Руководства, Инструкции, Бланки

декоративная аппликация из бумаги образцы img-1

декоративная аппликация из бумаги образцы

Рейтинг: 4.0/5.0 (1919 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Презентация к уроку по аппликации, лепке (средняя группа) на тему: ДЕКОРАТИВНАЯ аппликация

Презентация к уроку по аппликации, лепке (средняя группа) на тему:
ДЕКОРАТИВНАЯ аппликация
Подписи к слайдам:

Слайд 1
ДЕКОРАТИВНАЯ аппликация Авторы: Адаменко Лариса Алексеевна, Огурцова Марина Александровна воспитатели МБДОУ «Детский сад « Солнышко» п. Савинский 2016г.

Слайд 2
Цель: Обогатить предметно-развивающую среду в группе, привлечь родителей к сотрудничеству. Задачи: Освоить процесс изготовления бумаги своими руками из салфеток. Развивать творческие способности, интерес к работе, эстетический вкус. Расширить знания детей о бытовых отходах, способах их утилизации и вторичной переработки. ДЕКОРАТИВНАЯ аппликация из бумажной массы

Слайд 3
ДЕКОРАТИВНАЯ аппликация из бумажной массы Сегодня я покажу вам, как самим сделать аппликацию из старой бумаги. А еще из нее можно делать открытки или просто использовать как элемент для украшения. Вам понадобится: файлы или плотная пленка; • салфетки; распечатки с рисунком; • клея ПВА или крахмал; • марля или сетка; • губка для мытья посуды; • поднос; • блендер; • кусочек ткани или полотенце; • любая емкость.

Слайд 4
ДЕКОРАТИВНАЯ аппликация из бумажной массы Порвите салфетки на небольшие кусочки и залейте их горячей водой. Оставьте намокать. Затем переложите салфетки в блендер, добавив еще немного воды, и измельчите их. У вас получится почти однородная масса. Получившуюся массу раскладываем по емкостям, Каждый цвет отдельно. После чего добавьте в получившуюся массу 1 столовую ложку ПВА и 1 столовую ложку крахмала.

Слайд 5
ДЕКОРАТИВНАЯ аппликация из бумажной массы Берем поднос на него кладем ткань. затем сетку, распечатанный рисунок вставляем в файл и кладем на сетку. Далее берем нашу бумажную массу и выкладываем на рисунок

Слайд 6
ДЕКОРАТИВНАЯ аппликация из бумажной массы Закрываем вторым слоем сетки, потом берем губку и прижимаем ее плотно к изображению. Выжимаем воду и снова прикладываем к нашей работе. Делаем мы это для того, чтобы удалить лишнюю воду.

Слайд 7
ДЕКОРАТИВНАЯ аппликация из бумажной массы

Слайд 8
ДЕКОРАТИВНАЯ аппликация из бумажной массы

Слайд 9
ДЕКОРАТИВНАЯ аппликация из бумажной массы

Слайд 10
ДЕКОРАТИВНАЯ аппликация из бумажной массы После высыхания у нас получается вот такая плотная, шероховатая бумага с рисунком! Вот такой мастер класс у нас получился.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по декоративной аппликации для детей подготовительной группы Тема: «Декорирование комода»

Конспект интегрированного занятия по декаративной аппликации (ДЕКУПАЖ) для детей подготовительной группы Тема: «Декорирование комода» будет интересен воспитателям.

Цели: Воспитывать у детей умение слушать, запоминать небольшое по объему стихотворение, читать наизусть, не торопясь, четко выговаривая слова и, особенно, окончания слов; учить детей отчетливо пр.

Декоративная аппликация "Рябиновая веточка"

Конспект занятия .Декоративная аппликация.Тема: «Рябиновая веточка»Цель: Познакомить детей с новым для них способом аппликации .Задачи:Обучающие:Учить сминать, уминать при помощи пальцев м.

Конспект занятия. Декоративная аппликация. Тема: «Рябиновая веточка»

Конспект занятия .Декоративная аппликация.Тема: «Рябиновая веточка»Цель: Познакомить детей с новым для них способом аппликации .Задачи:Обучающие:Учить сминать, уминать при помощи пальцев м.

Конспект занятия по декоративной аппликации в младшей группе «Декоративное блюдце»

Программное содержание:Продолжать учить детей наклеивать элементы узора в центре круглой формы и по краямЗакрепить понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа»Развивать чувство ритма, чередуя элементы.

Конспект занятия по декоративной аппликации в младшей группе

Конспект занятия по декоративной аппликации в младшей группе.

Другие статьи

Нетрадиционные техники аппликации: виды, описания, фотографии

Нетрадиционные техники аппликации: виды, описания, фотографии

В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, и наоборот: способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности является изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность в детском саду — эффективное средство познания действительности. Она помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. В процессе изобразительной деятельности дошкольники усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. Она важна для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений. Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью, и, в частности, аппликация влияет на всестороннее развитие и воспитание дошкольника.

  • Умственное воспитание. Постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Формируются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Развивается речь детей, обогащается словарный запас, формируется связная речь, развивается образная речь. При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность, самостоятельность.
  • Сенсорное воспитание. Непосредственное, чувствительное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами.
  • Нравственное воспитание. Изобразительная деятельность (аппликация ) должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому. Воспитываются нравственно-волевые качества: доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.
  • Трудовое воспитание. Здесь сочетаются умственная и физическая активность. Умение вырезывать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем требуется известной затраты физических сил, трудовых навыков. Формированию трудолюбия способствует участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них.
  • Эстетическое воспитание. Чувство цвета, когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний. Чувство ритма возникает, когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение его частей. Чувство пропорции — конструктивной цельности — вырабатывается при восприятии разнообразных построек. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

Аппликация в переводе с латинского обозначает «прикладывание». Это один из видов изобразительной техники. В его основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. Детали закрепляют на основе с помощью различных клеев, ниток. В настоящее время в аппликации можно использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы.

История аппликации

Аппликация как одна из изобразительных техник зародилась довольно давно. Ее с незапамятных времен использовали для украшения одежды, обуви, орудий труда, домашней утвари. Скорее всего, именно необходимость сшивать шкуры положила начало украшению одежды, а не только соединению ее деталей. Намного позже начали прикреплять к одежде кусочки войлока, меха, кожи различных цветов и оттенков. Так и появилась аппликация. Сюжетами для нее были птицы, животные, люди, красивые растения и цветы. Позднее стали применять и нити, металлические и чеканные пластины, бисер, бусины. После того как была изобретена бумага, люди стали выполнять бумажные аппликации. Из темной бумаги вырезали плоские силуэты, книжные иллюстрации, бытовые и батальные сцены. Этим увлекались как знатные, так и бедные люди. В настоящее время аппликация прочно вошла в нашу жизнь. Ею занимаются люди разных возрастов.

Аппликация — один из видов изобразительной деятельности, основанный на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон наиболее простой и доступный способ создания художественных работ.

Виды аппликации
  • предметная, состоящая из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т.д.);
  • сюжетная, отображающая те или иные события;
  • декоративная, включающая орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

В настоящее время воспитатели дошкольных образовательных учреждений склоняются к традиционной технике обучения детей аппликации, а именно:

  1. Составлять декоративный узор из различных бумажных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной основе.
  2. Составлять изображение предмета из цветной бумаги из отдельных частей; изображать сюжет.
  3. Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из бумаги: вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе.
  4. Составлять изображение предмета (сюжета) используя технику оригами.

И редко можно встретить педагогов, использующих в своей работе нетрадиционные техники работы аппликации.

Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.

Нетрадиционные техники аппликации

Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.

Для симметричных изображений заготовку — квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера — складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.

Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.

Этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру.

Квилинг (англ. quilling — от слова quill (птичье перо), также бумагокручение, — искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

Торцевание — один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна. интерес к ней объясняется необычным эффектом "пушистости" и лёгким способом её исполнения.

Коллаж (от фр. collage — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.

Орига?ми (от яп. сложенная бумага) — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.

Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов:

  • возможность создавать шедевры без ножниц;
  • развитие мелкой моторики маленьких ручек;
  • развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры;
  • широкие возможности для проявления креатива.
  • Гофрированная бумага

Гофрированная бумага — один из видов так называемой поделочной бумаги. По сравнению с бумагой обычной, появилась она сравнительно недавно. Она очень мягкая, нежная и приятная на ощупь. Великолепные цвета очень нравятся детям, и они с удовольствием работают с ней на занятиях творчеством. Это отличный декоративный и поделочный материал, позволяющий создавать декорации, красочные игрушки, оригинальные гирлянды и великолепные букеты, костюмы, которые могут стать отличным подарком к празднику.

Аппликация из ткани — разновидность вшивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются аппликации из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием. Аппликация из ткани может быть предметной, сюжетной и декоративной; одноцветной, двухцветной и многоцветной. Выполнение аппликации из ткани требует определенных навыков. Во-первых, надо уметь резать ткань (ткань труднее резать, чем бумагу); во-вторых, края у ткани могут осыпаться и осложнять работу.

Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения, конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно видеть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.

Аппликации из соломы необычайно привлекательны: они отливают золотом. Происходит это оттого, что солома имеет глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определенном положении. Составленная из форм, находящихся под разными углами по отношению к свету. Аппликация передает неповторимую игру: блестит, как золото. Это могут быть картины, орнаментальные полосы, закладки для книг, шкатулки, рамки.

В настоящие время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев — так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна учащимся и детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие. Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе.

Фотографии

© 2011 – 2016 СМИ "Вектор-успеха.рф — портал для детей и подростков".
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 47488 от 25.11.2011 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Домен: http://вектор-успеха.рф/
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского, 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского, 15-45
Телефон редакции: +7 (920) 0 777 397
Электронный адрес: info@21vu.ru
Копирование материалов сайта строго запрещено и преследуется по закону.

Приглашаем опубликовать у нас:

На мастер-классы, рецепты, отчеты о путешествиях электронные свидетельства о публикации на страницах СМИ образовательного характера выдаются бесплатно.

Виды аппликации

Виды аппликации. Декоративная аппликация: мастер-класс

В переводе с латыни слово «аппликация» означает «прикладывание». Чтобы сделать картинку в данной технике, вам нужно вырезать различные фигуры из одного материала и прикрепить их на основу, которая является фоном. Для работы можно использовать бумагу, ткань, крупу и множество других подручных средств. Разберемся более детально, какие бывают виды аппликации и в чем состоят особенности их создания.

Склеивание цветов этим способом называется флористикой. Чтобы изготовить красивый бутон, достаточно собрать немного засушенных листков, плодов, соломы, тополиного пуха. Также пригодятся разные виды ракушек, шишек, семян, косточек, травы и не только. Какой бы материал вы ни выбрали, вам нужно будет во время работы учитывать особенности его текстуры. Он должен хорошо держаться на основе и гармонично вписываться в композицию произведения.

Стандартная классификация

Существует масса типов этого хендмейда, среди которых можно выделить три основных:

- декоративная аппликация (создается по принципу объединения между собой различных элементов украшения);

- предметная (картинки, выполненные в этой технике, состоят из самостоятельных изображений – птиц, деревьев, бабочек и т.д.);

- сюжетная (изображает определенное действие или событие – снегопад, семейную прогулку, игру собаки с мячиком).

Это стандартная классификация данного рукоделия. Помимо перечисленных выше пунктов существует масса других видов таких поделок. Нетрадиционная аппликация может выполняться в следующих техниках.

Ленты и ткань

Ленточная. С помощью этого способа реально создать не одну и не две одинаковых фигурки, а любое их количество. Они могут быть связаны между собой в длинную гирлянду или отделяться друг от друга. Чтобы смастерить такую поделку, нужен большой лист бумаги. Сложите его по принципу гармошки, нарисуйте на верхнем слое контур будущей детали и вырежьте его, захватывая все уровни материала.

Тканевая. Данная аппликация принадлежит к разновидностям вышивки. Процесс работы над ней состоит в прикреплении на тканевой основе элементов из подобного материала. Фиксация деталей выполняется с помощью пришивания или приклеивания. Вязаные аппликации выполняются на таком же базовом материале. Чтобы создать подобную поделку, вы должны обладать некоторыми навыками и сноровкой. В частности, необходимо уметь аккуратно вырезать детали (дело в том, что с тканью работать сложнее, чем с бумагой). Также нужно учитывать, что края деталей могут расслаиваться и осыпаться, что усложняет процесс творчества.

Используем салфетки

Салфеточная. Эта декоративная аппликация может заинтересовать даже самых маленьких детей. Работа с данным материалом не только принесет массу удовольствия, а и сделает свой вклад в развитие ребенка. Фигурки не нужно вырезать ножницами, благодаря чему малыш не сможет травмироваться.

Виды аппликации с использованием такого материала прекрасно развивают мелкую моторику рук и тактильное восприятие (особо полезно для этого использовать материалы с разными текстурами). И, естественно, ваше чадо будет разрабатывать фантазию и воплощать идеи в реальность.

Ищем материалы на кухне

Из крупы. Многие виды аппликации предполагают использование нестандартных материалов. К таковым, например, принадлежат крупы и макароны. Работа над поделкой чрезвычайно полезна для мелкой моторики ребенка. Ведь во время перебирания маленьких частиц он разрабатывает свои пальцы и учится делать щипковые движения.

Кроме того, если малышу уже исполнилось больше одного годика, для него очень важно видеть наглядный результат своих трудов. Потому детям очень нравится собирать картинки из крупы. Самые универсальные материалы для данного вида творчества – манка, рис и пшено. Их можно раскрасить гуашью, чтобы сделать детали более яркими и привлекательными. Необычности композиции придадут также макароны в форме спиралек, бантиков, ракушек.

Обращаемся за помощью к природе

Декоративная аппликация, сделанная из соломы. Такие поделки выглядят очень стильно: лучи солнца играют в их линиях, отливающих золотом. Дело в том, что поверхность данного материала глянцевая и идеально ровная, благодаря продольным волокнам, из которых он состоит. Эти микроскопические полоски способны по максимуму отражать свет, если разместить их в правильном положении по отношению к солнцу.

Компонуйте формы своей композиции из деталей, которые лежат под разными углами относительно источника света. В этом случае вы сможете добиться того, что каждый элемент будет красиво блестеть и переливаться. В данной технике можно изготовлять целые картины, а также украшать книжные закладки, различные шкатулки и рамки.

Из гербария. Засушенные цветы, трава и листья – очень популярный материал для создания поделок. Эти детали легко доступны для школьников и маленьких детей. Схемы аппликаций очень простые в выполнении и не требуют много труда. Но, перед тем как приступить непосредственно к процессу создания поделки, нужно прогуляться и собрать необходимые материалы. Это не только интересное и увлекательное занятие, оно также прививает детям любовь и бережное отношение к природе. Кроме того, такие прогулки очень полезны, ведь проходят на свежем воздухе.

Творим из обрывков

Еще один интересный вид творчества – обрывная аппликация. Она создается по принципу выкладывания мозаики. В качестве основы лучше всего подойдет картон, а материалом для работы станут листы цветной бумаги разных оттенков. Их необходимо разорвать на множество маленьких кусочков, из которых и будет формироваться картинка.

Прикреплять получившиеся «пазлы» можно клеем или двусторонним скотчем. Второй вариант идеально подойдет для маленьких и креативных дошкольников. Дети могут даже заранее не обрывать фрагменты бумаги. Пусть ребенок приложит нужную часть листа к скотчу и прижмет его тупой частью карандаша. Этим способом заполняется вся поверхность будущей картинки и формируется ее цветовая гамма.

Обрывная аппликация существует не только в своем классическом виде, описанном выше. Она эволюционировала, благодаря чему появилось такое ее ответвление, как хандигырим. При работе в данной технике корейцами была создана специальная бумага – ханди, ее изготовляют вручную. А когда приходит время использовать этот материал, его кусочки смачивают и отрывают по очертаниям от листа. Работая с ханди, можно создать картины, которые как будто написаны акварелью или маслом.

Создаем 3D

Объемная аппликация своими руками – оптимальный вариант для того, чтобы изготовить поделки с выпуклыми цветами. Вы не только можете сделать самые различные бутоны, а еще и украсить ими что угодно – открытки, панно или элементы интерьера. Потому каждый человек, увлекающийся бумажным хендмейдом, должен уметь делать такие аппликации.

Виды аппликации, направленные на создание объемных поделок, довольно разнообразны по принципу работы. Изготовление каждого цветка имеет свои специфические особенности и уровень сложности.

Изготовляем ромашку: мастер-класс

На создание классической ромашки у вас уйдет максимум полчаса. Начните с нанесения очертаний будущих лепестков на белую бумагу. Они должны иметь вытянутую овальную форму. По краям оставьте немного места для того, чтобы позже можно было согнуть каждую деталь. В этом цветке лепестки размещены в несколько ярусов. Для работы также понадобится бумага зеленого цвета на фон и немного желтой – на сердцевину.

Сначала вырежьте 16 крупных лепестков, а затем 12 чуть поменьше. Наклейте их основаниями на фон, чтобы образовался круг. Выкладывайте нижний ярус более крупными овалами, а верхний – теми, которые имеют меньший размер. Завершающий штрих – приклеивание по центру круга, который послужит сердцевиной.

Можете попробовать более интересный вариант, порвав желтый лист на мелкие кусочки. Смажьте середину цветка клеем и присыпьте эту область получившимися клочками. Следите за тем, чтобы они образовывали ровный круг. Этот способ поможет вам сделать пушистую сердцевину для цветка.

Изучаем фигуры

Еще один вариант творчества – аппликация из фигур. Такая работа хорошо развивает воображение и мышление детей. Кроме того, они начинают изучать и запоминать формы, которые имеют различные предметы. Данные поделки могут быть очень простыми или более сложными по структуре и количеству деталей. Но в их основе всегда лежит принцип использования простых геометрических фигур.

Например, домик можно сделать из квадрата, который пойдет на стену, треугольника - на крышу, и прямоугольников - на окна и дверь. Для создания цветка, бабочки или гусеницы понадобятся круги. Любое животное можно сложить из овалов разного размера. Простая и милая аппликация-открытка, созданная в этой технике, может стать прекрасным подарком от ребенка для кого-нибудь из родителей или друзей на любой праздник.

Декоративная аппликация из бумаги образцы

  1. Аппликация как вид деятельности.
  2. Проблемы развития детского творчества при традиционном подходе к обучению детей аппликативной деятельности.

Аппликация - это один из видов изобразительной техники, основанный на вырезывании различных форм и закрепления их на материале, принятом за фон. Понятие аппликация включает в себя способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством по технике исполнения. Аппликативный образ обладает большой условностью по сравнению с другими вилами плоскостного изображения – рисунком, живописью. Для аппликации характерны стилизованная форма изображаемого (без лишней детализации), локальный цвет (чаще ярко-красный). Аппликация – вид художественно-творческой деятельности человека, где образ создается посредством прикрепления плоскостных или полуплоскостных силуэтов к какому-либо фону. Все виды изобразительной деятельности детей, в том числе аппликация, раскрывает возможности освоения знаний о цвете, конструкции предметов, их величине, структуре, композиции изображения, помогают усваивать навыки композиционного построения.
Аппликация может быть: - предметной. состоящая из отдельных изображений, - сюжетной. отображающей явления, действия, события, разворачивающиеся во времени, - декоративной. включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.
Предметная аппликация используется при передаче несложных, часто одиночных изображений. Целью предметной аппликации является ознакомление детей с формами, их разнообразием, простотой и сложностью конструкции, величинными отношениями элементов форм.
Сюжетная аппликация предполагает создание образа, явления, события, какого-либо действия, разворачивающегося во времени. На первых этапах освоения сюжетного изображения целесообразно обозначить его как предметно-тематическую композицию, где тема позволяет объединить знакомые объекты единым, достаточно условным содержанием. Целью сюжетной аппликации является освоение детьми композиционных умений. Развитие способности определять смысловой центр, располагать изображение на всем листе, сохраняя актуальность момента действия, события.
Декоративная аппликация отличается обобщенностью форм, цветовой насыщенностью, ритмичной композицией. Декоративность – принцип создания нарядных, красивых изображений. Целью декоративной аппликации является освоение детьми назначения декора – внешней, привлекательной стороны окружающего мира.
Материал аппликации – бумага, ткань, кожа, мех, природный материал. Дошкольники способны использовать такие выразительные средства, как силуэт, который носит стилизованный характер или детализированный силуэт. Цвет так же является изобразительным средством, при этом имеет значение яркость. Выразительным специфическим средством аппликации является фон. Большую роль в создании аппликативного образа играет композиция, композиция тесно связана с форматом. Способность точно подобрать размер и форму фона в соответствии с композиционным решением. является проявлением достаточно высокого уровня художественных умений ребенка. В зависимости от выбора материала в аппликации существует несколько способов прикрепления силуэта к фону. Силуэт можно приклеивать клейстером, клеем ПВА, пришивать.
Проблемы развития детского творчества в традиционном подходе к обучению детей аппликативной деятельности
В освоении изобразительной деятельности можно выделить два направления: собственно изобразительное и художественное. В первом случае целью занятия аппликацией является обучение детей созданию изображения. Во втором случае надо говорить о создании дошкольниками результата, аналогичного художественному образу в произведениях искусств. По природе своей аппликация тяготеет к декоративно-прикладному искусству, в силу этого традиционная методика обучения аппликативной деятельности, прежде всего решает задачи обучения дошкольников основам декоративной деятельности. Такой подход определяется и спецификой изобразительно-выразительных средств: силуэт, плоская фигура, обобщенная трактовка образа, локальность цветовых пятен, простота композиции. Кроме того, своеобразие сложности технического компонента этой деятельности во многом тормозит открытие художественных возможностей материала и образа. Сложность обучения детей приемам промазывания, наклеивания и вырезания форм резко снижает интерес детей к деятельности. В традиционных подходах обучения приемам вырезывания рекомендуется начинать лишь с 5-ого года жизни. На занятиях во второй младшей группе дети выкладывают, а потом наклеивают из готовых геометрических форм несложные узоры и предметы. На этом простом содержании решаются следующие программные задачи. Это научить различать и правильно называть форму (круг, квадрат, треугольник), располагать их на полосе, соблюдать ритм и симметрию, чередуя элементы по цвету, форме, размеру. Различать и называть основные цвета спектра и их оттенки, учить располагать и наклеивать фигуры в определенной последовательности, аккуратно пользоваться клеем и другими принадлежностями.
Традиционная методика предлагает следующую освоения аппликативной деятельности в младшей группе: создание изображения из готовых геометрических форм. В этом случае изображения детей носят репродуктивный характер. Решая задачи ознакомления с эталонными формами, цветами, простейшей конструкцией из двух трех элементов, пространствам фона(выше, ниже, в центре и т. п.),техникой аккуратного наклеивания, воспитатель объективно не имеет возможности раскрыть образ темы, т.е. активно решать задачи развития ассоциативного эмоционально-образного, творческого мышления, что опосредует потерю важнейшей характеристики изображения художественной выразительности.
В средней группе внимание направляется на обучение детей техника работы с ножницами. В течение учебного года дети должны овладеть различными приемами вырезания правильно держать ножницы, разрезать бумагу по прямой линии, делать косые срезы, вырезать предметы округлой формы, совершенствовать технику наклеивания. Обучение аппликативному изображению опять связывается с созданием правильных геометрических форм и простейших конструкций, а представление детей о деятельности все дальше удаляется от ее художественно-образных возможностей.
В старшей группе детей начинают учить сложным приемам вырезывания (симметричное, силуэтное и т.п.), составлению многоплановых композиций, приемам обрывания. Изобразительно-техническое начало аппликации остается ведущим. Приоритетной задачей является создание изображений, отражающих знания детей о формах, о возможностях композиции на простых формах. Выразительность изображения рекомендуется достигать посредством усложнения технических приемов вырезывания. Т.о. в традиционной методике обучения аппликации основное место занимают технические умения. «Творчество», чаще связанное с усложнением, детерминирует потерю образности, свободы импровизации и целостности замыслов. На наш взгляд в современных программах уделено недостаточно внимания художественному аспекту этой деятельности, в силу чего возникают объективные сложности обучения детей созданию творческого аппликативного образа. Кроме того, обозначенный выше подход далеко не полностью реализует художественные возможности деятельности, возможности умственного и эстетического развития детей.
Поэтому назрела необходимость поиска нетрадиционных методов обучения, позволяющих более эффективно, вариативно создавать аппликативное изображение, не теряя при этом художественного начала образа.
Наряду с традиционными направлениями, приемами и задачами обучения предлагается путь, позволяющий во второй младшей группе раскрыть художественные «загадки» образа в аппликации, активно содействовать развитию ассоциативного мышления, воображения и технических умений, значительно облегчающих путь реализации замысла. Эмоционально-значимый, авторский образ становится доминирующей задачей обучения детей аппликативной деятельности. Нетрадиционная организация процесса обучения аппликации позволяет решать ряд задач:

развитие сенсорных способностей ребенка (чувства материала, цвета, формы, ритма);

развитие ассоциативного и эмоционально-образного мышления, способностей к анализу, синтезу, обобщению, активное содействие развитию пространственного, конструктивного и вербального мышления;

развитие художественно-творческих способностей культуры воспитания формы (обобщенной, конструктивной, пропорционального соотношения частей конструкции), образной памяти и воображения, эмоциональности (как обязательного фона любой художественно-творческой деятельности);

освоение разнообразных умений и навыков создания изображений с помощью ножниц (по контуру и «на глаз») из готовых геометрических форм, приемов обрывания (по контуру и «на глаз») и, наконец, путем видоизменения исходных прямоугольных форм (конструктивная аппликация);

развитие способности к созданию художественного авторского образа посредствам реализации права выбора вариативного художественного материала. «Технических приемов» выполнения изображения. Возможности синтеза выразительных средств рисования, аппликации, конструирования.

Обучение детей дошкольного возраста техническому исполнению аппликативного изображения предлагает 4 направления:

1. Создания изображения из готовых форм .

Задачи: а) сенсорное развитие - освоение эталонов геометрических форм, эталонов цвета, конструкций разнообразных форм. б) освоение выразительных средств изображения (динамики, статики, композиций), обеспечение возможности обучения детей сюжетной аппликации (в процессе создания композиции изображения из готовых форм).

2.Создания изображения с помощью ножниц «на глаз» .

Задачи: а) освоение художественно-образных возможностей деятельности; б) развитие и совершенствование чувства формы; в) развитие ассоциативного, эмоционально-образного мышления; г) развитие способности к творчеству (оригинальному) решению создания образа. 3. Создание изображения приемом обрывания.

Задачи: а) освоение вариативного приема создания изображения «на глаз» (без ножниц);

б) активное развитие мелкой мускулатуры пальчиков, сенсомоторных умений;

в) формирование представлений об обобщенных формах предметов окружающего мира;

г) развитие художественно-образного мышления.

4.Создание изображения путем видоизменения исходных геометрических форм – «конструктивная аппликация».

а) одновременное развитие креативного, вербального, пространственно-образного мышления;

б) развитие элементов логического мышления (аналитико-синтетической функции и т.п.).

В конструктивной аппликации суть процесса создания изображения заключается в том, что из 1-3-х исходных геометрических форм ребенку предлагается простыми приемами их разрезание получить необходимое для изображения количество деталей (с помощью контурной разметки без нее). До начала вырезания ребенок моделирует форму объекта в представлении, проговаривает «что на что похоже» или «что из чего можно получить», и только потом начинает разрезать исходную форму и конструировать плоскостное изображение. Первое знакомство с художественными возможностями аппликации можно начать в 2 –2,5 года. Процесс какого–либо речевого изложения (рассказа, сказки) взрослый сопровождает силуэтным вырезыванием, носящим лаконичный, упрощенный, обобщенно-игровой характер, с целью презентации аппликативной деятельности и обеспечения эмоционального восприятия образа. У ребенка возникает желание повторить увиденное, ему предоставляется возможность поработать ножницами под контролем взрослого (обеспечивая безопасность действий с инструментом). При этом необходимо очень ненавязчиво показать простейшие приемы владения ножницами и бумагой, где главным является поворот бумаги в процессе вырезывания и стремления к фиксации ножниц в исходном положении. Затем вместе с взрослыми (с помощью карандашей и фломастеров), в любой получившейся форме – «каракуле», вырезанной ребенком, найти «образ». Довольно быстро дети сами с удовольствием выполняют подобную деятельность, находя совершенно неожиданные образные решения разнообразным формам. Проводить целесообразней 3-4месяца с начала обучения. Используя предлагаемую практику ознакомления с аппликацией, дети к 4-летнему возрасту осваивают силуэтное вырезывание «на глаз», где основу вырезанной формы определяют первоначальные обобщенно-упрощенные представления о предмете и простейшие изобразительные приемы «выражения» авторского отношения к возникающему образу. Дополнительную выразительность аппликации придает дорисовка «необходимых» деталей карандашом, фломастером. Подобное приобщение к аппликации обеспечивает художественное начало этой деятельности ,в отличие от традиционно приятной методики, где путь к образованию лежит через усвоение технического элемента деятельности.

Многолетняя апробация предложенных путей обучения аппликативной деятельности доказала эффективность технологии. В детских изображениях появилась свобода, оригинальность, выраженное индивидуально-творческое решение темы. Однако, необходимым условием использования предлагаемого нами содержания занятий является их органичный синтез со всеми видами изобразительной деятельности и занятиями по ознакомлению детей с окружающим миром. Реализация подсистемы должна осуществляться в контексте технологии блочно-тематического планирования. Детям необходимо предоставить возможность погружения в образовательную область того или другого аспекта окружающей действительности. Знакомство с предметами, явлениями и событиями обязательно должно сочетаться с палитрой вариативных способов отображения и выражения детьми эмоционально-оценочного отношения к познанному. Именно в этом процессе становятся незаменимыми все виды художественно-творческой деятельности, в том числе вариативные способы создания образа мира в аппликативной деятельности.

  • В чем сущность и преимущество нетрадиционного подхода к обучению детей дошкольного возраста аппликации?
  • Создается ли детьми выразительный образ при традиционном подходе? Обоснуйте свой ответ.
  • Назовите известные вам техники вырезывания и создания аппликации.
  • Назовите исследователей, занимавшихся вопросами обучения детей аппликации. Кратко опишите суть этих исследований.