Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция о порядке применения единой тарифной сетки работников рб img-1

инструкция о порядке применения единой тарифной сетки работников рб

Рейтинг: 4.5/5.0 (1918 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Инструкция о порядке применения Единой тарифной сетки работников

Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20.09.2002 N 123 "Об утверждении Инструкции о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь"

(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление

Зарегистрировано в НРПА РБ 6 декабря 2002 г. N 8/8828

Во исполнение Декрета Президента Республики Беларусь от 18 июля 2002 г. N 17 "О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г. N 83, 1/3879) Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь.

2. Признать утратившими силу:

постановление Министерства труда Республики Беларусь от 21 января 2000 г. N 7 "Об утверждении Рекомендаций по применению Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г. N 28, 8/2773);

постановление Министерства труда Республики Беларусь от 23 марта 2001 г. N 29 "О внесении изменений в Рекомендации по применению Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь".

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2003 г.

О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЕДИНОЙ ТАРИФНОЙ СЕТКИ РАБОТНИКОВ

1. Настоящая Инструкция о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (далее - Инструкция) определяет механизм дифференциации и регулирования тарифной части заработной платы работников, нанимателями которых являются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели (далее - наниматель).

Тарифная часть заработной платы работников состоит из тарифных ставок рабочих, должностных окладов руководителей, специалистов и других служащих (далее - служащие), фиксированных должностных окладов служащих.

2. Единая тарифная сетка работников Республики Беларусь (далее - ЕТС) является инструментом тарифного нормирования оплаты труда работников и представляет собой систему тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов.

На ее основе с использованием других элементов тарифной системы: тарифной ставки первого разряда, Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (далее - ЕТКС), Единого квалификационного справочника должностей служащих (далее - ЕКСД), иных квалификационных справочников, утверждаемых в установленном порядке, устанавливается тарификация выполняемых работ, профессий (должностей).

3. Дифференциация и регулирование тарифной части заработной платы различных профессионально-квалификационных групп работников производятся в зависимости от следующих факторов:

сложности труда (квалификации) в пределах одной профессии, должности - внутрипрофессиональная, внутридолжностная дифференциация;

содержания и специфики труда рабочих, руководителей, специалистов и других служащих - межпрофессиональная, междолжностная дифференциация;

общих условий труда, сложности выпускаемой продукции, товаров (работ, услуг), видов деятельности и других специфических факторов, характерных для определенной отрасли (подотрасли), - межотраслевая дифференциация.

4. Тарифные коэффициенты ЕТС показывают, во сколько раз тарифные ставки (тарифные оклады) работников второго и последующих разрядов выше тарифной ставки первого разряда.

Кратные размеры тарифной ставки первого разряда показывают, во сколько раз тарифная ставка (тарифный оклад) работника определенной профессии (должности) выше тарифной ставки первого разряда.

Тарифный разряд зависит от уровня квалификации, теоретических и практических знаний, степени сложности выполняемых работ (обязанностей) и ответственности. Эти требования заложены в тарифно-квалификационных (квалификационных) характеристиках, предусмотренных соответствующими квалификационными справочниками.

5. Тарификация - отнесение выполняемых работ к конкретным тарифным разрядам (профессиям, должностям) и присвоение работникам соответствующей квалификации, которая осуществляется в соответствии с ЕТКС, ЕКСД и иными квалификационными справочниками, утверждаемыми в установленном порядке.

Порядок тарификации определяется коллективным договором, соглашением или нанимателем.

6. Тарифная ставка (тарифный оклад) работника, рассчитанная по ЕТС (далее - тарифная ставка (оклад)), определяется путем последовательного умножения тарифной ставки первого разряда, действующей у нанимателя, на тарифный коэффициент соответствующего тарифного разряда или кратный размер тарифной ставки первого разряда, установленный работнику по его профессии (должности), и на коэффициент повышения по технологическим видам работ, производствам, видам экономической деятельности и отраслям (далее - коэффициент повышения) согласно приложению 2 к настоящей Инструкции.

Решение о применении коэффициента повышения нанимателем принимается самостоятельно с учетом норм пункта 12 настоящей Инструкции.

Сдельные расценки определяются исходя из тарифных ставок (окладов) выполняемых работ с учетом коэффициентов их повышения согласно приложению 2 к настоящей Инструкции.

7. Наниматель с учетом финансового состояния организации может устанавливать работникам повышения их тарифных ставок (окладов), а также сдельных расценок до 300 процентов включительно, если больший размер не установлен законодательством.

При этом порядок и условия установления повышения предусматриваются в локальном нормативном правовом акте:

тарифных ставок (окладов) - в зависимости от наличия присвоенной в установленном порядке квалификационной категории, применения производной профессии (должности) "старший", сложности, характера и ответственности выполняемых работ и трудовых функций, участия в разработке и реализации инвестиционных и инновационных проектов, способствующих модернизации производства, внедрению новейших технологий, внесенного вклада в эффективность работы организации и по другим основаниям;

сдельных расценок - в зависимости от сложности и характера выполняемых работ, отсутствия брака и других факторов.

Конкретный процент повышения устанавливается работнику по совокупности оснований и предусматривается в трудовом договоре (контракте).

8. Повышения, предусмотренные пунктом 7 настоящей Инструкции, иными нормативными правовыми актами, исчисляются от тарифной ставки (оклада), рассчитанной в порядке, определенном частью первой пункта 6 настоящей Инструкции, по каждому основанию отдельно и суммируются с ней (ним), образуя тарифную ставку рабочего, должностной оклад служащего.

Надбавки, доплаты, премии и иные выплаты, предусмотренные законодательством, исчисляются исходя из тарифных ставок рабочих и должностных окладов служащих, рассчитанных в порядке, предусмотренном настоящим пунктом.

9. Применение ЕТС не ограничивает прав нанимателей в выборе форм, систем и размеров оплаты труда, с помощью которых заработная плата работников увязывается с конечными результатами труда, эффективностью работы организации и не устанавливает максимальные размеры их заработной платы.

ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ ЕТС

10. Тарифные разряды или кратные размеры тарифной ставки первого разряда работников различных профессионально-квалификационных групп устанавливаются согласно приложениям 1, 3, 4 и 5 к настоящей Инструкции.

11. Тарификация рабочих и должностей служащих по разрядам ЕТС определяется согласно приложению 1 к настоящей Инструкции.

При этом установление конкретных тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов по профессиям (должностям) производится нанимателем самостоятельно в пределах диапазонов по строкам или уровням управления, указанным в данном приложении, с учетом квалификационных требований к уровню образования и стажу работы, изложенных в ЕКСД и ЕТКС.

По решению нанимателя тарифный разряд руководителей подразделений административно-хозяйственного обслуживания может быть установлен по уровням управления 1.10, 2.11, 3.12 согласно приложению 1 к настоящей Инструкции в зависимости от численности подчиненных работников.

12. Коэффициенты повышения к тарифным ставкам рабочих, рассчитанным по ЕТС, установлены согласно приложению 2 к настоящей Инструкции.

Коэффициенты повышения могут применяться для расчета тарифных окладов, рассчитанных по ЕТС, руководителей и специалистов соответствующих производственных структурных подразделений при условии, что они установлены не менее 50 процентам рабочих, непосредственно занятых в этих подразделениях.

В многопрофильных организациях к тарифным ставкам (окладам) работников производственных структурных подразделений коэффициенты повышения могут применяться в размерах, предусмотренных согласно приложению 2 к настоящей Инструкции, как и для соответствующих видов работ, производств, видов экономической деятельности и отраслей.

Применение коэффициентов повышения не исключает установление нанимателем доплат работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, по результатам аттестации конкретных рабочих мест.

Конкретный перечень профессий (должностей) работников, работ, по которым может предусматриваться применение коэффициентов повышения, а также порядок и условия их применения устанавливаются нанимателем в локальном нормативном правовом акте.

13. По профессиям рабочих, для которых не установлены квалификационные разряды, расчет тарифных ставок производится исходя из кратных размеров тарифной ставки первого разряда, предусмотренных согласно приложению 3 к настоящей Инструкции.

14. Тарификация отдельных должностей руководителей структурных подразделений и специалистов, которая не определяется согласно приложению 1 к настоящей Инструкции, устанавливается согласно приложению 4 к настоящей Инструкции.

15. Под структурным подразделением понимается официально выделенная ее часть, возглавляемая руководителем, подчиненным непосредственно руководителю организации, его заместителю либо руководителю более высокого уровня управления, созданная для управления определенным направлением (видом) деятельности организации, с самостоятельными задачами, функциями и ответственностью.

Структурные подразделения могут создаваться с учетом следующих норм управляемости:

управление - при наличии в его штате не менее семи штатных единиц, включая должность руководителя;

отдел - при наличии в его штате не менее четырех штатных единиц, включая должность руководителя;

сектор (бюро, группа) - при наличии в его штате не менее трех штатных единиц, включая должность руководителя.

Должность начальника производства может вводиться при наличии в структуре соответствующего производства двух и более производственных подразделений (цехов, участков), объединенных законченным циклом выпуска продукции.

Решение о целесообразности введения должностей руководителей производственных структурных подразделений (мастер, начальник участка, цеха и др.) принимается нанимателем самостоятельно исходя из специфики производства.

16. Тарификация должности менеджера производится по уровням управления в зависимости от численности работников, руководимых им по соответствующему направлению деятельности, а также специфики деятельности организации.

17. В случаях, предусмотренных законодательством, в том числе локальными нормативными правовыми актами, в организации может создаваться служба как структурное подразделение вне зависимости от численности работников.

При этом нанимателем самостоятельно определяется целесообразность введения должности руководителя службы, а также ее тарификация по одному из уровней управления согласно приложению 1 к настоящей Инструкции исходя из численности подчиненных работников.

18. Тарифные разряды и соответствующие им тарифные коэффициенты руководителей организаций устанавливаются по решению собственника имущества (органа, уполномоченного заключать контракт) в зависимости от списочной численности работающих по организации в целом, включая обособленные подразделения, а также подчиненные организации и дочерние предприятия, в диапазоне тарифных разрядов согласно приложению 5 к настоящей Инструкции.

Списочная численность работников организации определяется по данным государственной статистической отчетности в среднем за период с начала года по состоянию на 1-е число месяца, в котором заключается, изменяется либо заключается новый контракт по истечении максимального срока действия ранее заключенного контракта.

Во вновь созданной организации в течение первого года деятельности при увеличении фактической списочной численности работников тарифный разряд руководителя изменяется по шкале согласно приложению 5 к настоящей Инструкции. По истечении первого года деятельности тарифный разряд руководителя устанавливается на основании данных государственной статистической отчетности о списочной численности работников по состоянию на конец года.

При изменении в течение срока действия контракта списочной численности работников организации в сторону уменьшения за счет проведения организационно-технических мероприятий, способствующих повышению эффективности производства и труда, тарифный разряд руководителя организации по решению собственника имущества (органа, уполномоченного заключать контракт) может не пересматриваться в сторону его понижения.

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЕТС

19. Тарификация должностей отдельных руководителей и специалистов коммерческих организаций здравоохранения, образования, науки и научного обслуживания, культуры, физкультуры и спорта, телевидения и радиовещания, редакций газет и журналов либо обособленных подразделений коммерческих организаций по аналогичным видам (направлениям) деятельности может быть установлена на уровне, предусмотренном для соответствующих категорий работников аналогичных организаций, финансируемых из бюджета, с учетом показателей по отнесению их к группам и категориям по оплате труда.

20. В случае, когда тарифный разряд руководителя организации окажется равным или ниже тарифных разрядов руководителей структурных подразделений, структура управления и штаты по решению нанимателя могут быть пересмотрены и излишние звенья управления упразднены.

При необходимости сохранения структуры управления тарификация руководителей структурных подразделений устанавливается не выше тарифного разряда руководителя организации.

21. Тарифный разряд первого заместителя руководителя организации (или главного инженера в качестве первого заместителя руководителя организации) устанавливается на один разряд ниже тарифного разряда руководителя организации.

Тарифные разряды заместителей руководителя организации, главного инженера в качестве заместителя руководителя организации, главного бухгалтера устанавливаются на 1 - 2 разряда ниже тарифного разряда первого заместителя руководителя организации (или главного инженера в качестве первого заместителя руководителя организации).

При отсутствии в штатном расписании должности первого заместителя руководителя организации (или главного инженера в качестве первого заместителя руководителя организации) тарифные разряды заместителей руководителя организации, главного инженера в качестве заместителя руководителя организации и главного бухгалтера могут устанавливаться на 1 - 2 разряда ниже тарифного разряда руководителя организации.

При необходимости тарификация должностей начальников производства, цеха, управления может устанавливаться на 1 - 2 разряда выше тарификации, предусмотренной соответствующим уровнем управления, но не выше тарифного разряда заместителя руководителя организации.

22. Тарифный разряд помощника руководителя организации устанавливается на 1 - 2 разряда ниже тарифного разряда заместителя руководителя организации.

23. Тарифные разряды заместителей главного инженера, главного бухгалтера, заместителей руководителей структурных подразделений устанавливаются на 1 - 2 разряда ниже разрядов главного инженера, главного бухгалтера, руководителей структурных подразделений соответственно.

24. Тарифный разряд руководителя обособленного подразделения может быть установлен коллективным договором, соглашением или нанимателем в зависимости от списочной численности работников подразделения согласно приложению 5 либо по одному из уровней управления согласно приложению 1 к настоящей Инструкции.

Порядок тарификации заместителей руководителя, главного инженера, главного бухгалтера обособленного подразделения аналогичен порядку, установленному пунктом 21 настоящей Инструкции.

25. При установлении в соответствии с законодательством руководителю организации должностного оклада в кратном размере от уровня среднемесячной заработной платы работников по соответствующей отрасли (подотрасли, виду экономической деятельности) экономики республики (временному (антикризисному) управляющему средней заработной платы, рассчитанной в соответствии с законодательством) он по согласованию с собственником имущества (органом, уполномоченным заключать контракт) может определять перечень руководителей и специалистов организации (обособленного подразделения) (далее - должностные лица), а также фонд заработной платы, в пределах которого могут устанавливаться в трудовых договорах (контрактах), заключаемых с указанными должностными лицами, фиксированные должностные оклады без начисления на них премий, надбавок и других выплат стимулирующего характера.

Фиксированные должностные оклады без начисления на них премий, надбавок и других выплат стимулирующего характера устанавливаются должностным лицам на период:

действия установленного руководителю организации должностного оклада в кратном размере от уровня среднемесячной заработной платы работников по соответствующей отрасли (подотрасли, вида экономической деятельности) экономики республики;

осуществления временным (антикризисным) управляющим процедуры санации.

Фиксированные должностные оклады определяются путем умножения условной тарифной ставки первого разряда на тарифные коэффициенты соответствующих тарифных разрядов ЕТС, определенных по тарификации должностных лиц, и пересматриваются по мере изменения размера условной тарифной ставки первого разряда.

Условная тарифная ставка первого разряда исчисляется путем деления установленного руководителю организации должностного оклада (временному (антикризисному) управляющему средней заработной платы, рассчитанной в соответствии с законодательством) на тарифный коэффициент, соответствующий его тарифному разряду по ЕТС.

При отсутствии улучшения финансово-хозяйственной деятельности организации (положительных результатов санации) нанимателем по согласованию с собственником имущества (органом, уполномоченным заключать контракт) может быть принято решение об отмене фиксированных должностных окладов всем либо отдельным должностным лицам.

26. Отдельным высококвалифицированным рабочим, тарифицируемым по разрядам (начиная с пятого разряда), наниматель имеет право устанавливать тарифные ставки исходя из тарифных коэффициентов соответствующих тарифных разрядов ЕТС в диапазоне 2,03 - 2,48 включительно.

Порядок и условия установления указанных тарифных ставок определяются коллективным договором, соглашением или нанимателем.

о порядке применения

Другие статьи

Полезная информация для бухгалтеров

Порядок применения Единой тарифной сетки

Наконец-то свершилось. Тот шум, который поднялся после принятия <<<Декрета Президента Республики Беларусь от 18.07.2002 № 17 «О некоторыхвопросах регулирования оплаты труда работников» (НРПА РБ от 19.07.2002, №1/3879) >>> . получил свое логическое завершение. <<< Инструкция о порядкеприменения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (далее –Инструкция) утверждена постановлением Министерства труда и социальнойзащиты Республики Беларусь от 20.09.2002 № 123 (НРПА РБ от 06.12.2002, №8/8828) >>> и вступает в силу с 1 января 2003 года. Подробный анализ изменений, внесенных в вопросы регулирования заработной платы, мы дадим в следующем году, а сейчас остановимся на основных моментах данного документа.

Инструкция определяет механизм дифференциации и регулирования основной (тарифной) части заработной платы работников, нанимателями которых являютсякоммерческие организации всех организационно-правовых форм ииндивидуальные предприниматели (далее – организации).

Как и раньше, ЕТС представляет собой систему тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов. На ее основе с использованием других элементов тарифной системы (тарифной ставки 1-го разряда, Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), квалификационных справочников должностей служащих (КСД), иных квалификационных справочников, утверждаемых в установленном порядке) должны устанавливаться тарифные ставки (оклады) всех работников. Исключение составляют организации, имеющие долю иностранного капитала в своем уставном фонде.

Работники коммерческих организаций в соответствии с ЕТС распределяются по 23-м разрядам (приложение 1 к Инструкции). Дифференциация основной (тарифной) части заработной платы различных групп работников производится в зависимости от следующих факторов:

– сложности труда (квалификации) – в пределах одной профессии или должности;

– содержания и специфики труда работников;

– общих условий труда, сложности выпускаемой продукции (работ, услуг), видов деятельности и других специфических факторов, характерных для конкретной отрасли (подотрасли).

Тарифный (квалификационный) разряд. характеризующий уровень квалификации работника, зависит от сложности выполняемых работ (обязанностей), уровня знаний работника, а также возлагаемой на него ответственности. Требования, выдвигаемые к работникам, заложены в квалификационных характеристиках, предусмотренных вышеуказанными справочниками. Тарифные коэффициенты показывают, во сколько раз тарифные ставки 2-го и последующих разрядов выше тарифной ставки 1-го разряда. Эти коэффициенты по диапазонам разрядов изменяются неравномерно: с 1-го по 4-й разряд изменение составляет 16%, с 4-го по 6-й разряд – 10%, начиная с 6–го и выше – 7%.

Порядок отнесения выполняемых работ к конкретным тарифным разрядам (должностям) и присвоение работникам соответствующей квалификации определяются коллективным договором, соглашением или нанимателем в соответствии с вышеуказанными квалификационными справочниками. Тарифные ставки и должностные оклады работников определяются исходя из тарифной ставки 1-го разряда, установленной в организации, и соответствующего тарифного коэффициента ЕТС.

В п. 8 Инструкции утверждается, что применение ЕТС не ограничивает прав нанимателей в выборе форм, систем и размеров оплаты труда, с помощью которых производится увязка заработной платы работников с результатами их труда. По мнению редакции, данное заявление (назвать его правовой нормой «не поднимается рука») не имеет ничего общего с реальностью. В частности, все попытки нашей бухгалтерии «выйти» на те цифры должностных окладов, которые «исторически» сложились в нашей организации, привели к плачевным результатам: части сотрудников недостающие деньги пришлось выплачивать «через премии», что, согласитесь, совсем не одно и то же, особенно если учесть имеющееся ограничение на размер премий, относимых на себестоимость. Другая, более низкооплачиваемая часть неожиданно перешла в «повышенную весовую категорию», и чтобы привести их заработную плату к требуемым руководством результатам пришлось устанавливать им фиктивный неполный рабочий день.

Однако правила игры устанавливаем не мы, нам остается только учиться по ним играть. Что ж, вся наша жизнь – это сплошная принудительная «учеба», и вы об этом знаете.

Рабочие всех отраслей экономики в ЕТС распределены на 8 разрядов (с 1-го по 8-й включительно). Отдельные профессии рабочих (уборщики, гардеробщики, дворники, кладовщики, грузчики, водители, лифтеры и др.) по разрядам ЕТС не тарифицируются. Для расчета их тарифных ставок (окладов) используются кратные размеры тарифной ставки 1-го разряда (приложение 3 к Инструкции).

Служащие распределены с 5-го по 23-й разряд (включительно) с выделением следующих групп:

– руководители организаций и их структурных подразделений (с 11-го по 23-й разряд);

– руководители подразделений административно-хозяйственного обслуживания (с 5-го по 8-й разряд);

– специалисты (с 6-го по 15-й разряд);

– другие служащие (технические исполнители), занятые подготовкой и оформлением документов, учетом и контролем (с 5-го по 7-й разряд).

Разобраться, к какой категории рабочих, руководителей, специалистов и других служащих относятся ваши работники, вы должны с помощью Общегосударственного классификатора Республики Беларусь «Профессии рабочих и должности служащих».

Для проведения дифференциации и определения основной (тарифной) части заработной платы различных профессионально-квалификационных групп работников нужно использовать приложения к Инструкции.

Например, коэффициенты повышения тарифных ставок (окладов) рабочих по технологическим видам работ, производствам и отраслям экономики перечислены в приложении 2 к Инструкции. Причем следует учитывать, что их применение не исключает то, что организация устанавливает доплаты за работу в особых условиях по результатам аттестации конкретных рабочих мест. Кроме того, на основании отраслевых соглашений и коллективных договоров наниматели могут предусматривать применение данных повышающих коэффициентов к должностным окладам руководителей и специалистов соответствующих подразделений при условии, что не менее 50% рабочих, непосредственно занятых в указанных подразделениях, установлены такие коэффициенты. Другие размеры и виды коэффициентов повышения тарифныхставок (окладов) рабочих для дифференциации оплаты труда не применяются.

Группировка должностей руководителей структурных подразделений и отдельных специалистов по уровням управления производится согласно приложению 7 к Инструкции.

Должность начальника отдела вводится при наличии в штате отдела не менее 4 работников (включая самого начальника), начальника бюро (сектора) – при наличии не менее 3 работников (включая начальника). Должность менеджера согласноИнструкции может вводиться только при осуществлении работникомуправленческих функций по одному из видов деятельности и руководствуподчиненными работниками (не менее 2 человек). Что теперь будут делать многочисленные негосударственные организации, в которых менеджеров развелось хоть пруд пруди… Там все рекламные агенты гордо носят звание «менеджер по рекламе», продавцы – «менеджер по продажам» и т.п. А кто, как вы думаете, скрывается под таинственным термином «менеджер по дезинфекции», который однажды удалось прочитать в штатном расписании одной совершенно нешуточной фирмы? Правильно, уборщица.

Тарифные разряды и соответствующие им тарифные коэффициенты руководителей организаций устанавливаются в зависимости от списочной численности работников согласно приложению 9 к Инструкции. Если тарифный разряд «главного начальника», определенный этим способом, окажется равным (или даже ниже) разряда руководителей структурных подразделений, Инструкция рекомендует пересмотреть действующую структуру управления и штатное расписание, устранив из них лишние звенья.

Тарифный разряд первого заместителя (главного инженера) устанавливается на один разряд ниже разряда руководителя организации, установленного согласно приложению 9, а для организаций численностью свыше 5 000 человек – с учетом примечания к данному приложению. Тарифные разряды заместителей руководителя и главного бухгалтера устанавливаются на 1-2 разряда ниже тарифного разряда первого заместителя (главного инженера), помощника руководителя – на 1-2 разряда ниже тарифного разряда заместителя руководителя.

Тарифные разряды руководителей и специалистов структурных подразделений неосновного производства по отношению к основному устанавливаются на 1 разряд ниже. К какому производству следует отнести структурное подразделение (к основному или неосновному), должен определить наниматель на основании коллективного договора. Тарифные разряды заместителей руководителей структурных подразделений организации устанавливаются на 1-2 разряда ниже разрядов руководителей соответствующих подразделений.

Наниматель на основании коллективного договора в пределах средств на заработную плату имеет право увеличивать (уменьшать) до 7% должностные оклады руководителей и специалистов, других служащих. Кроме того, он может повысить должностные оклады (но не больше чем на 10%) руководителям, специалистам и другим служащим организаций, имеющим в своем подчинении другие самостоятельные организации, дочерние предприятия и филиалы.

Что касается рабочих, то отдельным высококвалифицированным представителям этой категории работников (начиная с 5-го разряда), постоянно занятым выполнением особо важных и ответственных работ, перечень которых определяется коллективным договором, соглашением, наниматель в пределах средств на заработную плату имеет право устанавливать месячные оклады взамен тарифных ставок (окладов) исходя из тарифного коэффициента 2,48.

Инструкция о порядке применения единой тарифной сетки работников рб - есть решение

Об утверждении инструкции о порядке применения единой тарифной

Руководители производственных структурных подразделений 1. Группа ставок устанавливается в целом по организации и у ип в зависимости от основного вида деятельности. Тарифный разряд зависит от уровня квалификации, теоретических и практических знаний, степени сложности выполняемых работ (обязанностей) и ответственности. Приложение 9 к инструкции о порядке применения единой тарифной сетки работников республики беларусь тарифные разряды и коэффициенты.

I категории --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 5. N 113) конкретные нормы управляемости при создании производственных структурных подразделений (цех, участок и др. Исключены примечания, предусматривавшие различного рода основания для повышений тарифных ставок рабочих (например, для водителей автомобиля при работе с прицепами), а также отдельные определения.

  • Коэффициент повышения тарифной ставки по технологическим видам работ, производствам, видам экономической деятельности и отраслям установлен в размере 1,2.
  • За работу по контракту наниматель самостоятельно в соответствии с действующим законодательством и по собственному усмотрению устанавливает повышение к тарифной ставке в размере до 50 (включительно).
  • Тк является изменением существенных условий труда, то в связи с этим наниматель обязан предупредить работников письменно не позднее чем за месяц (не позднее г.
  • N 28, 82773) постановление министерства труда республики беларусь от г.
Об утверждении инструкции о порядке применения единой тарифной

N 41) должность мастера может вводиться при наличии в непосредственном подчинении не менее пяти работников.

В случае принятия решения об отмене (снижении) повышения за специфику и характер труда работник должен быть ознакомлен с соответствующим приказом (распоряжением) под роспись. Текст правового акта с изменениями и дополнениями по состоянию на года (зарегистрировано в национальном реестре - 812502 от 29. Порядок и условия установления указанных тарифных ставок определяются коллективным договором, соглашением или нанимателем.

О внесении изменений и дополнений в инструкцию о порядке применения

Тарифные разряды отдельных служащих, тарификация которых не определяется по приложению 1, приведены в приложении 6. Дифференциация и регулирование тарифной части заработной платы различных профессионально-квалификационных групп работников осуществляются согласно приложениям 1-10 к настоящей инструкции. Настоящая инструкция о порядке применения единой тарифной сетки работников республики беларусь (далее - инструкция) определяет механизм дифференциации.

  1. Распределение работников коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей по тарифным разрядам единой тарифной сетки.
  2. Отдельные служащие, должности которых не категорируются, распределяются по разрядам согласно приложению 6.
  3. О порядке применения единой тарифной сетки работников.порядок применения етс.
  4. По профессиям рабочих, для которых не установлены квалификационные разряды, расчет тарифных ставок производится исходя из кратных размеров тарифной ставки первого разряда согласно приложению 3.
Тарифные разряды руководителей подразделений, создаваемых для осуществления производственного процесса, тарификация которых не определяется в соответствии с приложением 1, приведены в приложении 8.

Инструкция о порядке применения етс работников рб - только свежие новости

Инструкция о порядке применения етс работников рб

Другие размеры и виды коэффициентов повышения тарифных ставок окладов рабочих для дифференциации оплаты труда не применяются. Кратные размеры тарифной ставки первого разряда для расчета тарифных ставок окладов рабочих, не тарифицируемых по разрядам. В частности, отмечено, что: ·тарифные ставки водителей грузовых автомобилей при работе в карьерах за дни их фактической работы в карьерах повышаются до 20 %; ·нанимателем на основании коллективного договора, соглашения могут устанавливаться кратные размеры тарифной ставки первого разряда для водителей автомобиля с уменьшением их до 20 % по организациям, для которых автомобильные перевозки не являются основным видом деятельности; ·для рабочих других профессий, занятых в отраслях экономики, по производной профессии «старший» тарифные коэффициенты могут повышаться до 10 % по сравнению с тарифным коэффициентом по основной профессии в ранее действовавших Рекомендациях повышение было предусмотрено в размере до 10—15 %. Обращаем внимание на механизм образования производной «старший» для профессий рабочих. Общегосударственный классификатор Республики Беларусь «Профессии рабочих и должности служащих» ОКПД предусматривает для профессий рабочих производную «старший». Наряду с этим в ОКПД включены самостоятельные профессии с производным наименованием: «старший машинист котельного оборудования», «старший машинист котлотурбинного цеха», «старший машинист турбинного отделения», «старший машинист энергоблоков». Все они содержатся в выпуске 9 ЕТКС «Эксплуатация оборудования электростанций и сетей, обслуживание потребителей энергией. Ремонт оборудования электростанций и сетей». Введение таких самостоятельных профессий обусловлено спецификой отрасли. Следовательно, наниматель вправе на основе имеющихся в ОКПД профессий присвоить рабочему производную профессию, если того требует организационная структура. При этом нужно иметь в виду, что применение производной профессии «старший» уместно лишь в тех случаях, когда рабочему вменяются в обязанности некоторые организационные функции и функции руководства, предусмотренные в тарифно­квалификационной характеристике. Так, например, в тарифно­квалификационных характеристиках продавца непродовольственных товаров I категории, продавца продовольственных товаров I категории, контролера­кассира I категории для данных работников предусмотрены разрешение спорных вопросов с покупателями в отсутствие представителей администрации, руководство работой продавцов контролеров­кассиров более низкой категории и учеников см. Следовательно, было бы неверным образование производной профессии «старший» от вышеназванных профессий. В характеристиках работ низших разрядов отдельных профессий, помещенных в ЕТКС, предусмотрено, что исходя из условий производства или характера выполняемой работы ведение технологического процесса или выполнение отдельных работ производится под руководством рабочего более высокой квалификации. В таких случаях рабочие более высоких разрядов должны уметь руководить рабочими более низких разрядов той же профессии. Рабочие высших разрядов, занятые ведением технологических процессов, должны руководить рабочими, участвующими в ведении этих процессов. Также необходимо иметь в виду, что функции руководства рабочими возлагаются на бригадиров, звеньевых и находят отражение в рабочих инструкциях. Таким образом, производную профессию «старший» целесообразно применять лишь в тех случаях, когда функции руководства не указаны в тарифно­квалификационных характеристиках, не предполагаются технологическим процессом, а создание бригад и звеньев является нерациональным. Распределение должностей других служащих технических исполнителей и руководителей подразделений административно­хозяйственного обслуживания по разрядам. Приложение усовершенствовано в части уточнения наименований должностей других служащих технических исполнителей и руководителей подразделений административно­хозяйственного обслуживания по разрядам и структурно переработано. Оно не предусматривает выделения двух подразделов, как было в Рекомендациях. Распределение организаций отрасли экономики Республики Беларусь по группам ставок руководителей и специалистов. Наименования отраслей и подотраслей экономики приведены в соответствие с действующими классификаторами отраслей народного хозяйства и видов деятельности. Распределение организаций по группам ставок первая, вторая и третья предназначено для учета различий в сложности выпускаемой продукции, выполняемых работ и услуг, сложившихся общих условий труда, его напряженности, степени ответственности и прочих факторов. С помощью трехступенчатой дифференциации разрядов устанавливаются различные тарифные ставки специалистам одной и той же категории квалификации или руководителям одного и того же уровня управления, занятых в организациях, где действуют вышеуказанные факторы. Кроме того, данным приложением определено, что перечень особо сложной продукции, машин и оборудования устанавливается в отраслевых соглашениях. Распределение по разрядам отдельных служащих, должности которых не категорируются. Данное приложение усовершенствовано в части уточнения наименований и тарификации вышеуказанных категорий работников, по результатам разработки и утверждения республиканских выпусков квалификационного справочника должностей служащих КСД дополнено перечнями новых должностей служащих, которые не категорируются. В примечании к приложению указано, что по должностям специалистов, по которым не устанавливаются квалификационные категории, и других служащих с наименованием «старший» тарифный разряд повышается на одну позицию разряд. Группировка должностей руководителей структурных подразделений и отдельных специалистов по уровням управления. В приложении наименования отраслей подотраслей и должностей приведены в соответствие с нормативными актами, перечень должностей — в соответствие с выпусками КСД, уточнены уровни управления по отдельным должностям. В отличие от ранее действовавших Рекомендаций в третьей главе Инструкции предусмотрены условия, при которых вводятся: ·должность начальника отдела — при наличии в штате отдела не менее 4 работников, включая начальника отдела; ·должность начальника бюро сектора — при наличии не менее 3 работников, включая начальника бюро сектора ; ·должность менеджера — при осуществлении управленческих функций по одному из видов деятельности и руководству подчиненными работниками не менее 2. Тарификация должности менеджера производится по уровню управления 1. Группировка должностей линейных руководителей по уровням управления. Приложение структурно переработано, наименования должностей линейных руководителей приведены в соответствие с КСД, уточнены их уровни управления. Дополнительно в третьей главе Инструкции предусмотрено, что должность начальника производства вводится при наличии в его структуре нескольких производственных подразделений цехов, участковобъединенных законченным циклом выпуска продукции. Тарифные разряды и коэффициенты руководителей организаций. В нем указывается, что установление тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов руководителей организаций производится в зависимости от списочной численности работников. В примечании к приложению 9 к Инструкции указывается, что при списочной численности работников организации свыше 5000 человек к тарифным коэффициентам, предусмотренным 21—23­ми разрядами, могут применяться повышающие коэффициенты: при численности от 5001 до 10000 человек — до 1,07, от 10001 до 15000 человек — до 1,14, свыше 15000 человек — до 1,21. Таким образом, краткий сравнительный анализ ранее действовавших Рекомендаций и настоящей Инструкции показал, что существенных различий между ними. В Инструкции произведены уточнения ее глав и приложений в части: ·правильного наименования должностей служащих и профессий рабочих, их тарификации; ·приведения наименований отраслей подотраслейвидов деятельности в соответствие с действующими в республике классификаторами; ·усовершенствования приложений по мере разработки выпусков ЕТКС, КСД и ОКПД; ·внесения дополнительных поясняющих положений по порядку применения в организациях Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь. Следует отметить, что работа по совершенствованию Инструкции в части наименования профессий и должностей служащих, их тарификации будет проводиться и в дальнейшем, поскольку развитие рыночных отношений, преобразования в сфере собственности, появление новых видов деятельности, применение современных технологий и оборудования, совершенствование разделения и кооперации труда и др. НИИ Министерства труда Республики Беларусь с 2002 г. Совместная работа двух институтов и министерств призвана обеспечить унификацию а в дальнейшем и единство этих нормативных документов и помочь достигнуть равных социальных гарантий на общем рынке труда для граждан России и Беларуси. Большая часть утвержденных республиканских выпусков КСД на 1 января 2003 г. Анализ результатов практического использования изданных выпусков КСД, а также подведение итогов работы по переработке КСД вызвали необходимость систематизации всех выпусков КСД в виде Единого республиканского квалификационного справочника должностей служащих ЕКСД в течение 2002—2003 гг. На современном этапе развития экономики, характеризующемся формированием новых направлений ее развития и новых организационно­хозяйственных структур, усложнением интеграционных процессов, обострением социальных проблем и пр. Это повышает требования к составу основных трудовых функций всех категорий служащих, их знаниям, опыту, квалификации, профессиональной подготовке. Отсюда необходимость корректировки не только раздела «Должностные обязанности» разработанных ранее квалификационных характеристик должностей служащих, но и разделов «Должен знать» и «Квалификационные требования». НИИ труда Министерства труда и социальной защиты продолжает работу по разработке и введению в КСД и ОКПД новых должностей служащих. Основой современного динамичного бизнеса стали информационные технологии. Внедрение новых систем в различных организационных структурах, их адаптация к условиям деятельности и оперативным адекватным изменениям в интересах развития бизнеса и роста его эффективности вызвали необходимость разработки должностей служащих, осуществляющих работу в этой сфере: администратор баз данных, администратор системный, менеджер по информационным технологиям и т. Новые экономические реалии подтолкнули также к разработке профессий и должностей по другим перспективным и развивающимся видам деятельности: маркетингу и рекламе, финансам и налогам, торговле и торговому посредничеству, управлению персоналом и т. Наряду с этим переработанные выпуски КСД уточняются и дополняются квалификационными характеристиками должностей служащих, имеющихся в ОКПД, но не нашедших отражения в действующих выпусках КСД если эти должности есть в штатных расписаниях организаций используются отраслью; в противном случае необходимо рассмотреть вопрос об их исключении из ОКПД. Дорабатывается также раздел «Общие положения», который является руководством к пользованию квалификационными справочниками и который будет иметь место в ЕКСД. В существующих разделах «Общие положения», изложенных в квалификационных справочниках «Должности служащих, общие для всех отраслей экономики» и «Должности служащих, общие для всех отраслей промышленности», отсутствуют некоторые положения, поясняющие порядок пользования КСД или имеющиеся положения недостаточно полно раскрывают порядок пользования справочниками. Однако недостающие положения разрозненно приводятся в других нормативно­методических документах министерств и организаций, что затрудняет использование КСД организациями. Доработанный раздел «Общие положения» будет содержать все разрозненные положения, поясняющие порядок пользования ЕКСД, что облегчит пользование входящими в него квалификационными справочниками. Уточняется структура проекта ЕКСД. Предполагается, что в нем будет два крупных блока: отрасли материального производства экономики и непроизводственные отрасли экономики. В свою очередь каждый из блоков включит в себя пронумерованные основные разделы проекта ЕКСД, сгруппированные по виду экономической деятельности, а каждый раздел — подразделы, сгруппированные по отраслевой принадлежности с входящими в них отраслевыми КСД. Квалификационный справочник «Должности служащих, общие для всех отраслей экономики» будет вынесен в отдельный раздел. Такая систематизация выпусков КСД в виде ЕКСД облегчит пользование квалификационными справочниками например, облегчит поиск конкретной квалификационной характеристики в определенном квалификационном справочнике, а, возможно, и в нескольких квалификационных справочниках. В НИИ труда Министерства труда и социальной защиты на 1 января 2003 г. Заинтересованные организации могут заказать их по телефону в г. Порядок построения и структура квалификационного справочника «Должности служащих, занятых в научно­исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных изыскательских организациях» несколько отличны от порядка построения и структуры других квалификационных справочников. Данный справочник содержит два раздела. Первый — «Должности руководящих, научных и других работников, общие для научно­исследовательских учреждений, конструкторских, технологических, проектных изыскательских организаций» и второй — «Должности руководящих и других работников, занятых в конструкторских, технологических, проектных изыскательских организациях». Справочник включает в себя некоторые производные должности служащих ввиду их особой значимости для этих учреждений и организаций: «заместитель директора начальника учреждения организации по научной работе», «ведущий инженер», «ведущий экономист», «ведущий архитектор», «ведущий конструктор». Уточнены квалификационные требования к должностям руководителей научно­исследовательских учреждений, конструкторских, технологических, проектных изыскательских организаций: «директор начальник учреждения организации », «заместитель директора начальника учреждения организации по научной работе», «главный инженер учреждения организации ». Уточнены квалификационные требования к должности служащего «младший научный сотрудник», которые изложены следующим образом: «Высшее образование и опыт работы по соответствующей специальности не менее 3 лет. При наличии ученой степени, окончании аспирантуры и прохождении стажировки либо при наличии академической степени магистра — без предъявления требований к стажу работы». Квалификационные требования к должности служащего «старший научный сотрудник» также уточнены изложены в редакции: «Ученая степень кандидата наук — без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование, опыт работы по соответствующей специальности не менее 10 лет, наличие авторских свидетельств на изобретения или научных трудов». Уточнены квалификационные требования должности служащего «лаборант»: «Лаборант I категории: высшее профессиональное образование — без предъявления требований к стажу работы либо среднее специальное образование и стаж работы в должности лаборанта II категории не менее 2 лет. Лаборант II категории: среднее специальное образование и стаж работы в должности лаборанта или других должностях, замещаемых специалистами со средним специальным образованием, не менее 2 лет. Лаборант: среднее специальное образование без предъявления требований к стажу работы». Квалификационный справочник «Должности служащих, занятых в организациях туризма», разработанный впервые, утвержден постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 2 декабря 2002 г. Он обязателен для использования в организациях туризма всех форм собственности. Справочник включил в себя уточненные и переработанные в соответствии с современными требованиями развития туристской индустрии квалификационные характеристики должностей служащих, осуществляющих предоставление клиентам пакета туристских услуг или координирующих его исполнение сторонними организациями или то и другое. Это такие должности, как «организатор экскурсий», «организатор путешествий», «руководитель туристской группы», «экскурсовод», «гид­переводчик», «инструктор­методист по туризму альпинизму ». Справочник включил в себя также квалификационные характеристики новых должностей служащих, осуществляющих свою деятельность в организациях туризма по следующим направлениям: ·планирование и составление программ туров, экскурсионных и других дополнительных услуг; ·предоставление информации клиентам и работа с клиентами; бронирование и оформление билетов, мест в гостиницах и пр. Это менеджеры по формированию и продаже туристских продуктов, специалисты по бронированию туристских услуг, по визовому обеспечению и т. Объем и характер должностных обязанностей этих служащих, их полномочий различаются в зависимости от основных задач и направлений деятельности организаций туризма, в которых они работают. Чтобы минимизировать штат и унифицировать функциональные обязанности работников, небольшим туристским организациям целесообразно использовать должности «менеджер по туризму» и «агент по туризму». В этом случае должностные обязанности менеджера по туризму могут включать в себя обязанности менеджера по формированию туристского продукта, менеджера по продаже туристского продукта, менеджера по рекламе и т. Код должности «менеджер по туризму» согласно ОКПД — 23464. Часто возникают вопросы, связанные с кодированием профессий рабочих и должностей служащих. Для наглядности приведем конкретные примеры. Рассмотрим пример кодирования должности служащего, а именно — «заместитель директора по финансам». Астрейко, старший научный сотрудник отдела проблем заработной платы НИИ труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь Яновская, старший научный сотрудник отдела проблем заработной платы НИИ труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

СТОЛ ЗАКАЗОВ: