Руководства, Инструкции, Бланки

крестьянская война под руководством пугачёва кратко img-1

крестьянская война под руководством пугачёва кратко

Рейтинг: 4.8/5.0 (1926 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Прогноз переноса воздушных частиц из Японии

Прогноз переноса воздушных частиц из Японии. $(

Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева стала самой мошной и продолжительной. Предводитель восставших - Емельян Иванович Пугачев родился в Зимовейской станице на Дону в семье бедных казаков. С 17 лет он был участником Семилетней и русско-турецких войн, получил младший офицерский чин хорунжего за храбрость в боях. Пугачев не раз выступал в роли челобитчика от крестьян и простых казаков, за что и был арестован властями. В 1773 г. Пугачев бежал из казанской тюрьмы. Вскоре он появился около Яицкого городка и назвался императором Петром III.

Крестьянская война 1773-1775 г. условно разделяется на три этапа. Первый этап крестьянской войны (октябрь — декабрь 1773 г.). 17 октября 1773 г. отряд из 80 яицких казаков во главе с Е. И. Пугачевым двинулся на Яицкий городок. В этот же день появился манифест новоявленного «царя» о жаловании казаков землями и лугами, беспошлинной рыбной ловлей, денежным жалованьем, бесплатным провиантом, порохом и свинцом. Несмотря на то, что Яицкий городок Пугачеву взять штурмом не удалось, он захватил большое число крепостей между Яицким городком и Оренбургом, к армии восставших присоединилась большая часть их гарнизонов, формировались полки из башкир, татар, калмыков. В начале октября Пугачев осадил Оренбург. Численность его армии достигла 30—50 тыс. человек. Была создана Военная коллегия, армия была разделена на полки и сотни. Однако организованности выступлений мешали постоянные изменения в ее составе и несогласованность действий восставших. В конце 1773 г. царские войска во главе с генералом А. И. Бибиковым нанесли поражение Пугачеву под Оренбургом и заставили его отступить.

Второй этап крестьянской войны (январь — июнь 1774 г.). В начале 1774 г. отряд Пугачева, в котором осталось около 500 человек, отошел в горнозаводской район Урала. На этом этапе состав армии изменился. Поскольку основная часть казачества осталась на Яике, то большинство армии восставших составляли теперь народы Приуралья и приписанные к заводам крестьяне. К Пугачеву присоединились башкирские отряды во главе с Салаватом Юлаевым.

Третий этап крестьянской войны (июль 1774—январь 1775). В начале июля 1774 г. армия Пугачева в составе 20 тыс. человек подступила к Казани и почти захватила ее. Регулярные войска с трудом удерживали только Казанский Кремль. Исход боя решили подошедшие к Казани правительственные войска под командованием полковника Михельсона. Ожесточенное сражение закончилось поражением восставших. Пугачев, преследуемый отрядом Михельсона, был вынужден отступить на юг, стремясь пробиться к Дону. Силы восставших и царского правительства были слишком неравными. Стихийный характер крестьянского движения и разобщенность действий восставших обрекли их на поражение. Вблизи Царицына Пугачева настигли правительственные войска, отряд его был разбит, а сам он был схвачен и казнен в Москве в январе 1775 г. Крестьянская война ускорила процесс консолидации дворянского лагеря.

Другие статьи

План-конспект урока по истории (7 класс) на тему: Крестьянская война под предводительством Е

План-конспект урока по истории (7 класс) на тему:
Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева
  1. Организационный момент. Целевая направленность.

1 слайд: Тема урока: Крестьянская война

под предводительством Е. И. Пугачёва (п. 25, стр. 178-184)

Цель: определить причины, познакомиться с этапами войны, причинами поражения, последствиями.

Образовательная – создать условия для формирования устойчивых знаний по теме. Сформировать представление о крестьянской войне 1773-1775 гг, её причинах, особенностях и последствиях. Познакомить с личностью Е.И.Пугачёва, внутренней политикой Екатерины II после событий крестьянской войны. Сформировать понятия: Крестьянская война, Гражданская война, Манифест.

Развивающая – продолжить формирование умений работы с информационными источниками: историческим текстом, текстом учебника, картой, презентацией.

Развивать логическое мышление через установление причинно-следственных связей. Развивать навыки самостоятельной, творческой деятельности учащихся.

Воспитательная – формировать активную гражданскую позицию, неравнодушное отношение к событиям отечественной истории.

Форма урока. урок с использованием информационно – коммуникационных технологий (комбинированный, с опережающим обучением).

  1. Этап проверки домашнего задания (параграф 24)

Ребята, давайте вспомним все, что узнали с вами на прошлом уроке по теме «Внутренняя политика Екатерины II». Сейчас мы с вами проведём игру «Крестики – нолики». Перед вами квадрат – он расчерчен. Ответы «нет» и «да» должны заполнить пустые квадраты. Я –х, вы – о.

  1. В царствование Екатерины II увеличилось помещичье землевладение (да).
  2. Бироновщина, понятие, характеризующее внутреннюю политику Екатерины II.

(нет, он был фаворитом и министром при Анне Ивановне, а для Екатерины характерно понятие «просвещённый абсолютизм»).

  1. Превращение дворянства в привилегированное сословие произошло в царствование Екатерины II (да).
  2. Екатерина II, вслед за французскими просветителями, выступила с идеей секуляризации в России, т.е. передачи государственных земель в управление монастырей и церквей (нет, наоборот).
  3. Разрешение создавать вольные типографии, относится к основным мерам Екатерины II в русле политики «просвещённого абсолютизма» (да).
  4. «Жалованная грамота дворянству» от 1785 года, опровергала все привилегии, данные дворянству после смерти Петра 3 (нет, наоборот, она собрала воедино и подтвердила).
  5. В период правления Екатерины II, на Украине было введено крепостное право (да).
  6. Губернская реформа 1775 года, передававшая власть на местах в руки дворян, привела к ухудшению контроля властей над населением страны (нет, привело к улучшению).
  7. При Екатерине II произошло усиление позиций дворянства (да).
  1. правильных ответов – «5»; 7 – «4»; 6 – «3».
  1. Этап всесторонней проверки знаний обучающихся.

Учитель: Нет, ты не будешь забвенно,
Столетье безумно и мудро.

Так Александр Николаевич Радищев писал о XVIII веке. Да, действительно, XVIII столетье – бурная и противоречивая эпоха отечественной истории.

С одной стороны – были совершены великие достижения: реформы Петра I и Екатерины II, победы в Северной, семилетней, русско-турецких войнах, взлёт во всех областях науки, культуры;

с другой – ужасы крепостничества, которые мало чем отличались от рабства, бироновщина с засильем немцев, разгул казнокрадства, взяточничество.

Недаром Радищев, обозревая взором современную ему Россию, страну богатую талантами и несчастную одновременно, писал о безумии и мудрости века.

  1. Этап подготовки обучающихся к активному усвоению знаний.

На прошлом уроке мы с вами рассматривали одну из наиболее острых проблем XVIII века – расширение дворянских привилегий и ухудшение положения крестьянства.

В правление Екатерины II крепостное право достигло самого высокого предела. Политика Екатерины II была направлена на превращение барина в распорядителя крестьянской судьбы. - Крестьянам запрещено было жаловаться на помещика.

- Росли повинности крестьян.

- Барщина достигала до 4-5 дней в неделю.

- Барин применял карательные меры.

- Крестьян продавали на рынке как товар.

- Газеты пестрели объявлениями о продаже крестьян семьями и в одиночку.

- Были ликвидированы вольности казакам.

Екатерина II чувствовала социальную напряжённость

и грозившую от неё беду.

- Как вы думаете, к каким последствиям могла привести такая политика правительства?

- О какой беде идёт речь?

Ответы учащихся: восстание, крестьянская война, мятеж.

Вывод: Произвол помещиков и бесправие крепостных не могли не вызвать недовольство народа, все это вылилось в самую мощную в истории России войну.

Учитель: Наш урок сегодня будет посвящён восстанию против правления Екатерины II. Восстание проходило под руководством Емельяна Пугачёва, который объявил себя «царём Петром Фёдоровичем», Петром III.

Вопрос: - Вспомните, когда в российской истории уже появлялись самозванцы?

Ответ: - В Смутное время — Лжедмитрий I и Лжедмитрий II.

Вопрос: - Когда появляются самозванцы?

Ответ: - Когда власть не может или не хочет улучшить тяжелое положение народа. Это и есть главная причина народных восстаний.

Вы ещё ничего не знаете об этом восстании, но я вас прошу помочь мне сформулировать тему нашего урока, она записана на доске, но я сделала в ней пропуск.

Я предлагаю вам 2 варианта. Каждый из вас может проставить любое из предложенных слов.

«… война под предводительством Е. И. Пугачёва».

Крестьянская война или крестьянское восстание — массовые выступления крестьян против феодалов, приобретающие масштабы общегосударственной гражданской войны.

Я прошу вас записать полученную тему в тетрадь

и хочу услышать ваше мнение.

Учащиеся: называют получившиеся темы и аргументируют их.

Учитель: Познакомившись с восстанием под руководством Е. Пугачёва, мы должны оценить его с позиции двух основных нравственных критериев добра и зла.

«Восстание это добро или зло?». Отметьте себе на полях знаком «+» - восстание это добро, знаком « - » это зло.

5.Этап усвоения новых знаний.

Это не первое восстание, которое мы изучаем, поэтому, я думаю, вы уже можете сами назвать мне план, алгоритм изучения любого восстания.

Учащиеся составляют план.

2. Причина (ы) восстания.

3. Предводитель и участники.

4. Ход восстания.

5. Итоги и значение.

Записывают в тетрадь.

Дата: 1773-1775 г.г. (записывают в тетрадь).

Я думаю, вы уже сейчас можете предположить, почему в эпоху Екатерины Великой произошло такое крупное восстание крестьян, но это было бы для вас слишком легко, поэтому я предлагаю вам 2 афоризма из книги мудростей, они помогут вам сформулировать причины восстания, подтвердите их примерами из учебника, стр.178.

  1. « Когда людей ставят в условия, подобающие только животным им ничего не остаётся, как восстать или на самом деле превратиться в животных» Ф. Энгельс

4 слайд: Причины восстания:

  1. Усиление власти и произвола помещиков над крестьянами.
  2. Ликвидация казачьего самоуправления на Дону.
  3. Захвата земель русским дворянством у нерусских народов.
  4. Тяжелое положение работных людей на мануфактурах.

Записываем новое понятие в тетрадь: на стр. 184 учебника.

Самоуправление – самостоятельность тех или иных территорий или общественных групп в вопросах, оговоренных с центральной властью.

Учитель: Следующее, что мы должны выяснить: кто руководитель и участники восстания.

Сообщение учащегося о Емельяне Ивановиче Пугачёве

Емельян Иванович Пугачёв – донской казак, выдавший себя за царя Петра 3. На сегодняшний день известно почти 40 лжепетров 3, которые почти все выступали против Екатерины 2, потому что на престол она встала незаконно, свергнув своего мужа.

В годы Семилетней и русско–турецкой войн он храбро сражался, но в 1771 году Пугачёв из армии бежал, стал дезертиром. Его несколько раз ловили, а он сбегал. Пугачёв – герой войны, а с другой стороны – дезертир. В августе 1773 года он направился на реку Яик и сумел поднять казаков на мятеж для того, чтобы свергнуть Екатерину и занять престол, на котором он будет для народа «своим» царём.

6 слайд: Он был человеком смелым, обладал военными и организаторскими способностями. Для привлечения сторонников он рассылал «прелестные грамоты». В них он обещал сделать всех участников движения свободными казаками, дать им земли, угодья, освободить от рекрутских наборов, высоких податей, призывал казнить помещиков и несправедливых судей.

Такая программа привлекала на его сторону крестьян, работных людей. Его поняли татары, башкиры, калмыки, марийцы. Все они видели в Пугачёве освободителя от гнёта помещиков и царских властей.

7 слайд: Учитель: Следует заметить, что так же как Степан Разин, Емельян Пугачёв, объявив себя царём, издаёт указы, манифесты, «прелестные грамоты». Разин тоже распространял свои идеи с помощью «прелестных писем».

Записываем в тетрадь понятие: (работа со словарём).

8 слайд: Манифест - (призыв) - особый акт главы государства или высшего органа государственной власти, обращенный к населению.

Учитель: Теперь проанализируйте причины выступления и обещания Пугачёва в Манифесте от декабря 1773 года. Определите, кто мог стать участником восстания?

Учащиеся: читают документ на стр.183.

Ответы учащихся: крестьяне, казаки, работные люди.

Учитель: В движении приняли участие:

- яицкие казаки. ставшие главной военной силой восстания;

- работные люди Урала, обеспечивавшие армию артиллерией;

- народы Поволжья (башкиры, татары, марийцы, калмыки).

Мы с вами познакомились с причинами, участниками, но этого недостаточно, чтобы оценить восстание, мы должны познакомиться с действиями восставших, с ходом восстания.

11 слайд: Обратимся к карте. Восстание охватило огромную территорию: Оренбургский край, Урал, Приуралье, Нижнее и Среднее Поволжье. Началось оно в районе реки Яик, сегодня - это река Урал, впадающая в Каспийское море. Переименовала реку Екатерина II, а яицких казаков в уральских, дабы стереть из памяти народа это восстание.

Восстание проходило в три этапа.

Записать в тетрадь этапы восстания:

2 этап. Апрель-июль 1774 г.

3 этап. Июль-сентябрь 1774 г.

Сообщение учащегося о первом этапе войны (Комисаров Данил)

- Первый этап был начат в сентябре 1773 года, когда Пугачёв открыл тайну своего имени перед казаками. Сначала в его отряде состояло 80 человек, но уже на следующий день стало в два раза больше. Пугачёв покорял почти без боя одну крепость за другой, так как в его отряд вливались новые люди. В октябре «Пётр Фёдорович» подошёл к городу Оренбургу и долгое время держал его в осаде. Здесь его поддерживали башкиры и рабочие Урала. Против мятежников правительство отправило отряд – 1,5 тысячи человек, но скоро они были разбиты. Паника охватила не только жителей Оренбурга, но и Казани, Петербурга. Тогда говорили: «Не Пугачёв важен, важно всеобщее негодование». Но итог 1 этапа войны для восставших был печальный, потому что против Пугачёва и его людей была подготовлена царская армия, которая под Татищевой крепостью в марте 1774 года произошло сражение, где победу одержали царские войска.

Вывод: Неудачная осада Оренбурга, поражение пугачевцев.

Сообщение учащегося о втором этапе войны (Махров Флор)

- Второй этап войны длился с апреля по июль 1774 года. Пугачёв снял осаду с Оренбурга и отошёл в Башкирию и Южный Урал, где к нему влились работные люди уральских заводов. Они снабдили его пушками. Сначала у Пугачёва было 10 тысяч человек, но потом их стало вдвое больше, так как к нему примкнули удмурты, марийцы, чуваши. И решил Пугачёв повести своё войско на Казань. Он сумел взять только окраины города, но Кремль – не успел, подоспели царские войска. После этих событий Екатерина 2 была в страшном ужасе. Ей доложили о том, что Пугачёв готовит поход на Москву, и по её приказу в Петербурге наготове стоял корабль, готовый в любой момент вывезти её за границу.

Вывод: Взятие окрестностей Казани. Пугачев идет на Москву. Екатерина II собирается бежать за границу.

Учитель: Несмотря на поражение под Казанью, народное движение охватывало всё новые и новые территории Поволжья, включая Симбирский край.

Сообщение учащегося о третьем этапе войны (Соколов Егор)

- Третий этап войны был самым массовым по составу. Он так и называется «крестьянский». Емельян Иванович, «Пётр Фёдорович», 31 июля 1774 года издал Манифест. В этом документе Пугачёв писал о том, что освобождает крестьян от крепостной зависимости и налогов. После того как люди об этом узнали, крестьянские восстания проходили не только в местах действий армии Пугачёва, но и на правобережье Волги. Пугачёв захватывает несколько волжских городов, но со временем их снова освобождает. Для пополнения войска он отправляется на юг, в город Царицын.Там его схватили люди из казачьей верхушки, чтобы купить прощение за участие в этой войне. Пугачёв войну проиграл, но крестьянские выступления окончательно удалось подавить только через год.

Учитель: Обратимся к Манифесту от 31 июля 1774 года.

Учащиеся читают приложение 2.

Манифест Пугачёва от 31 июля 1774 г.

1 часть. «. Жалуем сим именным указом с монаршим нашим милосердием всех, находившихся прежде в крестьянстве и подданстве помещиков, быть верноподданными рабами собственной нашей короне и награждаем вольностию и свободою, владением землями и другими угодьями, не требуя подушных и протчих денежных податей…».

Учитель. А теперь предположим, что Пугачёву удалось захватить власть, свергнуть Екатерину и стать царём, что ожидало нашу страну?

Может быть вам поможет фраза: «Холоп не мечтает о свободе, холоп мечтает о своих холопах»

Учащиеся: высказывают суждения:

Не брать налоги ( а как же казна, бюджет)

Наградить землями (а кто будет работать на них)

Он ничего не меняет в структуре государства, т.к. не знает как устроено государство.

Учитель. Обратимся снова к Манифесту от 31 июля 1774 года.

Учащиеся читают Манифест Пугачёва от 31 июля 1774 г.

2 часть. «. кои прежде были дворянами в своих поместьях — оных противников нашей власти и разорителей крестьян, ловить, казнить и вешать, и поступать равным образом так, как они, не имея в себе христианства, чинили с вами, крестьянами, а домы и все их имение брать себе в награждение. »

Учитель: Вопрос? Видите ли вы в этом указе какое-либо противоречие?

Учащиеся делают вывод: Он обвиняет дворян в нарушении христианских заповедей, а сам в то же время их нарушает, он разжигает в восставших звериные инстинкты, насаждая произвол и беззаконие.

Учитель. Жестокость восставших действительно нужно признать чудовищной.

Восставшие рубили под корень — не только главу семьи помещика, но и его супругу, детей и даже гувернанток - Господское имущество делили между собой.

Прибывавшие на какой-нибудь завод пугачевцы аккуратно изымали заводскую казну, отбирали у работных людей скот и нехитрые пожитки, а напоследок разрушали заводы, лишая сотни людей основного источника заработка.

Учитель: Следует отметить, что восстание Пугачёва коснулось и Марийского края, а точнее территорию Козьмодемьянского и Кокшайского уездов. Эти уезды в то время были более развитыми в экономическом и социальном отношении. Крестьяне остальных уездов не принимали активного участия в борьбе.

О Пугачёве сложено немало преданий, с его именем связывают названия многих мест. Например, в Козьмодемьянске есть так называемая Пугачёва гора, на Кленовой горе (Волжский район) – дуб Пугачёва, под которым они делали недолгий привал.

Вопрос: Можно ли их оправдать? Можно ли отвечать насилием на насилие?

Учащиеся: высказывают мнение.

Учитель: Угнетенные, поднимаясь на восстание, снова творят зло, снова текут реки крови, и снова страдают люди. Насилие порождает только насилие.

Вопрос: А какой выход могли бы предложить Вы?

Ответ. Если не отвечать насилием на насилие, злом на зло, простить и даже полюбить врагов своих (подняться над обидами и оскорблениями), то исчезнет зло. Другого пути нет.

Вопрос: т.е. если я вас правильно поняла, это как в математике, если величину умножить на нуль, получается нуль?

Ответ: пишет на доске. Да, к примеру 1 человек несёт зло (х зла) и сталкивается с другим человеком, который не отвечает злом (т.е 0 зла),то получится (х умножаем на 0 =0),т.е зло=0. оно исчезнет.

6. Этап закрепления новых знаний.

Вопрос к классу: Имеем ли мы право осуждать восставших за применение насилия?

Учитель обобщает вывод: Мы не имеем права, разве мы сами никогда не применяли насилие и не были жестоки, не проявлял агрессию против другого. «Не суди, да не судим будешь»,- написано в Библии.

Учитель: Чем же завершился этот народный бунт?

Учитель: Екатерина II пожелала, чтобы Пугачёва привезли на казнь в Москву через всю Россию, в железной клетке. Эту миссию выполнил наш великий полководец Суворов.

10 января 1775 г. в Москве состоялась казнь Пугачева на Болотной площади, который вел себя достойно и мужественно.

22 слайд: Он был приговорён к жестокой казни четвертованию, но в последний момент Екатерина смилостивилась и разрешила сначала отрубить голову, а затем конечности.

23 слайд: Восстание было жестоко подавлено.

Учитель: проведём игру «Клубок знаний». Вы задаёте своему однокласснику вопрос по изученной теме, при этом кидаете клубок. Если ответ верный, принимаете, если нет – то кидаете обратно.

Вывод. Итак, выступление крестьян потерпело поражение.

Учитель: Почему крестьянская война потерпела поражение? Нужно обратить внимание на то:

- большинство восставших не имело военного опыта, а против них действовала регулярная армия;

- отряды Пугачева были плохо вооружены;

- у восставших не было четкого понимания своих целей и конструктивной программы;

- разбойный характер и жестокость восставших вызывали возмущение в различных слоях общества, поэтому его предали сами же казаки.

Учитель: Восстание подавлено, но прошло ли оно бесследно, и какое оно имело значение в целом?

Вывод: Стр. 182 - 183. Екатерина II сделала очень серьезные выводы из восстания Пугачева. Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева привела к улучшению положения уральских рабочих, казаков, крестьян и централизации власти в России. Больше крестьянских войн в стране не было.

Заключение: Я думаю, пора подвести итог урока, взвесим всё, что мы узнали на уроке и вернёмся к теме урока.

Учитель: Сегодня мы познакомились с вами с крестьянской войной под предводительством Емельяна Пугачёва. Историки по-разному называют это событие. Одни - «восстание», другие - «бунт», третьи – «крестьянская война». Мы будем придерживаться понятия «крестьянская война», т.к. народное движение 1773—1775 гг. действовало на большой территории, довольно долго и ожесточенно, были многочисленны и организованны, большинство из них составляли крестьяне, выступавшие против помещичьего произвола, а не захват власти в стране, как это происходит в гражданской войне.

Крестьянская война 1773 – 1775 г.г. в России – это бунт боли и отчаяния, когда сопротивление крепостному гнёту другими формами было уже невозможно. Хотя война и была заранее обречена на неудачу, но она явилась ярким выражением обострения классовой борьбы. Эта война по широте размаха и ожесточённости классовых столкновений не имела себе равных во всей предшествующей истории России. Она нанесла удар по вековым устоям крепостнической системы и ускорила отмену крепостного права.

Учитель вписывает пропущенное слово в теме урока.

7.Этап задания на дом.

28 слайд: Домашнее задание. П. 25, стр. 178 - 184

  1. Рефлексия.
  2. Результативность достижения цели урока.

Урок по истории - quot; Крестьянская война под руководством Е

Урок по истории "Крестьянская война под руководством Е.Пугачева" (7 класс)

Автор: Татьяна Николаевна Молочек

Место работы: Средняя общеобразовательная школа №6 г. Новозыбкова Брянской области

Должность: учитель истории

Вид материала: план - конспект занятия

Название: Крестьянская война под руководством Емельяна Пугачёва

Крестьянская война под руководством Емельяна Пугачёва

- выяснить причины войны, ход событий и ее результаты

- развитие навыков аналитического мышления

- воспитание патриотических чувств, уважения к историческому прошлому

У: Приветствие учителя, наблюдение учителя о готовности учащихся к уроку.

Проверка домашнего задания:

У: Вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке. Что такое просвещенный абсолютизм?

Почему Екатерина II его придерживалась?

У: Какие мероприятия в этом духе провела Екатерина II.

У: Почему годы правления Екатерины II называют «золотым веком русского дворянства»?

Подготовка к восприятию:

Ребята, мы с вами на прошлом уроке говорили, что политикой Екатерины II были недовольны крестьяне. Вспомните, почему они были недовольны?

У-к: Потому что находились полностью во власти помещиков. А помещики могли делать с крестьянами все что хотели (сослать, убить, наказать).

У: Верно, все это подготовило почву для восстания. Запишите тему сегодняшнего урока.

Объяснение нового материала:

У: Начнем мы с выяснения причин крестьянской войны, мы уже затронули первую причину, обозначим в тетрадях

У: Помещики превращали свои имения в настоящие плантации, крестьяне работали на них лишь за пропитание. Как их держали в страхе? С помощью штрафов, розог, цепей, службы в армии.

2. Политика государства в отношении крестьян

У: И от государства не стоило ждать помощи, они платили повинности и государству, с крестьян требовали подати и забирали их в солдаты.

3.Тяжелый труд на мануфактурах.

У: Мы с вами помним, что были и приписные крестьяне, которых вместе с семьями приписывали к какому-нибудь заводу, фабрике, мануфактуре. У них не было времени помогать семье по дому, по хозяйству, потому что они трудились месяцами на фабриках и заводах.

Все это вызывало непрерывные волнения в различных частях страны.

В 1765 году по стране объявилось множество самозванцев, в основном они были из беглых солдат. Большинство из них назывались именем Петра III. почему?

У-к: Потому, что не знали, как Пётр III умер, где и умер ли вообще.

У: А каких самозванцев вы знаете?

У-к: Лжедмитрий I. Лжедмитрий II.

У: Вскоре появился такой человек, который смог объединить всех недовольных и превратить стихийные выступления в настоящую войну против правительства и дворян. Это был Емельян Пугачёв.

Послушайте небольшой отрывок о том, кто же такой Емельян Пугачёв

У-к: Пугачев, как и все самозванцы, не был оригинальным. Он появился в г. Яик, тоже бежал из рядов армии и так же назвался именем Петра III. На самом деле, он уже несколько раз побывал под арестом и всякий раз спасался бегством. Для привлечения людей на свою сторону, Пугачев раздавал «прелестные грамоты», в которых он обещал казакам свободу, остальным землю, освобождение от податей, от рекрутских наборов. Естественно, что людям нравилось то, что им говорил Пугачёв и они шли за ним. Вскоре к яицким казакам примкнули крестьяне, рабочие, татары, башкиры, калмыки. Все они в Пугачёве видели освободителя. Они верили, если он придет к власти, то жить станет лучше.

У: Верно, заручившись поддержкой крестьян и казаков, Пугачев встал во главе крестьянской войны. Вся война делится на три этапа. Сейчас мы с вами будем работать с учебником и все важные события хода войны запишем в тетрадь.

У-к: В первом этапе войны важные даты:

17 сентября 1773 года открыл казакам тайну своего имени

5 октября 1773 года осадил Оренбург

22 марта 1774 года под Татищевой крепостью сражение правительственных войск Бибикова и восставших. Итог: неудача Пугачёва при осаде Оренбурга и под Татищевой крепостью.

У-к: Второй этап войны (апрель-июнь1774 года)

Увеличение численности повстанцев.

Июль 1774 года Пугачёв взял окраины г. Казань. Кремль взять не удалось.

Итог: Пугачёв решает идти на Москву.

У-к: В третьем этапе:

31 июля 1774 года Манифест, в котором Пугачёв освобождал крестьян от крепостной зависимости и налогов. Занял ряд важных городов, потом их оставил.

12 сентября 1774 года схвачен и выдан правительству казаками.

Итог: Поражение Пугачёва, предательство казаков. Но восстание удалось подавить лишь через год.

У: Ребята, запишем итоги войны

Пугачева отправили в Москву, там его приговорили к четвертованию.

10 января 1775 года Пугачёва и его соратников казнили на болотной площади. Кого-то били кнутом, кого-то сослали на каторгу. Без суда и следствия были казнены тысячи участников восстания.

У: Ребята, узнали ли вы что-либо новое на сегодняшнем уроке?

Скажите, кто для вас Пугачёв: самозванец или герой?

Почему восстание Пугачёва было подавлено?

Домашнее задание. §25, выписать значение Крестьянской войны.

Подведение итогов и выставление оценок более активным ученикам.

Крестьянская война под руководством Емельяна Пугачёва

- выяснить причины войны, ход событий и ее результаты

- развитие навыков аналитического мышления

- воспитание патриотических чувств, уважения к историческому прошлому

У: Приветствие учителя, наблюдение учителя о готовности учащихся к уроку.

Проверка домашнего задания:

У: Вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке. Что такое просвещенный абсолютизм?

Почему Екатерина II его придерживалась?

У: Какие мероприятия в этом духе провела Екатерина II.

У: Почему годы правления Екатерины II называют «золотым веком русского дворянства»?

Подготовка к восприятию:

Ребята, мы с вами на прошлом уроке говорили, что политикой Екатерины II были недовольны крестьяне. Вспомните, почему они были недовольны?

У-к: Потому что находились полностью во власти помещиков. А помещики могли делать с крестьянами все что хотели (сослать, убить, наказать).

У: Верно, все это подготовило почву для восстания. Запишите тему сегодняшнего урока.

Объяснение нового материала:

У: Начнем мы с выяснения причин крестьянской войны, мы уже затронули первую причину, обозначим в тетрадях

У: Помещики превращали свои имения в настоящие плантации, крестьяне работали на них лишь за пропитание. Как их держали в страхе? С помощью штрафов, розог, цепей, службы в армии.

2. Политика государства в отношении крестьян

У: И от государства не стоило ждать помощи, они платили повинности и государству, с крестьян требовали подати и забирали их в солдаты.

3.Тяжелый труд на мануфактурах.

У: Мы с вами помним, что были и приписные крестьяне, которых вместе с семьями приписывали к какому-нибудь заводу, фабрике, мануфактуре. У них не было времени помогать семье по дому, по хозяйству, потому что они трудились месяцами на фабриках и заводах.

Все это вызывало непрерывные волнения в различных частях страны.

В 1765 году по стране объявилось множество самозванцев, в основном они были из беглых солдат. Большинство из них назывались именем Петра III. почему?

У-к: Потому, что не знали, как Пётр III умер, где и умер ли вообще.

У: А каких самозванцев вы знаете?

У-к: Лжедмитрий I. Лжедмитрий II.

У: Вскоре появился такой человек, который смог объединить всех недовольных и превратить стихийные выступления в настоящую войну против правительства и дворян. Это был Емельян Пугачёв.

Послушайте небольшой отрывок о том, кто же такой Емельян Пугачёв

У-к: Пугачев, как и все самозванцы, не был оригинальным. Он появился в г. Яик, тоже бежал из рядов армии и так же назвался именем Петра III. На самом деле, он уже несколько раз побывал под арестом и всякий раз спасался бегством. Для привлечения людей на свою сторону, Пугачев раздавал «прелестные грамоты», в которых он обещал казакам свободу, остальным землю, освобождение от податей, от рекрутских наборов. Естественно, что людям нравилось то, что им говорил Пугачёв и они шли за ним. Вскоре к яицким казакам примкнули крестьяне, рабочие, татары, башкиры, калмыки. Все они в Пугачёве видели освободителя. Они верили, если он придет к власти, то жить станет лучше.

У: Верно, заручившись поддержкой крестьян и казаков, Пугачев встал во главе крестьянской войны. Вся война делится на три этапа. Сейчас мы с вами будем работать с учебником и все важные события хода войны запишем в тетрадь.

У-к: В первом этапе войны важные даты:

17 сентября 1773 года открыл казакам тайну своего имени

5 октября 1773 года осадил Оренбург

22 марта 1774 года под Татищевой крепостью сражение правительственных войск Бибикова и восставших. Итог: неудача Пугачёва при осаде Оренбурга и под Татищевой крепостью.

У-к: Второй этап войны (апрель-июнь1774 года)

Увеличение численности повстанцев.

Июль 1774 года Пугачёв взял окраины г. Казань. Кремль взять не удалось.

Итог: Пугачёв решает идти на Москву.

У-к: В третьем этапе:

31 июля 1774 года Манифест, в котором Пугачёв освобождал крестьян от крепостной зависимости и налогов. Занял ряд важных городов, потом их оставил.

12 сентября 1774 года схвачен и выдан правительству казаками.

Итог: Поражение Пугачёва, предательство казаков. Но восстание удалось подавить лишь через год.

У: Ребята, запишем итоги войны

Пугачева отправили в Москву, там его приговорили к четвертованию.

10 января 1775 года Пугачёва и его соратников казнили на болотной площади. Кого-то били кнутом, кого-то сослали на каторгу. Без суда и следствия были казнены тысячи участников восстания.

У: Ребята, узнали ли вы что-либо новое на сегодняшнем уроке?

Скажите, кто для вас Пугачёв: самозванец или герой?

Почему восстание Пугачёва было подавлено?

Домашнее задание. §25, выписать значение Крестьянской войны.

Подведение итогов и выставление оценок более активным ученикам.

16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.2015.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.2016.

Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru

Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.

Крестьянская война под руководством Е

Рубрика (тематическая категория)

Приход к власти Екатерины IIпосле свержения с престола ее мужа, Петра III, вызывал у многих вопросы, связанные с леги­тимностью ее правления. Этим активно пользовались те, кто был недоволен проводимой Екатериной политикой. Особо распростра­нено было мнение, что Петр IIIне погиб, а был просто отстранен от власти. Наиболее заметным самозванцем, претендовавшим на роль Петра III, стал донской казак Е.И. Пугачев, который возгла­вил мощное крестьянское движение. К 1773 ?. на стороне Пугачева было уже более нескольких десятков тысяч человек. Войску Пуга­чева удалось осадить Яицкий городок, Оренбург, взять Самару, Красноуфимск, Бузулук и другие города. Посланные Екатериной войска сначала терпели поражения (отряд генерала В. А. Кара, полковника Чернышева). Только в начале 1773 ?. корпусу под ру­ководством А. И. Бибикова удалось нанести Пугачеву поражение. Весной уже А. М. Голицын снял осаду Оренбурга, а И. И. Михель-сон разгромил войско Пугачева под Уфой. После этих поражений Пугачев отошел и сумел набрать новое войско, с которым в июле 1774 ?. взял Казань, которую удерживал только один день и уже 15 июля был выбит оттуда корпусом Михельсона. Для привлечения на свою сторону крестьян Пугачев издавал ??царские?? манифесты о даровании казакам и крестьянам вольности, земли и т. д. В августе 1774 ?. Пугачев был разбит сначала при попытке взять Царицын, а 25 августа потерпел окончательное поражение при Салениковой Ватаге. В результате заговора, составленного его же сторонника­ми, Пугачев был выдан властям. По приговору суда Пугачев был казнен в Москве 10 января 1775 ?.

Несмотря на схожесть вс?ех крестьянских восстаний, дви­жение Е. И. Пугачева имело свои особенности. Это было самое мощное восстание в истории России, оно охватило огромную тер­риторию и вовлекло сотни тысяч человек. Впервые к восстанию присоединились нерусские народности. Армия Пугачева была дос­таточно организованной: штаб, военная коллегия, войско делилось на полки, между которыми была связь.

Войска Пугачева были неплохо вооружены и получали вооружение организованно - с заводов Урала. У восставших была программа. Пугачев выступал против феодально-крепостнического строя в целом, за уничтожение крепостничества и свержение царя.

Причины поражения типичны: разрозненность, локаль­ность и раздробленность, недостаточные организованность, воо­ружение и военная подготовленность. Не были преодолены на­циональная вражда среди восставших и монархические иллюзии. К тому же на восставших обрушилась вся мощь феодально-абсолютистского государства.

Крестьянская война под руководством Е.И. Пугачева - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Крестьянская война под руководством Е.И. Пугачева" 2014, 2015.

Скачать реферат по теме Восстание под руководством Е

Восстание под руководством Е.И.Пугачёва (1773-1775 гг.)

Для скачивания работы включите JavaScript в Вашем браузере

ВОССТАНИЕПОД РУКОВОДСТВОМ Е. И. ПУГАЧЕВА 1773-1775 гг.

1. Причины восстанияНедовольство яицкого казачества мероприятиями правительства,направленными на ликвидацию его привилегий. В 1771 г.

казаки потерялиавтономию, лишились права на традиционные промыслы рыболовство, добыча соли. Кроме того, нарастала рознь между богатой казацкой старшиной иостальным войском. Усиление личной зависимости крестьян от помещиков, ростгосударственных налогов и владельческих повинностей, вызванные начавшимсяпроцессом развития рыночных отношений и крепостническим законодательством 60-хгг.

Тяжелые условия жизни и труда работных людей, а также приписныхкрестьян на заводах Урала. Социально-психологическая атмосфера в стране, накалившаяся под влияниемнадежд крестьянства на то, что вслед за освобождением дворян от обязательнойслужбы государству начнется и их раскрепощение. Эти чаяния порождали слухи, что манифест о вольности крестьянской был уже подготовлен царем, но злыедворяне решили его скрыть и совершили покушение на жизнь императора.

Однако ончудом спасся и только ждет момента, чтобы объявиться перед народом и повестиего на борьбу за Правду и возвращение трона. В этой атмосфере и появлялисьсамозванцы, выдававшие себя за Петра 2. Общая характеристика восстанияСобытия 1773-1775 гг.

представляли собой наиболее широкомасштабноеказацко-крестьянское восстание в истории России, имевшее как черты крестьянскойвойны, так и типичного народного бунта. Его характер позволяют уточнитьманифесты и указы Пугачева, содержание которых менялось в ходе восстания. Еслина начальном этапе цели восставших ограничивались восстановлением привилегийказачества и предоставлением казацкой свободы всем участникам движения, то свовлечением в него работных людей, а главное, помещичьих крестьян, характертребований значительно изменился.

Продолжение на след. странице

г. Причину этих восстаний поэт справедливо видит в крепостном гнете, жестокостях и самовластии правителей края и в политике царского правительства в отношении нерусских народностей юга Урала. Пушкин отчетливо показывает социальный и национальный состав

г. Причину этих восстаний поэт справедливо видит в крепостном гнете, жестокостях и самовластии правителей края и в политике царского правительства в отношении нерусских народностей юга Урала. Пушкин отчетливо показывает социальный и национальный состав

3 1. Смутное Время. 1.1. Причины крестьянской войны начала ХУ11 века. 5 1.2. Крестьянская война начала XVII века 7 1.3. Взгляд на события начала XVII века как на гражданскую войну в России 12 2. Восстание ПОД Предводительством С. Т. Разина. 2.1. Ход восстания 16 2.2. В.

Предисловие. Судьба, увы, порой бывает, несправедлива к великим людям в массовом сознании складывается образ, имеющий мало общего с реальным человеком. Именно так получилось и с императрицей Екатериной II, личность которой я выбрала для написания своего проекта.

5ballov.qip.ru рекомендует:

С приходом лета начался период, когда выпускники школ выбирают куда пойдут учиться дальше. Конечно, это совсем не легкий выбор, но помочь в выборе может рейтинг вузов на нашем сайте. Также в этом разделе представлена вся нужная для абитуриентов информация.

Прежде, чем идти в выбранный вуз с документами, нужно сначала получить аттестат, который выдается после сдачи экзаменов. А подготовиться к ним можно в нашем разделе ЕГЭ. Там также представлены варианты за прошлые года.

Для девятиклассников не менее важно окончание учебного года. Их также ждет государственная итоговая аттестация. Подготовиться к ней можно на нашем сайте в разделе ГИА. Главное помнить: самоподготовка - это путь к успешной сдаче.

Последние запросы