Руководства, Инструкции, Бланки

негативные стили руководства img-1

негативные стили руководства

Рейтинг: 4.3/5.0 (1846 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Поведенческие подходы к стилям лидерства (руководства) в организации

Поведенческие подходы к стилям лидерства (руководства) в организации.

ПОЗИТИВНЫЙ И НЕГАТИВНЫЙ СТИЛИ ЛИДЕРСТВА (РУКОВОДСТВА). Руководители придерживаются различных подходов к мотивации подчиненных. Лидеры, предпочитающие поощрение сотрудников, относятся к приверженцам позитивного руководства, значение которого постоянно возрастает в силу повышения уровня образования работников, потребностей в независимости и действия других факторов.

В тех случаях, когда менеджер уделяет значительное внимание взысканиям и другим дисциплинарньгм и материальным санкциям, исследователи говорят о негативном стиле руководства. Негативное управление предполагает превосходство менеджера над подчиненными и широкое использование таких наказаний, как увольнения, выговоры в присутствии других людей и денежные санкции. На его основе — ошибочная уверенность в том, что вселяемый в сотрудников страх — основной гарант повышения производительности.

Число стилей руководства бесконечно и варьируется от строго позитивных до строго негативных. Так, автократическая модель предполагает широкое распространение отрицательного стиля, модель опеки — некую комбинацию «плюсов» и «минусов», а модели поддержки и участия в управлении требуют чисто положительных стилей. Позитивное руководство зарекомендовало себя как стиль, способствующий повышению удовлетворения трудом сотрудников и высоким показателям производительности.

АВТОРИТАРНЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ, ПРИВЕРЖЕНЦЫ УЧАСТИЯ В УПРАВЛЕНИИ И АНАРХИСТЫ. Одна из характеристик стиля руководства — использование менеджером властных полномочий. Обычно выделяют авторитарный, предполагающий участие в управлении и анархический стили, каждый из которых имеет свои положительные и отрицательные стороны. Каждый руководитель использует в своей деятельности инструменты всех трех стилей, но один из них является преобладающим. Авторитарный стиль руководства предполагает концентрацию в руках лидера всех властных полномочий и единоличное принятие связанных с деятельностью группы решений, структурирование рабочей ситуации и требование точного выполнения подчиненными всех распоряжений. Основу авторитаризма формирует негативный стиль руководства, угрозы и наказания, что не мешает щедрым автократам периодически отмечать достижения подчиненных премиями.

Преимущества автократического руководства состоят в том, что оно удовлетворяет самого менеджера, обеспечивает быстрое принятие решений, не предъявляет высоких требований к компетентности подчиненных. Основной же его недостаток заключается в том, что большинство работников негативно относятся к диктаторам. Кроме того, авторитарное руководство отрицательно воздействует на уровень вовлеченности работников в процесс труда и деятельность организации, что ведет к повышению показателей текучести рабочей силы.

Приверженцы руководства, предлолагающего участие сотрудников в управлении, отстаивают необходимость децентрализадии властных полномочий, когда руководитель принимает решение после консультаций с подчиненными. В данном случае лидер и группа образуют единую социальную единицу. Работники получают исчерпывающую ннформациюотносительно процесса труда, их поощряют к высказыванию предложеннй по усовершенствованню производства.

Сторонники анархического стиля руководства избегают применения властных полномочий и ответственности, в решенин управленческих проблем они чрезвычайно зависимы от мнения группы, члены которой обычно самостоятельны в обучении и самомотивированы. Руководство в данном случае играет второстепенную роль.

ОСНОВАННЫЕ НА ВНИМАНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ СТИЛИ РУКОВОДСТВА. Использование такого критерия, как отношение руководителя к работникам, позволяет выделить стили, основанные на внимании и использовании структуры, известные также как ориентация на работника и ориентация на задачу. Очевидно, что в случае, когда доминантой руководства является внимание к сотрудникам, производительность и степень удовлетворенности трудом работников повышаются. Ориентированные на работников руководители стремятся к созданию команд, обеспечению психологической поддержки сотрудникам. Уделяющие основное внимание задачам руководители считают подобные «нежности» неэффекгивными; их внимание сосредоточено на выполнении поставленных перед сотрудниками рабочих заданий, обеспечении ритмичности производства. К эффективным лидерам относятся менеджеры, умеющие сочетать внимание и к работникам и к структуре.

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ СЕТКА Р. БЛЕЙКА И ДЖ. МОУТОН. Одним из наиболее популярных инструментов определения стиля менеджмента является предложенная Робертом Блейком и Джейн Моутономуправленческая сетка. На осях координат откладываются значения, соответствующие оценке внимания руководителя к сотрудникам и к производственным задачам, что позволяет анализировать стили руководства на «одном языке».

Модели типа управленческой сетки использовались для характеристики многомерных элементов руководства; они побуждают менеджеров анализировать свои собственные стили и методы коллег и инициируют дальнейшие исследования проблем лидерства.

СИТУАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К СТИЛЯМ РУКОВОДСТВУ. Одна из основных задач менеджера состоит в том, чтобы определить, когда в зависимости от конкретных обстоятельств использование того или иного стиля наиболее целесообразно, что и привело к разработке ситуационных подходов в руководстве. В основе предлагаемых в их рамках моделей лежит положение о том, что выбор адекватного стиля руководства определяется в ходе анализа природы управленческой ситуации и определения ее ключевых факторов.

ОРИЕНТИРОВАННАЯ НА ОБСТОЯТЕЛЬСТВА МОДЕЛЬ Ф. ФИДЛЕРА. Одна из первых ориентированных на обстоятельства моделей руководства была предложена Фредом Фидлером и его коллегами. Эта теория гласит, что групповая эффективность зависит от того, насколько стиль лидера отвечает требованиям ситуации. Контроль над ситуацией – способность лидера определить, чем будет заниматься его группа, а также предвидеть последствия действий группы и принятых решений. В основе данной модели — рассмотренные нами различия между ориентированным на рабочие задачи и на сотрудников концепциями руководства. Исследователи предполагают, что адекватный стиль руководства определяется оценкой менеджером текущей ситуации как благоприятной; неблагоприятной и промежуточной. По мере развития ситуации изменяются и требования к лидерству.

Ф. Фидлер показывает, что эффективность руководителя определяется взаимодействием стиля ориентации на работника и трех дополнительных переменных, а именно подчиненных, рабочей задачи и организации, т. е. отношениями руководитель - члены организации, струк производственного задания и властными полномочиями лидера. Взаимоотношения руководитель - члены организации определяются положением менедже в рабочей группе. Структура задачи отражает необходимую для решения заданий степень ее детализации. Власть, которой обладает руководитель в данной должности, определяет управленческие права, соответствующие положению лидера в иерархии организации.

В соответствии с моделью Ф. Фидлера в аморфных ситуациях задача руководителя состоит в устранении двусмысленности, поэтому наиболее адекватным становится структурированный подход. В ситуациях, когда группа имеет дело с достаточно рутинными задачами, а отношения лидера с сотрудниками характеризуются как хорошие, ее члены могут положительно воспринять ориентированного на рабочие задачи менеджера.

Фидлер выделяет ситуационные факторы:
* Отношения "лидер-последователь"
* Структурированность работы
* Властная позиция лидера в организации

Для того, чтобы количествоенно оценить стиль лидерства, Фидлер использовал шкалу наименее предпочитаемого коллеги – она количесвтенно оценивает стиль лидерства человека на основании описания человека, с которым респондентам было бы хуже всего работать.

Фидлер разработал тренинг лидерского соответствия, в процессе которого лидеров обучают идентифицировать ситуации и демонстрировать высокие или низкие показатели по шкале LPC, в зависимости от степени контроля над ситуацией.

МОДЕЛЬ СИТУАЦИОННОГО РУКОВОДСТВА П. ГЕРСИ И К. БЛАНЧАРДА. Интересную модель ситуационного руководства (или жизненного цикла) предложили Пол Герси и Кеннет Бланчард. Авторы концепции высказывают предположение, что наиболее важным фактором эффективности стиля руководства являетс уровень развития подчиненных менеджера. Под уровнем развития сотрудников исследователи понимают необходимое для выполнения рабочей задачи сочетание квалификации работников и их мотивации к труду. В качестве критериев оценки уровня развития обычно выступают компетентность сотрудника, его квалификация, способности, готовность принять на себя ответственность и предрасположенность к самостоятельному труду. В соответствии с Теорией У эффективное решение рабочих задач предполагает адекватное руководство сотрудниками, приобретение ими необходимого производственного опыта и достойное вознаграждение за коллективный труд. Квалификация и степень вовлеченности сотрудников в процесс труда уникальны, а значит, одним из условий данной модели является индивидуальный подход менеджера к членам группы.

П. Герси и К. Бланчард выделяют следующие основные стили руководства: приказной, тренировочный, участия в управлении (поддерживающий) и делегирования, соответствующие уровням развития работников, предполагая, что стиль руководства должен изменяться в зависимости от ситуации.

МОДЕЛЬ РУКОВОДСТВА «ПУТЬ—ЦЕЛЬ» Р.Хаусаутвержадет, что основной функцкцией лидера является адаптация своего поведения таким образом, чтобы оно дополняло возможности, предоставляемые ситуации.

Директивное лидерство диктует подчиненным задания и то, как их следут выполнять.

Поддерживающее лидерство делает акцент на потребности подчиненных, их благополучии и продвижении по карьерной лестнице в доброжелательной атмосфере.

Лидерство, ориентированное на достижения, придает основное значение постановке трудных и интересных задач, блестящему выполнению заданий и демонстрации уверенности в способности подчиненных добиться высокого качества выполнения работы.

В основе предложенной Мартином Эвансом и развитой Робертом Хаусом модели «путь—цель» лежит мотивационная модель ожиданий. Данная модель утверждает, что основное содержание деятельности состоит в использовании структур, обеспечении поддержки и вознаграждении работников, что позволяет создать атмосферу, способствующую достижению целей организации посредством создания целевой ориентации, а также выбора и корректировки пути к поставленным целям.

Центральная роль в модели отводится целям. Определение целей предполагает постановку руководителем как краткосрочных, так и долгосрочных рабочих задач и задает меру соответствия сотрудников и команд стандартам трудовой деятельности.

Кроме того, руководитель обязан обеспечить как поддержку решенин задачи, так и психологическую поддержку сотрудников.

МОДЕЛЬ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В. ВРУМА. Весьма эффективным инструментом выбора стиля руководства зарекомендовала себя модель принятия решений Виктора Врума и его коллег. Исследователи пришли квыводу о специфике стилей руководства в различных проблемных ситуациях и предложили структурированный подход к анализу природы их специфики и возможных реакций менеджмента.

АТРИБУТЫ ПРОБЛЕМЫ. Модель принятия решений предполагает, что оценка менеджером текущей ситуации производится в соответствии с атрибутами проблемы. Особое значение придается технической квалификации сотрудников и их отношению к решениям руководителя. Измерение решений – качество включает оценку стоимости и доступности информации и вопрос об уровне структурированности проблемы, а измерение работники—одобрение предполагает анализ уровня доверия к руководителю, предварительного одобрения управленческого решения сотрудниками, степени общности их индивидуальных целей и задач организации, вероятности конфликтов между работниками.

ВЫБОР ПОДХОДА. Атрибуция управленческой проблемы позволяет менеджеру использовать полученные выводы для осуществления выбора адекватного стиля руководства, учитывая временные ограничения, географическую дисперсность работников, мотивацию руководителя к экономии времени и развитию подчиненных.

3. Новейшие подходы к лидерству (руководству) в организации .

СУБСТИТУТЫ И УСИЛИТЕЛИ РУКОВОДСТВА. Оригинальную концепцию руководства предложили Стивен Керр и его коллеги. Если добиться быстрого изменения ситуации или замены руководителя невозможно, менеджмент имеет возможность обратиться к субститутам, или усилителям руководства. К субститутам руководства относятся факторы, обусловливающие ограничение значения действий конкретного менеджера. Наличие опытных подчиненньгх, четкие правила или спаянная рабочая группа предполагают умецьшение потребности в ориентированном на задачи руководителе. К усилителям руководства относятся факторы, способствую увеличению влияния лидера на работников.

САМО- И СВЕРХРУКОВОДСТВО. Чарльз Манц и Генри Симс предлагают так называемую концепцию саморуководства. В ее основе — два основных элемента: естественно мотивированные, самостоятельные, направленные на решение рабочих задач, действия сотрудников и усилия, нацеленные на выполнение обязательных задач, денежное вознаграждение за выполнение которых не предусмотрено. Саморуководство требует от работников поведенческих навыков самостоятельной постановки задачи, контроля над процессом труда, внутреннего вознаграждения, моделирования рабочего процесса и самокритики.

ТРЕНЕРСКИЙ СТИЛЬ. Одна из наиболее часто применяемых в отношении руководителя метафор — тренер. Но в настоящее время получила развитие практика, когда руководитель готовит и направляет команду, но не участвует в игре. Их роль заключается в правильном подборе «игроков», в обучении и развитии подчиненных, Руководители-тренеры воспринимают свой стиль управления как поддерживающий.

Теория заменителей лидерства- делает влияние лидера ненужным, либо излишним, если занимают его место.

Теория атрибуции и лидерство: прототип лидерства – это образ идеального лидера, сложившийся в сознании людей.

Новое лидерство делает акцент на харизматическом и трасформирующем подходах к лидерству и различных аспектах видения, связанных с ними; оно также включает в себя лидирование в самоуправляемых командах.

Харизматическими являются те лидеры, которые могут в силу своих личных способностей, оказывать глубокое и чрезвычайно сильное воздействие на своих подчиненных.

Транзактное лидерство подразумевает обмен между лидером и его последователями, необходимый для достижения рутинного выполнения работы, в соответствии с соглашением между ними.

Трансформационное лидерство имеет место в тех случаях, когда лидеры расширяют интересы своих сотрудников и заставляют последователей отказываться от личных интересов во благо окружающих людей.

Концепция харизматического лидерства. харизма является формой влияния на других посредством личностной привлекательности, вызывающей поддержку и признание лидерства, что обеспечивает обладателю харизмы власть над последователями. Как источник лидерской власти харизма относится к власти примера, связанной со способностью руководителя влиять на подчиненных в силу своих личных качеств и стиля руководства.

Концепция преобразующего лидерства. Понятие преобразующего или реформаторского лидерства имеет много общего с харизматическим лидерством, но трактуется существенно. Лидер-реформатор мотивирует последователей путем повышения уровня их сознательности в восприятии важности и ценности поставленной цели, предоставление им возможности совместить свои личные интересы с общей целью, создания атмосферы доверительности и убеждения последователей в необходимости саморазвития. Лидер-реформатор - это преобразователь, а не спаситель, он проявляет творчество, а не кудесничество, за ним стоят реалии, а не мифы, он ведет последователей от результата к результату, а не от обещания к обещанию, ориентирует людей на труд, а не на дивиденды, его цель не изменить мир, а измениться в мире через развития.
Модель преобразующего или реформаторского лидерства предполагает наличие у лидера и последователей определенного поведения, пригодного, по мнению разработчиков модели, для творческого решения проблемы в кризисной ситуации.
Модель имеет ряд отличительных моментов. Во-первых, признается необходимым для лидера влиять на последователей через привлечение их к участию в управлении, быть самому частью группы\ организации, а не "стоять над ней". с энтузиазмом поддерживать совместные усилия. От последователей требуется не слепое следование за лидером, а критическая оценка предоставляемых возможностей и осознанный подход к своим действиям, уменьшение влияние эмоций и увеличение значимости рациональности в поведении. Во-вторых, поскольку атмосфера доверия развивает сильную взаимозависимость между лидером и последователями, то возникает серьезная опасность того, что руководитель окружит себя соглашателями, либо же наоборот, руководитель пойдет на поводу у подчиненных. Эти два традиционных подхода не пригодны для лидера-преобразователя.

Другие статьи

Поведенческий подход к стилям руководства

Поведенческий подход к стилям руководства.

Здесь мы обсудим различные стили руководства (отличающиеся мотивацией, властью, ори­ентацией на задачи и на людей), каждый из которых обычно используется совместно с дру­гими или варьируется в зависимости от ситуации. Ранние классификации стилей руководства основывались на «универсальном» подходе и были направлены на поиск одного «наилучше­го» стиля. Однако провозглашенная цель оказалась недостижимой.

Руководители придерживаются различных подходов к мотивации подчиненных. Лидеры, предпочитающие поощрение сотрудников, относятся к приверженцам позитивного руково­дства, значение которого постоянно возрастает в силу повышения уровня образования ра­ботников, потребностей в независимости и действия других факторов.

В тех случаях, когда менеджер уделяет значительное внимание взысканиям и другим дисциплинарным и материальным санкциям, исследователи говорят о негативном стиле ру­ководства. Данный подход зарекомендовал себя как весьма эффективный в различных ситуациях, но он имеет высокую человеческую цену. Негативное управление предполагает пре­восходство менеджера над подчиненными и широкое использование таких наказаний, как увольнения, выговоры в присутствии другу людей и денежные санкции. В его основе — ошибочная уверенность в том, что вселяемый в сотрудников страх — основной гарант по­вышения производительности. Так ведут себя боссы, но не лидеры.

Число стилей руководства бесконечно и варьируется от строго позитивных до строго негативных. Практически каждый руководитель ежедневно использует «оружие» как из по­зитивного, так негативного «арсеналов», но тон задает преобладающий стиль лидерства, ко­торый находится в контексте одной из моделей ОП. Автократическая модель предполагает широкое распространение отрицательного стиля, модель опеки — некую комбинацию «плю­сов» и «минусов», а модели поддержки и участия в управлении требуют чисто положитель­ных стилей. Позитивное руководство зарекомендовало себя как стиль, способствующий по­вышению удовлетворения трудом сотрудников и высоким показателям производительности.

Одна из характеристик стиля руководства — использование менеджером властных полномочий. Обычно выделяют авторитарный, предполагающий участие в управлении и анархический стили, каждый из которых имеет свои положительные и отрицательные сторо­ны. Каждый руководитель использует в своей деятельности инструмент всех трех стилей, но один из них является преобладающим. К примеру, в своей основной деятельности начальник цеха придерживается авторитарных методов, при составлении графика отпусков он допуска­ет участие сотрудников в управлении, а при выборе представителей подразделения в комите­тах компании пускает дело на самотек.

Авторитарный стиль руководства предполагает концентрацию в руках лидера всех властных полномочий и единоличное принятие связанных с деятельностью группы решений, структурирование рабочей ситуации и требование точного выполнения подчиненными всех распоряжений. Основу «авторитаризма» формирует негативный стиль руководства, угрозы и наказания, что не мешает «щедрым» автократам периодически отмечать достижения подчи­ненных премиями.

Преимущества автократического руководства состоят в том, что оно удовлетворяет самого менеджера, обеспечивает быстрое принятие решений, не предъявляет высоких требо­ваний к уровню компетентности подчиненных. Основной же его недостаток заключается в том, что большинство работников негативно относятся к «диктаторам» (особенно в тех слу­чаях, когда действия руководителя приводят к созданию негативной обстановки). Кроме то­го, авторитарное руководство отрицательно воздействует на уровень вовлеченности работ­ников в процесс труда и деятельность организации, что ведет к повышению показателей те­кучести рабочей силы.

Все темы данного раздела:

Организационная структура.
Достижение организационных целей предполагает совместную деятельность людей. Каждая организация нуждается в координации этого взаимодействия, установлении определенного внутреннего порядка. Этот по

Организационная культура, параметры и типология.
Культура –отличительная особенность человеческих групп, которая предполагает наличие явных и неявных паттернов (моделей) поведения. Ф. Харрис предложил 10 параметров, хара

Стремление к избежанию неопределенности
Этот параметр определяет степень в которой люди чувствуют угрозу от неопределенных, неясных ситуаций, и степень, в которой они стараются избегать таких ситуаций. Культура, стремящаяся к определенно

Типы управленческих культур по Р. Рюттингеру
В основу данной типологии положены два признака: 1) степень риска принимаемых решений и 2) обратная связь о последствиях принятых решений.

Взаимодействие организации с внешней средой.
Любая организация существует в постоянном взаимодействии с внешней средой. Внешняя для организации среда состоит из отдельных людей, групп или учреждений, предоставляющих ей ресурсы, влияющих на то

Основные признаки эффективной организации
Эффективность организации оценивается комплексно по показателям двух блоков: экономического и социально-психологического. Экономические показатели: Ø Резул

Организационные ресурсы.
Для того, чтобы достичь своих целей организация использует ресурсы. При всем их многообразии они традиционно подразделяются на 3 основные группы - натуральные или природные (земля), материальные (к

Тема 2. Психолог в организации.
Алгоритм организации самостоятельной познавательной деятельности студента. В ходе изучения темы студент должен знать: понятие «ролевое кольцо»; определять роли пси

Роль эксперта.
Эксперт вступает в дело, когда нечто уже совершено (произошло событие, разработан проект, создан образец продукции) и необходимо произвести оценку продукта, квалифицировать совершившееся, дать прог

Роль учителя.
Учитель (коуч) занят передачей специальных знаний, необходимых людям для эффективной организации их собственной деятельности в ближайшем и отдалённом будущем. Контакты Учит

Роль Консультанта.
Социально – психологическое консультирование проявляется в различных видах и формах и направленно на содействие и помощь людям в решении их проблем. Причем термин «содействие» представляет

Тема 3. Основные теории управления человеческими ресурсами.
Алгоритм организации самостоятельной познавательной деятельности студента. В ходе изучения темы студент должен знатьосновные теорииуправления человеческими ресурсами, объяснять их

Эволюция функций управления человеком.
Становление концепций управления человеческими ресурсами происходило по мере развития промышленности, науки и техники, профессионализации видов деятельности, увеличения капиталоемкости профессионал

Патерналистическая модель организации.
Идея “патернализма” в организационной психологии получило широкое распространение в последние 20 лет. В широком смысле слова патернализм предполагает рассмотрение организаци

Практика работы по управлению персоналом в компании IBM
Теория “I” (теория “Z”+практика работы по управлени персоналом IBM) Основные принципы: а) исключительные возможности человека и уважительное отношен

Характеристика рабочего места.
Работа человека в организации представляет собой процесс постоянного взаимодействия с организационным окружением. В самом общем виде организационное окружение - это та часть организации, с которой

Латентная структура организации.
Известный специалист по деловому администрированию, руководитель Таллинской школы менеджеров В.К.Тарасов, анализируя процессы организационного функционирования выделяет в реально складывающейся стр

Прогнозирование организационного поведения.
Алгоритм организации самостоятельной познавательной деятельности студента. В ходе изучения темы студент должен знать диапазоны организационного и допустимого поведения. Уме

ВКЛАД - ОЖИДАНИЯ ВКЛАД - КОМПЕНСАЦИЯ
В качестве компенсации при этом могут выступать и материальное вознаграждение, и возможность реализовывать “свою задачу” внутри организации, и признание, и множество других субъективных “

Диапазоны допустимого поведения.
Самое интересное, что в ходе специальных исследований обнаружилось, что диапазон допустимого поведения подчиненного существенно зависит от ориентации руководителя на внешнюю норму

Психологическая дистанция как средство регуляции внутриорганизационных отношений
Уровень нормативных требований, предъявляемых работнику со стороны его руководителей также существенно зависит от уровня психологической дистанции, который установился в их взаимоотношениях.

Понятие делового поведения работников
Деловое поведение по­нимается как осуществление работниками тех целей, которые ставит передними непосредственный руководитель, наделяя, ответствен­ностью за их своевременную и к

Тема 6. Мотивационное управление.
Алгоритм организации самостоятельной познавательной деятельности студента. В ходе изучения темы студент должен знатьпонятия потребности и мотивация персонала в организации.

Воздействия
1. Кратковременное мотивационное воздействие: n материальное вознаграждение за выполнение конкретной работы n привлечение работника к выполнению сложной, ответственной рабо

Критериев мотивирующей организации труда
1. Критерий смысла – любые действия должны быть осмыслены 2. Критерий достижения – каждый сотрудник на своем рабочем месте хочет показать, на что он способен. Заниженные требования снижают

Теория мотивации К. Альдерфера (ERG-теория).
К. Альдерфер несколько переработал иерархию потребностей Маслоу, предложив выделить три основные группы потребности: а) экзистенциальные (existence); б) социальные (relatedness); в) раз

Двухфакторная теория мотивации Херцберга
Теория была создана Ф. Херцбергом на основе интервью, взятых на различных рабочих местах, в разных профессиональных группах и в разных странах. Интервьюируемых просили описать ситуации, в которых о

Теория подкрепления мотивов
В древней Греции философы-эпикурейцы утверждали: «Наслаждение — это не награда за добродетель, а сама добродетель». Именно они и сформулировали принцип гедонизма, согласно которому люди стремятся м

Теория ожидания
В соответствии с теорией ожидания, поведение человека отражает его сознательный выбор, основанный на сравнительной оценке нескольких поведенческих альтернатив. Теория пытается объяс

Валентность,
3) ожидания. Результат — это любое связанное с потребностью следствие поведения. На рабочем месте такими результатами являются заработная плата, продвижение по

Целевая теория мотивации
Еще одной мотивационной теорией, объясняющей поведение сотрудников в контексте осознанных когнитивных процессов, является целевая теория, предложенная Э. Локе. Цели можно определить как будущие

Модификация поведения
Исследования Б. Скиннера имели широкий научный резонанс, но в организационной практике до конца 60-х годов использовались сравнительно мало. Только начале 70-х годов, развивая многие из скиннеровск

Тема 8. Групповое поведение и групповая динамика
Алгоритм организации самостоятельной познавательной деятельности студента. В ходе изучения темы студент должен знать понятие группа, стадии развития и структуру её. Владеть

Группа как основа социальной организации. Виды групп.
Группа – это союз двух и более людей, объдинившихся вместе, чтобы достичь конкретные цели. Почему люди объединяются в группы? Наиболее частыми причинами, которые заставляют людей

Стадии развития группы
Каждая группа формируется и развивается по-своему. Вместе с тем в развитии различных групп могут быть выявлены некоторые общие закономерности. Любая группа в своем развитии проходит через следующие

Структура группы
Под структурой понимаются следующие ее компоненты: -формальное лидерство; -роли; -нормы; -статус; -размер; -состав. Формальное лиде

Сплоченность группы и эффективнось ее работы.
Под сплоченностью группы понимается то, насколько члены этой группы удовлетворены совместной работой и насколько их привлекает перспектива продолжать работу вместе. Факторы, определяющие сплоченнос

Работа в команде. Жизненный цикл команды.
Оперативные задачи могут выполняться и работниками-«одиночками», но подавляющее большинство сотрудников организации, как правило, объединяются в постоянные неболь­шие группы, в которых усилия отдел

Тема 12. Основы теории организационных
конфликтов. Алгоритм организации самостоятельной познавательной деятельности студента. В ходе изучения темы студент должен знатьпонятие конфликта, типологию конфликтов, пр

Типы конфликтов.
Конфликты классифицируются: по направленности; по значению для производственного коллектива; по причинам возникновения; по сфере их разрешения.

Причины возникновения конфликтов
Конструктивные конфликты обычно связаны с недостатками в организации производства и управления. Причины возникновения таких конфликтов: -неблагоприятные условия труда; -несовершен

Последствия конфликтов.
Выделяют функциональные и дисфункциональные последствия конфликтов: функциональные последствия: -в результате конфликта люди обычно чувствуют свою причастность к решению проблемы, ч

Пять стадий потери интереса к труду.
Стадия 1. РАСТЕРЯННОСТЬ Симптомы коллективного стрессового состояния. Усиливается до состояния возбуждения общий эмоциональный фон деятельности (Что нужно сделать? Почему не ладится

Протекание конфликта.
1) скрытый конфликт - личности имеют различные установки или отношения, которые препятствуют нормальному взаимодействию, осу

Стратегии конфликтного поведения.
(по Р.Блейк. Дж.Моутон) 1) Соперничающая :навязывание другой стороне противоборство предпочтительного для себя

Основные тактики воздействия в конфликте.
1) Рациональное убеждение :использование фактов и логики для подтверждения своей позиции и убеждения оппонента; необходимо использование умений гасить негативный эмоционал

ТЕМА 12. Природа организационного лидерства.
Алгоритм организации самостоятельной познавательной деятельности студента. В ходе изучения темы студент должен знать понятия лидерства и руководства. Определять их сходство и разли

Управленческоя сетка Р.Блейка Дж.Моутона.
Одним из наиболее популярных инструментов определения стиля менеджмента является предложенная Р. Блейком и Дж. Моутоном управленческая сетка. На осях координат откладываются значения, соответствующ

ОРИЕНТИРОВАННАЯ НА ОБСТОЯТЕЛЬСТВА МОДЕЛЬ Ф. ФИДЛЕРА
Одна из первых ориентированных на обстоятельства моделей руководства была предложена Ф. Фидлером и его коллегами. В ее основе — рассмотренные нами различия между ориентированным на рабочие задачи и

МОДЕЛЬ СИТУАЦИОННОГО РУКОВОДСТВА П. ХЕРСИ И К. БЛАНШАРА
Интересную модель ситуационного руководства (или жизненного цикла) предложили П.Херси и К.Бланшар. Авторы концепции высказывают предположение, что наиболее важным фактором эффективности стиля руков

Основные характеристики ситуации в модели решений В.Врума
1.Какую роль в принятии решения играет уровень технической квалификации сотрудников? 2. Какую роль в принятии решения играет его одобрение подчиненными? 3. Как оценивается необход

Тема 13. Принятие решений
Алгоритм организации самостоятельной познавательной деятельности студента. В ходе изучения темы студент должен знать определение понятия принятие решений. Разбираться в

Подход к принятию решения на основе теории управления.
С помощью теории управления можно быстро и правильно решать задачи, имеющие большое количество явно выраженных переменных, которые человек просто не в состоянии переработать в голове. Эта система н

Понятие стресс в организации
Стресс – это динамичное состояние, обусловленное наличием трудностей или препятствий. Осложняющих достижение желаемых результатов. Стресс в последнее время становится все более распростран

Потенциальные источники стресса.
Все источники стресса могут быть условно разделены на три большие группы: - внешние факторы; - факторы, зависящие от организации; - факторы, находящиеся на стороне самого

Последствия стресса.
Стресс может проявлять себя по-разному. Условно симптомы стресса могут быть разделены на три основные группы: физиологические; психологические; поведенческие.

Тема 16. Организационная культура
Алгоритм организации самостоятельной познавательной деятельности студента. В ходе изучения темы студент должен знатьпонятие организационной культуры, функции, элементы и структуру.

Понятие организационной культуры.
В организациях, обладающих давней историей и традициями, почти каждый сотрудник может припомнить историю, легенду или миф, которые связаны с возникновением организации, ее основателями или выдающим

Функции организационной культуры.
Основные функции организационной культуры: - охранная – состоит в создании барьера от нежелательных внешних воздействий. Она реализуется через различные запреты,"»абу", ог

Элементы организационной культуры.
В Организационной культуре выделяют элементы: -субъективные - связанные со взаимоотношениями и поведением членов организации; -объективные – отражающие материальную сторону ее дея

Структура организационной культуры.
Анализируя структуру организационной культуры, можно выделить три ее уровня: поверхностный, внутренний и глубинный. Знакомство с организационной культурой начинается

Влияние культуры на организационную эффективность
Влияние культуры на организационную эффективность определяется прежде всего ее соответствием общей стратегии организации. Выделяется четыре основных подхода к разрешению проблемы несовместимости ст

Взаимодействие между культурами.
Известно, что знаменитые методы японского менеджмента не получили развития в Европе и США. Как элемент организационной культуры, они действительно показали в Японии свою высокую эффективность и спо

Руководство и лидерство в организации

Руководство и лидерство в организации

1. Природа руководства

2. Менеджмент и лидерство

3. Характерные черты эффективных лидеров

4. Поведение, квалификация и действия руководителей

5. Поведенческие подходы к стилям руководства

1.Природа руководства

Руководство(лидерство) - это процесс влияния и поддержки индивидом направленных на достижение поставленных целей вдохновенных действий других людей. К основным элементам процесса руководства относятся влияние/поддержка, обеспечение добровольного участия и достижение цели. Отсутствие лидера, будь то в рабочей группе или в организации (которая превращается в аморфную массу сотрудников и оборудования), тождественно оркестру без дирижера (группе музыкантов и набору инструментов).

Процесс руководства чем-то напоминает механизм превращения гусеницы в прекрасную бабочку. Руководство - катализатор превращения возможности в реальность

2.Менеджмент и лидерство

Руководство - важная часть управления, но не весь менеджмент. Основная роль лидера состоит в оказании направленного на других людей влияния, цель которого - побуждение их к движению к определенным целям (предпочтительно с чувством творческого подъема). Первоочередные задачи менеджеров заключаются в планировании процесса труда, создании структур организации и контроле над использованием ее ресурсов. Функции менеджера официально закреплены, но когда он подкрепляет свои действия неформальным влиянием, индивид действует как настоящий руководитель.

Достижение результата менеджером предполагает направление им действий других людей, в то время как настоящий руководитель движим видением высоких целей и вдохновляет к их достижению сотрудников организации, напряжение трудовых усилий которых превышает нормальный уровень. В силу различий между управлением и лидерством, сильные руководители могут быть слабыми управленцами. Такие индивиды умеют привести свою группу в движение, но не в силах заставить ее двигаться в направлении, которое кратчайшим путем ведет к поставленной цели.

Возможны и другие сочетания. Человек может быть слабым лидером и, тем не менее, эффективным менеджером, особенно если он управляет сотрудниками, четко осознающими свои задачи и мотивированными к труду. Однако такого рода ситуации складываются достаточно редко, а значит, блестящий менеджер должен обладать развитыми навыками лидерства, тем более, что способности к руководству могут быть усовершенствованы с помощью ролевых моделей.

3.Характерные черты эффективных лидеров

Природа руководства привлекает внимание человека с незапамятных времен. Первоначально научные исследования были ориентированы на выделение черт (физических, интеллектуальных или личностных), отличающих лидеров от менеджеров или удачливых руководителей от обычных. В ходе экспериментов изучалось множество случайных и психологических факторов, таких как уровни интеллекта, амбиций и агрессивности. Вниманием ученых не были обойдены и такие физические характеристики, как рост, размер тела и его форма, личная привлекательность руководителей.

К наиболее значимым отличительным чертам современных руководителей принято относить наличие высоких целей, стремление к лидерству, честность и уверенность в себе. Желательно, чтобы менеджер был наделен также способностями к обучению (аналитическому), профессиональными знаниями, харизмой, творческими потенциями, гибкостью и сочувствием.

Однако, наличие у человека даже всех этих черт не гарантирует, что их обладатель является эффективным руководителем. Правомерно задать вопрос: "А так ли уж необходимы каждому менеджеру качества лидера?". Или они могут быть развиты по мере того, как у управленца возникнет стремление к руководству? Очевидно, что некоторые из таких черт могут быть "выращены" за относительно короткое время (уверенность в себе или профессиональные знания).

4.Поведение,квалификацияи действия руководителей

Эффективное руководство зависит не столько от личностных характеристик менеджера, сколько от адекватности ситуации его поведения, уровня квалификации и предпринимаемых действий. Различие между концепцией отличительных черт и поведения, квалификацией и действиями подобно отличиям категорий потенциальной и кинетической энергий в физике. Определенным образцам поведения и профессиональному мастерству можно обучить большинство желающих, тогда как многие личностные особенности индивида относительно постоянны. К наиболее значимым навыкам лидера обычно относят технические, человеческие и концептуальные.

5.Поведенческие подходы к стилям руководства

Общий рисунок прямых или неявных действий руководителей, в том виде, как это воспринимается работниками, называется стилем руководства . который представляет собой устойчивое сочетание теоретических воззрений, навыков и умений, характерных черт и отношений, проявляющихся в поведении лидера. Каждый стиль руководства так или иначе выражает веру менеджера в возможности субординации (Теория Х или Теория Y). Но, когда мы говорим о предпочитаемом стиле управления, речь идет только о тех его чертах, которые непосредственно затрагивают подчиненных лидера. Сотрудники реагируют не на то, о чем думают руководители, а на свое восприятие действий менеджеров.

Стиль руководства - типичная для руководителя система приёмов воздействия на подчиненных.

Позитивный и негативный стили руководства. Руководители придерживаются различных подходов к мотивации подчиненных. Лидеры, предпочитающие поощрение сотрудников, относятся к приверженцам позитивного руководства, значение которого постоянно возрастает в силу повышения уровня образования работников, потребностей в независимости и действия других факторов.

В тех случаях, когда менеджер уделяет значительное внимание взысканиям и другим дисциплинарным и материальным санкциям, исследователи говорят о негативном стиле руководства. Данный подход зарекомендовал себя как весьма эффективный в различных ситуациях, но он имеет высокую человеческую цену. Негативное управление предполагает превосходство менеджера над подчиненными и широкое использование таких наказаний, как увольнения, выговоры в присутствии других людей и денежные санкции. В его основе ошибочная уверенность в том, что вселяемый в сотрудников страх - основной гарант повышения производительности. Так ведут себя боссы, но не лидеры.

Число стилей руководства бесконечно и варьируется от строго позитивных до строго негативных. Практически каждый руководитель ежедневно использует "оружие" как из позитивного, так и негативного "арсеналов", но тон задает преобладающий стиль лидерства, который находится в контексте одной из моделей ОП. Автократическая модель предполагает широкое распространение отрицательного стиля, модель опеки - некую комбинацию "плюсов" и "минусов", а модели поддержки и участия в управлении требуют чисто положительных стилей. Позитивное руководство зарекомендовало себя как стиль, способствующий повышению удовлетворения трудом сотрудников и высоким показателям производительности. менеджер лидер руководитель авторитарный

Авторитарный стильруководства предполагает концентрацию в руках лидера всех властных полномочий и единоличное принятие связанных с деятельностью группы решений, структурирование рабочей ситуации и требование точного выполнения подчиненными всех распоряжений. Основу "авторитаризма" формирует негативный стиль руководства, угрозы и наказания, что не мешает "щедрым" автократам периодически отмечать достижения подчиненных премиями.

Преимущества автократического руководства состоят в том, что оно удовлетворяет самого менеджера, обеспечивает быстрое принятие решений, не предъявляет высоких требований к уровню компетентности подчиненных. Основной же его недостаток заключается в том, что большинство работников негативно относятся к "диктаторам" (особенно в тех случаях, когда действия руководителя приводят к созданию негативной обстановки). Кроме того, авторитарное руководство отрицательно воздействует на уровень вовлеченности работников в процесс труда и деятельность организации, что ведет к повышению показателей текучести рабочей силы.

Основанные на внимании стили руководства. Использование такого критерия, как отношение руководителя к работникам, позволяет выделить стили, основанные на внимании и использовании структуры, известные также как ориентация на работника и ориентация на задачу. Очевидно, что в случае, когда доминантой руководства является внимание к сотрудникам, производительность и степень удовлетворенности трудом работников повышаются. Ориентированные на работников руководители стремятся к созданию команд, обеспечению психологической поддержки сотрудников. Уделяющие основное внимание задачам руководители считают подобные "нежности" неэффективными. Их внимание сосредоточено на выполнении поставленных перед сотрудниками рабочих заданий, обеспечении ритмичности производства.

Стиль управления - это совокупность приемов, манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющая заставить их делать то, что в данный момент необходимо в целях достижения определенного результата. Для подавляющего большинства подчиненных при получении приказа от начальника огромное значение имеет то, как в каком тоне отдан приказ, как при этом вел себя начальник, учитывал ли при этом его, подчиненного, мнение, его профессиональный потенциал, возможности. В этом как раз и проявляется стиль руководства.

Таким образом, принять решение можно тремя способами:

· решение принимает сам руководитель лично (авторитарный стиль);

· решение принимается коллегиально, когда руководитель советуется с подчиненными, совместно приходят к единому мнению (демократический стиль);

· руководитель то же самое решение поручает принять самим подчиненным (делегирующий стиль).

Авторитарный стиль управления - совокупность приемов управления, используя которые, руководитель ориентируется на собственные знания, интересы, цели. Авторитарный руководитель не советуется с коллегами или подчиненными, занимает жесткие позиции и использует административные методы воздействия на людей, навязывая им свою волю путем принуждения или вознаграждения.

Этот стиль наиболее востребован в период становления, то есть на начальном этапе формирования организации, ее трудового коллектива, когда у работников не сформированы навыки видения целей и путей их достижения. К отрицательным качествам авторитарного стиля следует отнести то, что он способствует снижению творческой инициативы подчиненных, ухудшает социально-психологический климат, ведет к текучести кадров.

Демократический стиль управления - совокупность приемов управления, манера поведения руководителя, основанные на сочетании принципа единоначалия с активным вовлечением в процессы принятия решений, управления, организации и контроля подчиненных. Демократичный руководитель предпочитает оказывать влияние на людей с помощью убеждений, разумной веры в исполнительность и мастерство подчиненных.

Демократический стиль - наиболее подходящий для формирования командных взаимоотношений, поскольку формирует доброжелательность и открытость взаимоотношений как между руководителем и подчиненным, так и между самими подчиненными. Этот стиль в максимальной степени сочетает в себе методы убеждения и принуждения, помогает каждому работнику четко сформулировать его личные цели, установить эффективную коммуникацию между руководителем и подчиненным. К негативным последствиям использования демократического стиля следует отнести дополнительные затраты времени на обсуждение проблемы, что в экстремальных условиях можно резко снизить эффективность управления.

Делегирующий стиль управления - совокупность приемов управления, манера поведения руководителя, основанные на передаче задач подчиненным, которые принимают на себя и часть ответственности за их выполнение. Руководитель, предпочитающий делегирующий стиль, предоставляет подчиненным практически полную свободу.

Стиль делегирования рассчитан на руководителей, которые хорошо ориентируются в ситуации и умеют распознавать уровни зрелости сотрудников, передавая им только те обязанности, с которыми они могут справиться. Речь о делегировании может идти только в том случае, если это высокоэффективные коллективы и если те, кому передается право самостоятельного решения проблемы, являются специалистами высокого класса.

Итак, какой же стиль выбрать руководителю? Представляется, что для этого ему в первую очередь следует оценить подчиненного. Если это новичок, не имеющий к тому же высокой квалификации, то в данном случае предпочтительным будет авторитарный стиль, проявляющийся в четко поставленных задачах с указанием источников необходимых ресурсов. Для управления опытным работником, являющимся профессионалом своего дела, несомненно, лучше выбрать демократический или делегирующий стиль.

В случае, если необходимо решать сложные задачи и есть время для выработки оптимального решения, а подчиненные не новички, лучше обратиться к демократическому стилю. В экстремальной, аварийной или срочной ситуации даже для сложившегося коллектива наилучшим окажется опять-таки авторитарный стиль.

Стиль руководства должен меняться с ростом профессионального мастерства, опыта работы подчиненных и соответствовать той ситуации, в которой находится подчиненный.

Размещено на Allbest.ru