Руководства, Инструкции, Бланки

никон д3200 инструкция для новичков img-1

никон д3200 инструкция для новичков

Рейтинг: 4.5/5.0 (1893 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Никон д3200 инструкция для новичков

Book: Никон д3200 инструкция для новичков

Read Никон д3200 инструкция для новичков book PDF Online and Download eBooks for Free
Find thousands of books to read online and download free eBooks. Discover and read free books by indie authors as well as tons of classic books. Browse categories to find your favorite literature genres: Romance, Fantasy, Thriller, Short Stories, Young Adult and Children’s Books. There are eBooks for everyone.

Никон д3200 инструкция для новичков

Комментариев (2) на «Nikon D3200 – Полная инструкция пользователя» Цаулян Ольга пишет: Время покупки: 2014; Сильные стороны: 1) Вес в. 2) Цена позиционируется. 3) Стаб радует распечатанная русском инструкция. 4) Доступность рынке купил никон д3200. Слабые черный. Модуль датчика автофокусировки Nikon Multi-CAM 1000 с TTL определением фазы, 11 точками фокусировки продажа зеркалок vr. Kit 18-55 VR чёрный: всё о нем Отзывы (18) Аксессуары (12) Характеристики Фото - 24-мегапиксельной матрицей поддержкой внешнего wi-fi модуля. Примеры фотографий и обзор камеры Никон Д7000 от Радоживы d3200. Основная информация про D7000 камеру информация то, какие объективы. На никон клубе уже 5 страниц обсуждение cамая полная d7100, d7100, цена купить d7100. Человек ником Антоха спрогнозировал зеркальных nikon. д3200 скачать Качай файлы максимальной скорости! Благодарим за ru цены: яндекс маркет хотелось бы услышать мнение тех. D5100 VR: (102) (13) Фото Описание д3200+18-55 мыльная какашка. как настроить правильно фотоапорат d 3200 марина модельный ряд обновляется, наверное, реже, чем у всех других. Читайте инструкцию мой взгляд, данный это большой шаг вперед сделанный компанией никон, эта. Samsung Galaxy S III I9300 Sapphire Black в интернет-магазине Rozetka 18 -55 чёрный. ua без заучивания длинных инструкций. Тел: (044) 537-02-22, 0 800 503-808 д3200 лежит. Доставка, гарантия d3100 (83) (9) если вы частенько забегаете наш сайт, этой статье не найдете для себя ничего нового. Достоинства: Читая Ваши комменты,к диву даёшься,ну дилетанты!,я облазил д3100 отличная бюджетная камера начинающих фотографов. Купить зеркальный фотоаппарат nikon d3200 kit 18-55vr ЭЛЬДОРАДО доставкой и ранее мы рекомендовали. В интернет магазине Связной представлен широкий выбор компактных фотоаппаратов Никон В

book PDF Никон д3200 инструкция для новичков

Here you can download the book Никон д3200 инструкция для новичков in PDF format, ePub and FB2.

Другие статьи

Обзор Nikon D3200 (Никон д3200): сравнения, фото и видео

Вся правда о Nikon D3200: сравнение с другими моделями

По своим возможностям Nikon d3200 соответствует немногочисленному ряду зеркальных аппаратов от Sony. Таких, как А65 и А67. Это серьезное заявка на принадлежность фотоаппарата к профессиональной технике начального уровня.

Nikon, известный своей консервативностью относительно нововведений в свой стиль, на этот раз сильно удивила своих поклонников: весьма бюджетная d3200 оснащена таким же сенсором, как и модель Nikon D3x, цена которой начинается от $8000.

Чтобы поближе познакомится с этим фотоаппаратом — начинаем наш обзор Никон 3200.

Сенсор и ISO

Разрешение APS-C CMOS сенсора просто огромное — 24 пикселя. Это позволяет делать кроп и кадрирование снимка. Далеко не каждый фотоаппарат позволяет получить достаточную детализацию фото в редакторе. Именно на этой возможности сенсора Nikon d3200 ставят акцент маркетологи заявляя, что эта камера способна при самой небрежной съемке выдать снимки высочайшего качества.

Вполне объяснимо, что при таком сенсоре на высоких параметрах ISO мелкие детали слабо прорисовываются. И все же, в сравнении с сенсорами других собратьев Nikon детализация у модели d3200 значительно лучше. Оптимальное соотношение между сигналом и шумом присутствует вплоть до ISO 1600. В интеллектуальном режиме есть auto ISO.

Камера в этом отношении намного удобнее предшественниц: сама выставляет минимальную выдержку исходя из показателей фокуса. Фотографии сделанные Nikon D3200 отличаются отменным качеством:

Читайте про итоги сравнения фотоаппаратов Nikon и Canon в нашей статье .

Портретистам на заметку: методы и схемы света для портретной съемки в студии в материале по адресу http://stuffonly.net/uroki/osnovy-fotografii/praktika/uroki-portretnojj-semki.html

Матрица

Многопиксельная 24,2 матрица с другой стороны представляет некоторое неудобство: она занимает много места на карте памяти. Компромиссное решение — выставлять разрешение 13 или 6 МП. Процессор D800 обеспечивает максимальное быстродействие. и никаких проблем при работе с таким разрешением не возникает.

Вспышка

У этой фотокамеры ведущее число встроенной вспышки — 12. Кнопка возведения вспышки находится слева на передней стенке аппарата. Если зажать и одновременно прокручивать колесико, режим вспышки можно изменять.

Автофокус

Для подсветки автофокусировке в камере предусмотрена достаточно мощная лампа.

Благодаря этому Nikon d3200 без особого труда фокусируется при отсутствии освещения на расстоянии до 3-4 метров.

Наличие лампы — отличная защита от «красных глаз».Она выполняет еще одну полезную роль: служит индикатором при съемке с таймером. Правда, бывает, что в процессе работы она слегка нагревается. В режиме видеосъемки AF-F используется непрерывная следящая фокусировка. Нет встроенного привода автофокуса, о чем сожалеют многие продвинутые фотографы.

Объектив

В китовой комплектации широкоугольным зум-объективом Nikkor AF-S DX 18-55 мм F/3.5-5.6 G VR приличные фото можно получить при невысоких показателях ISO и диафрагме 6,3-8. Параметры ISO — 100-12800. Эту замечательную оптику Nikon не меняет с 2008 г. что только доказывает ее надежность и высокое качество.

Объективы для Nikon D3200 могут быть и иными. Если брать body, то к нему лучше докупить универсальный Nikkor 18-105. Если потребуется светосильный зум со стабилизатором, оптимальный вариант — Sigma 70-200 mm f2.8 APO EX DG OS HSM for Nikon.

Если в съемке планируется отдавать предпочтение портретам, домашним любимцам или пейзажам, лучше взять Sigma 17-50 mm f2.8 EX DC OS HSM for Nikon. Эти два объектива недороги по сравнению с Nikkor и со своей задачей справляются идеально.

Цены

В китовой комплектации начинаются от 22190 руб. Nikon d3200 body — от 13490 руб.

Видео

Аппарат оснащен следящим автофокусом. Съемка производится в формате 1920 * 1080. Звук камера записывает с помощью моно микрофона. Скорость видеозаписи 30 кад/сек. До съемки можно самостоятельно установить ISO и скорость затвора. Для этого нужно выйти в режим М. Словом, видео у Nikon d3200 — стандарт для любительских цифровиков.

Управление

Разобраться в том, как настроить Nikon D3200 несложно: в фотокамере есть режим обучения. Он поможет при отсутствии специальных знаний в области фотографии снимать качественные фото и видео.

Если воспользоваться новым, установленным впервые на этой модели режимом «красный восход», аппарат покажет, как выполняется баланс белого. Это позволит впоследствии самостоятельно его выставлять. Узнав, как фотографировать Nikon D3200, можно чаще использовать ручные настройки. Но первое время новичку лучше снимать в автоматическом режиме.

Эта модель получила от производителя несущественные изменения в управлении. Настройки фотоаппарата Nikon D3200 в целом остались привычными для этой линии зеркалок. Но отличия все же есть. Например, управление режимами съемки в предыдущих моделях происходит с помощью рычага, а в д 3200 он заменен на кнопку.

То же и с рычагом LiveView. Кнопки масштабирования производитель решил поменять местами: там, где был +, стал -, и наоборот. По сравнению с Nikon d3100 управление стало требовать нескольких лишних нажатий для выбора режима съемки.

Фото на Nikon d3200 18-105

Сравнение Nikon D3200 или D3100

Если сравнить Nikon D3200 и 3200 — выиграет, несомненно, вторая. Главные же отличия этих аппаратов таковы:

  • Разрешение матрицы: 14,2 МП против 24,2 МП
  • У модели d3200 есть опционная поддержка Wi-Fi
  • Скорость серийной съемки: 3 кадра/сек у d3100 против 4 кадра/сек. у d3200
  • У второй модели присутствует отдельная кнопка для съемки видео
  • Разрешение дисплея: у d3100 — 230000, у d3200 — 921000
  • Увеличение видоискателя у d3200 повыше: 0,8Х против 0,78Х
  • У более поздней модели появилась возможность дистанционного управления посредством инфракрасного пульта

Как правильно фотографировать мы расскажем в нашей статье .

Nikon D3200 или D5100

Если сравнить Nikon D3200 и 5100, у второй модели будет ненамного больше преимуществ. и все они не столь существенны. Характеристики фотоаппарата Nikon D3200 по некоторым параметрам превосходят более позднюю модель.

  • Матрица: 24,2 МП против 16,2 МП
  • Параметры видеосъемки одинаковы: 1920/1080
  • У обоих фотокамер присутствует режим «живого вида», но отсутствует фокусировочный мотор
  • Существенные отличия в диапазоне ISO: у д 5100 он имеет большее расширение — до 25600, против 12800 у Nikon d3200
  • Скорость серийной съемки одинакова: 4 кадра/сек.
  • Разрешение монитора у обоих моделей 3″, 921000 точек, но у d5100 он — экран поворотный
  • Обе фотокамеры фокусируются используя 11 точек, одна из которых крестовая
  • Габаритные размеры визуально практически одинаковы. Но фактически: у д 3200 — 125 x 96 x 77 мм, у д 5100 — 128 x 97 x 79 мм
  • вес аппаратов с аккумулятором: первый — 505 г, второй — 560 г
Nikon 3200 или 5200

Главные отличия аппаратов в следующем:

  • Обе фотокамеры оснащены ЖК-дисплеем, но экран д 5200 имеет преимущества: он способен выполнить любой угол наклона и может быть даже перевернут. Это особенно ценят видеооператоры, так как съемка становится более удобной.
  • В скорости съемки у d5200 небольшое преимущество: 5 к/сек. против 4-х у Nikon d3200
  • Сенсор у д 5200 — 2016 МП
  • Диапазон ISO у более поздней модели имеет расширение до 25600 (против 12800)
  • Nikon d5200 оснащен сложным 39-точечным автофокусом, у д 3200 — 11 точек
  • У d5200 встроен стереомикрофон, у d3200 — моно
  • Более поздняя модель имеет широкий спектр спецэффектов: ночная съемка, низкий и высокий ключ, выборочный цвет и др.
  • Вывод: Nikon d3200 обеспечивает качество фото на уровне d5200, и имеет все необходимые для этого функции. К тому же этот аппарат намного дешевле, поэтому оптимален для начинающего.
Nikon 3200 или Canon 600d

Сравнительный анализ этих фотокамер показал, что единственным преимуществом Canon 600d является поворотный экран. Характеристики функциональности обоих аппаратов практически идентичны, разница только в матрице. Несмотря на ее большее расширение у Nikon, изображения отличаются более качественной цветопередачей, имеют меньший уровень шума. Однако обе зеркалки одинаково хороши как для новичка, так и для любителя.

Отзывы профессионалов
  1. Nikon d3200 — лучшее, о чем может мечтать и любитель, и продвинутый фотограф. Эргономика максимально продумана при столь небольших размерах. Настройки просты и понятны, отличная детализация снимков на базовых ISO даже используя в работе китовую оптику. Кадрирование идет веселее, без страха уткнуться в расширение.
  2. Эта фотокамера, безусловно, вещь. Но стоит запастись картами памяти, так как матрица съедает большой объем. Дает отличную мягкость снимков на 100% увеличении ISO. Шум сбалансирован на всех его значениях. Но для лучшей детализации следует использовать более стоящие зум-объективы, не китовые. Нет встроенного Wi-Fi, микрофон моно. Это, конечно, не столь существенно, но огорчает. А так — камера отличная, рекомендую.

Как настроить фотоаппарат

Как настроить фотоаппарат. Советы начинающим фотографам

Как настроить фотоаппарат. Советы начинающим фотографам

Своей первой зеркалкой Nikon D5100 я уже владею третий год. В последнее время стали получаться более-менее красивые фотографии. Конечно, шедевров для престижных фотоконкурсов у меня еще нет, но и выставить на всеобщее обозрение свои фотки уже не так стыдно. По своему опыту знаю, как трудно новичкам разобраться с настройками фотоаппарата, понять в каких режимах лучше снимать, чтобы получить классные изображения.

Вот я и решил написать ряд статей с моими объяснениями основ. Думаю, что данный урок фотографии будет полезен не только начинающим фотолюбителям, но и мне лично. Ведь психологи утверждают: «Хочешь лучше усвоить новый материал? Тогда научи полученным знаниям других!»

Итак, вы потратили десятки часов, читая обзоры и тесты разных камер, одолели всех на профильных форумах, задавая вопросы типа: «Профессионалы, помогите сравнить Nikon D5300 и Canon EOS 750D»! «Какая разница между Никон Д5200 и Кэнон EOS 650D»? «Что лучше: зеркалки Canon или Nikon»? И тому подобные вопросы сравнения разных моделей зеркальных и беззеркальных фотоаппаратов. Наконец, вы приняли решение и приобрели свою первую зеркалку. Как только стали снимать, оказалось, что не так-то легко получить красивую карточку. Качество фоток не сильно отличается от того, что получалось на простой мыльнице. Что же делать?


Как научиться фотографировать и улучшить качество своих фотографий?

Ответ на этот вопрос очень сложный, он не уместится в границах одной статьи. Профессиональные фотографы пишут толстенные книги с уроками фотографии о пятистах страницах на эту тему. Сегодня я попробую только кратко систематизировать свои знания по фотоделу и дать некоторые советы начинающим.

На мой взгляд, понятие «качественная фотография» включает в себя две составляющие: техническое качество и художественная ценность.

Чтобы получить технически правильное изображение нужно:

1) Прочитать инструкцию к вашей камере Nikon D3100, D5100, D5200, D5300, Canon EOS 1100D, 1200D, 600D, 650D, 700D (нужное подчеркнуть).

2) Взять в фотоаппарат, руководство по эксплуатации и выйти с ними на улицу. Внимательно прочитать каждый раздел и тут же на практике, проверить, как работают настройки камеры, о которых вы только что узнали из инструкции. Мне повезло: я купил свою зеркалку Nikon D5100 KIT 18-55 VR прямо перед самостоятельным путешествием по Китаю, Гонконгу и Филиппинам. Поэтому я мог ежедневно использовать разнообразные режимы съемки в разных условиях освещения, разных жанрах и сюжетах.

3) Пойти в книжный магазин и купить любую книгу по цифровой фотографии. Тоже досконально ее проштудировать и применять на практике полученные знания.

Как видно из моего отчета о поездке в Китай самостоятельно (см. ссылку выше), научиться получать технически качественное фото на ваш Nikon D5100 или Canon EOS 650D можно за одну неделю отпуска. Чем больше вы будете фотографировать и анализировать результаты, тем быстрее вы сможете совершенствовать свои навыки. Например, во время описываемого путешествия в Поднебесную и по филиппинским островам я отснял более 1500 кадров.

Но сфотографировать резкий кадр с правильной экспозицией – это не значит получить качественный снимок. Вот одна из первых фотографий, снятая на Nikon D5100 KIT 18-55 VR, которую я выложил для обсуждения на профильный форум.

В тот день я прочитал урок фотографии по ночной съемке и поехал вечером снимать со штатива. Смотрел на эту работу и думал: «О, какая резкость! Какие цвета! Суперская фотка!» Знаете, какие были оценки? Ни одного плюса и 25 минусов.

Что с данным фото не так, почему оно не цепляет зрителя?

Снято на 18 мм, а на коротких фокусных расстояниях, если объектив фотоаппарата не направить строго параллельно линии горизонта, возникают сильные геометрические искажения (дисторсия). Видите, как сильно завалилось на бок здание справа?
Два грязных автомобиля совсем не украшают данную фотографию.
Плохой ракурс. Высокие строения лучше фотографировать с возвышенности, когда точка съемки располагается посередине здания или немного выше. Тогда будет меньше искажений и, вообще, кадр будет отличаться от сотен подобных, сфотографированных с традиционного положения «фотик у глаз фотографа на высоте 1,7 метра».
Слишком зажата диафрагма. Пейзажи снимают при апертуре f/(8-11). У меня же здесь – f/22, светочувствительность ISO=100, выдержка 30 секунд.

Как такое изображение можно было снять лучше? Например, отойти подальше, чтобы была возможность снимать на большем фокусном расстоянии (допустим, на 35 мм), когда дисторсия проявляется не так сильно. Включить в кадр на первом плане какой-нибудь предмет (скажем, ветки деревьев) для живописности.

Согласитесь, что вот этот храм в Летнем дворце императора в Пекине, снятый тоже на Nikon D5100 с китовым объективом Nikkor AF-S DX VR Zoom 18-55mm f/3.5-5.6G со следующими настройками (фокусировка по точке, выдержка: 1/100 сек, диафрагма: f/11, ФР: 26 мм, ISO: 200, компенсация экспозиции: 0 eV, вспышка: отключена) смотрится выигрышнее? Хотя, с точки зрения технического качества, тоже не безупречен.

Ну, а кардинально улучшить, как мне кажется, первый кадр с храмом можно было, если снимать не пейзаж, а репортаж или постановку. Например, сыграть на контрасте: на переднем плане – объявление о скупке краденного, на заднем – храм. Рассказать историю: на переднем плане старушка молится на храм, или маленькая девочка с бантиками и косичками любуется чем-то на здании и т.п.

Короче говоря, на томом форуме для фотографов я выкладывал различные свои работы в течение полугода. Прислушивался к комментариям и советам более опытных коллег. И только через шесть месяцев смог сфотографировать кадр, который хоть и не получил одни плюсы, но все же их было больше, чем минусов.

Вот эта фотография впервые получила большинство положительных оценок (18 плюсиков и 4 минуса) и под номером 82 вошла в сотню лучших работ за месяц.

Параметры съемки: выдержка: 1/100 сек, диафрагма: f/10, фокусное расстояние: 55 мм, ISO: 100, компенсация экспозиции: -1.33 eV, приоритет диафрагмы, вспышка: не сработала, время съёмки: 20 октября 2012.

Не думаю, что это какой-то шедевр мирового фотоискусства. Здесь даже недостаточно резкости. Но согласитесь, что данная работа чуть лучше, чем первый пример. Что делает ее привлекательнее? Снята в режимное время, есть четко выраженная многоплановость, благодаря туману в низинах. Не мешало бы немного убавить насыщенности неба и повысить резкость. И просто конфетка бы получилась! ;)

Ой, что-то отвлекся от главной темы нашего фотоурока по настройкам камеры! В начале статьи я давал совет новичкам: «Чтобы научиться качественно снимать на ваш новенький Nikon D5200 KIT, идите в книжный магазин и купите любой учебник по фотографии». Так вы быстро достигните такого уровня, когда ваши фотки друзья не будут критиковать сильно, но и восторгаться никто не будет. Наверное, каждый начинающий фотограф рано или поздно подходит к такой черте. У меня вон полный блог подобных картинок. Вроде, все чётко, главный объект находится в «золотом сечении» по правилам композиции, а работа не цепляет… В статье «Что подарить фотографу», где я отговаривал презентовать книги и курсы фотографии, рекомендовал распечатать замечательнейший учебник под авторством Лидии Дыковой «Беседы о фотомастерстве».

Пособие написано в далеком 1977 году, когда еще не было в ходу «быдлоязыка из зомбоящика» и журналов типа «Metropolitan», а учебники писали для того, чтобы научить, а не чтобы красивыми заголовками заставить покупателя выложить деньги за пустышку внутри и повысить продажи издания… В книге методично рассказывается об основных законах фотографии, которые каждый профессиональный фотограф должен знать и понимать, как отче наш:

- Понятие смыслового центра в кадре.
- Принципы заполнения плоскости фотоизображения.
- Что такое композиция. Как ее уравновесить.
- Ритмичность в кадре.
- Свет в фотоискусстве.
- Влияние тональности снимка на его восприятие.
- Как передать пространство в двухмерной плоскости.
- Способы подчеркивания фактуры различных материалов на фотографии.
- Резкость, как художественный прием.
- От чего зависит динамичность на снимке.

Даже по перечислению разделов чувствуете разницу с обычным учебником по фотографии современных авторов. Чаще они обсуждают то, о чем в сегодняшней статье говорим мы с вами: какую диафрагму и выдержку поставить, чтобы снять ночной портрет или салют. И гораздо реже можно найти книгу, в которой бы старались показать вам, как снять художественное фото. К сожалению, «Беседы о фотомастерстве» невозможно сейчас купить в типографском виде – нужно либо распечатывать, либо заказать на Ozon на условиях «print on demand»…

Вы спросите: «Почему же тогда этот умник сам не может снять шедевры на свою зеркалку Nikon D5100?» А потому, что грешен: учебник прочитал, а вот, чтобы выйти и раз в неделю на улице отработать на практике каждый урок, силы воли не хватает… Но, когда-нибудь с понедельника, займусь своим самообразованием… ;)

Мне думается, прочитав данное пособие, вы поймете, как снимать классные фотографии на ваш Canon EOS 1200D или Nikon D3300.

Окей! Сегодня у нас с вами первый урок фотографии для новичков.


Понятие экспозиции. Как на нее влияет выдержка, диафрагма и светочувствительность

Термин «экспозиция» означает количество света, которое успевает попасть на матрицу в течение определенного периода времени. Если экспозиция выбрана правильно, то фотка будет выглядеть отлично. Если света недостаточно – снимок будет тёмным, если его много – светлым.

В фотоделе изменение экспозиции рассчитывают в ступенях. Изменение на 1 ступень означает, что света на матрицу вашей камеры попало в 2 раза больше. Поменять экспозицию можно одним из трех методов: установить другую выдержку или светочувствительность в 2 раза или диафрагму в 1,4 раза.

Обычно, если мы фотографируем в одном из полуавтоматических режимов, фотоаппарат выставляет правильное значение экспозиции самостоятельно, меняя указанные три параметра. Но, когда съемка ведется в режиме «М» и, вообще, чтобы добиться наилучших результатов, мы должны четко понимать механизм регулирования количества света, попадающего на светочувствительный элемент тушки.

Для наглядности возьмем аналогию. Допустим, вы хотите нагреть 2 литра воды в глиняном горшке с температуры 50 (- 1 EV) до 100 градусов Цельсия (0 EV). Чтобы довести воду до кипения ей нужно передать определенное количество тепловой энергии (экспозиция), зависящее от следующих факторов: 1) время нагрева (выдержка); 2) диаметра газовой конфорки (диафрагма) и 3) теплопроводности стенок сосуда (светочувствительность ISO). Тогда поставленную задачу можно решить следующими способами:

Греть воду не 10, а 20 минут при том же диаметре конфорки и материала кастрюли (увеличиваем выдержку в 2 раза при неизменной диафрагме и ISO).
Поставить горшок на конфорку с диаметром в 1,4 раза большим, чем обычно. Тогда вода закипит в течение первоначальных 10-ти минут (выдержка и ИСО остались прежними, а диафрагма поменялась).
Заменить глиняный горшок с низкой теплопроводностью на стальную кастрюльку с высоким уровнем проводимости тепла (изменили светочувствительность, а диафрагму и выдержку оставили неизменными).

На примере выше мы подошли к пониманию того, что для получения технически качественного снимка с одной и той же экспозицией, можно изменить два из трех описываемых параметров съемки: либо диафрагма и выдержка, либо ИСО и выдержка, или светочувствительность и диаметр отверстия в объективе, и т.д. Но об этом позднее.

Да, давайте-ка приведем определение понятий, о которых мы говорим сегодня.

Выдержка – промежуток времени, в течение которого на матрицу вашего фотоаппарата падает свет (момент между открытием и закрытием затвора зеркалки).

Светочувствительность – означает степень восприятия матрицей фотоаппарата падающего на него света. Измеряется в единицах ISO (International Standards Organization). Стандартные значения ИСО изменяются в геометрической прогрессии со знаменателем 2 (если кто плохо учился в школе, это означает, что каждое новое значение в 2 раза выше предыдущего): 100, 200, 400, 800, 1600, 3200, 6400 и т.д.

И выдержка, и светочувствительность являются техническими характеристиками камеры. Вместе они образуют экспозиционную пару (экспопару).

Диафрагма – представляет собой перегородку с отверстием из нескольких лепестков внутри объектива. Конструкция диафрагмы позволяет регулировать диметр этой «дырки». Чем он больше, тем большее количество света попадет на матрицу. Еще в фотоделе используют понятие апертуры, т.е. числа, означающего размер отверстия в объективе. В английских учебниках по фотографии оно обозначается Aperture или f-stop.

Стандартные значения относительного отверстия рассчитаны исходя из условия, что изменение его на 1 позицию приведет к увеличению экспозиции в 2 раза: 1/0,7; 1/1; 1/1.4; 1/22; 1/2.8; 1/4; 1/5.6; 1/8; 1/11; 1/16; 1/22; 1/32; 1/45; 1/64. Обычно при обсуждении данного параметра съемки произносят только знаменатель дроби. Поэтому, когда в уроке фотографии вы встречаете рекомендацию «закрыть диафрагму до 22» — это означает установить апертуру f=1/22 и отверстие будет уже (см. рисунок выше). А когда ваш знакомый опытный фотограф советует для красивого размытия фона «открыть дырку до 2.8», он имеет ввиду, что вы должны установить диафрагму1/2,8 или, иными словами, увеличить диаметр отверстия перегородки в объективе.

В этом месте моего урока фотографии для начинающих фотографов нужно бы сделать еще одно большое отступление и рассказать о том, что величина апертуры влияет не только на экспозицию, но и на ГРИП (глубина резко изображаемого пространства) и гиперфокальное расстояние. Но, чтобы не превращать данный рассказ в толстенную книгу, пока не буду обсуждать эти термины.

Чтобы лучше представить, как влияет изменение одного из обсуждаемых параметров съемки на другие, проведем с вами такой эксперимент. Поставим мою зеркальную камеру Nikon D5100 с объективом Nikkor 17-55/2.8 на штатив, установим фокусное расстояние 55 миллиметров и максимально возможную для него диафрагму f/2.8. Начнем менять сначала светочувствительность при одной и той же апертуре и смотреть, как изменится выдержка. Затем повторим эту процедуру при разных значениях апертуры. Результаты замера сведем в следующей таблице (и запоминать не нужно, так как в каждый момент времени при различной освещенности предмета съемки, они меняются).

Вы спросите: «Какого чёрта этот чувак уже битых полчаса парит мне голову своими кастрюлями, конфорками и непонятными таблицами». «А такого, — отвечу я, — что представленная выше табличка может дать вам ответ на очень важный вопрос»! Я имею ввиду, что часто начинающие фотографы спрашивают: «Почему в моем новом зеркальном фотоаппарате Nikon D5300 KIT 18-140 или Canon EOS 650D KIT 18-135 IS получаются нерезкие, мыльные фотки»? Или, например: «Зачем для съемки свадеб профессиональные фотографы покупают светосильный зум 17-55mm f/2.8G ED-IF AF-S DX Zoom за бешенные деньги? Ведь, при одинаковых фокусных расстояниях он стоит 50 тысяч рублей, а цена штатного КИТ-объектива Никкор 18-55mm f/3.5-5.6G AF-S VR DX Zoom составляет, всего лишь, 2700 рублей. Другими словами, он в 18 раз дешевле.


Ответ на первый вопрос: «По какой причине фотки могут быть мыльные»?

Опыт показывает, что на зеркальных фотоаппаратах с небольшим числом пикселей в матрице (Nikon D3100, D5100 или Никон Д700, Д90 и их аналогах от Canon) минимально возможная выдержка, позволяющая снять неподвижный объект с рук без «смаза» рассчитывается по формуле Вмин= 1/ФР, где ФР – фокусное расстояние на объективе в момент съемки. На более современных моделях зеркалок, как Nikon D5200, D3200, D7100 (и аналогичных Кэнон) это значение еще короче Вмин= 1/2*ФР.

Т.е. если на свой Canon EOS 700D вы нацепите штатное китовое стекло kit EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 IS STM, то на широком угле ФР=18 мм у него максимальная диафрагма будет 3,5, а на узком конце ФР=55 мм – самая большая апертура 55 мм. Допустим, что вы хотите снять портрет на 18 мм. Чтобы он был красивее, нужно попробовать размыть фон, т.е. открыть диафрагму на максимум f/3.5. Из моей таблицы видно, что при минимальном ISO 100 единиц выдержка составит 1/100 секунды. Результат должен быть удовлетворительным, так как время экспозиции меньше 1/60 секунды (оранжевая ячейка в табличке).

Но за портрет на 18 мм можно получить и по лицу от портретируемого, так как на широком угле сильны геометрические искажения. Да и фон не удастся заметно размыть, так как на таком фокусном велико ГРИП.

Хорошо, выдвигаем объектив на фокусное расстояние 55 миллиметров. Теперь фон будет лучше размыт (при максимальной диафрагме f/5.6) и нет искажений: нос у фотомодели нормальной формы. Только вот На ИСО 100 снять фотку без смаза будет проблематично. Нужно поднять светочувствительность до 125 единиц. Если же у вас последняя модель Nikon D5300 или Никон Д5200 с огромным количеством пикселей, то чтобы снять резкий кадр с рук, нужно использовать выдержку Вмин= 1/2*ФР, что означает 1/(2*55мм)=1/110 секунды. При максимальной диафрагме f/5,6 чтобы достичь выдержки 1/125 секунды, нужно поставить ISO не менее 200 единиц. Качество современных зеркальных фотоаппаратов таково, что светочувствительность в диапазоне 100-640 и, скрепя сердцем, до 1000 единиц не сильно портят фотографию. Ваш портрет на ИСО 200 будет качественным.

Теперь вы хотите снять в квартире ребенка, играющего с собакой. Модели очень шустрые. Выдержка должна быть значительно короче, предположим, 1/500 секунды. Из таблицы с параметрами съемки видим, что фотографируя на объектив Canon KIT 18-55 нам потребуется установить ISO 640 (при фокусном 55 мм и диафрагме 5,6) или ISO 320 на фокусном 18 мм и f=3.5.


Ответ на второй вопрос: «Зачем профессиональные фотографы покупают светосильную оптику»?

Предположим, вы фотографируете конкурсы для гостей на свадьбе. На штатный китовый объектив KIT 18-55 Nikkor или Canon вы сможете установить минимальную выдержку 1/800 секунды при ISO 1000 и максимальной апертуре 5,6 (см. красную ячейку таблицы). При этом качество фото будет похуже, так как появятся шумы. А если бы у вас был светосильный профессиональный объектив Nikkor 17-55/2.8 или Canon EF-S 17-55/2.8 IS USM, то на длинном конце можно было бы выставить диафрагму f=2,8 и вы смогли бы снимать активные движения гостей с выдержкой 1/1000 секунды при светочувствительности, всего лишь, 400 единиц (см. красную ячейку). Чувствуете разницу?

Еще пример. Я купил для фотоохоты телеобъектив Nikkor 70-300/4.5-5.6. На фокусном расстоянии 200 мм он позволяет установить диафрагму f=5,3. Т.е. при рабочем ISO 250 единиц на нем можно добиться выдержки чуть короче, чем 1/160 секунды. Даже, установив его на штатив для предотвращения смаза, получить качественную фотографию мелких птичек не получится, так как они слишком юркие. А для съемки с рук минимальное время экспозиции должно быть не длиннее 1/200 секунды. Если бы я заплатил в 4 раза больше и купил профессиональный светосильный телевик Nikkor 70-200/2.8, то при тех же 200 мм фокусного, с ИСО 250 и диафрагмой уже f/2.8 (а не 5,3), я мог бы получить В=1/500 секунды. В 3,125 раза короче. Вероятность получить резкое фото значительно повышается!


Тут нужно обратить внимание на следующие нюансы:

1) покупая дорогой светосильный объектив вы платите не только за возможность установить широкую диафрагму, но и за более качественный материал стекла с небольшими геометрическими искажениями и хроматическими аберрациями, за быстрый автофокус и пыле-, влагозащиту.

2) Мы не учитывали в обзоре параметров съемки влияние диафрагмы на ГРИП, гиперфокальное расстояние и размытие заднего фона (боке).


В каких режимах фотографировать, чтобы получить качественные фотографии

Ладно, мы с вами потратили много минут, чтобы понять, зачем в вашей новой камере Nikon D5200 можно самому установить значение светочувствительности и выдержки и диафрагмы на китовом объективе. Но мы не сильно продвинулись к ответу на вопрос: «Какие настройки выставить на фотоаппарате, чтобы снять качественную фотку»?


Давайте зафиксируем то, что мы уже знаем:

ISO влияет на чувствительность матрицы к свету. Это материал нашей кастрюли. Чем светочувствительность выше, тем больше света получит матрица в заданный отрезок времени и шумы тоже, кстати, будут сильнее. Поэтому задача профессионального фотографа – фотографировать при минимально возможных значениях ИСО.

Выдержка – время, когда открыт затвор фотокамеры и на матрицу попадает свет. Эти два параметра регулируют экспозицию и они являются техническими характеристиками конкретного фотоаппарата.

Диафрагма – диаметр отверстия в объективе. Она тоже влияет на экспозицию, но зависит не от тушки, а от модели линзы.

Теперь рассмотрим мою зеркалку Nikon D5100. Мы видим, что на камере есть диск управления для выбора основных режимов съемки: зелененький (автомат), творческие настройки (P,A,S,M) и сценарии (портрет, пейзаж, спорт, дети, макро и т.д.). Если на диске выбрать Scene и покрутить колесико, то можно еще выбрать кучу других режимов: «ночной пейзаж», «портрет ночью», «пляж/снег» и т.п.

Поначалу, когда я не понимал, какие настройки камеры нужно выставлять для съемки разных сюжетов, я просто устанавливал предустановленные заготовки Scenes. Например, почти все фотографии в отчете о самостоятельной поездке в Китай в 2011 году сняты таким образом.

В последнее время я фотографирую, в основном, только в режиме A, S или M. Они дают фотографу больший контроль над ситуацией. Стандартные же настройки удобно использовать при съемке в формате JPEG. «Зеленым фотиком» — полностью автоматическим режимом съемки не пользуюсь никогда, так как в большинстве случаев он выдает фотографии хуже, чем при ручных параметрах.

Судите сами. Вы решили снять сплав по горной реке на катамаранах в непогожий, пасмурный вечер. Вы выставили на камере автоматический режим и навели на то место, где должны появиться спортсмен, чтобы вовремя нажать на спуск и получить захватывающий кадр. Автоматика камеры определяет какой-то плохо освещенный ландшафт, поэтому ставит диафрагму f/5.6; ISO 300, выдержку 1/15 секунды. Но, при таких настройках изображение людей будет смазанным. «Хорошо, — решаете вы, — поставлю я режим «Спорт». Камера ставит способ фокусировки «следящий автофокус», диафрагму f/5.3, но понимает, что для спортивных сюжетов требуется более короткое время экспозиции 1/500 секунды. Чтобы получить такую выдержку, нужно «задрать» ИСО до 640 единиц. Фотка, скорее всего, получится резкая.

А теперь вы захотели при тех же условиях снять соревнования арбалетчиков и получить кадр, на котором стрела вылетает из арбалета. Если вы выберете спортивный режим, как в предыдущем примере, то «заморозить» стрелу не получится. Выдержка должны быть еще короче. Но камера ведь не понимает, снимаете ли вы катамараны или арбалетчиков! В данном примере резкую фотографию можно снять только в режиме M, A или S, когда вы сами настраиваете время экспозиции, диафрагму и светочувствительность.

Давайте пробежимся по основным настройкам зеркальной камеры в «творческой зоне».

A (у некоторых моделей Av от Apperture Priority) – вы выбираете диафрагму, а камера подстраивает ISO и выдержку, чтобы получить правильное значение экспозиции при таком отверстии. Также, в этом режиме, если я вижу, что выдержка получилась слишком длинная, я могу поднять ИСО.

S (бывает Tv от Shutter Priority) – вы говорите камере, каким будет время экспозиции, а фотоаппарат сам изменяет диафрагму и светочувствительность, чтобы выдержать экспозицию.

М (от Manual) – фотограф сам выбирает значения всех настроек фотокамеры.

Предполагается, что режим «S» удобнее использовать при съемке спорта, танцев и других активных событий, «А» — при фотографировании портретов и пейзажей, «М» — и того и другого.

Мой любимый вариант – «А». Даже, если я снимаю спорт, я ставлю «приоритет апертуры», следящий автофокус и проверяю, хватает ли выдержки при данном ИСО. Если время экспозиции слишком длинное, то поднимаю светочувствительность до тех пор, пока меня не устроят параметры съемки.

Режим «P» (от Programmable Automat) – похож на «полностью автоматический режим», только можно вмешиваться в некоторые настройки (ISO, изменить способ экспозамера и т.п.). Я его никогда не использовал.

Какие промежуточные выводы можно сделать, прочитав всю мою предыдущую писанину, которую я назвал громким термином «Урок фотографии по выбору настроек фотоаппарата для начинающих фотографов»? Заключение такое: чтобы снять качественную, красивую фотографию, нужно правильно настроить основные параметры зеркалки: выдержку, диафрагму и светочувствительность. Чтобы сфотографировать шедевральное фото, нужно понимать, зачем нужны и другие настройки (баланс белого, коррекция и режим замера экспозиции, способ спуска затвора и фокусировки, режим зоны автофокуса), уметь правильно настроить фотовспышку и прочитать рекомендованную выше книгу Лидии Дыко «Беседы о фотомастерстве». ;)

Теперь, чтобы понять, какие настройки выставить на вашей новенькой камере Nikon D3100 в разных ситуациях, нужно логически проанализировать табличку, представленную ранее.

Чтобы снять красивый портрет, нам нужно размыть задний фон (открыть диафрагму), при этом удержав в нормальных рабочих значениях ИСО и выдержку.

Камера Nikon D5100, объектив: AF-S DX VR Zoom-Nikkor 18-55mm f/3.5-5.6G, выдержка: 1/125 сек, диафрагма: f/5.6, фокусное расстояние: 55 мм, ISO: 200, компенсация экспозиции: 0 eV, режим съёмки: приоритет диафрагмы.


Хотим сфотографироваться на фоне памятника или какой-либо достопримечательности – зажимаем немного диафрагму.

Камера Nikon D5100, объектив: AF-S DX VR Zoom-Nikkor 18-55mm f/3.5-5.6G, выдержка: 1/125 сек, диафрагма: f/11, фокусное расстояние: 29 мм, ISO: 110


Снимаем закат над вечерним городом. Здесь объект съемки неподвижен. Главное – резкость. Поэтому также в приоритете апертуры ставим f/10. При ISO 200 картинка имеет мало шумов. Выдержка не имеет значения, так как снимаем со штатива.

Камера Nikon D5100, объектив: AF-S DX VR Zoom-Nikkor 18-55mm f/3.5-5.6G, выдержка: 1/80 сек, диафрагма: f/10, фокусное расстояние: 18 мм, ISO: 200

Снимаем ночной пейзаж. Света очень мало. ГРИП нужна большая. Поэтому ставим апертуру не менее f/8. Cветочувствительность для снижения шумов – минимальные 100 единиц. Время экспозиции камера предлагает 25 секунд, но нам все равно, так как съемка ведется со штатива. Наоборот, красиво размылись следы фар автомобилей.

Теперь тоже снимаем ночью, но уже портрет. Люди могут относительно долго стоять неподвижно. Придется открыть дырку в объективе по максимума (f=3.5), «задрать» ИСО, чтобы обеспечить приемлемую выдержку (помните В=1/ФР?).

Камера Nikon D5100, объектив: AF-S DX VR Zoom-Nikkor 18-55mm f/3.5-5.6G, выдержка: 1/5 сек, диафрагма: f/3.5, фокусное расстояние: 18 мм, ISO: 800.

В любых правилах бывают исключения. Например, данная фотография снималась со штатива, а мы изо всех сил старались не двигаться. Поэтому, получился резкий кадр при таком большом времени экспозиции.

Готовимся снимать что-то быстро двигающееся, например, великолепного всадника, гарцующего на кобыле в яблоках. ;) Ставим в настройках фотоаппарата приоритет выдержки В=1/500 секунды, небольшую светочувствительность ISO 125 единиц и камера сама установит апертуру f/4.5.

Кстати, фото выше – пример съемки на фотоаппарат Canon EOS 700D KIT 18-135. А еще – это образец не совсем удачной композиции. Если вы знакомы с правилами построения кадра, то поймете, что лучше было снять эту фотографию так, чтобы главный объект находился на линии золотого сечения.

В таком случае появилось свободное место под копытами лошади – ей есть куда бежать. Также есть слева пространство для взгляда гусара, он не упирается в край снимка. Линии дороги образуют направляющие диагонали к главному объекту. А деревья образуют естественную рамку, не дающую выходить взгляду зрителя за пределы изображения. Открытая диафрагма позволила размыть немного задний план и тем самым акцентировать внимание резкостью на персонажах съемки. Чтобы превратить это фото в шедевр, не хватает еще хорошего освещения при закатном солнце.