Руководства, Инструкции, Бланки

руководство по эксплуатации одномачтового грузового подъемника img-1

руководство по эксплуатации одномачтового грузового подъемника

Рейтинг: 4.3/5.0 (1710 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

ГОСТ 29168-91 Подъемники мачтовые грузовые строительные

ГОСТ 29168-91 Подъемники мачтовые грузовые строительные. Технические условия

5. ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2004 г.


Настоящий стандарт распространяется на стационарные грузовые вертикальные строительные подъемники с высотой подъема строительных грузов до 100 м и грузоподъемностью до 630 кг.

Стандарт не распространяется на подъемники специального назначения, подъемники с гидравлическим и винтовым механизмами подъема.

Требования стандарта являются обязательными.

1. ТИПЫ И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

1. ТИПЫ И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

1.1. По типу механизма подъема подъемники изготавливают двух исполнений:

1 - с канатным механизмом подъема;

2 - с реечным механизмом подъема.

1.2. По назначению грузонесущего органа подъемники следует изготовлять следующих типов:

А - без подачи груза внутри проема здания;

Б - с подачей груза внутри проема здания.

1.3. Подъемники следует изготовлять грузоподъемностью 160, 250, 320, 400, 500, 630 кг.

Номинальная скорость подъемников должна быть 0,25-1,0 м/с (допустимое отклонение ±15%).

Высота подъема груза - 9, 17, 27, 38, 50, 75, 100 м (допустимое отклонение ±10%).

1.4. Пример условного обозначения подъемника (П) мачтового (М) грузового (Г), исполнения 1 типа А:

ПМГ-1-А ГОСТ 29168-91

То же, исполнения 2, типа Б:

ПМГ-2-Б ГОСТ 29168-91

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Общие требования

2.1.1. Подъемники следует изготовлять в соответствии с требованиями настоящего стандарта, "Правилами устройства и безопасной эксплуатации лифтов". "Правилами устройства электрических установок" и конструкторской документацией, утвержденной в установленном порядке.

2.1.2. Подъемники следует изготовлять климатического исполнения У, категории размещения 1 по ГОСТ 15150 для работы в районах с температурой окружающего воздуха от минус 40 °С до плюс 40 °С с верхним значением относительной влажности воздуха 80% при 25 С, атмосферой типа II по ГОСТ 15150. в I-V ветровых районах по ГОСТ 1451. при скорости ветра для рабочего состояния подъемника на высоте 10 м не более 14 м/с.

Подъемники должны сохранять работоспособность на высоте над уровнем моря до 2000 м.

Подъемники, предназначенные для эксплуатации в районах с холодным и тропическим климатом (исполнения ХЛ и Т), следует изготовлять по техническим условиям, разработанным на основе настоящего стандарта.

2.1.3. Конструкция подъемников должна обеспечивать:

- управление при помощи только выносного пульта;

- монтаж и демонтаж мачты без применения посторонних грузоподъемных средств;

- удобство обслуживания всех узлов, приборов безопасности и ограничителей рабочих движений;

- максимально возможную унификацию и использование стандартных узлов, деталей, в том числе и крепежных;

- взаимозаменяемость однотипных секций и узлов подъемников одного типоразмера;

- возможность диагностирования в соответствии с требованиями ГОСТ 27518 .

2.1.4. По требованию потребителя подъемник с высотой подъема более 9 м может быть оборудован устройством для точной остановки машинистом грузонесущего органа на заданном уровне или системой адресования, допускающей автоматическую или неавтоматическую остановку грузонесущего органа.

2.2. Требования к грузонесущим органам

2.2.1. Грузонесущие органы подъемников по требованию потребителя могут быть снабжены сменным оборудованием для строительных материалов послемонтажного цикла, в т.ч. жидких, сыпучих, длинномерных, пакетированных и т.д.

Если указанные устройства являются сменными, то их масса должна быть учтена при определении полезной грузоподъемности подъемника.

Указанное требование распространяется и на используемую для груза тару (ящики и др.), устанавливаемые на грузонесущий орган.

Типовые конструктивные схемы сменного оборудования должны быть приведены в инструкции по эксплуатации.

2.2.2. Допускается использовать для подъемников типа А торцевую часть ограждения грузонесущего органа, обращенную к стене здания, в виде трапа для перекрытия зазора между стеной здания и грузонесущим органом при остановке подъемника на этаже у проема здания.

По прочности трап должен быть рассчитан на нагрузки, предусмотренные ГОСТ 24258 для тяжелых средств подмащивания.

Трап должен быть снабжен запорным устройством для фиксации его в положении, не препятствующем перемещению грузонесущего органа.

2.2.3. У подъемников типа Б, оборудованных устройством для опускания груза на междуэтажное перекрытие, величина вертикального перемещения груза должна быть не менее 1 м.

2.3. Требования к приводу, механизмам, системе управления

2.3.1. Точность зубчато-реечной передачи механизма подъема должна обеспечивать нормальное зацепление ведущей шестерни с зубчатой рейкой, плавное перемещение ведущей шестерни без заеданий и заклиниваний на всех участках мачты, в т.ч. на стыках секций.

2.3.2. Зубчатые рейки, ведущие шестерни зубчато-реечных передач, зубчатые колеса специальных редукторов и ходовые ролики грузонесущих органов следует изготовлять из материалов, обеспечивающих их работоспособность в течение всего срока службы подъемника. Допускается изготовление зубчатых реек без термообработки.

2.3.3. Конструкция подъемника должна обеспечивать защиту тормозов от прямого попадания атмосферных осадков.

2.3.4. Канатные блоки канатных механизмов и подвески противовеса должны быть оборудованы ограждениями, исключающими выход каната из ручья блока.

2.3.5. Размещение блоков и канатов на подъемнике должно исключать трение последних о конструкции подъемника или друг друга.

2.3.6. Управление подъемником в рабочем режиме и при монтаже (демонтаже) должно осуществляться с выносного пульта управления, находящегося за пределами опасной зоны, за исключением случаев монтажа (демонтажа), предусмотренных инструкцией по эксплуатации, когда управление осуществляется с грузонесущего органа.

2.3.7. Длина кабеля дистанционного управления должна быть равна 1/4 значения номинальной высоты подъема, но не менее 5 м.

2.3.8. Выносной пульт должен быть снабжен блокировочным устройством, исключающим включение механизмов подъемника посторонним лицом.

2.4. Требования к металлоконструкциям

Металлоконструкции подъемника следует изготовлять из сталей с механическими свойствами (в т.ч. и ударной вязкостью), химическим составом, свариваемостью, обеспечивающими работоспособность подъемника в диапазоне температур по п.2.1.2.

2.5. Требования к покрытиям

2.5.1. Окраска подъемника должна соответствовать VII классу покрытия по ГОСТ 9.032. Группа условий эксплуатации - У1 по ГОСТ 9.104 .

2.5.2. Подготовка поверхностей перед окрашиванием - по ГОСТ 9.402 .

2.6. Требования к надежности

2.6.1. Средний полный срок службы - не менее пяти лет.

2.6.2. Средняя наработка на отказ (при ПВ=25% и транспортировании груза не менее 0,3 номинальной грузоподъемности) должна быть не менее:


Высота подъема при испытаниях на надежность должна быть не менее 0,5 номинальной высоты для подъемников высотой подъема до 27 м и не менее 0,25 номинальной высоты подъема - для подъемников с высотой подъема св. 27 м. Для подъемников типа Б во время испытаний должна быть предусмотрена подача груза в проем здания и опускание его на междуэтажное перекрытие.

2.7. Требования безопасности

2.7.2. Электрическая цепь подъемников должна удовлетворять требованиям ГОСТ 12.2.007.0. класс защиты не ниже 1.

2.7.3. Окраска частей подъемника, опасных при его эксплуатации, должна быть произведена в соответствии с ГОСТ 12.2.058 и требованиями рабочей документации.

2.7.4. Усилия на рукоятках и рычагах не должны превышать значений, установленных ГОСТ 12.2.011 .*
________________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 12.2.011-2003 .

Электроаппаратура, применяемая на подъемнике, должна быть устойчива к воздействию механических факторов и соответствовать климатическому исполнению У, категории размещения 1 по ГОСТ 15150 .

Суммарное переходное сопротивление между корпусами аппаратов или экранными оплетками кабелей и металлоконструкциями, монтируемыми изготовителем подъемника, не должно быть более 0,002 Ом.

Изоляцию электрических цепей после разделки кабельных линий и монтажа электроаппаратов следует проверять мегаомметром в течение 1 мин испытательным напряжением с частотой 50 Гц:

0,5-1,0 кВ - для вторичных цепей управления, защиты, сигнализации;

1,0 кВ - для силовых и осветительных проводок.

Сопротивление изоляции должно быть 0,5 МОм.

2.7.6. Конструкция подъемников должна обеспечивать:

- ограничение вертикального перемещения грузонесущего органа в крайнем верхнем и нижнем положениях по высоте;

- ограничение передвижения выдвижной рамы в крайних положениях по горизонтали;

- отключение механизма подъема для подъемников типа 1-А и 2-А при открывании ограждения грузовой платформы;

- отключение механизма подъема для подъемников типа 1-Б и 2-Б при подаче груза в проем здания, за исключением подъемников, у которых горизонтальное перемещение осуществляется при помощи механизма подъема;

- отключение механизма вспомогательного подъема в крайнем верхнем положении крюков для подъемников типа 1-Б и 2-Б (для подъемников, оборудованных указанным устройством).

2.7.7. Подъемники должны быть оборудованы звуковой сигнализацией, включаемой с пульта машиниста.

2.7.8. В инструкции по эксплуатации следует указывать:

- порядок сигналов для связи между машинистом и рабочим, выполняющим погрузку и разгрузку грузонесущего органа на этаже;

- максимально допустимую высоту свободностоящей мачты, а в случае крепления к зданию - число, шаг и схему установки настенных опор на здании, а также максимальную высоту верхней консольной части мачты.

2.8.1. В комплект оборудования подъемника должны входить:

- подъемник в соответствии со спецификацией;

- запасные части и специальный инструмент в номенклатуре и количестве, обеспечивающем выполнение требований настоящего стандарта, если он предусмотрен инструкцией по эксплуатации;

- эксплуатационная документация по ГОСТ 2.601 содержащая:

а) техническое описание;

б) инструкцию по эксплуатации;

в) паспорт (формуляр);

г) ведомости ЗИП.

2.9. Маркировка и упаковка

2.9.1. На каждом подъемнике в доступном месте для обзора и прочтения должна быть прикреплена табличка потребительской маркировки по ГОСТ 12971. содержащая:

- наименование или товарный знак изготовителя;

- условное обозначение подъемника;

- заводской номер, месяц и год изготовления.

Надписи на табличке должны быть выполнены способом, обеспечивающим их сохранность на срок эксплуатации подъемника.

2.9.2. Ловители подъемника должны иметь знак приемки изготовителя и снабжаться заводской табличкой в соответствии с "Правилами устройства и безопасной эксплуатации лифтов". Место размещения таблички на подъемнике определяется конструкторской документацией.

Данные таблички и вид знака приемки изготовителя должны быть приведены в паспорте (формуляре) подъемника.

2.9.3. Ограничитель скорости подъемника исполнения 2 должен снабжаться табличкой в соответствии с "Правилами устройства и безопасной эксплуатации лифтов" .

2.9.4. Металлоконструкции подъемников транспортируют без упаковки. Электрооборудование и эксплуатационная документация должны быть защищены от прямого попадания влаги.

В случае упаковки ЗИП сборочных единиц с установленным на них электрооборудованием в тару, ее размеры должны соответствовать ГОСТ 21140 .

3. ПРИЕМКА

3.1. Для проверки качества подъемников изготовитель должен проводить приемосдаточные и периодические испытания.

3.2. Приемосдаточным испытаниям подвергают каждый подъемник (механизм).

3.3. Периодическим испытаниям подвергают один образец подъемника один раз в три года.

3.4. Приемосдаточные испытания

3.4.1. Приемосдаточные испытания должны включать в себя проверку:

- комплектности и соответствия подъемников чертежам (визуальный контроль);

- работоспособности на холостом ходу (в т.ч. подключение аппаратуры электрической схеме подъемника, срабатывание приборов безопасности, действие механизма привода ловителей вручную без нагрузки или ограничителя скорости, отсутствие заеданий и посторонних шумов при включении и работе механизмов);

- работоспособности под нагрузкой.

3.4.2. Испытаниям на холостом ходу и под нагрузкой подвергают один подъемник от месячного выпуска с высотой подъема 9 м при полной высоте мачты, остальных типоразмеров подъемников, состоящих более чем из двух секций - с мачтой, смонтированной не менее чем из трех секций.

3.5. Периодические испытания

3.5.1. Периодические испытания следует проводить с целью проверки стабильности качества изготовления подъемников и возможности продолжения их выпуска.

3.5.2. В тех случаях, когда предусматривается выпуск базовой модели и нескольких модификаций, периодическим испытаниям подвергают базовую модель. Подъемники других модификаций испытываются в технически обоснованных случаях по согласованию с потребителем (заказчиком).

3.5.3. Периодические испытания должны включать в себя проверку всех требований настоящего стандарта, в т.ч. испытание на надежность.

4. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

4.1. Требования к средствам испытаний

Приборы, аппаратура, применяемые при проведении испытания, должны иметь документ об их поверке по ГОСТ 8.002 * и ГОСТ 8.513 .**
________________
* На территории Российской Федерации действуют ПР 50.2.002-94 .

** На территории Российской Федерации действуют ПР 50.2.006-94.

4.2. Подготовка к испытаниям

Перед началом испытания следует проверить:

- наличие клейма или других знаков технического контроля;

- отсутствие внешних дефектов;

- наличие защитного покрытия.

4.3. Проведение испытаний

4.3.1. Статические и динамические испытания проводят при периодических испытаниях в соответствии с "Правилами устройства и безопасной эксплуатации лифтов" .

4.3.2. При проведении статических испытаний под нагрузкой подъемников типа Б проводят следующие проверки:

- с нагрузкой, превышающей номинальную грузоподъемность на 50% при невыдвинутом грузонесущем органе;

- с нагрузкой, превышающей номинальную грузоподъемность на 25% при максимально выдвинутом грузонесущем органе.

4.3.3. При динамических испытаниях груз поднимают на полную высоту подъема и опускают его с промежуточными остановками. У подъемников типа Б во время остановок производят подачу груза внутрь проема здания.

4.3.4. Все линейные размеры проверяют на соответствие их требованиям, указанным на чертежах и в настоящем стандарте, измерительными средствами по ГОСТ 8.051 .

4.3.5. Наибольшую высоту подъема (п.1.3) измеряют от основания площадки до опорной поверхности крюка грузонесущего органа или до поверхности площадки, на которой размещен груз.

4.3.6. Значение вертикального перемещения при опускании груза на междуэтажное перекрытие (п.2.2.3) определяют от крайнего верхнего положения подвесного(ых) крюка(ов) механизма вертикального перемещения до крайнего нижнего положения.

4.3.7. Измерение скорости проводят по методике периодических испытаний, разработанной изготовителем.

4.3.8. Контрольные грузы, используемые при испытании, не должны иметь отклонения от номинального значения более ±3%.

Массу груза проверяют на весах статического действия по ГОСТ 29329 .

4.3.9. Надежность конструкции ограждающих устройств канатных блоков (п.2.3.4) проверяют осмотром, а также созданием с помощью имитации максимальных (возможных в эксплуатации) отклонений канатов при номинальной нагрузке на канат и наименьшей длине ветви каната, набегающего на соответствующий блок.

4.3.10. Усилия на рычагах (п.2.7.4) проверяют с помощью динамометров растяжения общего назначения по ГОСТ 13837 .

4.3.11. Средний срок службы проверяют методом подконтрольной эксплуатации.

4.3.12. Наработку на отказ проверяют методом одноступенчатого контроля. Параметры плана испытаний (п.10, приложение 2, табл.2 ГОСТ 27.410 ) определяют по табл.4 ГОСТ 27.410 .

5. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

5.1. Консервацию подъемников проводят по варианту временной защиты ВЗ-1 по ГОСТ 9.014 для условий хранения 8 по ГОСТ 15150. Срок защиты без переконсервации - один год.

Покупные изделия, установленные на сборочных единицах подъемника или входящие в состав ЗИП, должны быть законсервированы согласно указаниям по консервации, оговоренным в эксплуатационной документации на эти изделия.

Хранение сборочных единиц с установленными на них узлами электрооборудования (опорные рамы с грузовыми лебедками и шкафами управления, грузонесущие органы с установленным электрооборудованием) проводят по варианту временной защиты ВЗ-1 по ГОСТ 9.014 для условий хранения 5.

5.2. Транспортирование подъемников производят транспортом любого вида в соответствии с правилами, установленными для транспорта каждого вида.

5.2.1. Условия транспортирования оборудования подъемника и ЗИП всех видов не должны быть более жесткими, чем категория 5 по ГОСТ 15150 .

6. УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ

6.2. К эксплуатации допускаются только полностью укомплектованные и технически исправные подъемники.

6.3. Подъемник должен быть установлен на опорной площадке с твердым покрытием, выполненным в соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации.

6.4. Монтаж и демонтаж подъемников производят в соответствии с требованиями эксплуатационной документации и СНиП 12.04 .

Место установки подъемника должно быть согласовано с исполнителем проектных работ здания или определено проектом организации работ.

6.5. Требования к технологическому процессу транспортирования материала, местам производства погрузочно-разгрузочных работ, размещению подъемников и к персоналу, допускаемому к работе на подъемниках, должны соответствовать ГОСТ 12.3.009 и "Правилам устройства и безопасной эксплуатации лифтов" .

7. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

Изготовитель гарантирует соответствие подъемников требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий эксплуатации, хранения, транспортирования и монтажа.

Гарантийный срок эксплуатации - 18 мес со дня ввода подъемника в эксплуатацию.

Текст документа сверен по:
официальное издание
М. ИПК Издательство стандартов, 2004

ГОСТ 29168-91 Подъемники мачтовые грузовые строительные. Технические условия

Другие статьи

Грузовые подъемники: одномачтовый, шахтный, гидравлический, консольный

Производство и монтаж грузовых подъемников

Подъемник одномачтового типа - предназначен для подъёма грузов от 100 кг - 1000 кг на высоту от 3,0м – 50,0м

Грузовая платформа одномачтового подъемника может быть изготовлена по желанию заказчика, в зависимости от тоннажа груза и высоты подъема. Имеется несколько вариантов грузовых платформ:

Платформа в виде кабины лифта (с проходной и непроходной кабиной). Платформа стационарная (открытая площадка). Платформа выкатная (используется на тех участках, где невозможно расположить мачту как можно ближе к зданию.)

Одномачтовый грузовой подъемник – идеальное бюджетное решение с высокой скоростью сборки, а так же большой высотой подъема и разными вариантами грузовых платформ в зависимости от Вашей задачи.

Подъемник двухмачтового типа - предназначен для подъёма грузов от 500 кг - 3000 кг на высоту от 3,0м – 50,0м

В двухмачтовых подъемниках так же как и в одномачтовом главным элементом является две металлические жёсткие фермы-мачты (состоящей из секций), служащая направляющей для платформы расположенной между мачтами. Мачта крепится к стене здания при помощи специальных кронштейнов.

Устанавливаются такие подъемники внутри зданий, в старые лифтовые шахты или межэтажные проемы или на улице с помощью крепления к зданию.

Грузовая платформа двухмачтового подъемника может быть изготовлена по желанию заказчика, в зависимости от тоннажа груза и высоты подъема, это пожалуй важный элемент, так как платформа может достигать больших размеров,как по ширине, так и по глубине.

Двухмачтовый грузовой подъемник – идеальное решение с высокой скоростью сборки, большими размерами платформы и разными типами, предназначенной для негабаритных грузов с большим весом, а так же возможностью переместить за один раз большее количества материала.

Подъемник шахтного типа - предназначен для подъёма грузов от 300 кг - 3000 кг на высоту от 3,0м – 20,0м

В шахтных подъемниках платформа движется по направляющим, расположенным в металлической шахте. В данном типе подъемников распределение нагрузки происходит равномерно. Устанавливаются такие подъемники так же внутри зданий в существующие лифтовые шахты или на улице.

При желании данные подъемники можно полностью обшить сэндвич-панелями или проф. листом. Грузовая платформа шахтного подъемника может быть изготовлена по желанию заказчика, в зависимости от тоннажа груза и высоты подъема.

Шахтный грузовой подъемник – надежное безопасное решение под требуемые задачи потребителя. Выполненные секции с наваренной сеткой позволяют исключить попадания не нужных вещей со стороны в шахту. Простота в обслуживании.

Одномачтовый подъемник

Грузовой одномачтовый подъемник

Грузовой одномачтовый подъёмник серии МП предназначен для вертикального перемещения упакованных грузов и устанавливается внутри или снаружи зданий.

Краткое описание подъёмника.

Конструктивно подъёмник состоит из цельной или многосекционной мачты с направляющими, грузовой платфомы с ползунами и ловителями, электролебедки либо моторредуктора и шкафа управления. Существует две версии одномачтового подъемника: с цепным и с тросовым приводом движения грузовой платформы (кабины)

Мачта подъёмника устанавливается и крепится к несущей стене здания, а также "в распор" проема межэтажного перекрытия.

В качестве механизма подъёма может использоваться электролебедка, либо моторредуктор, которые, как правило, располагаются наверху мачты.

Остановку и точное позиционирование грузовой платформы на этаже обеспечивают регулируемые концевые выключатели.

Подъёмник снабжен системой безопасности, позволяющей блокировать работу подъёмника при открытых дверях шахтного ограждения, при перегрузе подъёмника, проходе крайних положений.
Для вариантов грузового подъемника с использованием грузовой лебедки система безопасности блокирует работу также при ослаблении или обрыве троса. В случае, когда трос либо цепи ослаблены или порвались дополнительно срабатывают клиновые ловители, которые фиксируют грузовую платформу на мачте, предотвращая её падение.

Цепной грузовой подъемник отличается более высокой производительностью, стабильной скоростью и возможностью автоматизации процессов. Посредством двух однорядных приводных цепей платформа (кабина) поднимается по мачте, чем достигается большая надежность в сравнении с тросовыми

Подъёмник сертифицирован, снабжается паспортом и руководством по эксплуатации. Регистрации в органах Ростехнадзора не подлежит.

Основные технические характеристики.

  • Тип подъёмника - одномачтовый
  • Грузоподъёмность - до 1000 кг
  • Высота подъёма - до 15 м.
  • Скорость подъёма - до 9 м/мин
  • Напряжение питания 220/380 В
Другие виды подъемников

Одномачтовый подъемник цена

Одномачтовые грузовые подъемники

Одномачтовый подъемник чаще используется на стройках, так как мобилен (его можно быстро переместить с объекта на объект и быстро смонтировать). Но он также часто используется в стационарном исполнении на складах, в магазинах, производствах, где требуется перемещать грузы небольшого объема и небольшого веса (грузоподъемность одномачтового подъемника до 1000 кг).

Строительный вариант одномачтового подъемника оснащен схемой управления принудительного типа (движение происходит только пока оператор держит кнопку на пульте управления). В качестве пульта управления используется либо выносной кабельный пульт, либо промышленное радиоуправление. Платформа может быть как выкатной, так и стационарной.

Строительный одномачтовый подъемник оснащен грузоподъемной лебедкой, а не электротельфером.

Стационарный вариант управляется с помощью постов управления, расположенных на каждом этаже. Схема управления автоматическая (лифтовая).

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
  • г/п до 1000 м
  • в/п до 100 м
  • размеры платформы от 600х600х100мм до 3000х1200х2000мм

Стандартные опции стационарного одномачтового подъемника:

  1. Механизм подъема – тельфер Болгария (до 36 м выше лебедка)
  2. Автоматическая схема управления
  3. Ловители резкого торможения
  4. Электромеханическая блокировка этажных дверей
  5. Электромагнитная блокировка этажных дверей
  6. Электромеханические блокировки дверей кабины
  7. Посты управления на каждом этаже
  8. Световая индикация положения кабины

Дополнительные опции стационарного одномачтового подъемника:

  1. Откидной борт кабины
  2. Ограничитель грузоподъемности
  3. Звуковая сигнализация
  4. Переговорные устройства
  5. Роллеты на кабине (механические или электрические)
  6. Плавный пуск/остановка

Стандартные опции строительного одномачтового подъемника:

  1. Механизм подъема – лебедка
  2. Принудительная схема управления
  3. Ловители резкого торможения
  4. Откидной борт
  5. Электромеханическая блокировка борта

Дополнительные опции строительного одномачтового подъемника:

  1. Выкатная платформа
  2. Радиоуправление
  3. Ограничитель грузоподъемности
Опросный лист он-лайн

Каталог подъемного оборудования с ценами Адамаст

Консольный подъемник одномачтовый

Грузовой одномачтовый или консольный подъемник имеет в конструкции самонесущую мачту пространственной формы. Сечение мачты может быть треугольным или прямоугольным. Также в комплект входит грузовая платформа, которая может перемещаться по жестким направляющим мачты с помощью мотор-редуктора, электрического тельфера или другого привода. Привод подъема может находиться относительно мачты на любом уровне, в том числе конструкция допускает его вынос за пределы тела мачты консольного подъемника.

Грузоподъемность — до 2,0 тонн. Высота подъема — 30 метров.

Электропривод может представлять собой цепную или канатную таль (болгарского производства). Также в качестве электропривода используют лебедку на базе мотор-редуктора.

Одномачтовые подъемники управляются посредством кнопочных постов, которые должны располагаться на каждом уровне. С помощью блочно-релейной схемы управления с использованием бесконтактных датчиков отслеживается работа устройства. Если возникает внештатная ситуация, световая сигнализация в щите позволяет быстро выявить неисправности.

Типовые конструкции подъемников

Информация о подъемниках

Для решения Ваших задач специалисты компании Подъеммехмаш помогут разработать индивидуальный проект на основе наиболее подходящей базовой модели.

Основным механизмом наших подъемников являются электрические тали Болгарского производства, поскольку они зарекомендовали себя с давних времен как качественные, надежные, долговечные и неприхотливые в эксплуатации механизмы.

Наши подъемники оснащены всеми необходимыми системами безопасности.

Все подъемники можно устанавливать как снаружи, так и внутри зданий.

Каждый, кто используется грузоподъемники, мобильно решает целый ряд проблем. Во-первых, можно произвести установку там, где вам действительно нужно поднимать или опускать грузы. Компактные размеры техники делают актуальным ее использование как внутри помещения, так и снаружи.

Во-вторых, стандартные грузовые подъёмники либо изготовленные для Вас по персональным заказам практичны в эксплуатации, долговечны и имеют доступную цену. На основе базовых моделей шахтных, консольных, двухмачтовых и гидравлических подъемников наша компания изготовит грузовые подъёмники, которые будут для Вас максимально удобны и многофункциональны. При этом мы предлагаем полное сервисное гарантийное и постгарантийное обслуживание грузоподъемников.

И, наконец, установленные грузовые подъёмники не подлежат обязательной регистрации в органах Ростехнадзора РФ в отличие от грузовых лифтов.

Грузовой лифт изготавливается как внутри, так и снаружи здания на основе грузовых подъемников шахтного или консольного типа. Оснащен грузовой лифт платформой или кабиной, которые перемещается строго вертикально по направляющим шахты.

Выпускается лифт грузовой в различных модификациях, бывают магазинные, тротуарные, пассажирские и грузовые лифты общего назначения. Существуют электрические, гидравлические или пневматические приводы. Оснащается лифт грузовой дверями на каждом этаже шахты, кабина также оснащена автоматическими дверями или распашными с блокирующими устройствами.

На предприятиях торговли и промышленности с небольшим грузооборотом использовать обычный лифт для перемещения товаров по этажам нерационально и дорого. Наиболее оптимально использовать подъемники, которые не уступают по мощности, но при этом дешевле стоят и легче монтируются, а так же проще в повседневном обслуживании.

Типовые конструкции наших подъемников:

Оптимальный вариант подъемника для установки с внешней стороны здания.

При установке снаружи здания шахтный подъемник закрывается от внешних воздействий без дополнительных затрат на возведение каркаса для внешнего ограждения.

Снаружи здания предпочтительнее устанавливать именно шахтные подъемники, которые можно закрыть от внешних воздействий без дополнительных затрат на возведения каркаса под внешнее ограждение. Ограждение можно закрепить прямо на шахту грузового подъемника, в верхней части изготавливается каркас для последующего оборудования навесом.

Грузовые подъемники данного типа могут быть оборудованы платформой, загрузка которой может осуществляться с одной или с двух (противоположных) сторон.

Самый доступный. Идеален для подъема малогабаритных грузов.

Стоимость данного вида грузовых подъемников является относительно дешевой по сравнению со стоимостью шахтных и двухмачтовых подъемников с идентичными параметрами. Их установка актуальна при небольших габаритах грузовой платформы и относительно небольшой грузоподъемности.

Консольные подъемники предпочтительнее устанавливать внутри помещений в проемы перекрытия или для подъема груза на верхние уровни мезонинов, а так же в существующие лифтовые шахты при демонтаже старых грузовых лифтов.

Консольный подъемник может быть оборудован платформой, загрузка которой осуществляется с одной, двух и даже трех сторон, за исключением стороны платформы, граничащей с несущей мачтой.

Актуален для подъема крупногабаритных грузов.

Установка двухмачтового подъемника – лучшее решение при больших габаритах грузовой платформы и большой грузоподъемности.

Двухмачтовые подъемники предпочтительнее устанавливать внутри помещений в проемы перекрытия или для подъема груза на верхние уровни мезонинов, а так же в существующие лифтовые шахты, при замене старых лифтов. Их установка актуальна при больших габаритах грузовой платформы и большой грузоподъемности, а также в тех случаях, если по каким либо параметрам не подходит установка консольного одномачтового подъемника.

www.podyemnik.ru © 1995-2016 Москва, проезд Серебрякова 14б, ООО «Подъеммехмаш». Техническая и коммерческая консультация: +7(495)790-71-39, +7(495)926-77-85

О новых требованиях Ростехнадзора к грузовым подъемникам

О новых требованиях Ростехнадзора к грузовым подъемникам.

В настоящее время на рынке представлено большое количество стационарных грузовых подъемников разных конструктивных исполнений от различных производителей. Среди такого разнообразия вариантов потребитель рискует приобрести подъемник, который не имеет необходимых нормативных документов и не соответствует современным требованиям, предъявляемых ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ. Попробуем разобраться, какие нормативные документы должен иметь законопослушный владелец подъемника.

Ответственность производителя грузового подъемника

В соответствии со ст. 7 Федерального закона № 116 от 21.07.97 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и Постановлением Правительства РФ № 1540 от 25.12.98 г. «О применении технических устройств на опасных производственных объектах» на стационарные подъемные сооружения всех типов и конструкций должны быть оформлены разрешения на применение. Порядок выдачи Разрешения на применение изложен в Административном регламенте, утвержденным Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 112 от 29.02.2008 года.
Для получения Разрешения на применение предприятие-изготовитель грузовых подъемников должен предоставить: Заключение экспертизы промышленной безопасности, утвержденное Ростехнадзором, программу и методику испытаний, согласованные с Ростехнадзором, акт и протокол приемочных испытаний с обязательным присутствием в комиссии представителя Ростехнадзора, паспорт и инструкцию по эксплуатации, технические условия.

Требования к документации на грузовой подъемник

Грузовые канатные стационарные подъемники должны соответствовать действующим Правилам устройства и безопасной эксплуатации строительных подъемников ПБ 10-518-02. Комплект сопроводительной документации должен включать:
- паспорт по форме ПБ 10-518-02;
- инструкцию по эксплуатации;
- разрешение на применение (см. выше);
- сертификат соответствия.
Однако некоторые производители пытаются убедить своих клиентов, что достаточно одного сертификата соответствия и строительных лицензий на монтаж грузоподъемных устройств. Это не соответствует действительности.

Согласно действующему законодательству эксплуатация грузовых подъемников без Разрешения на применение категорически запрещена. Сертификат соответствия и строительные лицензии не могут служить разрешительными документами, а лишь дополняют его.

Ответственность владельца грузового подъемника

Грузовые подъемники не подлежат регистрации в органах Ростехнадзора, но для ввода в эксплуатацию подъемник должен пройти Полное техническое освидетельствование с привлечением независимой экспертной организации, аккредитованной Ростехнадзором. Полное техническое освидетельствование проводится на основании документов, предоставляемых владельцем (паспорт на подъемник, разрешение на применение, сертификат соответствия). По результатам освидетельствования составляется Акт и делается запись в паспорте подъемника о том, что подъемник допущен к безопасной эксплуатации. Полное техническое освидетельствование проводится с периодичностью 1 год.

Таким образом, приобретая грузовой лифт без Разрешения на применение и эксплуатируя подъемник, не прошедший полного технического освидетельствования, будущий владелец должен помнить о том, что рано или поздно на незаконную установку и эксплуатацию подъемника будет наложен запрет. В этом случае владелец подъемника как должностное лицо понесет
административное наказание в виде штрафа за преднамеренное приобретение и ввод в эксплуатацию технического устройства без Разрешения на применение.
В случае возникновении аварийной ситуации с травматизмом персонала - УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ за незаконное использование технического устройства без Разрешения на применение, повлекшее за собой тяжкие последствия.

ЗАО «СтройМонтажИндустрия» (ЗАО «СМИнд»), являясь одним из лидеров на рынке поставщиков грузоподъемного оборудования, постоянно повышает технический уровень выпускаемой продукции, заботясь в первую очередь о надежности и безопасности оборудования и его компонентов. Достижением компании стала возможность с 2005 года производить подъемники с Разрешением на применение № РРС 00-18570 от 09.11.2005 г. Лидирующее положение компании закреплено в 2009 году получением очередного Разрешения на применение № РРС-ТУ-01-1.-000286 от 06.08.2009 г. сроком на 5 лет.

В 2014 году компанией "СтройМонтажИндустрия" получены Сертификаты соответствия Таможенного союза на выпускаемую продукцию.

Грузовые подъемники

Грузовые подъемники - 7идей

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПОДЪЕМНИКОВ


Схемы установки подъемников. Подъемники устанавливают сна­ружи и внутри здания или сооружения, на расстоянии от стены и оконного проема, указанном в инструкции по эксплуатации подъ­емника. Место установки зависит от конфигурации и конструкции здания (объекта), технологии и темпа строительства, вида матери­алов и расположения путей доставки их к подъемнику.

Опорные площадки под грузопассажирские подъемники долж­ны иметь твердое ровное покрытие из железобетонных плит (или монолитное), размеры которых указываются в инструкции по экс­плуатации. Плиты укладывают на твердый (утрамбованный) грунт, очищенный от строительного мусора, снега, льда. Недопустимо устанавливать подъемники на свежеотсыпанном грунте (над засы­панными пазухами, траншеями), который может просесть под нагрузкой. Грузовые мачтовые подъемники высотой до 27 м допу­скается устанавливать на утрамбованный грунт или на деревянный настил. Шахтные подъемники монтируют на бетонном основании, проект которого разрабатывается вместе с проектом сооружения, на котором устанавливается подъемник .При высоких темпах строительства на каждой секции здания во время отделочных работ размещают по одному грузовому мачтовому подъемнику. При высоте более семи этажей, помимо грузовых устанавливают еще и грузопассажирские подъемники, количество которых зависит от числа работающих на стройке рабочих. Мачтовые подъемники с не поворотными и не выдвижными платформами располагают либо длинной стороной платформы вдоль стены (рис. 48), либо перпендикулярно стене. Во втором случае без крепления к зданию (как свободностоящий) на высоту, допускаемую инструкцией по эксплуатации. Грузовые и грузопас­сажирские мачтовые подъемники устанавливают вдоль здания так, чтобы в зависимости от условий эксплуатации грузонесущий орган мог располагаться справа или слева относительно мачты (если конструкция подъемника допускает это), т. е. с правой или левой установкой. При необходимости подачи на крышу консольный участок мачты (возвышающийся над наиболее высокой настенной опорой) должен иметь длину не более 6 м для подъемников грузо­подъемностью 500 кг и более и не более 3. 4 м для подъемников меньшей грузоподъемности.

Для жесткости консольных участков мачты устанавливают либо жесткие раскосы, либо гибкие растяжки из стального каната. Эти элементы крепят одним концом к мачте подъемника, другим — к зданию Для выгрузки материала на крышу применяют площадки с высоким ограждением. Из кабин грузопассажирских подъемников

Зремб—Гнезно-1000 и ДМВ-1003/100 грузы и пассажиры выгружа­ются на инвентарные переходные площадки, спроектированные специализированной организацией и рассчитанные на нагрузку, равную грузоподъемности подъемника. С двух сторон площадки имеются ограждения высотой 1. 1,2 м, которые должны выдержи­вать сосредоточенную нагрузку 800 Н. Площадки снабжены шахт­ными дверями или дверями, которые может открыть только машинист из кабины подъемника после того, как кабина прибудет на заданный уровень. Погрузка и выгрузка материалов грузовыми и грузопассажир­скими подъемниками, кабины которых оборудованы трапами, на этажи осуществляется через оконные проемы, балконы и лоджии. В зависимости от этого применяют различные конструкции настен­ных опор для крепления мачты. Конструкция и места установки настенных опор должны быть согласованы со строительной или проектной организацией, разработавшей техническую документа­цию на здание. Настенные опоры чаще всего выполняют в виде Г- или Т-об­ разных кронштейнов с боковыми подкосами. Если на здании нельзя установить типовые настенные опоры, разрабатывают индивидуальный проект крепления мачты. Шахтные подъемники при строительстве труб крепят растяжка­ ми в соответствии с проектом их установки. При установке снаружи


зданий (например, бетоноподъемник БП-0,5) шахтные подъемники крепят, как мачтовые.

Организация рабочего места машиниста. Пульт управления подъ­емником (рис. 49) размещают таким образом, чтобы обеспечить обзор погрузочно-разгрузочных работ, выполняемых на земле и на различных этажах, расположение груза на платформе, клети во время перемещения груза, кроме того, учитывают психофизиологические особенности человеческого организма, чтобы добиться наи­ меньшей утомляемости машиниста.

Пульт управления или кабину машиниста грузового подъемни­ка, расположенную на земле, целесообразно устанавливать со сто­ роны платформы (выдвижной рамы, монорельса) таким образом, чтобы машинист видел подъемник под углом 45° (в плане) к зданию. Расстояние от кабины (пульта) до подъемника должно быть при­ мерно равным 2/3 максимальной высоты подъема. Пульт распола­гают над уровнем земли так, чтобы расстояние от него до глаз машиниста было не менее 2 м.

Режим работы. Режим работы подъемников складывается из календарного времени на выполнение основной работы и переры­вов по различным причинам. Время, затрачиваемое на выполнение технологического процесса и неизбежные технологические переры­вы (установка сменных грузозахватных приспособлений и др.), перерывы для сдачи-приема смены и выполнение технического обслуживания, называется рабочим временем. Минимальные пере­рывы по организационным причинам допускаются условно 0,5 ч на смену.

Режим работы бывает сменный, суточный, годовой.

Сменный режим работы зависит от типа машины и ее грузоподъемности и предусматривает распределение сменного вре­мени на отдельные отрезки, в течение которых машина выполняет основные операции и имеет перерывы в работе. Сменный режим для подъемников, работающих на строительстве определенных ти­пов зданий, уточняют в зависимости от конкретных условий. Так, при работе в одну смену из сменного режима исключают время на передачу подъемника одним машинистом другому после окончания смены. При ограниченном периоде строительства (например, летом) уменьшают время на простои по организационным причинам и метеоусловиям.

Суточный режим определяет количество смен работы подъемника в течение суток и, в первую очередь, зависит от принятой организации работ на строительной площадке. Годовой режим работы определяется для конкретных условий эксплуатации с учетом района строительства, мощности и расположения ремонтной базы и объектов, а также эксплуатацион­ных особенностей машин. При расчете годового режима учитывают только те перерывы, которые занимают целиком смену или сутки, праздничные и выходные дни, перерывы, связанные с демонтажом, перевозкой и монтажом на новом месте, простои из-за неблагоп­риятных метеоусловий, время на техническое обслуживание и ре­монт, непредвиденные простои по организационным причинам.

Производительность. Различают техническую и эксплуатацион­ную производительность подъемников.

Техническая производительность — это количество тонн груза, поднятого за определенный промежуток времени (час, смену). Техническая производительность определяется с учетом всех эле­ ментов цикла (погрузки, разгрузки, вертикального и горизонталь­ного перемещения грузонесущего органа) работы подъемника, которые обеспечивают выполнение работы в минимальное возмож­ное время.

Эксплуатационная производительность определяется с учетом дополнительных потерь времени на мелкий ремонт, тех­ническое обслуживание, отдых машиниста и рабочих, а также простои из-за метеоусловий, смены грузозахватных приспособле­ний, переадресовки грузов с этажа на этаж.

Организация труда. Машинист вместе с такелажниками состав­ ляет звено, обслуживающее подъемник. Состав звена и квалифика­ция его членов устанавливаются Едиными нормами и расценками на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (ЕНиР). Звено может входить в бригаду или подчиняться непосред­ственно производителю работ, мастеру.

В ЕНиР определяются также состав работ подъемника, норма времени и расценка на один подъем (цикл). При этом цикл состоит из следующих операций: загрузка грузонесущего органа; подача сигнала о готовности к подъему; подъем груза; разгрузка грузоне­сущего органа; погрузка порожней тары; возвращение тары и раз­ грузка ее с перемещением на расстояние до 3 м.

При обслуживании нескольких подъемников одним машини­стом снижаются эксплуатационные затраты, уплотняется рабочий день машиниста и повышается производительность труда.

Снижению ручного труда при работе подъемников способствуют использование контейнеров и пакетирование материалов на складах и заводах (домостроительных комбинатах). Например при исполь­зовании подъемника ТП-17А, который оборудован механизмом для

вертикального перемещения груза до 2 м и обеспечивающий опу­скание его на междуэтажное перекрытие, можно производить до­ ставку грузов на этажи «с колес», т. е. выполнять механизированную разгрузку автомобилей-самосвалов, загруженных контейнерами или пакетированными грузами, и подачу их на высоту с последующим горизонтальным перемещением внутрь здания и опусканием на междуэтажное перекрытие. При этом за счет контейнеризации и пакетирования грузов отпадает необходимость в ручном труде при загрузке грузонесущего органа в крайнем нижнем положении и разгрузки его на этажах, исключается необходимость в автокране для разгрузки автомобилей-самосвалов. За счет сокращения време­ни на проведение погрузочно-разгрузочных операций в итоге уве­личивается производительность подъемника. В случае необхо­димости при помощи механизма вертикального перемещения мож­но осуществлять промежуточное складирование указанных грузов на площадке рядом с подъемником после разгрузки автомобиля. Эти грузы по мере необходимости в дальнейшем могут быть подняты подъемником и поданы на этажи. При использовании контейнеров на колесах облегчается транспортирование груза по этажу (внутри- этажный транспорт), а также обеспечивается сохранность материа­лов.

Характеристика транспортируемых грузов. При загрузке подъем­ника учитывают, что масса съемных грузозахватных приспособле­ний и тары включается в грузоподъемность машины.

С помощью подъемников транспортируют строительные мате­ риалы, штучные грузы, механизированный инструмент, санитарно- техническое оборудованной др. (табл. 33, 34).

По габаритным размерам все транспортируемые с помощью подъемников грузы разделяют на четыре основные группы: 1 — транспортабельные (80. 90 % всех грузов); 2 — сыпу­ чие и растворы; 3—крупногабаритные; 4 — длинномерные. Транспортабельными считаются штучные грузы: рулоны рубероида и обоев, бидоны, банки с красками и т. д. К сыпучим относят песок, гравий, керамзит; к крупногабаритным — гипсокартонные листы, фанера, шкафы, ванны; к длинномер­ ным — доски для покрытия полов, лаги, плинтуса, трубы.

Вместимость тары (ящиков) для транспортирования сыпучих и жидких грузов (керамзита, песка, штукатурного раствора, бетонной смеси) должна соответствовать грузоподъемности подъемника (с учетом подъема материала, обладающего наибольшей плотностью и массой тары).

Для транспортирования штучных грузов применяют стоечные и ящичные поддоны типа ПС и ПЯ. Комплекты некоторых грузов (например, отделочных материалов на комнату или квартиру: обои, клей, краски) транспортируют в контейнерах грузоподъемностью 250. 500 кг (ящик с крышкой, закрываемой на замок). Многие штучные материалы транспортируют на платформе или в подвесных клетях в той таре, в которой они поступили с завода-изготовителя, например краску, олифу — во флягах, замазку, шпаклевку — в мешках.

Максимально возможное количество людей, которое можно перевозить в кабине грузопассажирского подъемника, определяется как частное от деления номинальной грузоподъемности на расчет­ ную массу одного человека (80 кг). При этом остаток от деления не учитывают.

НОРМАТИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО УСТРОЙСТВУ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДЪЕМНИКОВ

Нормативные материалы. Основные указания по изготовлению, устройству и эксплуатации подъемников изложены в Правилах устройства и безопасной эксплуатации лифтов Росгортехнадзора РФ 1992, а также указанными выше «Правилами» 1971 г. раздел 10. Правила регламентируют проведение профилактических осмотров, ремонтов, технических освидетельствование; устанавливают ответственность лиц за безопасную эксплуатацию машин; предусматри­вают порядок обучения и проверки знаний персонала, обслуживающего подъемник.

Ответственность за состояние и безопасность работы подъем­ников возлагается приказом на лицо технической администрации предприятия, которому принадлежат машины, а когда надзор осу­ществляет специализированная организация (например при экс­плуатации грузопассажирских подъемников) —на лицо технической администрации этой организации.

Электрическое оборудование подъемников должно, кроме это­ го, отвечать требованиям Правил устройства электроустановок, а эксплуатироваться в соответствии с Правилами техники безопас­ности при эксплуатации электроустановок потребителей. При экс­плуатации подъемников учитывают также требования ГОСТ 25646—95 и СНиПШ-4—80).

Технические требования к конструкции мачтовых подъемников, вопросы комплектности машин, поставляемых потребителю, требования безопасности, которым должны отвечать эти подъемники, правила приемки готовых машин на заводе-изготовителе и методы их испытаний, вопросы маркировки, транспортирования и хране­ния грузовых мачтовых подъемников, а также гарантии завода-изготовителя регламентированы ГОСТ 29168—91 «Подъемники мачтовые грузовые строительные. Технические условия». В соответст­вии с этим стандартом подъемники могут выпускаться с канатным или реечным механизмом подъема и грузонесущим органом, обес­печивающим или не обеспечивающим подачу груза внутрь проема здания. Стандартом установлен ряд грузоподъемностей подъемни­ков, кг: 160, 250, 320, 400, 500, 630 и ряд высот подъема, м: 9, 17, 38, 50, 75, 100. Номинальная скорость изготовляемых подъемников должна быть в пределах 0,25. 1,0 м/с.

Техническая документация. Подъемники должны быть снабжены эксплуатационной технической документацией: формуляром (гру­зовые подъемники) или паспортом (грузопассажирские), техниче­ским описанием, инструкцией по эксплуатации, каталогом запасных деталей и приспособлений, документацией по ремонту, журналом приема и сдачи смен, производственной инструкцией.

В формуляре указывают дату выпуска подъемника, его назначение, номер стандарта или технических условий, основные технические данные и характеристики подъемника, дату приемки, заводской номер, дату консервации машины на заводе, сведения по техническому обслуживанию, а также данные об авариях, ремонтах, заменах отдельных частей и изменениях в конструкции подъемника в процессе эксплуатации.

В паспорте указывают те же сведения, что и в формуляре, а также данные о конструкции подъемника и приборах безопасности.

Техническое описание и инструкция по эксплуатации содержат сведения о назначении и техниче­ских данных подъемника, его устройстве и работе. В инструкции по эксплуатации указаны правила техники безопасности, порядок установки, подготовки к работе, проверки технического состояния и правила работы на подъемнике; даны перечень характерных неисправностей и методы их устранения, мероприятия по техниче­скому обслуживанию и уходу за канатами, рекомендации по смазыванию, хранению, консервации й транспортированию подъемника, схемы запасовки грузового и монтажного канатов.

Журнал (в основном для грузопассажирских подъемников) заводит организация — владелец машины. В журнале отражают все сведения, связанные с эксплуатацией и ремонтом машины: перечень лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию ма­шины, сведения о монтаже, демонтаже и ремонтных работах, учет работы и простоев машины, данные о заземлении. Раздел «Замеча­ния о техническом состоянии машины» заполняют лица, контро­лирующие работу подъемника. Журнал хранится у машиниста, а при капитальном ремонте вместе с паспортом его передают в ремонтную организацию.

Журнал приема и сдачи с м е н (вахтенный) также хранится у машиниста. В начале смены машинист должен ознакомиться с записями предыдущей смены, а по окончании работы записать замечания о неисправностях и расписаться.

Производственную инструкцию выдает администрация организации — владельца машины. В инструкции при­ водят основные положения техники безопасности при эксплуатации и обслуживании машины. Ее вывешивают в кабине грузопассажир­ского подъемника или на рабочем месте машиниста грузового подъемника. Здесь же располагают основные правила техники безопасности, графики и схемы строповки или правила укладки грузов, которые необходимо транспортировать в условиях данной строительной площадки, а также перечень грузов с указанием массы. Для грузопассажирских подъемников указывают грузоподъ­емность или количество пассажиров, которых может поднять подъ­емник.

ОБЯЗАННОСТИ ЛИЦ, ОБСЛУЖИВАЮЩИХ ПОДЪЕМНИКИ

Машинисты подъемников должны быть обучены по соответст­вующей программе и аттестованы квалификационной комиссией, организуемой руководством строительства, предприятия или учеб­ного заведения. Рабочие, управляющие грузовыми подъемниками, должны иметь удостоверение машиниста 3-го разряда, а грузопас­сажирскими— 5-го разряда. Машинисты грузовых и грузопасса­жирских подъемников должны иметь также 2-ю группу по электробезопасности.

К управлению подъемниками допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование. Допуск к работе машинистов подъемников, а также электромонтеров и лиц, выпол­няющих обязанности такелажника, оформляется приказом по ор­ганизации, эксплуатирующей машину.

Некоторые типы подъемников (например, грузовые, управляе­мые с наземного пульта) должны обслуживать еще двое рабочих. Они находятся внизу на загрузке порожнего грузонесущего органа или вверху, на месте его разгрузки на этаже. Оба рабочих должны быть специально обучены. Их назначают на эту работу приказом по организации.

В обязанности рабочих входят работы по загрузке и разгрузке грузонесущего органа, погрузка порожней тары на грузонесущий

орган, перемещение порожней тары на земле на расстояние 3 м, подача сигнала о готовности к вертикальному перемещению грузо- несущего органа, управление механизмом горизонтального переме­щения грузонесущего органа и механизмом опускания груза на междуэтажное перекрытие (или ручной привод этих механизмов). На шахтных подъемниках, предназначенных для строительства труб, сигналы машинисту подает стволовой.

Повторную проверку знаний машинистов и рабочих, обслужи­вающих подъемник, проводит квалификационная комиссия, назна­ченная приказом по организации: периодически не реже одного раза в год; при переводе машинистов из одной организации в другую; по требованию лица, ответственного за надзор, или инс­пектора Росгортехнадзора.

При аттестации машинистов (проводников) грузопассажирских подъемников в квалификационную комиссию должен входить пред­ ставитель Росгортехнадзора.

Машинисты подъемников должны знать инструкцию по экс­плуатации, конструкцию, грузоподъемность и назначение всех ме­ханических деталей и электрооборудования подъемника и обладать навыками управления подъемником и обслуживания его.

Обязанности машинистов подъемников по своему характеру и времени выполнения разделяются на обязанности перед началом, во время и по окончании работы.

Перед началом работы ежедневно машинист про­сматривает журнал сдачи и приемки подъемника, получает инст­рукцию мастера или прораба, надевает защитную каску и специальную одежду, проверяет подъемник на холостом ходу и устраняет неисправности. Если машинист не может сам устранить неисправности, он вызывает слесаря или электромонтера (в зави­симости от характера неисправности) или докладывает об этом лицу, которому подчинен. При этом машинист записывает неисправности в журнал.

Машинист подчиняется следующим лицам: ответственному за содержание подъемника в исправном состоянии (механику), ответ­ственному за безопасное производство работ по перемещению груза (начальнику участка, прорабу, мастеру), инженеру по надзору за подъемниками в части, касающейся содержания подъемника в исправном состоянии и соблюдению правил эксплуатации (инспек­тору Росгортехнадзора).

Машинист не имеет права пускать подъемник в работу, если не работают или ненадежно работают приборы безопасности: замки и контакты дверей грузопассажирской кабины, ловитель или огра­ничитель скорости, концевые выключатели, а также неисправны или не отрегулированы тормоза механизмов подъема груза или канаты механизма горизонтального перемещения грузонесущего органа. Запрещается работа подъемника также в следующих случаях: когда канаты изношены более допустимого предела или имеют какие-либо дефекты; не защищены приборы управления и другие электрические аппараты (рубильники, предохранители, магнитные пускатели, пульты управления); грузонесущий орган движется про­извольно или в направлении, не соответствующем нажатой кнопке; неисправны сигнализация, внутреннее или наружное освещение; есть опасные дефекты (износ, поломка, стук, вибрация) у механиз­мов подъема или горизонтального перемещения груза; не комплект­ны или слабо укреплены противовесы или балласт (на самоходном подъемнике); неисправны блоки и предохранительные приспособ­ления, в результате чего соскакивают канаты; сильно нагревается и искрит электродвигатель; не закрыты или не ограждены устройства для передач от электродвигателя к механизмам подъемника; не заземлены корпуса электродвигателя и пусковых аппаратов; пробита изоляция; ограждения и настил или ковш не очищены от мусора, грязи и остатков раствора, а зимой —от снега и наледи; ослаблены крепления настенных опор или нарушена прочность этих крепле­ний; загрязнены направляющие устройства для горизонтального перемещения груза; ненадежно закреплен механизм подъема на раме; неисправны этажные приемные бункера или откидные течки шахтного бетоноподъемника; отсутствует или неисправно внутрен­ нее или наружное освещение; не ограждена опасная зона и не вывешены предупреждающие плакаты; продольный уклон рельсо­вого пути самоходного подъемника или возвышение одного рельса над другим (поперечный уклон) превышают величины, указанные в паспорте подъемника.

1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image001.gif" />К работе машинист приступает после устранения обнаруженных дефектов, о чем должна быть сделана запись в журнале. Пробные включения механизмов подъема после ремонта машинист делает с разрешения и в присутствии лица, ответственного за ремонт. При этом предупреждают всех работающих на подъемнике о том, чтобы они находились в безопасном месте.

До начала работы машинист приводит в порядок свое рабочее место, протирает стекло кабины, убирает посторонние предметы, осматривает тару. Применяемая тара должна соответствовать рекомендованной инструкции по эксплуатации; инструмент, об­тирочные материалы, канаты, проволоку необходимо хранить в ящиках. Машинист знакомится с планом предстоящей работы и совместно с бригадиром устанавливает наилучший и безопасный порядок выполнения ее. При работе в несколько смен машинист, принимающий смену, осматривает подъемник с машинистом, сда­ющим смену.

Во время работы при управлении подъемником маши­ нист соблюдает правила технической эксплуатации подъемника и правила техники безопасности. Поднимать и опускать грузонесу- щий орган грузового подъемника можно только по сигналам рабо­ тах, обслуживающих подъемник. Во время работы запрещается ремонтировать, смазывать или чистить подъемник или электриче­ские аппараты, отлучаться с подъемника, не предупредив работаю­щих вместе с машинистом лиц. Даже при краткосрочной отлучке машинист обязан опустить грузонесущий орган в нижнее положе­ ние, выключить электродвигатель, запереть кабину (пульт управле­ния) на замок. На подъемниках ТП-16, ПГМ-7613, ПГМ-7623, ПГМ-7633, ТП-14, ТП-17, ТП-17А необходимо также вынуть ключ из кнопочного пульта управления, а пульт запереть в шкаф. На время отсутствия машиниста нельзя передавать управление подъ­емником стажеру.

Машинист должен поднимать груз плавно, без рывков; следить за правильной навивкой каната на барабан. На гладком барабане плотно укладывают от трех до пяти витков; в процессе работы подъемника не допускают ослабления грузового каната, что может привести к образованию петель, соскакиванию каната с барабана и ложному срабатыванию ловителей. На барабане всегда должно оставаться не менее 1,5 витка каната при нахождении грузонесущего органа в крайнем нижнем положении, не считая витков, находя­ щихся под зажимным устройством. На подъемниках с бесканатным механизмом подъема машинист контролирует визуально (на грузо­вых) или на слух (для грузопассажирских подъемников) нормальную работу реечного зацепления, останавливая немедленно грузонесу­щий орган в случае заклинивания или заедания ведущей шестерни.

Машинист обязан немедленно прекратить работу, если лицам, находящимся в зоне работы подъемника, угрожает опасность. Для экстренной остановки подъемников ТП-16, ПГМ, ТП-14, ТП-17 и др. он пользуется кнопкой «Стоп аварийный». Нажимая на эту кнопку, останавливают подъемник также при отказе электрообору­дования, например системы управления, «залипании» контактов пускателей, кнопок управления, в результате чего возможна авария.

Команду «Стоп» машинист обязан выполнить во всех случаях, даже если эта команда дана посторонним лицом.

Машинист прекращает работу и сообщает об этом администра­ции при приближении грозы; скорости ветра 12,4 м/с (6 баллов) и более; при недостаточном освещении места работы; сильном сне­гопаде или тумане, когда плохо виден поднимаемый груз.

Во время работы подъемника все движущиеся части привода должны быть закрыты кожухом, настил платформы должен нахо­диться в горизонтальном положении. При перегорании предохра­нителей, резком падении напряжения в сети ниже 15 % от номинального и других неисправностях в электрооборудовании машинист выключает все рубильники и сообщает об этом дежур­ному электромонтеру.

Машинист перед пуском или подъемом грузонесущего органа убеждается в том, что он полностью вышел из оконного проема. Запрещается оставлять грузонесущий орган в подвешенном состо­янии во время перерыва в работе, находиться под ним, входить в шахту шахтного подъемника и находиться под клетью. При необ­ ходимости грузонесущий орган опускают на опору и стопорят.

Запрещается поднимать груз, масса которого превышает номи­нальную грузоподъемность, или неизвестна, а также примерзший или защемленный груз; работать без обслуживающих рабочих, поднимать грузы без тары или грузозахватных приспособлений, если существует опасность падения этого материала во время подъема; совмещать работу любых механизмов подъемника. Маши­ нист не должен допускать перемещения грузонесущего органа, выдвижного монорельса в крайние-положения, при которых сраба­ тывают конечные выключатели, за исключением случаев, предус­мотренных инструкцией по эксплуатации, поднимать грузы на платформе, на которой нет бортов.

Нельзя поднимать людей на платформе грузового подъемника. Запрещается загружать кабину грузопассажирского подъемника огне- и взрывоопасными грузами и ядовитыми жидкостями в стеклянной таре без специальной упаковки. Не разрешается пере­ возить в кабине грузопассажирского подъемника одновременно груз и пассажиров.

Если в результате работы подъемника на стройке произошла авария или несчастный случай, машинист обязан остановить подъ­емник и не производить никаких работ до прихода администрации, в ведении которой находится подъемник.

1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image002.gif" />
После окончания работы машинист опускает в крайнее нижнее положение грузонесущий орган, выключает глав­ный рубильник, питающий подъемник, закрывает его на замок и сдает ключ дежурному слесарю или механику. Грузонесущий орган (платформа, кабина, клеть), а также направляющие механизма горизонтального перемещения груза очищают от грязи, мусора. Передвижной подъемник по окончании работы ставят на место, предназначенное для стоянки, и закрепляют против угона от ветра рельсовыми захватами. Машинист осматривает подъемник, в осо­бенности механизм подъема, тормоза, канаты, ловители; проверяет крепежные детали; подтягивает болты, гайки. Периодически конт­ролирует крепление настенных опор к мачте (шахте) и к зданию.

О неисправностях в работе подъемника, электрооборудования машинист делает запись в журнале сдачи и приемки, предупредив об этом производителя работ или механика.

Подъемниками называют грузоподъемные машины, транспорти­рующие грузы по вертикальному либо близкому к вертикальному на­правлению. В зависимости от назначения подъемника грузонесущими устройствами являются клети, ковши или площадки. Подъемники применяют на промышленных предприятиях, в жилых многоэтажных домах и на строительных площадках. Наиболее распространены клетьевые шахтные подъемники (лифты).

Лифты. Шахтные подъемники (рис. 97, 98) применяют для вертикального перемещения (подъема и спуска) грузов и людей (грузовые и пассажирские лифты). Их устройство, эксплуатация и нормы расче­ та регламентируются правилами Росгортехнадзора.

Основными частями лифта (рис. 97) являются кабина 4, направляю­щее устройство 5 для кабины, шахта 6, противовес /, канат 2 для под­вешивания кабины и механизм подъема 3. В зависимости от высоты подъема и скорости движения лифты делят на тихоходные, быстро­ходные и высокоскоростные. Скорость движения кабины лифтов 0,15. 1 м/с, в высотных зданиях до 3,5 м/с. Грузоподъемность лифтов колеблется в значительных пределах: для пассажирских лифтов 140. 700 кг (от 2 до 10 человек), для грузовых лифтов 0,25. 10 т.

Обычно кабина лифта размещается в шахте, ограниченной со всех сторон сплошными несгораемыми стенками, в случае расположения лифта в лестничной клетке шахта ограничивается металлической сет­кой. Площадь пола кабины пассажирского лифта принимается из рас­чета 0,3. 0,5 м 2 на одного человека. Сила тяжести кабины зависит от площади пола Аа. При грузоподъемности лифта 5 т сила тяжести ка­бины (кН) G „ лг'З + Ац, где Аа — площадь пола кабины, м 2.

В качестве механизма подъема в лифтах применяют лебедки бара­банного типа или лебедки с канатоведущими шкивами (рис. 99). В случае применения лебедки барабанного типа (рис. 99, я) канат, присоединяемый через блок к кабине, навивается на барабан и осу­ществляется подъем кабины. При большой высоте подъема барабан лебедки может достигать больших размеров, ограничивающих применение привода этого типа.

Более совершенным типом привода лифта является лебедка g ка­натоведущим шкивом (рис. 99, б), передающим тяговое усилие от дви­гателя канату трением. Канатоведущий шкив рассчитывают на проч­ность из условия передачи канату канатоведущим шкивом двойной статической нагрузки. На привод от канатоведущего шкива не влияет высота подъема лифта, что способствует их широкому применению.

Лифты могут быть о верхним и нижним расположением привода.' Лифты с верхним расположением привода (см. рис. 97) более компакт­

ные, особенно лифты с канато­ведущим шкивом, но в жилых домах в целях уменьшения шу­ма иногда применяют нижнее рас­положение привода (см. рис. 98). В этом случае кабина '6 лифта движется по направляющим 5 шахты 4. Кабина и противовес 3

соединены канатом 2, который приводится в движение лебедкой 1. Лебедку размещают в подвальном помещении. Лебедки как барабан­ного типа, так и с

канатоведущим шкивом оборудованы тормозом, который автоматически замыкается при выключении тока. Для созда­ния бесшумности и безопасности работы в механизмах подъема при­меняют червячные редукторы.

1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image007.gif" />Для снижения нагрузки на двигатель кабину уравновешивают про­тивовесом. В зависимости от режима работы лифта сила тяжести про­тивовеса

где 0„ — сила тяжести кабины; Gr — наибольшая сила тяжести под­нимаемого груза; а — 0,4. 0,5 — коэффициент уравновешенности.

1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image008.gif" />Мощность двигателя механизма подъема при установившемся дви­жении, кВт:

где v — скорость кабины, м/с; т| — общий КПД.

Стальные канаты для подвешивания кабины рассчитывают по наи­большему допускаемому напряжению с обязательным учетом массы кабины, массы канатов от точки сбегания с барабана или шкива до кабины и максимальной грузоподъемности лифта. Коэффициент запаса прочности для каната принимают 8. 15 в зависимости от скорости движения кабины, а также назначения лифта. Для уменьшения диа­метра блоков и канатов в лифтах применяют подвески из двух, четырех или шести канатов.

Для предотвращения самопроизвольного падения кабины все лиф­ты снабжены специальными механизмами — ловителями для немед­ленной остановки кабины в случае обрыва каната или при скорости движения кабины на 15% выше заданной. В последнем случае лови­тель приводится в действие ограничителем скорости.

Для тихоходных лифтов применяют ловители резкого торможения, а для быстроходных — ловители скользящего типа, которые останав­ливают кабину не мгновенно, а на некотором участке пути. Наиболее простым и распространенным типом ловителя является клиновой (рис. 100). Клин ловителя 4 соединен рычагом 1 с натянутым грузовым канатом 2. При обрыве каната 2 клин под действием пружины 3 входит в зазор между колодкой 6 и направляющей 5. При этом башмаки 7 прижимаются к направляющей лифта 5 и останавливают кабину, со­ единенную с башмаками. Схема привода ловителя при двухканатной подвеске кабины приведена на рис. 101, а. При обрыве одного каната (рис. 101, б) траверса подвески 2 повернется и, воздействуя на рычаги 3, приведет в действие ловители 4.

Для ограничения скорости кабины применяют ограничители цент­робежного типа (рис. 101-, в). Они состоят из центробежного регулято­ ра 1, зажимного устройства 2 и бесконечного каната 3, соединенного с ловителями кабины лифта 4. При увеличении скорости движения лиф­ та и каната 3 выше Допустимой грузы центробежного регулятора /,

приводимого в движение бесконечным канатом 3, расходятся и приво­дят в действие зажимное устройство 2. Последнее останавливает дви­жение бесконечного каната. Остановившийся канат при движущейся кабине лифта заставляет сработать механизм ловителя.

Скиповые и строительные подъемники. Для подъема однород. ного сыпучего материала под большим углом наклона к горизонту или по вертикали применяют скиповые подъемники. Скиповый подъемник

(рис. 102) состоит из вертикальной или наклонной шахты 8 с направ­ляющими/, загрузочным устройством 6 и приямком 5. В стальной раме 4 шарнирно укреплен ковш 2, который при движении роликами 3 опирается на направляющую 1. Стальным канатом 9 механизм подъе­ма 10 поднимает ковш 2. За счет конфигурации направляющей 1 подня­тый наверх ковш опрокидывается и автоматически разгружается. В ка­честве подъемного механизма применяют лебедки барабанного типа g машинным приводом. Скорость движения ковша скипового подъемни­ка выбирают в пределах 0,5 2,0 м/с. Вместимость ковша 0,5. 10 м 3 .

Строительные подъемники (рис. 103) применяют на строительных площадках для подъема различных материалов на верх сооружаемого здания. Несущая конструкция подъемника имеет незащищенные на­правляющие 1 для площадки 2, которая с помощью лебедки 3 передви­гается канатом 4. Грузоподъемность таких подъемников 0,5. 1,5 т при скорости движения площадки 1,0. 1,5 м/с.