Руководства, Инструкции, Бланки

ходатайство о приеме на работу иностранного гражданина образец img-1

ходатайство о приеме на работу иностранного гражданина образец

Рейтинг: 4.3/5.0 (1819 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Правила приема на работу иностранных граждан 2016

Правила приема на работу иностранных граждан 2016

В данной статье рассмотрены вопросы, касающиеся правового положения иностранных работников, а также правила приема на работу иностранных граждан в 2016 году. Также обсудим, будут ли изменены правила приема на работу иностранцев в 2016 году, каков порядок приема на работу визовых и безвизовых иностранцев, какой существует порядок постановки иностранных работников на миграционный учет.

Из этой статьи вы узнаете:

  • каков порядок постановки иностранных работников на миграционный учет
  • будут ли изменены правила приема на работу иностранцев в 2016 году;
  • порядок приема на работу визовых и безвизовых иностранцев.
Правила приема на работу иностранных граждан 2016

В конце 2014 года вступила в силу глава 50.1 Трудового кодекса «Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства». Тем самым трудовым законодательством были установлены особенности трудовых отношений с иностранцами.

Правила приема на работу иностранцев были значительно изменены в начале 2015 года. Основное нововведение заключалось в том, что безвизовым иностранцам для легального трудоустройства на территории России необходимо оформить патент. Этот документ заменил разрешение на работу для безвизовых иностранных граждан.

Кроме того, с 1 января 2015 года не устанавливаются квоты для безвизовых работников на выдачу разрешительных документов.

Также была отменена обязанность по уведомлению службы занятости и налоговых органов о приеме на работу иностранцев. По действующим правилам, работодатель должен уведомить только территориальный орган ФМС России о заключении (расторжении) трудового или гражданско-правового договора с иностранным работником (п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», далее — Закон о правовом положении иностранцев).

В 2016 году столь кардинальных изменений в порядке приема на работу иностранных работников не предвидится.

Отметим, что ежегодно Правительство России устанавливает допустимую долю иностранных работников в отдельных отраслях экономики. Для 2016 года такие ограничения установлены постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2015 г. № 1358.

Итак, устанавливаются следующие ограничения использования труда иностранных работников по видам деятельности:

  • выращивание овощей — в размере 50% общей численности работников. Это ограничение не распространяется на работодателей, ведущих деятельность на территории Республики Крым, Кабардино-Балкарской Республики, Краснодарского и Ставропольского краев, Астраханской, Волгоградской, Воронежской, Липецкой, Московской, Ростовской и Саратовской областей;
  • торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах — в размере 15% общей численности работников;
  • торговля розничная табачными изделиями в специализированных магазинах — в размере 15% общей численности работников;
  • деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта — в размере 40% общей численности работников;
  • деятельность автомобильного грузового транспорта — в размере 35% общей численности работников;
  • деятельность в области спорта прочая — в размере 25% общей численности работников.

Полностью запрещено использовать труд иностранных работников в следующих видах деятельности:

  • торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках);
  • торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках;
  • торговля розничная прочая вне магазинов, палаток, рынков.

Отметим, что Минтруд России предлагал ограничить число иностранных работников на стройках, однако Правительство России ограничение для строительной отрасли не установило.

Эти ограничения распространяются только на иностранных граждан, имеющих статус временно пребывающих на территории Российской Федерации (за исключением граждан стран — участниц Евразийского экономического союза).

Иностранцы могут иметь статус:

  • постоянно проживающего на территории России. Это иностранцы, имеющие вид на жительство в России;
  • временно проживающего на территории России. Это иностранцы, получившие разрешение на временное проживание;
  • временно пребывающего в России. Это иностранцы, прибывшие в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившие миграционную карту, но не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание.
Прием на работу иностранного гражданина с видом на жительство в 2016 году

Итак, порядок оформления на работу иностранцев зависит от их статуса.

Прием на работу иностранного гражданина, имеющего вид на жительство, осуществляется в том же порядке и с предоставлением тех же социальных гарантий, что и в случае с гражданами Российской Федерации. Получение патента или разрешения на работу в данном случае не требуется, но работодатель обязан проверить, не истек ли у иностранца срок действия вида на жительство.

Вместе с тем работодатель, принимающий на работу такого иностранца, в трехдневный срок должен уведомить о заключении трудового (гражданско-правового) договора территориальное управление по вопросам миграции МВД России (в связи с упразднением ФМС России с 5 апреля 2016 года функции переданы именно МВД). Это правило установлено пунктом 8 статьи 13 Закона о правовом положении иностранцев. И никаких исключений для постоянно проживающих иностранцев не предусмотрено.

Прием на работу иностранных граждан в 2016 году с разрешением на временное проживание (РВП)

Прием на работу иностранного гражданина, имеющего надлежащим образом оформленное и действующее разрешение на временное проживание, производится в том же порядке, что и гражданина РФ. Получать разрешение на работу или патент такому иностранцу не требуется. Статус временно проживающего иностранец обязан ежегодно подтверждать в управлении по вопросам миграции МВД России. С ним может заключаться как срочный, так и бессрочный трудовой договор, если отсутствуют основания для срочности, перечисленные в статье 59 Трудового кодекса РФ. Следует иметь в виду, что отсутствие необходимости получения разрешения на работу не отменяет статуса иностранного гражданина и не отменяет для работодателя соблюдения обязанностей, предусмотренных законом в связи с использованием труда иностранцев.

Прием на работу иностранных граждан с РВП обязывает работодателя уведомить территориальное управление по вопросам миграции МВД России о приеме на работу иностранца.

Учтите, что иностранные граждане, имеющие разрешение на временное проживание, могут быть трудоустроены только в том регионе, где это разрешение было выдано (п. 5 ч. 13 Закона о правовом положении иностранцев). Такой иностранец может работать на территории других субъектов РФ только в случаях, установленных приказом Минздравсоцразвития России от 28 июля 2010 г. № 564н.

Прием на работу временно пребывающих иностранных граждан 2016

Все основные ограничения и регламенты установлены в отношении трудоустройства в России временно пребывающих иностранных граждан. Отметим, что именно эта категория иностранцев и относится к иностранным работникам (п. 1 ст. 2 Закона о правовом положении иностранных граждан).

Порядок приема на работу будет зависеть от того, требуется ли иностранному гражданину виза для въезда на территорию России.

Специальные правила также установлены для трудоустройства граждан государств — членов Евразийского экономического союза.

Прием на работу временно пребывающего визового иностранца

Алгоритм приема на работу временно пребывающего визового иностранца следующий:

  1. Направляем заявку о потребности в специалистах в службу занятости, чтобы впоследствии по запросу управления по вопросам миграции МВД России подтвердить целесообразность привлечения иностранных работников. Форма и рекомендации заполнения заявки утверждены приказом Минтруда России от 23 января 2014 г. № 27н.
  2. Подаем в территориальное управление по вопросам миграции МВД России заявление на получение разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Форма заявления приведена в приложении 1 к приказу ФМС России от 25 декабря 2006 г. № 369. Порядок представления заявления установлен Административным регламентом, утвержденным приказом ФМС России от 30 октября 2014 г. № 589 (далее — Административный регламент). Сумма госпошлины составляет 10 тыс. рублей за каждого иностранного работника (подп. 23 п. 1 ст. 333 НК РФ).
  3. Подаем в территориальное управление по вопросам миграции МВД России ходатайство о выдаче приглашения на въезд. Ходатайство подается в двух экземплярах и заполняется по унифицированной форме, приведенной в приложении 1 к приказу ФМС России от 30 ноября 2012 г. № 390. К ходатайству необходимо приложить копию паспорта иностранного гражданина и гарантийные письма работодателя, подтверждающие, что он обязуется оформить иностранному работнику медицинский полис, обеспечить его жильем и деньгами. Приглашение управления по вопросам миграции МВД России должно быть выдано в течение 20 рабочих дней после подачи ходатайства. За его выдачу взимается государственная пошлина в сумме 800 рублей.
  4. Обращаемся в территориальное управление по вопросам миграции МВД России за разрешением на работу для иностранца. К заявлению прилагаются фотография, копия паспорта, другие необходимые документы в соответствии с пунктом 36 Административного регламента. Заявление составляется по форме, приведенной в приложении 1 к приказу ФМС России от 25 декабря 2006 г. № 370. Сумма госпошлины, уплачиваемой за каждого иностранца, составляет 3500 рублей (подп. 24 п. 1 ст. 333 НК РФ).
  5. Уведомляем территориальное управление по вопросам миграции МВД России о прибытии иностранца (ст. 20 Федерального закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ, далее — Закон № 109-ФЗ).
  6. Заключаем с иностранцем трудовой (гражданско-правовой договор) и в трехдневный срок и уведомляем об этом территориальное управление по вопросам миграции МВД России. Уведомление заполняется по формам, приведенным в приложениях 19 и 20 к приказу ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147 (далее — приказ ФМС России № 147).
Прием на работу временно пребывающего безвизового иностранца в 2016 году

Для того чтобы принять на работу безвизового иностранца, работодателю не требуется получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Сам иностранный работник, в свою очередь, должен оформить патент для работы в России.

Заключив трудовой (гражданско-правовой) договор с таким иностранцем, работодатель обязан в трехдневный срок уведомить об этом территориальное управление по вопросам миграции МВД России. Уведомление заполняется по формам, приведенным в приложениях 19 и 20 к приказу ФМС России № 147.

Прием на работу граждан стран — участниц ЕАЭС

Итак, для оформления трудовых отношений с работниками, которые являются гражданами государств — членов ЕАЭС, установлен упрощенный порядок:

  1. Работодатели при приеме на работу вправе не учитывать ограничения допустимой доли иностранных работников, ежегодно устанавливаемые Правительством РФ (п. 1 ст. 91 Договора о ЕАЭС).
  2. Таким иностранцам не надо получать патент для работы в России (п. 1 ст. 97 Договора о ЕАЭС).
  3. Документы об образовании признаются на территории России без специальных процедур.

Помимо этого, работодателям важно знать, что доходы таких иностранцев облагаются НДФЛ по ставке 13% с первого дня работы в России (п. 10 ст. 98 Договора о ЕАЭС, письмо Минфина России от 27 января 2015 г. № 03-04-07/2703).

Между тем и в этом случае работодателям необходимо уведомить территориальное управление по вопросам миграции МВД России о заключении трудового (гражданско-правового) договора с работником, поскольку никаких исключений Закон о правовом положении иностранцев не предусматривает. Уведомление заполняется по формам, приведенным в приложениях 19 и 20 к приказу ФМС России № 147.

Порядок постановки иностранных работников на миграционный учет

Миграционный учет нужен, чтобы зафиксировать и обобщить сведения об иностранцах. В частности, к таким сведениям относятся гражданство, цель въезда и заявленные сроки пребывания, дата постановки на учет по последнему месту пребывания и т. д. Ведет такой учет территориальные управления по вопросам миграции МВД России. В большинстве случаев направить уведомление о прибытии мигранта в место пребывания — это обязанность работодателя.

Работодатель обязан поставить на миграционный учет временно пребывающего иностранца, то есть направить соответствующее уведомление в управление по вопросам миграции МВД Росси, если является для него принимающей стороной. Иностранные граждане подлежат учету независимо от того, какой они имеют статус.

Временно и постоянно проживающие иностранцы должны быть зарегистрированы по месту жительства и поставлены на учет по месту пребывания, временно пребывающие — только поставлены на учет по месту пребывания (ч. 2. 3 ст. 7, ст. 14. ч. 1. 2 ст. 20 Закона № 109-ФЗ). Это связано с тем, что по месту жительства иностранец может быть зарегистрирован, только если у него есть право владения или пользования жилым помещением (п. 1 ст. 15. подп. «в» п. 1. подп. «б» п. 2 ст. 17 Закона № 109-ФЗ).

Иностранца на учет по месту пребывания ставит принимающая сторона. Исключение составляют случаи, когда принимающая сторона не может направить уведомление в территориальное управление по вопросам миграции МВД Россипо уважительным причинам, а также если иностранец имеет в собственности жилое помещение, которое он заявит в качестве своего места пребывания (ч. 3. 3.1 ст. 22 Закона № 109-ФЗ). Принимающей стороной по отношению к иностранцу могут выступать юридические лица, их филиалы или представительства, граждане РФ, а также постоянно проживающие в России иностранцы и т. д. (п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона № 109-ФЗ ).

Как поставить на миграционный учет иностранца

К нам трудоустраивается временно пребывающий безвизовый иностранец. Он заявил, что уже поставлен на миграционный учет по адресу жилого помещения. Должны ли мы ставить его на учет по месту нахождения юридического лица? В каком порядке ставится на учет временно пребывающий иностранец?

Нет, вам не нужно ставить иностранца на миграционный учет по месту нахождения юрлица. Иностранный гражданин, временно пребывающий в России, должен быть поставлен на учет по месту пребывания (ч. 3 ст. 7 Закона № 109-ФЗ ). При этом он может подлежать учету как по адресу жилого помещения, так и по юридическому адресу работодателя (подп. 4 ч. 1 ст. 2 Закона № 109-ФЗ ). В рассматриваемой ситуации иностранец уже встал на учет по месту пребывания (по адресу жилого помещения) до того, как трудоустроился.

Однако работодателю нужно убедиться в правдивости слов соискателя. Для этого попросите его представить отрывную часть уведомления о прибытии иностранца в место пребывания. При трудоустройстве безвизовый иностранец предъявляет патент, в котором определена территория, где работнику разрешено трудиться. Место пребывания, указанное в отрывной части уведомления, должно совпадать с территорией, которая определена в патенте. Иначе работодатель становится принимающей стороной и обязан поставить работника на учет по адресу своего местонахождения.

Постановка на миграционный учет временно пребывающего иностранца представляет собой следующую процедуру. Работодатель (принимающая сторона) должен уведомить территориальное управление по вопросам миграции МВД России о том, что иностранец прибыл в место пребывания. Сделать это он может лично, через многофункциональный центр или направить уведомление по почте (подп. «а» п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона № 109-ФЗ, п. 22. 27 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 9. далее — Правила ). Форма уведомления утверждена приказом ФМС России от 23 сентября 2010 г. № 287. Для того чтобы работодатель смог заполнить уведомление, иностранец обязан предъявить ему миграционную карту и документ, удостоверяющий личность (подп. «а» п. 1 ч. 2 ст. 22 Закона № 109-ФЗ ).

Если работодатель направляет уведомление по почте либо через многофункциональный центр, то бланк надо заполнить в двух экземплярах. Один из них будет храниться на почте либо в многофункциональном центре в течение года (п. 27 Правил ).

После того как работодатель уведомит управление по вопросам миграции, ему должны выдать отрывную часть бланка уведомления с отметкой о прибытии. Этот документ необходимо вручить иностранцу. Наличие у работника отрывной части будет подтверждением того, что он поставлен на миграционный учет (подп. «б» п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона № 109-ФЗ ).

Важным моментом, на который работодателю нужно обратить внимание, являются сроки, в которые необходимо поставить на учет иностранца. Так, мигрант должен быть поставлен на учет в течение семи рабочих дней с момента прибытия в место пребывания (п. 3 ч. 2 ст. 20 Закона № 109-ФЗ ).

Шпаргалка. Какие документы нужны при приеме на работу иностранца

Вложенные файлы

Другие статьи

Особенности приема на работу иностранных граждан

Особенности приема на работу иностранных граждан

Иностранные граждане, проживающие в Российской Федерации, могут относиться к двум категориям: проживающие постоянно и проживающие временно. Рассмотрим особенности приема на работу иностранных граждан в зависимости от их статуса.

Постоянно проживающие

Первая категория – постоянно проживающие – в трудовых отношениях фактически приравнена к российским гражданам: их оформление на работу осуществляется в таком же порядке, и разрешений на работу для осуществления трудовой деятельности им не требуется (п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 115-ФЗ)).

При этом работодатель не обязан уведомлять о приеме их на работу государственные органы – территориальный орган ФМС России и службу занятости населения.

Документ, подтверждающий статус постоянно проживающего иностранца, – вид на жительство (ст. 8 Закона № 115-ФЗ). Выдают его территориальные органы ФМС России, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным Приказом ФМС России от 22.04.2013 № 215, а также Приказом ФМС РФ «Об утверждении образцов бланков вида на жительство» от 05.06.2008 № 141.

В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона № 115-ФЗ до получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Срок действия вида на жительство – пять лет; по заявлению обладателя этот срок может быть продлен еще на пять лет неограниченное количество раз.

Временно проживающие

Вторая рассматриваемая категория проживающих в России иностранных граждан – временно проживающие.

Таковыми являются лица, получившие разрешение на временное проживание (абз. 11 п. 1 ст. 2 Закона № 115-ФЗ). Это разрешение подтверждает право иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в РФ до получения вида на жительство. Оформляется оно в виде штампа в паспорте; если же у иностранца нет паспорта (лицо без гражданства), то данное разрешение оформляют в виде отдельного документа (абз. 7 п. 1 ст. 2, п. 7 ст. 6 Закона № 115-ФЗ). Срок действия разрешения – три года (п. 1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ).

Им, как и постоянно проживающим в России иностранным гражданам, разрешение на работу для осуществления трудовой деятельности не требуется (п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ).

Однако для трудовой деятельности временно проживающих в РФ иностранных граждан существуют ограничения: они могут трудиться только в том субъекте РФ, на территории которого им разрешено временное проживание (п. 5 ст. 13 Закона № 115-ФЗ). Исключения из этого правила установлены Приказом Минздравсоцразвития от 28.07.2010 № 564н.

Высококвалифицированные специалисты

Существует отдельная категория иностранных граждан – высококвалифицированные специалисты и члены их семей; для нее установлен особый порядок оформления трудовых отношений.

Высококвалифицированным специалистом (ВКС) признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия его трудовой деятельности в Российской Федерации предполагают получение им заработной платы (вознаграждения) в размере, как правило, двух и более миллионов рублей в год, но для некоторых категорий ВКС этот порог снижен (ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ).

Оценка компетентности и уровня квалификации иностранных граждан, которых работодатели хотят привлечь в качестве ВКС, определяется работодателями на свой риск.

Таким образом, для получения разрешения на привлечение к работе ВКС работодателю необходимо подтвердить:

  • уровень зарплаты приглашаемого специалиста. Размер заработной платы должен быть установлен в трудовом договоре (дополнительном соглашении к нему), что следует из ч. 1 ст. 135 ТК РФ, подп. 2 п. 6 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ. Трудовой договор прилагается к ходатайству, обязательность которого указана в подп. 1 п. 6 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ;
  • квалификацию. Причем, из анализа п.п. 3, 4, 6, 7 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ следует, что работодатель вправе сам установить и подтвердить уровень квалификации, опыт или достижения ВКС. Для этого надо подготовить подтверждающие документы и сведения и указать их в ходатайстве о привлечении такого работника (п.п. 3, 4 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ).

Для оценки знаний и уровня квалификации приглашаемого ВКС работодатель может воспользоваться (п. 4 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ):

  • документами и сведениями, подтверждающими наличие у работника профессиональных знаний и навыков;
  • отзывами, рекомендательными письмами и другими документами, характеризующими его прошлую трудовую деятельность;
  • информацией и документами (выписками, справками и т.п.), которыми располагают фирмы по подбору кадров;
  • сведениями о профессиональных наградах и других профессиональных достижениях иностранного работника;
  • сведениями об итогах конкурсов, проведенных работодателем или заказчиком работ;
  • иными документами и сведениями.

По общему правилу диплом (свидетельство) о высшем (специальном) образовании для признания привлекаемого работника ВКС не требуется. Исключение составляют случаи, если по российскому законодательству без такого документа нельзя заниматься деятельностью, для которой специалист приглашен в Россию (п. 7 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ) – тогда документ необходимо приложить к ходатайству.

Так, медицинской деятельностью в России иностранец может заниматься только на основании сертификата специалиста, полученного после сдачи экзамена по специальности в российском вузе (п. 3 Постановления Правительства РФ от 07.02.1995 № 119, п. 7 Инструкции, утвержденной Приказом Минздрава России от 26.07.2000 № 284).

Привлечение ВКС имеет ряд преимуществ как для работодателя, так и для самого работника.

Так, по отношению к ним не предусмотрены квоты на выдачу приглашений на въезд на территорию России для осуществления трудовой деятельности и разрешений на работу), а также не установлено требование о соблюдении допустимой доли иностранных работников по видам деятельности (п. 2 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ, абз. 3 п. 6 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению и выдаче приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, утв. Приказом ФМС России от 30.11.2012 № 390 (далее – Регламента по оформлению приглашений)). То есть работодатель может привлекать ВКС независимо от количества выданных в субъекте РФ разрешений.

На членов семьи ВКС (супруга (супругу), детей (в том числе усыновленных), супругов детей, родителей (в том числе приемных), супругов родителей, бабушек, дедушек, внуков (п. 1.1 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ)) распространяется льготный порядок привлечения к трудовой деятельности.

В частности, они имеют право:

  • получать разрешение на работу и приглашение на въезд в РФ независимо от квот (п.п. 2, 12.1 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ);
  • работать независимо от установленных для работодателя требований о допустимой доле иностранных работников, используемых при осуществлении определенных видов деятельности (п. 2 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ, п. 3 Разъяснения);
  • работать без оформления работодателем разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы (п. 4.5 ст. 13 Закона № 115-ФЗ);
  • разрешения на временное проживание (п. 27 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ);
  • получать вид на жительство в льготном порядке без оформления разрешения на временное проживание (п. 27 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ);
  • обучаться в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (п. 12.1 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ);
  • получать медицинскую помощь по медицинской страховке за счет работодателя ВКС (п. 14 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ).

Существуют и ограничения для привлечения ВКС.

Так, нельзя привлекать ВКС для религиозной деятельности – проповедничества, совершения обрядов и церемоний, обучения религии, воспитания последователей (п. 1.2 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ); запрещено привлекать ВКС к розничной торговле товарами народного потребления независимо от ассортимента реализуемых товаров, торговых площадей и форм обслуживания покупателей (п. 1.3 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ).

Исключение предусмотрено только для работников, которые осуществляют руководство и координацию деятельности в сфере торговли, перечень профессий (должностей, специальностей) которых утвержден Приказом Минтруда России от 23.09.2013 № 475н.

Напомним, что согласно ст. 14 Закона № 115-ФЗ действует общий запрет на прием всех иностранных работников, включая ВКС:

  • на муниципальную службу;
  • на должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ;
  • на работу в качестве члена экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;
  • на должности в составе летного экипажа гражданского воздушного судна РФ (командира, других лиц летного состава) (п. п. 1, 4 ст. 56 Воздушного кодекса РФ). Исключение составляют случаи, когда иностранные граждане проходят подготовку, чтобы получить допуск к профессиональной деятельности по воздушной перевозке пассажиров (груза, багажа, почты), если при этом иностранные граждане не исполняют обязанности командира воздушного судна (п. 4 ст. 56 Воздушного кодекса РФ, подп. 4 п. 1 ст. 14 Закона № 115-ФЗ).

Временно пребывающие в России ВКС не могут быть приняты на должность главного бухгалтера или иного должностного лица, на которое возлагаются обязанности по ведению бухгалтерского учета (п. 3 ст. 14 Закона № 115-ФЗ).

Также ВКС нельзя принимать на объекты и в организации, к числу которых относятся (подп. 5 п. 1 ст. 14 Закона № 115-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 11.10.2002 № 755):

  • объекты и организации Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований;
  • структурные подразделения по защите государственной тайны и подразделения, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, органов государственной власти и организаций;
  • организации, в состав которых входят радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, на которых осуществляются разработка, производство, испытания, эксплуатация, хранение, транспортировка и утилизация ядерного оружия;
  • структурные подразделения организаций, осуществляющие разработку, производство, сооружение, испытания, эксплуатацию, хранение, транспортировку и утилизацию ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов и предназначенных для решения задач в области обеспечения обороны страны и безопасности государства радиационных источников, а также структурные подразделения этих организаций, обеспечивающие безопасность их функционирования;
  • суда и иные плавсредства с ядерными установками, а также атомные станции, в том числе строящиеся. Допускается согласованный с ФСБ прием на работу иностранных граждан на строящуюся атомную станцию и работа на ней иностранных граждан до поставки ядерного топлива на территорию атомной станции.

Напомним, что если в такие организации и на такие объекты будет принят иностранный работник, работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 18.17 КоАП РФ.

Не все организации могут привлечь ВКС. Пригласить таких работников могут являющиеся работодателями и заказчиками работ (подп. 1 п. 5 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ, подп.1 п. 2 Регламента по оформлению приглашений):

1) российские коммерческие организации;

2) российские организации, которые занимаются научной, инновационной деятельностью, экспериментальными разработками, испытаниями, учреждения здравоохранения, образования (за исключением осуществляющих религиозное обучение) и другие подобные организации, при наличии у них в случаях, предусмотренных законодательством РФ, государственной аккредитации;

3) филиалы иностранных организаций, аккредитованные на территории РФ.

Существуют определенные требования к организации, которая намерена привлечь ВКС (п. 5 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ, подп. 2 п. 2 Регламента по оформлению приглашений):

  • в течение двух лет до дня подачи соответствующего ходатайства у нее не должно быть административных наказаний за незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан;
  • на момент подачи ходатайства у организации не должно быть неисполненных постановлений о назначении административного наказания за совершение указанного правонарушения.

Общий порядок привлечения ВКС к работе в России выглядит так: первоначально следует пригласить его на переговоры с целью заключения трудового (гражданско-правового) договора; заключить с иностранцем трудовой (гражданско-правовой) договор; оформить разрешение на работу в территориальных органах ФМС; уведомить заинтересованные государственные органы о привлечении ВКС.

Кратко рассмотрим последние два действия.

После заключения трудового (гражданско-правового договора) с целью получения разрешения на работу ВКС работодатель должен представить в ФМС России или ее уполномоченный территориальный орган следующие документы (п. 6 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ):

1) ходатайство о привлечении высококвалифицированного специалиста, содержащее сведения о его компетентности и уровне квалификации. Форма данного ходатайства утверждена Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 № 487;

2) трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с привлекаемым специалистом. При этом в трудовом договоре должно быть условие о том, что он вступает в силу с даты получения работником разрешения на работу;

3) письменное обязательство оплатить (возместить) расходы РФ, связанные с возможным административным выдворением или депортацией привлекаемого специалиста за пределы государства.

Полный перечень документов, которые необходимо представить, приведен в п. 136.7 Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, утв. Приказом ФМС РФ № 1, Минздравсоцразвития РФ № 4, Минтранса РФ № 1, Госкомрыболовства РФ № 2 от 11.01.2008.

ФМС не вправе отказать в принятии ходатайства о привлечении высококвалифицированного иностранного специалиста, если вместе с ним представлены все необходимые документы (п. 8 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ). Срок рассмотрения ходатайства составляет не более 14 рабочих дней со дня его поступления в ФМС России или ее уполномоченный территориальный орган (п. 9 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ).

Разрешение на работу выдается по форме, утвержденной Приказом ФМС России от 19.02.2014 № 97.

Разрешение на работу высококвалифицированному иностранному специалисту выдается на срок действия заключенного с ним трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на три года. В течение срока действия указанного разрешения члены семьи этого специалиста вправе вести на территории РФ трудовую деятельность при наличии у них разрешения на работу, а также проходить обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и заниматься иной деятельностью, не запрещенной законодательством РФ (п. 12.1 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ).

Для получения разрешения на работу высококвалифицированному иностранному специалисту необходимо лично явиться в ФМС России или его территориальный орган и предъявить документ, удостоверяющий личность (п. 15 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ).

В трудовой договор (или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг)) с ВКС должно быть включено условие об обеспечении медицинского страхования (п. 14 ст. 13.2 закона № 115-ФЗ) путем:

  • выдачи иностранному специалисту соответствующего полиса;
  • заключения работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией договора на получение первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи.

Медицинское страхование должно распространяться не только на самого работника, но и на членов его семьи, прибывших вместе с ним в Россию.

Если у ВКС есть разрешение на работу, то работодатель вправе заключить с ним трудовой договор при условии, что со дня увольнения иностранного гражданина с последнего места работы прошло не более 30 рабочих дней (п. 11 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ).

Приняв на работу ВКС, работодатель должен оформить ему новое разрешение на работу (п. 6 ст. 13.2, п. 11 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ).

Срок действия разрешения на работу ВКС может быть неоднократно продлен на срок действия трудового (гражданско-правового) договора, но не более чем на три года для каждого такого продления (п. 12 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ).

В отличие от других иностранцев, ВКС могут осуществлять трудовую деятельность за пределами субъекта, на территории которого им выдано разрешение на работу.

В соответствии с п. 3 Приложения к Приказу Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 № 564н данные работники могут непрерывно осуществлять трудовую деятельность на территории иного субъекта РФ не более 30 календарных дней в течение одного года при направлении в служебную командировку. Если же постоянная работа осуществляется в пути или носит разъездной характер, работник может работать в другом субъекте РФ без каких-либо ограничений. В трудовом договоре с таким работником должно быть предусмотрено соответствующее условие (разъездной характер работы или работа, осуществляемая в пути). При этом не имеет значения, по какой профессии осуществляет трудовую деятельность такой работник.

ВКС и члены их семей не обязаны вставать на миграционный учет по месту пребывания на срок, не превышающий 90 дней со дня въезда на территорию РФ. В случае передвижения по территории России и прибытия в новое место пребывания на срок, не превышающий 30 дней, они не обязаны вставать на учет по этому новому месту пребывания (п. 4.1 ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»). Однако после истечения этих сроков указанные граждане обязаны в течение семи рабочих дней выполнить действия, необходимые для их постановки на учет по новому месту пребывания.

Некоторые из ВКС не подлежат миграционному учету совсем – к ним относятся включенные в списки FIFA высококвалифицированные специалисты, которые прибывают в Россию в период проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. и Кубка конфедераций FIFA 2017 г. и являются (ст. 8 Федерального закона от 07.06.2013 № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года»):

  • лицами, осуществляющими подготовку и проведение указанных мероприятий;
  • участниками этих мероприятий;
  • представителями FIFA и ее дочерних организаций, конфедераций, национальных футбольных ассоциаций.

Уведомление органов ФМС России об осуществлении высококвалифицированными иностранными специалистами трудовой деятельности должно осуществляться работодателем ежеквартально в срок не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом, (п. 13 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ, абз. 1 п. 2 Порядка уведомления, утв. Приказом ФМС России от 28.06.2010 № 147).

  • об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам. Такое уведомление оформляется по состоянию на последний день квартала календарного года (абз. 2 п. 2 Порядка уведомления, утвержденного Приказом ФМС России от 28.06.2010 № 147);
  • о случаях расторжения трудовых договоров с данными специалистами. При этом работодатели – FIFA, Оргкомитет «Россия-2018» и их дочерние организации, контрагенты FIFA, Российский футбольный союз, конфедерации и национальные футбольные ассоциации – освобождаются от этой обязанности в период с 07.06.2013 по 31.12.2018 (п. 1 ст. 9 Закона № 108-ФЗ);
  • о случаях предоставления им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

Подача уведомлений работодателем может быть осуществлена на бумажном носителе (лично или с использованием почтовой связи) или в электронной форме (в том числе при помощи сети интернет или единого портала государственных и муниципальных услуг) (абз. 2 п. 13 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ, п. 5 Порядка уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации, утв. Приказом ФМС РФ от 28.06.2010 № 147).

Этим приказом утверждены, в частности, следующие формы уведомлений:

  • об исполнении работодателями обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) иностранному гражданину – высококвалифицированному специалисту (Приложение № 7);
  • о предоставлении иностранному гражданину – высококвалифицированному специалисту отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года (Приложение № 8);
  • о расторжении трудового договора или гражданско-правового договора с иностранным гражданином – высококвалифицированным специалистом (Приложение № 11).

Уведомление государственных органов в сфере миграции и занятости работодателем лично может быть осуществлено следующим образом.

Тот, кто будет доставлять уведомление, должен иметь при себе документы, удостоверяющие его личность и соответствующие полномочия (п. 7 Порядка представления уведомлений).

Принимающий уведомление ставит на отрывной части бланка специальную отметку. Она свидетельствует о выполнении работодателем обязанности, предусмотренной п. 9 ст. 13.1 Закона 115-ФЗ (п. 10 Порядка представления уведомлений).

Сведения в ФМС и службу занятости работодатель может направить почтовым отправлением (п. 6 Порядка представления уведомлений). В этом случае для каждого адресата (миграционная служба и служба занятости) оформляют два экземпляра бланка уведомления. Первый экземпляр без отрывной части направляется соответствующему органу, а второй – с отрывной частью – хранится в течение года в организации федеральной почтовой связи (п. 9 Порядка представления уведомлений). Работодателю возвращаются две отрывные части уведомлений, направленные в миграционную службу и службу занятости. На них работник организации почтовой связи проставляет отметку о направлении уведомлений в указанные государственные органы. Эта отметка подтверждает исполнение работодателем обязанности по уведомлению государственных органов.

Новое в законодательстве

Недавно в Трудовой кодекс была введена новая глава 50.1, регулирующая труд иностранных работников в России.

В статье 327.1 ТК РФ установлено, что на трудовые отношения между работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и работодателем распространяются правила, установленные российским трудовым законодательством.

Если иное не установлено федеральными законами, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право вступать в трудовые отношения в качестве работников по достижении ими возраста 18 лет.

Трудовой договор между иностранным гражданином и работодателем не может быть заключен, если в соответствии с федеральными законами или международными договорами РФ работодатель не вправе привлекать к трудовой деятельности работников-иностранцев.

Между работником-иностранцем и работодателем заключается трудовой договор на неопределенный срок, а в случаях, предусмотренных ст. 59 ТК РФ, – срочный трудовой договор.

Статья 327.2 ТК РФ устанавливает особенности заключения трудового договора с работником-иностранцем.

Наряду со сведениями, предусмотренными ч. 1 ст. 57 ТК РФ, в трудовом договоре с работником-иностранцем, указываются сведения о:

  • разрешении на работу или патенте, выданных в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в РФ, кроме случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, – при заключении трудового договора с временно пребывающим в России иностранным гражданином;
  • разрешении на временное проживание в Российской Федерации, выданном в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, – при заключении трудового договора с временно проживающим в России иностранным гражданином или лицом без гражданства;
  • виде на жительство, выданном в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, – при заключении трудового договора с постоянно проживающим в России иностранным гражданином.

Наряду с предусмотренными ч. 2 ст. 57 ТК РФ условиями, обязательными для включения в трудовой договор с работником, являющимся временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином, устанавливается условие об указании оснований оказания такому работнику медицинской помощи в течение срока действия трудового договора (включая реквизиты договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении такому работнику платных медицинских услуг).

При этом договор (полис) добровольного медицинского страхования либо заключенный работодателем с медицинской организацией договор должен обеспечивать оказание такому работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме.

Статьей 327.3 ТК РФ определены документы, предъявляемые иностранным гражданином или лицом без гражданства при приеме на работу. Помимо перечня ст. 65 ТК РФ поступающий на работу иностранный гражданин предъявляет работодателю:

  • договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории Российской Федерации (кроме случаев, если работодатель самостоятельно заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг такому работнику, и случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, – при заключении трудового договора с временно пребывающими в Российской Федерации иностранным гражданином;
  • документы, которые явились основанием внесения в трудовой договор сведений, предусмотренных ст. 327.2 ТК РФ (разрешение на работу или патент либо разрешение на временное проживание в Российской Федерации, либо вид на жительство, – в зависимости от статуса иностранца).

Предъявление документов воинского учета поступающими на работу иностранцами не требуется, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

Новой главой ТК РФ также установлены особенности временного перевода работника, отстранения его от работы, прекращения трудового договора с работником и выплаты ему выходного пособия.

Таким образом, теперь процедура заключения трудового договора с иностранными работниками (включая лиц без гражданства) регламентирована нормами трудового законодательства, что, безусловно, облегчит труд кадровиков.

Стелла Катасонова — юрист, эксперт журнала «Кадровик »