Руководства, Инструкции, Бланки

военно политическое руководство img-1

военно политическое руководство

Рейтинг: 4.0/5.0 (1890 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Военно-политическое руководство СССР в первые дни войны - Студопедия

Военно-политическое руководство СССР в первые дни войны

Германское нападение застало врасплох не только воинские части приграничных округов, но и высшее советское руководство. Когда Сталину доложили о налетах германской авиации на советские города, он спросил, не провокация ли это немецких генералов. С.К. Тимошенко ответил: «Немцы бомбят наши города на Украине, в Белоруссии, в Прибалтике, на границе начались боевые действия сухопутных войск. Какая же это провокация?» Однако Сталин возразил: «Если нужно организовать провокацию, то немецкие генералы бомбят и свои города». Затем он добавил: «Гитлер наверняка не знает об этом. Необходимо срочно связаться с Берлином». В германском посольстве сообщили, что посол просит срочно принять его. Прибыв к Молотову, фон Шуленбург сообщил, что германское правительство объявило СССР войну.

Для Сталина внезапное нападение Германии стало страшным потрясением. Адмирал И.С. Исаков свидетельствовал, что в первые дни войны вождь «находился в состоянии, близком к прострации». По словам Н.С. Хрущева, Сталин «был совершенно парализован в своих действиях, не смог собраться с мыслями». Он уехал на свою «ближнюю дачу» в Кунцево и, несмотря на уговоры членов Политбюро, упорно отказывался выступить по радио с обращением к населению. А.И. Микоян вспоминал, что Сталин считал все «безвозвратно потерянным». Подавленным состоянием Сталина объясняется то, что не он, а Молотов выступил в 12 часов дня 22 июня с обращением к гражданам СССР. Именно из радиообращения Молотова жители большей части страны узнали, что началась война.

Сталин собрался с духом и выступил по радио только 3 июля. Ни раньше, ни позже он не говорил так: «Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои!»

На второй день войны, 23 июня была создана Ставка Главного Командования. Ее возглавил Тимошенко. Однако его полномочия были крайне узки.

Из мемуаров Г.К. Жукова

«Без утверждения Сталина Тимошенко не имел возможности отдать войскам какое-либо принципиальное распоряжение. Сталин ежечасно вмешивался в ход событий, по нескольку раз в день вызывал Главкома Тимошенко и меня в Кремль, нервничал, бранился и всем этим только дезорганизовал и без того недостаточно организованную работу Главного Командования в осложнившейся обстановке. 9 июля я доложил некоторым членам Политбюро о необходимости сделать Сталина юридическим Верховным Главнокомандующим…».

10 июля Ставка ГК была преобразована в Ставку ВГК. Председателем Ставки (с 19 июля — наркомом обороны, с 8 августа — Верховным Главнокомандующим) стал Сталин. Одновременно были созданы три Главных командования, каждому из которых были подчинены несколько фронтов. Северо-Западное главное командование возглавил Ворошилов, Западное — Тимошенко, Юго-Западное — Буденный. Ставка должна была стать коллективным органом Верховного Главнокомандования. Однако Сталин почти никогда не собирал ее в полном составе, а вызывал тех ее членов, которых считал нужным.

30 июня был создан Государственный Комитет Обороны (ГКО), сосредоточивший всю полноту власти в стране. В состав ГКО вошли Сталин (председатель), Молотов, Ворошилов, Берия и Маленков.

22 июня ЦК ВКП(б) и правительство ввели военное положение на территориях Прибалтики, Белоруссии, Украины, Молдавии и ряда областей РСФСР. На этих территориях вся полнота власти передавалась военным властям. 23 июня была объявлена мобилизация военнообязанных 1905–1918 гг. рождения. У военкоматов выстроились очереди уходивших на фронт. Уже к 1 июля в ряды Красной Армии влилось 5,8 млн. чел.

24 июня был создан Совет по эвакуации[7]. а 27 июня принято постановление ЦК ВКП(б) и СНК об эвакуации населения, промышленных объектов и материальных ценностей из прифронтовой полосы. В первую очередь на восток вывозилось оборудование военных заводов, предприятий авиационной, тракторной, химической промышленности, черной и цветной металлургии.

26 июня Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О режиме рабочих и служащих в военное время». Рабочий день увеличивался, вводились обязательные сверхурочные работы продолжительностью от 1 до 3 часов, отменялись отпуска.

Начался перевод заводов, выпускавших мирную продукцию, на производство вооружения, военной техники и боеприпасов. Страна начинала жить по-военному.

Другие статьи

Военно-политическое руководство - это

военно-политическое руководство это: Смотреть что такое "военно-политическое руководство" в других словарях:

Военно-воздушные силы США — United States Air Force (USAF) Эмблема Министерства ВВС США … Википедия

Военно-политическая академия имени В. И. Ленина — Орденов Ленина Октябрьской революции Краснознамённая военно политическая академия имени В. И. Ленина (ВПА им. В. И. Ленина, ВПА) Год основания 1919 Начальник См … Википедия

Военно-морское училище имени М. В. Фрунзе — Санкт Петербургский военно морской институт одно из старейших учебных заведений Санкт Петербурга. В своём нынешнем виде существует с 1998 года, когда были объединены между собой ВВМУ им. М. В. Фрунзе и ВВМУПП им. Ленинского Комсомола. С 2001… … Википедия

Военно-морское училище им. М. В. Фрунзе — Санкт Петербургский военно морской институт одно из старейших учебных заведений Санкт Петербурга. В своём нынешнем виде существует с 1998 года, когда были объединены между собой ВВМУ им. М. В. Фрунзе и ВВМУПП им. Ленинского Комсомола. С 2001… … Википедия

Главное политическое управление Советской Армии и Военно-морского флота — (ГлавПУР)  орган управления в Министерстве обороны СССР, руководящий партийно политической работой в Советских Вооруженных Силах. Работало на правах отдела ЦК КПСС. Содержание 1 История 1.1 Создание … Википедия

Политические органы в советской армии и военно-морском флоте — руководящие органы Коммунистической партии Советского Союза в армии и на флоте. Их структура соответствует организации Вооруженных Сил Союза ССР. Высшим П. о. Советской Армии и Военно Морского Флота является Главное Политическое Управление … Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов

Главное политическое управление Советской Армии и Военно-морского флота — (ГЛАВПУ) орган, руководящий партийно политической работой в Советских Вооруженных Силах. Работает на правах отдела ЦК КПСС. На ГЛАВПУ возлагается: руководство политическими органами, партийными и комсомольскими организациями в Вооруженных … Большая советская энциклопедия

Морской Корпус Петра Великого - Санкт-Петербургский военно-морской институт — Санкт Петербургский военно морской институт одно из старейших учебных заведений Санкт Петербурга. В своём нынешнем виде существует с 1998 года, когда были объединены между собой ВВМУ им. М. В. Фрунзе и ВВМУПП им. Ленинского Комсомола. С 2001 года … Википедия

Народный комиссариат Военно-Морского Флота СССР — Народный комиссариат Военно Морского Флота СССР  центральный орган управления, осуществлявший руководство ВМФ СССР с 30 декабря 1937 года по 25 февраля 1946 года. Наркомат был образован из Управления ВМС РККА, которое входило в состав… … Википедия

Главное политическое управление Военно-Морского Флота — ГЛAВНОЕ ПОЛИТИ?ЧЕСКОЕ УПРАВЛEНИЕ ВОEННО МОРСКOГО ФЛOТА (ГлавПУ ВМФ), руководило парт. политич. работой в ВМФ; образовано 20 июля 1941 путём реорганизации Гл. управления политич. пропаганды ВМФ решением ЦК ВКП(б), работало на правах отдела ЦК… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

Книги
  • Выпускники Николаевской Академии Генерального Штаба на службе в Красной Армии. Каминский В. В. Кто в действительности создал Рабоче-Крестьянскую Красную Армию (РККА)? Кто стал подлинным организатором ее побед на главных фронтах гражданской войны (1918–1920 гг.)? Эта книга посвящена… Подробнее Купить за 600 руб
  • У стен Берлина. И. Б. Мощанский. На подступах к столице рейха германское военно-политическое руководство вновь попыталось остановить продвижение Красной армии к Берлину, чтобы затянуть ход военных действий и попытаться… Подробнее Купить за 320 руб
  • Прорыв блокады Ленинграда. Эпизоды великой осады. 19 августа 1942 - 30 января 1943 года. Илья Мощанский. От издателя:С сентября 1941 года, когда кольцо блокады вокруг Ленинграда окончательно замкнулось, советское военно-политическое руководство неустанно разрабатывало и проводило все новые и… Подробнее Купить за 163 грн (только Украина)
Другие книги по запросу «военно-политическое руководство» >>

Военно политическое руководство

ОБЩИЕ ВОЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ - ЗВО - 11/2000 МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕОСАЯ ПОДГОТОВКА ВОЙСК В АРМИЯХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Полковник М. ЗЕЛЕНКОВ, кандидат военных наук

Военно-политическое руководство ведущих стран мира считает проблему поддержания высокого морально-психологического состояния (МПС) вооруженных сил одной из приоритетных в сфере обеспечения национальной безопасности. К числу основных факторов, которые, по мнению военных специалистов, способствуют улучшению МПС личного состава относятся: дальнейшее упрочение и наращивание военно-промышленного потенциала и поддержаниеего на уровне требований современной военно-политической обстановки и обеспечения национальной безопасности конкретной страны; использование научно-технических достижений в военных целях и дальнейшее развитие ВПК страны; интенсификация морально-психологической подготовки (МПП) всех категорий личного состава с приоритетной отработкой соответствующих вопросов в ходе мероприятий оперативной и боевой подготовки; совершенствование процессов оперативной и боевой подготовки штабов и войск; усиление социальной защиты военнослужащих и прежде всего повышение материальной заинтересованности личного состава; проведение мероприятий, направленных на повышение уровня профессиональной компетенции органов военного управления. Как показывает практика, положительно влияют на МПС большинства военнослужащих стран НАТО следующие факторы: высокий уровень личной профессиональной подготовки и постоянное стремление к его повышению; убежденность в исключительности государственного строя своей страны; гордость за принадлежность к своей стране и ее ВС; приверженность традициям воинской части и ВС в целом; уверенность в качестве своего оружия; высокая психологическая готовность к началу военных действий. В то же время в ходе проведенных исследований были выявлены те факторы, которые негативно влияют на морально-психологическое состояние, в частности: повышенный интерес к материальному стимулированию военнослужащих в ущерб морально-нравственному воспитанию; пренебрежение к противнику, переоценка своих сил, повышенное комфортолюбие; потеря инициативы в ходе боевых действий, что может привести к существенному снижению МПС военнослужащих; наличие расовых предрассудков, проявление крайних форм индивидуализма, карьеризм, отчужденность, напряженность во взаимоотношениях; злоупотребление алкоголем, наркотиками; сексуальные домогательства в отношении женщин-военнослужащих. Высокий уровень боевой готовности, обеспечиваемый, по мнению военно-политического руководства США, прежде всего эффективно действующей системой профессиональной, оперативной и боевой подготовки, в свою очередь, способствует формированию и поддержанию высокого морального духа у личного состава, чувства гордости и удовлетворения службой в вооруженных силах, уверенности в командовании, своих действиях. Исходя из этого, американские специалисты считают, что МПП следует рассматривать в качестве важного элемента комплексной системы обучения и подготовки личного состава вооруженных сил. В связи с этим она осуществляется в ходе всех видов подготовки войск по специализированным программам. МПП увязывается с задачами, стоящими перед вооруженными силами, и направлена на формирование требуемых качеств для всех категорий военнослужащих. Конечным результатом этого процесса является высокая моральная и психологическая устойчивость как отдельного военнослужащего, так и подразделения, части, вооруженных сил в целом. Моральная и психологическая устойчивость, по взглядам американских военных специалистов, предполагает наличие следующих основных элементов: дисциплина, боевой дух, воля к победе, самообладание, чувство собственного достоинства, честность, преданность долгу и военной службе, чувство офицерской и солдатской чести и другие. Руководство министерства обороны США считает, что морально-психологическое состояние американских вооруженных сил XXI века будет определяться качеством подготовки рядового и сержантского состава. По его мнению, повышенное внимание на долгосрочную перспективу к человеческому фактору как одному из основных, влияющих на уровень боевой готовности вооруженных сил, обусловливает необходимость дальнейшего развития организационных структур, а также форм и методов их деятельности, обеспечивающих позитивное воздействие командиров и других органов управления различного уровня на поведенческие нормы военнослужащих. Анализ системы МПП личного состава армий стран НАТО позволяет выявить некоторые основные ее черты и особенности: существование соответствующего аппарата практически во всех структурах организационного строения вооруженных сил; разветвленность и строгая подчиненность различных служб и органов; наличие в распоряжении органов управления МПП мощной материальной и финансовой базы в сочетании с многочисленным высококвалифицированным кадровым составом; четко определенные идейно-теоретические и методологические основы МПП; высококачественное законодательное обеспечение; целенаправленность и масштабность МПП; комплексный подход к решаемым задачам; неразрывное единство процесса обучения и воспитания; хорошо организованная практическая деятельность. Так, в ВС США в основу работы с личным составом положены идеи американского образа жизни, преданности национальному флагу и президенту страны, а также соблюдение традиций вооруженных сил, их видов, родов войск и служб, объединений, соединений, частей и различных общественных движений и организаций. Результаты исследования содержания МПП в ВС стран НАТО показывают, что в ней наиболее четко выделяются следующие направления: формирование и развитие у военнослужащих высоких военно-профессиональных качеств; положительной мотивации к воинской службе; воспитание у личного состава чувства патриотизма, верности национальным ценностям; выработка навыков выживания в плену и подготовка к ведению длительных боевых действий в экстремальных условиях; проведение занятий по физическому воспитанию личного состава. При этом основными задачами МПП в ведущих странах НАТО являются: внедрение в сознание военнослужащих убеждений о подлинно демократическом характере своих государств и его институтов, превосходстве их моральных ценностей над остальным миром, важности вооруженных сил для защиты национальных интересов; пропаганда идей о наличии военных угроз; формирование образа врага; внедрение в сознание военнослужащих идеи моральной обоснованности любых действий в ходе боя с врагом; развитие у личного состава способности сохранять хладнокровие и чувство ответственности в самых непредвиденных обстоятельствах, противостоять негативному информационно-психологическому воздействию противника; социальная защита прав и льгот всех категорий военнослужащих, включая и пенсионеров вооруженных сил. Для реализации вышеперечисленных задач разработаны определенные формы МПП и специальные программы. Так, анализ задач информирования (информационно-воспитательной работы) личного состава вооруженных сил различных государств показывает, что, несмотря на их широкий спектр и специфические особенности, они в общем идентичны: формирование взглядов и убеждений военнослужащих, соответствующих характеру государственной военной политики; обеспечение органов военного управления и офицерского состава оперативной военно-политической и служебной информацией; информационное воздействие на сознание и поведение личного состава с целью формирования побудительных мотивов и духовных стимулов к выполнению учебных и боевых задач; удовлетворение культурных, религиозных и информационных потребностей военнослужащих; реклама военной службы, создание и культивирование положительного имиджа вооруженных сил в общественном сознании и другие. Вместе с тем в армии каждого отдельного государства информационно-воспитательная работа имеет свою специфику. Так, в вооруженных силах европейских стран, входящих в НАТО, она направлена прежде всего на воспитание у личного состава чувства так называемой. в США - имеет ярко выраженную направленность на военнослужащих. Эффективность системы информирования личного состава вооруженных сил ряда ведущих стран Запада в значительной мере обусловлена хорошо отлаженной и скоординированной организационной структурой. Например, в ВС Германии комплекс информационно-воспитательной работы с личным составом проводится в рамках так называемого. Это понятие охватывает процесс воинского воспитания и идеологической обработки военнослужащих и включает: организацию работы с подчиненными, политическое образование, воинский порядок, дисциплинарную практику, военно-правовые нормы, основы международного права по вопросам ведения войны, элементы психологии и социологии. При этом основной формой идеологической обработки в бундесвере являются занятия по политическому образованию (обязательные для всех категорий военнослужащих). Как правило, они проводятся по пяти основным темам. и. При этом используются лекции, беседы, семинары, дискуссии и коллоквиумы, а также просмотры кино- и видеоматериалов. Для информационно-воспитательной работы в иностранных государствах характерны следующие особенности: наличие в войсках широко разветвленной структуры информационного аппарата, который работает, как правило, до батальона включительно; высокая насыщенность высококвалифицированными специалистами по информационной работе во всех звеньях; высокий профессионализм специалистов по информации; мощное информационно-методическое обеспечение деятельности командиров по всестороннему информированию военнослужащих; интенсивное использование религиозного воздействия на военнослужащих. После войны во Вьетнаме руководство Пентагона сделало выводы о необходимости радикальной перестройки системы МПП военнослужащих. Американские военные эксперты считают, что именно недостатки в информировании войск и общественности привели нацию к так называемому. Преодолеть его была призвана новая система пропаганды преимуществ военной службы с целью создания у военнослужащих позитивной мотивации, в основу которой была положена специальная программа министерства обороны. Она предназначена для оказания помощи командирам всех уровней в формировании прежде всего социально-политических, а также психологических аспектов нравственного облика американских военнослужащих. Объектом ее воздействия является, в первую очередь, рядовой и сержантский состав регулярных войск и резервных компонентов, гражданский персонал министерства обороны, военные пенсионеры, а также члены их семей. Программа включает комплекс социально-политических и психологических обоснований и принципов, которые используются для утверждения в сознании объектов воздействия принятых в государстве и вооруженных силах идей, ценностей, моральных эталонов. Основная се цель - повлиять на сознание и поведение личного состава таким образом, чтобы в конечном счете сформировать политически благонадежных людей, обеспечить их морально-психологическую готовность к выполнению поставленных задач. При этом приоритетными направлениями МПП личного состава являются такие, как обеспечение равных прав и возможностей военнослужащих, предотвращение сексуальных домогательств и отклонений, борьба с употреблением алкоголя и наркотиков, а также соблюдение юридических прав и ответственность военнослужащих. К числу дополнительных направлений относятся следующие: обычаи и традиции, денежное содержание, продвижение по службе и другие. Особенность работы по вышеуказанным направлениям заключается в том, что она призвана искоренить негативные явления в армии. Основными способами воздействия наличный состав являются внушение и тренировка, влияние на сознание и поведение путем использования определенной политической терминологии и понятий. Кроме того, применяется метод так называемой. сущность которого заключается в том, чтобы научить военнослужащих воспринимать преподносимые командирами идеалы и ценности как аксиомы, лишив тем самым их возможности критически мыслить. Для формирования и поддержания необходимого МПС в США широко применяется разветвленная сеть радио- и телевизионных станций, а также современные каналы связи. Например, система радио- и телеинформирования американских войск в Европе включает девять радиостанций и четыре телестудии. Ответственность за разработку планов мероприятий по информированию личного состава соединений и частей, членов семей военнослужащих с использованием возможностей радио- и телевизионной службы АФРТС, печатных малотиражных военных изданий и других СМИ возлагается на главнокомандующих объединенными командованиями ВС США в зонах. По мнению специалистов СМИ, короткий видеосюжет воздействует на сознание военнослужащих гораздо эффективнее, чем длинная статья или выступление. В связи с этим в вооруженных силах некоторых государств создаются специальные подразделения для подготовки военных радио- и видеоматериалов. Так, отдел аудиовизуальных средств службы информации и общественных отношений ВС Франции по заказу министерства обороны самостоятельно или с гражданскими организациями ежегодно готовит около 30 фильмов, свыше 20 видеомонтажей, 70 видеоклипов, несколько телсрепортажей, 700 фоторепортажей и 12 тыс. видеокассет с информационными и развлекательными материалами. А в составе объединенных командований ВС США в зонах для организации информационного обеспечения на период боевых действий предусматривается развертывание оперативных центров по связям с общественностью. Помимо теле- и радиосредств, военное руководство США особое внимание уделяет печати, так как именно она является фактором постоянного и длительного воздействия на сознание личного состава, а это в свою очередь повышает ее действенность. Соответствующий аппарат в вооруженных силах отвечает за публикацию материалов в издаваемых в стране более 2 500 газет, общий тираж которых достигает 102 млн экземпляров. Непосредственно МО США выпускает свыше 20 журналов, а министерства видов ВС - около 80 наименований. Понимая то значение, которое в общей системе ценностей имеет для американцев элемент. руководители военных СМИ с большим вниманием относятся к вопросам выплаты денежного содержания, компенсаций, льгот и привилегий военнослужащим. Этим проблемам посвящается до 50 проц, первоочередных публикаций газет, выпускаемых во всех видах вооруженных сил. Эффективной формой информационного обеспечения боевой учебы в армиях зарубежных государств является служебное информирование о текущих событиях. Важное практическое значение для организации работы в этой области в войсках имеет реализация руководящих принципов, утверждаемых министерством обороны. Так, в документе под названием. подписанным бывшим министром обороны Д. Чейни, в частности, провозглашалось, что и что. Кроме того, подчеркивалось, что. В последние годы все большее место в информационной работе с личным составом армий зарубежных государств отводится компьютерной технике. Специалисты выделяют три основных направления ее применения в этой деятельности: производство и хранение информационно-справочных материалов; применение тренажеров-компьютеров в боевой учебе и морально-психологической закалке военнослужащих; внедрение компьютерных видеоигр как формы досуга личного состава. Показательным в этом плане является компьютерное оборудование национального учебного центра в Форт-Ирвин и другие. Такие интерактивные сети, как (ВМС), сеть для семей военнослужащих (ВВС) и система отслеживания качества жизни. вводимая в ближайшее время министерством обороны, обеспечивают возможность не только распространения информации традиционными способами, но и проведения исследований и опросов, а также осуществление обратной связи по социально-бытовым вопросам в войсках. В Германии реализуются закупки для бундесвера новых 650 компьютеров для использования в системе информационного обеспечения и управления ВС ФРГ стоимостью 1 млрд марок. Особую роль в армиях ряда стран Запада играет рекламно-пропагандистская служба как важный элемент средств массовой информации. Основная ее цель - создание и поддержание в сознании военноcлужащих и широких слоев общественности привлекательного имиджа вооруженных сил и военной службы. Большинство военных и гражданских СМИ помещают обширные рекламные проспекты и объявления, превращая их по сути в источники пропаганды службы в вооруженных силах, новой военной техники, социальных гарантий военнослужащих. Такой же деятельностью занимаются многочисленные вербовочные пункты и службы подготовки офицеров резерва при университетах и колледжах. Одна из центральных проблем, над которой работают специалисты по военной рекламе, - создание образа современного героя, достойного подражания. Министерство обороны США с 1975 года ежегодно проводит социологические опросы с привлечением около 10 тыс. юношей и девушек на предмет их отношения к военной службе. В целях ликвидации негативной тенденции, которая возникла в начале 90-х годов и заключалась в заметном снижении числа молодых американцев, желающих служить в вооруженных силах, военное ведомство существенно увеличило финансовые средства на пропаганду военной службы (в 1995 - 1998 годах вдвое по сравнению с 1994-м). В целом задачи, содержание, организация и технология информирования личного состава в армиях различных стран имеют много общего. Они носят комплексный характер и отличаются большим разнообразием и достаточно высокой эффективностью воздействия на сознание и поведение военнослужащих. Однако система информирования личного состава ВС в каждом государстве имеет специфические особенности, опирается на сложившиеся традиции, соответствует материальным возможностям и реальным потребностям информационно-воспитательной работы в армии и на флоте. Созданием программ такой деятельности занимаются органы государственного и военного управления США. Наряду с информированием военно-политическое руководство западноевропейских стран и США при разработке принципов и направлений военного строительства и реформирования вооруженных сил первостепенное внимание уделяет созданию эффективной системы социально-правовой защиты военнослужащих, которая надежно обеспечивает солдатам и офицерам равные с остальными гражданами политические права и социальные гарантии с учетом специфики военной службы. В Греции созданы многочисленные ассоциации, благотворительные общества и фонды, целью которых является оказание поддержки и помощи армии и военнослужащим. В Германии с целью разрешения проблемных вопросов, затрагивающих личные интересы военнослужащих, из числа предварительно отобранных командованием, на собраниях тайным голосованием избираются в каждой роте по одному представителю от солдат и унтер-офицеров. По уставу эти доверенные лица выступают посредниками между командирами и личным составом. В целях укрепления престижа вооруженных сил командование стремится освободить их от выполнения несвойственных им задач. МО США разработало специальные программы, обеспечивающие реализацию социально-экономических прав военнослужащих. Их основными целями является: поддержание высокого морального духа военнослужащих и членов их семей, обеспечение высокой эффективности их деятельности, повышение привлекательности и престижности военной службы; обеспечение и поддержание социально-бытового статуса военнослужащих и членов их семей, необходимого уровня их физического развития и интеллектуального состояния; обеспечение занятости и повышение образовательного уровня членов семей военнослужащих; создание условий для рационального использования внеслужебного времени военнослужащими и членами их семей; поддержание благоприятных условий жизни военнослужащих и внедрение в их сознание уверенности в завтрашнем дне и другие. Они дополняются информационными программами, призванными формировать более широкую систему ценностей в рамках личного состава ВС США. Раз в четыре года министерство обороны США готовит специальный доклад о системе материального обеспечения военнослужащих, в котором формулируются предложения и рекомендации по ее совершенствованию. По традиции этот доклад становится основой для дебатов в конгрессе по реформе соответствующего законодательства. Исходя из психологических особенностей американцев, военно-политическое руководство США считает, что, только создав равные стартовые условия для военнослужащих - представителей всех национальностей и обеспечив их единство и сплоченность перед лицом внешних угроз, можно поддерживать МПС личного состава ВС на требуемом уровне. С этой целью в ВС Соединенных Штатов создана специальная программа, реализация которой осуществляется как в процессе индивидуальной подготовки, так и в составе частей и подразделений в рамках МПП как части оперативной и боевой подготовки войск. Занятия проводятся в форме семинаров и собеседований не реже, чем раз в месяц. В этом процессе большую помощь командирам оказывают военные священники (служба капелланов). Военно-политическое руководство США рассматривает церковь как важнейший институт, оказывающий серьезное влияние на формирование нравственных принципов и норм поведения, воспитывающий личный состав вооруженных сил в духе сложившихся в данном обществе моральных ценностей. Религиозное воздействие, осуществляемое в ходе реализации программы, направлено на формирование у военнослужащих таких качеств, как преданность, ответственность, дисциплинированность, терпимость, физическая и духовная гармония, высокий моральный дух, самоотдача и самоотверженность, а также на обеспечение соответствия морально-психологических качеств установленным нормам. Религиозное воздействие в вооруженных силах как одна из форм создания высокой морально-психологической устойчивости у военнослужащих должно еще больше усилиться, что позволит закрепить у личного состава стереотипы социального поведения и автоматизма в выполнении любых поставленных задач как. В документе отмечается, что повышение уровня жизни личного состава вооруженных сил оказывает. В связи с этим министерство обороны США руководствуется следующими основными принципами: дальнейшее увеличение денежного содержания; внесение в ритм жизни военнослужащих большей предсказуемости; обеспечение личного состава в пунктах постоянной дислокации качественной медицинской помощью и жильем; расширение возможностей в получении образования. В качестве основной задачи на период до 2003 года военным руководством США выдвигается решение проблемы компенсаций для всего личного состава, независимо от его принадлежности к тому или иному виду вооруженных сил. При этом размеры основного месячного оклада постоянно увеличиваются. По взглядам американского военного руководства, чем лучше материальная обеспеченность, тем выше морально-психологический настрой военнослужащих. По официальным данным, предполагаемые бюджетные ассигнования на денежное содержание личного состава в перспективе возрастут и составят в 2010 году 95 млрд долларов (в 2000-м они равнялись 69,4 млрд). По мнению министра обороны США, в 2000 году осуществлено самое значительное за последние 20 лет повышение денежного довольствия всем категориям военнослужащих, а предложения по военному бюджету на 2001 и 2002 годы предусматривают такое его увеличение, которое позволит на 0,5 проц. превысить уровень инфляции в стране. Другим основным компонентом пакета компенсаций и льгот, формирующих МПС военнослужащих, является пенсионное обеспечение. По взглядам американского военного руководства, каждый военнослужащий должен быть уверен, что после завершения службы он и его семья будут полностью обеспечены в материальном плане. В современных условиях в ведущих странах мира во главу угла ставится вопрос о признании важной роли семьи в создании благоприятных условий для исполнения военнослужащими своих обязанностей и в формировании устойчивого МПС. Так, в ходе войны в зоне Персидского залива (1991) усилиями военных ведомств были приняты меры для установления постоянного контакта военнослужащих с их семьями, в том числе льготной или бесплатной телефонной связи. Впоследствии самым желанным для них стал так называемый - время коллективного просмотра видеопосланий из дома (по 5 мин на военнослужащего). Кроме того, большая работа с семьями военнослужащих, находящихся в зоне Персидского залива, проводилась и в местах их постоянной дислокации. Во-первых, отмечалось, что более активно стали действовать центры поддержки семей. Таких центров в американских войсках, дислоцирующихся в Европе, насчитывается 126, в том числе только в ФРГ - 83. Во-вторых, значительную помощь семьям оказывали местные власти и общественные организации ФРГ, которые устраивали благотворительные вечера, экскурсии, вводили скидки на квартплату и другие льготы. Существенное влияние на формирование у военнослужащих всех степеней высоких профессиональных качеств оказывают порядок прохождения военной службы, законодательные акты (военная присяга, единый кодекс военной юстиции, кодекс поведения военнослужащего, уставы и наставления) и другие документы, регламентирующие их поведение и выполнение служебных обязанностей. Традиционно важной составляющей МПП считается психологическая подготовка (психологическая работа), призванная обеспечить устойчивость личного состава к внешним раздражителям. Она осуществляется комплексно, интенсивно и непрерывно в условиях повседневной деятельности, на учениях и на специальных сборах. Считая принцип реализма в обучении войск наиболее эффективным в плане повышения эмоционально-волевой устойчивости личного состава, командование ВС США готовит военнослужащих к действиям в реальной боевой обстановке. При этом главными целями психологической подготовки оно считает следующие: выработка психологической устойчивости военнослужащих к воздействиям боевой обстановки, формирование психологической сплоченности, обеспечение требуемого состояния в ходе подготовки и ведения боевых действий, снижение психогенных потерь, а также проведение мероприятий по оказанию психологической помощи и проведению реабилитации. К основным направлениям и способам психологической подготовки личного состава зарубежные эксперты относят: моделирование реалистического образа, тактики действий, боевых возможностей вероятного противника; подготовка военнослужащих к действиям в природно-географических и погодно-климатических условиях региона предстоящих боевых действий; моделирование реалистичной многомерной картины современного боя; создание в процессе боевой учебы физических и психических нагрузок, характерных для современного боя; сплочение воинских подразделений, формирование в них отношений взаимовыручки и взаимопомощи; расширение возможностей военнослужащих в плане преодоления боевых стресс-факторов за счет освоения ими приемов психотехники. Другим важным фактором обеспечения заданного уровня МПС личного состава считается проведение культурно-досуговой работы. Улучшение морального климата, социально-бытовых условий, а также досуг военнослужащих и членов их семей являются приоритетными в процессе МПП. При этом большое значение для повышения морально-психологического состояния личного состава за рубежом придается привлечению групп. то есть популярных актеров, певцов и других исполнителей, организующих свои выступления перед военнослужащими и членами их семей. Для организации отдыха личного состава созданы и функционируют курортные комплексы как в стране, так и за рубежом. При министерстве обороны США действует специальное управление, которое разрабатывает единую для всех видов вооруженных сил программу отдыха и развлечений. С целью стимулирования военной службы министерство обороны США осуществляет также программу по поднятию высокого морального состояния военнослужащих путем использования новых компьютерных технологий на базе сети Интернет (так называемые. современные библиотеки). Для поддержания заданного МПС военнополитическое руководство зарубежных стран в качестве средства позитивного воздействия на военнослужащих использует продукцию СМИ. Представляет интерес опыт создания на период боевых кампаний так называемых - узкого круга доверенных гражданских журналистов, которые формируют у общественности выгодное представление о тех или иных военных событиях. Такие журналистские позволяют не только информировать, но и дезинформировать мировое общественное мнение в интересах стратегической маскировки. В качестве примера можно привести информационные материалы о войне в зоне Персидского залива в 1991 году, В соответствии с разработанными регламентирующими документами были организованы журналистские команды, в состав которых включались в качестве сопровождающих офицеры по связям с общественностью. Ни один материал, подготовленный в регионе в период проведения операции, не мог быть отправлен без визы этих офицеров. Все, что мешало моральному сплочению войск, - критика администрации Дж.Буша, показ трудностей в пустыне, подготовка похоронных команд, случаев неудачного бомбометания, муссирование фактов пленения и гибели военнослужащих МНС - запрещалось. Жесткая цензура была введена и союзниками США по антииракской коалиции. Средствам массовой информации США, Великобритании, Франции удалось создать вокруг солдат, воевавших в заливе, ореол патриотизма и воинской славы. В настоящее время в ВС США дополнительно разрабатывается перспективная программа. в которой излагаются основные требования к призывникам: высокий интеллект, физическая сила и твердая мотивация для службы в ВС. Дальнейшее развитие этих качеств предполагается за счет повышения удовлетворенности службой, улучшения морально-психологического климата, поддержания разумного соотношения периода службы на территории США и в составе войск за рубежом, а также за счет улучшения условий и уровня жизни военнослужащих. В этом документе разработан механизм практического внедрения традиционных морально-психологических и нравственно-этических норм в сознание военнослужащих. Такой подход в сочетании с принципом материального стимулирования оказывает достаточно эффективное воздействие на сознание и психику военнослужащих и способствует решению в XXI веке военно-политическим руководством зарубежных стран задачи поддержания на должном уровне боеспособности и боеготовности вооруженных сил.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI

Основные тенденции развития военно-политической и военно-стратегической обстановки до 2015 г

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ВОЕННО-СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ ДО 2015 г. ВОЕННЫЕ УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Несмотря на окончание холодной войны, качественное улучшение отношений между Россией и Западом, военно-политическая обстановка в мире в целом характеризуется нестабильностью. На ее формирование существенное воздействие оказывают: стремление США установить, либо упрочить свое господство в ряде регионов, имеющих исключительную экономическую и военно-стратегическую ценность, вооруженные конфликты острые социальные проблемы в ряде стран мира, терроризм, распространение оружия массового поражении.

Применительно к глобальному и региональным центрам силы военно-политическая обстановка характеризуется следующим образом.

По прогнозам американских экспертов, США к 2015 г. оста­нутся ведущей силой в миро­вом сообществе. Глобальное влияние Соединенных Штатов в экономической, технологи­ческой, а также в военной и дипломатической сферах не будет иметь себе равных как среди наций, так и междуна­родных организаций. Эта мощь не только обеспечит Америке превосходство, но и сделает ее одной из важнейших сил мирового развития.

Руководство США стремится использовать нынешний период максимального взлета своей мощи, чтобы обеспечить формирование такого международного порядка, который сохранил бы в неприкосновенности ведущее место и процветание США в течение всей обозримой перспективы.

Изменившаяся военно-политическая обстановка в мире, скорректировала позиции США на характер будущей войны. По взглядам американского военного руководства, угроза возникновения широкомасштабной ядерной войны между крупными державами значительно снизилась. Вместе с тем будет возрастать вероятность возникновения локальных и ре­гиональных конфликтов, в разрешении которых Вашингтон отводит себе роль главного арбитра.

В этой связи новая Стратегия национальной безопасности 2002 г. отводит США мессианскую роль в переустройстве мира. В документе подчеркивается, что США будут стремиться привнести демократию, свободные рынки и торговлю в каждый уголок мира и будут поддерживать любую страну в решении этих задач.

Наибольшая угроза, с которой сталкиваются Соединенные Штаты Америки, по словам президента Буша, "находится на пересечении радикализма и технологий". По его мнению, террористы и враги Соединенных Штатов Америки, полны решимости создать, и использовать оружие массового поражения. Преодоление этой угрозы требует от Соединенных Штатов Америки использования всех средств - "военной силы, лучшей обороны метрополии, правоохранительных органов, разведки и активных усилий по пресечению финансирования террористов". По этой причине военное строительство ориентировано на обладание такими сила­ми и средствами, которые позволяют одержать победу в конфлик­те с любым гипотетическим противником.

Несмотря на провозглашенную готовность сотрудничать с ООН, новая Стратегия оставляет за США возможность нанесения "упреждающих ударов" по государствам, поддерживающим террористические организации или разрабатывающим оружие массового поражения. Таким образом, Стратегия национальной безопасности США 2002 г. по существу, отвергает концепции сдерживания - которые определяли оборонную политику в годы холодной войны - в пользу дальновидной упреждающей политики в отношении враждебных государств и террористических групп.

Одним из факторов, призванных обеспечить решение поставленной задачи, является дальнейшее качественное совершенствование военной мощи США.

Планы реформирования ВС США к 2012—2015 гг. предполагают повышение боевой мощи за счет их коренного перевооружения с использованием новейших технологий, повышение защищенности территории США путем развертывания НПРО. Возможности США достигать своих целей с помощью военной силы существенно возрастут после того, как будет создана национальная система противоракетной обороны. Хотя это произойдет не раньше чем через 10-15 лет, само проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в этой области, дает американскому ВПК большие возможности для создания принципиально новых образцов военной техники и оружия.

Для модернизации своих вооруженных сил, нынешняя администрация добивается уве­личения военных расходов до 4% ВВП. Во второй половине нынешнего десятилетия этот показатель может увеличиться до 4,5% ВВП. Военные расходы США, составлявшие в 1998 году 260 млрд. долл. в 2003 финансо­вом году достигнут почти 400 млрд. долл. и в дальнейшем будут иметь тенденцию к росту. В результате возни­кает беспрецедентная в миро­вой истории ситуация, когда военные расходы США составляют свыше половины расходов на оборону всех стран мира. Еще выше американская доля в глобальных расходах на закупку вооружений (около 65%) и на военные НИОКР (примерно 75%).

Большое значение для укрепления военной мощи США имеет также новая ядерная стратегия. официально принятая в начале 2002 г. В соответствии с ней, количество развернутых ядерных боезарядов составит до 3800 единиц в 2007 г. и 1700-2200 ед. - в 2012 г. При этом Соединенные Штаты оставляют за собой право прекратить сокращение и нарас­тить ядерные силы для ответа на непредви­денную угрозу. В новой ядерной доктрине декларируется, что снятие боеголовок с носи­телей является предпочтительным способом сокращения стратегических ядерных сил. Большая часть снятых боеголовок и "разгру­женных носителей", не уничтожается, а переводится в резерв, где из них формируется та часть так называемые "гибких сил", которая предназначена для воз­можного реагирования на протяженные по­ времени угрозы (от нескольких недель, до более одного года).

Одновременно ядерное оружие продолжает рассматриваться США не только как инструмент политического сдерживания противников, но и как средство их решительного разгрома. В соответствии с Единым интегрированным оперативным планом ведения ядерной войны (СИОП) на территории РФ расположено примерно 2260 целей, которые могут стать объектом ударов со стороны стратегических ядерных сил США. План содержит 65 ва­риантов ядерных атак по России.

В СИОП также определены не­сколько сот целей в Китае, Иране, Ираке и КНДР. За счет этого общее число объ­ектов ядерного нацеливания увеличилось с 1997 г. по настоящее время с 2500 до 3000.

Намерение Вашингтона распространить ядерное сдерживание не только на Россию, но и на страны, стремящиеся к обладанию ОМУ, может привести к полному торпедированию переговорного процесса о распространении ядерного оружия. Вместе с тем нельзя полностью исключать возможность применения ядерного оружия в том или в ином регионе, где, по мнению США, существуют угрозы американским интересам.

Новая военная стратегия США предусматривает сохранение группировок передового базирования в Европе, в АТР, а также в других регионах мира, где этого потребуют интересы Вашингтона. Главным театром военных действий считается богатая природными и энергетическими ресурсами Азия, что, независимо от намерений американского руководства, может рассматриваться, как стремление обеспечить свое военное присутствие в районах непосредственно примыкающих к границам РФ для оперативного применения своих вооруженных сил в сочетании невоенными средствами достижения внешнеполитических целей.

Геостратегическое размещение ВС США выглядит следующим образом. Пентагон сохраняет 100-тысячные груп­пировки войск в Европе и на Дальнем Востоке, а также со­здал 50-тысячную группировку в районах Ближнего Востока и Центральной Азии. Эти войска поддерживаются мобильными силами авиации и флота. Кроме того, расположенные на терри­тории США основные силы американской армии могут быть использованы для наращивания войск для ведения крупномасштабной войны в любом районе мира. Таким образом, США являются единствен­ной страной в мире, способной осуществлять глобальное воен­ное вмешательство.

Подавляющее военное превосходство США позволяет Вашингтону качественно изме­нить суть военного противо­борства.

По взглядам военно-политического руководства США будущая война или крупный военный конфликт с участием американских ВС прогнозируются как широко­масштабные действия с использованием, главным образом, неядерных вооружений и новейших технологий. При этом делается акцент на перенос военных действий в воздушно-космическую сферу. Вместе с тем, отрабатывая вопросы применения ядерного оружия в регио­нальных конфликтах для "сдерживания противника от использования ОМП против американских войск", Вашингтон не отвергает ограниченного его применения.

Фактически речь идет не о "бесконтактной", а об "односторонней войне", в которой США уничтожают военные, эко­номические и политические це­лей другой стороны (Ирак, Югославия, Афганистан), неся минимальные потери.

Участвуя во многих войнах и вооруженных конфликтах, США приобрели уникальную военно-политическую практику, которая может быть востребована не только для защиты от террористов, но и для совершения агрессии.

Необходимо иметь в виду, что вооруженные силы США модернизируются для обеспечения подавляющего превосходства над любым потенциальным противником, которым, в перспективе, может оказаться Россия. В этой связи обращает на себя внимание, что, несмотря на некоторое улучшение российско-американских отношений, США, по-прежнему, рассматривают Россию в качестве важного геополитического соперника. И хотя официальные лица отрицают возможность прямого военного противостояния между Россией и Соединенными Штатами, тем не менее, полное военно-политическое доверие между двумя государствами отсутствует. Латентное стратегическое сдерживание будет продолжать оставаться одним из важнейших факторов россйско-американских отношений и мировой политики.

Подход США к взаимоотношениям с Россией характеризуется стремлением Вашингтона не допустить возрождения ее в качестве сильной державы, способной стать центром притяжения в постсоветском пространстве. Это связано с тем, одна из целей политики США направлена на обеспечение политического, экономического и военного присутствия в постсоветском пространстве. Поэтому потенциальная военная угроза, как считает военно-политическое руководство США, может исходить и от России в том случае, если она сможет стать динамично развивающимся государством, твердо отстаивающим свои интересы на международной арене.

Разница в совокупной мощи США и России настолько велика, что наши страны не станут равноправными партнерами в обозримой перспективе. Единственной областью, где РФ обладает пока сопоставимой с США мощью, осталась сфера ядерных вооружений.

Фактически на сегодняшний день только нераспространение ОМУ остается серьезной проблемой, где позиции двух государств совпадают.

Борьба с международным терроризмом лишь на короткий отрезок времени улучшила российско-американские отношения. Причем это сближение изначально было достаточно противоречивым и носило в значительной степени конъюнктурный характер. Более того, политика двойных стандартов, проводимая Вашингтоном, начинает превращать борьбу с терроризмом в фактор противоположного свойства. Под предлогом необходимости проведения долгосрочных антитеррористических мероприятий США, по существу, ведут курс на поступательное вытеснение Российской Федерации с постсоветского пространства.

В данном контексте Вашингтон хотел бы видеть Россию не в качестве равноправного партнера, а в качестве страны, следующей в фарватере американской политики по основным вопросам международных отношений.

Уже в настоящее время деятельность американской администрации, направленная на ликвидацию или игнорирование международных договоров, составляющих основу стратегической стабильности в мире, в частности, Устава ООН и Договора по ПРО, может рассматриваться как завуалированная угроза и подготовка к дальнейшей реализации своих экспансионистских целей.

Наличие большого числа центробежных факторов и противоречий в российско-американских отношениях позволяет говорить об их непрочности и потенциальной возможности возрождения конфронтационности, которая со стороны США может приобрести характер военно-силового давления, предпринимаемого с целью наиболее полного достижения собственных национальных интересов.

Угрозы национальным интересам России со стороны США могут быть осуществлены в форме различного рода акций внешнеполитического, военно-политического, экономического, информационного и другого характера.

Вероятнее всего, их главной целью будет не устранение России как самостоятельного субъекта международных отношений, а поддержание ее в состоянии хронически больного государства, постоянно занятого решением острых внутренних проблем.

Непосредственная военная угроза безопасности России со стороныСША в рассматриваемый период может иметь место в том случае, если на базе неоспоримого экономического, военного, политического лидерства Вашингтона, администрация США сочтет возможным использование военной силы в постсоветстком пространстве для достижения американских интересов. "Балканизация" России, предполагающая создание на ее территории ряда квази-государств, может считаться возможным сценарием развитием событий, если внутренние социально-экономические и социально-политические трудности в РФ станут факторами ее распада, а США, при этом, смогут обеспечить собственный контроль над российским ядерным оружием.

В направлении ослабления потенциального геополитического соперника - России, вероятнее всего, будет действовать и Североатлантический альянс. который является главным инструментом проведения политики США в Европе.

Военно-политическая обстановка в Европе.

Несмотря на то, что создаются определенные предпосылки для налаживания взаимодействия РФ и НАТО по формуле "двадцатки" в решении общих проблем, однако они не смогут обеспечить полного удовлетворения интересов России в обеспечении ее собственной военной безопасности.

Расширение НАТО за счет стран ЦВЕ и Балтии, по-видимому, этим не ограничится. В качестве потенциальных союзников альянса могут рассматри­ваться практически все пока еще нейтральные европейские государства, а также некоторые страны-члены СНГ.

Приближение ОВС НАТО, включая ядерный компонент, к границам России создает реальную возможность для их использования против РФ в случае обострения военно-политической обстановки. Кроме того, постоянное присутствие мощной военной группировки Североатлантического альянса в непосредственной близости от российской территории представляет средство военно-политического нажима и шантажа.

Экспансия НАТО на Восток и увеличение военной мощи альянса, объективно ведут к образованию новых разделительных линий и эрозии действующих режимов контроля над вооружениями в Европе.

Европейский союз. расширяя свои функции, вступил в качественно новый этап своего развития. Наряду с созданием общей валюты, приемом в свои ряды новых членов и дальнейшим совершенствованием структуры своих органов, ЕС считает своей задачей проведение общей внешней и оборонной политики.

Развитие европейской интеграции в контексте российских интересов имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, расширение союза имеет позитивное значение для РФ, поскольку оно приблизит к ее границам более высокую по уровню своего развития инфраструктуру, технологические, производственные и другие возможности ЕС. Партнерство РФ с ЕС в ближайшее десятилетие может выражаться в совместных усилиях по созданию коллективной системы безопасности в Европе без разделительных линий, в деятельности по созданию зоны свободной торговли, а также в укреплении взаимного доверия и сотрудничества в политике и экономике.

Но, с другой стороны, РФ становится для стран-членов ЕС внешним фактором, что может привести к возникновению экономических, визовых и прочих барьеров. Вместе с тем, возможно, что Евросоюз стремится к тому, чтобы установить "ресурсный вектор" основным направлением сотрудничества РФ - ЕС. Кроме того, Евросоюз может использовать различные средства давления в отношении России, что уже наглядно проявилось в связи с событиями в Чечне.

Под эгидой Евросоюза создается многонациональная военная структура, в результате чего ЕС приобретает черты не только политического, социального, экономического, но и военно-политического альянса.

Формирование воинского контингента быстрого реагирования Евросоюза численностью 60 тыс. человек, на вооружении которого будет находиться около 400 боевых самолетов и 100 военных кораблей, предполагалось завершить до конца 2003 г.

Реализация этих планов приведет к увеличению совокупной военной составляющей Запада. Учитывая, что возникновение реальных военных угроз в зоне безопасности Европейского Союза является маловероятным, нельзя полностью исключать использования ЕСБР в постсоветском пространстве, учитывая наличие здесь большого конфликтогенного потенциала, а также возможность повторения "югославского сценария".

Вопросы укрепления безопасности в Европе могли бы получить свое разрешение в рамках ОБСЕ. Однако в ее работе стали проявляться географические и функциональные дисбалансы.

В рамках создаваемой натоцентристской системы безопасности руководство альянса стремится использовать потенциал ОБСЕ с тем, чтобы, заручившись решениями этой организации на проведение миротворческих операций, задействовать свои военные структуры, как в зоне ответственности блока, так и за ее пределами. Проявились также существенные противоречия в подходах разных групп государств-участников к вопросу о роли и задачах ОБСЕ.

В настоящее время деятельность ОБСЕ концентрируется исключительно на постсоветском пространстве и бывшей Югославии. Эта организация дрейфует от всеобъемлющего форума безопасности в сторону инструмента "демократизации европейской периферии". В настоящее время и в обозримой перспективе ОБСЕ вряд ли сможет играть эффективную роль в деле обеспечения европейской безопасности.

На Севере Европы, где непосредственно соприкасаются интересы России, Норвегии, Дании и Исландии - членов НАТО, а также Швеции и Финляндии, имеются предпосылки укрепления региональной безопасности.

Вместе с тем Север Европы по-прежнему остается активным районом деятельности крупных группировок военно-морских флотов и военно-воздушных сил ядерных держав.

Ряд государств, прежде всего, США и Норвегия заметно активизировали свои усилия по наращиванию потенциала своего военного и экономического присутствия в российском секторе Арктики.

Несмотря на окончание холодной войны и значительное сокращение боевой мощи Северного флота, со стороны НАТО, как и в прежние времена, ведется широкомасштабная разведывательная деятельность, постоянно присутствуют иностранные военные корабли и самолеты, которые могут быть использованы в качестве стартовых платформ высокоточного оружия.

Традиционные ежегодные учения сухопутных войск на территории Норвегии и ВМС в Норвежском море проходят по сценарию, имеющие, по своей сути, далеко не дружественную РФ направленность.

С 1996 г. существенно осложнился режим допуска представителей российской промышленности на Шпицберген, где нашей стране принадлежит несколько угольных концессий. Доступ на архипелаг, ранее практически свободный, теперь приобрел практически визовый характер. Кроме того, значительные пространства архипелага (57% территории) объявлены охранными заповедными зонами, посещение которых с апреля 1993 г. строго регламентировано.

В последние годы участились досмотры российских рыбопромысловых судов боевыми кораблями ВМС Норвегии в международных водах Баренцева и Норвежского морей. В ряде случаев российские суда подвергаются аресту и принудительному конвоированию в норвежские порты. На протяжении последних нескольких лет отмечается нарастание интенсивности таких действий.

За всем этим кроются вполне конкретные экономические интересы, связанные с истощением расположенных в Северном и Норвежском морях нефтегазовых месторождений, которые, даже при сокращенных темпах добычи, к 2010 г. будут практически исчерпаны, а также сокращением биологических и других ресурсов региона.

С другой стороны, на континентальном арктическом шельфе России расположено примерно ? запасов гидрокарбонатов.

Дальнейшее обострение ресурсной проблемы в течение всей рассматриваемой перспективы, возможно, осложнит отношения РФ со странами региона и НАТО.

На Юге Европы военно-политическая обстановка продолжает оставаться сложной. Несмотря на присутствие подразделений КФОР в Косово, конфликт далек от своего разрешения. Более того, фактически, под маской, так называемой, Освободительной национальной армии (ОНА), осуществляющей военные акции в Македонии, скрываются боевики из Армии освобождения Косово. Единая сеть албанских экстремистских структур охватила все албанское пространство Югославии и Македонии и функционирует в виде жестко связанных военно-политических организаций, объединенных в единую командную, тыловую и финансовую структуру.

Давние связи с НАТО позволяют албанским экстремистам использовать территорию Косово как общую тыловую базу для операций в Македонии, Черногории и Южной Сербии. Альянс откровенно попустительствует деятельности боевиков на территории Македонии.

Запад оказывает давление на власти страны, убеждая их, что не существует иного пути к миру кроме как через уступки албанскому меньшинству. НАТО, ЕС продолжают проталкивать законы, ведущие к обособлению албанской общины, что ведет к потере суверенитета над северо-западными территориями Македонии.

По оценке некоторых исследовательских организаций, Македония входит в список самых рискованных государств с точки зрения возможности возникновения гражданской войны.

Что же касается Союзной республики Югославия, то при посредничестве ЕС, в марте 2002 г. подписано соглашение, согласно которому Сербия и Черногория формально оставаясь в едином государстве, фактически являются самостоятельными. Новое образование представлено одним голосом в ООН. Общими для Сербии и Черногории остаются пока воздушное пространство и армия. Однако это государственное образование имеет два экономических пространства, разные денежные единицы, налоговые системы и таможенные правила. Вместе с тем, край Косово, выведен резолюцией СБ ООН 1244 из состава Сербии и включен в состав СРЮ, которой фактически больше не существует.
Таким образом, несмотря на осуждение Североатлантическим альянсом международного терроризма, на Балканах имеет место его фактическая поддержка и использование в собственных целях. Очевидно, что конфликты в бывшей Югославии, относятся к числу управляемых со стороны Запада. Расчленение югославской федерации, которое продолжалось на протяжении почти десяти лет и которое завершилось полным распадом страны на ряд мелких несамостоятельных образований, может представлять собой модель для аналогичных действий в отношении России.

Черноморско-каспийский регион играет важную роль в стратегических планах США и НАТО в связи наличием больших запасов нефти в Каспийском море и созданием транспортных коридоров для доставки ее непосредственным потребителям.

Потенциальные угрозы безопасности России в этом регионе связаны с тем, что такие закавказские государства, как Азербайджан и Грузия становятся все более зависимыми от США, других членов НАТО, в том числе Турции. Азербайджан и Грузия выразили готовность стать членами НАТО или разместить на своей территории базы альянса, что можно рассматривать как стремление разрешить существующие территориальные конфликты военным путем, а также получить определенные дивиденды со стороны США их союзников за счет проведения антироссийской политики.

Для того чтобы полностью доминировать на территории бывшего СССР, США нужно военное присутствие на Кавказе, которое становится все ощутимее в связи с прибытием в Грузию американских советников. Грузия, по-видимому, уже стала наиболее активным проводником американских интересов на Кавказе.

Кроме того, отказываясь сотрудничать с Россией в проведении антитеррористической операции в Панкисском ущелье, Грузия, тем самым, содействует сохранению чрезвычайно сложной обстановке в Чечне и сопредельных с ней других российских регионах.

Другим государством, активно содействующим распространению американского влияния в постсоветском пространстве, является Азербайджан. Особый интерес к Азербайджану со стороны США и их основных союзников объясняется также тем, что без азербайджанского участия в проектах по транс­портировке запасов углеводо­родов Каспийского моря, будет вы­глядеть достаточно отвлечен­ной от реалий фантазией.

Кроме того, Азербайджан, граничащий с Ираном, представляется весь­ма удобной площадкой для ба­зирования ударной авиации США и стран НАТО в случае гипотетической контртеррори­стической операции против этой страны, которая классифицируется Вашингтоном как оплот международного терроризма.

Платой Азербайджану мо­жет стать более чем сущест­венная поддержка США и НА­ТО в разрешении проблемы Нагорного Карабаха. В свою очередь, офи­циальный Баку связывает выход из карабахского тупика, прежде всего, с Вашингтоном и Брюсселем.

Таким образом, в подходах Азербайджана, США и ряда других стран НАТО наблюдается сов­падение интересов, что превращает их в настоящих союзни­ков.

Военно-политическая и военно-стратегическая обстановка в потенциально конфликтных регионах РФ.

Распад СССР, неудачи социально-экономических и политико-правовых реформ последнего десятилетия способствовали росту социальной напряженности на всем постсоветском пространстве. В Российской Федерации это привело к резкому ухудшению криминогенной ситуации, возникновению этнонациональной напряженности и во многом предопределило условия возникновения целого ряда кризисов и конфликтов.

К потенциальным кофликтогенным регионам в Российской Федерации по степени возрастания потенциальной угрозы можно отнести следующие: