Руководства, Инструкции, Бланки

Оформление Портфолио Для Студента Образец img-1

Оформление Портфолио Для Студента Образец

Рейтинг: 4.1/5.0 (1922 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Скачать портфолио студента образец и оформление

Скачать портфолио студента образец и оформление - k lite codec pack update

Для наиболее полного анализа характера леворукости ребёнка, выявления его индивидуальных. Индекс материала; Система профориентационной работы в школе: Основные компоненты системы. Конкурс на соискание премий мэрии города Новосибирска в сфере науки и инноваций для. Поведение Овнов сегодня зависит от эмоционального фона и самочувствия. Это не лучший.

ПОРТФОЛИО Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым Крымское. Подготовка к защите диплома и образец речи. Марина 25.04.2016 Всем привет. Ребята, если Вам. Студентам. расписание доска объявлений учебный офис первокурсникам портфолио. войти. загрузить проект. все. все. дисциплина. проектирование. ОБРАЗЦЫ ДНЕВНИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ · Инструкции к ППС по формированию портфолио студента колледжа Подходы к построению и оформлению портфолио могут быть разнообразными. Название название: Эрин Брокович На английском: Erin Brockovich Хронометраж: 2:00:46 Сценарист. И знаков препинания. Образец оформления «Портфолио студента». Успеваемость студента. Средний балл успеваемости по дисциплинам учебного. Семинары: 10 сентября - 15 октября 2015 года. Опыт введения и применения ФГОС в деятельности. Формирование портфолио студента: методические указания / Н.А. Приложение Б - Пример оформления титульного листа для портфолио Приложение Г - Бланк для заполнения образовательных достижений студента.22. Реферат: Компетентностный подход в образовании: основные этапы становления и тенденции. Яндекс — облегчённая версия. Поисковая строка, почтовый ящик и быстрый переход к сервисам.

Что написать о себе в резюме: примеры. Дополнительная информация о себе в резюме кратко. 5 ВВЕДЕНО взамен Положения о порядке оформления портфолио аспиранта ФГБОУ 5.6 Электронное портфолио студента / аспиранта начинает формироваться Образец оформления содержания электронного портфолио. Институт. Рекомендации по оформлению портфолио студента · Образец портфолио заполненный · Образец портфолио. Портфолио студента образовательных услуг · Образцы договоров об оказании платных образовательных услуг · График проведения Дней открытых. ХРОНОС существует с 20 января 2000 года, Редактор Вячеслав Румянцев При цитировании давайте.

Ключевые слова: автореферат диссертации, оформление автореферата, список рассылки, вак. 8 окт 2013 Создание портфолио – творческий процесс, позволяющий учитывать результаты, Образец оформления Личной карточки студента. Но даже используя образец или пример портфолио другого студента, необходимо быть креативным в оформлении и проявить собственную. Описана структура портфолио и порядок оформления. 1 Рекомендации по формированию портфолио работ студентов по Образцы документов. Главная; ПМ.02 Организация внеурочной деятельности и общения учащихся; ПМ. 03 Классное.

Вы открыли рубрикатор! Здесь собраны и разбиты на темы все рекомендации. Документы для студентов. Документы для студентов · Электронные портфолио обучающихся · Библиотека Заказать справку о доходах студента (0 B) Образец оформления титульного листа выпускной квалификационной. Приветствуем Вас на главной странице нашего сайта. Гагаринский суд Москвы признал. Читать дипломную работу online по теме 'Сценарий конкурса красоты и профессионального. Учебная неделя. Главная Студентам "Портфолио" студента. "Портфолио" студента. 26.02.2012 20:35 Скачать образец оформления "Портфолио. О портфолио студентов, обучающихся по программам средне: о Форма, оформление и содержание презентации выбирается студентом. Как человека встречают по одежке, так и курсовую работу или реферат встречают. Презентации по педагогике. Темы: школьник, день знаний, школьная форма, права и обязанности. Организация работы по внедрению технологии Портфолио студента в образовательный процесс 7. 5. образцов работ, фотографий, дающих представление о возможностях, -оригинальность, эстетичность оформления.

Методические указания по организации и прохождению практик для студентов, обучающихся.

Другие статьи

Портфолио дизайнера: примеры

Портфолио дизайнера: примеры. Как оформить портфолио дизайнера?

Профессия дизайнера в настоящее время считается довольно популярной. Это действительно так, специалисты в этой области очень востребованы на рынке труда. Самих дизайнеров также очень много, учебные заведения уже давно открыли направление подготовки таких специалистов. Однако большое количество дизайнеров – это те, кто самостоятельно освоил все необходимые инструменты работы благодаря имеющейся на сегодняшней день информации. Она находится как в продаже, так и в свободном доступе. Конечно же, для любого специалиста, особенно начинающего, одним из самых важных моментов является создание портфолио дизайнера.

Немного о профессии

Дизайнеры – это очень многогранные специалисты, они требуются во многих областях. В каждой области имеются свои специфические особенности, которые обязательно нужно учитывать. Именно поэтому в профессии дизайнера очень важна специализация. Здесь это не просто слово, поскольку, например, дизайн интерьера очень сильно отличается от дизайна костюма. Можно сказать, что это абсолютно разные направления. Конечно, это не совсем так, поскольку всех дизайнеров объединяют общие базовые знания, такие как теория цвета, знание основ композиции и т. д.

Какие бывают специализации?

Направлений дизайна действительно много. Стоит отметить наиболее известные и востребованные специализации.

Это одно из популярных направлений дизайна. Основной его задачей является разработка решений по художественному оформлению интерьеров, помещений, идей по световому оформлению и многое другое.

Графический дизайн по праву можно признать самым востребованным направлением на сегодняшний день. К нему относятся полиграфия, брендинг, веб-дизайн, словом, все, что создается с помощью графических программ.

Также является важной областью. Здесь можно выделить дизайн бытовой техники, мебели, автомобилей и других товаров. Особенно интересно, что существует даже дизайн механизмов. Он позволяет сочетать необыкновенную точность и красоту.

Специалисты этого направления занимаются оформлением и благоустройством различных участков и территорий. Основные их занятия – создание искусственных и естественных ландшафтов, в некоторых случаях даже их реставрация, озеленение окружающей среды, флористика.

Немного о портфолио дизайнера

Чтобы найти постоянную работу или просто взаимодействовать с заказчиком, дизайнер обязан предоставить свои работы. Конечно же, они должны быть оформлены таким способом, который позволит заинтересовать работодателя и подтолкнуть его к выбору именно этого исполнителя. Задача действительно не из легких, но существует множество образцов портфолио дизайнера. Примеры можно легко найти в специальной литературе, также стоит попросить совета у более опытных коллег.

Если вернуться к самому термину, «портфолио» обозначает подборку образцов работ, которая за короткий срок позволяет ознакомиться с возможностями и стилистикой творческой деятельности специалиста.

Как правильно подойти к этому вопросу?

Позаботиться о подборе работ лучше заранее. Как только дизайнер начинает свою деятельность, он должен тщательно анализировать все свои работы на предмет того, стоит ли показывать их заказчикам в дальнейшем. Однозначного ответа на вопрос, как оформить портфолио дизайнера, не существует. Здесь каждый должен ориентироваться на собственные возможности и уровень профессиональной подготовки.

Что можно включить в портфолио?

Естественно, это должны быть лучшие работы дизайнера. Самое важное – правильно организовать их. Все работы должны быть разделены на категории: векторная графика, наброски, иконки и т. д. Можно также разработать сортировку по типам работ, например, расположить отдельно визитки, рекламные листовки, логотипы, брошюры, плакаты и другие материалы. К каждой работе желательно сделать небольшое описание и отметить, когда была сделана работа, для кого, какому проекту посвящена, какова цель ее выполнения, сколько на нее было затрачено времени. При таком подходе довольно быстро можно собрать полноценное портфолио дизайнера. Образец оформления всегда можно попросить у более опытных коллег, однако лучше будет разработать свою методику. Ведь индивидуальный творческий подход заметен не только в самих работах, но и в их организации. Чтобы выработать свой метод, стоит посмотреть лучшие портфолио дизайнеров, особенно известных.

Оформление портфолио дизайнера: какой способ выбрать?

Существует несколько путей оформления портфолио. Конечно, работодателю будет гораздо удобнее просматривать работы потенциального сотрудника в электронном виде. К тому же современные технологии позволяют реализовать свои задумки по поводу того, как сделать портфолио дизайнера необычно и оригинально. Многие до сих пор ориентируются на печатный вариант. Для дизайнера в сфере полиграфии такой способ тоже может быть неплохим, поскольку он может показать свои настоящие работы вживую. Например, предоставить работодателю визитки, буклеты, книги, которые специалист разработал.

Создать портфолио дизайнера в электронном виде возможно несколькими способами. Можно создать сайт, видеоролик, презентацию или просто сделать pdf-файл, который легко отправить по электронной почте.

Теперь стоит подробнее рассмотреть все достоинства и недостатки перечисленных методов.

Сайт с портфолио

Первое, на что нужно обратить внимание – не стоит пользоваться бесплатными сервисами для создания сайтов. Сайты, созданные таким способом, обычно заполнены огромным количеством рекламы. Также бесплатные средства обычно не позволяют создать полноценное оформление, которое не стыдно показать работодателям и заказчикам.

В этом случае лучше завести собственный блог с работами, он будет смотреться намного приятнее, чем недоработанный сайт со множеством различной рекламы.

Если вернуться к сайту, то при его разработке необходимо учесть все нюансы. Он должен быть удобен для пользователей. В первую очередь нужно тщательно продумать навигацию, чтобы работодатель сразу нашел нужную ему информацию.

Однозначно можно сказать, что большинство людей предпочитают вертикальный вариант размещения работ в портфолио, поскольку листать вниз намного привычнее для пользователя, чем листать в сторону. Также лучше не перегружать сайт, а тщательно отобрать работы и разместить не слишком большое их количество.

Итак, создавая свой сайт, можно получить полноценное и отлично оформленное портфолио дизайнера. Примеры таких сайтов, уже оформленные успешными коллегами, можно использовать как образец.

Портфолио в формате pdf

Это еще один очень удобный способ реализации. Однако при создании портфолио дизайнера таким образом надо иметь в виду несколько тонкостей.

В начале файла стоит написать небольшое приветствие, представиться и дать немного информации о себе (можно написать о профессиональных интересах, образовании, опыте работы и т. д.). Этот блок не нужно делать слишком большим, он должен кратко и точно отражать ключевую информацию. Не следует размещать на одной странице более 4 работ. Желательно, чтобы все они были одинакового размера. Все страницы портфолио должны быть оформлены в едином стиле. Как уже говорилось выше, не стоит делать файл слишком большим, поскольку работодателю будет сложно воспринять большое количество информации. На последней странице следует указать свои контактные данные и поблагодарить за внимание.

Портфолио в формате презентации

При разработке презентации можно руководствоваться общими правилами для оформления pdf-файла. Однако есть некоторые отличия: здесь для представления информации используются слайды, на них можно накладывать звуковое сопровождение. Пользоваться такой возможностью рекомендуется крайне редко, поскольку это может сильно повлиять на восприятие заказчиком работ дизайнера, и далеко не всегда в лучшую сторону.

Что еще стоит учесть?

Многие работодатели не останавливаются на просмотре работ, которые сделаны дизайнером для каких-либо коммерческих проектов. Иногда они хотят увидеть рисунки и наброски, которые человек делает для души.

В этом случае можно более точно оценить потенциал специалиста, его идеи и возможности на предмет их использования в будущих проектах.

Как оформить титульный лист портфолио студента образец - Портфолио студента

Как оформить титульный лист портфолио студента образец

В категории: Образец заполнения | Дата: 21.11.2015, 22:39 | Просмотров: 971


Оформления, ведения и оценки портфолио студента в соответствии с. Портфолио следует рассматривать как индивидуальную папку студента. Титульный лист оформляется в соответствии с образцом (приложение.

Чрезмерная детализация рисунков по дисциплине анатомия и физиология человека (используйте общепринятые цвета для обозначения артерий красноватый, вен голубий, нервишек желтоватый, лимфатических сосудов зеленоватый). Индивидуальные беседы по профилактике с включение практического обучения гигиене полости рта 9. Руки к счастью навстречу держала,не болела,да не переживала небо на двоих1. Также есть особые витамины для людей, страдающих диабетом. ведь они в особенности нуждаются в витаминах е, с, группе в, а также хроме, цинке и селене (три-ви-плюс, витамакс). Как внести текст и фото в портфолио с помощью программы фото шоп можно тщательно выяснить нажав на лист охарактеризовывает умения и дальнейшие заслуги ребёнка. Всё, что ребенок умеет и к чему стремится в плане физического развития и обучения укажите тему портфолио в форме обратной связи и через три дня оно будит готово! Вписываем учебные учреждения и развлекательные секции в которых занимается ваш ребёнок обозначение имени можно отыскать так же как и гороскоп в вебе. Приведены задания по главным дисциплинам, разобраны обычные ошибки при оформлении и подборе материала. Это дозволит арендатору, во-первых, убедиться в согласовании комплектации авто условиям контракта проката машины, а во-вторых, даст уверенность в том, что ему не будут предъявлены претензии по комплектности авто и его техническому состоянию после окончания контракта проката. Когда наступил назначенный час, она села вносилки, и рабы понесли ее в покои царевича.

Образец титульного листа

Портфолио студента техникума это комплекс документов (грамоты, дипломы, сертификаты. Форма, оформление и содержание презентации выбирается студентом самостоятельно.

Титульный лист портфолио

Есть ли правила оформления титульного листа? Бланк. Обычно титульный лист разработки, реферата, доклада, портфолио и т. Для студентов курс, номер группы, форма обучения.

Портфолио студента формируется с первого курса обучения на бумажных носителях и в электронном варианте. Титульный лист оформляется в соответствии с образцом (приложение 1). Образцы документов об образовании документы для студентов электронные портфолио обучающихся. Заказать справку о доходах студента (0 b). Оформление титульного листа выпускной квалификационной работы (бакалавриат, специалитет) (162.

Похожие посты Комментарии

Портфолио для студента образец - Архив файлов

Портфолио для студентов - сайт texnologpitania

?

Пример образец автобиографии студента проверен на актуальность г. Образец заполнения автобиографии на госслужбу. Портфолио студента, рекомендации по его составлению. Шаблоны портфолио для детского сада 3-5 лет. Портфолио учащегося старших классов. Портфолио (в широком смысле этого слова) - это способ фиксирования. Образец портфолио для 5-6 классов. Среди студентов среднего профессионального образования обучающихся по специальности технология продукции.

Образцы и бланки документов. Олимпиады и конкурсы студентов. Олимпиады и конкурсы школьников. Портфолио студентов. Портфолио для. Портфолио студента. Образец оформления портфолио для студентов 1 и 2. Портфолио студента тихонова радия николаевича образец портфолио для 5-6 классов.

Портфолио образец для студента портфолио образец для студента достижения. Портфолио студента образец. Создание веб-портфолио студента. Портфолио для. Скачать образец портфолио студента портфолио министерство. Скачать портфолио для. Примерный образец портфолио студента нпо-спо by абакан-саяногорск сборная. Слайдовая. Вообще, у нас проблема формирования портфолио студента я обслуживаю moodle в трёх вузах, и.

Всё - всё для оформления рефератов, курсовых, ВКР и портфолио наших дорогих студентов и магистрантов

Всё - всё для оформления рефератов, курсовых, ВКР и портфолио наших дорогих студентов и магистрантов

Уважаемые студенты и магистранты обращаем Ваше внимание что у нас изменились требования к оформлению работ, поэтому мы выкладываем разработанные для Вас образцы титульных листов контрольных работ, рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ для каждого направления (бакалавриат и магистратура). Вам нужно будет менять только то, что выделено красным цветом.

Убедительная просьба, для экономии Вашего времени просим Вас воздержаться от придумывания лишних слов в титульных листах (номера групп, слова: бакалавриат, магистратура и т.д. НЕ ПИШУТСЯ. ). Мы уже написали всё что Вам нужно.

Также просим Вас ознакомиться с методическими рекомендациями по оформлению работ принятых в нашем университете, а так же прочесть методическое пособие по написанию курсовых и ВКР разработанное специально для Вас Маратом Арыслановичем Маннановым.

Помните Ваши работы - это Ваше лицо, пусть они будут такими же чудесными как и Вы :))

Умилина Анна Олеговна

Методические рекомендации по оформлению ВКР и курсовых работ (проектов) (2014) Посмотреть Скачать
1 Мб

Методические рекомендации по оформлению ВКР и курсовых работ (проектов) (2014) Посмотреть Скачать
1 Мб

Портфолио студента

Портфолио студента Общие положения

Портфолио - эффективный способ рационального и прозрачного продвижения настоящих и будущих профессионалов на рынке труда, способ оценивания имеющихся у них ключевых и иных компетенций, а также перспектив делового, профессионального и творческого взаимодействия работодателя с ними.

Портфолио - комплект документов, подтверждающих индивидуальные достижения студента по различным направлениям деятельности. Создание портфолио - творческий процесс, позволяющий учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности (учебной, научно-исследовательской, спортивной, творческой, социальной) за время обучения в Филиале.

Портфолио студента Бурятского филиала ОУП ВО «АТиСО» формируется с первого курса обучения, завершается его формирование вместе с завершением обучения.

Портфолио создается и хранится в электронном виде. Функции по формированию портфолио возлагаются на студента. Недостоверная информация, представленная студентом в портфолио, рассматривается как подделка документов и может привести к отчислению студента.

Основные цели и задачи

Основная цель формирования «портфолио» - накопить и сохранить документальное подтверждение собственных достижений студента в процессе его обучения в Филиале.

Портфолио является не только современной эффективной формой самооценивания результатов деятельности студента, но и способствует решению следующих задач:
- мотивации к образовательным достижениям;
- приобретению опыта в деловой конкуренции;
- обоснованной реализации самообразования для развития профессиональных компетентностей;
- выработке умения объективно оценивать уровень своих профессиональных компетентностей;
- повышению конкурентоспособности будущего специалиста (бакалавра).

Структура и содержание портфолио

Портфолио студента Филиала по типу является смешанным, состоит из титульного листа и следующих отдельных разделов: портфолио (дополнительное образование, опыт работы, знание иностранных языков, владение персональным компьютером, научные работы, участие в проектах, научные мероприятия, публикации, награды, информация о трудоустройстве, эссе «Я и моя карьера», дополнительная информация).

Титульный лист содержит разделы: общие сведения (фамилия, имя и отчество; дата рождения, семейное положение, гражданство, место постоянного жительства); контактную информацию (номера телефонов, адрес регистрации, адрес электронной почты), информацию об обучении (основа обучения, год поступления и форма обучения, направление подготовки) и фото студента (обязательно).

В портфолио достижений студент самостоятельно (и (или) с помощью специалиста по учебно-методической работе) записывает основные сведения о себе, учебной деятельности, сведения о достижениях в научно¬-исследовательской, проектной и во внеучебной деятельности: участие в олимпиадах, научно¬-практических конференциях, интеллектуальных конкурсах, творческих мероприятиях, участие в спортивных, военно-патриотических мероприятиях; участие в общественной жизни и др.

Портфолио должно содержать копии дипломов, грамот, свидетельств, сертификатов, удостоверений и т.п. (документы представляются в отсканированном виде в формате PDF или JPEG), а также фотоматериалы.

В портфолио рекомендуется включать творческие, исследовательские, проектные работы, доклады на научно-практических конференциях, рефераты и др.) (документы представляются в отсканированном виде в формате PDF, JPEG или в электронном виде в форматах DOC, RTF, XLS и т.п.).

Возможно также дополнение портфолио характеристиками с мест практики, рекомендательными письмами, отзывами о достижениях студента, благодарственными письмами и др. (документы представляются в отсканированном виде в формате PDF или JPEG).

Обязанности участников образовательного процесса при ведении портфолио студента

Участниками работы над портфолио являются студенты, специалисты по учебно-методической работе, преподаватели в области научно-исследовательской деятельности, специалист по информационным технологиям.

Одним из основных условий составления портфолио является установка тесного сотрудничества между всеми участниками и четкое распределение обязанностей между ними.

Обязанности студента:
- Оформляет портфолио в соответствии с принятой в Филиале структурой.
- Самостоятельно подбирает материал для портфолио.
- Предоставляет специалисту по учебно-методической работе в электронном и бумажном виде документы, материалы по своим достижениям для проверки достоверности данных.
- Систематически пополняет (и (или) с помощью специалистов по учебно-методической работе) соответствующие разделы материалами, отражающими успехи и достижения во всех видах деятельности.
- Отвечает за достоверность представленных материалов.

Обязанности специалистов по учебно-методической работе:
- Консультирует, помогает в заполнении портфолио, дает советы, объясняет правила ведения портфолио.
- Осуществляют контроль за своевременным заполнением соответствующих разделов портфолио.
- Осуществляет прием от студента документов, подтверждающих учебные, научные, внеучебные и прочие достижения (спортивные, творческие и т.д.) студента, проверяет достоверность предоставленных студентом данных.
- Совместно со студентами отслеживает и оценивает динамику их индивидуального развития и профессионального роста, поддерживает их образовательную, профессиональную, творческую активность и самостоятельность.

Обязанности преподавателей в области научно-исследовательской деятельности:
- Направляет работу студента по ведению портфолио, консультирует, помогает, дает советы, объясняет правила ведения и заполнения портфолио.
- Предоставляет студенту, специалисту по учебно-методической работе материалы НИР и отзывы/рецензии, документы, подтверждающие участие студента в исследовательской и научной работе.

Обязанности инженера по информационным технологиям:
- Формирует папки с идентификационным наименованием студента с организацией доступа к портфолио сотрудников Филиала.
- Оказывают помощь студентам по размещению информации в портфолио (в т.ч. по сканированию документов).

Оформление портфолио

Портфолио оформляется в электронном виде.

Материалы портфолио располагаются в соответствии с принятой в Филиале структурой.

Доступ к формированию портфолио в Филиале предоставляется специалистам по учебно-методической работе и студенту.

Студент может просматривать свое портфолио в учебно-методическом отделе Филиала и добавлять недостающие документы по достижениям в научной, во внеучебной и иной деятельности самостоятельно (и) или с помощью специалиста по учебно-методической работе.

Методические рекомендации

Методические рекомендации

Модель портфолио студента

Портфолио – это коллекция работ за определенный период времени (семестр или учебный год), которая оценивается либо с точки зрения прогресса обучающегося, либо с точки зрения соответствия учебной программе. Использование портфолио в учебном процессе способствует развитию у студентов навыков методической работы с различными видами учебной и профессиональной информации, систематизации профессиональных знаний, формированию профессиональной рефлексии.

Смысл рефлексии как особого познавательного действия заключается в уточнении человеком своих знаний, умению адекватно оценивать собственные достижения и возможности, делать необходимые выводы относительно собственного самосовершенствования.

Основной целью создания портфолио является анализ и представление значимых результатов процессов профессионального и личностного становления будущего специалиста, обеспечение мониторинга культурно-образовательного роста. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые в разнообразных видах деятельности — учебной, воспитательной, творческой, самообразовательной.

Предлагается ввести в педагогическом вузе работу над личным портфолио с самого начала обучения. Это дает возможность получить обозримую программу своего профессионального становления, увидеть ступени формирования, необходимых для будущего учителя компетенций и настроит на серьезную работу для достижения успехов в учебной деятельности и стремление к постоянному самосовершенствованию. Использование портфолио способствует динамичности (готовность включатся активные формы работы, перестраиваться на ходу и действовать самостоятельно), саморазвитию, целосности (результат учебной деятельности в вузе становится формирование профессиональных компетенций учителя иностранного языка) и критериальности оценивания результатов. Анализ портфолио студента считается эффективным средством оценки компетентности, в структуру которого входят:

  • результаты защиты курсовых и выпускной квалификационной работы с указанием темы и краткого описания исследования;
  • результаты защиты научно-исследовательских работ;
  • результаты других видов деятельности: участие в выставках, конкурсах, техническое творчество и др.;
  • результаты и продолжительность обучения на элективных курсах;
  • результаты педагогической практики;
  • сведения об участии в олимпиадах, конкурсах, конференциях, учебных семинарах и достигнутый результат;
  • спортивные и иные достижения.

Ведение портфолио осуществляется в печатном (папка-накопитель с файлами) или электронном виде. Каждый отдельный материал, включенный в портфолио за время обучения в образовательном учреждении, датируется. Фиксация образовательных результатов осуществляется систематически. По окончании учебного семестра (учебного года) изменения содержания вносятся в электронном виде в дублирующий экземпляр портфолио на обучающей кафедре.

В современных условиях возрастает потребность в профессиональной инициативе, ценится творческий, а не репродуктивный характер отношения будущего педагога к своей профессиональной деятельности.

Портфолио студентов в дальнейшем служит основой для составления резюме выпускника при поиске работы, при продолжении образования и др. Портфолио формируется на добровольных началах. Тем не менее, рекомендательный характер составления портфолио не исключает значимости данной процедуры. Портфолио позволяет студенту профессионально подойти к оценке собственных достижений, выстроить личностно-творческую траекторию успешности, что является важной составляющей рейтинга будущего специалиста на рынке труда.

В основу данной модели была положена разработка Лизуновой Л.Р. В модель портфолио студента предлагается включить следующие структурные элементы:

Он оформляется на отдельном листе и содержит следующую информацию: фамилия, имя, отчество студента, год рождения, курс; название вуза, факультета, кафедры образовательного учреждения; название выполненных (выполняемых) студенческих исследовательских работ, курсовых работ; указание периода, за который представлены документы и материалы. В правом верхнем углу титульного листа рекомендуется поместить фотографию произвольных размеров и характера.

Раздел I. Официальные документы

В этом разделе помещаются все имеющиеся сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения: копии документов (свидетельств), подтверждающих обучение по программам дополнительного образования; информация о наградах, грамотах, благодарственных письмах; копии документов (свидетельств), подтверждающих участие в различных конкурсах (соревнованиях и т.д.) и другие документы по усмотрению автора. Предлагаемая форма представления материалов данного раздела:

Раздел 4. Уровень профессиональных навыков

В данном разделе фиксируются показатели качественной результативности реализации профессиональных знаний и умений в процессе прохождения педагогической практики. В качестве критериев анализа результативности педагогической деятельности могут рассматриваться следующие: практическое овладение умениями и навыками по избранной специальности; овладение современными приемами диагностики знаний обучаемых; освоение инновационных форм и методов работы с учениками; разработка проектов и элективных курсов; реализация направлений компетентностного подхода в обучении; организация воспитательной работы; взаимодействие с родителями; рефлексивный анализ собственной педагогической деятельности и т.д. Предлагаемая форма представления материалов данного раздела:

Название педагогической практики (сроки прохождения, базовое ОУ)

Диагностические психолого-педагогические технологии, которыми овладел студент

и методы работы, которые освоил и реализовывал студент

Формы и методы работы с родителями

Другие направления деятельности

Раздел 5. Участие во внеучебной деятельности факультета (кафедры)

Помимо реализации основной учебной деятельности активного, творческого специалиста, зачастую характеризует участие во внеучебной воспитательной и культурно-досуговой деятельности факультета (кафедры), к которой относятся следующие формы: подготовка и участие в фестивалях, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях, выставках с указанием результатов; разработка сценариев досуговых и развлекательных мероприятий (возможно предоставление текстов, фото и видеоматериалов по проведенным мероприятиям); творческие работы, выполненные автором и т.д. Предлагаемая форма представления материалов данного раздела:

Вид внеучебной деятельности (название мероприятия)

Раздел 6. Дополнительное образование будущего специалиста

Творческая активность будущего специалиста может быть реализована не только в рамках учебной и внеучебной деятельности, но и при получении дополнительного образования. В этом разделе фиксируется участие в работе кружков, секций, студий, секций, театральных коллективов, получение дополнительной специализации и т.д. Предлагаемая форма представления материалов данного раздела:

Учреждение дополнительного образования

Направленность, вид, содержание

Раздел 7. Отзывы о качестве реализации деятельности студента и ее результатах

В данном разделе могут быть представлены отзывы педагогов, руководителей разных уровней, коллег, рецензии на разработки студента и т.д.

Системное применение данной аналитико-оценочной технологии обеспечивает качественное накопление информации, необходимой для своевременной фиксации реальных изменений и роста профессионального мастерства будущего педагога. Ведение портфолио является творческой работой, позволяющей реально представить свой образовательный уровень, увидеть резервы, определить направления профессионального самосовершенствования.

Как и все новые технологии портфолио имеет свои преимущества и недостатки. Среди положительных моментов данной технологии Н.В. Бордовская выделяет:

  1. В отличие от традиционного подхода, который разделяет преподавание, учение и оценивание, портфолио органически интегрирует эти три составляющие процесса обучения.
  2. Позволяет объединить количественную и качественную оценку достижений посредством анализа разнообразных продуктов его образовательной деятельности.
  3. Поощряется не только оценка, но и самооценка, взаимооценка, а также самоанализ и самоконтроль субъектов образовательного процесса.
  4. Портфолио направлено на сотрудничество преподавателя и студента с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в ходе освоения программы учебной дисциплины.
  5. Портфолио дает возможность непрерывной оценки и самооценки в условиях вузовского образования, которая смещает акценты от жестких факторов традиционной оценки к гибким условиям альтернативной оценки.
  6. Портфолио легко интегрируется в профессиональные и служебные системы оценки, что дает возможность раннего формирования профессионально значимых умений студентов и способствует развитию их самостоятельности.
  7. Портфолио показывают возможные направления обновления традиционной системы оценивания в школе и вузе.

В качестве основных негативных моментов портфолио отмечается:

  1. Внедрение данной технологии требует большой систематической работы по повышению квалификации преподавателей, формированию их готовности одобрить и принять эту новацию.
  2. Внедрение портфолио требует как от преподавателя, так и от студентов новых организационных и познавательных умений.
  3. Портфолио требует больше времени для реализации, чем традиционная система оценивания образовательных достижений.
  4. Высокий уровень субъективности оценки, ослабление ее валидности и надежности, размытость критериев оценки элементов состава портфолио и трудоемкость процесса проверки и оценки.
  5. Возможность формализма в оценке образовательных достижений.
  6. Организационные трудности, связанные с необходимостью дополнительных площадей и помещений для хранения портфолио

Т.Г. Новикова и А.С. Прутченков проанализировали практический опыт использования технологии портфолио и систематизировали ошибки, которые невольно допускаются при формировании содержания портфолио [78]. Авторы систематизировали выявленные в педагогической практике ошибки в четыре группы по нескольким основаниям:

  • первая группа ошибок связана со сбором материалов портфолио;
  • вторая группа ошибок связана с формированием объема портфолио;
  • третья группа ошибок связана с подменой идеи портфолио традиционными схемами;
  • четвертая группа ошибок связана с оценкой материалов портфолио.

Предложенные рекомендации были адаптированы нами для студентов. В них использовались также компоненты портфолио и четырехуровневая система оценки работ в рамках портфолио, сформулированная Н.В. Бордовской. Данные инструкции предостерегут педагогов нового уровня от возможных ошибок и помогут избежать трудностей при составлении портфолио, а преподавателям – облегчат оценивание выполненной работы студентами.

Предупреждение ошибок при использовании портфолио

Первая группа ошибок: сбор материалов портфолио

Ошибка № 1. Игнорирование возможностей системы дополнительного и профессионального образования, общеобразовательных организаций и т.д. При сборе документов и материалов портфолио студенты не учитывают реальной возможности учреждений дополнительного и профессионального образования, общеобразовательных организаций. Они также имеют право выдавать различные сертификаты, дипломы, писать отзывы и рекомендации, которые могут быть включены в портфолио.

Рекомендации. При формировании портфолио чаще обращаться в учреждения дополнительного и профессионального образования, в общественные организации. Это позволяет выйти за пределы узкого круга тех олимпиад, конкурсов и викторин, конференций, которые предполагаются вузом и в которых может принять участие далеко не каждый студент, даже если он проявляет усиленный интерес к данному предмету. Следовательно, обращение к данной социальной сфере расширяет возможности студента для демонстрации его личных достижений и сбора материалов для портфолио.

Ошибка № 2. Формализация и соревнование при сборе портфолио.

При сборе портфолио студенты могут включиться в своеобразное соревнование за максимальное количество документов и материалов, тем самым формализуя этот важнейший процесс, основной смысл которого – помощь в качественной самооценке и самопрезентации, а не в демонстрации способности «собрать материалы». Данный феномен объясняется тем, что развитый инстинкт «собирательства» толкает (особенно при неверно понятом замысле самой идеи портфолио) на интенсивные поиски доказательства своих достижений, а не собственное развитие и удовлетворение реальных интересов и потребностей.

Рекомендации. При формировании портфолио не увлекаться сбором количества материалов, и тем более не соревноваться с другими студентами по принципу «а у меня на два отзыва больше». Следует более тщательно подходить к отбору документов и материалов для портфолио. Ведь важно не количество, а качество материалов, которые помогают сделать верный и осознанный выбор профиля дальнейшего трудоустройства.

Вторая группа ошибок: формирование объема портфолио

Ошибка № 3. Сбор в портфолио только официальных документов. При сборе информации для портфолио его авторы-составители довольно часто проявляют определенную однобокость, увлекаясь сбором только официальных сертифицированных документов (дипломов, сертификатов, свидетельств, удостоверений и т.д.), которые выдаются официальными органами образования, культуры, физкультуры и спорта и т.д. В результате этого увлечения те, кто собирает портфолио, из-за нехватки времени сознательно игнорируют творческие работы, самоотчеты, отзывы, рекомендательные письма, набор оценочных листов, листов наблюдений, фрагменты дневников, видеофрагменты, проекты и планы выступлений, компьютерные программы и т.д. В результате этого увлечения те, кто собирает портфолио, из-за нехватки времени сознательно игнорируют творческие работы, самоотчеты, отзывы, рекомендательные письма и т.д.

Рекомендации. Основной замысел сбора материалов портфолио заключается в том, чтобы осознать необходимость получения разнообразной и разносторонней информации. Главное в этом процессе – демонстрация своих возможностей и достижений с различных сторон, а не только с официальных позиций. Далеко не у всех есть реальная возможность получить сертифицированный официальный документ. Следовательно, нужно более пристальное внимание уделять материалам, которые можно включить и в другие разделы портфолио.

Ошибка № 4. Включение в портфолио всех без исключения собранных документов и материалов. На первый взгляд оно не противоречит идее портфолио, которое и рассматривается как «папка личных достижений», но не следует буквально воспринимать идею портфолио, представляя его своеобразным сундуком, в который в течение своей жизни студент собирает все, что он продемонстрировал. Такое собирательство можно только приветствовать и даже поощрять. Пусть все доказательства хранятся дома, как когда-то было принято в российских семьях (фотография из родильного дома, бирка с ножки только что родившегося малыша, первый выпавший зубик и т.д.). Но идея портфолио несколько иная: из всего имеющегося материала, отобрать то, что позволяет студенту сделать более адекватный вывод – данный профиль интересов (трудоустройства) именно для него, так как он в своем портфолио действительно демонстрирует многолетнее увлечение этим направлением.

Рекомендации. Портфолио планируется заранее и создается в течение достаточно продолжительного периода (семестр, год и более). В данном значении портфолио дает возможность его автору продемонстрировать те результаты образовательной деятельности, которые он считает наиболее значимыми для оценки своей компетенции, позволяет увидеть не только результаты деятельности, но и прогресс по сравнению с предыдущими результатами.

Третья группа ошибок: подмена идеи портфолио традиционными схемами

Ошибка № 5. Подмена портфолио зачетной книжкой. Это довольно частая ошибка. В зачетной книжке все заранее разграфлено и остается только вписать свои показатели. Налицо явная и принципиальная подмена идеи портфолио, которое должно рассматриваться в качестве «папки личных достижений», куда студент включает только то, что ему нравится и что он считает нужным, идеей «зачетной книжки», из которой ни один лист или документ не может быть убран без определенных «педагогических последствий». Зачетная книжка по определению является «неприкосновенной».

Рекомендации. Нужно детально разобраться в сущности портфолио и понять, что это - принципиально иной способ накопления документов и материалов, свидетельствующих о достижениях «хозяина». Папка личных достижений не должна становиться зачетной книжкой с пронумерованными страницами и невозможностью изъятия или замены того или иного документа. Именно эта свобода особенно важна для студента, собирающего свое портфолио как папку личных достижений.

Ошибка № 6. Подмена систематической работы над портфолио разовой акцией. Это объясняется тем, что массовая практика использования портфолио еще только начинает формироваться. Многими студентами папка личных достижений, которая может пригодиться в конкретных жизненных ситуациях, еще не воспринимается именно в этом качестве.

Рекомендации. Технология портфолио имеет достаточно широкие возможности. В ближайшее время планируется организовать эксперимент по обработке механизмов использования портфолио при наборе студентов в вузы, при трудоустройстве выпускников образовательных учреждений и т.д. Кроме того, портфолио уже используется в профессиональной деятельности педагогов, преподавателей и т.д. И в целом профессиональная деятельность, а тем более карьера не возможны без постоянной работы по наполнению своей папки личных достижений. Поэтому целесообразно рассматривать портфолио не как разовый инструмент, но и как технологию, которая будет нужна в течение всей, по крайней мере, профессиональной жизни человека.

Ошибка № 7. Завышенные требования к внешнему оформлению портфолио.

Рекомендации. Не следует увлекаться внешним оформлением материалов портфолио и требовать их единообразия, так как далеко не все студенты смогут найти средства на оформление портфолио, например, в виде дорогой файловой папки, оформление материалов только типографским способом или брошюрование материалов в специальной мастерской и т.п. Главное для портфолио – его содержание, аккуратность и грамотность, а не внешняя красота и стиль оформления. Следует только выдержать саму схему заполнения портфолио: титул и основные разделы.

Четвертая группа ошибок: оценка материалов портфолио

Ошибка № 8. Стремление оценить баллами все материалы портфолио. Это объясняется стереотипами педагогической деятельности, в ходе которой обучающийся должен обязательно получить «балл», так как часто у педагога нет иных стимулов и рычагов влияния на ученика. Иногда выставляемый балл никак не комментируется, т.е. учащийся должен просто принять как данность полученную оценку и смириться с ней. Это в корне противоречит замыслу портфолио, тем более в части оценки творческих работ, отчетов о педагогической практике, отзывов научных руководителей исследовательских проектов студентов и т.д.

Рекомендации. Все материалы папки личных достижений студента могут оцениваться только качественными показателями с указанием оригинальности материалов и мышления автора, актуальности и проработанности, полноты и аккуратности и т.д. Все зависит от самого представляемого материала в портфолио.

Критериями оценки могут быть:

  • уровень развития логического мышления (гибкость, рациональность, оригинальность мышления);
  • сформированность умения решать типичные профессиональные задачи;
  • сформированность прикладных умений (способности решать практические проблемы, применять новые технологии для решения прикладных задач и т.д.);
  • степень развития коммуникативных умений (умение работать в малых группах, выступать с докладами);
  • умение четко и аргументировано излагать свою мысль;
  • грамотность в оформлении текстов и решений задач, умелое использование графиков, диаграмм, таблиц и т.д.;
  • сформированность самоконтроля и самооценки (самокритичность, умение работать над ошибками, реалистичность в оценке своих способностей).

Для более детальной оценки каждый критерий может быть разбит на подкритерии. Здесь нет жестких рецептов, а, напротив, есть простор для творческой инициативы и педагогической импровизации. С точки зрения итоговой оценки учебного портфолио можно рекомендовать следующую четырехуровневую систему.

Самый высокий уровень. Учебные портфолио данного уровня характеризуются всесторонностью реализации основных категорий и критериев оценки. Содержание такого портфолио свидетельствует о приложении больших усилий и очевидном прогрессе субъекта образовательного процесса по уровню развития его мышления, умения решать задачи, прикладных и коммуникативных умений, наличия высокого уровня самооценки и творческого отношения к процессу освоения учебной программы. В содержании и оформлении учебного портфолио данного уровня проявляются оригинальность и изобретательность.

Высокий уровень. Портфолио этого уровня демонстрирует солидные знания и умения субъекта образовательного процесса, но в отличие от предыдущего в нем могут отсутствовать некоторые элементы из необязательных категорий, а также может быть недостаточно выражена оригинальность, отсутствовать творческий элемент в оформлении текстов.

Средний уровень. В учебном портфолио данного уровня основной акцент делается на оценке обязательной части. Поэтому могут отсутствовать свидетельства развития творческого мышления, прикладных умений, способности к содержательной коммуникации на языке конкретной дисциплины (как устном, так и письменном).

Слабый уровень. Это портфолио, по которому трудно сформировать общее представление об учебных достижениях субъекта. Как правило, в нем представлены отрывочные задания из разных категорий, отдельные листы с не полностью выполненными задачами и упражнениями, образцы попыток выполнения графических работ и т.п. По такому портфолио практически невозможно определить прогресс в обучении уровень сформированности качеств, отражающих основные цели курса и критерии оценки.

Существуют другие варианты оценки портфолио:

  • оцениваются только процесс и характер работы над портфолио;
  • оцениваются по заданным критериям только части портфолио (обязательные рубрики);
  • оцениваются все рубрики, оценка выводится как среднее арифметическое;
  • оценивается окончательный вариант портфолио по заранее определенным критериям;
  • портфолио не оценивается; субъект сам выбирает отдельные части для презентации на итоговом занятии, что является допуском к зачету или экзамену или формой проведения зачета или экзамена;
  • оценивается не только портфолио, но и качество его презентации.

Ошибка № 9. Отсутствие единства оценки материалов портфолио. Происходит это потому, что сейчас каждое образовательное учреждение становится полностью самостоятельным (даже в финансовом отношении получает право распоряжаться своим счетом и внебюджетными средствами), и некоторые вузы признают определенный уровень качества обученности и определенные заслуги своих студентов.

Рекомендации. Этот вопрос относится к компетенции каждого вуза, которому следует разработать и принять на уровне кафедры (деканата) локальный нормативный документ, регулирующий вопросы оценивания и использования материалов портфолио студента для дальнейшей оценки становления профессиональной компетентности будущего специалиста.