Руководства, Инструкции, Бланки

предмет классное руководство img-1

предмет классное руководство

Рейтинг: 4.4/5.0 (1825 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Классное руководство

Классное руководство

Анкета для родителей

1.Фамилия, имя и отчество матери___________________________

2.Год рождения, образование_____________________________

3.Место работы, должность, контактный телефон_________________________________________________________________________________________________________

4. Фамилия, имя и отчество отца ____________________________ ________________________________________________________

5.Год рождения, образование _____________________________

7. Домашний адрес, телефон _______________________________ ________________________________________________________

8. Количество детей в семье (имя, возраст, что посещает) ________________________________________________________

9. Условия проживания семьи ( отдельная благоустроенная квартира, общежитие, собственный дом, не имеют жилья) ________________________________________________________

10. Условия для занятий ребенка ( отдельная комната, письменный стол в общей комнате, стол совместно с другими детьми) _________________________________________________

11. Личностные особенности ребенка (замкнутость, лидерство, тревожность, отсутствие самостоятельности и др.) ________________________________________________________

12. Дополнительные сведения ( статус одинокой матери, вдова ( вдовец), многодетная семья, чернобыльцы, инвалиды, беженцы) и др.) _________________________________________________

13.В каких делах класса вы смогли бы помочь:

-Проведение бесед с учащимися на специальные темы.

-Организация экскурсии на предприятие.

-Помощь в изготовлении пособий.

-Помощь в организации походов, поездок.

-Помощь в организации досуговой деятельности.

Предварительный просмотр:

Тест «Как вы думаете, все ли благополучно у вашего ребенка в школе?»

Если согласны с утверждением, то поставьте “+”

Если утверждение к вам не относится, то поставьте “-”

  1. Моему ребенку нравится учиться в школе.
  2. Я думаю, что мой ребенок охотно перешел бы в другую школу, класс.
  3. Если бы был выбор, он не хотел бы учиться дома.
  4. К сожалению, мой ребенок никогда не рассказывает мне и родственникам о школе с радостью.
  5. В классе у него много друзей.
  6. Ему мало нравятся учителя в школе.
  7. Он активно участвует во внеклассных мероприятиях, вечерах, походах в театр, музей …
  8. Мой ребенок не расстраивается, когда отменяют уроки (по болезни учителя или др. причине).
  9. Мой ребенок редко делает уроки без напоминания.
  10. Другие интересы и хобби не мешают его учебе в школе.

Подсчитайте количество совпадений:

8-10 баллов - У вашего ребенка хорошее отношение к школе и скорее всего у него в ближайшее время не возникнет проблем. Учиться ему интересно, все ладится. Вам пока опасаться неожиданностей из школы не приходится.

6-7 баллов - В школе дела обстоят неплохо. Чтобы закрепить это положение, почаще давайте понять ребенку, что вы внимательны к его успехам и радуетесь вместе с ним.

4-5 баллов - Будьте внимательны! В школьной жизни что-то неблагополучно. Постарайтесь выяснить сейчас, пока ситуация не ухудшилась, в чем или в ком источник школьных переживаний вашего ребенка.

1-3 балла - Ребенку крайне необходима ваша помощь. У него негативное отношение к школе, связанное с конфликтами, снижением успеваемости. Нужно срочно выяснить причины, зайти в школу, поговорить с учителями, другими специалистами и совместно наметить конкретные шаги к исправлению ситуации.

Сценарий новогоднего утренника для детей "Маша и Медведь"

Действующие лица: Ведущие, Маша, Медведь, Волк, Лиса, Дед Мороз, Снегурочка.

Играет сказочная, волшебная музыка, дети рассаживаются на стулья вокруг елки, выходят ведущие: Алина Павлова и Саша Джамалов

Алина: Белый снег пушистый,
В воздухе кружится.


Саша: И на землю тихо,
Падая, ложится.


А: Стали дни короче,
Солнце светит мало,


С:Вот пришли морозы,
И зима настала.

А: А с зимой приходит к людям Новый год,
С: Он ребятам сказку с собою принесет!

Вместе: Здравствуйте, ребята!

С: Какие вы нарядные и красивые, вы, наверное, праздник встречаете?

С: Ну, тогда давайте проверим, что вы знаете об этом празднике, я буду загадывать загадки, а вы дружно будите на них отвечать.

(С целью вовлечения детей в действие, ведущая загадывает загадки, связанные с зимней тематикой).

Дарит нам подарки Дед,

Дарит елку, поздравленья,

Этот праздник – … День рожденья?

Кто он, с белой бородой,

Сам румяный и седой,

Он всех лучше и добрей!

Вот она, красавица,

Мы весёлые подружки,
Мы танцуем и поём,
А сейчас мы вам расскажем,
Как мы с мамами живём.
Галя вымыла полы,
Катя помогала,
Только жалко – мама снова
Всё перемывала.
Папа мне решил задачу,
В математике помог,
Мы потом решали с мамой
То, что он решить не смог.

Закопчённую кастрюлю
Лена чистила песком,
Два часа в корыте Лену
Мыла бабушку потом.
Маме утром наша Мила
Две конфеты подарила,
Подарить едва успела,
Тут же их сама и съела.
Мы вам спели, как сумели,
Мы ведь только дети,
Зато знаем, наши мамы -
Лучше всех на свете.

Пусть звенят повсюду песни
Про любимых наших мам.
Мы за всё, за всё, родные,
Говорим: “Спасибо вам!”.

Сценка “Домашнее сочинение”.

Действующие лица: Ведущая, Мама, Витя.
Ведущая:

Витёк склонился над столом
И сжал виски руками.
Он сочиненье пишет:
“Как я помогаю маме”.
То ручку погрызёт Витёк,
То засопит, угрюмый.
Названье есть, а дальше что?
Попробуй-ка, придумай!
Но тут из кухни мама вдруг
Негромко сына кличет:
Мама:
Витюнчик! Сбегай в магазин.
Мне соли бы и спичек.
Витя:
Что ты! Ведь я над сочиненьем бьюсь,
Ещё полно работы!
Ведущая:
Примолкла мама и сынок
В тетради вывел фразу:

“Для мамы что-нибудь купить
Всегда бегу я сразу…”
Вот приоткрыла мама дверь:
Мама:
Витюня, ты мне нужен.
Я – в магазин. Почисть пока
Картошечки на ужин!
Витя:
Ещё чего?
Ведущая:
Вскричал Витёк, - Мне даже слушать тошно!
Тут – сочинение, а ты
С какой-то там картошкой…
Ведущая:
Исчезла мама. А сынок в тетради подытожил:
“Я завтрак маме сам варю. Обед и ужин – тоже..”
Витя: Пять с плюсом.
Ведущая:
…Радуется он.

Учитель: А вы, ребята, что ему поставите за это?

Не захотев помочь, где надо,
Вдруг опоздали, не пришли.
Мы подвели, у нас преграда,
Предупредить мы не смогли…

Банальны, глупы, бесконечны,
Причины встали в хоровод.
Всё потому, что мы беспечны,
И так всегда, из года в год.

Ведущая:
Говорят, что внуки похожи на бабушек и дедушек больше, чем на своих родителей. Бабушка всегда рядом, как добрый дух дома. Сколько в бабушкиной любви богатства чувств, вечной доброты и самопожертвования! Между бабушками и внуками устанавливаются дружеские, доверительные отношения. Бабушки стараются разделить и горести, и радости своих внуков, выступают советчиками. Сколько добрых слов о вас, дорогие бабушки, могут сказать ваши внуки.

Стихотворение “Бабушкины руки”.

Я с бабушкой своею
Дружу давным-давно.
Она во всех затеях
Со мною заодно.
Я с ней не знаю скуки,
Мне всё приятно в ней,
Но бабушкины руки
Люблю всего сильней.
Ах, сколько руки эти
Чудесного творят!
То рвут, то шьют,тометят,
То что-то мастерят.

Так вкусно жарят гренки,
Так густо сыплют мак,
Так густо сыплют мак,
Так грубо трут ступеньки,
Ласкают нежно так.
Нет рук проворней, краше -
То тут они, то там.
Весь день снуют и пляшут
По полкам, по столам.

Настанет вечер - тени
Сплетают на стене
И сказки-сновиденья
Рассказывают мне.
Ко сну ночник засветят -
И тут замолкнут вдруг.
Умней их нет на свете
И нет добрее рук.

Где только силы и терпенья
Берут все мамы на земле?!
Чтоб скрыть тревоги и волненья
И счастье дать тебе и мне!
Спасибо, мамочка, за нежность,
Твою святую доброту!
Любви вселенскую безбрежность,
Терпенье, такт и теплоту!
Ты дорога мне, ты – бесценна!
Твоя улыбка – драгоценна,
Поймёшь, поможешь и простишь
Ты, улыбнувшись – исцелишь!

Знай, мама, ты – необходима!
Нужна мне каждый миг и час!
Ты – обожаема, любима,
Потом, недавно и сейчас!
Пусть слабость женская вернётся,
Пусть с хрупких плеч исчезнет груз.
Любовь к ней снова прикоснётся,
Неся для мамы жизни вкус!
Поможем маме быть красивой,
Весёлой, доброй, молодой!
Довольной жизнью и счастливой,
Беспечной, искренней, родной!

Отблагодарите маму за труды и заботу о вас, будьте добрыми, чуткими, отзывчивыми к ней. Постоянной заботы, внимания, сердечности, сочувствия, доброго слова ждёт от вас мама.

Игра “Поле чудес” - цветы для мамы.
Конкурс: “Букет для мамы”.

Все наши мамы в любое время года очень любят цветы. А вы любите играть в “Поле чудес”. Наша игра так и называется. “Узнай цветок”. Цветы дарят людям радость. И летом они не наскучат, и зимой приносят нам свежесть и теплоту.

Отгадываем названия цветков:

Этот цветок похож на перевёрнутый головной убор: именуют его “лала”, “лола”, “ляля”. Какое же настоящее название у этого цветка?

Другие статьи

Презентация на тему: Должность: учитель Предмет: начальные классы Классное руководство: 1 Б

Должность. учитель Предмет. начальные классы Классное руководство. 1 Б. - презентация

2 Трудовой стаж. 19 лет Педагогический стаж. 19 лет Образование. высшее Специальность. Педагогика и методика начального образования Квалификация. Учитель начальных классов Квалификационная категория. первая

3 Повышение квалификации Реализация технологии деятельностного обучения в образовательном процессе начальной школы по требованиям ФГОС НОО. ИКТ как инструмент формирования УУД младшего школьника. Модуль 1,2,3 (216 ч ) 2013

4 Моё педагогическое кредо. « Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в душах и сердцах ». Ш. А. Амонашвили.

Похожие презентации

Краткая профессиональная биография Внеурочная деятельность Образовательные технология Профессиональные достижения.

Образование – высшее Педагогический стаж – 28 лет Категория – высшая с 2000 г.

Моё портфолио учитель начальных классов МБОУ «Аграмаковская СОШ» Спасского района Республики Татарстан Соленова Татьяна Петровна.

Должность: учитель математики и информатики Место работы: МКОУ ПСОШ 2 Общий стаж: 36 лет Педагогический стаж: 25 лет Образование: высшее Квалификационная.

Еремич Александра Николаевна учитель английского языка классный руководитель 6 класса «А»

Учитель английского языка ГБОУ СОШ 426 Желнина Жанна Александровна Стаж работы с 1993 года.

Должность. учитель Предмет. история, обществознание, экономика, право, ОРКСЭ, МХК Классное руководство. нет.

1 История кафедры начального образования В 1994 году на факультете переподготовки педагогических кадров МИОО была открыта кафедра педагогики и методики.

Образование – высшее Специальность учитель начальных классов Квалификационная категория первая Стаж работы – 28 лет В настоящее время классный руководитель.

Петровой Елены Леонидовны Учителя начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 3 г. Уссурийска»Уссурийского городского округа 1 квалификационная.

Чанышева Гузель Хамидовна учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ «Лицей 2 г. Мамадыш» Закончила БГПИ в 1996 году Стаж работы.

УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. Краснова Ирина Яковлевна Педагогическое кредо: учитель учит детей до тех пор, пока учится сам! Цель: учиться, чтобы лучше учить.

Учитель начальных классов Образование: Шуйский государственный педагогический институт; 1989 год. Квалификационная категория: первая. Стаж педагогической.

Лунгу Наталья Николаевна Учитель начальных классов Prezentacii.com.

Чанышева Гузель Хамидовна учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ «Лицей 2 г. Мамадыш» Закончила БГПИ в 1996 году Стаж работы 15.

Должность. учитель Предмет. физическая культура.

LOGO. ) Результаты деятельности учителей и достижения младших школьников в процессе реализации ФГОС.

«Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжёлый и ответственный.» Дмитрий Лихачёв «Учитель,

Смирнова Мария Сергеевна Мария Сергеевна Учитель Учитель начальных классов начальных классов МАОУ «Гимназия «Исток» МАОУ «Гимназия «Исток» Педагогический.

Шугаева Екатерина Юрьевна Образование: высшее. Категория: высшая. Стаж работы: 24 года. Повышение квалификации: «ИКТ- компетентность учителя начальных.

П ЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО - Я верю в детей, люблю свою работу, верю в свои силы!

МОЕ КРЕДО: Не мыслям надобно учить, а учить мыслить! \Ш.А. Амонашвили.

Халитова Надежда Вадимовна Дата рождения 1963 год Стаж работы 26 лет.

МОЕ КРЕДО: Будь терпелив в ожидании чуда. И будь готов для встречи с ним в ребенке. Ш.А. Амонашвили \Ш.А. Амонашвили.

Учитель начальных классов высшей квалификационной категории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы.

Творческое развитие учеников во взаимодействии с учителем Из опыта работы учителя начальных классов МОУ «Лицей 21» Табарокишвили Натальи Ивановны.

Буданова Елена Александровна 22.12.1971. Образование Высшее Чувашский государственный педагогический институт им. И.Я. Яковлева (1996) Специальность учитель.

ЗАНЯТИЯ ВЕДУТ добрые и отзывчивые учителя, пользующиеся авторитетом и уважением среди учителей, учащихся и их родителей. КАЖДЫЙ ЧЕТВЕРГ С 17.00 ДО 19.00.

Нимакова Ирина Владимировна. Учитель начальных классов I категории. Образование: высшее. Педагогический стаж: 15 лет. Методическая проблема: «Развитие.

Личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании младших школьников Арсентьева Светлана Александровна учитель начальных классов,с правом преподавания.

Персональный сайт - Классное руководство

Учитель в школе не только предметник, у него есть и другая, может быть, самая главная роль в воспитании - это роль классного руководителя.


Деятельность классного руководителя многоемка и многообразна, круг обязанностей очень широк, огорчения и неудачи более часты, чем радости и победы. И вместе с тем нет в школе работы более интересной, дающей большую отдачу, чем деятельность по руководству классным коллективом.

Классное руководство – это радость общения в кругу детей. Классное руководство – это реализация педагогического сотрудничества. Классное руководство – это стремление быть нужным каждому своему воспитаннику и радость небольших достижений и больших побед в воспитании человека.
Классный руководитель должен быть организатором ученического коллектива класса, хорошо знать учащихся, условия их жизни, особенности характеров, их интересы и склонности, и с учетом этого проводить разностороннюю работу с классом по решению учебно-воспитательных задач, стоящих перед школой. Классный руководитель - это педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в усвоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности в классном коллективе, создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и осуществляющий индивидуальную коррекцию процесса его социализации.


Хороший классный руководитель никогда не должен забывать об основных пяти принципах классного руководства:

Принцип первый: добровольно и радостно отдавать ученикам свое духовное богатство. Увлечения классного руководителя, например, наукой, музыкой, театром, - отличный образец для ребят, основа сотрудничества с ними.

Принцип второй: узнать своих учеников. «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его - тоже во всех отношениях». Эта мысль К. Д. Ушинского не потеряла ни грана своей актуальности. Что же конкретно является предметом познания в личности? В широком плане личность - это интегральная целостность биогенных, социогенных и психогенных характеристик. Она складывается из характера и воли, мышления и внимания, темперамента и склонностей, памяти и восприятия, интересов и убеждений. На развитие личности влияет наследственность, среда, деятельность. Обладая такими сведениями о каждом своем ученике, приобретаешь шанс избежать ошибок в воспитании.

Принцип третий: уметь профессионально разрешать конфликтные ситуации. Конфликтов не избежать. Они возникают при взаимодействии классного руководителя и учащихся, учащихся между собой, классного руководителя и родителей. Пути разрешения конфликта: налаживание взаимопонимания и устранение недоразумений - методом эмпатии, методом логического анализа. Существуют еще и игровые методы. В частности, при работе со старшеклассниками можно применять деловые психологические игры. Но чтобы быть успешным в этом, классный руководитель должен открыть в себе игровое начало - способность и желание играть. Метод эмпатии - это универсальный способ разрешения конфликтов. Он подразумевает «вхождение» в личностный мир другого и пребывание в нем «как дома».

Принцип четвертый: дружба - понятие круглосуточное. «Имея доступ в сказочный дворец, имя которому - Детство, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере ребенком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как на сторожа, охраняющего этот мир, сторожа, которому безразлично, что делается внутри этого мира» - говорил наш замечательный педагог Василий Александрович Сухомлинский, и эти слова по-прежнему актуальны. Готов ли ты по первому зову своего ученика поспешить ему на помощь? Готов ли быть для каждого из них самым надежным другом?

Принцип пятый: стараться задействовать своих учеников так, чтобы у них не оставалось времени для безделья.

В своей работе в качестве классного руководителя я формирую и использую следующие материалы:

Персональный сайт Фоновой Н

За одиннадцать лет обучения в школе ученик приобретает множество разнообразных знаний и умений. Но все-таки одной из главных задач остается задача воспитания Человека, Личности.

Я являюсь классным руководителем.

В основу своей воспитательной работы я положила следующие принципы:

  • все дети талантливы;
  • в каждом ребенке чудо, ожидай его.

Задачи воспитательной работы с классами:

  • воспитание человека, идеалами которого являются Добро, Истина, Красота;
  • формирование интеллектуальной, нравственной, созидающей личности;
  • создание ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость.

В воспитательной работе я использую современные образовательные технологии. Создаю все условия для саморазвития и самореализации каждого члена классного коллектива. Стремлюсь, чтобы каждый ученик был активным участником классных и школьных дел, смог успешно проявить свои способности и деловые качества.

Для успешной реализации воспитательных задач я осуществляю психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса с использованием различных форм: анкетирование, тестирование, индивидуальные консультации, тренинг. Дважды в год, в начале учебного года и в конце учебного года, я приглашаю на классный час психолога школы Смирнову И.А. для проведения психологического тестирования учащихся. Кроме этого на своем сайте я разместила психологические тесты, которые использую на классных часах. Ссылка на страницу психологических тестов. Эта работа направлена на оказание помощи учащимся в их саморазвитии, самореализации, на воспитание чувства уверенности, успешности в учебе и будущей профессиональной деятельности.

С целью расширения кругозора и развития познавательной активности для учащихся организую экскурсионные поездки в города Владимир, Нижний Новгород, Петербург, Москву, Суздаль, Муром. Стараюсь организовать поездку так, чтобы она была одновременно познавательной и развлекательной. Например, с классом мы посетили в Петербурге Эрмитаж, Казанский Собор, Петергоф, покатались на речном трамвайчике по Неве. Во Владимире посещали кинотеатр и музеи города. В Нижнем Новгороде посещали кинотеатр и планетарий, прогуливались по территории Кремля. Но самые любимые поездки в нашем классе, это поездки в Москву, дважды в год мы посещаем столицу нашей Родины. Мы побывали в цирке на Вернадского, в театре Куклачева, в МХАТе, в Третьяковской галерее, в Музее Дарвина, в Зоопарке.

Несколько раз в год провожу родительские собрания, на которые приглашаю учителей предметников, психолога, провожу анкетирование среди родителей на выявление оценки деятельности образовательного учреждения, провожу тематические классные собрания (ссылка на страницу ). Для учащихся также провожу тематические классные часы, беседы, индивидуальные беседы.

Моя работа, как классного руководителя по обеспечению сохранности физического и нравственного здоровья детей, по формированию у них потребности в здоровом образе жизни осуществляется через систему просветительской, профилактической работы: проведение тематических классных часов, бесед, встреч с врачами специалистами, организация физкультминуток на уроке, систематическое (4 раза в год) участие класса в Днях здоровья.

Вопросы, связанные со здоровьем детей, неоднократно выносились на родительские собрания. В течение каждого учебного года проводится цикл мероприятий, направленных на улучшение здоровья и на повышение общего уровня культуры учащихся.

В школе работают волейбольная, баскетбольная и легкоатлетическая спортивные секции, которые посещают учащиеся моего класса. Учащиеся активно участвуют в школьных и районных спортивных и культурных мероприятиях. Некоторые учащиеся добиваются хороших спортивных результатов на уровне района, такие например, как Базанова Аполлинария, Чайкина Арина показывает прекрасные результаты в спорте на уровне области.

Постепенно увеличивается количество детей, занимающихся спортом в учреждениях дополнительного образования. Помимо спортивных школ и секций учащиеся посещают школу искусств, занимаясь танцами, музыкой, художеством, английским языком.

Вместе с учащимися удалось провести ремонт в кабинете, привести в порядок цветы. Также своими силами в современном стиле оформлен классный уголок, в котором есть сменная информация, за ней следят сами ученики.

Я прихожу в школу ради своих учеников. И надеюсь, что они не зря изучали мой предмет, что я способствовала развитию их личностных качеств. Так как в своей работе стараюсь следовать высказыванию Константина Дмитриевича Ушинского "Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача своего предмета".

Разработки тематических классных часов размещены на сайте (ссылка на страницу ).

Документы необходимые классному руководителю размещены на сайте (ссылка на страницу ).

Предмет классное руководство

1. Вариативность классного руководства

Основным структурным элементом школы является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, общение, формируются социальные отношения между учащимися. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга детей и сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.

Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий на ученика является классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учащимися, так и с их родителями. В связи с разнообразием задач, решаемых классным руководителем, целесообразно рассмотреть вопрос о вариативности классного руководства. Эта вариативность в школе может быть представлена в разных аспектах:

в организационном — варианты профессионального и должностного статуса;

в содержательном — варианты выделения доминирующих функций в деятельности классного руководителя и определения содержания его работы;

в психолого-педагогическом — выбор позиции в отношениях с учащимися (организатор, рядовой участник, наблюдатель, старший товарищ, куратор и т. д.).

Вариативность классного руководства обусловлена следующими факторами:

условиями работы образовательного учреждения, особенностями воспитательной системы;

экономическими возможностями школы и родителей;

возрастными особенностями детей, уровнем их воспитанности, организованности, обучаемости, состоянием здоровья и физического развития учащихся;

подготовленностью педагогов к организации воспитательной работы.

Возможны следующие варианты должностного статуса классного руководителя в общеобразовательных школах:

классный воспитатель (освобожденный классный руководитель);

Классный воспитатель работает на полной учительской ставке. Целесообразно совмещать классное руководство с преподаванием учебного предмета в этом же классе. Его рабочий день не нормирован, но недельная занятость классного воспитателя может быть согласована с администрацией школы. Введение должности классного воспитателя целесообразно в тех коллективах, где большинство детей нуждаются в особой индивидуальной педагогической поддержке.

Наиболее распространенной является должность классного руководителя, которая материально подкрепляется доплатой к основной учительской ставке. Целесообразно использовать различную доплату за классное руководство в зависимости от возраста учащихся, качества работы и профессионализма педагога, особенностей детского коллектива.

В старших классах возможно кураторство, особенно в тех случаях, когда учащиеся готовы взять на себя ряд организаторских функций педагога.

Должностной статус классного руководителя во многом определяет задачи, содержание и формы работы.

Так, для классного воспитателя становится возможным проведение целенаправленной работы с каждым учеником, составление индивидуальных программ развития детей. В этом случае доминируют индивидуальные формы работы с учащимися и их семьями.

Воспитательные задачи, содержание и формы работы классного руководителя определяются запросами, интересами, потребностями детей и их родителей, условиями класса, школы, социума, возможностями самого педагога.

Вариативна позиция руководителя в детском коллективе. Она определяется прежде всего видом совместной деятельности: в учебной работе классный руководитель как учитель является организатором и руководителем деятельности детей; во внеучебное время педагогу важно занять позицию старшего товарища.

Роль педагога изменяется в зависимости от возраста, опыта коллективной, самоуправленческой деятельности детей: от непосредственного организатора работы до консультанта и советчика.

Существенно отличается деятельность классного руководителя в сельской школе. Знание личностных особенностей, бытовых условий жизни, отношений в семьях обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку и его семье. Воспитательная работа классных руководителей в сельской школе должна быть направлена на повышение культурного уровня детей, подготовку их к жизни в условиях рыночных отношений, на преодоление дефицита общения сельских школьников, воспитание хозяина своей земли.

В малочисленной сельской школе организация воспитательной работы по классам, где обучаются несколько человек, становится неэффективной. В таких школах целесообразно создание разновозрастных объединений (8—15 человек) и замена классных руководителей в них воспитателями. Возможен и другой вариант, когда классный руководитель организует индивидуальную работу с учащимися, родителями, проводит классные часы, встречи, экскурсии, соответствующие возрасту учащихся, а творческая работа, интересная для младших и старших, проведение общешкольных дел осуществляются в разновозрастных объединениях под руководством старших учеников. В зависимости от характера и сложности проводимых дел классные

руководители могут участвовать в работе как консультанты разновозрастных коллективов, как временные руководители подготовительной работы, как равные члены коллектива.

При организации воспитательной работы в малочисленной сельской школе, где коллектив учащихся приближается по количественному составу к классному (40—50 учащихся), целесообразно вместо должности классного руководителя ввести должность организатора воспитательной работы в школе.

1. Вариативность классного руководства
  1. К ПРОБЛЕМЕ СООТНОШЕНИЯ ВАРИАТИВНОСТИ И СИСТЕМНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ ПОДХОДОВ В ПОСТРОЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Рыбка Д.П.
    В науке существует богатая традиция анализа образования и воспитания как специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, включающей содержание, формы, методы образования, воспитания и обучения. Эта традиция берет начало, прежде всего, в трудах таких выдающихся теоретиков и практиков образования и воспитания, как Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж.
  2. Глава 31. КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ В ШКОЛЕ
    Глава 31. КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ В
  3. 2. Функции классного руководителя
    Педагог, выступающий в качестве руководителя детского коллектива, реализует свои функции относительно коллектива класса как в целом, так и к отдельным учащимся. Он решает задачи в соответствии со спецификой возраста детей и сложившимися между ними взаимоотношениями. Отношения с каждым учащимся строятся классным руководителем с учетом его индивидуальных особенностей. Главное в деятельности
  4. 6. Классный воспитательный час
    В ряде школ для работы каждого классного коллектива в один из дней недели определено время, которое принято называть классным часом. Чем занимается коллектив в это время — решают учащиеся и классный руководитель. В одну неделю проводится классное собрание, в другую — час классного руководителя (воспитательный час), в третью — встречи, экскурсии. Это время классный руководитель и школьники
  5. 3. Направлений деятельности классного руководителя
    Направления деятельности классного руководителя определяются его функциями. Традиционно выделяют следующие направления: изучение учащихся и коллектива; сплочение и развитие коллектива; индивидуальная работа с учащимися; взаимодействие с семьей; взаимодействие с педагогами школы; привлечение представителей общественных организаций к воспитанию детей. Классные руководители могут
  6. Глава 13 ФУНКЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
    Глава 13 ФУНКЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО
  7. 4. Взаимодействие классного руководите» и семьи ученика
    Одна из важнейших задач классного руководителя — способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных, благоприятных условий для развития ребенка в семье. Успешное ее решение возможно, если в основе воспитательной работы заложена идея сотрудничества педагогов, родителей и детей. Дети, родители, учителя — члены одного коллектива. Их
  8. 5. Классный руководитель и педагогический коллектив
    Классный руководитель реализует свои функции в тесном сотрудничестве с другими членами педагогического коллектива и в первую очередь с теми педагогами, которые работают с учениками данного класса. Взаимодействуя с учителями-предметниками, классный руководитель выполняет роль организатора и координатора педагогической работы с учащимися и коллективом. Классный руководитель организует работу
  9. Работа классного руководителя с родителями учащихся
    Главное в работе классного руководителя с родителями состоит в том, чтобы обеспечить единство требований к воспитанию учащихся со стороны семьи и школы, создать нормальные условия для их домашнего учения и направлять воспитательную деятельность семьи. Содержание и основные формы работы школы с семьей раскрыты в специальной главе на эту тему. Поэтому здесь мы ограничимся освещением лишь некоторых
  10. 7. Анализ и планирование работы классного руководителя
    Анализ и планирование работы классного руководителя — два взаимосвязанных процесса; они связаны также с изучением результатов воспитательной работы и целеполаганием. Чем глубже анализ, тем правильнее и конкретнее будут определены цели и задачи деятельности коллектива на очередной период, тем вернее, оптимальнее может быть осуществлен отбор содержания и форм планируемой работы. Для
  11. Педагогическое общение в работе классного руководителя
    Деятельность классного руководителя складывается из двух основных моментов: «повседневного воспитания», происходящего в естественно складывающихся ситуациях ежедневного общения педагога с учащимися, и педагогического управления, рассмотрение которого ждет нас в главе 4. В обоих случаях важную роль играет педагогическое общение. В советской школе существовало представление, будто бы классный
  12. Работа классного руководителя по созданию и воспитанию ученического коллектива
    Только сплотив учащихся в дружный и работоспособный коллектив, можно успешно осуществлять их обучение и воспитание. Основные вопросы методики организации и воспитания ученического коллектива детально освещены в специальной главе на эту тему. Поэтому здесь следует коснуться лишь некоторых особенностей работы классного руководителя в этом направлении. Создание ученического коллектива, как и
  13. Работа классного руководителя по повышению успеваемости, трудовому и нравственному воспитанию учащихся
    Специфический характер имеет работа классного руководителя по повышению успеваемости учащихся. Она включает в себя следующие направления. Прежде всего классный руководитель использует классный коллектив для повышения требований к учащимся по вопросам учебы и дисциплины. С этой целью проводятся специальные собрания, на которых анализируется состояние учебной работы в классе, заслушиваются
  14. АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
    Внеклассная атеистическая работа должна дополнять и углублять ту работу, которая проводится учителями на уроках. Содержание внеклассной атеистической работы составляют те важные для атеистического воспитания учащих ся вопросы, которые не имеют органической связи с учебно-программным материалом и поэтому не могут быть освещены на уроках. При разработке плана внеклассной работы мы учитываем
  15. 1. Классный руководитель в школе, специфика его работы, основные функции и обязанности
    Для организации внеклассной воспитательной работы в средних и старших классах из числа наиболее опытных учителей назначаются классные руководители. Их необходимость обусловлена тем, что в этих классах учебную и воспитательную работу ведет несколько учителей, деятельность которых нуждается в определенной координации. Кроме того, многие виды внеклассной работы, такие, например, как создание и
  16. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград
    1. Нормативная характеристика, данная в ст. 48 УК РФ, гласит: "При осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград". Предписания данной статьи в основном повторяют предписания ст. 36 УК РСФСР. Изменения состоят в следующем: внесено указание на
  17. 4. РУКОВОДСТВО И ЛИДЕРСТВО
    4. РУКОВОДСТВО И

Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности классного руководителя

Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности классного руководителя

Работа классного руководителя очень сложная и трудоемкая, многоемкая и многообразная, круг обязанностей очень широк, а огорчения и неудачи более часты, чем радости и победы. И вместе с тем нет в школе работы более интересной, дающей большую отдачу, чем деятельность по руководству классным коллективом. Классное руководство – это радость общения, это круг своих детей. Классное руководство – это реализация педагогического сотрудничества. Классное руководство – это стремление быть нужным каждому своему воспитаннику и это радость небольших достижений и больших побед в воспитании человека, в его самореализации.

Что же нужно знать и уметь классному руководителю, чтобы эти победы состоялись, чтобы каждый ребенок мог раскрыть свою индивидуальность?

Под индивидуальностью понимается интегративное свойство человека, отражающее его способность к самоосуществлению (стать и быть самим собой ), обусловливающее достижение им социального успеха, характеризующее его творческое отношение к себе и своему бытию, к социальному и природному окружению, представляющее собой неповторимое сочетание и содержание общих, особенных и единичных черт конкретного индивидуума и выступающее в качестве цели, предмета и средства воспитательной деятельности.

Для того чтобы процесс становления и проявления индивидуальности ребенка протекал успешно, надо создавать определенные педагогические условия.

Первым педагогическим условием является наличие у классного руководителя целостного и адекватного представления о каждом ученике его, достижениях и проблемах об индивидуальных сторонах его личности. Это представление классного руководителя о своих воспитанниках формируется как произвольно, так и непроизвольно в процессе воспитательного взаимодействия с учащимися, во время наблюдения за их поведением, участия в классных и школьных делах, построением отношений с одноклассниками, учителями, другими детьми и взрослыми. Чтобы получаемая информация была объективна и достоверна, классный руководитель должен использовать в своей практической деятельности методики психолого-педагогической диагностики, современные приемы и методы анализа и систематизации педагогической информации.

Вторым условием является ориентация воспитания на актуализацию и реализацию потребности ребенка стать и быть самим собой, на формирование у него знаний умений и навыков самопознания, самопроектирования, самостроительства и саморефлексии, на освоение им нравственных форм и способов самореализации и самоутверждения. Данное условие является необходимой предпосылкой обеспечения направленности воспитательной деятельности на развитие индивидуальности ребенка.

Третьим условием является создание в классе творческой атмосферы, чтобы детям хотелось демонстрировать свои возможности и способности быть инициативными, активными и творческими для того чтобы накапливать опыт социального успеха.

Четвертое условие – профессиональная компетентность и мастерство классного руководителя, его стремление к постоянному самообразованию и повышению уровня профессионализма.

Пятое условие – поддержка усилий классного руководителя и учащихся со стороны воспитательной, психологической и социально-педагогической служб школы, их взаимодействие в работе по развитию индивидуальности детей.

И, наконец, шестое условие – взаимодействие с родителями, ведь только тесное сотрудничество с родителями приведет к достижению целей воспитательного процесса. Родители знают свое родное и любимое чадо, конечно же, лучше, чем классный руководитель, но иногда именно педагог оказывается в состоянии усилить влияние семьи на ребенка или, напротив, нейтрализовать это влияние, если того потребует жизненная ситуация.

Почему же так важно соблюдать все эти условия. Каждый ребенок от природы уникален и, не зная его индивидуальных особенностей, можно сломать его траекторию развития, а значит – сломать судьбу. Представим себе детей в виде природных материалов, где один ребенок, например, глина, а другой – алмаз. Предназначение первого – стать гончарным изделием, второго – бриллиантом.

Но, если мы не будем этого знать, так же как и особенностей данных материалов, мы наверняка все испортим. Почему необходимо сотрудничество с педколлективом и родителями? Потому что только совместными, одновременными, четкими действиями можно сделать так, что из обычного куска глины получится предмет, который будет востребован, а из алмаза – бриллиант, сияющий всеми своими гранями.

Вот это и будет победа – победа ребенка, который сумеет самореализоваться и победа педагога, который этому способствовал!