Руководства, Инструкции, Бланки

вологодское кружево плетешок для начинающих пошаговая инструкция img-1

вологодское кружево плетешок для начинающих пошаговая инструкция

Рейтинг: 4.0/5.0 (1926 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Плетение на коклюшках для начинающих: мастер-класс, схемы и рекомендации

Плетение на коклюшках для начинающих: мастер-класс, схемы и рекомендации

Старинный вид народного искусства – плетение на коклюшках. В России не сразу это рукоделие называлось кружевом. Изначально это слово применялось к любой отделке, которой украшали изделие вокруг по краю. Плетение изделий на коклюшках было привезено в Россию из Европы в семнадцатом веке. Тогда и слово «кружево» закрепилось за изделиями, сплетёнными на коклюшках.

Виды кружевных изделий

Кружева могут быть или мерными, или штучными.

Первые из них измеряются в метрах. Они бывают узкими (1-3 см), средними (до 6 см), широкими (более 6 см). Кроме этого, мерное кружево различают по форме:

  1. Прошва имеет с обеих сторон узкий край.
  2. Аграмант с обоих краёв зубчатый.
  3. Край с одной стороны зубчатый, а с другой - ровный.

Штучное кружево представляет собой законченное, целое изделие: скатерть, занавесь, накидку, жакет, жилет, боа, шарф, воротник, манжеты, салфетку и т. п.

Техническое оснащение

Плетение на коклюшках начинается с подготовки инструментов и приспособлений. Их не так уж и много:

  1. Валик. Его можно сделать самостоятельно. Для этого нужно взять кусок плотной ткани. От размера куска будет зависеть, большой или маленький получится валик. Для начинающих самые удобные с размером 40 Х 60 или 60 Х 80 см. По длинным сторонам у него делается подшивка шириной 2 см. Короткие стороны сшиваются, и получается цилиндр. В подшивку с одной стороны продевается шнурок и затягивается. Далее валик набивается наполнителем. Это может быть поролон, сено, опилки. После чего его следует накрыть картонным кружком и затянуть вторую подшивку. Валик готов.
  2. Подставка. Она нужна для придания устойчивости валику. Её можно сделать из прямоугольного куска поролона. Две противоположные стороны следует скрутить и закрепить, чтобы в середине образовалась ложбинка, в которую можно будет уложить валик.
  3. Коклюшки для плетения кружева это деревянные палочки, у которых имеется «шейка» для намотки ниток.
  4. Булавки. Нужны для закрепления переплетённых нитей. Их должно быть много, не менее ста.
  5. Вязальный крючок. Используется для сцепления нитей.
  6. Сколок – рисунок, на котором точками показаны места, в которые вкалываются булавки.

Нити. Они могут быть разной толщины. Лучше всего использовать льняные или шёлковые, они дают минимальную усадку после стирки изделия. В период обучения можно использовать и хлопчатобумажные.

Намотка нитей на коклюшки

Терпение – вот чего требует плетение на коклюшках. Для начинающих самое первое действие - намотка нитей. Она и станет тренировкой этого качества характера.

Коклюшки используются в кружевоплетении только парами, одну нить наматывают на две коклюшки. Это делается так:

  • Нужно взять одну из коклюшек правой рукой, а нить - левой. Пальцем нужно прижать конец нитки к шейке коклюшки, а левой рукой сделать несколько оборотов вокруг нее, чтобы закрепить нить.
  • Когда она закреплена, вращают коклюшку, наматывая нить на шейку. Левой рукой необходимо ее придерживать, регулируя равномерность распределения по всей длине шейки коклюшки.
  • После того как намотано 2-3 метра, ее закрепляют петлей. Коклюшка после этого должна висеть на нитке и не разматываться.
  • Затем, не отрывая, отматывают от мотка ещё 2-3 м и лишь потом отрезают. Свободный конец наматывается на вторую коклюшку и тоже закрепляется петлей. При этом межу коклюшками должно остаться 20 см нити.
Замена нити в ходе плетения

Если при плетении кончается нитка, то нужно выполнить следующее:

  1. Размотать ее, освободив коклюшку, и оставить конец длиной 20 см.
  2. Накрутить на свободное место новую.
  3. Конец закрепить узлом на булавке, которую воткнуть выше места плетения на 5 см.
  4. Оставленный конец старой нитки соединить с новой. Двойную нить намотать на коклюшку и закрепить петлёй.
  5. Плетение продолжить двойной нитью.
  6. После того как новая нить достаточно закрепится, старую можно будет обрезать и плести дальше одной.
Плетение на коклюшках: обучение азам

При плетении в обеих руках находится по паре коклюшке. Все переплетения производятся двумя способами перемещения инструмента в руках:

  1. Перевить – значит поменять их местами в одной руке. Это делается большим пальцем так, чтобы правая коклюшка перекинулась через левую.
  2. Сплести – значит, переложить по одной коклюшке из руки в руку. При этом правая коклюшка из левой руки должна перекинуться через левую коклюшку в правой руке.

Плетение на коклюшках бывает трёх видов:

  1. Сплести в ползаплёта: перевить - сплести.
  2. Сплести в полный заплёт: перевить - сплести - перевить.
  3. Сплести полотнянкой: сплести - перевить - сплести.
Элементы кружевоплетения

Существует 4 главных элемента кружевоплетения: плетешок, полотнянка без перевива пар, полотнянка с перевивом всех пар и полотнянка с перевивом крайних пар.

Плетешок выполняется в ползаплёта (перевить - сплести), после каждого приёма нити утягиваются, для чего коклюшки разводятся в стороны.

Полотнянка без перевива пар плетётся на нескольких парах коклюшек. Тут нужен будет сколок. Для плетения изделий на нескольких парах он необходим. Ширина его составляет 12 мм, расстояние между точками – 6 мм. Взять нужно не менее 7 пар коклюшек.

Далее плетётся по инструкции:

  1. Над сколком устанавливается 6 булавок, на каждую навешивается пара коклюшек. Все они называются долевыми, во время плетения не меняют своего направления.
  2. Слева от первой пары навешивается ходовая пара. Она перемещается слева направо и справа налево.
  3. Плетение начинается с левой стороны. В левую руку берётся ходовая пара, а в правую - первая долевая пара. Пары сплетаются полотнянкой (сплести - перевить - сплести).
  4. Ходовая пара по очереди переплетается с каждой долевой.
  5. В переплетение последней долевой и ходовой (между ними) ставят булавку. Заплетают её так: ходовую перевить один раз, долевую не перевивать, а сплести полотнянкой (сплести - перевить - сплести).
  6. После этого ходовая пара перекладывается в правую руку, и плетение продолжается в левую сторону.

Полотнянка с перевивом всех пар делается по тому же сколку, что и полотнянка без перевива пар:

  1. В процессе работы ходовая пара сплетается в полный заплёт (перевить - сплести - перевить - сплести).
  2. Под переплетение ходовой пары с последней долевой ставится булавка. Заплетается в перевив: ходовую пару два раза перевить, долевую один раз перевить и сплести - перевить - сплести.

Полотнянка с перевивом крайних пар плетётся тоже по тому же сколку:

  1. Это плетение на коклюшках начинается, как и плетение полотнянки с перевивом всех пар.
  2. Вторую и последующие (до предпоследней) плетут, как полотнянку без перевива пар.
  3. Предпоследнюю долевую плетут в полный заплёт (перевить - сплести - перевить - сплести).
  4. Последнюю заплетают в перевив, как для полотнянки с перевивом всех пар.
Скань

Для скани применяется более толстая нить, чем при основном плетении. Для этого можно сложить имеющуюся в два раза. В середине между булавками с долевыми нитями втыкается булавка для навешивания коклюшек со сканью.

Плетение до коклюшки со сканью производится обычным способом:

  • Скань «верёвочка» получится, если ходовая будет пропущена между нитями скани таким образом, чтобы правая была над ходовой, а левая - под ней. Когда ходовая нить будет возвращаться с другой стороны, перевивают скань и пропускают ходовую: правая нить сверху, левая - под ходовой.
  • Скань «косичка» получится, если взять не одну, а две пары коклюшек. Ходовую пропускают в этом случае между двумя парами скани, при возврате ходовой нити скани перевивают не в одну сторону, а в разные.
Техника сцепного кружева

Сцепное плетение кружева на коклюшках для начинающих мастериц – это выполнение вилюшки. Так называется основной элемент названного кружева. Она плетётся полотнянкой, часто украшается сканью. А места стыковки здесь соединяют сцепы, которые выполняются вязальным крючком.

Плетение коклюшками: мастер-класс вилюшки

Штучные изделия часто выполняются из одной только вилюшки, которая образует разнообразные узоры. Овладение навыком её выплетания является основой обучения кружевоплетению.

  • Подготовливаем сколок для плетения на коклюшках.

  • Навешиваем коклюшки на булавки.

  1. Плетем простую полотнянку до поворота.

  • Поворот при этом начинают выполнять, оставляя ходовую пару, превращая крайнюю долевую в ходовую.
  • Возвращаясь, бывшая крайняя долевая проплетает бывшую ходовую и, в свою очередь, оставляется в покое, а старая ходовая отправляется переплетать долевые.
  • Попеременно крайняя долевая становится ходовой, пока не закончится поворот. В месте поворота булавки не втыкаются.

  • Сцепка выполняется на месте стыковки вилюшки после поворта. Для этого вынимают булавку, вязальный крючок вставляют в петельку сверху, зацепляют нитку и вытягивают её.

В образовавшуюся большую петлю продевают коклюшку, нитку затягивают. Плетение продолжается той ходовой парой, которая участвовала в сцепке.

  • Далее нужно плести по сколку.

Надеемся, пошаговая инструкция, предложенная в статье, поможет начинающим кружевницам сделать свои первые нарядные изделия.

Другие статьи

Плетешковые кружева

Плетешковые кружева

Эти кружева применяются для украшения детского и женского белья, носовых платочков и т. д.

В то же время эти кружева входят как часть в более крупные изделия (воротники, манжеты, салфетки и т.д.), чаще всего ввиде плетешкового оплета их. Кружева представлены по мере их усложнения.

Плетешковое кружево-край (на четыре пары коклюшек)

Это наиболее простой вид кружева, шириной 1,0см. Выполняется четырьмя парами коклюшек, нить х\б катушечная №30. Первоначально можно сплести из более толстых нитей - ириса, нить х\б № 1о,12 и т.д.

Кромка кружева прямая с точками накола 0,75 или 1,0 см друг от друга. Кромка ровный пришивной край кружева выполняется плетешком Внешний край кружева оформляется плетешком в виде уголочка с отвивной петелькой на его вершине.

Заплет на одной булавке. Навешиваем на булавку 4 пары коклюшек. Для первоначального освоения советует взять по две пары коклюшек разного цвета.

Заплет начинаем с выполнения плетешка - кромки от 1-й булавки двумя парами по прямой до очередного накола. Следующие две пары от первой булавки идут на выполнение второго плетешка, строго по уголочку, до его вершины – отвивной петельки. Выполняем отвивную петельку. Продолжаем плетение уголочка до его соединения с парами плетешка - кромки.

При соединении плетешков вначале, при первичном выполнении, можно проложить пары одного плетешка между парами другого. а в дальнейшем усложнить это соединение полным заплетом (полотнянкой). А затем по мере освоения выполняется плетение полотнянкой, где пара плетешка выполняется как одна нить. Фрагмент выполнен

Кружево «пико» плетешковое

Дальнейшее усложнение кружева идет засчет введения пар в полотно кружева. Кружево выполняется 5 парами коклюшек, нить катушечная №30,40. В кромке кружева точки накола располагаются по прямой на расстоянии 1,0см друг от друга. Кромка (пришивной край в кружеве) выполняется плетешком. Внешний край кружева оформляется плетешком виде уголочка с отвивной петелькой на его вершине. По середине уголочек «укрепляется» нитью из пары коклюшек.

Заплет (начало плетения) на двух булавках, начиная от кромки. На 1-ю булавку навешивается четыре пары коклюшек для двух плетешков, на 2-ю булавку одну пару плетешка.

Заплет начинаем от 1-й булавки, откуда один плетешок идет вниз на выполнение кромки до следующей точки накола. Следующие две пары плетешка от 1-й булавки идут на выполнение второго плетешка, строго по уголочку. Выполнив часть плетешка до второй булавки, прокладываем( а по мере освоения техники проплетаем полотнянкой ) соединение плетешка с парой коклюшки от второй булавки.

Начинающие могут поставить булавку в соединение плетешка уголочка с парой коклюшки от второй булавки, но в дальнейшем можно обходиться без булавочки. Продолжаем плетение плетешка уголочка до отвивной петельки. Выполняем отвивную петельку. Плетем плетешок до следующего соединения с долевой парой от второй булавки.

До соединения с плетешком долевая пара от второй булавки перевивается два раза. Далее плетешок уголочка выполняется до соединения с плетешком - кромкой. Можно при первоначальном освоении проложить пары одного плетешка в парах другого, по мере освоения усложнить это соединение выполнив полный заплет (полотнянкой), где пара плетешка считается за одну нить. Фрагмент выполнен.

Кружева, плетеные на коклюшках


Ручной шов


Швейная машина и машинный шов


Починка штопка простая и узорная


Вышивка по полотну и батисту


Пестрый шов по полотну


Вышивка по шелку и бархату


Шитье золотом


Вышивание аппликацией


Вышивание по канве


Вязание на спицах


Вязание крючком или тамбуром


Фриволите


Макраме


Филе


Шитье строчкой или ажур по полотну


Вышитые кружева


Кружева иголкой


Кружева, плетеные на коклюшках


Кайма и бахрома


Технические указания


Вышивание ручное


Виды вышивок


Вязание спицами


Узоры вязание спицами


Вязание крючком Узоры для вязания


Швы и стежки ручные


Швы и стежки машинные


С чего начать вязание


Петли для пуговиц


Как вязать карманы


Трикотажные швы

Элементы плетения кружев на коклюшках

Элементы плетения кружев на коклюшках.

Рассмотрим основные элементы, составляющие кружевную технику. Все они характерны для сцепного кружева, но в той или иной степени присутствуют и в двух других видах коклюшечного кружева - многопарном и численном. Основные элементы: плетешок, насновка, полотнянка и сетка в различных модификациях. Вспомогательные элементы: "паучок", "стяжная денежка". Большую роль для декоративности узора могут играть такие приемы, как изменение плотности плетения, дырочки и разрежения. Иногда линия рисунка может подчеркиваться с помощью скани - нити другого цвета или другого качества, пропускаемой по полотнянке или сетке.

Плетешок - это самое простое, что можно сплести на коклюшках. Строго говоря, плетешок можно сплести и без сколка. Но чтобы было еще понятнее, нарисуем сколок плетешка. На заготовленной кальке, наклеенной на картон, вверху посередине ставят точку и проводят от нее вниз вертикальную линию. Это и есть сколок плетешка. Подушку кладут перед собой. К подушке прикрепляют сколок. В обе руки берут по паре коклюшек.

Количество булавок. Любой элементарный вопрос может поставить начинающего в тупик. Например, в одной книжке написано, что для плетешка нужно две булавки, а в другой - что достаточно и одной. И то и другое верно. Одной булавки вполне достаточно, но для наглядности возьмем все-таки две булавки и навесим на каждую по паре коклюшек.

Плетение. А теперь нужно проделать известные нам манипуляции в определенной последовательности. Один раз перекинуть, один раз скрестить, еще раз перекинуть, снова скрестить и притянуть нитки поближе к булавкам. Схематически эту операцию можно выразить так: П-С-П-С. Если мы вернемся к описанию основных приемов плетения, то увидим, что выполнили не что иное, как полный заплет (рисунок 1.). В старых книгах эта операция называется также "сплести плетешком". Этот набор движений повторяют до получения плетешка необходимой длины. Плетешок можно выполнить более или менее плотным. Если мы хотим получить плетешок поплотнее, нужно перекинуть коклюшки не один, а два-три раза. Плетешок представляет собой шнурочек, которым можно выкладывать узоры.

Рисунок 1. Плетешок

Для большей декоративности и соединения с другими деталями на плетешке можно выполнить отвивную петлю (пико). Чтобы выполнить отвивную петлю справа от плетешка, нужно вогнуть булавку в намеченную точку слева (рисунок 4.11). Булавкой вытягивают левую нить из правой, разворачивают булавку острием к себе и пропускают между коклюшек с другой стороны вправо. При этом пара, из которой делается отвивная петля, берется в левую руку, а булавка - в правую. Отвивная петля может выполняться и с двух сторон сразу. Сколок плетешка с отвивными петельками показан на рисунке 4.12, а в нитях это выглядит так, как на рисунке 4.13.

Рисунок 4.11. Последовательность выполнения отвивной петли

Рисунок 4.12. Сколок плетешка с отвивными петельками

Рисунок 4.13. Плетешок с отвивной петелькой

Итак, ура, мы научились плести плетешки и можем наплести их сколько угодно, что невредно сделать для отработки навыков. Однако, чтобы получить узор из плетешков, нужно научиться их скрещивать.

Скрещивание тремя или четырьмя парами коклюшек

Если узор составлен из плетешков, в местах их пересечения пара считается как одна нить, и пары перекрещиваются как обычные нити. При этом булавки втыкаются в самую середину переплета. На рисунке 4.14 даны варианты пересечения четырех (а), шести (б), трех (в, г) и двух (д) пар коклюшек. Причем, как это видно по рисунку, в создании узора могут принимать участие не только полноценные плетешки, но и перевитые нити одной пары (рисунок 4.14г-д).

Рисунок 4.14. Пересечение: а) четырех пар б) шести в,г) трех д) двух

Насновка - второй простейший элемент коклюшечной техники. Насновка может иметь форму листика, квадратика, ромбика или овала. Это самый разнообразный по форме и плотный элемент в кружевной технике. Насновка (рисунок 4.15) плетется так же, как и плетешок. В работе также участвуют 2 пары. Только в плетешке сплетаются сразу обе пары, а в насновке нити трех коклюшек выполняют роль долевых, а четвертая нить является ходовой и снует между ними. Из шитья это более всего напоминает штопальный шов. Вместо "выплести насновку" во многих местностях говорят "насновать" или "навить". Пара коклюшек в правой руке будет играть роль ходовой и средней долевой. Коклюшки в левой руке будут вести две долевых нити по краям.

Количество булавок. Для насновки "листиком", овалом или ромбиком берут одну булавку и навешивают на нее две пары, а для квадратной насновки удобнее взять 2 булавки и на каждую навесить по паре коклюшек (рисунок 4.15а).

Перевить нити левой пары один раз (рисунок 4.15б) и скрестить с нитью правой пары (рисунок 4.15в).

Ходовая нить окажется в левой руке, ее надо перевить 2 раза с долевой нитью другой пары (рисунок 4.15г), а внутренние нити переложить (поменять местами) (рисунок 4.15д).

Рисунок 4.15. Насновка "листиком". Этапы плетения и узор из насновки и плетешков с отвивными петлями

Два раза перевивается та пара, в которой находится ходовая нить.

Для плетения насновки в форме листика в начале плетения нитки, особенно ходовую, нельзя сильно натягивать, чтобы не деформировать рисунок. От начала к середине насновка должна расширяться, а затем ходовую нить нужно подтягивать. Форма насновки зависит от натяжения нитей: чем больше натяжение ходовой и центральной нитей, тем насновка уже. При плетении ромбовидной насновки по достижений максимальной ширины насновку фиксируют справа и слева булавками и продолжают плести, постепенно уменьшая ширину.

При плетении квадратной насновки натяжение нитей должно быть равномерным по всей длине.

При регулировании натяжения нитей можно выплетать насновки различной формы и любой длины (рисунок 4.16).

Рисунок 4.16. Насновки переменной (а) и постоянной (б) ширины

Для плетения красивой и правильной насновки нужно выработать сноровку. Говорят, что хорошая насновка получается с пятидесятого раза.

Насновка "паучок" выплетается одной парой коклюшек при помощи вязального крючка на фоне плетешковой решетки. Начинают плести "паучок" из точки пересечения плетешков. Пару коклюшек перевивают два раза влево и вытягивают нитку петелькой из-под плетешка. В эту петельку продевают коклюшку, нитки подтягивают, перевивают два раза, крепят зацепкой к плетешку. Продолжают плетение по спирали в той же последовательности. Утягивая нитки, нужно стараться максимально приблизить их к центру. По мере удаления витков от центра нужно увеличивать количество перевивов от двух до четырех раз.

Насновка "подковка" плетется так же, как обычная овальная насновка, но с изгибом, который получается за счет дополнительных обвивок одной крайней и средней долевых нитей. Например, обвив все три долевые нити, перевивают один раз правую долевую нить, затем эту же нить перевивают со средней долевой, затем опять правую.

Потом обвивают все три нити и начинают сначала. Утягиванием нитей также помогают придать насновке нужную форму.

Круглая насновка имеет форму плоского "колечка". Она выплетается на основе квадратной с помощью дополнительных перевивов ходовой нити по наружному периметру - от четырех до шести раз.

Корченка - насновка в форме петельки, плетется так же, как "подковка".

Полотнянка, или простое полотно, подобно ткани полотняного переплетения, состоит из продольных (долевых) нитей и двух поперечных нитей, составляющих ходовую пару, которая движется поперек долевых зигзагообразно от булавки к булавке.

В зависимости от ширины и плотности полотнянки, а также от толщины используемых нитей для этого рисунка может использоваться различное количество пар коклюшек, обычно 8-9.

Рисунок 4.17. Сколок полотнянки в 4 пары

Сколок полотнянки представляет собой зигзагообразную линию (рисунок 4.17). Эта линия показывает направление ходовой нити. Положение долевых нитей может быть указано, но не обязательно. Шаг зигзага (расстояние между точками накола булавок) зависит от толщины ниток. Для ниток N 10 рекомендуется шаг 6 мм, для N 20 - 5 мм, для N 30 - 4 мм, для N 40 - 3-4 мм, для N 80 - 2-3 мм. По противоположной стороне сколка точки накола должны располагаться в шахматном порядке относительно первой стороны. Ширина такой тренировочной полотнянки рекомендуется 12 мм. Сколок навешивают на подушку вертикально.

На булавки навешивают долевые пары. На первую булавку, кроме долевой, навешивают еще и одну ходовую пару.

Берут в левую руку ходовую пару, а в правую - долевую и проплетают их полным заплетом (П-С-П-С), профессиональный термин - "заплетают". Затем пары нужно утянуть. После этого долевая пара окажется в левой руке. Ее нужно отложить налево и вместо нее взять в левую руку ходовую пару.

В правую руку берут следующую долевую пару и сплетают ее с ходовой парой полотняным переплетением (С-П-С). В старых книгах это называют "сплести полотном", или просто "полотно". Аналогично проплетаются с ходовой и последующие долевые пары, вплоть до последней.

Край полотнянки может быть оформлен по-разному. Рассмотрим полотнянку обыкновенную (рисунок 4.18). Проплетя последовательно все пары, в противоположный край полотна втыкают булавку. Ходовую пару перевивают 2 раза, оборачивают вокруг булавки и опять сплетают с долевыми парами полотном.

Рисунок 4.18. Полотнянка без перевива крайних долевых пар (обыкновенная)

Полотнянка в перевив крайних долевых пар

Гораздо более красивый и законченный вид имеет полотнянка в перевив крайних пар. Перед тем, как проплести последнюю долевую пару с ходовой, нужно обе пары перевить по два раза, проплести П-С-П-С и воткнуть булавку в отверстие на сколке (рисунок 4.19).

Рисунок 4.19. Полотнянка с перевивом крайних долевых пар

После этого ходовая и долевая пары вновь перевиваются по 2 раза и проплетаются, затем долевая пара откладывается направо.

Ходовая пара снова последовательно проплетается с долевыми в обратном направлении (справа налево) вплоть до точки поворота.

Полотнянка в перевив всех пар.

Такая полотнянка имеет более разреженную структуру, в ней все пары проплетаются полным заплетом (С-П-С-П). На повороте ходовая пара перевивается только один раз.

Полотнянка может быть украшена декоративными элементами: дырочками, клеточками, "денежками" или "мушками".

Клеточки по полотнянке

Рисуют сколок полотнянки на 7 долевых пар. Крайние пары надо немного отодвинуть от 5 средних (рисунок 4.20).

Рисунок 4.20. Схема плетения клеточек по полотнянке

На первую булавку навешивают 2 пары, на следующие 6 булавок - по одной.

Выполняют полотнянку в перевив крайних пар. Работу начинают с полного заплета ходовой петли с крайней долевой (П-С-П-С). Затем ходовую пару перевивают один раз и сплетают полотном (С-П-С) со всеми долевыми парами. Крайние пары проплетают С-П-С-П. Втыкают булавку, ходовую пару перевивают один раз, снова проплетают и еще раз перевивают. Так вяжут 4 ряда.

Пятый ряд. В середине ряда ходовую пару проплетают с четвертой долевой (С-П-С-П), затем ходовую пару перевивают один раз и заканчивают ряд как обычно.

Шестой ряд. Четвертую долевую пару перевивают, сплетают с ходовой полотном (С-П-С) и еще раз перевивают. Продолжают плетение обычным образом, проплетая еще 3 ряда.

Десятый ряд. Все пары проплетают полным заплетом (С-П-С-П).

Одиннадцатый ряд. Все долевые пары перед сплетением с ходовой перевивать один раз (П-С-П-С).

Дырочки по полотну

В народе такие дырочки называют "колышками". Они получаются за счет раздела долевых пар на две части. В этом месте каждую половину плетут отдельной ходовой парой. Маленькая дырочка образуется после двух рядов такой раздельной полотнянки, от середины и обратно.

Для такого рисунка требуется нечетное число долевых пар. Сколок узора на рисунке 4.21.

Рисунок 4.21. Схема плетения дырочек на полотнянке

Схема переплетения нитей показана на рисунке 4.22. Плетут обычную полотнянку с перевивом пар по краю до точки 4. В точке 4 втыкают булавку и оплетают ее полотном, то есть так, как оплетается булавка при плетении обыкновенной полотнянки без перевива крайних пар. От этой точки происходит разделение полотнянки на две половины.

Рисунок 4.22. Схема плетения дырочек на полотнянке с перевивом пар по контуру

Правая половина. Ходовой становится средняя долевая пара, в нашем случае четвертая. Из точки 7 ее проплетают с остальными долевыми парами до края полотнянки в точке 8 и выходят в точку 9. В точке 9 втыкают булавку и оплетают ее полотном. Продолжают плетение к точке 10 и от нее - к точке 6.

Левая половина. Старая ходовая пара движется к левому краю в точке 5, а от нее - в точку 6.

Объединение двух половин. В точке 6 левая ходовая пара становится долевой, а бывшая средняя пара (правая долевая) становится ходовой.

Разрез на полотнянке получается в результате дополнительных перевивов ходовой пары в левую сторону.

Если плетется дорожка по 6 долевым парам, то разрез выполняют посередине, между третьей и четвертой долевыми парами. После третьей пары, двигаясь слева направо, на ходовой паре делают 2-3 перевива в левую сторону, а затем проплетают ходовую в полный заплет с оставшимися тремя парами. На обратном пути перевивы на ходовой делают после четвертой пары. На сколке такой разрез обозначают непрерывной линией по центру дорожки.

На вятских узорах встречаются разрезы в форме зернышка или насновки. Такой эффект достигается за счет разного числа перевивов на ходовой паре. Например (по той же дорожке из 6 пар), в первом ряду 1 перевив, во втором - 2, в третьем - 3, в четвертом - 3, в пятом - 2, в шестом - 1 перевив. Затем третью и четвертую пары сплетают между собой полным заплетом, и дорожка восстанавливается.

Как и полотнянка, сетка (рисунок 4.23а) может плестись различным количеством пар, в зависимости от ее ширины и плотности. Сколки сетки и полотнянки совпадают, только прорисовка ходовой нити будет иной (рисунок 4.24). Каждая долевая пара навешивается на булавку согласно рисунку сколка. На первую булавку навешивается еще и ходовая пара. Отличие сетки от полотнянки в том, что пары не проплетаются между собой, а перевиваются по одному разу, а затем скрещиваются П-С, то есть сплетаются в ползаплета, поэтому рабочей является лишь одна нить из ходовой пары, и к ней всякий раз добавляется одна нить долевой пары. В месте оплета булавки крайняя пара для прочности перевивается 2-3 раза. После булавки плетенке производится в обратном направлении таким же образом. Все нити сетки направлены по двум диагоналям, а ходовая нить пересекает их по горизонтали.

Во время плетения сетки нужно подтягивать нити, чтобы натяжение их было равномерным.

Рисунок 4.23. Сплетение нитей при выполнении сетки: а) одинарная сетка б) двойная сетка

Рисунок 4.24. Сколок сетки

Двойная сетка (рисунок 4.23б) получается в том случае, если вместо одной ходовой нити в плетении участвуют две.

И одинарная, и двойная сетка является наименее плотным элементом кружевной техники. Ее сочетание с другими элементами, например с полотнянкой, может составить интересный рисунок.

Для большей выразительности в полотнянку и сетку вводят скань. Для скани выбирают более толстую нить, чем основные. Она может быть другого цвета и качества, вплоть до металлизированных нитей. Скань вводят в плетение вместо любой долевой пары, кроме крайних.

Скань вплетают тремя способами: полотнянкой, веревочкой и косичкой.

Пара сканевой нити проплетается как другие долевые пары.

Скань веревочкой выполняется одной парой коклюшек (рисунок 4.25). По-другому ее называют двухсторонней. На среднюю булавку навешивают пару скани. Ходовую нить последовательно проплетают с долевыми до скани. Скань перевивают и ходовую пару пропускают между коклюшками скани, не проплетая, так, чтобы правая коклюшка скани оказалась сверху. Дальше ходовую пару проплетают с долевыми как обычно.

Рисунок 4.25. Схема плетения скани веревочкой

Если скань вводят в узор не с начала плетения, то поступают так: раздвигают долевые пары, между ними вкалывают булавку и навешивают на нее пару скани. Для закрепления в первом ряду скань проплетают полотнянкой. Далее можно плести скань веревочкой. Провязав 1-2 см, булавку вынимают, а скань подтягивают.

Скань косичкой выполняют двумя парами коклюшек, навешенными на одну булавку (рисунок 4.26). Ходовую нить последовательно проплетают с долевыми до скани. Нижнюю пару скани приподнимают и разводят в стороны. Ходовую пару пропускают между верхней и нижней парами, не проплетая. Доплести ряд до конца. Во втором ряду пары скани меняют местами и снова пропускают ходовую пару между верхней и нижней парами скани.

Рисунок 4.26. Схема плетения скани косичкой

В сетке скань обычно проходит по краю, но одна долевая пара основной нитью должна оставаться за сканью. Рассмотрим краюшку, сплетенную сеткой. Ее сколок - на рисунке 4.27.

Рисунок 4.27. Плетение скани по сетке

На булавки 2, 3 и 5 навешивают по одной долевой паре. На булавку 1 - две пары (долевую и ходовую). На булавку 4 навешивают пару скани.

Начинают плести сетку. Скань пропускают веревочкой. Последние пары сплетают в перевив по схеме: перевить - скрестить - перевить - скрестить и воткнуть булавку. Ходовую пару перевить на повороте. Дальше снова перевить - скрестить - перевить - скрестить и перевив ходовой пары. Продолжать плетение до точки А.

В точке А ходовая пара должна выйти вправо. Ходовую пару откладывают направо. Скань берут в правую руку, перевивают и между ее нитями пропускают первую долевую пару сетки. Затем последовательно между нитями скани пропускают все долевые пары сетки.

В точке В скань перевивают, разворачивают вокруг вколотой булавки и повторяют то же самое в обратном направлении. Когда скань доходит до крайней долевой пары, в работу вводят отложенную ходовую пару и таким же образом плетут второй фестон кружева.

Этот элемент выполняют на фоне полотнянки путем разведения сканевых нитей, когда скань идет по середине полотнянки. Перед разводкой нити перевивают, затем сплетают левую сканевую пару с левой долевой, а правую - с правой долевой. В следующем ряду сканевые пары продолжают смещать. Обычно таким перемещением скани по полотну добиваются овального, как ягода крыжовника, рисунка.

Мечта детства

Мечта детства. Как я научилась плести вологодские кружева

Сколько лет прошло, а память вновь возвращает меня в тот памятный день. Раннее летнее утро. Солнышко украдкой пробирается сквозь тюлевую занавеску, дотрагивается тёплыми пальчиками до моего левого уха. Я сладко потягиваюсь на кровати, спать не хочется. Из соседней комнаты доносится хрустальный звон коклюшек. Я без тапок на цыпочках пробираюсь к дверям и замираю, подглядывая между занавесками, как бабушка плетёт кружева.

— И что так стоишь? — обернувшись ко мне, говорит бабушка. — Думаешь, не видно твоих босых ног из-под занавески? Марш одеваться! Сейчас соберу на стол.

Бабушка осторожно отодвигает рукоделие и, тихонечко шаркая ногами, бредёт к печи. Творожная запеканка зарумянилась. Бабушка ставит противень на стол и выходит в сени, чтобы из кладовки принести сметану. Я в это время возвращаюсь к кровати, быстро влезаю в ситцевое платьице, натягиваю короткие носочки, засовываю ноги в тапочки и бегу к умывальнику.

Пузатый самовар на столе ещё шумит. Они с дедушкой недавно позавтракали. Бабушка берёт чашку с блюдцем, наливает мне чай, говорит:

— Всё на столе. Ты ешь, а мне недосуг. Капитолине завтра нужно сдавать в «Снежинку» готовое кружево.

— Бабушка, почему тёте Капе надо сдавать, а плетёшь ты? — недоумеваю я.

— Да ведь друг другу помогать надо. Ей одной никак не успеть норму выплести.

— А норма — это сколько?

— Чем больше, тем лучше. Но не менее двух десятков. Вот смотри, на подставке, которую зовём пяльцы, лежит подушка, именуемая кутузом. Она набита головицей, то есть головками льна. Вокруг кутуза при помощи булавок закреплён сколок — это картон с будущим узором.

У моей мамы раньше сколки были прорисованы на бересте. Помню, как папа ранней весной ходил в лес. Снимал большие листы коры с берёз. Приносил домой. Кору выпрямлял под гнётом. Мама прорисовывала нужный рисунок. Брала старый сколок, прокалывала иголкой дырочки и при помощи карандаша соединяла их в рисунок.

Видишь, нити, навитые на палочки — коклюшки, переплетаются между собой, образуя на сколке кружевной узор. Вот теперь давай меряй, сколько метров я выплела?

— А мне непонятно, почему вокруг кутуза?

— Потому что мерное кружево плетётся непрерывно. Рисунок на стыке сколка должен совпадать. Кутуз имеет форму цилиндра — или короткого обрубка толстого бревна. Поворачиваем его вокруг своей оси и плетём дальше. Обычно плетутся десятки, то есть длина полоски должна быть ровно десять метров.

Бабушка подаёт мне деревянную палку, которую она называет метром. Мы сначала распустили из моточка узкую кружевную полоску. Взяли кончик, приложили к метру, начали наматывать полоску кружева на метр:

— Один. Два. Три. Четыре. Пять. Шесть. Семь. Восемь. Девять. От десятого витка полоска кружева тянулась к кутузу.

— Вот видишь, меньше метра осталось доплести.

— А давай ты меня научишь плести, и я буду вам с тётей Капой помогать, — говорю я.

— Нет, учиться надо идти к Клавдии, моей сестре. Видишь — я сейчас плету только мерное кружево. Вот такие длинные полоски. Клавдия же плетёт всё.

— Что значит «всё»? — не унимаюсь я.

— Она плетёт сцепное кружево: салфетки, косынки, галстуки, скатерти, жилеты, шарфы. Мерное кружево измеряется в метрах, а сцепное — в штуках. Сцепное кружево всегда плетётся с помощью вязального крючка, для мерного кружева крючок не нужен.

В детстве и я пробовала, вроде как неплохо получалось. Помню, приехал однажды из артели приёмщик. Я сдавала своё сцепное кружево. Он уж и так его крутил, и этак. Потом смотрит на меня круглыми глазами и говорит: «Вот тебе за твоё усердие и отличное качество пыжиковая шапка». Ох и дорого они тогда стоили, эти шапки-то. А у меня особый интерес появился к кружевоплетению. Я даже из-за этого в школу перестала ходить.

Когда вышла за Оликсия замуж, тогда один за другим семеро ребятишек в избе появилось, некогда стало рукоделием заниматься. Теперь снохе немного помогаю, и то ладно.

— Ты поговоришь обо мне с сестрой?

— Нет, давай сначала у мамы разрешения попросим, а потом и к Клавдии схожу.

В тот день домой меня нёс счастливый ветер. От нас до бабушки полтора километра идти лесом. Я шагала по деревянным мосткам, быстро переставляя свои крошечные ножки.

Но разговор с мамой не получился. У мамы был свой взгляд на жизнь. Не дослушав меня, она возразила:

— Зачем тебе нужно это кружевоплетение? Ты что, как и я, всю жизнь будешь заниматься тяжелой работой? Нет уж. Сейчас хорошо учись, а когда вырастешь, то поезжай в город жить. Там будешь ходить по театрам, по выставочным залам, по музеям. Выйдешь замуж и будешь жить как человек. Не то что я — всю жизнь со скотиной да в навозе вожусь. Стираю, убираю, готовлю, мою посуду, вяжу, вышиваю, некогда газеты и книги читать, не то что в город в театр съездить.

Не могу вспомнить, сколько мне тогда было лет. Но не больше семи точно. Я ещё тогда в школу не ходила. В нашей семье было установлено негласное правило — перечить маме нельзя. Со стеклянными от слёз глазами я выбежала на улицу. Где я бродила до самого вечера, не помню. Но помню, как больно было где-то глубоко в груди. Там будто тлел огонёк надежды, а чья-то варварская нога с хрустом растоптала этот уголёчек.

За всю жизнь, пока была жива мама, я больше ни разу не поднимала этот вопрос. Но недавно на меня волной нахлынула ностальгия — по телевизору показывали наши вологодские кружева. И опять, как в детстве, шелохнулся уголёчек в груди.

Мамы теперь нет. Запретить никто не сможет. Но! Где взять кутуз, сколки, коклюшки, иголки? Раньше я могла попросить у бабушки, а теперь? По воле судьбы я с тридцати семи лет сижу в инвалидном кресле. Даже представить не могу, каким образом можно плести кружева, сидя в коляске? Но уголёчек внутри уже полыхал огромным пожарищем.

Попросила подругу, с которой дружим с детства и которая до сих пор ездит на нашу малую родину, чтобы она поспрашивала у кого-нибудь оборудование для кружевоплетения. Удача улыбнулась не сразу. Наша общая знакомая, тётя Катя Углова, узнав, что я хочу научиться плести кружева, сказала:

— А что? Для Нинушки мне не жалко всё отдать. Пусть с Богом плетёт.

Когда всё оборудование было у меня, подруга спросила:

— Хорошо, у тебя сейчас есть всё, чтобы плести кружева. Но кто тебя научит кружевоплетению?

— Не знаю, — в замешательстве ответила я.

Мне говорили, что в доме народного творчества курсы есть, туда из службы занятости женщин направляют. Но курсы для меня недоступны. Я живу на пятом этаже. Муж и сыновья просто физически не смогут столько раз сносить меня и поднимать обратно, чтобы я посещала занятия.

Но пути судьбы, как в лабиринте, заманчивы и непредсказуемы. И каждый день мне приносят что-то новое. Однажды вечером муж приходит с работы довольный и говорит:

— Мы сегодня ездили в село Архангельское. Не поверишь — я нашёл того, кто тебя научит плести кружева.

На следующий день приехала Ангелина Ивановна Проничева. Она научила меня плести кружева.

Самым значимым меня остается участие в двух Международных фестивалях кружева «Vita Lace». В 2011 году в Вологде я подарила на тот момент первой леди, Светлане Медведевой, кружевную косынку, которую, сидя в инвалидной коляске, выплела сама долгими, зимними вечерами. А в 2014-м я привезла со второго фестиваля диплом победителя в конкурсе «Мой кружевной наряд».

Надо сказать, что я кружева плету медленно. Потому что кружевницы подставку с кутузом держат ногами и переворачивают ее в зависимости от изгиба узора. У меня ноги не действуют, поэтому кутуз приходится брать в руки и поворачивать. Мои руки во время плетения находятся на весу, поэтому быстро устает спина. Приходится часто отдыхать. Но какое наслаждение я получаю от хрустального звона коклюшек! Неописуемая гордость распирает меня от одной только мысли, что моя детская мечта все-таки осуществилась — я умею плести наши вологодские кружева!

Нина Павловна Гаврикова