность ЛП не подвергается быстрому разрушению.

Проходимость ВС характеризуется:

Минимальной прочностью грунта при которой самолет движется с образованием максимально допустимой колеиHmax ;

Эксплуатационной прочностью грунта. образуется колея эксплуатационной глубиныHэксп и сохраняется дерн.

Колеи меньше Hэксп исправляются укаткой катками без разрушения дернового покрова. Заделка колеи большеHэксп производится сразу после окончания полетов.

Распутица - продолжительные осенние и весенние периоды, кратковременные летние (осадки 40-70 мм). В южных районах в зимний и на Крайнем Севере в летний период.

Эксплуатация ВС 4го класса начинается при просыхании верхнего слоя грунта на 15-20 см, для 3го класса 30-35 см.

18. Летняя эксплуатация грунтовых ЛП

1 создание хорошего дерна, ускоряющего просыхание грунта, предупреждающего выдувание и пыление грунта;

2 уплотнение грунта, снижающее просачивание влаги;

3 осушительные мероприятия и защита от притока ливневых и талых вод с прилегающих участков.

Содержание грунтовых ЛП без дерна: планировка, исправление микрорельефа (перемещение грунта в пределах 10-12 см верхнего слоя), заделка колей и уплотнение грунта укаткой. Грунты уплотняют при их оптимальной влажности (максимальное уплотнение при минимальных затратах труда ).

Качество уплотнения контролируется по ГОСТ 5180-84 и ГОСТ 22733-77.

Колеи глубиной до 6 см устраняют прикатыванием. Более 6 см - предварительно засыпают грунтом.

На грунтовых ЛП без дерна происходит выдувание грунта работающими двигателями ВС. Снижение пылеобразования и эрозии:

- создание дерна или искусственных покрытий;

- поддержание структурного и влажностного режима грунта;

- введение различных вяжущих (известь, битум, отработанное масло. Слой пропитки не менее 3 см для связных и 5 см для несвязных грунтов.).

Создание дерна повышает несущую способность грунта на 4-5 кгс/см 2. Дерн должен:

- иметь густоту травостоя (свыше 300 побегов на 400 см 2 ) и плотное сплетение корневищ на глубину 12-18 см;

- обладать связностью, упругостью и устойчивостью к истиранию;

- иметь высоту травостоя не более 30 см и 8 см после скашивания.

1) прочесывание травостоя зубовыми боронами и разравнивание мелких неровностей;

2) прикатывание дерна. Производят ранней весной. Перед наступлением заморозков проводят дополнительную укатку для устранения колейности.

3) подкормка трав минеральными удобрениями;

4) дополнительный водополив;

5) скашивание трав. Проводят 2 раза в год.

Разреженный дерн ремонтируют: разрыхляют почву дисковыми культиваторами на глубину 3-5 см, вносят удобрения, разбрасывают семена, заделывают их боронами и прикатывают катками. Отремонтированные участки не эксплуатируют 2-3 месяца.

Задернение колей и выбоин производят засевом семенами или пересадкой готовой дернины.

Грунт, пропитанный ГСМ заменяют на глубину 20-30 см.

При эксплуатации грунтовых аэродромов старт переносят через каждые 5-15 дней по мере износа дернового покрова.

19. Факторы, воздействующие на искусственные покрытия аэродромов.

1) статическая нагрузка, равная взлетной массе самолета (Ан-24 22т, Ту-154 98 т, Ил-96 216 т). Зависит от конструкции опор самолета.

2) динамическая нагрузка от движущихся самолетов (Vотр = до 260 км/ч). При неровностях в 1-2 см возрастает на 20-30%. Для ее учета вводится коэффициент динамичностиkдин. На большой скорости вес самолета частично компенсируется возникающей подъемной силой. Наиболее неблагоприятные условия работы покрытий - при скорости

3) нагрузка от реактивной струи (t

10 м/с на поверхности покрытия) продолжительность воздействия на стартовых участках - до 5 минут.

4) попадание на поверхность топлива и хим. реагентов.

1) температурные деформации.

2) многократное замораживание-оттаивание влаги в порах покрытия.

3) морозное пучение грунта.

4) солнечная радиация.

5) ветровая эрозия

20. Основные требования к покрытиям.

1) дешевые в строительстве и эксплуатации;

2) высокая несущую способность независимо от времени года;

3) стойкость к эксплуатационным нагрузкам;

4) прочность, надежность и долговечность;

5) беспыльность поверхности;

6) ровность и хороший коэффициент сцепления;

8) простота реконструкции и усиления.

21. Типы покрытий.

Бывают жесткими, нежесткими и сборными.

Жесткие воспринимают растягивающие напряжения. Работают как плита на упругом основании. Давление на грунт мало. Делаются из бетона, армобетона, железобетона предварительно напряженных и сборных плит.

Нежесткие подвержены пластическим деформациям. Нагрузка производит сжатие подстилающего грунта и выжимание его вбок. Сюда относят асфальт щебеночные и грунтовые основания, устраиваемые методом пропитки или перемешивания.

В зависимости от срока службы различают покрытия капитальные, усовершенствованные (щебень), упрощенные (грунт) и временные (сборные панели из стали или пластмасс).

22. Жесткие покрытия.

+ Прочные, долговечные. Хорошо сопротивляются воздействию температуры и агрессивных сред.

- Плохо воспринимает растягивающее напряжение. Подвержены температурно-усадочным деформациям. Медленно твердеет.

Для снижения температурных напряжений устраивают швы сжатия и расширения. Места швов могут усиливаться краевым армированием и штырями.

Бетон. Бывают одно и двухслойными. Иногда используют в качестве нижнего слоя покрытия другого типа. Укладывают на разделительную прослойку. Нарезают прямоугольными плитами со сторонами не менее 2.5 и не более 7,5 м. Число швов стремятся уменьшить.

Железобетонные покрытия. Работают на изгиб. Арматура устанавливается в растянутой зоне. Процент армирования ?=0,25-0,4%. Расход стали 12-22 кг/м 2. Армирование - в виде сеток и каркасов.

Армобетон. ?=0,1-0,15%. Расход стали 6-8 кг/м 2. Арматура препятствует раскрытию трещин.

Предварительно напряженные покрытия. Арматура перед укладкой бетона натягивается на специальных анкерах. После схватывания бетона арматуру отпускают и она сжимает бетон. Позволяет снизить толщину покрытия 1,5-2 раза. Сложны в изготовлении.

Сборные покрытия из железобетонных плит. Например ПАГ-14 (14-толщина в см). Укладывают краном. Сваривают в местах стыковых скоб.

23. Деформации и разрушения жестких покрытий.

1) Шелушение и выкрашивание (3 стадии: 1 – разрушение цемента 3-5 мм; 2 – оголение крупного заполнителя; 3 – отрыв крупного заполнителя ). Уменьшает толщину покрытия, задерживает влагу, способствует дальнейшему разрушению при замораживании, создает участки с неравномерным сцеплением.

2) Выбоины - воронкообразные углубления с диаметром 5-10 см и глубиной 8-10 см(дефект структуры бетона ).

3) Раковины (маленькие выбоины).

4) Трещины. Бывают волосными (усадочные). Поверхностные (усадочные – малой ширины в виде сетки и температурные – изменяют ширину при суточных перепадах температуры ). Сквозные (развиваются из поверхностных).

5) Отколы углов и краев плит. Результат развития трещин на краевых участках плит.

6) Сколы кромок плит.

7) Разрушение заполнителя швов.

8) Просадки - вертикальные смещения плит с образованием уступов на стыках.

9) Карбонизация – если через бетон идет вода. Редко бывает на аэродромном покрытии .

24. Ремонт жестких покрытий.

Для профилактики поверхностных разрушений (или при начавшемся шелушении ) раз в 2-3 года применяют пропитку защитным гидрофобизирующим составом (наши КОС и НПС и импортный СС100). Он заполняет мелкие поры и трещины, повышает водоустойчивость и морозостойкость покрытия, снижает адгезию льда в 20-30 раз.

Ремонт поверхностных разрушений - фрезерование, нанесение коллоидного цементного клея и слоя фибробетона или быстротвердеющего полимербетона. Иногда слой литого асфальтобетона 25-40 мм.

Сетка из арматуры кл. А-II?6 ячейка 100x100

анкеры из арматуры кл. А-II?12 ячейка 400x400

Ремонт сколов с установкой анкеров.

Д
ля ремонта сколов углов и кромок плит применяют быстротвердеющий высокопрочный бетон или полимербетон. Поврежденный участок вырубается на глубину 5-8 см и укладывается ремонтный материал. При вырубке бетона на полную толщину материал укладывается и уплотняется слоями по 8-10 см.Использовать мягкую опалубку.

Ремонт поверхностных трещин - втиранием цементоводных суспензий или заполнениемвысокодеформативными материалами Аэропласт (холодного применения) иBigumaRS(горячего примене­ния) (если ). Сквозные трещины - разделывают (нарезают) забивают уплотнительный шнур и заливают как обычные швы. Или заполняются высокодеформативными герметиками. Если трещина работает как деформационный шов - крепится стальными скобами или анкерами.

Герметизация шва сжатия

Заделка трещины с сильным разрушением кромок с образованием деформационного паза.

Исправление неровностей - срезанием превышений и заделкой впадин.