Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по вагонам скачать img-1

инструкция по вагонам скачать

Рейтинг: 4.1/5.0 (1917 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Инструкция по охране труда для осмотрщика железнодорожных вагонов - прогнозирование для профессионалов

Инструкция по охране труда для осмотрщика железнодорожных вагонов

17.12.2015 – Представляем вашему вниманию инструкцию по охране труда для осмотрщика железнодорожных вагонов. Инструкция включает пять глав: 1) общие требования по охране труда; 2) требования по охране труда перед началом работы; 3) требования по охране труда при выполнении работы; 4) требования по охране труда по окончании работы; 5) требования по охране труда в аварийных ситуациях.

Глава 1. Общие требования по охране труда

1. К работе осмотрщиком железнодорожных вагонов допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста, и прошедшие:

соответствующую профессиональную подготовку, в том числе по вопросам охраны труда, имеющие удостоверение установленного образца о присвоении квалификационного разряда осмотрщика;

предварительный при приеме на работу и периодические медицинские осмотры и признанные годными по состоянию здоровья к работе осмотрщиком;

вводный и первичный инструктаж на рабочем месте;

стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда.

Осмотрщики проходят повторный инструктаж по охране труда в сроки не реже одного раза в три месяца и ежегодную проверку знаний по вопросам охраны труда.

2. Осмотрщик, работающий с механизмами с электрическим приводом, должен иметь группу по электробезопасности не ниже II.

Осмотрщик по осмотру электропневматических тормозов должен иметь группу по электробезопасности не ниже II.

3. Осмотрщик обязан:

соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка;

выполнять только ту работу, которая поручена непосредственным руководителем работ;

знать и совершенствовать методы безопасной работы;

соблюдать технологию производства работ, применять способы, обеспечивающие безопасность труда, установленные в инструкциях по охране труда и руководствах по эксплуатации инструмента и приспособлений;

использовать инструмент, приспособления, инвентарь по назначению, об их неисправности сообщать руководителю работ;

знать местонахождение и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения;

немедленно сообщить руководителю работ о любой ситуации, угрожающей жизни или здоровью работающих и окружающих, несчастном случае, произошедшем на производстве;

пройти соответствующую теоретическую и практическую подготовку и уметь оказывать доврачебную медицинскую помощь пострадавшим при несчастных случаях;

при необходимости обеспечивать доставку (сопровождение) потерпевшего в учреждение здравоохранения;

соблюдать правила личной гигиены;

в соответствии с характером выполняемой работы правильно использовать предоставленные ему средства индивидуальной защиты, а в случае их отсутствия или неисправности уведомить об этом непосредственного руководителя.

4. Осмотрщик должен быть обеспечен специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее – СИЗ), в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты, осмотрщику должны быть выданы следующие СИЗ:

5. Осмотрщик должен знать и выполнять требования запрещающих, предупредительных, указывающих и предписывающих звуковых и световых сигналов, знаков, надписей.

6. Осмотрщик должен знать порядок ограждения поездов и отдельных групп вагонов, установленный действующим технологическим процессом пункта технического осмотра вагонов (ПТО).

7. Основные опасные и вредные производственные факторы, которые действуют на осмотрщика вагонов:

повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

повышенный уровень шума;

наезд железнодорожного транспорта;

вероятность падения груза;

контакт с движущимся оборудованием;

недостаточная освещенность рабочего места;

выступающие части платформ, подвижного состава и т.п.;

вероятность поражение электрическим током.

8. Рабочее место осмотрщика при осмотре вагонов находится на междупутье и колеях парков. Осмотрщик, принимающий поезд «с ходу», должен находиться на специально оборудованном рабочем месте.

9. Все снимаемые с вагона детали следует немедленно убирать в специально установленные для этого места. Осмотрщик должен правильно укладывать вагонные детали, запчасти и материалы на ремонтную установку и стеллажи, расположенные на междупутье, в отделениях и производственных участках, обеспечивая свободные проходы.

10. Переносные сигналы ограждения следует устанавливать на оси колеи на расстоянии 50 м от крайних вагонов. Если расстояние от вагона до граничного столбика менее 50 м, то переносной сигнал ограждения с этой стороны устанав­ли­вается на оси колеи напротив граничного столбика.

11. Вагон или группа вагонов, ремонтируемые на специально выделенных колеях для профилактического ремонта с отцеплением или на колеях укрупненного ремонта, кроме постоянных или переносных сигналов, ограждают на обоих рельсах на расстоянии не менее 25 м от крайнего вагона или напротив граничного столбика, если расстояние до него менее 25 м.

12. При ТО вагонов в поездах, от которых локомотивы не отцепляются, их ограждают как с «головы», так и с «хвоста» поезда в установленном порядке. При этом осмотрщик устно предупреждает машиниста локомотива о начале осмотра и невозможности в связи с этим передвижения поезда и только после этого приступает к работе. Перед ТО поезда, от которого локомотив отцеплен, но временно находится на данной колее, сигнал ограждения устанавливается на свободном участке колеи между локомотивом и головным вагоном с предупреждением об этом машиниста локомотива.

13. Техническое обслуживание и ремонт вагонов и поездов осмотрщики должны начинать только после получения от оператора ПТО разрешения, которое он передает при помощи двусторонней парковой связи после включения системы централизованного ограждения поезда или получения информации об ограждении переносными сигналами. Осмотрщики головной или хвостовой частей поезда при помощи радиосвязи повторяют полученное разрешение, чем подтверждают, что сообщение оператора ПТО принято правильно.

14. При наличии устройств централизованного ограждения оператор ПТО ограждает поезд в порядке, установленном инструкцией по ограждению, разработанной в соответствии с местными условиями.

15. Переносные сигналы ограждения устанавливают и снимают лица из числа рабочих каждой смены, на которых эти обязанности возложены руководителем работ. Об окончании ТО поезда каждая ремонтно-осмотровая группа сообщает оператору ПТО в порядке, установленном рабочим технологическим процессом. Получив сообщение от последней группы, оператор ПТО объявляет по двусторонней парковой связи о снятии ограждения.

16. Устройствами общей двусторонней связи разрешается пользоваться только в отдельных случаях с целью уменьшения вредного воздействия шума от переговоров.

Следует пользоваться устройствами переносной радиосвязи с оператором ПТО. Переговорные колонки двусторонней парковой связи, находящиеся на междупутье, после передачи сообщения необходимо отключать.

17. Каждый осмотрщик должен знать и выполнять порядок временного прекращения ТО поезда при необходимости (в исключительных случаях) его перемещения в границах данной колеи или по требованию дежурного по станции (маневрового диспетчера). Эти случаи должны быть оговорены рабочим технологическим процессом ПТО.

18. Осмотрщику запрещено появление на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического и токсического опьянения, а также распитие спиртных напитков, употребление наркотических, токсических и психотропных веществ в рабочее время и по месту работы.

19. Курить разрешается только в специально оборудованных местах. Не допускается курение в неустановленных местах и пользование открытым огнем в местах, где производится заправка локомотивов топливом и маслом.

20. При нахождении на рабочем месте осмотрщики обязаны соблюдать следующие требования:

быть внимательными к сигналам движущихся поездных единиц, перемещаться только в установленных местах (проходах);

не находиться в зоне работы подъемных механизмов, а также стоять под поднятым грузом;

не прикасаться к электрическим проводам и пусковым приспособлениям, не допускать их повреждение, не производить исправление или подключение электропроводки;

21. Осмотрщик обязан оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно извещать своего непосредственного руководителя или иное должностное лицо нанимателя о неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, железнодорожных средств, средств защиты, об ухудшении состояния своего здоровья.

22. За невыполнение данной инструкции осмотрщик несет ответственность в соответствии с законодательством.

Глава 2. Требования по охране труда перед началом работы

23. Проверить исправность средств индивидуальной защиты, необходимых для выполнения работы, надеть специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты.

24. Перед началом работы старший группы должен проверить численный состав рабочих в закрепленной за ним группе, наличие и исправность инструмента, измерительных приборов, шаблонов, сигнальных приспособлений и специальной одежды, а также наличие на стеллажах и ремонтных установках запасных частей и материалов, в случае необходимости принять меры по их пополнению.

25. Осмотрщики при следовании к месту работы, а также при выполнении работ по ТО и ПР вагонов должны пользоваться маршрутом следования бригад и групп, обозначенных указателем "Служебный проход". При групповом ТО ремонтно-осмотровая группа должна переходить к месту работы с одной колеи на другую всей группой вместе со старшим группы.

26. Осмотрщики должны следить, чтобы проходы между стеллажами и колеями были свободными от деталей и посторонних предметов.

27. Персонал, занятый обслуживанием поезда, получив сообщение от оператора ПТО о прохождении по соседней колее поезда, не менее, чем за 5 мин. до его прохода должны выйти в безопасную зону на расстояние 4-5 м от крайнего рельса колеи, по которой пропускают поезд. Материалы и инструменты должны быть убраны с колеи за габарит подвижного состава. Возобновлять работы до полного прохода поезда запрещается.

28. Перед началом работы осмотрщики должны убедиться в исправности инструмента и приспособлений. Неисправный инструмент немедленно должен быть заменен исправным.

Оператор ПТО извещает осмотрщиков о подходе поезда, ограждении и начале ТО поезда.

Осмотрщики должны быть внимательными к командам оператора.

Глава 3. Требования по охране труда при выполнении работ

29. При проходе вдоль колеи необходимо обращать внимание на вагоны и локомотивы, двигающиеся по смежной колее. Нельзя находиться на междупутье при безостановочном следовании поездов по смежным колеям. Разрешается ходить только по обочине или посредине междупутья.

30. При пребывании на междупутье во время движения подвижного состава по обеим смежным колеям необходимо остановиться, стоя дождаться прохода (остановки) подвижного состава на одной из колей и лишь после этого снова двигаться по междупутью.

31. Переходить колеи разрешается только под прямым углом, предварительно убедившись в отсутствии подвижного состава. При переходе колеи в плохую погоду (при тумане, снегопаде, пурге, ливне и т.п.), когда видимость световых и слышимость звуковых сигналов снижаются, необходимо остановиться в средней части междупутья и внимательно посмотреть как в одну, так и в другую сторону. Если видно приближающийся подвижный состав, следует переждать, пока он пройдет.

32. При проходе по станционным колеям в ночное время необходимо помнить о сооружениях и устройствах, находящихся на междупутье.

33. Переходить рельсы, занятые подвижным составом, следует только через переходные площадки, по пешеходному переходу или совмещенному (пешеходно - транспортному) туннелю. Прежде, чем войти в пешеходный или совмещенный туннель с междупутья, необходимо убедиться в отсутствии посторонних предметов на крыше, закрывающей вход в туннель. После спуска в туннель крышу необходимо закрыть. Оставлять ее открытой после выхода из туннеля или спуска в него запрещается. В совмещенном туннеле необходимо идти по стороне, отведенной для прохода людей, не касаясь кабелей и проводов.

34. Обходить стоящие на рельсах группы вагонов или локомотив следует на расстоянии не менее 5 м от автосцепки. Между расцепленными вагонами разрешается проходить, если расстояние между их автосцепками составляет не менее 10 м.

35. Выходя на колею из помещений для обогрева, а также из-за стрелочных постов и других зданий, закрывающих обзор колеи, необходимо предварительно убедиться в отсутствии на ней подвижного состава. Выходя из служебных помещений в ночное время, необходимо переждать, пока глаза привыкнут к темноте и установится нормальная видимость окружающих предметов.

36. Транспортировку запасных частей, материалов и других грузов через колеи необходимо осуществлять по транспортным или совмещенным туннелям, а при их отсутствии – по эстакадам или наземным поперечным настилам. Транспортировку запчастей и материалов под вагонами поезда разрешается проводить под огражденными поездами.

37. Во время работы осмотрщику запрещается:

переходить и перебегать колеи перед двигающимся подвижным составом (локомотивы, вагоны, дрезины и т.п.);

становиться или садиться на рельсы;

садиться на подножки вагонов или локомотивов и сходить с них во время движения.

переходить стрелочные переводы, оборудованные электрической централизацией, в месторасположении остряков и соединений стрелочных переводов с централизованным приводом.

38. На электрифицированных участках железной дороги запрещается прикасаться к оборванным проводам контактной сети независимо от того, касаются ли они земли, и заземленных конструкций, прикасаться к посторонним предметам (обрезкам провода, веревкам, тросам и прочее), которые находятся на проводах контактной сети.

39. Осмотрщики, обнаружившие обрыв проводов или других элементов контактной сети, а также посторонние предметы, свисающие с них, должны немедленно сообщить об этом через оператора дежурному по станции, оградить это место любыми подручным средствами и до прибытия бригады рабочих контактной сети следить за тем, чтобы никто не приближался к оборванным проводам на расстояние менее 10 м. Если оборванные провода или другие элементы контактной сети выходят за пределы габарита приближения зданий и могут быть задеты при проходе поезда, опасное место необходимо оградить переносными сигналами согласно Инструкции по сигнализации на железной дороге, как препятствие.

40. При выявлении посторонних предметов на проводах или других элементах контактной сети осмотрщики должны поступить так же, как при выявлении обрыва проводов контактной сети.

41. На подвижном составе, находящемся на электрифицированных колеях, до отключения и заземления проводов контактной сети, расположенных над этими колеями, и получения распоряжения руководителя работ осмотрщику запрещается подниматься на крышу, находиться на ней или выполнять любые работы (заливать баки водой, осматривать крышки люков, выполнять ремонтные работы и т.п.), прикасаться к оборудованию электроподвижного состава.

42. При разъединении находящихся под давлением сжатого воздуха тормозных соединительных рукавов вагонов и отсоединении шлангов воздухораздаточных колонок должны быть соблюдены все меры безопасности.

43.При необходимости применения больших усилий при откручивании гаек следует пользоваться односторонними ключами с удлиненной рукояткой, не допуская наращивания гаечного ключа другим ключом. Запрещается применять прокладки для заполнения щелей между губками ключа и гайкой. При возможности следует применять механический гайковерт. Запрещается откручивать гайки при помощи зубила и молотка.

Глава 4. Требования по охране труда по окончании работы

44. По окончании работы осмотрщик обязан все механизмы, а также инструмент и инвентарь очистить от грязи.

45. Привести в порядок рабочее место.

46. Убрать инструмент и приспособления после очистки в отведенные для их хранения места.

47. Снять спецодежду и спецобувь и поместить в специально предназначенное для их хранения место.

48. Вымыть руки и лицо теплой водой с мылом, по возможности принять душ.

49. Обо всех недостатках, выявленных во время работы, осмотрщик должен сообщить руководителю работ.

Глава 5. Требования по охране труда в аварийных ситуациях

50. Прекратить работу при возникновении ситуаций, которые могут привести к аварии и несчастным случаям.

51. Работу начинать только после устранения неисправностей с разрешения руководителя работ.

52. При возникновении пожара осмотрщик должен:

немедленно сообщить о пожаре в пожарную службу по телефону 101 и руководителю объекта;

принять меры по обеспечению безопасности и эвакуации людей;

принять меры по ликвидации пожара имеющимися средствами пожаротушения;

при прибытии подразделений пожарной службы сообщить им необходимые сведения об очаге возгорания и мерах, принятых по его ликвидации.

53. При несчастном случае на производстве необходимо:

быстро принять меры по предотвращению воздействия травмирующих факторов на потерпевшего, оказанию потерпевшему первой помощи, вызову на место происшествия медицинских работников здравоохранения;

сообщить о происшествии ответственному лицу за безопасное производство работ или другому должностному лицу нанимателя, обеспечить до начала расследования сохранность обстановки, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей.

Обращаем ваше внимание, что другие материалы по охране труда и аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях вы можете скачать в разделе «Охрана труда ».

Уважаемые коллеги, пожалуйста, присылайте ваши статьи, презентации и другие материалы для публикации на сайте BusinessForecast.by на электронный адрес info@businessforecast.by.

Другие статьи

Рабочая инструкция осмотрщику-ремонтнику вагонов (4 - 7-й разряды) - образец РБ 2016

Рабочая инструкция осмотрщику-ремонтнику вагонов (4 - 7-й разряды) 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Осмотрщик-ремонтник вагонов принимается на работу и увольняется с работы приказом руководителя организации по представлению ___________________________________________________________________________.

2. Осмотрщик-ремонтник вагонов подчиняется ___________________________.

3. В своей деятельности осмотрщик-ремонтник вагонов руководствуется:

- правилами трудового распорядка;

- приказами и распоряжениями руководителя организации (непосредственного руководителя);

- настоящей рабочей инструкцией.

4. Осмотрщик-ремонтник вагонов должен знать:

- инструкцию осмотрщика-ремонтника вагонов;

- устройство вагонов и контейнеров;

- нормативы износа деталей и узлов;

- сроки плановых видов ремонта;

- правила технического осмотра, перевозки и хранения грузов;

- правила и технологию безотцепочного ремонта вагонов;

- способы выполнения слесарных, столярных и кровельных работ;

- измерительные приборы, инструмент и приспособления, применяемые при осмотре и ремонте вагонов и контейнеров, и правила пользования ими;

- порядок отправления с дороги порожних контейнеров, направляемых в порядке регулировки;

- устройство самоходных машин и универсальных установок, способы предупреждения и устранения их неисправностей;

- правила ограждения поезда при ремонте.

2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

5. Осмотрщику-ремонтнику вагонов поручается:

5.1. Техническое обслуживание с пролазкой для выявления и устранения неисправностей, угрожающих безопасности движения поездов, и безотцепочный ремонт кузовов, ответственных узлов рамы, ходовых частей, автосцепных устройств, тормозов и рычажных передач с авторегуляторами, буксовых узлов с подшипниками качения и скольжения, редукторно-карданных приводов, холодильных и моторно-вентиляционных установок, электро- и радиооборудования, приборов отопления вагонов, полов, крыш крытых и изотермических вагонов.

5.2. Обслуживание сложных универсальных установок и самоходных машин, предназначенных для ремонта грузовых вагонов всех типов.

5.3. Содержание в исправном состоянии и ремонт электродвигателей электрического, гидравлического, пневматического и подъемного оборудования универсальных установок и машин.

5.4. Технический осмотр контейнеров, проверка их герметичности.

5.5. Обеспечение сохранности грузовых вагонов, предупреждение повреждений их при маневровых работах и погрузочно-разгрузочных операциях.

5.6. Передача информации о технической готовности поезда и отдельных вагонов.

5.7. Оформление на контейнеры нарядов, форм, ведомостей.

5.8. Ведение учета неисправных вагонов и контейнеров.

5.9. Определение объема ремонтных работ вагонов и контейнеров.

5.10. Составление технических актов на поврежденные и исключаемые из инвентаря вагоны и контейнеры.

5.11. Ограждение поезда при ремонте.

3. ПРАВА

6. Осмотрщик-ремонтник вагонов имеет право:

6.1. Требовать прохождения периодических инструктажей по охране труда.

6.2. Иметь необходимые для работы инструкции, инструмент, индивидуальные средства защиты и требовать от администрации обеспечения ими.

6.3. Знакомиться с правилами внутреннего трудового распорядка и коллективным договором.

6.4. Вносить предложения по совершенствованию технологии работы.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

7. Осмотрщик-ремонтник вагонов несет ответственность:

7.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своей работы, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Республики Беларусь.

7.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.

7.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.

КОММЕНТАРИЙ

При техническом осмотре и безотцепочном ремонте вагонов на пунктах технического обслуживания, размещаемых на промежуточных станциях магистрального железнодорожного транспорта и подъездных путях промышленных организаций; при техническом осмотре и ремонте контейнеров на контейнерных площадках - 4-й разряд.

При техническом осмотре и безотцепочном ремонте вагонов на пунктах подготовки вагонов к перевозкам, пунктах технического обслуживания, размещаемых на станциях погрузки и разгрузки вагонов, сортировочных, участковых и промежуточных станциях - 5-й разряд.

При техническом осмотре и безотцепочном ремонте вагонов на пунктах подготовки вагонов к перевозкам, пунктах технического обслуживания, размещаемых на станциях массовой погрузки и разгрузки вагонов, сортировочных, участковых, внеклассных станциях, станциях 1 и 2 классов - 6-й разряд.

При техническом осмотре вагонов и устранении неисправностей перед погрузкой, при ревизии пневматической и механической систем разгрузки и крепления грузов вагонов типа хоппер (хоппер-дозаторов, вагонов-зерновозов, окатышевозов, минераловозов и др.), вагонов по перевозке автомобилей на пунктах технического обслуживания вагонов, размещаемых на станциях массовой погрузки и разгрузки вагонов, сортировочных и участковых станциях, пунктах формирования и оборота пассажирских поездов, на внеклассных пассажирских станциях и пунктах перестановки грузовых и пассажирских вагонов - 7-й разряд.

Примечание. К наименованию профессии рабочего "Осмотрщик-ремонтник вагонов" может применяться производное наименование "Старший" при выполнении им следующих работ:

организация и руководство работой коллектива смены (бригады) по проведению осмотра и технического обслуживания вагонов;

представление по установленной форме документов о выявленных неисправностях;

выдача заключения о готовности каждого поезда (состава) к отправлению.

Рабочая инструкция разработана в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (Выпуск 52), Раздел: Железнодорожный транспорт и метрополитен, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 25.11.2003 N 147.

Данная инструкция является примерной. Она может применяться как основа при разработке соответствующей инструкции работника с учетом специфики деятельности организации.

Приложения к документу: Какие документы есть еще: Что еще скачать по теме «Рабочая инструкция»:
  • Каким должен быть правильно составленный трудовой договор
    Трудовой договор определяет взаимоотношения работодателя и сотрудника. От того, насколько досконально будут учтены условия взаимоотношения сторон, его заключивших, зависит соблюдение сторонами прав и обязательств, им предусмотренных.
  • Как грамотно составить договор займа
    Взятие денег в заем – явление, достаточно, характерное и распространенное для современного общества. Юридически правильным будет оформить кредитный заем с последующим возвратом средств документально. Для этого стороны составляют и подписывают договор займа.
  • Правила составления и заключения договора аренды
    Ни для кого не секрет, что юридически грамотный подход к составлению договора или контракта является гарантией успешности сделки, ее прозрачности и безопасности для контрагентов. Правоотношения в сфере найма не исключение.
  • Гарантия успешного получения товаров – правильно составленный договор поставки
    В процессе хозяйственной деятельности многих фирм наиболее часто используется договор поставки. Казалось бы, этот простой, по своей сути, документ должен быть абсолютно понятным и однозначным.

Новое за 03 октября 2016

  • Внесены корректировки в
  • Для вагонников - ИНСТРУКЦИИ РЖД

    ИНСТРУКЦИИ РЖД

    Понедельник, 03.10.2016, 22:01
    Приветствую Вас Гость

    Инструкции РЖД

    (В этом каталоге вы можете скачать различную железнодорожную литературу:
    инструкции,приказы,распоряжения ржд и мпс,железнодорожные книги,
    электрические и пневматические схемы локомотивов,мультимедийные пособия)

    Все материалы присланы или взяты из открытых источников и не предназначены для коммерческого использования. Если Вы увидели нарушение авторских прав, сообщите пожалуйста об этом администрации сайта

    » Для вагонников

    В категории материалов. 105
    Показано материалов. 11-20

    Сортировать по. Загрузкам ↓

    Памятка осмотрщику грузовых вагонов.


    Памятка разработана на основе Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации ЦВ-ЦЛ-408 и указанных в ней документов, содержит требования, предъявляемые к осмотрщику вагонов, организации технического обслуживания грузовых вагонов, технические требования к основным узлам грузовых вагонов, обеспечивающие безопасность движения поездов, и предназначена для практической помощи в работе осмотрщиков и осмотрщиков — ремонтников (в дальнейшем - осмотрщиков), а также при разработке формуляров работников ПТО, выполняющих техническое обслуживание грузовых вагонов на ПТО железных дорог Российской Федерации.

    Осмотр вагонов. Иллюстрированное пособие


    Дуканич Г.И. Костенко Н.К. Скорина Н.И. Осмотр вагонов. Иллюстрированное пособие

    ТЕХНОЛОГИЯ РЕМОНТА ВАГОНОВ (Быков Б.В.)


    Быков Б.В. Пигарев В.Е. Технология ремонта вагонов. Учебник для средних специальных учебных заведений ж.д. трансп. — М. Желдориздат, 2001. — 559 с

    Вагоны. Общий курс.Лукин В.В.


    В учебнике дан краткий исторический обзор возникновения и развития железнодорожного транспорта, вагоностроения и вагонного хозяйства, создания и совершенствования науки о вагонах. Приведены общие сведения об устройстве российских железных дорог: о вагонном парке и конструктивных особенностях грузовых и пассажирских вагонов, электрооборудовании и кондиционировании воздуха в вагонах, технологии вагоностроения и ремонта вагонов, организации их технического обслуживании в эксплуатации; о взаимодействующих с вагонами технических средствах железнодорожного транспорта - железнодорожном пути и искусственных сооружениях, локомотивном парке, электроснабжении железных дорог, раздельных пунктах и организации движения поездов. Выделены вопросы безопасности движения, охраны труда, экологической и пожарной безопасности, обеспечения безотказной работы вагонов в эксплуатации. Изложены принципы устройства и эксплуатации вагонов нового поколения.

    Экономика и организация вагонного хозяйства.Стрекалина Р.П.


    Отражены общие вопросы развития отрасли в условиях рыночной экономики. Изложены основные сведения о вагонном хозяйстве, его структуре и основах проектирования вагонного депо; организации производственных процессов и технического обслуживания и ремонта вагонов. Приведены методы проектирования норм затрат труда, формы оплаты труда, бизнес-планирование производственно-хозяйственной и финансовой деятельности вагонного депо. Учебник предназначен для студентов техникумов и колледжей железнодорожного транспорта, обучающихся по специальности «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог», а также работников вагонного хозяйства.

    Вагоны. (Пастухов И.Ф.)


    Рассмотрено устройство грузовых и пассажирских вагонов магистральных железных дорог СССР, а также конструкции рефрижераторного подвижного состава, вагонов электро- и дизель-поездов. Даны общие понятия о надежности вагонов, сведения о габаритах подвижного состава, приведены основные требования норм расчета и проектирования вагонов. Книга предназначена для учащихся техникумов железнодорожного транспорта и может служить практическим пособием для работников вагонного хозяйства.

    Иллюстрированное пособие осмотрщику вагонов Тростин Е.А. Литонов В.Н. Криворотько В.М.


    В пособии освещены неисправности, с которыми запрещается включать вагоны в поезда и допускать следование с ними; указаны места появления таких неисправностей и способы их обнаружения; кратко описаны измерения, происшедшие конструкции частей и узлов вагонов; изложены способы сокращенного и полного опробования автотормозов и методы проверки состояния цепей электропневматического тормоза; приведены необходимые осмотрщику вагонов сведения по габариту подвижного состава и технической документации; дана система нумерации грузовых вагонов, раскрывающая элементы их характеристики. Кроме осмотрщиков вагонов, пособие может быть использовано широким кругом работников железнодорожного транспорта, связанных с эксплуатацией грузовых и пассажирских вагонов.

    Охорона праці та пожежна безпека


    Інструкція з електробезпеки під час експлуатації житлових вагонів та вагонів-майстерень
    Инструкция по электробезопасности при эксплуатации жилых вагонов и вагонов-мастерских
    Утверждена Министерством Транспортного Строительства СССР ГЛАВМОСТОСТРОЙ за № 47 от 01.12.87

    МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА СССР
    ГЛАВМОСТОСТРОЙ
    ИНСТРУКЦИЯ

    от 1 декабря 1987 года N 47

    Инструкция N 47
    по электробезопасности при эксплуатации жилых вагонов и вагонов-мастерских

    I. Общие требования

    1. К обслуживанию и ремонту электрических сетей и электроустановок жилых вагонов и вагонов-мастерских допускаются электромонтеры, сдавшие испытания в знании Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей в установленном для них объеме и имеющие квалификационную группу по технике безопасности не ниже III.

    2. Организация обслуживания электрохозяйства в жилых вагонах и вагонах-мастерских лежит на обязанности лица, ответственного за электрохозяйство строительной организации (предприятия).

    3. Подключение к электросети жилых вагонов и вагонов-мастерских выполняется бригадой электромонтеров по наряду, выданному ответственным за электрохозяйство. При этом вагоны, оборудование которых под мастерские или под жилье выполнено на заводах, должны подключаться к сети и эксплуатироваться с учетом указаний заводской инструкции.

    4. Ответственный за электрохозяйство в вагонах обязан согласовать с организацией, эксплуатирующей воздушные или кабельные электросети, технические условия на выполнение подключения.

    5. Вдоль фронта стоянки жилых вагонов или вагонов-мастерских с противоположной стороны от входов в вагоны должна быть построена воздушная линия электросети, питающая вагоны электроэнергией.

    6. Для воздушных линий могут применяться провода с сечениями не менее: алюминиевые - 16 мм кв.; сталеалюминиевые и биметаллические - 10 мм кв.; стальные однопроволочные диаметром 4 мм.

    7. Крепление проводов на опорах воздушной линии должно быть одинарным и выполняться проволочными вязками. Горизонтальное расстояние между проводами должно быть не менее 15 см. Нулевой провод должен быть расположен ниже фазных проводов.

    8. Ответвления от воздушной линии до вводов в жилые вагоны и вагоны-мастерские должны быть выполнены изолированными проводами или кабелями.

    9. Вводы воздушных линий в жилые вагоны и вагоны-мастерские должны быть защищены от перенапряжений. Защита осуществляется путем соединения крюков и штырей фазных проводив с нулевым проводом и с заземляющим устройством (глухозаземленная нейтраль).

    10. Расположение вводов в жилые вагоны и вагоны-мастерские со стороны входа в вагон запрещается, за исключением вагонов заводского оборудования, имеющих закрытый штепсельный разъем; эти вагоны должны подсоединяться шланговым проводом.

    11. Прохождение проводов воздушной линии над крышами жилых вагонов и вагонов-мастерских запрещается.

    12. Заземление жилых вагонов и вагонов-мастерских как железнодорожных, так и на пневмоходу должно осуществляться путем соединения корпуса вагона (металлической обшивки, металлического каркаса при деревянной обшивке) с землей и нулевым проводом питающей сети. При этом металлические части вагона должны быть соединены между собой путем сварки или болтовым соединением. Участок железнодорожного пути, занятый жилыми вагонами и вагонами-мастерскими, также должен быть заземлен, причем стыки на нем должны быть снабжены стыковыми соединителями (перемычками), а стык на примыкании к действующему пути должен быть изолированным. Сопротивление заземления должно превышать 8 ом.

    13. Расположение заземляющих устройств, предназначенных для защиты от перенапряжений, со стороны входов в вагоны запрещается.

    14. В качестве заземлителей следует применять:

    а) вертикально погруженные стальные трубы диаметром не менее 63 мм, уголковую сталь шириной полки 50 мм и более, металлические стержни диаметром не менее 20 мм. Длина отрезка металла (заземлителя) должна быть 2 - 2,5 м;

    б) горизонтально проложенные стальные полосы сечением 40 х 4 мм.

    Число заземлителей должно определяться расчетом. Расположенные в земле части заземляющего устройства не должны окрашиваться.

    15. Измерение мегомметром сопротивления изоляции проводов осветительных и силовых электросетей с целью проверки пригодности сети к эксплуатации должно производиться перед каждым подключением вагона к сети и в дальнейшем ежегодно. Эту работу разрешается проводить электромонтеру, имеющему квалификационную группу не ниже IV при участии второго электромонтера, имеющего группу не ниже III.

    16. В каждом жилом вагоне и вагоне-мастерской должна быть вывешена выписка из настоящей инструкции для проживающих и работающих в вагонах в объеме соответственно их обязанностям по электробезопасности.
    II. Требования электробезопасности при оборудовании и эксплуатации электроосветительной сети в жилых вагонах и вагонах-мастерских

    17. Вводы в жилые вагоны и вагоны-мастерские должны быть оборудованы вводным устройством (специальный штепсельный разъем, распределительный щиток с предохранителями или автоматами, выключатель сети, электросчетчик). Нулевая клемма на вводном щитке должна иметь специальное обозначение.

    18. Распределительный щиток внутри вагона должен быть расположен в удобном и всегда доступном для обслуживания месте, на расстоянии не менее 0,5 м от водопроводных, отопительных и других трубопроводов.

    19. Осветительная электропроводка в оборудуемых на месте вагонах-мастерских должна заключаться в металлические, а в жилых вагонах - в металлические или полихлорвиниловые трубы.

    При использовании специального провода с защитной оболочкой заключать его в трубы не требуется.

    20. Осветительная сеть в жилых вагонах и вагонах-мастерских должна быть защищена автоматами или плавкими вставками на ток не более 10 А. Применение некалиброванных предохранителей ("жучков") запрещается.

    21. Винтовые гильзы патронов для ламп должны быть присоединены к нулевому проводу, присоединенному к нулевой клемме вводного щитка.

    22. Общее освещение в жилых вагонах и вагонах-мастерских должно осуществляться светильниками в закрытом исполнении. При этом мощность электролампы не должна превышать установленного для данного типа арматуры.

    23. При чистке светильников должна одновременно проверяться исправность их крепежных деталей. Чистка светильников и замена ламп должны выполняться только электромонтером при снятом напряжении.

    24. Проверка состояния электрооборудования и осветительных сетей в жилых вагонах должна производиться не реже одного раза в месяц.

    25. Проживающим в вагонах запрещается:

    а) применять электронагревательные приборы с открытой спиралью;

    б) пользоваться бытовыми приборами с неисправными соединительными шнурами, штепсельными вилками и другими частями;

    в) производить самим ремонт и замену электропроводки, установку дополнительных розеток;

    г) оставлять без надзора включенные бытовые приборы.
    III. Требования электробезопасности к монтажу и эксплуатации электрооборудования в вагонах-мастерских

    26. В вагонах-мастерских распределительный вводный щит должен устанавливаться в местах, доступных для быстрого отключения оборудования от электросети и запираться. Силовая электрическая сеть вагона должна быть заключена в металлические трубы.

    27. Все электродвигатели и электронагреватели должны быть защищены автоматическими выключателями или предохранителями.

    28. В вагонах-мастерских не допускается применение открытых рубильников, рубильников с кожухами, имеющими прорези для рукоятки, открытых плавких вставок и другого оборудования с открытыми токоведущими частями.

    29. Соединение алюминиевых жил должно быть выполнено опрессовкой или сваркой. Места соединения проводов необходимо изолировать двойным слоем изоляционной ленты, чтобы начало и конец ленты перекрывали изоляцию провода не менее чем на 10 мм в каждую сторону.

    30. Все металлические части установленного в вагонах-мастерских электрооборудования с напряжением свыше 36 В должны быть заземлены. В сетях с глухозаземленной нейтралью заземление выполняется путем соединения металлических частей электрооборудования с нулевым проводом сети и с заземляющим устройством. В этом случае заземление корпусов электродвигателей без соединения с нулевым проводом запрещается.

    31. Присоединение заземляющей шипы к машинам и аппаратам в вагонах-мастерских выполняется болтовыми соединениями с контргайкой или путем сварки.

    32. Гибкие провода для присоединения переносных токоприемников, подлежащих заземлению, должны быть снабжены добавочной жилой для заземления, заключенной в общую наружную оболочку.

    33. Трансформаторы, питающие светильники напряжением 36 В и ниже, должны быть защищены со стороны высокого напряжения защитными устройствами на номинальный ток трансформатора. Вторичная обмотка трансформатора должна быть заземлена путем соединения одного из выводов с заземляющим устройством.

    34. Питание от автотрансформаторов светильников и переносных токоприемников, требующих напряжения выше 36 В, запрещается.

    35. Штепсельные соединения для сети напряжением 12 - 36 В должны иметь окраску, резко отличную от окраски штепсельных соединений для сети напряжением 127 - 220 В. Вилки, присоединяющие токоприемники 12 - 36 В, не должны подходить к розеткам сети напряжением 127 - 220 В. Штепсельные соединения, предназначенные для подключения электроинструмента и переносных электрических светильников, должны иметь недоступные для прикосновения токоведущие части.

    36. Оболочки кабелей и проводов должны заводиться в электроинструмент и прочно закрепляться во избежание их излома и истирания.

    37. Электроинструмент в вагонах-мастерских должен быстро включаться в электросеть и отключаться от нее, быть безопасным в работе и иметь недоступные для случайного прикосновения токоведущие части.

    38. В вагонах-мастерских должен применяться электроинструмент, работающий от сети напряжением не выше 36 В. При невозможности использования электроинструмента такого напряжения допускается применение инструмента напряжением 220 В при условии устройства защитного отключения или надежного заземления корпуса электроинструмента с обязательным использованием защитных средств (диэлектрических перчаток, галош и ковриков).

    39. Корпус электроинструмента напряжением выше 36 В должен иметь специальный зажим для присоединения заземляющего провода с отличительным знаком "З" или "Земля".

    40. Перед выполнением ремонтных работ в электросетях вагонов-мастерских должно быть снято напряжение и на вводе линии в вагон наложено заземление. Работа производится по наряду.

    41. Наложение заземления не требуется при работе на оборудовании, если от него со всех сторон отсоединены провода, кабели; при этом отсоединенные концы питающих проводов должны быть замкнуты накоротко и заземлены.

    42. Наложение заземления следует производить непосредственно после проверки отсутствия напряжения.

    43. Запрещается пользоваться для заземления при производстве работ каким-либо проводником, не предназначенным для этой цели, а также производить присоединение заземлений путем скрутки проводов.

    44. Выводы обмоток у электродвигателей должны быть закрыты ограждениями; снимать эти ограждения во время работы двигателя запрещается. Вращающиеся части электродвигателей - шкивы, муфты, вентиляторы - должны быть ограждены.

    45. Смену предохранителей при снятом напряжении в вагоне может производить один электромонтер с квалификационной группой по технике безопасности не ниже III.

    Смену предохранителей на высоте с приставных лестниц может производить тот же электромонтер, но при участии второго, имеющего квалификационную группу II.