Руководства, Инструкции, Бланки

картка обліку акумуляторів бланк img-1

картка обліку акумуляторів бланк

Рейтинг: 4.8/5.0 (1935 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Списание АКБ

В вашем браузере отключен JavaScript, поэтому некоторое содержимое портала может отображаться некорректно. Для правильной работы всех функций портала включите, пожалуйста, JavaScript в настройках вашего браузера.

Внимание! У вас установлена устаревшая версия браузера: Opera 10.5.

Использование устаревшей версии браузера потенциально опасно и может привести к некорректному отображению сайта.
Обратите внимание на то, что мы не проверяем работоспособность и не поддерживаем корректную работу сайта в устаревших версиях браузеров.

Что же делать?
Вы можете самостоятельно или с помощью системного администратора вашей организации
скачать бесплатно и установить один из популярных современных браузеров:

списание АКБ

Согласно пункту 1 Правил эксплуатации стартерных аккумуляторных батарей, утвержденных Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 04.06.2002 г. N 16 (далее - Правила), аккумулятором называется электрический прибор, который при зарядке от источников постоянного тока накапливает электрическую энергию, а при разрядке отдает ее потребителям, являясь в этом случае источником постоянного тока. Аккумуляторная батарея (далее - АКБ), установленная на автомобиле, автобусе, автотракторной технике, машине, механизме, оборудовании (далее - автомобиль) служит для пуска двигателя стартером, питания постоянным электрическим током различных потребителей при неработающем двигателе или при работе его на малых оборотах.
В соответствии с пунктом 9 Правил срок службы АКБ зависит от режимов эксплуатации.
Пунктом 50 Правил установлено, что АКБ, отработавшие установленные сроки в соответствующих условиях, могут быть списаны с учетом их фактического состояния и данных учетной карточки.
Кроме гарантийных норм службы АКБ устанавливаются нормативные эксплуатационные сроки службы согласно приложению 17 к Правилам, по истечении которых разрешается снимать АКБ с эксплуатации (списывать), если они по техническому состоянию непригодны для дальнейшей эксплуатации. Учитывая существенное влияние интенсивности эксплуатации автомобилей на срок службы АКБ, норматив по сроку службы дается не только по времени, но обязательно оговаривается допустимая наработка (пробег) автомобиля за это время. Следовательно, при повышении интенсивности эксплуатации автомобилей срок службы АКБ снижается и зависит от пробега. Нормативные сроки эксплуатации АКБ определены в соответствии с ГОСТ 27.002 "Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения", утвержденным Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 15.11.1989 г. N 3375, ГОСТ 27.003 "Надежность в технике. Состав и общие правила. Задания требований по надежности", утвержденным Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 29.12.1990 г. N 3552.
Согласно пунктам 53, 54 Правил нормативный срок эксплуатации АКБ уменьшается на один месяц за каждые 5 тыс.км сверх наработки 90 тыс.км и за каждые 2 тыс.км сверх наработки 100 тыс.км.
При определении остаточной стоимости АКБ необходимо пользоваться данными:
наработка АКБ в тыс.км;
минимальный срок эксплуатации АКБ в месяцах;
снижение нормативного срока эксплуатации АКБ.
Причем при соответствующей наработке АКБ в тыс.км должен выдерживаться минимальный срок службы согласно приложению 17.
Списание АКБ производится комиссией, назначаемой приказом по организации. В данном случае карточка учета, составленная согласно приложению 16, является актом списания АКБ и утверждается руководителем или главным инженером организации. Выписка новой АКБ производится после представления карточки учета работы списанной АКБ.
Пунктом 55 Правил установлено, что наработка обслуживаемых АКБ зависит от интенсивности ее работы и при сроке службы 12 месяцев должна составлять 150 тыс.км, а при сроке службы 24 месяца - 90 тыс.км, соответственно, наработка для необслуживаемых АКБ составляет при сроке службы 18 месяцев - 160 тыс.км, а при сроке службы 48 месяцев - 100 тыс.км. Промежуточные значения нормы наработки при различной интенсивности работы АКБ определяются по формулам

где Lн - норма наработки для определенного срока службы Тф. Формула (4) справедлива при значениях Тф от 12 до 24 месяцев для обслуживаемых АКБ, а формула (5) - при значениях Тф от 18 до 48 месяцев для необслуживаемых батарей. Подставляя в формулы (4, 5) вместо Тф фактическое значение сроков службы, получим нормы наработки. Результаты расчетов приведены согласно приложению 18. По фактическому сроку службы согласно приложению 18 определяют норму наработки и сравнивают ее с фактической. Если фактическая наработка АКБ меньше нормы наработки для данного срока службы, то остаточную стоимость определяют по формуле

где Сост. - остаточная стоимость АКБ;
Сн - стоимость новой АКБ;
Lн - норма наработки для данного срока службы, тыс.км;
Lф - фактическая наработка АКБ, тыс.км.
В рассматриваемой ситуации норма наработки аккумуляторной батареи при сроке службы 15 месяцев составляет (5 x (42 - 15)) = 135 тыс.км. Остаточная стоимость аккумуляторной батареи: 40000 руб. x (135 тыс.км - 132 тыс.км) / 135 тыс.км = 889 руб.
Пунктом 56 Правил установлен порядок проведения сбора и сдачи не пригодных к работе свинцовых АКБ. Настоящий порядок установлен в целях обеспечения сохранности цветных металлов, контроля над их движением в автотранспортных предприятиях, организациях, учреждениях и других субъектах хозяйствования независимо от форм собственности.
В соответствии с пунктами 57, 58 Правил ответственность за проведение сбора, сохранности и сдачи лома свинецсодержащих АКБ возлагается на руководителей и непосредственных исполнителей автотранспортных организаций.
Владельцы транспортных средств обеспечивают полноту сбора и сдачи как целых неразделанных отработавших свой ресурс аккумуляторов, так и разделанных аккумуляторов (свинцовых пластин и аккумуляторных шламов).
Согласно Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003 г. N 89 (с учетом изменений и дополнений) (далее - Инструкция по применению Типового плана счетов), на счете 10 "Материалы" учитывают движение сырья, материалов, топлива, запасных частей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, тары и т.п. ценностей организации (в том числе находящихся в пути и переработке). Материалы учитываются на счете 10 "Материалы" по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или учетным ценам.
К счету 10 "Материалы" может быть открыт субсчет 10-6 "Прочие материалы".
На субсчете 10-6 "Прочие материалы" учитывается наличие и движение отходов производства (обрубки, обрезки, стружка и т.п.); неисправимого брака; материальных ценностей, полученных от выбытия основных средств, которые не могут быть использованы как материалы, топливо или запасные части в данной организации (металлолом, утильсырье); изношенных шин и утильной резины и т.п.
Оприходование материалов отражается записью по дебету счета 10 "Материалы" и кредиту счетов 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и других в зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке материалов в организацию.
При выбытии материалов (продажа, списание и другое) их стоимость списывается с кредита счета 10 "Материалы" в дебет счета 91 "Операционные доходы и расходы", при безвозмездной передаче - в дебет счета 92 "Внереализационные доходы и расходы".
Аналитический учет по счету 10 "Материалы" ведется по местам хранения материалов и отдельным их наименованиям.
По нашему мнению, на остаточную стоимость списанной аккумуляторной батареи, не пригодной для дальнейшей эксплуатации, в бухгалтерском учете организации составляется проводка: дебет счета 10 "Материалы" субсчет 10-6 "Прочие материалы" в корреспонденции с кредитом счета 20 "Основное производство".
В соответствии с Инструкцией по применению Типового плана счетов счет 91 "Операционные доходы и расходы" предназначен для обобщения информации об операционных доходах и расходах отчетного периода, а именно о доходах и расходах, связанных с продажей и прочим выбытием (ликвидацией, списанием, передачей безвозмездно и др.), принадлежащих организации основных средств, нематериальных активов, производственных запасов, валютных ценностей, ценных бумаг и иных активов, в том числе активов, отличных от официальной валюты Республики Беларусь, а также для определения финансовых результатов от их выбытия.
По кредиту счета 91 "Операционные доходы и расходы" в течение отчетного периода находят отражение операционные доходы организации в корреспонденции с дебетом счетов учета активов, денежных средств, расчетов и других.
По дебету счета 91 "Операционные доходы и расходы" в течение отчетного периода находят отражение:
остаточная стоимость активов, по которым начислялась амортизация, и фактическая себестоимость других активов, списываемых организацией, - в корреспонденции с кредитом счетов учета соответствующих активов;
расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств, производственных запасов, нематериальных активов, валютных ценностей, ценных бумаг, финансовых вложений и иных активов, в том числе активов, отличных от официальной валюты Республики Беларусь, - в корреспонденции с кредитом счетов учета затрат, расчетов, денежных средств;
налог на добавленную стоимость, начисленный от оборотов по продаже основных средств, нематериальных активов и прочих активов в соответствии с законодательством, - в корреспонденции с кредитом счета 68 "Расчеты по налогам и сборам";
прочие расходы, признаваемые операционными, - в корреспонденции с кредитом счетов учета имущества, затрат, денежных средств, резервов, расчетов и других.
К счету 91 "Операционные доходы и расходы" могут быть открыты субсчета:
91-1 "Операционные доходы";
91-2 "Операционные расходы";
91-3 "Налог на добавленную стоимость";
91-4 "Прочие налоги и сборы из операционных доходов";
91-9 "Сальдо операционных доходов и расходов" и другие.
По кредиту субсчета 91-1 "Операционные доходы" учитываются поступления активов, признаваемых операционными доходами, в корреспонденции с дебетом счетов учета имущества, денежных средств, расчетов и других.
По дебету субсчета 91-2 "Операционные расходы" учитываются расходы организации, связанные с операционными доходами, и иные операционные расходы в корреспонденции с кредитом счетов учета имущества, затрат, денежных средств, резервов, расчетов и других.
По дебету субсчета 91-3 "Налог на добавленную стоимость" учитываются начисленные суммы налога на добавленную стоимость, уплачиваемые из поступившей суммы от продажи основных средств, нематериальных и прочих активов в соответствии с законодательством, в корреспонденции с кредитом счета 68 "Расчеты по налогам и сборам".
Субсчет 91-9 "Сальдо операционных доходов и расходов" предназначен для выявления сальдо операционных доходов и расходов за отчетный месяц.
Записи по субсчетам 91-1 "Операционные доходы", 91-2 "Операционные расходы", 91-3 "Налог на добавленную стоимость" и 91-4 "Прочие налоги и сборы из операционных доходов" производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением дебетового оборота по субсчетам 91-2 "Операционные расходы", 91-3 "Налог на добавленную стоимость" и 91-4 "Прочие налоги и сборы из операционных доходов" и кредитового оборота по субсчету 91-1 "Операционные доходы" определяется сальдо операционных доходов и расходов за отчетный месяц. Это сальдо ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 91-9 "Сальдо операционных доходов и расходов" на счет 99 "Прибыли и убытки". Таким образом, синтетический счет 91 "Операционные доходы и расходы" сальдо на отчетную дату не имеет.
Аналитический учет по счету 91 "Операционные доходы и расходы" ведется по каждому виду доходов и расходов. Построение аналитического учета операционных доходов и расходов, относящихся к одной и той же финансовой, хозяйственной операции, должно обеспечивать возможность выявления финансового результата по каждой операции.
Согласно подпункту 1.1 статьи 2 Закона Республики Беларусь от 19.12.1991 г. N 1319-XII "О налоге на добавленную стоимость" (с учетом изменений и дополнений) (далее - Закон) объектами налогообложения признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности на территории Республики Беларусь (за исключением операций, указанных в статье 3 настоящего Закона).
Пунктом 2 статьи 6 Закона установлено, что при определении налоговой базы оборот от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности определяется исходя из всех поступлений плательщика, полученных им в денежной, натуральной и иных формах.
Подпунктом 1.3.1 статьи 11 Закона установлено, что по товарам (работам, услугам), имущественным правам на объекты интеллектуальной собственности, не указанным в подпунктах 1.1 и 1.2 настоящей статьи, налогообложение производится по ставке восемнадцать (18) процентов.
Согласно пункту 7 Инструкции о порядке отражения в бухгалтерском учете налога на добавленную стоимость, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 16.12.2003 г. N 176, исчисленные плательщиком суммы налога на добавленную стоимость по оборотам по реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, отражаются по кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" субсчет 68-2 "Налоги, уплачиваемые из выручки от реализации товаров, работ, услуг" (аналитический счет "Налог на добавленную стоимость") в корреспонденции с дебетом счета 91 "Операционные доходы и расходы" субсчета 91-3 "Налог на добавленную стоимость" - по доходам от продажи и прочего выбытия основных средств, нематериальных активов, продажи иных активов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Закона Республики Беларусь от 29.12.2003 г. N 259-З "О бюджете Республики Беларусь на 2004 год" (далее - Закон N 259-З) в 2004 году с организаций взимаются сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки по ставке 2 процента и налог с пользователей автомобильных дорог в дорожные фонды по ставке 1 процент выручки от реализации товаров (работ, услуг) (банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, за исключением Национального банка Республики Беларусь, - от дохода за вычетом расходов по уплате процентов, комиссионных и прочих банковских расходов; организациями независимо от организационно-правовой формы, осуществляющими торговую, заготовительную деятельность и деятельность по предоставлению услуг общественного питания, - от валового дохода; страховыми и перестраховочными организациями - от балансовой прибыли).
Пунктом 5 статьи 24 Закона N 259-З определено, что организации, кроме страховых организаций, не производят указанные платежи от внереализационных и прочих доходов, за исключением доходов от сдачи имущества в аренду, лизинг.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона N 259-З в 2004 году с организаций взимаются сбор на формирование местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов - по ставке 0,4 процента и сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда, - по ставке 0,75 процента от выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг) (банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, за исключением Национального банка Республики Беларусь, - от дохода за вычетом расходов по уплате процентов, комиссионных и прочих банковских расходов; организациями независимо от организационно-правовой формы, осуществляющими торговую, заготовительную деятельность и деятельность по предоставлению услуг общественного питания, - от валового дохода; страховыми организациями - от балансовой прибыли).
Пунктом 7 статьи 11 Закона N 259-З установлено, что организации, кроме страховых организаций, не производят указанные платежи от внереализационных и прочих доходов, за исключением доходов от сдачи имущества в аренду, лизинг.
Согласно Инструкции по применению Типового плана счетов счет 99 "Прибыли и убытки" предназначен для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности организации в отчетном году.
Конечный финансовый результат (чистая прибыль или чистый убыток) определяется как сумма финансового результата от видов деятельности, а также от операционных и внереализационных доходов за вычетом расходов. По дебету счета 99 "Прибыли и убытки" отражаются убытки (потери, расходы), а по кредиту - прибыли (доходы) организации. Сопоставление дебетового и кредитового оборотов за отчетный период показывает конечный финансовый результат отчетного периода.
На счете 99 "Прибыли и убытки" в течение отчетного года отражается сальдо операционных доходов и расходов за отчетный месяц - в корреспонденции с дебетом (или кредитом) счета 91 "Операционные доходы и расходы".
В рассматриваемой ситуации к субсчету 68-2 "Налоги, уплачиваемые из выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг" открыт субсчет второго порядка 68-2-1 "Налог на добавленную стоимость".

-------------------------T------T--------T------T------------------¬
¦ Содержание операций ¦Дебет ¦Кредит ¦Сумма,¦ Первичный ¦
¦ ¦ ¦ ¦ руб. ¦ документ ¦
+------------------------+------+--------+------+------------------+
¦Получена на склад ¦ 10-6 ¦ 20 ¦ 889 ¦ Приказ ¦
¦списанная аккумуляторная¦ ¦ ¦ ¦ руководителя, ¦
¦батарея, непригодная для¦ ¦ ¦ ¦ карточка ¦
¦дальнейшей эксплуатации ¦ ¦ ¦ ¦ учета АКБ, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ журнал работы ¦
¦(40000 x (135 тыс.км - ¦ ¦ ¦ ¦ АКБ, ¦
¦- 132 тыс.км) / 135 ¦ ¦ ¦ ¦ бухгалтерская ¦
¦тыс.км) ¦ ¦ ¦ ¦ справка-расчет ¦
+------------------------+------+--------+------+------------------+
¦Отражена сдача ¦ 62 ¦ 91-1 ¦ 1500 ¦ Товарно- ¦
¦непригодной ¦ ¦ ¦ ¦ транспортная ¦
¦аккумуляторной батареи ¦ ¦ ¦ ¦ накладная, ¦
¦на вторсырье ¦ ¦ ¦ ¦ бухгалтерская ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ справка-расчет ¦
+------------------------+------+--------+------+------------------+
¦Начислен налог на ¦ 91-3 ¦ 68-2-1 ¦ 229 ¦ Товарно- ¦
¦добавленную стоимость ¦ ¦ ¦ ¦ транспортная ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ накладная, ¦
¦(1500 x 18 / 118) ¦ ¦ ¦ ¦ бухгалтерская ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ справка-расчет ¦
+------------------------+------+--------+------+------------------+
¦Списана остаточная ¦ 91-2 ¦ 10-6 ¦ 889 ¦ Бухгалтерская ¦
¦стоимость аккумуляторной¦ ¦ ¦ ¦ справка-расчет ¦
¦батареи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+------+--------+------+------------------+
¦Отражен финансовый ¦ 91-9 ¦ 99 ¦ 382 ¦ Бухгалтерская ¦
¦результат (прибыль) ¦ ¦ ¦ ¦ справка-расчет ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(1500 - 229 - 889) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+------+--------+------+------------------+
¦Поступила оплата за ¦ 51 ¦ 62 ¦ 1500 ¦ Платежное ¦
¦аккумуляторную батарею ¦ ¦ ¦ ¦ поручение, ¦
¦от организации по сбору ¦ ¦ ¦ ¦ выписка банка по ¦
¦вторсырья ¦ ¦ ¦ ¦ расчетному счету ¦
L------------------------+------+--------+------+-------------------

Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что:

Списывается АКБ комиссией, назначаемой приказом по п/п. Карточка учета является актом списания АКБ и утверждается рук-лем или гл.инж.
поступили деньги за сданный утиль 51,62 - 91
отражен НДС от ст-сти АКБ, сданной в утиль. 91-68
если имеется остаточная ст-сть, то сначала:
отражена ост. ст-сть АКБ (какие-то сроки службы ж у нее есть, ж не скажу здесь точно), непригодной к восстановлению 10-26
списана ст-сть АКБ, сданной в утиль 91-10

Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что:

Другие статьи

Картка обліку акумуляторів бланк

Картка обліку акумуляторів бланк

Про затвердження мвс картка, зразок, довідка.
Средняя оценка: 5 Всего проголосовало: 1

Спеціальні типові форми для обліку руху малоцінних необоротних матеріальних активів (МНА мон порядок, документа, заява, перелік, звіт 13. Офіційний портал органів виконавчої влади України 08. Анонси кабінету міністрів: 22 серпня 2007 737 верховна рада кодекс україни, закон, 02. Державне казначейство, Держкомстат України; Наказ, Інструкція, Форма типового документа 12. Кабінет Міністрів Постанова, Інструкція від 27 2010 2755-vi 01. 11 форма, №130 от 18. 1998 № 1893 (Редакція станом на 17 12. 10 2000, форм та списання. 2014) КАБІНЕТ МІНІСТРІВ УКРАЇНИ мінфін документа 22. ПОСТАНОВА 30 листопада 2011 р 11. n 1242 Київ 2004 732 центр оформлення видачі паспортних - закордонних паспортів особова картка працівника типова форма п-2особова п-2. Про затвердження мвс картка, зразок, довідка. Як відомо, з наступного року українська армія переходить контрактну основу ? тобто міноборони список, картка 15. Головархів; Перелік 20 12. 07 2010. 1998 41 затвердження Переліку типових документів Історія Книжний студентський квиток основних засобів інших бюджетних установ. Спочатку квиток являв собою МОН Порядок, документа, Заява, Перелік, Звіт 13

Приложения - Эксплуатация аккумуляторных батарей

Приложения - Эксплуатация аккумуляторных батарей

Страница 10 из 10

Перечень приборов, инвентаря и запасных частей, необходимых во время эксплуатации аккумуляторных батарей

1. Для обслуживания аккумуляторной батареи в наличия нужно иметь следующие устройства:

  • ареометр с границами измерений 1,05-1,4 г/см 3 с ценой деления 0,005 г/см 3 – 2 шт;
  • термометр ртутный стеклянный с ценой деления 1°С и границами измерения (0-50) °С — 2 шт;
  • термометр метеорологический стеклянный с границами измерения от минус 10 до плюс 40 °С — 1 шт;
  • вольтметры класса 1,0 с шкалой (0 ± 3) В, (0 — 300) В или другие цифровые с аналогичными данными — 2 шт.

2. Для выполнения ряда работ и обеспечения безопасности во время эксплуатации АБ нужно иметь следующий инвентарь:

  • стеклянная или фарфоровая кружка с носиком (или кувшин) емкостью от 1,5 до 2,0 л (для приготовления электролита и доливки его в сосуд) — 1 шт;
  • переносная лампа взрывозащищенная выполнение — 1 шт;
  • резиновая груша, резиновые шланги — 2-3 шт.;
  • очки защитные — 2 пары;
  • резиновые перчатки — 2 пары:
  • резиновые сапоги — 2 пары;
  • резиновый фартук — 2 шт;
  • грубошерстный костюм — 2 шт.

3. Для обслуживания аккумуляторных батарей необходимо иметь следующие запасные части и материалы:

  • запас баков, электродов, покровного стекла, стандартных перемычек, фильтр-пробок и др. — 5 % общего количества аккумуляторов;
  • свежий электролит;
  • дистиллированную воду;
  • (2-3) %-ной и 5 %-ной растворы пищевой и кальцинированной соды в бутылях емкостью 3-5 л.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2.
Форма «Журнала аккумуляторной батареи.»

В начале журнала следующие записи (для вновь смонтированной АБ):

  1. Номинальное напряжение аккумуляторной батареи, В.
  2. Номинальная емкость, А х час.
  3. Батарея №……, тип аккумулятора.
  4. Кислота.

Результаты анализа проб_________________________________________________________

  1. Плотность электролита перед заливкой _____ г/см 3. при температуре _______°С

Заливка началась ___________20__г. в ____ час ____мин, с элемента № _______
Заливка закончилась __________20__г. в ___ час ___ мин, элементом № _______

  1. Средняя температура в помещении _______°С.
  2. Другие условия_________________________________________________________________
  3. Параметры электролита через _________ часов после заливки

Измерение сопротивления изоляции аккумуляторной батареи типа 2хСК-8 ПС «Московская-110 кВ»

  • Произвести замер внутреннего сопративления вольтметра на измеряемом пределе измерения (Rв = _____ кОм).
  • По распоряжения д/д ОДС вывести АВР ШСМВ 6 кВ (п.____ накл._____), АВР ШСМВ-35 кВ (п._____ накл.______), АПВ СМВ-110 кВ (п.____ накл. _____).
  • Отключить разрядное сопротивление концевых элементов АБ п____.
  • Отключить РБ «ввод аккумуляторной батареи» п.____.
  • Проверить напряжение на шинах постоянного тока от ВАЗП – 115В (при необходимости отрегулировать).
  • Произвести замер напряжения на зажимах батареи U = _____.
  • Произвести замер напряжения между положительным зажимом и «землей» U+ = _____.
  • Произвести замер напряжения между отрицательным зажимом и «землей» U- = _____.
  • Вычислить сопротивление изоляции по формуле:
    • Сравнить измеренное сопротивление изоляции с нормированным Rиз ³ 50 кОм.
    • Вкльчить РБ «ввод аккумуляторной батареи» п.____.
    • Включить разрядное сопротивление концевых элементов АБ п____.
    • Проверить напряжение на шинах постоянного тока от ВАЗП – 115В (при необходимости отрегулировать).
    • По распоряжения д/д ОДС ввести АВР ШСМВ 6 кВ (п.____ накл._____), АВР ШСМВ-35 кВ (п._____ накл.______), АПВ СМВ-110 кВ (п.____ накл. _____).
    • Выполнить запись в журнале «Дефектов и произведенных работ в АБ ПС» о результате проведенных измерений.

или расширенный поиск (выберите одно или несколько значений и(или) введите слово (либо его часть) - "Найти"

Автомобильные аккумуляторы: новое в учете, хранении, эксплуатации и списании

Документ. Автомобильные аккумуляторы: новое в учете, хранении, эксплуатации и списании

Автомобильные аккумуляторы:
новое в учете, хранении, эксплуатации и списании

23 февраля 2006 года был принят Закон Украины № 3503-IV “О химических источниках тока” (далее - Закон), который установил основы правового регулирования в этой специфической сфере. Так ли уж необходим был Украине данный Закон - это, конечно большой вопрос. Судя по тому, сколь неспешно принимаются подзаконные акты к нему,- не так уж он и нужен. Ведь до сих пор не изданы даже лицензионные условия для тех видов деятельности, которые в соответствии с Законом подлежат лицензированию (хотя лицензии получать необходимо, поскольку орган лицензирования Кабмином назначен).

Собственно говоря, первый нормативный акт, изданный во исполнение данного Закона, появился только сейчас: 25 июля 2008 года прошли регистрацию в Минюсте Правила эксплуатации аккумуляторных свинцовых стартерных батарей колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденные приказом Минтранссвязи Украины от 02.07.2008 г. № 795 (далее - Правила).

Этот документ распространяется на всех юридических и физических лиц, деятельность которых связана с

“изготовлением, транспортировкой, применением, обслуживанием, ремонтом, хранением и передачей на утилизацию химических источников тока, в частности аккумуляторных свинцовых стартерных батарей, применяемых в колесных транспортных средствах и специальных машинах, выполненных на их шасси, в частности для питания специального оборудования”.

Под действие Правил не подпадают лишь:

- аккумуляторы*, применяемые в троллейбусах, мотоциклах и мотоколясках, а также химические источники тока номинальной мощностью менее 7 А/час, интегрированные (встроенные) в колесные транспортные средства и специальные машины, выполненные на их шасси;

- аккумуляторы колесных транспортных средств специального назначения, в частности эксплуатируемых подразделениями МВД, Минобороны, МЧС, СБУ и Госпогранслужбы Украины;

- аккумуляторы гоночных и спортивных автомобилей, а также транспортных средств, изготовленных более 30 лет назад и имеющих коллекционную ценность.

Правила состоят из десяти разделов и полутора десятков приложений. Раздел I, как водится, дает толкования терминов, расшифровку используемых аббревиатур, а также обширный перечень национальных, межгосударственных, международных и региональных стандартов (ДСТУ, ГОСТ, EN, IEC и т. д.), применяемых в аккумуляторном деле. Затем в разделах II–VII идет подробное описание технических вопросов, связанных с выбором аккумуляторов, подготовкой их к применению, эксплуатацией, техобслуживанием и ремонтом, а также хранением и транспортировкой.

Но особый интерес представляют три последних раздела, посвященные учету наработки, оборота и списания аккумуляторных батарей, подготовке отработанных аккумуляторов к сдаче на утилизацию, а также вопросам гарантийного обслуживания и ремонта. Рассмотрим их подробнее.

На каждый аккумулятор на предприятии заводится отдельная карточка учета (приложение 12 к Правилам), в которой отражаются наработка и оборот такого аккумулятора. Карточками занимается специально назначенное должностное лицо предприятия.

Учет наработки аккумуляторов ведется в условных месяцах продолжительностью 30 суток и в километрах пробега транспорта либо в моточасах использования транспортного средства или специального оборудования, которое питается от аккумулятора.

Наработка определяется ежеквартально как разность между текущим и предыдущим показаниями счетчика пробега или моточасов наработки. Заметим, что суммарная наработка за год или на момент списания должна быть выражена в каких-нибудь одних единицах, поэтому по аккумуляторам, которые эксплуатируются в разные периоды в составе автомобилей и в составе спецоборудования (и учитываются то в километрах пробега, то в моточасах), наработка в конечном итоге определяет в километрах. При этом 1 моточас условно приравнивается к 25 км пробега.

Перестановка аккумулятора с одного транспортного средства на другое или применение его в специальном оборудовании тоже отражается в карточке с указанием даты перестановки.

Если аккумулятор используют не с начала текущего года, то в колонках для записи наработки предыдущих кварталов ставят прочерки. Если же аккумулятор временно не используется, то в колонке для записи квартальной наработки пишут слово “хранение”.

Для учета аккумулятора, прошедшего капремонт, заводится отдельная карточка.

Карточки можно вести и в электронном виде. В таком случае они распечатываются и подписываются только при смене водителя (оператора) или лица, ответственного за учет, а также для оформления заключений комиссии по вопросам учета наработки, оборота и списания аккумуляторов.

Такая комиссия, созданная по приказу руководителя предприятия, определяет фактическое техническое состояние каждого аккумулятора и решает его дальнейшую судьбу: сдать в ремонт, направить претензию продавцу (производителю, сервисному центру по гарантийному обслуживанию и/или ремонту), списать, передать на утилизацию и т. п.

Списанию подлежат аккумуляторы, попавшие в одну из трех категорий:

- исчерпавшие установленный ресурс, то есть отработавшие положенное число моточасов (километров пробега) и в результате естественного износа дошедшие до состояния, в котором дальнейшая их эксплуатация экономически нецелесообразна или опасна;

- утратившие потребительские свойства, то есть непригодные для эксплуатации вследствие физического износа, неисправимого недостатка, повреждений или по другим причинам;

- достигшие предельного технического состояния, но не исчерпавшие установленный ресурс. Предельное состояние аккумулятора определяется по результатам проверки мощности, которая проводится в соответствии с приложением 13 к Правилам “Определение предельного состояния АБ”.

Эти категории различаются способами документального оформления. В последних двух такое решение оформляется отдельным актом списания, к которому прилагается карточка учета. В первой же сама оформленная карточка служит актом списания аккумулятора.

Исправные составные части списанных аккумуляторов (блоки электродов, моноблоки, крышки, полюсные выводы, перемычки и т. п.) при необходимости используются для ремонта других аккумуляторов и содержатся на балансе как запасные части.

После списания аккумулятора карточку учета на него хранят по меньшей мере в течение трех лет.

Сдача на утилизацию

По большому счету, главной целью принятия Закона о химических источниках тока было урегулирование вопросов, связанных с утилизацией аккумуляторов, поскольку используемые в них вещества и материалы (свинец и его соединения, кислоты и т. п.) представляют собой весьма серьезную угрозу окружающей природной среде.

В Правилах вопросам утилизации посвящен раздел IX, в соответствии с которым отработанные (списанные) аккумуляторы и их составные части, выведенные из эксплуатации, должны передаваться на утилизацию специализированному предприятию, имеющему необходимую лицензию.

Руководитель каждого предприятия, эксплуатирующего аккумуляторы, назначает ответственное лицо, которое ведет журнал учета и оборота отработанных аккумуляторов (приложение 14 к Правилам). Его функции, кстати, может выполнять тот же человек, который оформляет карточки учета. В число обязанностей такого ответственного работника входит:

- сортировка отработанных аккумуляторов (по правилам ДСТУ 3211-95) и их учет;

- ежемесячное информирование руководителя о количестве отработанных аккумуляторов;

- своевременная сдача их непосредственно на специализированное предприятие для утилизации или предприятию-перевозчику для транспортировки;

- контроль за возвратом специализированной тары;

- учет и хранение документов, подтверждающих факт сдачи отработанных аккумуляторов на утилизацию.

Разделом IX Правил установлены технические требования к местам и способам хранения отработанных аккумуляторов. В частности, указывается, что аккумуляторы разных сортов хранятся отдельно, без смешивания. Не допускается загрязнение их черными металлами, неметаллическими примесями и т. п. Аккумуляторы, содержащие опасные вещества, размещаются отдельно.

Аккумуляторы с неповрежденными моноблоками должны содержаться на специально оборудованных площадках или в помещениях, а поврежденные отработанные аккумуляторы и их отдельные части - в кислотостойких контейнерах. Правда, допускается хранение отработанных аккумуляторов в одном помещении с аккумуляторами, пригодными к применению (при соблюдении необходимых условий).

Любопытное указание имеется в п. 9.9 Правил: предприятиям и организациям, применяющим аккумуляторы в составе колесных транспортных средств, предписано сдавать на утилизацию отработанные аккумуляторы не позднее трех месяцев после их списания. При этом нет никаких указаний о сроках сдачи отработанных батарей предприятиями, эксплуатирующими их в составе специальной техники. Зачем понадобилось особо выделять “транспортные” аккумуляторы - нам непонятно.

Экологический денежный заклад

Вопрос о том, что такое экологический денежный заклад, кем и кому он уплачивается, наверняка возникнет у того главбуха или директора, который наткнется на п. 9.10 Правил:

“После сдачи отработанных АБ в специализированное подразделение производителя, или предприятие по утилизации, или предприятие, транспортирующее отработанные АБ по договору с предприятием по утилизации, в соответствии со статьей 19 Закона Украины “О химических источниках тока” в течение одного месяца предприятия и организации, уплатившие денежный заклад в Государственный бюджет и выполнившие обеспеченное закладом обязательство, обращаются за возмещением экологического денежного заклада. Экологический денежный заклад возмещают в соответствии с законодательством”.

Действительно, в ст. 19 Закона рассказывается об экологическом денежном закладе, который уплачивается на специальный счет Госбюджета в качестве обеспечения исполнения потребителем обязательства сдать отработанные химические источники тока для утилизации на специализированное производство или, специализированное предприятие (их приемные пункты).

Такой заклад обязаны уплачивать юрлица и физлица-предприниматели, использующие в своей деятельности химические источники тока мощностью 7 А/час и более.

Размер заклада составляет 5% от цены аккумулятора (без НДС). Расчет его суммы производится ежеквартально в отношении аккумуляторов, введенных в эксплуатацию и/или приобретенных в предыдущем квартале. При этом расчет осуществляется с даты ввода аккумуляторов в эксплуатацию, но не позднее трех месяцев со дня их приобретения; уплата - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

При передаче предприятием отработанных аккумуляторов на утилизацию общая сумма экологического денежного заклада, рассчитанного для уплаты в соответствующем периоде, уменьшается на сумму заклада, соответствующего сданным аккумуляторам.

Субъекты предпринимательской деятельности, выполнившие свое обязательство, вправе обратиться за возмещением заклада в течение месяца после сдачи отработанных аккумуляторов на утилизацию. Возмещение происходит в течение трех месяцев со дня обращения.

Так это выглядит по нормам Закона. Однако есть один “маленький” нюанс: согласно последнему абзацу ст. 19 Закона порядок расчета, уплаты, учета, отчетности, перечисления на специальный счет Госбюджета экологического денежного заклада, возмещения его сумм в случае выполнения обеспеченного обязательства и порядок использования средств, оставшихся на бюджетном спецсчете после возмещения сумм экологического денежного заклада, определяются Кабинетом Министров Украины. На сегодняшний же день Кабмин не издал соответствующих указаний.

Таким образом, экологический денежный заклад на практике никем не уплачивается и не может уплачиваться на законных основаниях. Что, разумеется, только радует многочисленных пользователей автоаккумуляторов.

Гарантийное обслуживание и ремонт

В отношении гарантийного обслуживания и ремонта аккумуляторов Правила наконец-то четко и однозначно указали, к какой категории относятся эти изделия (до сих пор в законодательстве таких прямых указаний не было).

Во-первых, в п. 10.2 Правил заявлено, что автоаккумуляторы относятся одновременно и к сложным комплектующим изделиям, на которые выдается отдельная гарантия, и к продукции производственно-технического назначения, которая может быть использована в быту, в частности в составе транспортных средств автоперевозчиков. Поэтому на них распространяется действие Порядка гарантийного ремонта (обслуживания) или гарантийной замены технически сложных бытовых товаров, утвержденного Постановлением КМУ от 11.04.2002 г. № 506.

Во-вторых, пунктом 10.3 Правил установлено, что аккумуляторы, приобретенные в составе транспортных средств, должны обеспечиваться техобслуживанием, ремонтом или заменой в рамках гарантийной наработки. Такие гарантийные обязательства выполняются продавцом автомобиля (производителем, производителем работ по гарантийному обслуживанию и/или ремонту транспортного средства) в соответствии с Порядком гарантийного ремонта (обслуживания) или гарантийной замены дорожных транспортных средств, утвержденным приказом Минпромполитики Украины от 29.12.2004 г. № 721.

Не будем подробно останавливаться на требованиях к гарантийным обязательствам (срокам, порядку их установления и т. п.). Отметим лишь, что любые разногласия между потребителем и производителем, продавцом и т. п. относительно происхождения дефектов и причин их возникновения устраняются с привлечением экспертов по вопросам утраты потребительских свойств аккумуляторов.

Такую экспертизу проводят юридические и физические лица, имеющие право на данную деятельность согласно Порядку проведения государственной аккредитации физических и юридических лиц на право проведения научной и научно-технической экспертизы, утвержденному приказом Миннауки Украины от 12.01.2004 г. № 12. Эксперты должны быть финансово и организационно независимы от разработчика, производителя, поставщика, продавца и собственника транспортного средства и не могут быть разработчиками или производителями аккумуляторов, по которым проводится экспертиза. Само собой разумеется, они должны иметь соответствующую квалификацию.

Обратите внимание на довольно жесткие требования к оформлению экспертного заключения. В нем обязательно указываются реквизиты государственного свидетельства на право проведения научной и научно-технической экспертизы (серия, номер, дата выдачи, сфера научно-технической деятельности, дата, до которой данное свидетельство действительно). При этом лица, проводящие экспертизу без дополнительной аккредитации (без свидетельства), указывают это в своем заключении.

Заключение оформляется на бланке письма эксперта (кроме физических лиц) в произвольной форме за подписью руководителя (заместителя руководителя) экспертной организации. Эксперты-физлица подписывают заключение лично.

Если же заключение эксперта не вносит ясности (или какая-то из сторон с его выводами не согласна), то спорные вопросы решаются в судебном порядке.

Если в результате окажется, что утрата потребительских свойств аккумулятора произошла из-за недостатков конструкции и/или производства, то производитель (продавец, производитель работ по гарантийному обслуживанию и/или ремонту) возмещают потребителю ущерб в объеме не меньше рыночной стоимости аккумулятора на дату принятия претензии с учетом использованного потребителем ресурса. Указанная величина определяется в соответствии с Эксплуатационными нормами среднего ресурса аккумуляторных свинцовых стартерных батарей колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденными приказом Минтранссвязи Украины от 20.05.2006 г. № 489.

Потребитель утрачивает право на гарантийные обязательства производителя (продавца, производителя работ по гарантийному обслуживанию и/или ремонту) в случае нарушения установленных производителем правил эксплуатации аккумуляторов и автомобилей, а также норм рассматриваемых Правил.

Действие гарантийных обязательств прекращается также в случае нарушения потребителем договорных обязательств с производителем (продавцом, производителем работ по гарантийному обслуживанию и/или ремонту) в отношении правил эксплуатации аккумуляторов.

Контроль и ответственность

В соответствии со ст. 22 Закона государственный контроль в сфере химических источников тока, в частности, осуществляют:

- центральные и местные органы исполнительной власти по вопросам стандартизации, метрологии и сертификации - за соблюдением требований госстандартов относительно технологических процессов производства, а также за обеспечением качества химических источников тока и их утилизацией;

- центральные и местные органы исполнительной власти по вопросам охраны окружающей среды - за обеспечением экологической безопасности производства химических источников тока, а также за ведением учета объемов накопления отработанных химических источников тока и передачей их на утилизацию;

- центральные органы исполнительной власти - за лицензированием деятельности в сфере химических источников тока. Кроме того, эти органы занимаются координацией деятельности субъектов, подчиненных им или относящихся к сфере их управления (разработчиков, производителей, импортеров, продавцов, покупателей, потребителей, специализированных предприятий по утилизации и других юридических и физических лиц, участвующих в отношениях, возникающих при разработке, производстве, реализации, импорте и эксплуатации химических источников тока, а также их заготовке и утилизации).

Закон не устанавливает для нарушителей специальной ответственности, ограничиваясь общей формулировкой “согласно закону”. А вот в Кодексе об административных правонарушениях на этот счет имеется отдельная статья:

“Статья 82-7. Нарушение требований законодательства в сфере химических источников тока

Нарушение порядка учета приобретения и эксплуатации химических источников тока или порядка учета объемов накопления отработанных химических источников тока и передачи их на утилизацию -

влекут наложение штрафа на должностных лиц от трех до пяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Непредоставление в установленном порядке информации или предоставление недостоверной информации относительно объемов приобретения и эксплуатации новых химических источников тока, объемов накопления отработанных химических источников тока и передачи их на утилизацию -

влекут наложение штрафа на должностных лиц от пяти до десяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Непередача в установленном порядке отработанных опасных химических источников тока мощностью 7 А/ч и более на утилизацию предприятиям, имеющим лицензии на осуществление деятельности по заготовке и утилизации отработанных химических источников тока,-

влечет наложение штрафа на граждан от одного до трех не облагаемых налогом минимумов доходов граждан и на должностных лиц - от пяти до десяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан”.

Кроме того, не следует забывать, что в результате нарушения правил утилизации аккумуляторов может произойти загрязнение окружающей природной среды. А это уже влечет специальные экологические санкции - вплоть до уголовной ответственности.

* Вообще-то, правильнее было бы называть эти вещи “аккумуляторными свинцовыми стартерными батареями” (как, собственно, они и называются в Правилах). Но мы для простоты назовем их по-бытовому - просто аккумуляторами.

Алена Мышкина,
юрист

Сергей Коваль,
юрист

Газета “Фортекс” № 35/2008 (№ 295), от 22.08.2008 г.