Руководства, Инструкции, Бланки

рекомендательная библиография и руководство чтением в библиотеке img-1

рекомендательная библиография и руководство чтением в библиотеке

Рейтинг: 4.5/5.0 (1866 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Рекомендательная библиография и руководство чтением в библиотеке

Перспективы развития информационно-библиографической работы………………………………………………………..8.

Информационно-библиографическая культура является основой деятельности любой библиотеки независимо от ее статуса. В период освоения новых информационных технологий и формирования информационных библиотечных ресурсов ее роль возрастает многократно.

Сегодня информационно-библиографическая культура строится в большей степени на формировании умений, связанных с поиском информации, работе с новыми компьютерным технологиями, а так же на освоении навыков анализа и синтеза полученной информации.

По всем этим направлениям в библиотеках ведется большая работа: разрабатываются программы по освоению информационной культуры пользователя, проводятся Дни информации, презентации разного рода изданий, ведется разнообразная выставочная работа, издаются многочисленные рекомендательные пособия и т.д.

Обобщая опыт информационно-библиографической работы практически всех крупнейших библиотек России, самыми приоритетными выделяются три направления:

1. Обучение пользователей основам библиографических знаний.

2. Рекомендательная библиография.

3. Перспективы библиографической работы.

Основы информационно-библиографической культуры.

Библиотекари и учителя все больше говорят об информационной грамотности как важнейшем навыке современного человека. Если раньше главной задачей библиотеки и школы было дать ученику определенный объем знаний по той или иной теме, то в настоящее время на первый план выходит другая задача - научить самостоятельно приобретать новые знания, используя все многообразие информационных ресурсов. В связи с этим наши традиционные библиотечные уроки должны быть по-новому осмысленны с учетом современных потребностей наших пользователей и более широкими возможностями поиска информации.

Формы проведения этих занятий могут быть самые разные: лекции, тренинги, викторины, турниры и т.д. Главное, эти формы должны быть максимально активные, с практическим поиском нужной информации.

Дать пользователю (школьнику, студенту) полноценную подготовку в этой области можно только общими усилиям библиотеки и учебного заведения, включив процесс формирования информационной культуры в учебный процесс.

Располагая современными средствами поиска и доставки информации, именно библиотеки должны стать ведущими в этой сфере деятельности. Большинство центральных региональных детских библиотек отказались от разрозненных тем библиотечно-библиографических уроков в пользу систематических занятий, разработали и успешно реализуют разнообразные обучающие программы, где библиотечно-библиографические уроки выстроены в едином обучающем курсе - лекториях, клубах, школах информационной грамотности и т.д. Например, в библиотеках Свердловской области разработана библиотечная программа «Информационный лидер», где главной целью стало формирование системного представления об информационном мире и подготовка ученика к жизни в этом информационном мире. В Кировской областной детской библиотеке своя форма работы - проектная. Она предполагает отход от назидательных методов обучения и полностью нацелена на самостоятельную, творческую, исследовательскую работу, используют при этом все многообразие форм познавательной работы. Национальная библиотека республики Татарстан пошла по пути углубленной информационно-библиографической работы со студентами. С этой целью был организован библиотечный клуб «Ориентир», где студенты в процессе обучения слушают консультации специалистов о различных типах и видах изданий, знакомятся с профессиями библиотекаря и библиографа, участвуют в различных ролевых играх и тренингах. Национальная детская библиотека Коми разработала программу «Основы информационной культуры школьников». Занятия проходят с учетом не только возрастных особенностей школьников, но и национального компонента, и предусматривают накопление знаний в сфере национальной культуры.

Библиотекари все чаще включают в программу библиотечных уроков комплексные интерактивные формы: Дни библиографии, презентации библиографических пособий и т.д. К традиционным занятиям добавляются уроки компьютерной грамотности, работа в Интернете

Наряду с обучением пользователей основам информационной культуры, в библиотеке должна быть создана комфортная информационная среда – стенды, рекомендательные списки, закладки, памятки.

Вопрос о рекомендательной библиографии обсуждается достаточно активно в библиотечной среде уже как минимум второй десяток лет. Сам термин «рекомендательная библиография» за это время поменялся от полного неприятия руководства чтением в начале 90-х годов, до одной из важнейших функций современной библиотеки. Особую значимость эта проблема приобретает с развитием компьютерных технологий и подключением публичных библиотек к Интернет. Наше книжное пространство стало все больше напоминать бескрайний океан, в котором достаточно просто «утонуть» и юному и взрослому читателю. Рекомендательная библиография в этой связи становится не только путеводителем в море информации, но и насущной общественной потребностью. Особую актуальность приобретают вопросы: Что читать детям и подросткам? Какую литературу рекомендовать в помощь учебе, досугу?

Потребность в информации у наших пользователей за последнее десятилетие выросла многократно, есть и желание читать, но нет навыков в подборе информации. Ориентиром в выборе все чаще становится реклама или просто яркая обложка. Но как писал еще Белинский (не дословно): чем читать плохие книги, лучше не читать совсем.

В чем же основная задача рекомендательной библиографии? Советовать, рекомендовать, руководить чтением - в чем здесь разница? На мой взгляд, основная задача рекомендательной библиографии – просвещать. Показывать широкие возможности выбора и давать надежные ориентиры. Для этого библиографу необходимо самому иметь богатый читательский опыт и эрудицию

Размышляя на страницах профессиональной прессы о современном состоянии российской рекомендательной библиографии наши коллеги выделяют несколько новых тенденций.

Прежде всего, наблюдается рост общего количества рекомендательных пособий. Меняется ситуация в плане жанрового и тематического разнообразия рекомендательных пособий, появляются календари-альманахи, иллюстрированные календари, хроники, летописи, дайджесты, пресс-дайджесты, путеводители, каталоги и т.д. Все чаще в подобных изданиях присутствует поясняющий, сопроводительный текст, знакомство с проблемой. Опыт многих библиотек России свидетельствует, что умело и вовремя подготовленное, и к тому же хорошо оформленное библиографическое пособие может стать «точкой роста» как для маленького, так и для взрослого читателя при изучении той или иной темы. Такие библиографические пособия являются как правило, источником выполнения самых сложных запросов.

Активно развивается Интернет-библиография

Поэтому современная библиографическая продукция должна учитывать особенности новой информационной культуры: доступность и качественное аннотирование материала, систематизация, стилистика и объем пособия должны точно отвечать целевому и читательскому назначению, грамотное оформление.

В подготовке библиографического пособия выделяют несколько основных этапов:

- выбор и изучение темы (проблемы);

- разработка плана будущего издания;

- выявление круга документов по данной теме;

- точное библиографическое описание документов (составление аннотаций);

- оформление пособия (привлекательная обложка, гармоничное сочетание шрифтов и рисунков, выделение наиболее значимой информации).

В подготовке библиографических пособий очень важен каждый из перечисленных этапов, эта работа требует тщательно продуманных методических решений.

Перспективы развития информационно-библиографической работы.

Новые информационные технологии и Интернет оказали огромное влияние на различные сферы жизни российского общества, в том числе и на библиотечную работу.

Книга, традиционная печатная продукция становятся не единственной профессиональной ценностью библиотекаря, рядом с ними формируется новый блок носителей информации.

Особенно интенсивно Интернет вторгается в область справочно-библиографического и информационного обслуживания библиотек. Всемирная сеть открывает новые возможности для использования профессионального опыта и знаний библиотекарей в удовлетворении информационных потребностей пользователей. Поэтому практически все инновации в библиографической работе библиотек так или иначе связаны с развитием новых информационных технологий. Пользователю необходимо быстрое получение информации, легкость и доступность поиска.

Современный символ библиотеки как информационной службы мог бы звучать так: «Информацию и знания - здесь и сейчас».

Практически все библиотеки России идут по пути освоения новых информационных технологий, выбирая для себя то или иное направление. В библиотеках создаются новые электронные продукты, на которых представлены краеведческие фонды, архивы библиотек, фонды периодических изданий.

Создаются мультимедийные диски по тем или иным актуальным темам (серия компакт-дисков «Молодежный информационный навигатор» опыт Самарской ОЮБ), создаются специализированные отделы, где к услугам пользователей предоставлены все имеющиеся информационные ресурсы - работа на компьютере (с выходом в Интернет), мультимедийные диски, просмотр аудио- и видеопрограмм (опыт Саратовской ОБДЮ).

Практически все областные библиотеки имеют свои сайты, каждый их которых интересен по своему.

Наполнение сайта самое разнообразное, от создания одного или нескольких информационных проектов (полнотекстовая БД «Времен связующая нить» и «Традиционная культура Урала», опыт Челябинской ОЮБ), до организации виртуальных выставок и молодежных форумов.

Создаются тематические мультимедийные издания в помощь в изучении школьных предметов(«CD и смотри», «CD и учи» опыт библиотек Челябинской области), а так же диски, посвященные вопросам трудоустройства молодежи, воинской обязанности, правовой ответственности и др.

И еще одно интересное направление – создание справочно-библиографических служб в Интернете. Интересен опыт мобильного справочного обслуживания в библиотеках вузов (идея университетских библиотек США), в справочных и информационных отделах пользователям предоставляются определенные часы - время «мобильного» обслуживания, за короткий срок пользователь получает максимум информации по своему запросу (выполняют мобильные запросы наиболее квалифицированные сотрудники отдела).

В некоторых библиотеках создаются справочные службы по телефону или по электронной почте библиотеки. Обратившись в подобную службу пользователь может заказать любое издание, курсовую работу, диплом, составление библиографического списка по теме на определенный день и час.

Другие статьи

Сочинение: Рекомендательная библиография

Сочинение: Рекомендательная библиография

Библиотека как муниципальное унитарное предприятие

Содержание Введение 1. Основные принципы деятельности муниципальных унитарных предприятий 1.1 Правовая природа муниципального унитарного предприятия 1.
. прессы о республике (ежемесячно), где представлены статьи о Башкирии из российских периодических изданий ; Рекомендательныебиблиографическиепособия. информационные издания .
В целом организация библиографического аппарата в находится на высоком уровне, о чем свидетельствует ежегодный рост количества читателей. получающих библиографическую информацию.

Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: дипломная работа Просмотров: 5856 Комментариев: 2 Похожие работы
Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно Скачать

Состав и тенденции развития системы библиотечных каталогов

Канский библиотечный техникум Курсовая работа "Библиотечные каталоги" Тема "Состав и тенденции развития системы библиотечных каталогов" 2008.
Велико значение алфавитного каталога в справочно-библиографической работе при составлении всякого рода рекомендательных епископ и указателей литературы и т. д. Применение в.
В ходе беседы читатели узнают, что такое "Ключ"- алфавитно-предметный указатель (АПУ) к систематическому каталогу, как пользоваться каталогом (указателем ) заглавий произведений.

Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: курсовая работа Просмотров: 5576 Комментариев: 2 Похожие работы
Оценило: 1 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать

Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образования "Витебский государственный университет им. П.М. Машерова" Исторический факультет.
Изданиебиблиографическихпособийрекомендательного типа требовало дифференциации читателей. их изучения.
Важнейший его библиографический труд - рекомендательныйуказатель "Среди книг" - в первом издании состоял из двух частей, первая из которых была посвящена теоретическим вопросам.

Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: курсовая работа Просмотров: 2793 Комментариев: 2 Похожие работы
Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно Скачать

. подготовки аналитической информационной продукции в библиотеке

ВВЕДЕНИЕ. Актуальность проблемы: С 1990 года в библиотечном деле произошли изменения, связанные с преобразованиями в нашей стране. Коснулись они и.
В нее входят: рекомендательныеуказатели литературы, рецензии на методические издания. а также обзоры методических изданий. которые имеют своей целью информировать библиотекарей о.
Обзор методических и методико-библиографическихпособий республиканских, краевых и областных библиотек России (1986-1990). // Библиотечная жизнь Россиии.-1992.-Вып.7.-с.5-20

Раздел: Рефераты по естествознанию
Тип: реферат Просмотров: 2783 Комментариев: 2 Похожие работы
Оценило: 1 человек Средний балл: 2 Оценка: неизвестно Скачать

Новые жанры библиографическихпособий

Новые жанры библиографическихпособий Курсовая работа Содержание Введение 1. Общее представление о жанрах библиографическихпособий 2.
Подключение детских, школьных и юношеских библиотек к интернету будет способствовать созданию и объединению библиотечно -библиографических ресурсов, а также решению задач, стоящих.
Сегодня ссылки на компьютеризацию, которая решает все проблемы помощи читателям в подборе литературы и в организации чтения. на опыт зарубежных стран, где якобы нет.

Раздел: Рефераты по зарубежной литературе
Тип: курсовая работа Просмотров: 8357 Комментариев: 2 Похожие работы
Оценило: 2 человек Средний балл: 4.5 Оценка: неизвестно Скачать

Литературно-библиографическая информация в СМИ

Самарская государственная академия культуры и искусств Факультет информационных и культурных связей Кафедра библиографии Дипломная работа. Литературно.
Специальные источники - это пособия литературной библиографии. текущие и ретроспективные, рекомендательные и научно-вспомогательные, отражающие определённые разделы отраслевого.
Традиционно: книжные выставки такие, как "Новинки литературы" - где выставляются книги, вновь поступившие в библиотеку ; "Художественная литература на страницах журналов и газет.

Раздел: Рефераты по журналистике
Тип: дипломная работа Просмотров: 2063 Комментариев: 2 Похожие работы
Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно Скачать

Искусства и Культуры Факультет документально-информационных коммуникаций Кафедра документоведения, библиотековедения и библиографии Информационные.
3 Бесплатное обеспечение читателей основными библиотечными услугами (предоставление полной информации о составе библиотечного фонда, оказание консультационной помощи в поиске и.
Главным фактором, определяющим роль вузовской библиотеки в деле повышения информационной культуры студента, является тот огромный информационный потенциал, который заложен в объеме.

Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: курсовая работа Просмотров: 2892 Комментариев: 2 Похожие работы
Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно Скачать

Билет 1 Деятельность первопечатника И.Федорова В России стали печатать книги только через 100 лет после изобретения Гуттенберга, т.е. во время.
В 1834 г. Смирлин основал журнал "Библиотека для чтения ", ставший наиболее популярным журналом для провинциального читателя .
Библиография - это указатели и справочники, которые имеют своим объектом книги, а библиографическая наука - это теория создания, оформления и использования библиографических.

Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Просмотров: 920 Комментариев: 3 Похожие работы
Оценило: 1 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать

Библиотека и краеведение. Работа библиотек с краеведческими.

Контрольная работа № 4 По предмету: "Библиотековедение". Выполнил: Проверил: 2006. Тема: Библиотека и краеведение. Работа библиотек с краеведческими.
ЦБ ведут систематическую работу по выявлению краеведческих документов и местных изданий. используя для этого тематические планы издательств; библиографическиепособия. в том числе.
Для достижения целей краеведческой деятельности муниципальная библиотека. выявляет по широкому кругу источников краеведческие документы и местные издания своего края и.

Раздел: Рефераты по краеведению и этнографии
Тип: контрольная работа Просмотров: 6344 Комментариев: 3 Похожие работы
Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно Скачать

Национальная библиография Венгрии

Национальная библиография Венгрии Содержание Введение 1. Теоретические основы библиографии 1.1 Понятие и взаимосвязь библиографии с другими науками 1.
Дополнением к этому изданию являлся ежегодное приложение к "Венгерской национальной библиографии " и к "Указателю содержания венгерских журналов " В нем был дан список периодических.
Совершенствование поискового аппарата Венгерской электронной библиотеки предполагается как расширение поисковых возможностей каталога, развитие возможностей экспорта.

Раздел: Рефераты по журналистике
Тип: курсовая работа Просмотров: 288 Комментариев: 2 Похожие работы
Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно Скачать

РЕКОМЕНДАТЕЛЬНАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

РАЗДЕЛ III. МЕТОДИКА БИБЛИОГРАФИИ Излагаются основы организации функциональных видов библиографии и методики составления библиографических пособий, библиографического поиска, систематизации и обслуживания. Глава 12. ОРГАНИЗАЦИЯ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Основное внимание уделено деятельности в системе функциональных видов библиографии - государственной, научно-вспомогательной, рекомендательной и библиографии второй степени. Дается характеристика основных центров, системы выпускаемых библиографических пособий, особенностей внедрения современной информационной технологии. 12.3. РЕКОМЕНДАТЕЛЬНАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

Рекомендательная библиография невозможна без активной и плодотворной деятельности двух функционально предшествующих типов библиографии - государственной (учетно-регистрационной), научно-вспомогательной (критической). Лишь на основе учета и оценки источников информации становится действенной рекомендательная библиография: доведение до конкретного потребителя наиболее ценной информации с учетом возможностей ее освоения и принятия соответствующего информационного решения. Именно рекомендательная библиография с некоторых пор (особенно в 70-е годы) подвергается необоснованной ломке, вплоть до неприятия ее как особого функционального типа. Примером может служить документографическая концепция О.П.Коршунова, в которой она вообще исключена [см. его видовую классификацию библиографии в работах: Проблемы общей теории библиографии; Библиография: Общий курс. 1981]. Представитель книговедческой концепции А.И.Барсук считал возможным называть ее не рекомендательной, а научно-популярной, исходя из ее якобы "общеинтересного" назначения [см. Библиографоведение в системе книговедческих дисциплин].

Правда, О.П.Коршунов в своем учебнике "Библиографоведение. Общий курс" вынужден был согласиться с исторической закономерностью ее выделения. На основе анализа существующих в нашей стране точек зрения за период 1927-1986 гг. он констатирует, что в этом разнообразии "основных видов" библиографии нетрудно выделить относительно устойчивые, повторяющиеся элементы. К ним, прежде всего, относятся понятия государственной (базисной), научно-вспомогательной (ранее научно-информационной) и рекомендательной библиографии. Эту "триаду", по его мнению, "можно рассматривать как наиболее общепризнанный вариант видовой классификации библиографии по признаку ее общественного назначения" (выделено нами. - А.А.Г.). Во всяком случае, утверждает далее О.П.Коршунов, эти виды, как правило, "не вызывают возражений и присутствуют в большинстве классификаций, в то время как другие (дополняющие или обобщающие) неизменно подвергались сомнениям".

Указанная триада наиболее четко, но в другом терминологическом обозначении - учетно-регистрационная, критическая и рекомендательная, - впервые в российском библиографоведении обоснована Н.В.Здобновым. Непонятно по каким причинам, но в своей хронологии предлагаемых точек зрения О.П.Коршунов ссылается на второе издание труда Н.В.Здобнова "Основы краевой библиографии". В действительности его триада была обнародована еще в дискуссии на I Всероссийском библиографическом съезде 1924 г. [см. Труды. С. 193], затем в первом издании (1925 г. на обл. 1926) названного труда "Основы краевой библиографии". В данном случае это существенно с точки зрения научного приоритета Н.В.Здобнова. Но, в конечном итоге, О.П.Коршунов включил признанную рекомендательную библиографию не в общую, а в специальную, соотнеся ее с образованием, самообразованием и идейно-воспитательной работой, т.е. в большей мере с педагогической библиографией.

С этим, естественно, трудно согласиться. Примечательна статья Э.К.Беспаловой "Проблемы общей теории библиографии" О.П.Коршунова и концепция рекомендательной библиографии", в которой она квалифицирует его подход как "новый": "О.П.Коршунов видит сущность рекомендательной библиографии в том, что она, оставаясь в пределах общей вторично-документальной природы библиографии, опосредует через себя оценочные, качественно-прагматические характеристики произведений печати для целей конкретного читателя. Поэтому исследование собственно рекомендательной библиографии стало частью общей теории. Рекомендательная библиография - это не совокупность пособий, предназначенных для общего и профессионального образования и самообразования, педагогической и пропагандистской деятельности, это общая функция библиографии" [Избранное: Ст. за 20 лет: В 2 т. М. 1994. Т. 1. С. 78. Статья написана в 1976 г.]. И мы согласны с тем, что рекомендация - общая функция библиографии. Но такое определяющее положение никак не вытекает из общей теории библиографии О.П.Коршунова. Это в большей мере видение самой Э.К.Беспаловой. О.П.Коршунов так и не смог четко квалифицировать различие между оценочной и рекомендательной функциями библиографии, что и подтверждает его процитированная выше новейшая характеристика рекомендательной библиографии.

В настоящее время положение с рекомендательной библиографией еще более усугубилось. На волне отрицания всего предшествующего ей отказано в воздействии на формирование идеологии, мировоззрения личности и общества. Но из истории отечественной библиографии известно, что рекомендательная библиография сформировалась именно исходя из задач идеологического воспитания, просвещения - прежде всего самообразовательного, а в наше время еще и профессионального. Скажем, даже в ГСНТИ советского периода очень много внимания уделялось рекомендательной библиографии для рабочих массовых профессий [подробнее см. Гречихин А.А. Здоров И.Г. Информационные издания. 2-е изд. перераб. и доп. С. 102-118]. Еще одна важная функция рекомендательной библиографии - пропаганда библиографии и библиографических знаний как среди широких кругов пользователей информации, так и среди специалистов, профессионалов в соответствующих сферах общественной деятельности. Современные затруднения в госбюджетном финансировании системы народного образования, появление новых способов информационной деятельности вновь требуют особого внимания к возрождению и совершенствованию системы рекомендательной библиографии. Наконец, в руководстве чтением, пользованием книгой и другими источниками информации в определенной мере нуждается каждый человек.

К настоящему времени в нашей стране организационно сложилась система рекомендательной библиографии, включающая российские библиотеки: РГБ, Государственную республиканскую юношескую библиотеку (ГРЮБ) и ГПНТБ России. Второй уровень составляют библиотеки субъектов Российской Федерации - республик, краев, областей. В своей совокупности на этих двух уровнях создаются рекомендательные библиографические пособия универсального, комплексного, отраслевого и тематического содержания в помощь общему (политическому, политехническому, эстетическому) образованию и самообразованию, а также пособия краеведческого характера, например: "Что читать о. крае (области, городе)". Можно более или менее определенно говорить и о третьем уровне, который представляют различные органы ГСНТИ (в том числе и библиотеки), создающие пособия рекомендательной библиографии в помощь профессиональному образованию и самообразованию рабочих массовых профессий, повышению квалификации специалистов. Таковы, например, серия библиографических указателей "Научно-технические знания - рабочим", серия рекомендательных обзоров "Новое в науке и технике" и др.

Главным центром в области теории и практики рекомендательной библиографии является РГБ, основные направления деятельности которой составляют: подготовка рекомендательных пособий, организационно-методическая работа, научно-исследовательская работа. Она создает рекомендательные библиографические пособия универсального содержания. Специфическую роль играет в системе рекомендательной библиографии РНБ, основное внимание уделяя проблемам обслуживания массовых профессий работников промышленности и сельского хозяйства. ГПНТБ России является головным центром рекомендательной библиографии по отношению к научно-техническим и специальным библиотекам различных ведомств, входящим в ГСНТИ.

В практике рекомендательного библиографирования наряду с традиционными жанрами пособий (библиографический список, указатель, обзор) сложились свои специфические жанры. К ним относятся: беседы о книгах, типовой каталог библиотеки, календарь знаменательных и памятных дат, семинарий, круг чтения, план чтения, листовки ("Что читать дальше?", "С чего начать?", "Прочтите эти книги"), памятка о писателе, ученом или общественном деятеле, библиографический плакат и т.д. Они могут выпускаться в качестве монографических, справочных и серийных изданий, сборников. Особое место в системе рекомендательных библиографических пособий и изданий занимают так называемые "малые формы": листовки-закладки, планы чтения, памятки, плакаты и т.п. Они отражают обычно небольшое число книг и статей и рассчитаны на конкретный эффект рекомендации и пропаганды. В качестве примера можно указать, что в форме бесед о книгах ГРЮБ подготавливает рекомендательные библиографические пособия по детской литературе, выходит уже упомянутая серия "За страницами вашего учебника". Рекомендательные библиографические закладки лежат в основе выпусков серии "Что читать дальше по истории. ", составляемой Российской государственной публичной исторической библиотекой (РГПИБ).

До недавнего времени ведущим в области рекомендательной библиографии было издательство "Книга", которое в основном централизованно и выпускало подготовленные в органах ГСНТИ и библиотеках серии: "За страницами вашего учебника", "В мире прекрасного", "Страны и народы мира" и др. Теперь эту функцию осуществляет издательство "Книжная палата". Оно подготовило и в настоящее время (с 1988 г.) реализует проект выпуска рекомендательных библиографических изданий, взяв за основу четыре вида их: энциклопедия, справочник, антология, путеводитель.

В качестве примера рассмотрим одно из первых изданий рекомендательной библиографической энциклопедии "Минувшее меня объемлет живо. ": Воспоминания русских писателей XVIII - начала XX в. и их современников [М. 1989. 350 с.]. Она была подготовлена в ГБЛ коллективом авторов-составителей ( С.П.Бавин, Е.М.Сахарова, И.В.Семибратова, В.С.Смирнова). Сами авторы, судя по предисловию, определяют жанр этого издания как "популярная" рекомендательная библиографическая энциклопедия. По их мнению, ее популярность - в преимущественном обращении к известным именам в литературно-общественной жизни прошлого; библиографичность - в научно организованной информации о всех книгах общедоступного характера, содержащих необходимые читателю материалы; энциклопедичность - в широте охвата историко-культурных и историко-литературных сюжетов и проблем, в панорамном представлении самых разнообразных материалов мемуарного характера, имеющих отношение к русским писателям XVIII - начала XX в.

В действительности, можно согласиться лишь с "популярностью" издания. Что касается "библиографичности", то авторы обходят сам факт наличия особого вида ее - "рекомендательной библиографичности". Но ни отбор материала, ни его подача в пользу этого, решающего в данном случае, требования не свидетельствуют. Нельзя же считать "научно организованной" библиографическую информацию, систематизированную по авторам, но непонятно в какой последовательности (не по алфавиту, не по хронологии). Вообще-то для рекомендательной библиографии наиболее существенна ценностная систематизация материала. Но об этом в предисловии ничего не говорится. Материал о каждом авторе подается в форме групповой, или сводной, аннотации справочного характера. Столь же описательно-перечислительны и завершающие статьи по каждому разделу - "Литературная жизнь XVIII в. в мемуарах" и др.

В случае "энциклопедичности" также на первое место следовало бы поставить библиографическую и лишь затем - историко-культурную задачу и литературную широту охвата. Но, судя по принятым ограничениям, речь не идет даже "о всех книгах общедоступного характера". Так, с одной стороны, свое место на страницах книги получили лишь те литераторы, издания которых и мемуары о которых публиковались в 1960-1980-е гг. С другой стороны, в исключительных случаях даны мемуары, выходившие в 50-е годы ( А.В.Никитенко, И.И.Панаев и др.). Выборочно представлены местные издания, материалы "Литературного наследства", совсем исключены издания, рассчитанные на специалистов (летописи творчества писателей, семинарии, энциклопедии, монографии о художественном творчестве). Наконец, из-за отсутствия современных изданий автобиографических и мемуарных произведений, а также сборников воспоминаний о писателях в книгу не вошли такие литераторы, как А.В.Сухово-Кобылин, А.К.Толстой, А.Ф.Писемский, Н.Г.Помяловский и т.д.

В целом, на наш взгляд, наблюдается определенный отход от основной социальной функции рекомендательной библиографии. Это относится и к последующим выпускам библиографических энциклопедий издательства "Книжная палата". По оценке О.П.Коршунова, "с позиций концепции "вспомогательности" библиографической информации. речь идет в сущности не о рекомендательно-библиографических пособиях как таковых, а о комплексных научно-популярных изданиях, органично сочетающих первичную научно-популярную и рекомендательно-библиографическую (вторично-документальную) информацию" [Библиографоведение: Общий курс. С. 178]. И все же следует считать, что начат серьезный эксперимент. И он должен продолжаться, но совершенствоваться. Именно при наличии энциклопедического подхода можно говорить, что рекомендательная библиография осуществляет социально значимую общебиблиографическую функцию.

При дальнейшем совершенствовании рекомендательной библиографии в нашей стране следует сохранить все лучшее, что было уже накоплено в прошлом, развивать ее в качестве составной части ГСНТИ. В любом обществе существуют определенные идеологические, культурологические, образовательные и воспитательные задачи, которые требуют обязательного и целенаправленного решения, внедрения в индивидуальное и общественное сознание. И здесь важнейшая роль принадлежит рекомендательной библиографии.

Разновидности пособий рекомендательной библиографии

Рекомендательные указатели, списки, обзоры литературы предназначаются в основном для библиотек. Именно на библиотеки возлагается помощь в выборе книги, квалифицированная консультация читателей. К тому же только в библиотеках можно найти публикации за прошлые годы, предлагаемые в рекомендательных библиографических пособиях. Эти пособия - основа для комплектования массовых библиотек, изучения их фондов, работы на абонементе и в читальном зале, ведения справочно-библиографической работы и т.д. Роль пособий рекомендательной библиографии в книжной торговле скромнее.

С точки зрения книготорговца, у этих пособий есть два недостатка. Во-первых, в пособиях отражены не все книги, а только часть их. В ассортименте книжного магазина много изданий, которые по различным причинам в пособиях не отражаются. Во-вторых, пособия отстают от ассортимента магазина. Как правило, новая книга попадает в пособие спустя несколько месяцев, а то и лет, после ее выхода. В библиотеке эта книга сохранилась, в магазине она давно уже распродана. На этом основании книготорговцы считают, что рекомендательные библиографические пособия не представляют для них интереса. Но это не так. В книжной торговле использование методов рекомендательной библиографии дает хорошие результаты. Эти методы применяют в рекламно-библиографической работе.

Пособия рекомендательной библиографии полезно использовать в книготорговой пропаганде, в работе с изданиями прошлых лет, распространение которых требует дополнительных усилий. Следует также учитывать, что книги, включаемые в рекомендательные пособия, тщательно отбираются. Естественно, что многие из них систематически переиздаются. Это произведения политической и художественной литературы, научно-популярные книги. Таким образом, рекомендательные пособия облегчают изучение значительной части ассортимента, его книготорговую пропаганду.

По содержанию пособия рекомендательной библиографии делятся на универсальные, отраслевые, тематические и персональные.

Особенно много рекомендательных пособий по художественной и политической литературе. Растет число пособий (это все 70-е годы), посвященных естественнонаучной тематике, актуальным проблемам промышленного и сельскохозяйственного производства ("В боях за Великий Октябрь", "Солдаты Дзержинского Союз берегут", "Советский Союз - друг народов Востока", "Воспитание детей в семье", "Эстетика и труд", В помощь садоводу", "Достижения советской архитектуры", "Физика для всех", "Рабочему о научно-техническом прогрессе", "Экономика сельскохозяйственного производства" и др.).

Среди пособий, в которых преобладают тематические издания, отражаются книги и статьи за ряд лет, и, стало быть, они имеют ретроспективный характер.

По структуре рекомендательные пособия также разнообразны. Преобладают рекомендательные указатели литературы. В них приводится аннотированный перечень литературы по определенной теме, отрасли знания, или художественной литературе. Чаще всего в указатель включаются произведения, рассчитанные на читателей второй, третьей и четвертой групп. Названия указателей достаточно точно раскрывают их содержание, а объем позволяет сделать вывод о числе включенных книг и статей.

Очень много рекомендательных указателей в эти годы выпускаются на атеистическую тему, например: "Аргументы против религии"; о Великой Отечественной войне. "Великий подвиг".

Не всегда указатели, выпущенные пять и больше лет назад, сохраняют свою ценность. Необходимо дифференцированный подход, умение оценить, можно ли использовать определенный указатель в условиях конкретного книжного магазина.

Рекомендательный обзор литературы отличается от указателя не только формой изложения - связный рассказ, а не аннотированный перечень книг и статей, - но и меньшим объемом.

Рекомендательный обзор - "В глубине микромира" знакомит с научно-популярной литературой об основных идеях и экспериментах в области ядерной физике, об удивительных закономерностях, управляющих жизнью микромира, о достижениях физики элементарных частиц и ее загадках, над решением которых работают ученые. Всего в обзоре рекомендуется 21 книга и статья, значительно меньше, чем в большинстве указателей.

Обзоры интересны, но в работе с покупателями их использовать сложно. Тема их обычно узка - по теме каждого обзора в магазине часто вообще нет ни одной книги или есть одна - две (но можно подготовить "Новинки").

От перечисленных пособий отличается круг чтения. По содержанию он, как правило, значительно шире указателей и обзоров. Круг чтения должен помочь читателю приобрести разностороннее и широкое представление о литературе основных разделов ассортимента.

В первые послевоенные годы вышло два издания "Библиотеки. Самообразование" - многотомного круга чтения. Однако, "Библиотека" быстро устарела и не стала использоваться.

Четыре крупнейших библиотеки страны - Государственная библиотека СССР имени Владимира Ильича Ленина, Государственная Публичная библиотека имени М. Е. Салтыкова-Щедрина, Государственная публичная историческая библиотека и Центральная политехническая библиотека подготовили, а издательство "Книга" выпустило капитальный трехтомник "Книга о книгах". Это свод лучших книг, изданных в стране за последние годы, и составляющие основу круга чтения нашего современника.

Библиотека имени в. И. Ленина издает серию "Круг чтения молодежи". Один из выпусков серии назван "Знать, соблюдать, охранять". В него вошли книги и статьи, знакомящие молодежь с социалистической законностью и советскими законами. В условиях библиотеки такое пособие незаменимо: ведь в библиотеке могут быть если не все, то большая часть рекомендуемых здесь книг и статей. Для книжного магазина такое пособие полезно для расширения кругозора самого продавца

Широко распространяются так называемые малые формы пособий рекомендательной библиографии. Эти пособия рекомендуют лишь несколько книг и статей для точно установленной категории читателей.

Планы чтения - представляют собой списки книг в наиболее целесообразной последовательности. Обычно списку литературы предшествует краткая характеристика темы, указывается значение той или иной проблемы или вопроса.

Беседы о книгах - связный рассказ о книгах и проблемах, которым они посвящены. Беседы могут быть о нескольких или об одной книге.

Памятка читателю - рекомендует минимум литературы, связанной с памятной датой, узким вопросом.

Малые формы рекомендательной библиографии применяются в библиотеках в целях раскрытия фондов. Малые формы оперативны, удобны для индивидуальной работы. Их можно составлять непосредственно в библиотеке с учетом конкретного фонда и конкретного читателя. Они хорошо помогают формированию интересов читателей.

Обычно в пособиях рекомендательной библиографии на титульном листе указывается тип, к которым они принадлежат.

Роль рекомендательной библиографии в информационном обслуживании читателей

В этом семинаре приняли участие специалисты центральной, детской и сельских библиотек. На нем шел разговор об одном из важнейших направлений информационно-библиографической деятельности библиотеки - создании библиографических пособий различного вида и содержания.
"Рекомендательная библиография: современное звучание" - тема слайд-консультации библиографа районной библиотеки Решетняковой О. А. в которой она рассказала о том, какое значение имеет рекомендательная библиография для пропаганды книги и руководства массовым чтением.
Блок центральной детской библиотеки состоял из двух частей. Первая часть включала теоретический материал. Вниманию присутствующих была предложена слайд-консультация методиста по работе с детьми Еламковой Л. М. "Роль рекомендательных пособий "малой формы" в формировании читательских интересов детей", в которой она отметила, что именно пособия малых форм должны помочь своевременно донести до читателя информацию о новой литературе, о писателях, обо всем, что волнует молодое поколение. Консультация сопровождалась выставкой библиографических пособий "Панорама библиографических пособий", изданных детской библиотекой. Ведущий библиотекарь ЦДБ Блащенко И.В. провела мастер-класс "Библиографическое пособие: как создать?" Заведующие сельскими филиалами получили рекомендации по составлению библиографических пособий, а затем, разбившись на четыре команды, сумели за короткое время подготовить библиографические закладки к книгам-юбилярам 2013 года.
На семинаре был дан старт конкурсу на лучшее информационно- библиографическое пособие "Экологический портрет природы" среди библиотек МБУК "ЦБС", приуроченного к Году охраны окружающей среды.