Руководства, Инструкции, Бланки

руководство сколтеха img-1

руководство сколтеха

Рейтинг: 4.8/5.0 (1913 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Алло, мы ищем

Алло, мы ищем. Сколтех создает в России новую науку

За два с половиной года своего существования Сколтех (Сколковский институт науки и технологий) совершил существенный прорыв в переводе отечественного высшего образования «на новые рельсы». Проделан уже такой объем работ, который у иностранного партнера Сколтеха — Массачусетского технологического института (МТИ) — занял не одно десятилетие. И все же пришлось столкнуться с одной проблемой.

И вовсе не такой, какие обычно бывают в России: оборудование подкачало, креатива не хватает, деньги закончились. Нет, все есть! А будет еще больше: собственный кампус на 203 тыс. кв. метров с общежитиями для студентов и домами для преподавателей, библиотеками, столовыми, центрами научных исследований и лабораториями, оборудованными по последнему слову науки и техники, где созданы все возможности для продвижения бизнес-идей и реализации студенческих проектов в готовые продукты.

Не хватает только одного. «Нам нужны люди!» — заявляет президент Сколтеха профессор Эдвард Кроули.

Люди, а именно преподавательский состав высшего класса является «кислородом» любого учебного заведения, но Сколтеха — особенно. Они для инновационного института, как свежая артериальная кровь, постоянно циркулирующая по венам и наполняющая все органы жизнью, крайне необходимы, ведь от того, как и чему преподаватели будут учить здесь студентов, зависит будущее той самой новой российской науки. «Наша задача — привлечь в Москву лучших преподавателей и ученых, — отметил Эдвард Кроули. — От того, каких людей мы привлечем в течение ближайших пяти лет, будет полностью зависеть успех Сколтеха в ближайшие сто лет».

В наибольшей степени эти люди — профессора, доценты, руководители лабораторий, научные сотрудники и другие квалифицированные кадры — нужны для успешной работы ЦНИО (Центров науки, инноваций и образования), 6 из которых уже приступили к работе, а еще 9 планируются к открытию до 2020 года в таких областях, как биомедицина, космос, IT, ядерные технологии и энергоэффективность. Финансирование ЦНИО будет осуществляться из бюджетных и внебюджетных средств. Последние — это средства, полученные от промышленности, от частных спонсоров и доноров из международных агентств. «Планируется, что эта часть составит до 26 млрд рублей до 2020 года, — рассказала директор по коммуникациям Сколтеха Лилия Бойко. — Кроме того, в институте работает Центр предпринимательства и инноваций (ЦПИ), задача которого — интегрировать основные компоненты исследований и инноваций, находить инвесторов, создавать эффективные алгоритмы и процедуры для практической реализации научных проектов, оформления интеллектуальной собственности».

Особый интерес представляет деятельность, связанная с композитными материалами, нефтью и газом, электроэнергосистемами, так как она может удовлетворить потребность в проведении фундаментальных исследований, необходимых для развития ведущих промышленных отраслей в России.

Согласно концепции Сколтеха, ЦНИО — это площадка для международного сотрудничества. В каждом центре должны работать представители российского университета или института РАН, иностранного университета и Сколтеха. «То есть каждый исследовательский центр — такая вот тройка, под руководством которой работают порядка сотни сотрудников: профессора, исследователи, студенты, аспиранты, которые совместно решают стоящие перед их центрами задачи, — утверждает Эдвард Кроули. — Для многих людей, которых мы хотели бы видеть в числе наших сотрудников, сочетание в одном месте исследований, обучения и инноваций — это очень привлекательная идея. Вообще исследователи по всему миру верят в сильные стороны российской образовательной и исследовательской системы, как верю в них я. Так что для многих людей установить связь с российской образовательной системой представляет интерес».

Но помимо интереса многие иностранцы, к сожалению, испытывают и опасение переезда в «немытую» Россию, где «медведи по улицам ходят». «Многие наши нынешние зарубежные коллеги и партнеры, посетив инновационный центр «Сколково» и Сколтех впервые 2–3 года назад, не могли поверить, что в России есть ученые высочайшего международного уровня, — рассказывает Лилия Бойко. — Говорили, что были уверены — ничего, кроме буровых установок, в России нет!»

Однако сегодня ситуация меняется. Одним из первых был создан ЦНИО инфекционных болезней и функциональной геномики, который сегодня успешно ведет разработки в области создания инновационных белковых препаратов. «Я хотел поработать в России последний продуктивный период своей карьеры, — делится Юрий Котелевцев, заместитель директора ЦНИО. — Мне кажется, что мои знания и опыт могли бы быть полезны молодым людям, начинающим исследовательскую работу в России».

В Сколтехе у ученого появилась возможность стать обладателем гранта и начать новый цикл исследований, на которые не было надежды получить грант в Великобритании, где он работал последние 20 лет. «Я захотел быть ближе к своим детям, у которых сложилась успешная, хотя и не научная карьера в России, и вернуть по крайней мере внуков в лоно экспериментальной науки. А еще меня привлекла возможность работать с Виктором Котелянским (директор ЦНИО. — «Известия»), а также с коллегами в Бостоне (Дэн Браун), в Хьюстоне (Джеф Хортон), а также с Антоном Бернсом (Нидерланды), который возглавляет ЦНИО Сколтеха по исследованию стволовых клеток», — отметил Юрий Котелевцев.

Часть исследовательских центров внутри Сколтеха тесно ассоциирована с индустрией. Стратегическая задача таких центров — передача наработанных вместе с партнерами компетенций в российские компании, а также подготовка высококвалифицированных кадров. На базе ЦНИО формируются индустриальные консультативные группы, которые формулируют задачи от индустрии и влияют на формирование исследовательских программ. «Сейчас уже сформированы три программы: перспективные материалы и конструкции, добыча углеводородов и энергетические системы, — сообщил Иван Богданов, главный аналитик департамента по индустриальному сотрудничеству Сколтеха. — Среди партнеров — Объединенная авиастроительная корпорация, «Россети» и другие энергетические компании». В сотрудничество вовлекаются и студенты Сколтеха, начиная от ознакомительных лекций и заканчивая участием в исследованиях и прохождении стажировок.

Совсем недавно свою работу начал ЦНИО по изучению углеводородов, который наметил пять направлений развития: геомеханика, методы увеличения нефтеотдачи, пластовые флюиды, геофизика, резервуарное моделирование. «Во главе каждого из направлений будет стоять известный ученый, профессор с опытом работы в зарубежных университетах», — уверен Михаил Спасенных, заместитель директора «углеводородного» ЦНИО. Второй по значимости человек в направлении — ученый-практик, имеющий большой опыт решения научно-технических задач российской и зарубежной индустрии.

На остальные позиции — аспирантов, начинающих ученых, профессоров и преподавателей — будут приглашены яркие молодые ученые из России и из-за рубежа. «Всего мы должны в короткие сроки заполнить несколько десятков вакансий специалистов с научным и преподавательским опытом работы в различных направлениях нефтегазовой науки и инжиниринга», — подчеркнул Михаил Спасенных. По его мнению, Центры науки, инноваций и образования Сколтеха предоставляют широкие возможности для решения наиболее острых научно-технических задач, стоящих перед российской нефтегазовой индустрией, которые могут быть решены только при активном участии государства, индустрии и в сотрудничестве с зарубежной наукой и образованием.

Профессор Наталья Берлова, руководитель по работе с профессорско-преподавательским составом Сколтеха, отмечает, что у тех, кто сегодня придет на работу в Сколтех, есть уникальная в своем роде возможность: поучаствовать в создании уникальных грандиозных проектов «с нуля». Да, для этого требуются немалое мужество и большой энтузиазм, но ведь и дивиденды обещают быть огромными! «В первую очередь меня привлекла возможность построить новую лабораторию, — рассказывает Наталья Берлова. — А затем наладить взаимодействие между моей лабораторией в Кембридже и здесь. Процесс построения нового университета, участие в выборе научных направлений и структуры организации — все это необычайно увлекательно! Когда научные связи будут налажены и исследования начнут приносить интересные результаты, которые потом станут новыми проектами с большими перспективами, я буду считать, что мой приезд был не напрасен!»

Так каких же людей ищет Сколтех? «Мы хотим, чтобы это были либо молодые блестящие исследователи, либо очень успешные опытные ученые, находящиеся в середине своей карьеры», — отвечает на этот вопрос президент института Эдвард Кроули. — И мы нанимаем из разных стран очень известных и успешных директоров для этих центров: из США — из Техаса, Северной Дакоты, из Британии, из Голландии — бывший директор национального института рака Нидерландов». Также руководство Сколтеха настаивает на том, что все сотрудники инновационного института, которые претендуют на работу в исследовательских центрах, должны быть заинтересованы в инновациях. «Это не означает, что они должны быть экспертами в области инноваций, но они должны хотеть принимать в них участие, вписываться в культуру и программы Сколтеха», — подчеркивает Эдвард Кроули.

И, наконец, и это, пожалуй, самое главное, — они должны быть хорошими преподавателями. Главным продуктом, который производит любой уважающий себя вуз, являются высококомпетентные студенты. Кстати, сейчас их в Сколтехе около 70, а в 2020 году у нас будут обучаться до 1200 студентов и аспирантов.

По мнению Эдварда Кроули, национальность соискателя места преподавателя Сколтеха является одним из наименее важных критериев: «Речь идет о представителях мобильного международного сообщества работников знаний. Это люди, которые сегодня могут работать в Сингапуре, завтра — в Саудовской Аравии, Англии или в России. В XXI веке работники знаний очень мобильны. Так что национальность ничего не значит, нас интересуют опыт и достижения; мы хотим получить блестящих людей, влюбленных в свое дело и понимающих необходимость инноваций. В практическом плане мы должны перевезти этих людей в Москву. Идеальными кандидатами являются люди, принадлежащие к одному из трех типов. Первый — это такие, как ваш покорный слуга, которых можно назвать гражданами мира. Второй — русские, которые всю жизнь прожили в России. И третий — русские из диаспоры, которые в свое время уехали из России, но хотят вернуться».

Как показывает статистика, именно россияне, покинувшие родину в период массовой «утечки мозгов», сегодня наиболее заинтересованы в возвращении домой. Так что, you welcome, Сколтех ждет!

Другие статьи

Сколково и дирекция ЦРУ

Сколково и дирекция ЦРУ.

Администрируют российский Университет Сколтех (этакий Массачусетский Технологический ) — почему-то иностранцы. В том числе одним из сопредседателей Совета попечителей является (это не шутка! ) бывший директор центральной разведки США (на то время — фактический руководитель ЦРУ ) Джон Дойч.

Создалась парадоксальная ситуация — основной костяк учёных в Сколтехе составляют русские,для которых Сколтех — это долгосрочный проект и дело их жизни(люди возвращаются в Россию, привозят семьи, продают дома на Западе, собираются здесь жить и работать ), но практически все академическое руководство Сколтеха — это временщики-иностранц ы с полным отсутствием опыта работы в России и понимания российской действительности и российских приоритетов.

Они,возможно,неплохи е профессионалы(в том числе,возможно, и в разведке, как Дойч ), но одно дело строить университет в Саудовской Аравии или Сингапуре,где нет своих многовековых научных традиций,и совсем другое дело в России.

Достаточно посмотреть на состав академического руководства и многое становится понятно: первый проректор, проректор по образованию и председатель приёмной комиссии - два американца и швед .

Здесь же фактически имеет место вредительство, развал, потому что люди, управляющие университетом имеют краткосрочные, личные интересы,не имеющие связи с интересами Российской Федерации .
http://aftershock.su/?q=nod.

Да. Растительное масло можно измерять только в долларах.

-------------
Сообщение было проверено модератором. Нарушений не зафиксировано.

Они и учатся первый год-два в MIT

Terra (Terra) писал(а) в ответ на сообщение :

Дирекция ЦРУ. Извините, но это в первую очередь мои ученики.

Track-Dbf (Trickolog) писал(а) в ответ на сообщение :

> Дирекция ЦРУ. Извините, но это в первую очередь мои ученики
quoted1

Terra (Terra) писал(а) в ответ на сообщение :

Ну, студенты-то студенты, но зачем насиловать иллюзии до смерти!

Глава Комитета по международным делам Алексей Пушков прокомментировал появившуюся информацию о том, что ЦРУ поддерживало издание романа "Доктор Живаго", отметив, что это "убивает все иллюзии".

"ЦРУ признало, что поддерживало издание на Западе "Доктора Живаго" и его выдвижение на Нобеля. Это не принижает автора, но убивает все иллюзии", — написал депутат в своем микроблоге в Twitter.

Интересно, они и автора того?

"Доктор Живаго" - хорошая книга.

Terra (Terra) писал(а) в ответ на сообщение :

И автор красивый.

"Доктор Живаго". "депутат Живаго" Пономарёв, Илья Владимирович. Чем они там в Сколково занимаются? Да ещё с дирекцией ЦРУ.

Разве это плохо,что студенты год учатся в MIT?

Track-Dbf (Trickolog) писал(а) в ответ на сообщение :

Президент России - агент КГБ и директор ФСБ в прошлом )))

Terra (Terra) писал(а) в ответ на сообщение :

>
> Президент России - агент КГБ и директор ФСБ в прошлом )))
>
quoted1

Главное, к госкорпорации «Роснано» отношения не имел.

Иностранные инвесторы подали в суд на Чубайса.



Инвесторы неудавшегося проекта Nitol по выпуску поликремния для солнечных батарей подали иск к Анатолию Чубайсу, госкорпорации «Роснано» и ее дочерним структурам, требуя взыскать с них 10 миллионов долларов, пишет «Коммерсантъ».

Кипрская компания Neas Limited (владела 26 процентов Nitol) и ее владелец Андрей Третьяков обратились в суд Калифорнии. Из текста иска следует, что в 2004 году группа инвесторов включая Neas решили купить химический завод для производства поликремния и в 2005-2009 годах вложили в него около 300 миллионов долларов.

Истцы требуют привлечь «Роснано» и ее менеджеров к ответственности по тринадцати пунктам обвинения, включая нарушение закона США о борьбе с организованной преступностью и мошенничество, а также требуют компенсации прямого ущерба в 10 миллионов долларов.

В самой «Роснано» позднее поясняли, что в период с 2008 по 2012 год мировые цены на поликремний упали с 300-400 долларов до 16 долларов за килограмм. В результате в конце 2013 года глава «Роснано» Анатолий Чубайс заявил о закрытии проекта Nitol из-за нерентабельности.
http://news.rambler.ru/2994.

Нас интересует - не нарушает ли дирекция ЦРУ закона США о борьбе с организованной преступностью и не занимается ли мошенничеством?

А то. этот российский Университет Сколтех. дурнопахнущее начинание.

Track-Dbf (Trickolog) писал(а) в ответ на сообщение :

> Terra (Terra) писал(а) в ответ на сообщение:

>
>
> Дирекция ЦРУ. Извините, но это в первую очередь мои ученики.
>
quoted1

Какое цру?
Сколковский институт науки и технологий (Skolkovo Institute of Science and Technology) — это негосударственный технологическо-предпринимательский университет. Миссия Сколтеха будет заключаться в обучении студентов, создании знаний и развитии технологий для решения ключевых научных, технологических и инновационных задач. Сколтех будет располагаться на территории Сколково.

Просто коммерция на почве высшего образования и ничего более.

Z_O_V (Z_O_V) писал(а) в ответ на сообщение :

>
>
> Какое цру?
> Сколковский институт науки и технологий (Skolkovo Institute of Science and Technology) — это негосударственный технологическо-предпринимательский университет. Миссия Сколтеха будет заключаться в обучении студентов, создании знаний и развитии технологий для решения ключевых научных, технологических и инновационных задач. Сколтех будет располагаться на территории Сколково.
>
> Просто коммерция на почве высшего образования и ничего более.
>
quoted1

Ничего более. Нас интересует - как часто пропадают гуси в городе Москва и области? Ведётся ли такая статистика?

Как объяснил Forbes Пономарев, это была серия лекций, семинаров и конференций, на которых он рассказывал, что происходит в России с точки зрения инновационной экосистемы. По словам депутата, во время лекций проводились мозговые штурмы, целью которых было «определить, что надо сделать, чтобы люди открывали здесь предприятия, не уезжали из России и возвращались сюда». «Частично эта работа проводилась в России и частично — в других странах, — говорит Пономарев. — В частности, помимо российских вузов эти лекции читались в США, Израиле, Финляндии, Южной Корее, Японии, Малайзии и так далее».

Пономарев говорит, что на основе лекций готовились разные аналитические бумаги, вносились поправки в законодательство. «В частности, в прошлом созыве Госдумы было принято несколько законов на эту тему», — объясняет депутат. С результатами своей деятельности он также связывает привлечение в «Сколково» более 850 резидентов. «Это все прямой результат проведенной работы. И с точки зрения цен эта работа стоила раз в 10 меньше, чем за нее заплатил бы какой-нибудь Ernst & Young. Так что мы еще и прилично сэкономили », — уверен Пономарев.
http://m.forbes.ru/article.

Следственный комитет обвинил вице-президента «Сколково» в незаконной передаче депутату Пономареву $750 000 из средств фонда «Сколково». Парламентарий факт получения суммы не отрицает, но уверяет, что все было сделано по закону.

"Эконом Живаго" Пономарёв, Илья Владимирович, - классический марксист.

Track-Dbf (Trickolog) писал(а) в ответ на сообщение :

> Z_O_V (Z_O_V) писал(а) в ответ на сообщение:

>>
>>
>> Какое цру?
>> Сколковский институт науки и технологий (Skolkovo Institute of Science and Technology) — это негосударственный технологическо-предпринимательский университет. Миссия Сколтеха будет заключаться в обучении студентов, создании знаний и развитии технологий для решения ключевых научных, технологических и инновационных задач. Сколтех будет располагаться на территории Сколково.
>>
>> Просто коммерция на почве высшего образования и ничего более.
>>
quoted2

>
>
> Ничего более. Нас интересует - как часто пропадают гуси в городе Москва и области? Ведётся ли такая статистика?
>
> Как объяснил Forbes Пономарев, это была серия лекций, семинаров и конференций, на которых он рассказывал, что происходит в России с точки зрения инновационной экосистемы. По словам депутата, во время лекций проводились мозговые штурмы, целью которых было «определить, что надо сделать, чтобы люди открывали здесь предприятия, не уезжали из России и возвращались сюда». «Частично эта работа проводилась в России и частично — в других странах, — говорит Пономарев. — В частности, помимо российских вузов эти лекции читались в США, Израиле, Финляндии, Южной Корее, Японии, Малайзии и так далее».
>
> Пономарев говорит, что на основе лекций готовились разные аналитические бумаги, вносились поправки в законодательство. «В частности, в прошлом созыве Госдумы было принято несколько законов на эту тему», — объясняет депутат. С результатами своей деятельности он также связывает привлечение в «Сколково» более 850 резидентов. «Это все прямой результат проведенной работы. И с точки зрения цен эта работа стоила раз в 10 меньше, чем за нее заплатил бы какой-нибудь Ernst & Young. Так что мы еще и прилично сэкономили», — уверен Пономарев.
> http://m.forbes.ru/articl.
>
> Следственный комитет обвинил вице-президента «Сколково» в незаконной передаче депутату Пономареву $750 000 из средств фонда «Сколково». Парламентарий факт получения суммы не отрицает, но уверяет, что все было сделано по закону.
>
> "Эконом Живаго" Пономарёв, Илья Владимирович, - классический марксист.
>
quoted1

Ты сам когда нибудь в Сколково бывал?

Z_O_V (Z_O_V) писал(а) в ответ на сообщение :

Извините, но нарушением закона США о борьбе с организованной преступностью и мошенничеством не занимаюсь.

К чему мне подобные визиты?

Сколковский институт науки и технологий

Страница

Чтобы подписаться, Вам необходимо войти .

Информация

Об организации: Сколковский институт науки и технологий – негосударственный образовательно-исследовательский институт, который находится в Сколково (Россия, Московская область). Показать полностью…

Созданный в 2011 году при участии Массачусетского технологического института (MIT), Сколтех готовит новые поколения исследователей и предпринимателей, продвигает научные знания и содействует технологическим инновациям с целью решения важнейших проблем, стоящих перед Россией и миром.

Институт строит свою работу, опираясь на лучшие традиции российских и международных образовательных и исследовательских практик, делая особый акцент на предпринимательской и инновационной деятельности.

Миссия Сколтех заключается в обучении студентов (MSc и PhD), создании знаний и продвижении технологий для решения ключевых научных, технологических и инновационных задач как в России, так и во всём мире. Веб-сайт: www.skoltech.ru Дата основания: 25 октября 2011

Другое Действия

Алексей Ситников: Из чего сделан Сколтех

Из чего сделан Сколтех

На этой неделе в Москве завершилась Международная школьная научная конференция «Лифт в будущее», в которой несколько молодых ученых-биомедиков из Сколтеха выступили экспертами. О том, как за три года из идеи создать активно действующий институт мирового уровня – в интервью сАлексеем Ситниковым, вице-президентом по развитию Сколковского института науки и технологий.

Сколтеху – Сколковскому негосударственному магистерскому институту науки и технологий – скоро уже три года…

Алексей Ситников: Да. 25 октября 2011 года, в день Октябрьской революции по старому стилю, мы получили документы об учреждении института, а 26-го, во время президентской комиссии по модернизации, в присутствии Дмитрия Медведева подписали соглашение с MIT (Massachusetts Institute of Technology) о сотрудничестве с фондом «Сколково» и Сколтехом.

Рядом со словом «Сколково», как правило, стоит слово «амбициозный». У Вас были амбициозные цели и задачи при создании Сколтеха?

Создание нового института в любой стране, в любом городе, в любой отрасли - это всегда очень высокоамбициозное предприятие. Одно дело - управлять действующим институтом и как-то его развивать, а создавать с нуля - очень трудно. Когда ты начинаешь, недостаточно только идеи, концепции - нужно создать сообщество, нанять профессоров и принять студентов.

Привлечь профессоров и студентов «в чистое поле» очень трудно, поэтому приходится для каждой группы вырабатывать те ценностные предложения, которые бы их привлекли. И самое главное, нужно делать все это параллельно и одновременно. Если жизнь обычного университета, я бы сказал, крайне расслаблена и небыстра: профессора занимаются наукой, студенты учатся, сотрудники работают, то в случае Сколтеха - это бешеный стартап с очень высокой степенью неопределенности. Она сохраняется до выхода университета на проектную мощность. И первый выпуск студентов становится точкой отсчета следующего этапа.

У нас большой выпуск будет в следующем году. Магистерская программа рассчитана на два года, но первая группа Сколтеха провела один пилотный год в MIT, поэтому у них получилось три года. Они, по идее, уже выполнили программу обучения, но формально дипломы получат в следующем году.

Сделать все одновременно очень непросто, и не потому, что нужно много денег. Деньги здесь даже не самый главный определяющий фактор, потому что профессора едут не за деньгами - они едут за атмосферой, за условиями, за хорошей «тусовкой» таких же, как они, представителей научного сообщества. И чтобы привлечь профессоров, все эти условия необходимо создать.

Получается история яйца и курицы, и, тем не менее, спустя 2,5 года активной работы (учитывая, что первые полгода мы занимались оргвопросами), у нас уже 39 профессоров, 80 магистров и еще несколько десятков PhD-студентов. К концу этого года у нас будет около 250 студентов (и магистров, и PhD), и мы постепенно будем выходить на нашу проектную мощность: 1200 магистров и аспирантов.

На сегодняшний день мы имеем 6 работающих Центров науки, образования и инноваций. Это значит, у них есть директора, профессора и студенты. Все, кто работают в Сколтехе, - исследователи, кроме администрации и обслуживающего персонала. До конца года у нас будет 10 этих центров (из спроектированных 15). Все, конечно, зависит от того, как эти центры будут развиваться, но мы идем по плану и постепенно преодолеваем период первоначальной неопределенности, потому что как только в университете появляются живые люди, помимо чиновников и администраторов, он начинает «выглядеть, звучать и пахнуть» как университет. Это значит, что идет нормальная работа.

Сегодня закончилась так называемая мастерская инноваций (Innovation Workshop), которая проходила с 23 июля. Это та реальная методика, с которой мы подходим к обучению студентов. На вопрос, можно ли научить предпринимательству, мы говорим: «Да, можно». Практику проектного подхода, который сегодня реализуется в Innovation Workshop, мы переняли от MIT. Два года эта мастерская проходила у них, на третий раз мы с их помощью ее реализовали здесь. Сейчас вся работа по подготовке и проведению этого мероприятия идет в Сколково.

Проф. Зафер Гюрдал, директор Центра по перспективным конструкциям, проектирует мост из высокопрочных макарон

Многие спрашивают: «Как вы учитесь у MIT?». Вот так и учимся. Началась отгрузка первых образовательных курсов по контракту с MIT. Это большие пакеты, включающие много материалов, которые разработаны совместно их и нашими профессорами. Курсы будут преподаваться один раз сначала, соответственно, профессором MIT, а затем уже нашим профессором.

Преподавание ведется на английском?

Все на английском. Мы создаем институт, который будет отвечать таким же требованиям качества, какие предъявляются к MIT или к любому другому ведущему вузу мирового уровня. Это та практика, которую мы реализуем.

Чего не было в российских вузах, почему понадобился Сколтех?

Много чего не было, и много чего нет. Прежде всего, ни в одном нашем вузе в полной мере не был реализован подход к совмещению образования и инноваций. Наши вузы занимались, в основном, преподаванием, а институты и академии - исследованиями. А чтобы на выходе иметь лучший продукт, должна быть смычка между исследованиями и образованием. Это европейская традиция. Сейчас наши научно-исследовательские вузы, которые участвуют в программе «5 в100» за выход в рейтинг лучших мировых вузов, занимаются объединением образования и исследований. Сколтех же идет чуть дальше и еще подтягивает к этому инновации и предпринимательство.

Это значит, что у нас в учебный процесс заложено одновременное изучение как профильных, предметных дисциплин, так и методов коммерциализации, способов создания продукта. Это изначально зашито в модель. И в этом смысле мы отличаемся.

Второе - это крайне высокая степень интернационализации и включения с самого начала Сколтеха в мировую научную цепочку. Наши ЦНИО - Центры науки, инноваций и образования - изначально создаются партнерскими между Сколтехом, международными и российскими партнерами. Такой степени интеграции научных программ с зарубежными научными центрами нет ни у одного вуза. Есть отдельные очаги, но так, чтобы это было основанием целого института, такого нет.

Это сразу же предполагает междисциплинарность исследований, которые проводятся в рамках центров - сегодня невозможно отделить биомедицинские исследования от информационных технологий. То же самое с IT и энергетикой, с IT и космосом. В рамках этих центров мы реализуем полидисциплинарный и междисциплинарый подходы при организации прикладных научных исследований. И здесь упор на слово «прикладные», потому что фундаментальной наукой мы не занимаемся, нет такой задачи. Есть задача сделать прорыв именно в области прикладных исследований, а еще более узкая - коммерциализация результатов прикладных исследований на всех уровнях.

Две наши студентки участвовали в июле в большой конференции - Esri User Conference в Сан-Диего и презентовали свой стартап. У Сколтеха там был свой стенд. Это уже проект, который родился у наших студентов под руководством наших профессоров, и он сейчас выходит на рынок, будет искать финансирование и дальше развиваться уже как компания. Это идеальный путь рождения инновационных проектов.

Часто можно услышать претензии к вузам, к Академии наук, что люди занимаются чем-то нужным, но не могут об этом рассказать. Как популяризация вписана в учебный процесс?

В силу имеющихся возможностей мы рассказываем о проектах наших студентов. В начале июня на конференции Startup Village, организованной фондом «Сколково», с которым мы тесно сотрудничаем, у Сколтеха был собственный стенд. Одну из разработок - напечатанный на 3D-принтере квадрокоптер - наш инженерный клуб презентовал Дмитрию Медведеву, который обещал запустить его дома.

Это не просто игрушка, это оригинальная конструкция, которая стала результатом включения в учебный процесс специального курса инженерного образования. В данном конкретном случае эта конструкция может взлетать как квадрокоптер, а потом разворачивать винты перпендикулярно земле и лететь как самолет, за счет этого развивая намного большую скорость, чем обычный квадрокоптер. Это фактически беспилотник с самым широким спектром применения в народном хозяйстве, в рекогносцировке, в наблюдениях за местностью и т.д. Этот проект родился из идеи на одном из курсов, который преподается в Сколтехе для магистров.

Есть еще целый ряд таких уже существующих полезных проектов, абсолютно прикладных, которые привлекают финансирование. Некоторые из них выставлены у нас в Гиперкубе. Кроме того, в рамках Startup Tour по 27 городам России (мероприятие, которое предшествовало Startup Village), мы активно популяризировали и наш подход, и наши планы.

Еще мы очень активно работаем с университетами по реализации программы нового подхода к инженерному образованию CDIO (расшифровывается как Conceive, Design, Implement, Operate - придумай, спроектируй, реализуй и управляй). Это совершенно новый подход, это мировое движение. В него вошел целый ряд российских вузов, и Сколтех является оператором программы CDIO в России. Мы запускаем программу, а дальше вузы уже самостоятельно ее реализуют.

Также мы активно продвигаем и уже осенью начнем реализацию программы по дистанционному обучению на специальных инженерных курсах, используя ресурсы РЭШ и других ведущих мировых провайдеров контента. Мы будем адаптировать эту программу: переводить на русский язык и предлагать этот контент в качестве курсов для студентов в индивидуальном порядке вузам-партнерам, среди которых Физтех, ВШЭ, томский Политех и другие ведущие инженерные вузы. Потом члены этого консорциума сами станут провайдерами и создателями контента, курсов.

Таким образом, мы реализуем не модель MOOC (Massive Open Online Course) - массового онлайн-курса, а модель SPOC (Small Private Online Course) - специализированный онлайн-курс. В каждом вузе свой, местный преподаватель будет вести эту группу. Таким образом, мы связываем ресурсы и приводим сюда лучшие из лучших.

Ориентируется ли Сколтех на реальные отрасли промышленности?

В проекте развития Сколтеха в рамках подпрограммы «Инновационно-экономическое развитие и инновационная экономика», которая отчасти финансирует наш проект, есть специальные показатели по взаимодействию с индустрией и лучшим инновационным практикам. Это тоже тот аспект обучения, который не реализуется активно нашими вузами.

Мы поворачиваемся лицом к промышленности и говорим, что мы готовы включать предпочтения и пожелания промышленности в структуру развития наших центров. Из шести центров, которые у нас уже работают, три сделаны в очень близкой кооперации с промышленностью. Это Центр по композитным конструкциям и материалам (в сотрудничестве с Объединенной авиастроительной корпорацией), Центр по нефти и газу (в сотрудничестве с «Газпромнефтью» и рядом других нефтяных компаний) и Центр по энергосистемам (в сотрудничестве с En+и корейской KEPCO). Мы не просто говорим, что вы участвуете в наших процессах - мы непосредственно включаем этот проект, который мы выполняем в рамках развития центра, для индустрии. Но это не работа под заказ, университет - это не заказная лаборатория.

Во всем мире теперь модель открытых инноваций намного более популярна, чем модель внутренних, собственных, корпоративных исследовательских лабораторий. Мы полностью следуем этой модели и включаем предпочтения индустрии в нашу программу. Есть задачи, и мы формулируем способы их решения и предлагаем в ходе этого еще и получение исследовательского результата, который будет не только синергетичен к изначальным предпочтениям промышленности, но и пойдет на пользу и нам, и ей.

Может быть, звучит немножко пафосно, но если мы сможем что-то создать в Сколтехе, что поможет людям жить здоровее, дольше и богаче, то мы будем очень довольны, потому что это будет означать достижение наших настоящих целевых показателей. И та же самая миссия, кстати, у остального Сколково: стартапы, которые работают в Сколково, работают именно ради этого.

Вы спросили, чем мы отличаемся от университетов. Вот это тоже нас отличает, и другие тоже к этому придут. Реформировать текущие университеты намного сложнее, чем создавать их с нуля.

Но и дороже, наверное.

Дороже в смысле трудозатрат людей и сопротивления. Университеты живут столетиями. Они именно поэтому живут столетиями, что они очень консервативны и не подвластны изменениям, которые разрушают тонкую организацию научной работы или вносят хаос в спокойную жизнь профессорско-преподавательского состава. Когда ты делаешь что-то с нуля, все поддается дизайну. Пусть мы каждый день совершаем ошибки и пытаемся их исправить, но мы можем позволить себе больше свободы и экспериментов без нанесения какого-либо ущерба академической свободе либо спокойствию профессоров.

Вы сказали, что Сколтех – это, в каком-то смысле, полигон. Я знаю, что вы учились в Стэнфорде, работали в РЭШ и разработали концепцию вместе с MIT. Какие факторы вы считаете основополагающими, определяющими успешность вуза?

Самый главный ресурс любого университета - это студенты. То, что делает Стэнфорд, то, что делает РЭШ, то, что делает Сколтех - это изначально крайне клиентоориентированное отношение к студентам, и не потому, что это товар, который мы производим, а потом продаем на рынке, устраиваем на работу, хотя и это тоже.

Мы говорим о долгосрочной перспективе, но это закладывается сейчас. Если не будет студентов, которые, вспоминая о двух или трех годах, проведенных в институте, будут делать это с удовольствием, и если не будет выпускников, которые в результате смогут либо найти удачную работу, либо создать собственную компанию, либо каким-то другим образом добиться успеха, в конечном счете, организация умирает.Именно эти люди делают репутацию, престиж, привлекательность и успешность любого образовательного и научного учреждения, тем более такого необычного, как наше. Вот эти общие принципы реализуются во всех успешных заведениях, к которым я однозначно отношу и MIT, и Стэнфорд, и РЭШ. И в Сколтехе мы все делаем для того, чтобы эти принципы были реализованы.

Следующий краеугольный камень любого университета - это профессора. Без хороших профессоров не будет успеха студентов. Мы стараемся придерживаться принципа, что в университете главные люди - это профессора и студенты, а не администрация или какой-то другой орган. Это то, что, опять же, определяет успех всех ведущих мировых вузов. Это однозначно сделало успех РЭШ, которая привлекла лучших выпускников, молодых экономистов со всего мира.

Третий крайне важный принцип - это культура. Я понимаю под этим этические принципы, принципы взаимоотношения внутри, отношение друг к другу, отношение к внешним партнерам и т.д. Это то, что отличает все ведущие вузы, такое достоинство, с которым организации ведут себя как внутри, так и снаружи.

Последним из важных я бы определил структуру управления и то, что называется громким слово governance или корпоративное управление, хотя мы не корпорация. Значение Попечительского совета для вуза крайне велико просто потому, что в сравнении с коммерческим предприятием у вуза нет конкретной миссии по извлечению прибыли. В коммерции все просто - компания работает, извлекается прибыль, Совет ее распределяет, определяет дивиденды, и менеджер получает или не получаетбонусы в зависимости от величины прибыли. Все крайне просто.

В нашем случае (и в случае любого вуза) очень трудно определить, что такое прибыль, и поэтому трудно определить миссию,охранять эту миссию и направлять. Это и делает Попечительский совет, каждый член которого является независимым. Он представляет не чьи-то интересы, как в случае с акционерами общества, а именно себя в качестве попечителя этого учебного заведения. Каждый вносит свой вклад в силу своего опыта, и люди крайне богатые, крайне занятые, крайне уважаемые работают на очень активной основе для того, чтобы то, о чем они пекутся, было бы успешно. Это такой коллективный разум, и роль его трудно переоценить. Поскольку я был ответственным секретарем Совета в РЭШ и здесь, я вижу очень много сходств в роли Советов.

Более того, совет очень важен для интерфейса вуза с индустрией, с донорами, с любыми внешними партнерами, которые знают и понимают ценность корпоративного управления. Если они видят в партнере похожие черты, то относятся к нему с гораздо более высокой степенью доверия. Вот этого фактора пока нет во многих российских вузах. Нет, потому что это приходит со временем и требует постоянной поддержки от всего сообщества того или иного университета, чтобы это было не фасадным мероприятием, а было реально работающим органом. Совет в РЭШ и в Сколтехе работает фактически как Совет директоров, и это очень важное новшество для нас, для российской практики, которое мы находим очень полезным.

Я выделил основополагающие факторы, которые определяют стабильность, успешность перспективность развития того или иного вуза, все остальные, а их еще огромное количество, – вторичны.

В Сколтехе есть что-то такое, чего нет в MIT?

Интересный вопрос. Трудно ответить. Во-первых, там нет замечательных студентов, которые есть у нас. У нас есть очень хорошие студенты, работаюточень хорошие преподаватели. MIT, который помогает нам в поиске профессоров, отмечает, что они могли бы получить предложение от MIT, но поскольку мы этим занимаемся, они приходят к нам.

Одно из зданий кампуса MIT

У нас есть другие вещи, отличающиеся от тех, которые есть в MIT. Я бы сказал, что у нас больше возможностей по раскрытию потенциала междисциплинарных и когнитивных исследований. Потому что MIT при всем его великолепии - это более или менее традиционный, состоявшийся 150-летний вуз. Финансирование по факультетам как бы определяет рамки и строгие границы. У нас - не по факультетам, поэтому у нас намного более свободное общение между разными профессорами, что позволяет им быть более междисциплинарными. Например, в MIT все междисциплинарные направления некоторым образом вынесены за рамки структуры самого MIT. Есть целый ряд специально созданных междисциплинарных институтов - Институт изучения рака им. Коха и другие. Мы же это изначально делаем внутри, то есть не строим границ, которые потом надо будет разрушать ради успеха. Сколково - это не MIT.

Если взять нашу территорию, то она очень привлекательна и интересна именно с точки зрения градостроительного процесса,организации и сосуществования сообщества. MIT находится в городе, там очень большая скученность и плотность, что, в общем-то, неплохо, потому что близко все, удобно, но все построено давно. Мы же строим новое, поэтому я считаю, что наши условия для жизни, работы и учебы будут лучше, чем в MIT.

Будущий кампус Сколтеха

То, что вы рассказываете про отношения с MIT, это ведь, скорее, сотрудничество, а не отношения учитель-ученик?

Мы прошли фазу учитель-ученик, которая была совершенно оправдана. В буквальном смысле слова мы пропустили почти весь управленческий состав Сколтеха через MIT по программе специальной переподготовки. Нам нравится культура MIT в широком смысле, его дух, а дух путешествует только с людьми, его невозможно в баночку положить, закрыть, а потом открыть.

Мы завершили процесс построения основы: сейчас мы работаем с MIT по линии профессор-профессор, студент-студент в рамках трех центров (из шести), сотрудничающих с MIT, занимаемся совместными исследованиями, разрабатываем академические курсы, наши студенты проходят там краткосрочные стажировки, студенты MIT приезжают сюда, профессора некоторые приезжают сюда и преподают вместе с нашими. Идет нормальное сотрудничество двух вузов.

Вы за три года вышли на этот уровень?

Да, но это заложено проектом: изначально контракт с MIT был на три года. Мы его продлили на год, и, в зависимости от результатов, которые получим, может быть еще продлим. Но задачи по созданию и непосредственно организации института мы выполнили, а теперь нужно наполнять структуру содержанием.

Какой у вас профессорско-преподавательский состав? В основном, российские преподаватели?

Разные. Есть иностранцы, есть русские. Мы не делаем различия, для нас главное - качество и баланс, я бы сказал. Есть молодые профессора, есть уже состоявшиеся, известные – это директора Центров. Но их всех объединяет то, что они решили для себя, что работа в таком новом институте, как Сколтех, для них интересна и привлекательна в смысле и научных, и общественных интересов.

На каких условиях вы с ними работаете?

Обычное трудоустройство, они работают на полную ставку.Контракты самые разные. Мы реализуем принцип пожизненного контракта, то что в Америке называется tenure.Но пока мы молоды, поэтому все молодые преподаватели идут на tenuretrack, то есть по пути к tenure, а те, кто постарше, они уже с tenure принимаются. Мы также работаем вместе с Министерством образования и науки над тем, чтобы иметь возможность предоставлять tenure - это должна быть опция для профессора в долгосрочной перспективе. В полномсоответствии с требованиями нашего законодательства, мы берем преподавателей на трехлетний контракт. Для иностранцев-неграждан России - это трехлетний контракт и разрешение на работу. Но это не проблема, при необходимости мы их продлеваем.

Все преподаватели у нас работают full-time. Мы не верим, что можно построить университет на парт-таймерах, это невозможно. Это то, что убивает культуру.

С какими сложностями пришлось столкнуться в процессе реализации идеи Сколковского института науки и технологий?

Самое сложное - и мы еще этого не достигли - это создать правильную культуру. Наше главное опасение - свалиться в культуру государственных вузов, корпораций или госкорпораций, в бюрократическую организацию процесса. Для нас важно, чтобы профессор, вернувшись из командировки и делающий авансовый отчет, у которого не по той форме оформлен документ, не получал в ответ от бухгалтерии «идите и найдите», а получал бы вопрос «как мы можем помочь решить Вашу проблему?». Иное же отношение убивает на корню всю задумку по созданию международного университета высокого качества.

В сознании человека очень важно переключить этот тумблер с «нельзя» на «что можно сделать, чтобы получить». Это другая культура, культура открытости, если хотите, готовности пойти навстречу, помочь найти решение. Это крайне трудно организовать у нас, потому что люди приходят с багажом определенного опыта. А все остальное - планирование, финансирование, KPI - это все ерунда, это все вторично.

Мы пытаемся сейчас автоматизировать эти процессы настолько, насколько можем. У нас электронный документооборот. Мы хотим, чтобы все документы были в порядке, но чтобы профессор не замечал, как это получается, поэтому мы разными способами пытаемся оградить профессоров от бюрократии.

Профессор - это тонкая структура. Я работаю в системе обслуживающего персонала института достаточно давно, и я эту картину понимаю. И при всех прочих равных найти на рынке хорошего бухгалтера намного проще, чем найти на рынке хорошего профессора. Я не циник, но это так. В бизнесе если брать ключевых людей - CFO, CEO, COO - это то, что для нас профессор, то есть потеря кого будет нам дорого стоить.

Обсудите в соцсетях