Руководства, Инструкции, Бланки

образец словообразовательного разбора слова img-1

образец словообразовательного разбора слова

Рейтинг: 4.6/5.0 (1922 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Как сделать словообразовательный разбор слов - бревенчатый, древесина, недружелюбно

как сделать словообразовательный разбор слов "бревенчатый, древесина, недружелюбно"

Анастасия Черепанова Профи (608) 6 лет назад

брев - корень, енчат-суф. ый-окончание
древ-корень, есин-суф. а-окончание
не-приставка, друж-корень, е-соед. гласная, люб-корень, н-суф. о-суф.

Людмила Привалова Гений (51569) 6 лет назад

Словообразовательный анализ – это один из видов структурной работы со словом, в результате которого выясняются его синхронные словообразовательные связи, то, как слово образовано с точки зрения современного русского языка. Словообразовательному разбору подвергаются только слова с ПРОИЗВОДНОЙ ОСНОВОЙ (образованные морфемным способом). Задачи анализа – установить производящую базу, определить формальные и семантические отношения производной и производящей основы, словообразовательный тип (модель) анализируемого слова. При этом слово рассматривается как лексема, во всей совокупности словоформ, поэтому для разбора следует взять слово в его НОМИНАТИВНОЙ (НАЧАЛЬНОЙ) ФОРМЕ, определив предварительно ЧАСТЬ РЕЧИ.

Образец:
В понедельник мы пришли на первую примерку.
Начальная форма – ПРИМЕРК [А]. имя существительное.
Образец анализа:
1) ПРОИЗВОДЯЩЕЙ БАЗОЙ для существительного примерка является глагол примеритьпримерять (видовая пара). так как значение существительного - ‘действие по глаголу примеритьпримерять’;
2) СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ – морфемный, суффиксация; производная основа пример–к (а) включает производящую основу пример- и словообразовательный формант –к (а) ;
3) МОРФОНОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ НА СТЫКЕ МОРФЕМ - при образовании слова производящая основа отложилась с усечением конечного гласного и чередованием корневого согласного;
4) транспозиционное СЗ - "отвлеченное действие";
5) СТ: переподготовка, закрутка, оклейка (отглагольные имена существительные с суффиксом –к-, обозначающие отвлеченное действие).

Образец записи:
примерк (а) ← примери(ть). примеря(ть) [усечение основы, р//р’]
СC – суффиксация
СЗ транспозиционное: "отвлеченное действие"
СТ: переподготовка, оклейка, заготовка (отглагольные имена существительные с суффиксом. –к-, обозначающие отвлеченное действие)

Гульнара Мустафаева Профи (705) 6 лет назад

Брев (корень) енч, ат (суффиксы,) ый (окончание) -суффиксальный способ \ древ ( корень), ес, ин (суффиксы). ый (окончание) \не (-приставка), друж (,корень), ел, юб (суффиксы), о (окончание) -все слова образованы суффиксальным способом.

Лена Шиляева Профи (905) 6 лет назад

Бревенчатый (суффиксальный способ) от бревно; древесина (суффиксальный способ) от древесный; недружелюбно (суффиксальный способ) от дружелюбный.

Елизавета Шакурова Ученик (131) 6 месяцев назад

спосибки за то что помогли с домашкой

Другие статьи

Как сделать словообразовательный разбор слова в русском языке

Как сделать словообразовательный разбор слова в русском языке

Словообразование – неотъемлемая часть языка. Без него не было бы новых слов, профессиональных жаргонов, названий новых изобретений и многого другого. Без словообразования современный язык не был бы настолько богат и удобен для общения, многие слова не канули бы в лету, не стали бы историзмами. Благодаря этому процессу наша повседневная речь усложняется и совершенствуется. Именно поэтому нужно знать законы словообразования и уметь делать словообразовательный разбор слова.

Немного теории

Словообразование (деривация) – процесс создания новых, зачастую более сложных слов из более простых. Этот процесс является неотъемлемой составляющей такой науки, как лингвистика. В разделе словообразования слова делятся на первичные (из которых получают новое слово) и производные (которые получаются при помощи словообразования). Словообразование - сложный процесс, и именно поэтому для него есть несколько методов. О них (или некоторых из них) мы и поговорим в этой статье, а в итоге узнаем, как произвести словообразовательный разбор слова и многое другое. Кроме того, мы узнаем намного больше того, что говорили нам в школе, на уроках русского языка. И, может быть, вы сможете объяснить ребёнку то, что не смог доходчиво объяснить учитель.

Сложение двух основ

В современном мире из-за обилия слов и их спецификации всё чаще используется такой метод словообразования, как сложение двух основ. Чаще всего это сложение происходит так: у двух слов, например, "вода" и "проводить", выделяется корень. Получается: "вод" и "провод". Эти корни соединяются при помощи соединительной гласной «о». Получается новое слово: "водопровод", означающее систему сооружений, чаще всего находящуюся под землёй, доставляющую воду от места «добычи» в места её потребления. Это один из самых простых методов словообразования.

Сложение основы и слова

Разумеется, есть способы и посложнее, чем первый. Допустим, сложение основ и целого слова. Возьмём слово «гидроэлектростанция» и разобьём его на основы. «Гидр», «электр» и «станция». Как вы видите, гласные «о» являются соединительными, от слова «электричество» взяли только корень «электр» (от "электрон"). А вот слово "станция" осталось полноценно жить в данном производном. Так с помощью словообразовательного разбора слова можно определить способ его образования.

Аббревиация

Часто мы используем в своей речи аббревиатуры, а не целые слова. Например, название организаций, учебных заведений и даже стран. Например, "МГУ" – Московский Государственный Университет. Этот способ называется буквенной аббревиацией, т. е. при произнесении аббревиатуры мы обязаны проговаривать буквы слова. Однако есть и звуковая аббревиация, например, "НАТО", "ООН" и "вуз". При такой аббревиации мы произносим звуки, а не буквы. Создание аббревиатур тоже поможет в словообразовательном разборе слова.

Субстантивация

Не стоит бояться этого термина, ведь субстантивацией называют всего лишь такое свойство слов, как переход из одной части речи в другую. Например, "мороженое" (как существительное и как прилагательное), "выходной" (то же самое), "зубной", "жаркое" и т. д. Стоит отметить, что в русском языке переход обычно совершается как раз между существительными и прилагательными. Разумеется, морфемный и словообразовательный разбор слова, которое перешло из одной части речи в другую, будет изменяться.

Приставочный

Этот способ мы знаем ещё со школьной скамьи. "Бежал – прибежал", "шёл – отошёл", "дорожный – придорожный" и т. д. Здесь всё просто и понятно. К основе слова добавляется приставка со значением приближения, неполноты действий, близости к предмету и т. п. Часто приставочным способом образуются прилагательные (непричастный - причастный) и местоимения (нигде - где).

Суффиксальный

Обычно эти два способа словообразования изучаются параллельно. Часто этим способом образуются существительные (от глаголов) и такие части речи, как причастие и деепричастие. Например: "положение – положить" и "бегущий – бежать". Здесь, чтобы не путаться, можно выучить суффиксы разных частей речи. Это поможет вам сделать словообразовательный разбор слова и разбор по составу намного быстрее и легче. Например, словообразовательный разбор слова «карманный» будет таким: "карманный –карман" (при помощи суффикса прилагательного -н-).

Приставочно-суффиксальный

Один из самых сложных способов словообразования. Ведь здесь нужно смотреть не только на производное слово, но и на лексическое значение каждой из его морфем. Например, слово «поморье», образовано от слова «море». А вот «приморский» образовано от «морской», а уже оно от «море». Вот такая сложная словообразовательная цепь. Но понять её довольно просто: если слово без приставки или суффикса отдельно не употребляется, тогда способ образования – приставочно-суффиксальный. Если же слово может спокойно существовать без приставки, но с суффиксом, то способ приставочный. Если слово употребляется без суффикса, но с приставкой, то способ суффиксальный. Это всё, что нужно запомнить и уяснить.

Бессуффиксный

Поговорим о таком способе словообразования, как бессуффиксный. Этим способом в русском языке образовано немало имён существительных. Разумеется, они образовываются от глаголов. Каким образом? Возьмём глагол «насыпать» и уберём окончание «ть» и суффикс глагола «а». У нас останется имя существительное женского рода, третьего склонения «насыпь». То есть бессуффиксный способ образования – способ, при котором у глагола отсекается окончание и суффикс, а в итоге получается существительное. Так образованы существительные: "загар" и "просека". Но этим способом имена существительные могут образовываться и от прилагательных, например: "глубь", "тишь", "интеллектуал" и т. д.

Усечение корня

Тут тоже всё понятно. "Танцевальный + пол = танцпол". То есть в этом способе слово отрезается до голой косточки - корня - и в таком виде живёт. Ничего необычного, сложного или специфического. Часто этот способ используется для создания жаргонных слов: "преподаватель – препод", "доктор - док" и т. д. Это, пожалуй, самый простой способ появления на свет новых слов.

Как сделать словообразовательный разбор слова?

После того как мы разобрали основные способы словообразования в русском языке (а те, что мы описали, действительно, лишь основные, а не все способы), нужно разобраться, как же делать словообразовательный разбор слова. Этим и займемся. Для того чтобы всё было понятней, в качестве примера сделаем словообразовательный разбор слова «растапливать». Все данные об этом слове будут помещаться в скобках каждого пункта.

Поэтапный план словообразовательного разбора
  1. Итак, для начала разбора определяем часть речи (в нашем случае это глагол).
  2. Разбираем слово по составу, то есть делим его на морфемы. («рас» - приставка, «тап» - корень, «л» - глагольный суффикс, «ива» - суффикс, «ть» - окончание).
  3. Теперь смотрим, может ли слово существовать без приставки (в нашем случае получается несуществующее слово «тапливать»).
  4. Определяем способ образования (у нас приставочно-суффиксальный).
  5. Составляем словообразовательную цепочку, то есть от какого слова образовано. Должно получиться то слово, которое осталось после отделения приставок, суффиксов и т. д. ("растапливать – топить").

Вот так, на несложном примере, легко и просто можно разобраться с тем, как делать словообразовательный разбор. Главное, знать все способы словообразования. Но на этом наш письменный урок не закончен.

Каких ошибок можно избежать, сделав словообразовательный разбор слова по составу?

Словообразовательный разбор поможет вам понять, какая перед вами часть речи, и не сделать ошибку по невнимательности. Например, всем известно правило, что в суффиксах –ан- и –ян- у прилагательных пишется одна буква –н-, а у полных страдательных причастий, образованных от глагола совершенного вида, пишется две буквы -нн-. Если же вы составили словообразовательную цепь, то вам сразу станет понятно, что же за часть речи перед вами, и вы не сделаете глупой ошибки.

Как ни странно, словообразование тесно связано и с пунктуацией. Это опять же касается прилагательных, причастных и деепричастных оборотов. Ведь предпоследние выделяются запятыми, если стоят после определяемого слова, а последние – всегда.

Словообразовательная цепочка поможет вам определить и значение слова, а это, в свою очередь, позволит облачить его в грамотную, стилистически нейтральную конструкцию, органично вписать в текст и искусно обыграть слово. Это очень поможет вам при составление речей для публичного выступления и красивой, уверенной речи в повседневной жизни. Ведь у каждой морфемы есть своя смысловая нагрузка, которую она несёт. И забывать об этой важной роли приставок и суффиксов никак нельзя.

Интересные факты о словообразовании

Существует слово, которое нужно произносить три с половиной часа! А для того, чтобы его записать, нужно сто восемьдесят девять тысяч восемьсот девятнадцать знаков алфавита (букв). Это название одного из белков титана. Упрощенное название этого белка читается сравнительно просто и быстро: коннектин.

Английский язык официально признан самым богатым языком в мире. В нём насчитывается четыреста девяносто тысяч слов и ещё триста тысяч профессиональных и технических терминов. Это в несколько раз больше, чем в любом другом языке мира. Учитесь образовывать новые слова у англичан, дамы и господа!

Существуют аспектные словари, которые отражают морфемный состав слова, всевозможные частные признаки этого слова, включая его словообразовательную производность. Вот бы всем такой словарь! Тогда бы проблем с написанием слов и получением оценок ни у кого не было.

И в заключение хотелось бы сказать.

Как вы видите, словообразование – важнейший раздел русского языка, незнание которого может привести к элементарным и даже смешным ошибкам из раздела орфографии, пунктуации, лексики и даже стилистики.

Учите и любите свой родной язык! Не делайте глупых ошибок!

Морфемный и словообразовательный разбор слова

2.15. Морфемный и словообразовательный разбор слова

Морфемный и словообразовательный разбор слова (то, что условно обозначается цифрой 2 ) – это два взаимосвязанных этапа анализа структуры слова.

А) План морфемного разбора

  1. Выписать слово в той форме, в какой оно представлено в предложении. Определить слово как часть речи (изменяемая или неизменяемая часть речи).
  2. У изменяемого слова выделить окончание и указать его значение. Чтобы определить окончание, необходимо слово просклонять или проспрягать.
  3. Указать основу слова.
  4. Выделить корень слова; подобрать однокоренные слова.
  5. Выделить приставки, суффиксы, постфиксы, соединительные гласные (если они есть); подобрать другие слова с такими же приставками, суффиксами и т.д. но с другим корнем.

Б) План словообразовательного разбора

  1. Поставить слово в начальную форму.
  2. Указать основу слова и определить, является ли оно производным.
  3. Для производного слова подобрать словообразовательную пару (слово, от которого непосредственно образовано разбираемое слово).
  4. Указать основу в производящем слове.
  5. Указать словообразовательные приставки, суффиксы, постфиксы (если они есть).
  6. Указать способ образования слова.

1) При морфемном разборе анализируется та форма слова, которая представлена в конкретном тексте; при словообразовательном разборе – слово в начальной форме.

2) Основу разбираемой формы слова можно выделить всегда, окончание (включая нулевое окончание) выделяется только в изменяемых частях речи (нет окончаний у деепричастий, наречий, служебных частей речи и некоторых существительных и прилагательных).

3) Чтобы определить, является ли слово производным, надо обратить внимание на состав его основы (в начальной форме!).

4) Если основа начальной формы слова состоит из одного корня, то оно обычно является непроизводным. Исключения могут составить слова, которые образованы путём: (а) нулевой суффиксации; (б) перехода из одной части речи в другую.

5) Если основа начальной формы слова состоит из корня и приставки, суффикса и т.д. такое слово обычно является производным. Исключения составляют некоторые бесприставочные глаголы.

6) Сложное слово всегда является производным.

Образец морфемного и словообразовательного разбора

В уездном городе N было так много парикмахерских 2 и бюро похоронных процессий, что казалось, жители 2 города рождаются 2 лишь затем, чтобы побриться 2. остричься, освежить 2 голову 2 вежеталем и сразу же умереть. А на самом деле в уездном 2 городе N люди рождались, брились и умирали довольно редко. Жизнь города N была тишайшей 2. Весенние вечера были упоительны, грязь под луной сверкала, как антрацит, и вся молодёжь города до такой степени была влюблена 2 в секретаршу месткома 2 коммунальников, что это мешало 2 ей работать (Ильф и Петров).

1. парикмахер-ск -их (имя существительное).
2. Окончание – -их. Оно выражает значения мн.ч. Р.п. ср. парикмахерск -ая. парикмахерск -ой .
3. Основа формы – парикмахер-ск- .
4. Корень – парикмахер -. Однокоренные слова: парикмахер □. парикмахер -ш -а .
5. -ск - – суффикс. Это суффикс прилагательного, ср. матрос- ск -ий. жен- ск -ий .

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма – парикмахерская .
2. Основа слова – парикмахерск-. Основа производная.
3–5. парикмахерск -ая (сущ.) ← парикмахерск -ий (прил.).
6. Слово образовано путём перехода из одной части речи в другую (из прилагательного – в существительное – субстантивация).

1. жи-тел -и (имя существительное).
2. Окончание – -и. Оно выражает значения мн.ч. И.п. ср. житель □. жител -я .
3. Основа формы – жи-тел- .
4. Корень -жи -. Однокоренные слова: жи -ть. жи -л -ой .
5. -тель – суффикс. Это суффикс существительного, ср. пис-а- тель □. вод-и- тель □ .

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма – житель .
2. Основа слова – жи-тель. Основа производная.
3–4. жи- тель □ → жи -ть .
5. -тель – словообразовательный суффикс.
6. Суффиксальный способ.

1. рожд-а -ют-ся (глагол).
2. Окончание – -ют. Оно выражает значения 3-го л. мн.ч. ср. рожд-а -ет- ся. рожд-а -ем- ся .
3. Основа формы – рожд-а-…-ся .
4. Корень – рожд -. Однокоренные слова: рожд -а -ть, рожд-ённ -ый.
5. -а - – суффикс. Это суффикс глагола, ср. пис- а -ть, реш- а -ть.
-ся – постфикс возвратного глагола, ср. мы -ть- ся. куп-а -ть- ся .

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма – рождаться .
2. Основа слова – рожд-а-…-ся. Основа производная.
3–4. рожда -ть - ся ← рожда -ть .
5. - ся – словообразовательный постфикс.
6. Постфиксальный способ.

1. по-бри -ть - ся (глагол в неопределённой форме).
2. Окончание – -ть. Оно выражает значение неопределённой формы, ср. по-бре -ет- ся. по-бре -ем- ся .
3. Основа формы – по-бри-…-ся .
4. Корень – бри -. Однокоренные слова: бри -тв -а, вы- бри -ть.
5. по - – приставка, ср. по -сл-а -ть. по -сад-и -ть .
-ся – постфикс возвратного глагола, ср. мы -ть- ся. куп-а -ть- ся .

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма – побриться .
2. Основа слова – по-бри-…-ся. Основа производная.
3–6. а) по-бри -ть- ся ← по -бри -ть; -ся – словообразовательный постфикс; постфиксальный способ.
б) по-бри -ть- ся ← бри -ть- ся ; по - – словообразовательная приставка; префиксальный способ.

1. о-свеж-и -ть (глагол в неопределённой форме).
2. Окончание – -ть. Оно выражает значение неопределённой формы, ср. о-свеж -ит, о-свеж -им .
3. Основа формы – о-свеж-и- .
4. Корень – свеж -. Однокоренные слова: свеж -ий, свеж -о .
5. о - – приставка, ср. о -бел-и -ть, о -светл-и -ть .
-и - – суффикс глагола, ср. о-бел- и -ть, о-светл- и -ть.

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма – освежить .
2. Основа слова – о-свеж-и-. Основа производная.
3–4. о -свеж- и -ть ← свеж -ий .
5. о- – словообразовательная приставка; -и – словообразовательный суффикс.
6. Приставочно-суффиксальный способ.

1. голов -у (имя существительное).
2. Окончание – -у. Оно выражает значение ж.р. ед.ч. В.п. ср. голов -а. голов -ой .
3. Основа формы – голов- .
4. Корень – голов -. Однокоренные слова: голов -н -ой, голов -аст -ый .
5. Приставок и суффиксов нет.

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма – голова .
2. Основа слова – голов-. Основа непроизводная (состоит из одного корня).

(В) уездном (городе)

1. уезд-н -ом (имя прилагательное).
2. Окончание – -ом. Оно выражает значения ед.ч. м.р. П.п. ср. уезд-н -ый, уезд-н -ого .
3. Основа формы – уезд-н- .
4. Корень – уезд -. Однокоренные слова: уезд □. по- уезд -н -ый .
5. -н - – суффикс. Это суффикс прилагательного, ср. волост- н -ой. подъ-езд- н -ый .

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма – уездный .
2. Основа слова – уезд-н-. Основа производная.
3–4. уезд-н -ый ← уезд □ .
5. -н- – словообразовательный суффикс.
6. Суффиксальный способ.

(Жизнь)… (была) тишайшей

1. тиш-айш -ей (имя прилагательное).
2. Окончание – -ей. Оно выражает значение ед.ч. ж.р. Т.п. ср. тиш-айш -ая. тиш-айш -ую .
3. Основа формы – тиш-айш- .
4. Корень – тиш -. Однокоренные слова: тих -о. тиш -ин -а .
5. -айш - – суффикс формы превосходной степени прилагательного, ср. велик -ий – велич- айш -ый, свеж -ий – свеж- айш -ий.

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма (положительная степень прилагательного) – тихий .
2. Основа слова – тих-. Основа непроизводная (состоит из одного корня).

1. в-любл-ен -а (краткая форма причастия).
2. Окончание – -а. Оно выражает значение ед.ч. ж.р. ср. в-любл-ён □. в-любл-ен -ы .
3. Основа формы – в-любл-ён- .
4. Корень – любл -. Однокоренные слова: люб -и -ть (чередование б/бл ), люб -овь □ .
5. в - – приставка, ср. в -крапл-ённ -ый. в -плет-ённ -ый .
-ен – суффикс краткого страдательного причастия прошедшего времени глагола, ср. в-нес- ен -а. в-плет- ен -а .

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма причастия – влюблённый .
2. Основа причастия – в-любл-ённ-. Основа производная.
3–4. в-любл-ённ -ый ← в-люб-и -ть.
5. -ённ – суффикс причастия.
6. Суффиксальный способ.

(В секретаршу) месткома

1. мест-ком -а (сложносокращенное слово, имя существительное).
2. Окончание – -а. Оно выражает значение м.р. ед.ч. Р.п. ср. мест-ком □. мест-ком -ом .
3. Основа формы – мест-ком- .
4. Корни слова: 1) мест -; 2) ком(итет) - – в сокращённом виде. Однокоренные слова: мест -н -ый. мест -о ; комитет □. комитет -ск -ий .
5. Приставок и суффиксов нет.

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма – местком .
2. Основа слова – мест-ком-. Основа производная.
3–4. мест-ком □ ← мест -(н) -ый ком (итет) .
5–6. Сложение сокращённых до слогов основ – аббревиация.

Упражнения к теме «2.15. Морфемный и словообразовательный разбор слова»

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Словообразовательный анализ – это один из видов структурной работы со словом, в результате которого выясняются его синхронные словообразовательные связи, то, как слово образовано с точки зрения современного русского языка. Словообразовательному разбору подвергаются только слова с ПРОИЗВОДНОЙ ОСНОВОЙ (образованные морфемным способом). Задачи анализа – установить производящую базу, определить формальные и семантические отношения производной и производящей основы, словообразовательный тип (модель) анализируемого слова. При этом слово рассматривается как лексема, во всей совокупности словоформ, поэтому для разбора следует взять слово в его НОМИНАТИВНОЙ (НАЧАЛЬНОЙ) ФОРМЕ, определив предварительно ЧАСТЬ РЕЧИ.

ЭТАПЫ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА

I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СООТНЕСЕННОСТИ (ПРОИЗВОДЯЩЕЙ БАЗЫ). Производящей базой для слова может оказаться слово (для подавляющего большинства производных), форма слова или сочетание слов. При подборе словообразовательной пары необходимо учитывать, что среди прочих однокоренных производное и производящее – это наиболее близкие по структуре и семантике слова. Во-первых, их объединяет формально совпадающая (по фонемному составу) часть – производящая основа. Во-вторых, значение производного слова всегда может быть объяснено посредством ссылки на значение производящего, то есть семантически мотивировано им (критерий Г.О. Винокура). Словообразовательная соотнесенность – это единство формального и семантического аспектов. Кроме того, соотнесенность обычно является типовой, свойственной группе слов, определенному словообразовательному типу, в связи с этим нужно учитывать и наличие одноструктурных неоднокоренных слов.

При подборе производящего следует помнить, что: а) производное слово обычно имеет более сложную структуру (большее число морфем), чем производящее; б) производное слово обладает более сложной семантикой по сравнению с производящим, и этот критерий оказывается решающим при анализе словообразовательных пар некоторых типов (напр. в парах "глагол – существительное со значением отвлеченного действия" производящим является глагол, поскольку его лексическое значение полностью соответствует категориальной семантике части речи, хотя при нулевой аффиксации более простым по структуре становится имя); в) в соотносительной паре "нейтральное – стилистически окрашенное слово" производящим обычно является нейтральное (коннотация – это своего рода "приращение" смысла), несмотря на его возможную структурную простоту; г) некоторые типы производных слов обладают неединственной (множественной) мотивацией, в этом случае необходимо назвать возможные варианты, так как результаты словообразовательного анализа при разной соотнесенности окажутся различными.

II. ВЫДЕЛЕНИЕ ПРОИЗВОДЯЩЕЙ ОСНОВЫ И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ФОРМАНТА, ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОСОБА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ (СС) И ЕГО РАЗНОВИДНОСТИ. Каждое производное слово представляет собой бинарную конструкцию: оно состоит из производящей основы (совпадающая часть соотносительных слов – то, на базе чего образовалось новое слово) и форманта (словообразовательное средство - то, с помощью чего образовано слово). В качестве формантов выступают префиксы, суффиксы, постфиксы, комплексная морфема – конфикс (префикс + суффикс, префикс + постфикс, префикс + суффикс + постфикс и т.п.). При сложении производящая основа состоит из двух и более компонентов, в словопроизводстве может использоваться соединительный гласный (интерфикс) или же прерывистый формант – трансфикс (интерфикс + суффикс, префикс + интерфикс + суффикс и т.п.).

Прежде чем начать членение, необходимо и в производном, и в производящем отделить формообразующие аффиксы – показатели формы слова, не участвующие в словопроизводстве.

III. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФОРМАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРОИЗВОДНОЙ И ПРОИЗВОДЯЩЕЙ ОСНОВЫ (МОРФОНОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ МОРФЕМНОГО ШВА). При образовании производного слова нередко происходит взаимоприспособление соединяющихся морфем, в результате чего появляются: а) морфонологические чередования фонем; б) вставка, или интерфиксация, – между основой слова и присоединяемым словообразовательным аффиксом вставляется асемантический соединительный элемент; в) наложение морфем, или аппликация, – совмещение конца одной и начала другой морфемы, словообразовательная гаплология; г) усечение производящей основы – производящая основа может войти в состав производного слова не целиком, для устранения скопления гласных или согласных на стыке морфем усекается конечный звук, сочетание звуков или суффикс.

IV. УСТАНОВЛЕНИЕ СЕМАНТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ПРОИЗВОДНОГО И ПРОИЗВОДЯЩЕГО, ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ (СЗ). Смысловые отношения между производящей базой и производным словом могут быть сведены к следующим: а) ТРАНСПОЗИЦИЯ – семантика производящего "переводится" из одной части речи в другую; в лексическую семантику производного включены оба значения производящего: лексическое и грамматическое, частеречное; б) МОДИФИКАЦИЯ – значение производного в лексическом плане принципиально не отличается от производящего, а только варьирует, уточняет его; грамматическая отнесенность сохраняется, оба слова относятся к одной части речи; в) МУТАЦИЯ - значение производного выводится тем или иным образом из значения производящего, производное обладает принципиально новым лексическим значением и - в большинстве случаев – относится к другой части речи; г) ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ – лексическое значение производного тождественно значению производящего слова или словосочетания, обычно отличаясь от него стилистической окраской; эти отношения характерны для некоторых типов образования сложных слов (напр. универбации, или включения, при котором словосочетание при помощи суффикса "свертывается" в слово), для неаффиксальных способов (напр. аббревиации и усечения). Иногда выделяют как особое СЗ СОЕДИНИТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ - объединение значений двух и более основ в одном сложном значении; оно свойственно сложным словам и аббревиатурам (чистое сложение), а в сочетании с мутационным или транспозиционным – в аффиксально-сложных образованиях.

V. ХАРАКТЕРИСТИКА СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТИПА (СТ), ПОДБОР СЛОВ ТАКОГО ЖЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТИПА. Словообразовательный тип – это структурно-семантическая схема построения производных слов. К определенному словообразовательному типу принадлежат производные слова, которые: а) соотносятся с одной и той же частью речи; б) образованы одним и тем же способом и содержат один и тот же формант; в) передают одинаковое словообразовательное значение.

В понедельник мы пришли на первую примерку.

Начальная форма – ПРИМЕРК[А], имя существительное.

1) ПРОИЗВОДЯЩЕЙ БАЗОЙ для существительного примерка является глагол примеритьпримерять (видовая пара), так как значение существительного - ‘действие по глаголу примеритьпримерять’;

2) СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ – морфемный, суффиксация; производная основа пример–к(а) включает производящую основу пример- и словообразовательный формант –к(а) ;

3) МОРФОНОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ НА СТЫКЕ МОРФЕМ - при образовании слова производящая основа отложилась с усечением конечного гласного и чередованием корневого согласного;

4) транспозиционное СЗ - "отвлеченное действие"

5) СТ: переподготовка, закрутка, оклейка (отглагольные имена существительные с суффиксом –к-, обозначающие отвлеченное действие).

примерк(а) ← примери(ть), примеря(ть) [усечение основы, р//р’]

СЗ транспозиционное: "отвлеченное действие"

СТ: переподготовка, оклейка, заготовка (отглагольные имена существительные с суффиксом. –к-, обозначающие отвлеченное действие)

Какой прекрасный зайчонок!

Начальная форма – ЗАЙЧОНОК[Ø], имя существительное.

1) ПРОИЗВОДЯЩЕЙ БАЗОЙ для существительного зайчонок является существительное заяц, так как зайчонок – это ‘детеныш зайца’;

2) СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ – морфемный, суффиксация; производная основа зайчонок- включает производящую основу зайч– и словообразовательный формант –онок(ø) ;

3) МОРФОНОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ НА СТЫКЕ МОРФЕМ - при образовании слова производящая основа отложилась с чередованием корневых гласного и согласного;

4) модификационное СЗ - "невзрослость"

5) СТ: оленёнок, аистёнок, медвежонок (отсубстантивные имена существительные с суффиксом –онок-(-ёнок-), обозначающие невзрослое животное).

зайчонок(ø) ← заяц(ø) [аø, цч]

СЗ модификационное: "невзрослость"

СТ: оленёнок, аистёнок, медвежонок (отсубстантивные имена существительные с суффиксом –онок-(-ёнок-), обозначающие невзрослое животное).

ГЛУШЬ[Ø] – имя существительное.

1) ПРОИЗВОДЯЩЕЙ БАЗОЙ для существительного глушь является прилагательное глухой, так как значение существительного - ‘отвлеченный признак’ или ‘нечто глухое (предмет назван по признаку)’;

2) СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ – морфемный, нулевая аффиксация; производная основа глушь- включает производящую основу глуш- и словообразовательный формант –ø(ø);

3) МОРФОНОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ НА СТЫКЕ МОРФЕМ - при образовании слова производящая основа отложилась с чередованием конечного согласного;

4) транспозиционное СЗ - "отвлеченный признак" или мутационное СЗ "предмет по признаку" (в зависимости от реализуемого в контексте значения);

5) СТ: тишь, гладь, зелень, рань (отадъективные имена существительные с нулевым аффиксом, обозначающие отвлеченный признак/предмет по характерному признаку).

глушьø(ø) ← глух(ой) [х//ш]

СC – нулевая суффиксация

СЗ: а) транспозиционное - "отвлеченный признак"

б) мутационное - "предмет по характерному признаку"

СТ: тишь, гладь, зелень, рань (отадъективные имена существительные с нулевым суффиксом. обозначающие отвлеченный признак/предмет по характерному признаку)

ПЕРЕУТОМЛЕНИ[Е] – имя существительное.

1) ПРОИЗВОДЯЩЕЙ БАЗОЙ для существительного переутомление является глагол переутомиться, так как значение существительного - ‘отвлеченное действие’;

2) СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ – морфемный, суффиксация; производная основа переутомлениj- включает производящую основу переутомл’- и словообразовательный формант –ениj(е);

3) МОРФОНОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ НА СТЫКЕ МОРФЕМ - при образовании слова производящая основа отложилась с чередованием;

4) транспозиционное СЗ - "отвлеченное действие"

5) СТ: доверие, знание, везение, окончание, дыхание (отглагольные имена существительные с суффиксом –иj-/-ниj-/-ениj-/-аниj-, обозначающие отвлеченное действие).

переутомлениj(е) ← переутоми(ть)ся [усечение основы, м//мл’]

СЗ транспозиционное: "отвлеченное действие"

СТ: доверие, знание, везение, окончание, дыхание (отглагольные имена существительные с суффиксом –иj-/-ниj-/-ениj-/-аниj-, обозначающие отвлеченное действие)

УЛЬЯНОВСК[ИЙ] – имя прилагательное.

1) ПРОИЗВОДЯЩЕЙ БАЗОЙ для прилагательного ульяновский является существительное Ульяновск, так как значение прилагательного - ‘имеющий отношение к Ульяновску’;

2) СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ – морфемный, суффиксация; производная основа ульяновск- включает производящую основу ульяновск- и словообразовательный формант –ск(ий) ;

3) МОРФОНОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ НА СТЫКЕ МОРФЕМ - при образовании слова произошло наложение словообразовательного аффикса на производящую основу (устранение гаплологии);

4) транспозиционное СЗ - "относящийся к тому, что названо производящим словом"

5) СТ: московский, саратовский, минский (отсубстантивные относительные имена прилагательные с суффиксом –ск-).

ульяновск(ий) ← Ульяновск(ø) [наложение основы]

СЗ транспозиционное: "признак по отношению к названному предмету"

СТ: московский, саратовский, минский (отсубстантивные относительные имена прилагательные с суффиксом. –ск-)

1) ПРОИЗВОДЯЩЕЙ БАЗОЙ для глагола расхохотаться является глагол хохотать, так как расхохотаться - ‘начать громко хохотать’;

2) СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ – морфемный, конфиксация (префикс + постфикс); производная основа расхохота-ся включает производящую основу -хохота- и словообразовательный формант рас- + -ся;

3) МОРФОНОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ НА СТЫКЕ МОРФЕМ отсутствуют;

4) модификационное СЗ - "начало и интенсивность (действия)"

5) СТ: разгуляться, разыграться, раскричаться, разоспаться (префиксально-постфиксальные глаголы, обозначающие приступ к интенсивному действию).

рас\хохота(ть)ся ← хохота(ть)

СC – конфиксация (префикс + постфикс)

СЗ модификационное: "начинательность + интенсивность"

СТ: разгуляться, разыграться, раскричаться, разоспаться (префиксально-постфиксальные глаголы, обозначающие приступ к интенсивному действию)

СВЕРХПРОЧН[ЫЙ] – имя прилагательное.

1) ПРОИЗВОДЯЩЕЙ БАЗОЙ для прилагательного сверхпрочный является прилагательное прочный, так как сверхпрочный - ‘чрезвычайно прочный, превосходящий по прочности другие подобные’;

2) СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ – морфемный, префиксация; производная основа сверхпрочн- включает производящую основу -прочн- и словообразовательный формант сверх-;

3) МОРФОНОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ НА СТЫКЕ МОРФЕМ отсутствуют;

4) модификационное СЗ - "интенсивность, крайне высокая степень проявления признака"

5) СТ: сверхновый, сверхдальний, сверхнизкий (префиксальные прилагательные, обозначающие крайне высокую степень проявления признака).

сверх\прочн(ый) ← прочн(ый)

СЗ модификационное: "интенсивность, крайне высокая степень проявления признака"

СТ: сверхновый, сверхдальний, сверхнизкий (префиксальные прилагательные, обозначающие крайне высокую степень проявления признака)

1) ПРОИЗВОДЯЩЕЙ БАЗОЙ для глагола перезваниваться является глагол звонить, так как перезваниваться - ‘неоднократно звонить друг другу по телефону’;

2) СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ – морфемный, конфиксация (префикс + суффикс + постфикс); производная основа перезванива-ся включает производящую основу -зван’- и словообразовательный формант пере- + -ива- + -ся;

3) МОРФОНОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ НА СТЫКЕ МОРФЕМ - при образовании слова производящая основа отложилась с чередованием корневого гласного;

4) модификацонное СЗ - "взаимность и повторяемость (действия)"

5) СТ: переглядываться, переругиваться, перестреливаться (префиксально-суффиксально-постфиксальные глаголы, обозначающие кратное взаимное действие [взаимно-возвратные глаголы]).

пере\зван/ива(ть)ся ← звони(ть) [усечение, о//а]

СC – конфиксация (префикс + суффикс + постфикс)

СЗ модификационное: "взаимность + кратность"

СТ: переглядываться, переругиваться, перестреливаться (префиксально-суффиксально-постфиксальные глаголы, обозначающие кратное взаимное действие [взаимно-возвратные глаголы])

СЕНОКОСИЛК[А] – имя существительное.

1) ПРОИЗВОДЯЩЕЙ БАЗОЙ для существительного сенокосилка являются существительное сено и глагол косить; значение существительного – ‘машина для кошения травы’;

2) СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ – сложение с помощью трансфикса (интерфикс + суффикс); производная основа сенокосилк- включает две производящие основы сен- и коси- и словообразовательный формант –о- + -лк(а);

3) МОРФОНОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ НА СТЫКЕ МОРФЕМ отсутствуют;

4) СЗ соединительное ("действие, производимое над названным предметом") и мутационное ("предмет назван по действию, для которого он предназначен");

5) СТ: газонокосилка, камнедробилка, зерносушилка (сложно-суффиксальные имена существительные, обозначающие предмет по действию, производимому с его помощью над другим предметом).

сен/о\коси/лк(а) ← сен(о), коси(ть)

СC – сложение с помощью трансфикса (интерфикс + суффикс)

СЗ соединительное и мутационное: "предмет по действию"

СТ: газонокосилка, камнедробилка, зерносушилка (сложно-суффиксальные имена существительные, обозначающие предмет по действию, производимому с его помощью над другим предметом)

ПРИЧЕРНОМОРЬ[Е] – имя существительное.

1) ПРОИЗВОДЯЩЕЙ БАЗОЙ для существительного Причерноморье является словосочетание Черное море, Причерноморье - это ‘территория, находящаяся близ Черного моря’;

2) СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ – а) конфиксация (префикс + суффикс) на базе словосочетания; производная основа Причерноморьj- включает производящую основу -черн- + -мор’-, связанную интерфиксом -о-, и словообразовательный формант при- + -j(е); СТ продуктивный (Приморье, Приазовье, Приднестровье, Прииссыккулье и др.); б) сложение с помощью трансфикса (префикс + интерфикс + суффикс) – СТ оказывается непродуктивным, для узуса это единичное образование, прочие окказиональны (Присевероморье, Причерноречье);

3) МОРФОНОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ НА СТЫКЕ МОРФЕМ отсутствуют;

4) мутационное СЗ - "пространственное расположение предмета, названного мотивированным словом, относительно предмета, названного мотивирующим словом"

5) СТ: Приобье, Приэльбрусье, Припамирье, Приуралье (отсубстантивные префиксально-суффиксальные имена существительные, обозначающие территорию по пространственной близости).

При\черн/о\морь/j (е) ← Черн(ое) мор(е)

СC – конфиксация (префикс + суффикс) и сложение (интерфикс)

СЗ мутационное: "предмет по пространственной близости к другому предмету"

СТ: Приобье, Приэльбрусье, Прииссыккулье (отсубстантивные префиксально-суффиксальные имена существительные, обозначающие территорию по пространственной близости)

Цель морфемного анализа (так называемого разбора слова по составу) – выявление структуры слова, точнее – предложенной для разбора словоформы. Морфемному разбору подвергаются только ЧЛЕНИМЫЕ СЛОВА (то есть те, в составе которых можно выделить две и более морфемы), при этом выделяются как словообразовательные, так и формообразующие морфемы.

ЭТАПЫ МОРФЕМНОГО АНАЛИЗА

I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСТИ РЕЧИ, ФОРМЫ СЛОВА В ТЕКСТЕ, ИЗМЕНЯЕМОСТИ ИЛИ НЕИЗМЕНЯЕМОСТИ ДАННОЙ ЧАСТИ РЕЧИ ИЛИ ДАННОЙ СЛОВОФОРМЫ.

II. ВЫДЕЛЕНИЕ ОСНОВЫ СЛОВА И ФОРМООБРАЗУЮЩИХ АФФИКСОВ (ФЛЕКСИИ). Основа слова объединяет формы данного слова (совпадающая их часть), это общая часть для всех форм, входящих в парадигму слова (в глагольных формах выделяется две основы). Показатели формы в основу не входят.

III. УСТАНОВЛЕНИЕ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА. При выяснении морфемной структуры необходимо восстанавливать словообразовательную цепочку (словообразующий аффикс фиксирует один словообразовательный шаг от слова к слову), подбирать родственные слова и их формы.

IV. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА АФФИКСОВ. Необходимо отметить словообразующие и формообразующие (словоизменительные) аффиксы, у последних указать образуемую с их помощью форму.

V. ВЫЯВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА КОРНЕВОЙ МОРФЕМЫ. Свободный корень способен самостоятельно организовывать слово – только с помощью формообразующих морфем; связанный корень требует других служебных аффиксов. Эти особенности корня необходимо проиллюстрировать.

VI. ПОДБОР ОДНОСТРУКТУРНОГО СЛОВА. Одноструктурным называют слово (словоформу) той же части речи, по строению и типу морфем соответствующее данному, хотя материальное выражение морфем может быть иным.

Два сдвинутых вместе стола покрываются длиннейшей скатертью.

сдвинутых – страдат. прич. прош. вр. в полн. ф. мн. ч. род. п.

сдвинуть -ых - формообр. полн. ф. мн. ч. род. п.

сдвигать -т- - формообр. страд. прич. прош. вр.

двигать -ну- - словообр. аффикс

с- - словообр. аффикс

ОСНОВА ПРОИЗВОДНАЯ: с - дви[г] – ну -

КОРЕНЬ СВЯЗАННЫЙ: двиг- а (ть), с – двиг (ø)

ОДНОСТРУКТУРНОЕ СЛОВО: отогнутый

покрываjются - глагол в форме изъяв.н. наст.вр. 3 л. мн.ч.

покрываться -ют- - формообр. изъяв.н. наст.вр. 3 л.,мн.ч.

покрыть -j- - формообр. образует основу наст.вр.

крыть, кроет -ся - словообр.

ОСНОВА ПРОИЗВОДНАЯ: по - кры - ва - ся

КОРЕНЬ СВОБОДНЫЙ: кры (ть), кры л [ø]

ОДНОСТРУКТУРНОЕ СЛОВО: разрываjются

длиннейшей - имя прилагательное, в полн. ф. ед. ч. ж. р. твор. п.

длиннейший -ий - формообр. полн. ф. ед. ч. ж. р. твор. п.

длинный -ейш- - словообр.

длина -н- - словообр.

ОСНОВА ПРОИЗВОДНАЯ: длин - н - ейш -

КОРЕНЬ СВОБОДНЫЙ: длин (а)

ОДНОСТРУКТУРНОЕ СЛОВО: скучноватый

На столах – нарезанная кружочками колбаса и белые рассыпчатые пышки.

нарезанная – страдат. прич. прош. вр. в полн. ф. ед. ч. ж. р. им. п.

нарезать -ая - формообр. полн. ф. ед. ч. ж. р. им. п.

резать -нн- - формообр. страд. прич. прош. вр.

режет -а- - словообр.

ОСНОВА ПРОИЗВОДНАЯ: на - рез – а –

КОРЕНЬ СВОБОДНЫЙ: реж (ешь)

ОДНОСТРУКТУРНОЕ СЛОВО: подписанный

кружочками – имя существительное, в форме мн. ч. твор. п.

кружочек, кружочка -ами - формообр. мн. ч. твор. п.

кружок -к- - словообр.

круг -оч- - словообр.

ОСНОВА ПРОИЗВОДНАЯ: круж - оч – к -

КОРЕНЬ СВЯЗАННЫЙ: круг (ø), круж (ит)

ОДНОСТРУКТУРНОЕ СЛОВО: иголочка

рассыпчатые – имя прилагательное, в полн. ф. мн. ч. им. п.

рассыпаться -ые - формообр. полн. ф. мн. ч. им. п.

рассыпать -чат- - словообр.

сыпать, сыплю рас- - словообр.

ОСНОВА ПРОИЗВОДНАЯ: рас - сып – чат -

КОРЕНЬ СВЯЗАННЫЙ: сыпл (ю), сыпь (ø)

ОДНОСТРУКТУРНОЕ СЛОВО: переливчатый

МОРФОЛОГИЯ как часть грамматики - это учение о слове, о его грамматических классах (частях речи), морфологических категориях и формах. ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие, категория состояния) традиционно выделяют по совокупности признаков, к которым относят: 1) обобщенное грамматическое (частеречное) значение, отвлеченное от лексических и частных морфологических значений слов данной части речи; 2) характерный для каждого класса комплекс морфологических категорий и общая система словоизменения (состав парадигм); 3) общность основных синтаксических функций. СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (предлог, союз, частица) – это лексически несамостоятельные слова, предназначенные для выражения отношений между словами; лексическое и грамматическое в них оказывается слитным, они не обладают грамматическими категориями и не являются членами предложения, а квалифицируются по семантико-функциональной общности.

В пособии не рассматриваются модальные слова, которые также иногда считают особой частью речи. Этот класс слов выделяется на несколько иных основаниях (говорящий дает модальную оценку высказывания, что оформляется как грамматически не связанная со структурой предложения вводная конструкция), и, на наш взгляд, его не следует вводить в систему частей речи, так как нарушаются принципы грамматического описания. Не включены и междометия и звукоподражания, которые в своем обычном употреблении также не входят в грамматическую структуру предложения и морфологических свойств не имеют (хотя и могут быть подразделены на группы по семантике, структуре и особенностям употребления).

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР – это характеристика слова как части речи с учетом особенностей его контекстуального использования. ОБЩАЯ СХЕМА морфологического анализа такова.

ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ:

I - категориальное значение, у изменяемых - начальная форма (выделить показатель формы);

II - 1) морфологическая характеристика слова ("постоянные свойства"):

а) лексико-грамматические разряды или семантико-функциональные группировки, в которых конкретизируется частеречное значение (необходимо указать семантический признак и показатели); б) несловоизменительные морфологические категории (указывается частная категориальная семантика, показатели); в) словоизменительный тип, особенности парадигмы (у изменяемых);

2) морфологическая характеристика словоформы ("непостоянные свойства"):

а) словоизменительные морфологические категории (реализованная в контексте частная категориальная семантика; тип употребления формы, его особенности); б) показатели формы;

III – синтаксическая роль в предложении.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ:

I - семантико-функциональная характеристика: тип выражаемых отношений, функция в предложении;

II - грамматическая характеристика:

а) семантико-функциональные разряды; б) группы по структуре; в) группы по происхождению/наличию омонимов (производные, непроизводные); г) морфологические свойства – отрицательный показатель (отсутствие морфологических категорий, неизменяемость).

Схемы анализа каждой из частей речи приводятся далее вместе с образцами разбора: сначала дается образец полного разбора слова (устного), затем показываются образцы краткой записи.

I. (1) ЧАСТЬ РЕЧИ. КАТЕГОРИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ.

(2) Начальная форма (графически обозначить флексию).

II. ПОСТОЯННЫЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА:

● ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ РАЗРЯДЫ

(3) собственное или нарицательное; значение и грамматические показатели;

(4) одушевленное или неодушевленное; значение и грамматические показатели;

(5) конкретное, отвлеченное, вещественное или собирательное; значение и грамматические показатели;

● ГРАММАТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ

(6) род; характер категории (грамматическая или лексико-грамматическая), показатели рода;

(7) тип словоизменения, склонение, вариант, особенности склонения;

(8) характеристика парадигмы: полная, неполная.

НЕПОСТОЯННЫЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА:

(9) число; значение формы числа в контексте;

(10) падеж: а) тип употребления: самостоятельное или при определенной части речи (приглагольное, приименное и т. п.); б) предложная или беспредложная форма; в) значение падежной формы;

(11) показатели формы.

III. СИНТАКСИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА:

(12) роль в предложении.

Ударившись коленями о груду щебня, я повалился на бок. (Ю. Коваль.)

I – (1) имя существительное, категориальное значение - предмет;

II – постоянные свойства:

(3) нарицательное (обозначает предмет из ряда однородных; обладает полной парадигмой числа);

(4) неодушевленное (обозначает неодушевленный предмет; показатель – омонимичные формы Вин.п. мн.ч. и Им.п. мн.ч. колен[и] ),

(5) конкретное (обозначает конкретный предмет, подвергающийся счету; обладает полной парадигмой числа, сочетается с количественными числительными - два, оба колена);

(6) средний род (грамматическая категория; показатель морфологический - в Им.п. ед.ч. окончание [о] );

(7) 2-е субстантивное склонение, твердый вариант;

(8) полная парадигма;

(9) форма множественного числа (используется в значении коллективного множества: ‘пара колен’),

(10) творительного падежа (форма приглагольная, беспредложная, передает значение образа действия);

(11) показатель числа и падежа – окончание [ями] ;

III- синтаксические свойства:

(12) входит в состав обособленного обстоятельства.

(Ударившись о груду) щебня -

1) сущ. (предмет), н.ф. - щебень[ø

2) пост. - нариц. (предм. из ряда однородн.; грам. не выражено), неодуш. (вещество; Вин.ед. щебень[ø омонимична. Им.ед.), веществ. (‘измельченный камень’; singularia tantum); м.р. (грам. кат.; в Род.ед. - [а ); субстант. т. - 2 скл. мягк. вар. чередов. о//ø (щебень - щебня); неполн. парадигма – singularia tantum;

непост. - в ед.ч. (обобщ.-собир. структурировенное вещество), род.п. (приимен. присубстантивн.; беспредл.; определительн. - содержания); показатель числа и падежа - [а

Предложение, как и слово, обладает законченностью значения и законченностью грамматической формы, но эта законченность значения носит абстрактный характер и именно поэтому и является такой четкой; это законченность элемента, но не завершенность целого. (М. Бахтин.)

Предложение (обладает законченностью) -

1) сущ. (предмет), н.ф. - предложени[е

2) пост. - нариц. (предм. из ряда однородн.; полн. пар. числа), неодуш. (неод. предм.; Вин.мн. предложени[я омоним. Им.мн.), конкретн. (считаемый предм.; полн. пар. ч.); средн.р. (грам. кат.; в Им.ед. - [е ); субстант. т. - 2 скл. мягк. вар. на -иj[e] ; полн. парад.;

непост. - в ед.ч. (обобщ.-собир. ‘предложение как единица языка’), Им.п. (самостоятельн.; субъектн.); показатель числа и падежа - [е

(Но не завершенность) целого -

1) сущ. (предмет), н.ф. - цел[ое

2) пост. - нариц. (предм. из ряда однородн.; грам. не выраж.), неодуш. (отвлеч. понятие; грам. не выраж.), абстрактн. (отвлеч. понятие; sing. tant.); ср.р. (грам. кат.; в Им.ед. - [ое ); адъект. т. - 1 скл. тверд. вар.; неполн. парад. - sing. tant.;

непост. - в ед.ч. (количествен. семантики не передает), Род.п. (приимен. присубстантивн.; беспредл.; определительн. – носитель признака); показатель числа и падежа - [ого

I. (1) ЧАСТЬ РЕЧИ. КАТЕГОРИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ.

(2) Начальная форма (графически обозначить флексию).

II. ПОСТОЯННЫЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА:

● ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ РАЗРЯДЫ

(3) качественное или относительное (в том числе – собственно относительное, притяжательное или порядковое); значение и – у качественных – показатели качественности (перечислить основные признаки: наличие краткой формы, степеней сравнения, синонимов, антонимов; если признаки отсутствуют – назвать причину);

(4) тип словоизменения, склонение, вариант, особенности склонения;

(5) характеристика парадигмы: полная, неполная (у качественных).

НЕПОСТОЯННЫЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА:

(6) у качественных – степень сравнения; способ образования, тип употребления, значение формы в контексте;

(7) у качественных – краткая или полная форма;

(9) в единственном числе - род;

(11) показатели формы.

III. СИНТАКСИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА:

(12) роль в предложении.

Черный бархатный шмель, золотое оплечье,

Заунывно гудящий певучей струной,

Ты зачем залетаешь в жилье человечье

И как будто тоскуешь со мной?(И.А.Бунин.)

I – (1) имя прилагательное, категориальное значение - признак предмета;

(2) н.ф. - бархатн[ый] ;

II – постоянные свойства:

(3) качественное (обозначает зрительно воспринимаемый признак: ‘похожий на бархат’; показатели качественности отсутствуют, т. к. это метафорическое употребление относительного);

(4) 1-е адъективное склонение, твердый вариант;

(5) отсутствуют краткие формы и формы степеней сравнения (относительное использовано в значении качественного);

(7) в полной форме;

(8) единственное число;

(10) именительный падеж;

(11) показатель числа, рода и падежа – окончание [ый] ;

III- синтаксические свойства:

(Залетаешь в жилье) человечье -

1) прил. (признак предмета), н.ф. - человечий[ø

2) пост. - относит. притяжат. (принадлежность лицу); адъект. т. - 2 скл.;

непост. - в ед.ч. ср.р. вин.п.; показатель числа, рода и падежа - [е

Нет мудрее и прекрасней средства от тревог,

Чем ночная песня шин. (Ю.Визбор.)

(Нет) прекрасней (средства) -

1) прил. (признак предмета), н.ф. - прекрасн[ый

2) пост. - качеств. (свойство, внутренне присущее предмету, его оценка; кр.ф. – прекрасен, сравн.ст. – прекраснее, синон. – отличный, антон. - плохой); адъект. т. - 1 скл. тверд.вар. черед. е//ø (прекрасный - прекрасен); полн. парадигма;

непост. - в форме компаратива – синтетич. сравн. степ. (в знач. превосх. – суперлятив);

I. (1) ЧАСТЬ РЕЧИ. КАТЕГОРИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ.

(2) Начальная форма (графически обозначить флексию).

II. ПОСТОЯННЫЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА:

● ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ РАЗРЯДЫ

(3) собственно количественное (обозначает целое число), собирательное или дробное; значение и показатели;

(4) у собственно количественных – группа по структуре: простое, сложное или составное;

● ГРАММАТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ

(5) род (у числительных тысяча, миллион и под.);

(6) тип словоизменения, склонение, вариант, особенности склонения (у сложных и составных – для каждой части).

НЕПОСТОЯННЫЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА:

(7) число (у числительного один);

(8) род (у числительных один, оба и под.);

(10) показатели формы.

III. СИНТАКСИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА:

(11) тип употребления: одиночное или в составе синтаксически неразложимого сочетания с существительным;

(12) роль в предложении.

Говорят, что в Байкал впадает более трехсот речек и рек.

(Более) трехсот (речек и рек) -

I – (1) имя числительное, категориальное значение – количество предметов;

II – постоянные свойства:

(3) собственно количественное (обозначает количество предметов);

(6) склоняются обе части: три- по адъективному типу, -ста по субстантивному (множественное число);

(9) в родительном падеже;

(10) показатель падежа – окончания [ех] и [ø

III- синтаксические свойства:

(11) употреблено в синтаксически неразложимом сочетании с именем существительным (более трехсот речек и рек);

Волк и семеро козлят.

1) числ. (количество предметов), н.ф. - семер[о

2) пост. - собир. (совокупность детенышей; суффикс -ер-); адъективн.т.;

непост. - в им.п.; показатель падежа - [о

3) употр. в синтакс. цельном словосочетании; подлежащее.

(В ответе получилось) пять целых девяносто две сотых -

1) числ. (число), н.ф. – пять[ø цел[ых девяност[о дв[е сот[ых

2) пост. - дробн. (дробное число); сост. их 5-ти ч. пять – числ. 3-е субст. скл.; целых – сущ. 1-е адъект. скл.; девяносто – числ. особое скл. с омонимичн. формами; две – числ. адъект. скл.; сотых – сущ. 1-е адъект. скл.;

непост. - в им.п.; показатели падежа - окончания;

3) одиночн. употр.; подлежащее.