Руководства, Инструкции, Бланки

руководство определяется как деятельность img-1

руководство определяется как деятельность

Рейтинг: 4.4/5.0 (1855 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Понятие организационно-управленческой деятельности - Студопедия

Понятие организационно-управленческой деятельности

Организационно-управленческая деятельность – это особый вид деятельности, который начал изучаться, описываться и нормироваться только во второй половине XX века. До этого времени управление существовало как «искусное действие» – индивидуальное мастерство человека или группы лиц.

Существенно, что выделение организационно-управленческой деятельности, как самостоятельного вида, становится необходимым и возможным в условиях усложнения организационной системы хозяйствования, особое значение в которой приобретает соблюдение определенного порядка, скорее упорядоченности, при одновременном динамичном изменении внутренних и внешних условий профессиональной деятельности. Следовательно, функции организатора и управляющего ложатся на руководителя–профессионала, и объединяются в некую организационно-управленческую подструктуру профессиональной деятельности. Основными элементами такой подструктуры являются взаимодополняющие аспекты профессиональной деятельности, моделирующие процесс ее функционирования и развития. В частности, можно выделить такие аспекты как:

- предметно-структурный. характеризующий поэлементно виды деятельности организации и соответствующие им предметные области управления (что?);

- организационно-методический аспект, характеризующий порядок выполнения заданий по видам деятельности (кто? где? как?);

- функционально-временной. характеризующий состояние протекающих процессов (какие? когда?);

- ресурсно-технологический аспект, характеризующий ресурсы и инструменты, используемые в процессе профессиональной деятельности (что? как? с помощью чего? в какой последовательности?).

Упорядоченность хозяйственной практики предполагает, что основополагающие характеристики организационно-управленческой деятельности в разных профессиональных сферах едины. Поэтому для лучшего понимания особенностей рассматриваемого вида деятельности в юридической практике, необходимо уточнить именно общие ее основания. Для понимания сущности управленческой деятельности необходимо ответить на ряд вопросов: В чем специфика объекта управления? Что отличает управленческую деятельность от других видов деятельности? Что составляет продукт управленческой деятельности?

Сформулируем ответы на поставленные вопросы, опираясь на основные положения системомыследеятельностного (далее - СМД) подхода, разработанного для сферы управления Г.П. Щедровицким и другими авторами[1].

Прежде всего, управленческая деятельность должна отвечать всем требованиям деятельности, включая наличие: целей и объекта управления; субъекта управления; знаний и технологий управленческой деятельности; конечного продукта деятельности и самих управленческих действий.

Что касается целей и объекта управления, то именно они являются основой формирования той социально-экономической системы, в которой соединятся условия достижения поставленной цели профессиональной деятельности. В рамках СМД методологии были разработаны схемы описания таких сложных объектов - схема многоплоскостного представления и схема конфигурирования разнородных систем знаний в отношении «объекта управления». Данные схемы позволяют особым образом организовать управленческую деятельность - в виде трехплоскостного представления управленческой деятельности.

В схеме трехплоскостного представления управленческой деятельности выделяются три плоскости, на которых располагаются три различных типа знания - «знание об объекте управления», «знание об управленческой деятельности» и «знание об инструментах деятельности и мышления».

Следует заметить, что управленческая деятельность отличается от материально-преобразующих типов деятельности, например, выработка бензина или строительство домов, где предмет преобразования «нефть» или «строительные материалы». Управленческая деятельность осуществляется в отношении деятельности других людей, управленческая деятельность - это «деятельность над деятельностью». Действительно, в результате управленческой деятельности может измениться организационная и процессуальная структура профессиональной деятельности; могут измениться цели и рамки деятельности; могут преобразоваться (прирасти или обновиться) знания, совершенствоваться инструменты и средства деятельности.

Рассмотрение процессов функционирования и развития позволяет определить «продукты управленческой деятельности». Так, в отношении процессов функционирования продуктом управленческой деятельности могут быть стандарты и нормы деятельности.

В отношении процессов развития управленческая деятельность ориентируется на продукты, обеспечивающие прогрессивное изменение (развитие) деятельности. В случае профессиональной деятельности в области юридических услуг это может быть, например, стратегия развития организации или новые условия организации деятельности или последовательность развития содержательной (продуктовой) линейки, или это будет новая система управления, включающая не только порядок взаимодействия подразделений (отдельных работников), но качество реализации экономических и социальных задач.

Высказанные в теории Г.П. Щедровицкого подходы к методологии управления как вида деятельности позволяют, в частности, выделить «три модальности» или три способа ее существования (протекания):

- управление. как деятельность, направлено на изменение протекающих социально-экономических процессов и фокусируется на изменении векторов активности определенных социальных групп.

- организация. как деятельность, которая фокусируется на создании организационной структуры (организации). Способна осуществить необходимую деятельность, приводящую к определенным результатам;

- руководство. как деятельность, направлено непосредственно на «деятельность людей», регулирование, анализ, коррекцию человеческих действий, позволяющих добиться определенных результатов;

Это самостоятельные виды деятельности, которые имеют дело с различными объектами, используют различные инструменты и средства, и, соответственно, применяются в различных ситуациях. В частности, автором уточняется: организация (представлена категорией структуры), руководство (представлено категорией деятельности) и управление (представлено категорией процесса). Вместе с этим, Г.П. Щедровицкий указывает на четкую взаимосвязь указанных трех способов существования организационно-управленческой деятельности. В частности, он указывает, что «Руководство включено в Организацию, а Организация, в свою очередь, включена в Управление. Эта включенность означает, что смыслы и цели Организационной деятельности определяются Управленческой деятельностью. А смыслы и цели деятельности Руководства определяются Организационной деятельностью»[2].

Рассмотрим каждый из указанных способов организационно-управленческой деятельности подробнее.

Другие статьи

Организация внутреннего аудита

Организация внутреннего аудита Организация внутреннего аудита

Известно, что одной из функций финансового менеджмента является финансовый контроль. С одной стороны, он обеспечивает возможность принятия эффективных решений по управлению финансовыми потоками предприятия, с другой стороны, в интеграции с процессами организации и регулирования обеспечивает исполнение принятых решений. Следует отметить, что эти стороны контроля находятся в неразрывном единстве и динамическом взаимодействии в циклах управленческих процессов. Важнейшей формой финансового контроля на современном предприятии является внутренний аудит.

Необходимость внутреннего аудита вытекает из проблем, связанных с «эффектом масштаба». В экономике понятие «эффект масштаба» означает, что во-первых, по мере роста масштаба производства организация достигает снижения издержек за счет действия ряда факторов (это положительный эффект масштаба); во-вторых, параллельно существует отрицательный эффект масштаба, который заключается в определенных управленческих трудностях, связанных с координированием и контролированием деятельности крупной организации. По мере роста масштаба деятельности этажи управления, разделяющие административный аппарат и уровни управления, реализующие рабочие программы, становятся все более многочисленными. Многоуровневый аппарат управления создает проблемы обмена информацией, координации решений, увеличивает вероятность принятия различными звеньями управления решений, противоречащих друг другу. Затрудняется контроль различных звеньев управления со стороны центрального руководства, что повышает риск ошибок и злоупотреблений персонала.

Руководство компании разрабатывает политику и процедуры работы. Однако персонал может иногда их не понимать или не всегда выполнять по тем или иным причинам. Менеджеры не имеют достаточного времени проверить исполнение и часто не обладают специфическими инструментами такой проверки. Следовательно, они не могут своевременно обнаружить недостатки и отклонения.

Внутренние аудиторы помогают им — обеспечивают защиту от ошибок и злоупотреблений, определяют «зоны риска» и возможности устранения будущих недостатков или недостач, помогают идентифицировать и «усилить» слабые места в системах управления и найти те принципы управления, которые были нарушены. Все эти действия дополняются обсуждением проблем с высшими органами управления компании, нужды и предложения которых и определяют процедуры внутреннего аудита (внутренние аудиторы должны обеспечить управляющих любой информацией, касающейся компетенции этих специалистов).

Особенно важен внутренний аудит в том случае, если компания имеет географически разбросанные филиалы или отделения, в которых местное руководство принимает самостоятельные решения, а центральному руководству необходима достоверная информация об их деятельности для осуществления контроля и оценки принятых решений в целом.

Таким образом, органы управления организацией пользуются услугами внутренних аудиторов как дополнительными ресурсами, помогающими им осуществлять функции по управлению компанией.

Создание эффективной системы внутреннего аудита в компании позволит;

обеспечить эффективное функционирование, устойчивость и максимальное (согласно установленным целям) развитие организации в условиях многоплановой конкуренции;

Компетенция (полномочия и права) Порядок деятельности

Компетенция и требования к квалификации персонала определяются советом директоров либо исполнительным органом управления, документально закрепляются в Уставе и детализируются в Положении об отделе (бюро, секторе и т.п.) внутреннего аудита (о внутреннем аудиторе общества), а также в Стандартах внутреннего аудита (внутрифирменных). Порядок деятельности определяется, документально закрепляется и утверждается советом директоров либо исполнительным органом

Компетенция определяется законодательством, а также высшим органом управления (требования к квалификации персонала определяются исключительно общим собранием), закрепляется в Уставе и детализируется в Положении о ревизионной комиссии (ревизоре). Порядок деятельности определяется высшим органом управления, документально закрепляется и им же утверждается. Например, ревизионная комиссия (ревизор) имеет право требовать наложения взысканий на работников за выявленные нарушения

Перед советом директоров либо перед исполнительным органом

Перед общим собранием участников общества либо общим собранием членов или наблюдательным советом производственного кооператива

Срок полномочий органа (субъектов)

Определяется советом директоров либо исполнительным органом (отдел внутреннего аудита может быть ликвидирован в любой момент по решению Совета директоров либо исполнительного органа)

Срок полномочий органа в его определенном составе (т.е. период до переизбрания его субъектов) определяется общим собранием участников общества или членов производственного кооператива (обычно от 1 года до 5 лет), закрепляется в Уставе и в Положении о ревизионной комиссии (ревизоре). В любое время высший орган управления вправе изменить состав (кадровый, структурный, количественный) органа внутрихозяйственной ревизии, внеся соответствующие поправки в Устав (Положение)

Перед советом директоров либо исполнительным органом за качество и своевременность выполнения должностных обязанностей (задач и функций органа), а также за превышение полномочий

Перед общим собранием участников общества (членов производственного кооператива) за качество и своевременность выполнения своих служебных функций и превышение полномочий

Определяется оргстатусом, порядком оплаты труда, самостоятельностью в принятии решений, свободой от конфликтов интересов, внутренними стандартами

Определяется служебными отношениями с руководством, а также системой вознаграждений (оплаты труда)

Планирование и организация деятельности (работ)

Планы и порядок работ определяются (главным) внутренним аудитором по согласованию с аудиторским комитетом совета директоров либо исполнительным органом (либо исключительно органами управления); утверждает (генеральные) планы работ совет директоров либо исполнительный орган

Планы и порядок работ определяются на заседаниях ревизионной комиссии (либо ревизором), утверждаются председателем ревизионной комиссии (либо ревизором). Проверка по итогам финансово- хозяйственной деятельности за год обязательна

Могут быть одинаковыми (например, системы обработки и интеграции маркетинговой информации, необходимой для принятия решений по крупным сделкам советом директоров), но ревизионная комиссия в отличие от отдела внутреннего аудита проверяет также деятельность совета директоров

Могут быть одинаковыми при решении одних и тех же задач

Регламентация и стандартизация (определение порядка взаимодействий с проверяемыми работниками, определение базовых принципов, методик и т.д)

Кроме Положения об отделе (аудиторе) и должностных инструкций разрабатываются Стандарты внутреннего аудита и Кодекс этики внутренних аудиторов (внутренние)

Статут органа закрепляется в Уставе и детализируется в Положении о ревизионной комиссии (ревизоре). Стандарты и Кодекс этики для ревизоров не разрабатываются

Содержание контрольных функций

Могут быть одинаковыми (например: оценка целесообразности сбытовой политики, правомочности принятых решений, оценка обоснованности смет коммерческих расходов, оценка адекватности процедур внутреннего контроля сбыта продукции, предварительное рассмотрение планов общества и.т.д.). Также могут выполняться и консультативные функции

Степень надежности информации по результатам проверок (например, в плане ее использования внешними аудиторами)

Определяется многими факторами, в том числе независимостью, объективностью, компетентностью, личностными характеристиками (честностью, прилежностью и т.д.) субъектов органа, наличием Стандартов и Кодекса этики (для внутренних аудиторов), а также общей средой контроля коммерческой организации

Основные результаты деятельности

Отражаются в отчетах и заключениях (по форме, утверждаемой советом директоров либо исполнительным органом). Содержание отчетов (заключений) отвечает целям и задачам проведенных проверок. Представляются рекомендации по устранению недостатков и совершенствованию различных сторон управления организацией (деятельности организации)

1. По итогам проверок финансово-хозяйственной деятельности за год на основании акта ревизии составляется заключение, в котором должны содержаться: а) подтверждение достоверности данных, содержащихся в годовом отчете общему собранию, бухгалтерском балансе, отчете о прибылях и убытках; б) информация о нарушениях порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также правовых актов РФ.

2. По итогам иных проверок составляются докладные записки, акты, ведомости нарушений.

3. Представляются рекомендации по устранению недостатков и совершенствованию управления

Точность информации по результатам контроля

Множество приблизительных оценок в соответствии с принципом разумной достаточности (т.е. учитывая соотношение затрат и результатов) собранных данных для выражения мнения относительно объекта контроля; выявление виновников и размера ущерба осуществляется по решению органов управления

Максимальная точность; выявление виновных лиц и размера ущерба обязательно

Направления внутреннего аудита

Получило распространение деление внутреннего (как, впрочем, и внешнего) аудита на три вида: операционный аудит (управленческий аудит), аудит на соответствие требованиям, аудит финансовой отчетности.

Анализируя внутренний аудит более детально, можно выделить следующие его виды: функциональный (межфункциональный) аудит систем управления, организационно-технологический аудит систем управления, всесторонний аудит систем управления организацией, аудит видов деятельности, аудит на соответствие (можно также выделить аудит на предмет соответствия каким-либо конкретным требованиям или предписаниям и аудит на предмет соответствия общей целесообразности).

Функциональный аудит систем управления проводится для оценки производительности и эффективности в любом функциональном разрезе. К нему, например, относятся аудиторские проверки каких-либо операций, проводимых подразделением (должностным лицом) в разрезе его функций.

При межфункциональном внутреннем аудите качество исполнения различных функций (например, функций производства и реализации продукции) оценивается в их взаимосвязи и взаимодействии.

Организационно-технологический аудит систем управления представляет собой проводимый органом внутреннего аудита контроль разнообразных звеньев управления на предмет их организационной и/или технологической целесообразности (рациональности).

Аудит видов деятельности предполагает объективное обследование и всесторонний анализ определенных видов деятельности, областей бизнеса или бизнес-проектов с целью выявления возможностей улучшения хозяйственной деятельности.

Внутренними аудиторами может проводиться более глубокий контроль организации, который выражается в совокупности организационно-технологического и функционального аудитов систем управления, аудита видов деятельности, а также аудита элементов и процессов, связывающих организацию с внешней средой, например, системы внешних профессиональных связей, имиджа, общественных связей и др. Здесь определяются все сильные и слабые стороны деятельности организации, оценивается устойчивость ее положения в социальных системах более высокого порядка, а также перспективы ее развития. Такие контрольные мероприятия, осуществляемые внутренними аудиторами, относятся к всестороннему аудиту системы управления организацией.

Аудит на соответствие предписаниям выражает процедуры аудиторского контроля на предмет соблюдения:

1) установленных внешними полномочными органами законов, подзаконных актов, стандартов (правил, методик);

2) предписанных органами управления формальных правил, заданий и т.п.

Аудит на соответствие целесообразности выражает процедуры аудиторского контроля деятельности должностных лиц (субъектов управления) на предмет целесообразности (рациональности, разумности, обоснованности, полезности) ее продуктов (принятых решений).

Дополнительные возможности внутреннего аудита

Оценка целесообразности, разрешенности и законности совершаемых сделок является одним из основных направлений аудиторского контроля в области финансово-хозяйственных операций. Однако этим деятельность аудиторов не ограничивается.

Аудиторы могут принимать участие в решении проблемы чистоты информации, собранной для принятия решения, касающегося совершения какой-либо важной сделки.

Как известно, исход дела (сделки) зависит от возможности повлиять на предпосылки решения, на выбор альтернатив, на информацию, собранную по этим альтернативным вариантам. Возможности могут оказаться в руках сотрудников, преследующих сугубо личные или узкогрупповые цели.

В этом случае внутренний аудитор при санкции руководителя или собственников должен проявить свою компетентность и практические навыки в критическом подходе к каждому принимаемому решению. Оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой (УИС), может быть одной из важных функций такого специалиста.

Дополнительной задачей может оказаться оценка деятельности внутренних технологических контролеров. Задачи специализированных контролирующих подразделений — отдела методов и средств контроля, отдела входного контроля, отдела технического контроля — во избежание дублирования не следует включать в программы внутреннего аудита. Но для проверки деятельности работников этих подразделений, в частности работников, обслуживающих функционирование компьютерных систем, в штате отдела внутреннего аудита необходимо иметь специалистов, владеющих навыками контроля в соответствующих технико-технологических направлениях.

Кроме того, внутренние аудиторы могут:

участвовать в постановке бухгалтерского учета.

Участие в налоговом планировании

Отдельного упоминания требует такая дополнительная функция внутренних аудиторов, как участие в налоговом планировании.

Внутренние аудиторы могут взять на себя эту функцию при отсутствии на предприятии специализированного подразделения налогового планирования.

Налоговое планирование (налоговая оптимизация) — это выбор оптимального варианта осуществления деятельности и размещения активов, направленного на достижение возможно более низкого уровня возникающих налоговых обязательств.

Эту задачу внутренние аудиторы должны решать в тесном взаимодействии с сотрудниками юридического отдела, так как необходима согласованность мнений относительно использования налогового законодательства и налоговых льгот, а также их увязки с правовыми формами оформления сделок.

Разработанные варианты оптимизации налогооблагаемых баз далее представляются руководству компании для принятия дальнейших решений.

Отчеты внутренних аудиторов

Отчеты внутренних аудиторов составляются по форме, разработанной непосредственно в организации. В наиболее общем случае такие отчеты кроме необходимых реквизитов должны содержать:

перечень выявленных отклонений, превышающих допуск;

перечень обстоятельств, при которых эти отклонения были выявлены;

оценку выявленных отклонений с точки зрения их влияния на организацию;

рекомендации по возможному устранению данных отклонений;

оценку данных рекомендаций в плане их возможного влияния на организацию;

конструктивные предложения (при их наличии) по совершенствованию различных аспектов функционирования организации, имеющих отношение к проведенной работе.

Внутреннему аудитору приходится обсуждать с органами управления свои рекомендации и предложения. При этом часто возникают разногласия, переходящие в напряженные дискуссии. Руководителю очень важно защитить аудитора от нападок, обеспечить ему независимое положение в фирме.

Общий подход к организации внутреннего аудита

Большой информационный потенциал и знание всех тонкостей в деятельности своей организации выгодно отличают внутренних аудиторов от внешних. Поэтому целесообразно, чтобы функции внутренних аудиторов в организации выполняли штатные специалисты, а не приглашенные со стороны независимые аудиторы. Кроме того, штатные специалисты более ответственны в своих рекомендациях. В любом случае в штате организации должен состоять специалист, исполняющий обязанности главного внутреннего аудитора.

Главный внутренний аудитор — это наиболее квалифицированный специалист, обладающий разносторонними знаниями и навыками, способный дать высшему руководству сам компетентный совет в области экономики и налогов.

Главный внутренний аудитор в идеале должен иметь знания и практические навыки в области бухгалтерского учета, налогового права, экономики, финансового менеджмента, общей юриспруденции, маркетинга, общего управления, менеджмента персонала, иметь собственно аудиторские умения и навыки.

Кроме того, он должен знать задачи, поставленные высшим руководством перед компанией; возможности и потребности коллектива, внешние связи своей компании. Ему необходимы достаточные знания в области компьютерной техники и технологии.

Главный внутренний аудитор регулирует и контролирует деятельность других сотрудников внутреннего аудита (в т.ч. осуществляет контроль качества их работы). В его функции также входит:

руководство разработкой внутрифирменных аудиторских стандартов, руководство составлением генеральных планов деятельности внутренних аудиторов и аудиторских программ (при согласовании с органами управления);

участие в разборе различных спорных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе функционирования организации, в том числе споров с налоговой инспекцией (полицией).

Функционирование внутренних аудиторов

Деятельность внутренних аудиторов должна осуществляться только на базе детального регламента, чтобы исключить необъективность и опасность узкого видения проблем на каждом из соподчиненных уровней объектов, вовлеченных в систему аудирования.

При перманентно меняющемся отечественном законодательстве, особенно налоговом, внутренние аудиторы должны поддерживать свои знания на должном уровне, быть в курсе всех свежих новостей и актуальных вопросов, имеющих отношение к деятельности организации. В отделе внутреннего аудита необходимо наладить систему обсуждения новых законодательных и нормативных актов. А главному внутреннему аудитору полезно посещать семинары, организуемые государственными органами.

На предприятии целесообразно периодически организовывать под руководством внутренних аудиторов семинары для ознакомления ответственных сотрудников других функциональных подразделений с последними изменениями в законодательстве, а также для общего повышения их квалификации. На таких семинарах коллективно обсуждаются возникающие у многих одинаковые вопросы и каждый сотрудник может получить детальный, подтвержденный соответствующими правовыми документами исчерпывающий ответ на любой возникший у него вопрос<1>.

<1> Подробнее об организации отделов внутреннего аудита см. Бурцев В.В. Организация системы внутреннего контроля коммерческой организации. — М. Издательство «Экзамен», 2003.

Отдел внутреннего аудита

Многим компаниям целесообразно создать из нескольких штатных внутренних аудиторов отдельное подразделение — отдел внутреннего аудита.

Создание такого отдела позволит:

1) совету директоров фирмы или ее исполнительному органу управления наладить эффективный контроль за автономными подразделениями организации;

2) выявить резервы производства и наиболее перспективные направления развития посредством целевых контрольных проверок и анализа, проводимых внутренними аудиторами;

3) эффективно консультировать сотрудников финансово-экономических, бухгалтерских и иных служб в головной организации, ее филиалах и дочерних компаниях.

Создание отдела внутреннего аудита в компании весьма сложный процесс, требующий решения ряда методологических и организационно-технических проблем. В общих чертах организацию отдела внутреннего аудита можно рекомендовать проводить по следующим основным этапам:

выявление и четкое определение круга вопросов, для решения которых формируется отдел внутреннего аудита, построение системы целей создания отдела в соответствии с политикой предприятия;

ГЛАВА 16 РУКОВОДСТВО В МЕНЕДЖМЕНТЕ: Руководство как функция управления

ГЛАВА 16 РУКОВОДСТВО В МЕНЕДЖМЕНТЕ


Руководство как функция управления — это целенаправленный процесс воздействия на коллективы (подчиненных) для выполнения конкретных определенных задач.
Под руководством понимается организационная функция менеджмента, заключающаяся в управлении людьми, обеспечивающими эффективность предприятия или его подразделений в целом. Термин «руководство» подразумевает два смысловых значения: это менеджеры и это деятельность менеджеров по управлению.
«В обобщенном виде руководство может быть сведено к трем аспектам. Это: выдача директив относительно того, что нужно сделать; налаживание сотрудничества между людьми; обеспечение энергии, необходимой для достижения поставленной цели»[32].
В отличие от понятия «управление», которое характеризует процесс организации* всей системы управления и производства, руководство направлено на конкретных людей, объединенных в коллективы.
Менеджер — это должность и профессия. Понятие «менеджер» часто используется для обозначения различных должностей. Генеральный директор объединения, заместитель директора предприятия, мастер — это названия должностей, которые различаются по уровню, но все они могут быть объединены понятием «менеджер».
Менеджеры — это лица, возглавляющие соответствующий коллектив, направляющие и координирующие работу всего аппарата управления или его отдельных звеньев, а также осуществляющие контроль и регулирование деятельности коллектива по выполнению поставленных задач и достижению целей[33]. Лучше других в своем коллективе менеджер должен уметь только одно — руководить:

ЭР = JI + В — формула эффективного руководства.
Руководитель (Р) — это хозяйственный лидер, которому делегирована власть. Он должен одновременно уметь влиять на подчиненных и эффективно управлять организацией для достижения поставленных целей.
Лидерство (Л) — это процесс влияния одного лица на других.
Власть (В) — это делегированные полномочия влиять на поведение других.

Рис. 16.1. Факторы результативности руководителя

Функцию руководства в менеджменте реализует руководитель В составе руководителей выделяются два основных типа — линейные и функциональные. Линейные руководители возглавляют линейные подразделения и всю систему управления. Они принимают решения по всему кругу проблем. Функциональные руководители возглавляют функциональные подразделения. Если руководитель возглавляет функциональный отдел, то по отношению ко всей системе он считается функциональным руководителем, а для работников данного отдела — линейным.
Линейный руководитель учитывает мнение всех специалистов (из экономических, технических и других служб). Но решать должен именно он, а само принятое решение может отличаться от всех высказанных предложений именно потому, что в нем полностью согласованы все позиции Принятие решений — основная функция руководителя, это результат его деятельности, а уклонение его от этой роли деформирует всю кадровую структуру. Руководитель несет персональную ответственность за своевременное решение основных проблем управляемой системы в целом, а также за организацию работы по их реализации, за контроль исполнения.
Руководитель — ключевое звено в кадровой системе. Опираясь на аппарат, руководитель направляет деятельность всего коллектива организации. Он одновременно и представитель высшего звена управления (или собственника) в управленческом коллективе, и лидер коллектива. Это две составляющие эффективного руководства.
По занимаемому в управленческой иерархии уровню менеджеры составляют три звена: институциональный (высший уровень, топ-менеджмент): члены совета директоров, президенты, вице-президенты, генеральные директора и их заместители Основная задача менеджеров этого уровня — определение целей, смысла существования и принципов деятельности организации. Главное внимание — «что делать»; управленческий (средний уровень, мидл-менеджмент): директора, начальники производств и их заместители Основная задача — определение способов достижения целей, совершенствование производственных процессов, повышение эффективности затрат. Главное внимание — «что и как делать»;
технический (нижний уровень, супервайзеры): начальники цехов, отделов, мастера, бригадиры. Основная задача — непосредственная организация работы тех, кто своим трудом вносит прямой вклад в достижение целей организации. Главное внимание — «как делать».
Хозяином (собственником) организации может быть государство, муниципалитет, трудовой коллектив, акционеры, частный собственник и т. д. Хозяин организации определяет механизм назначения высшего руководителя. Положение руководителя определяется теми полномочиями, которые ему передает собственник. Руководители разного уровня могут быть и собственниками: полными (хозяевами) или частичными (акционерами).
Функции собственника часто отделены от функций управления. Собственник (или собственники) назначает управляющих, но само управление организуют уже управляющие. Если же собственник работает в управлении, то он должен выполнять только те обязанности, которые вытекают из его должности.
Влияние, которое имеет руководитель, принято называть авторитетом. Авторитет бывает формальный, определенный должностью, и реальный, который определен и отношениями подчиненных к руководителю, и его взаимоотношениями с вышестоящими руководителями, и его отношениями с руководителями равного уровня управления.
Главной и определяющей должна быть именно формальная власть руководителя — власть должности, а неформальная власть может только дополнять реальный авторитет: усиливать или ослаблять. Руководство состоит в использовании власти. Власть — это способность заставить других выполнять вашу волю.
Выделяются различные источники власти: контроль за распределением ресурсов; служебное положение; сила личности, харизма; доступ к информации.
В практике менеджмента существуют различные способы реализации власти, или формы власти: власть, основанная на принуждении (через страх). Менеджер может оказывать влияние на других, если он контролирует величину или форму наказания, которое может быть к ним применено;
власть, основанная на вознаграждении (мотивации). Менеджер имеет власть над другим человеком, если этот человек верит, что менеджер может вознаградить его или отказать в этом; власть примера, эталонная власть (через уважение и влияние силы личности). Характеристики или свойства менеджера настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же; юридическая или законная власть (традиционная) основывается на праве человека руководить другими в силу соответству- йэщего положения в организации; экспертная власть (знание, опыт руководителя) осуществляется, когда менеджер воспринимается как носитель специальных и полезных знаний.
Таким образом, влияние — это поведение человека, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения другого человека. А власть — это возможность влиять на поведение других. Существует две формы влияния, которые могут побудить исполнителя к более активному сотрудничеству. Это — убеждение и участие сотрудников в управлении.
В современной практике менеджмента считается, что тип руководства определяется мнением руководителя относительно той степени свободы, которая должна быть предоставлена подчиненным в подготовке и принятии организационно-управленческого решения.
С этой позиции принято выделять три типа руководства: автократический (авторитарный), демократический (коллегиальный) и либеральный (попустительский).
Автократический (авторитарный) тип руководства отличается чрезмерной централизацией власти, приверженностью к единоначалию, самовластным решением большинства вопросов организации, сознательным ограничением общения с подчиненными. Для руководителей этого типа характерны такие черты, как стремление к полному подчинению людей своей воле, неумение слушать и слышать, воспринимать критику или несогласие. жесткий и тотальный контроль действий своих работников, считая при этом, что лучший метод воздействия на них — метод взысканий.
Появление руководителя-автократа нередко связано с личностными особенностями его характера. В большинстве случаев
это властные люди, упорные и настойчивые, тщеславные и с преувеличенными представлениями о собственных возможностях и достоинствах. Но иногда автократ внешними атрибутами власти пытается скрыть свою профессиональную некомпетентность или отсутствие организаторских способностей.
Живучесть автократа в отечественной хозяйственной системе обусловлена, конечно, объективными условиями, когда наиболее важными критериями деятельности руководителями признавались «план любой ценой», валовые показатели, волевое принуждение подчиненных, исполнительность и единоначалие.
Демократический (коллегиальный) тип руководства, в отличие от автократического, предполагает коллегиальность, коллективное управление, предоставление подчиненным самостоятельности и инициативы, делегирование им полномочий, интенсивное общение с сотрудниками, заботу о мотивации их трудовой деятельности и ее стимулировании.
Руководитель демократического типа во всей своей деятельности опирается на общественные организации, коллективное мнение, традиции предприятия.
Демократический тип поощряет творческую активность подчиненных, их новаторство и рационализаторство, способствует созданию атмосферы доверия и сотрудничества, в которой работники осознают свою значимость, стремятся самореализоваться, самоутвердиться.
Гласность и полная информированность сотрудников о подготовке. и принятии важных управленческих решений, контроль как форма оценки труда работников, приоритетность методов поощрения — все это способствует росту авторитета руководителя, развивает в организации самоуправление, самоконтроль, самодисциплину.
Либеральный (попустительский) тип руководства отличается отсутствием размаха в деятельности, безынициативностью и постоянным ожиданием указаний сверху, нежеланием принимать на себя ответственность за решения. Как правило, руководители этого типа очень осторожны, непоследовательны в действиях, легко поддаются влиянию окружающих, недостаточно требовательны к подчиненным, пытаются завоевать «дешевый» авторитет.

Сказанное выше не означает, что на практике можно встретить в чистом виде тот или иной тип руководителя.

Чаще всего в реальной жизни наблюдается сочетание черт, присущих различным типам руководства в зависимости от способностей и личных качеств руководителя; от способностей и личных качеств подчиненных; от типа руководства вышестоящего органа
и, наконец, в зависимости от ситуации.
Тип руководства находится в тесной взаимосвязи со стилем руководства. Стиль руководителя в менеджменте принято трактовать как совокупность индивидуальных приемов целенаправленного воздействия руководителя на подчиненных с целью эффективного выполнения ими управленческих и хозяйственных функций. По сути дела, руководство любой организацией заключается в выборе тех средств, которые побуждают коллектив к инициативному и творческому труду, усиливают стремление работников выполнять поставленные задачи ответственно и заинтересованно. Сегодня руководить — это значит не командовать, а уметь вдохновлять своих подчиненных и вести их к успеху.
Зарубежные исследователи предлагают рассматривать пять форм стиля, которые может использовать руководитель в работе с подчиненными:
L Сила принуждения, основанная на понимании подчиненными того, что в случае отказа выполнять требования руководителя он может быть наказан. Сила поощрения, основанная на понимании подчиненными возможностей руководителя повысить его в должности, увеличить зарплату и т. д.
3 Юридическая сила, основанная на том, что руководитель и подчиненный занимают соответствующие положения в организации и у руководителя есть формальная власть и права Сила знаний, основанная на превосходстве руководителя над подчиненными в знаниях, умениях и опыте. Сила уважения, основанная на стремлении подчиненных походить на руководителя, на хорошем отношении и симпатиях к нему.
В целом стиль руководителя опосредуется прежде всего индивидуальными свойствами его личности, его профессиональной и нравственной компетентностью, общей культурой и интеллектом, особенностями характера и темперамента. Но на стиль руководства оказывают влияние как внешние социально-эконо

мические факторы (экономическая ситуация, политическая обстановка, социальная среда, др.), так и внутренние факторы, характеризующие особенности организации (цели, организационная структура, традиции) и межличностные отношения в коллективе. Наглядно совокупность факторов, влияющих на стиль современного руководителя, изображена на схеме.

Рис. 16.3. Факторы, влияющие на стиль руководителя


Учитывая субъективные и объективные компоненты в деятельности руководителя, его современный стиль должен отвечать трем главным требованиям: он должен быть стабильным, но гибким, результативным, целенаправленным.
Таким образом, стиль руководства — это устойчивая система индивидуальных приемов и форм целенаправленного воздействия руководителя на подчиненных.
В последнее время появляются новые типологии стилей, характеризующие новые требования к системам управления (табл. 16.1).
В графическом виде взаимосвязь этих стилей выглядит следующим образом (рис. 16.4).

Таблица 16.1
Разновидности стилей руководства


Критерии стиля руководства


Современное предприятие и гос. учреждение


Коллектив,
ведущий
научные
исследова
ния

Так, в зависимости от стратегической ориентации выделяют адаптационный и инновационный стили.Иервът характеризуется ориентацией на усовершенствование используемых методов управления и принятием решений, не изменяющих кардинально организационные структуры и практику управления.
Инновационный стиль заключается в более широком подходе к разрешению проблем и предполагает существенные изменения в стратегии и методах управления (рис. 16.5).
Выделяют также консультативный, партисипативный, трансформационный стили.
Консультативный стиль основывается на представлении о подчиненном как о знающем, ответственном, заинтересованном лице; руководитель ориентирован на консультирование и вовлечение подчиненных в принятие решений. Руководитель этого типа постоянно создает атмосферу, которая мотивирует его самого и подчиненных. Для этого он обеспечивает непрерывную двустороннюю коммуникацию со своими сотрудниками, стремится стимулировать своих подчиненных для достижения по-


стоянных и устойчивых результатов в работе, создает и поддерживает в коллективе дух команды.
При партисипативном стиле менеджер стремится к вовлечению всего персонала в процесс решения проблем предприятия. Этот стиль отождествляется с демократическим в противовес авторитарному. Создание партисипативного стиля руководства — длительный процесс, время, когда полностью начнут сказываться его преимущества, может наступить через 10 лет.
Трансформационный стиль ориентирован на преобразование организаций. Руководство заключается не в выдаче набора инструкций, а в задавании траектории, тона и удерживании в восприятии «глобальной картины».
Разумеется, все приведенные стили управления (их количество может быть намного больше) не встречаются в чистом виде; речь может идти лишь о преобладании тех или иных характеристик. Таким образом, типологии условны, и следует вывод, что лучшего стиля руководства не существует.
Умение применять разные стили в зависимости от конкретной задачи и обстановки определяет искусство руководства. Поэтому лучший стиль — это ситуационный стиль!

Эффективные менеджеры способны адаптировать свой стиль: к ситуации; способностям и личным качествам руководителя и подчиненных; типу руководства непосредственного начальника; традициям, сложившимся в данной организации; характеру рабочей обстановки в организации или структурном подразделении.
Состав задач, решаемых менеджерами на предприятии, значителен, но только лица, относящиеся к высшему руководству, отвечают за предприятие в целом, следовательно, за его выживание и успех, идеологию, подбор кадров, распределение ресурсов, внешние связи с клиентами, поставщиками, инвесторами, властями. Это задачи уникальные, требующие разных способностей и темперамента, интуиции, дара предвидения, жизненного опыта.
Это редчайший случай, чтобы человек совмещал в себе эти качества одновременно. Более того,-сами объемы работ руководителя таковы, что превышают возможности одного человека. В этой связи очень важно создать в организации команду из высшего руководства. Такая команда должна быть четко структурирована, каждый ее член имеет вполне определенные функции, права, сферы ответственности.
К сожалению, на российских предприятиях зачастую имеет место ситуация, когда каждый заместитель директора отвечает за свою сферу деятельности, «болеет» за нее душой, искренне считает ее более важной. В итоге тот, кто лучше способен убедить первого руководителя, решает вопросы развития своей сферы в ущерб другим. Обостряется конфликтность между руководством, наиболее часто — между руководителями, курирующими экономические и технические подразделения. Каждый приводит свои доводы, и они, как правило, серьезные. Но интересы предприятия в целом как бы на втором плане Причем здесь нет чётких критериев, и каждый трактует их достаточно субъективно.
В связи с этим можно определить несколько советов по формированию эффективных команд высшего руководства. />Менеджер, отвечающий за какую-то область, обладает в ней решающим словом. Другие члены руководства не принимают решений по вопросам, не относящимся к их компетенции

Ни один подчиненный не может опротестовать решение одного из членов руководства и апеллировать по поводу этого решения к другому. Члены руководства должны взять за правило вне своего круга не критиковать и не принижать друг друга. Желательно вообще не высказывать мнений друг о друге.
Должны быть продуманы те области жизнедеятельности предприятия, по которым принимаются коллективные решения, — это новые цели, крупные инвестиционные проекты, основы кадровой, ценовой, сбытовой политики.
Это рекомендации этического характера, но они очень важны и формируют дух команды у высшей администрации предприятия. Их следует учитывать, но главное все же в самой системе управления. Она должна обеспечивать командную игру: иметь четкую идеологию менеджмента, принятую всей командой; владеть информационной системой, обеспечивающей информированность членов команды, которые оказывают влияние на благосостояние всей организации; иметь объективные критерии оценки вклада отдельных сфер деятельности в конечные результаты предприятия; располагать возможностями материального стимулирования менеджеров за вклад в общие результаты.

ГЛАВА 16 РУКОВОДСТВО В МЕНЕДЖМЕНТЕ
  1. Глава 11 Власть и руководство
    Глава 11 Власть и
  2. Глава 12 Стили руководства
    Глава 12 Стили
  3. Глава 2. Руководство
    Настоящий руководитель обладает способностью подвигнуть других на самые высокие достижения; он же дает им свободу и возможность для дальнейшего роста. Уотсоны были образцом почти для всех, кто поднимался вверх по управленческой лестнице 1ВМ. Я не стал исключением. Мне оказалось совсем не трудно использовать их ценности в собственном тиле руководства, который несколько отличался от стиля Уотсонов,
  4. Глава 11 ТЕОРИЯ НЕКООПЕРАТИВНЫХ ИГР: РУКОВОДСТВО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
    Глава 11 ТЕОРИЯ НЕКООПЕРАТИВНЫХ ИГР: РУКОВОДСТВО
  5. 17.1. Менеджмент организационные отношения в системе менеджмента; формы организации системы менеджмента, факторы эффективности менеджмента
    Степень изменения положения и характера функционирования хозяйствующего элемента в системе экономических явлений является величиной, изучением которой занимаются как экономико-теоретические дисциплины, так и дисциплины управленческо-организационные. При этом для последних важное место занимают функции, определяющие ответственность коллектива как элемента организации, каждого работника в
  6. Глава 4 История менеджмента
    Глава 4 История
  7. Глава 29 Производственный менеджмент
    Глава 29 Производственный
  8. Глава 7 БАНКОВСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
    Глава 7 БАНКОВСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ И
  9. Глава 3 Менеджмент: сущность и функции
    Глава 3 Менеджмент: сущность и
  10. Глава 32 Основы инновационного менеджмента
    Глава 32 Основы инновационного
  11. Глава 35 Основы финансового менеджмента
    Глава 35 Основы финансового