Руководства, Инструкции, Бланки

план учений по пожарной безопасности образец img-1

план учений по пожарной безопасности образец

Рейтинг: 5.0/5.0 (1817 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Как должны проводиться пожарно-тактические учения

Как должны проводиться пожарно-тактические учения

Как должны проводиться пожарно-тактические учения

Как говорится – «тяжело в учении – легко в бою». Именно поэтому в работе, касающейся обеспечения пожарной безопасности, должно быть как можно больше запланированных практических мероприятий. Пожарно-тактические учения позволяют отработать план действий при пожаре как сотрудникам того или иного предприятия, так и специалистам пожаротушения.

План пожарно-тактических учений
Прежде чем проводить сами учения на предприятии, следует составить план пожарно-тактических учений. Имеется в виду специальный документ, в котором чётко прописаны конкретные пункты: -оперативно-тактическая характеристика помещения (количество этажей, площадь, особенности планировки помещений, материал конструкций, наличие лестниц и т.д.); - наличие водоснабжения (количество кранов на каждом этаже, характеристика внутреннего пожарного водопровода ); - обоснование исходных данных для разработки тактического замысла учения (схема объекта с конструктивными особенностями и комментариями к нему). В план пожарно-тактических учений входят также данные об обстановке, складывающейся в определённые временные срезы, включая действия пожарных подразделений, прибывших для тушения условного пожара. Проведение учений в здании предусматривает использование плана эвакуации людей при пожаре. После завершения учебно-тактисеского мероприятия, также должен быть составлен план-отчёт, в котором освещаются такие пункты: цель учений; время, затраченной на проведение операции тушения пожара; объект проведения учений; количество сил и средств, привлекаемых к операции; средства имитации; имена посредников, имитаторов; методы; использованные технические средства; тактический замысел учений; выводы о расчёте сил и средств пожаротушения, итоги учений в целом.

Целью проведения пожарно-тактических учений на любых объектах является проверка действительности и эффективности плана противопожарной защитыобъекта; подготовка участников к возможным пожарам; знакомство с пожарно-технической характеристикой здания; отработка безопасного поведения при пожаре.
Пожарно-тактические учения проводятся в условиях и темпе, наиболее приближенных к реальной обстановке при возникновения пожара. Учения проводятся как в светлое, так и в тёмное время суток. В ходе учений совершенствуется тактическое мышление и навыки начальствующего состава по руководству действиями пожарных подразделений при исполнении ими обязанностей различных должностных лиц на пожаре, отрабатываются вопросы работы оперативного штаба, тыла и связи на пожаре, взаимодействие пожарных подразделений с инженерно-техническими работниками объекта и специальными службами, а также приемы и способы тушения пожаров, наиболее полно совершенствуется физическая подготовка и морально-волевые качества личного состава, их способность стойко переносить негативные условия.
В зависимости от цели, пожарно-тактические учения разделяются на тренировочные, проверочные, показные, комплексные и опытные. Цель тренировочных учений – отработка действий начальствующего состава и подразделений противопожарной службы действиям по ликвидации пожаров и аварий в сложных условиях. Цель проверочных учений – определение уровня подготовки начальствующего состава по руководству тушением пожаров, а также для определения степени готовности как отдельных подразделений, так и гарнизона пожарной охраны в целом к ведению боевых действий при тушении пожаров. Цель показных учений – демонстрация новых методов и способов организации действий в тушении пожара. Среди них выделяют комплексные и опытные учения: комплексные учения объединяют задачи, решаемые при проведении тренировочных, проверочных и показных учений и проводятся с целью комплексной оценки уровня противопожарной устойчивости объектов. Тактические учения проводятся руководителями аппаратов, гарнизонов и подразделений пожарной охраны или их заместителями, дежурными службами пожаротушения, оперативными дежурными, а также лицами, которым поручена проверка оперативно-служебной деятельности гарнизона пожарной охраны.
Средствами имитации обстановки пожара в условиях учений являются: красные флажки, обозначающие очаг пожара; синие флажки - незначительное задымление; жёлтые флажки - сильное задымление, места выделения вредных газов и паров. Используются также дымовые шашки, световые приборы - более правдоподобно имитирующие возгорание. Действия по имитации пожара производятся руководителем учений, его помощниками или специально подготовленными лицами. В ходе учебной операции руководитель учения или его помощники ведут фиксацию в краткой форме о принятых решениях, распоряжениях и отдаваемых приказаниях. Затем, эти записи обобщаются руководителем и используются при разборе по итогам пройденных учений.

Другие статьи

План проведения комплексного объектового учения по ГО (пример)

Охрана труда ПЛАН Проведения Комплексного объектового учения по ГО вКрымском агротехнологическом университете 14-15 апреля 2004 года.

ТЕМА:Действия органов управления и сил Гражданской обороны по предупреждению и реагированию на ЧС техногенного характера“.

1. Для руководящего состава ГО объекта

- проверить реальность выполнения мероприятий плана ГО объекта в случае возникновения чрезвычайной ситуации;

- усовершенствовать навыки в организации и проведении мероприятий по защите всех категорий должностных лиц и студентов университета при чрезвычайных ситуациях.

2. Для командно-начальствующего состава ГО объекта

- обеспечить практику командно-начальствующему составу в управлении своими подчиненными при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

3. Для личного состава формирований ГО:

- произвести тренировку личного состава формирований в практическом выполнении мероприятий защиты и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

4. Для рабочих и служащих объекта:

- практически отработать мероприятия по защите, в условиях чрезвычайных ситуаций.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 14-15 апреля 2004 г.

СОСТАВ УЧАСТНИКОВ: Руководящий состав, комиссия по ЧС, невоенизированные формирования объекта, все работники объекта.

ТЕХНИКА И ИМУЩЕСТВО. транспортные средства, инженерная техника, имущество, средства индивидуальной защиты согласно штату.

ЗАТРАТЫ МОТОРЕСУРСОВ. _____ километров - на автомобиль, _____ моточасов - на единицу инженерной техники, топливо и смазочные материалы – по соответствующим расчетам на каждую единицу техники.

ЭТАПЫ ТРЕНИРОВКИ, ИХ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ И УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

Первый этап. Выполнение мероприятий ГО при угрозе и возникновении ЧС техногенного характера.

Продолжительность. 08.00 – 12.00 14 апреля 2004 года.

1. Оповещение руководящего и командно – начальствующего состава, рабочих и служащих об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.

2. Сбор руководящего состава и постановка задач для осуществления мероприятий по снижению влияния ЧС на плановый процесс.

3. Организация и проведение мероприятий ГО при угрозе возникновения ЧС.

Второй этап. Организация и проведение работ по ликвидации последствий ЧС.

Продолжительность: 12.00 – 15.00 15 апреля 2004 года.

1. Оповещение руководящего, командно-начальствующего состава, работников объекта о возникновении чрезвычайной ситуации.

2. Выполнение противопожарных, поисково-спасательных работ и мероприятий по защите людей на объекте.

Изношенность материальной базы объектов, несоблюдение мер безопасности при обращении с горючими веществами, нарушение правил обращения с электроприборами, халатность должностных лиц в вопросах обеспечения пожаробезопасности приводят к крупным пожарам, травматизму и гибели людей.

За 11 месяцев в Украине на пожарах погибли 2808 человек, в том числе 105 детей. Материальный ущерб составил 250 миллионов гривен.

На постсоветском пространстве пожары часто возникали в государственных учреждениях, в том числе и вузах. В университете Дружбы народов (г. Москва) произошли 2 пожара 12 июля, и в ночь с24 на 25 ноября 2003 года. Во время второго пожара погибло 38 человек и 150 человек получили поражения различной степени тяжести. Эти факты свидетельствуют об отсутствии эффективной системы Гражданской обороны объекта и недооценке ее роли в вопросах предупреждения чрезвычайных ситуаций.

Анализ статистического материала по пожарам показывает определяющую зависимость количества пострадавших от степени эффективности системы Гражданской обороны объектов, эффективности предупредительной работы Комиссий по ЧС.

Из-за несвоевременного устранения недостатков в вопросах электрообеспечения, при включении электрооборудования не исключены возможности коротких замыканий, вследствие которых могут загореться помещения учебного корпуса (лаборатории, учебные классы). Противопожарный инвентарь отсутствует, и это создает предпосылку к возгоранию соседних помещений.

На территории автопарка не соблюдаются меры безопасности, разводится открытый огонь возле находящихся рядом автомобилей. В этих условиях не исключена возможность возгорания автомобилей. Противопожарный инвентарь отсутствует, работники автопарка не обучены вопросам противопожарной безопасности. В автопарке нет инструкции о действиях в случае пожара на территории и в помещениях парка.

Во дворце студентов при проведении массовых мероприятий, для усиления зрелищности представлений предполагается возможность использования свеч и бенгальских огней. Противопожарного имущества недостаточно, не отработаны варианты эвакуации зрителей и персонала дворца студентов. Эта частная обстановка сложилась к 08.00 14 апреля 2004 года.

Пожарно-тактические учения: правила проведения и результаты

Основные моменты пожарных учений Подготовка

Пожарно-тактические учения с полной эвакуацией людей из зданий, привлечением техники, скорой помощи и использованием средств имитации пожара крайне необходимы в наше время. Основной целью таких мероприятий всегда является проверка слаженной работы служб по эвакуации людей из зданий и оказания помощи пострадавшим.

И что особенно важно — это помогает запомнить людям их правильные действия в случае пожара. А некоторых психологически подготавливает к спокойному и рассудительному поведению в чрезвычайной ситуации.

Перед проведением тренировочных мероприятий идет подробная разработка плана действий. Эти учения записываются в специальный документ, в котором есть исходные данные по помещению и водоснабжению, а также тактический замысел.

В план пожарно-тактических учений также включены и данные об окружающей обстановке. Возможно, что они будут проводиться ночью в экстремальных условиях. Наряду с этим прогнозируется расчёт сил и средств пожаротушения.

Маневры

Противопожарные учения проводятся энергично. В ходе мероприятий совершенствуются навыки работы пожарных подразделений, их физическая подготовка и умение взаимодействовать с другими службами по спасению людей. И что немаловажно — это тренировка волевых качеств состава и их способность переносить неблагоприятные условия.

Помимо этого при пожаре тренируется и руководящий состав. От их тактического мышления и способности адекватно оценивать сложившуюся ситуацию зависит вся работа команды.

Сейчас выделяют несколько видов:

тренировочное

На тренировочных учениях отрабатываются конкретные шаги по ликвидации пожара. Это наиболее часто используемый вид подготовки.

проверочное

В случае проверочных учений определяется степень подготовки руководства по управлению тушением. Также определяется слаженная работа всего гарнизона пожарной охраны.

показное

Новые способы и методы организации деятельности используются при показном учении пожарной бригады. Проверяющие лица оценивают слаженную работу начальников гарнизонов и подразделений пожарной охраны, действия дежурных и оперативных служб.

Эти тренировки проводятся два раза в год при разных погодных условиях.

Среди них выделяют два подвида:

опытное

Проверка новой техники и видов огнетушащего состава используется при опытных противопожарных учениях. Все исследования проводятся на специальных полигонах или объектах. В таких учениях можно максимально полно воссоздать картину экстремальной ситауции.

комплексное

Данные пожарно-тактические учения являются результатом всех тренировок команды и являются итогом деятельности гарнизона. По результатам работы выставляется оценка.

Моделирование ситуации и результаты

Для имитации экстренной ситуации принято использовать следующие средства:

  • красный флажок — очаг пожара;
  • синий флажок — незначительное задымление;
  • жёлтый флажок — сильное задымление и места выделения вредных газов, запрещаются работы без противогаза;
  • дымовые шашки, световые фонари и люминесцентные предметы наиболее точно могут имитировать возгорание.

За всеми действиями по имитации пожара следят руководитель пожарных учений и его заместители. Помощники фиксируют все принятые решения и отданные приказы. После окончания учений эти данные разбираются на заседании.

После завершения всех мероприятий составляется подробный отчет о проведённых учениях. Он позволяет оценить действия всего подразделения по ликвидации возгорания, а также выявить слабые места при проводимых тренировках.

Руководитель противопожарных учений даёт полную характеристику каждому составу, делает общие выводы о проведённой работе и даёт рекомендации по дальнейшей подготовке.

Автор: Юлия Елисеева

Презентация на тему: Организация и порядок проведения учений, тренировок по ГО и защите от чрезвычайных ситуаций

Организация и порядок проведения учений, тренировок по ГО и защите от чрезвычайных ситуаций. - презентация

1 Организация и порядок проведения учений, тренировок по ГО и защите от чрезвычайных ситуаций

2 Учебные вопросы: 1. Виды учений и тренировок, периодичность их проведения 2. Сущность, цели, порядок подготовки и проведения командно-штабных, тактико- специальных, комплексных учений, штабных и объектовых тренировок. 3. 3.Документы, разрабатываемые для подготовки и проведения учений и тренировок

3 Основные руководящие документы 1.Постановление Правительства РФ от 4.09.2003 г. 547 «О подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера». 2. Постановление Правительства РФ от 02.11.2000 г. 841 « Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны». 3. Организационно-методические указания о подготовке города Москвы в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на на водных объектах на 2006-2010 годы. 4. Организационно-методические указания по подготовке органов упра- вления, сил гражданской обороны и Московской городской территори- альной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2006 год 4. Методические рекомендации «Подготовка и проведение учений и тренировок по гражданской обороне, защите от чрезвычайных ситуаций и противопожарной защите». ГУ ГОЧС МЧС России. 2005 г.

4 Основы организации и проведения учений и тренировок Сущность учений и тренировок: все категории обучаемых выполняют весь комплекс своих функциональных обязан- ностей по управлению, действиям по предназначению в штат- ных составах на фоне непрерывно развивающейся обстановки, реально приближенной к возможным ЧС природного, техно- генного и военного характера. Основные цели проведения учений и тренировок: совершенствование практических навыков руководящего состава ГОЧС и сил в решении задач по защите персонала объектов от опасностей, возникающих в мирное и военное время; достижение согласованности в работе органов управления, сил и средств при выпол- нении мероприятий ГО, ликвидации ЧС природного и техногенного характера; проверка реальности планов ГО, действий по предупреждению и ликвидации ЧС; проверка эффективности выполненных и намеченных к выполнению мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов в военное время и в условиях ЧС природного и техногенного характера; исследование проблем защиты персонала и территорий от ЧС мирного и военного времени.

5 На местности (на объектах) На картах (планах объектов) ТСУ самостоятельно или в ходе КУ и ОТ 1 раз в 3 года до 8 часов С НАСФ – раз в 3 года, с НАСФ пов. гот. - 1 раз в год до 8 часов Один раз в год 4 – 6 часов Один раз в год до 1 суток Один раз в 3 года до 2 суток на катег. и опасных производст- венных объектах. ЛПУ- 600 и бол. коек Учения и тренировки, проводимые в организациях (на объектах экономики) Штабные тренировки Тактико- специальные учения Объектовые тренировки Комплексные учения Командно- штабные учения Перед КУ и ОТ проводить командно-штабное учение

6 КШУ, КУ, ОТКШУ, ТСУ Проводятся в целях исследования проблемных вопросов ГОЧС, изыскания наиболее эффективных способов выполнения мероприятий ГОЧС. Проводятся в целях выработки единства взглядов на организацию и методику проведения учений, показа образцовых действий сил и средств. Проводятся в целях определения степени готовности органов управления и сил по выполнению мероприятий ГОЧС. Завершают цикл подготовки всех категорий обуча- емых органов управления и сил к выполнению задач по предназначению. Учения и тренировки по назначе- нию и целям подразделяются на: плановыепроверочныепоказные Исследовательские (опытные) По количеству инстанций (уровней) одностепенныемногостепенные

7 К организации и проведению учений предъявляются следующие требования: - учет реального состояния готовности органов управления ГОЧС к действиям в ЧС мирного и военного времени; - создание на учении обстановки, максимально приближенной к реальной, позволяющей отрабатывать задачи, стоящие перед всеми категориями обучаемых; - учет особенностей и степени готовности формирований ГО к выполнению задач по предназначению; - отработка задач, решаемых участниками учений на основе реальных планов ГО и действий по предупреждению и ликвидации ЧС и ведению гражданской обороны; - оценку обстановки и выработку решений осуществлять на основе оперативных расчетов с обязательным использованием моделей и методик прогнозирования ЧС и последствий применения современных средств поражения; - обеспечение повышения уровня подготовки органов управления и сил ГОЧС к решению задач по предназначению; - исключение возможности возникновения при подготовке и в ходе проведения учения ситуаций, которые могут привести к человеческим жертвам, травмам, материальному ущербу и нарушению производственной деятельности организации (объекта).

8 По числу привлекаемых инстанций: одностепенные; - многостепенные (для ОНХ – двухстепенные) Особенности организации и проведения КШУ Цели: - совершенствование практических навыков должностных лиц руководства и органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в организации применения сил и средств, в управлении ими при ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время и решении задач гражданской обороны; - достижение согласованности в работе органов управления ГО и сил предупреждения и ликвидации ЧС объекта; - проверка реальности планов ГО и планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС; - проверка эффективности выполненных и намеченных для выполнения мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта в условиях ЧС природного и техногенного характера и в военное время; - исследования различных аспектов проблемы защиты персонала и территорий от ЧС мирного и военного времени. Продолжительность (для ОНХ) – до 1 суток, проводятся ежегодно По назначению и целям: плановые, проверочные, показные и исследовательские Состав обучаемых: - руководители, органы управления ГОЧС, представители органов управления ГОЧС, привлекаемых по плану взаимодействия; - руководители и члены КЧС, начальники и отделы (секторы) ГОЧС, АСС, эвакоорганы, комиссии по ПУФ; - необходимое количество формирований для отработки задач по предназначению в холе ТСУ Руководителем является руководитель организации

9 Руководителем является руководитель ГО организации Особенности организации и проведения комплексного учения Цели: - достижения высокой слаженности в работе руководящего состава, формирований, рабочих, служащих и объекта в целом по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, восстановлению жизнедеятельности объекта и ведению гражданской обороны; - совершенствования приемов и способов защиты людей в чрезвычайных ситуациях и повышения устойчивой работы объектов; - проверки реальности планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного времени и планов ГО, определения общего состояния звена РСЧС и гражданской обороны на объектовом уровне и их фактической готовности к решению задач; - проверки надежных систем управления, связи и оповещения на объекте; - выработки у обучаемых высоких моральных и психологических качеств, готовности действовать в экстремальных условиях; - совершенствования форм и методов организаторской работы руководства объекта в различных условиях (при: проведении АСДНР, переводе с мирного на военное положение, эвакуации); -изучения приемов и способов проведения АСДНР, повышения эффективности применения формирований и техники, а также проверки новых теоретических взглядов и положений по организации действий сил объекта при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф. Продолжительность – не более 2 суток, проводятся 1 раз в 3 года По назначению и целям: плановые, провероч- ные, показные, опытно-исследовательские Состав обучаемых: - весь руководящий состав организации; -формирования, укомплектованные личным составом, техникой, приборами и имуществом, а также работники, не входящие в формирования: - местное население (потенциально опасные объекты)

10 Особенности организации и проведения объектовой тренировки Цели: - достижения высокой слаженности в работе руководящего состава, формирований, рабочих, служащих и объекта в целом по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, восстановлению жизнедеятельности объекта и ведению гражданской обороны; - отработки приемов и способов защиты людей в чрезвычайных ситуациях. На некоторых объектах, где это необходимо, могут отрабатываться мероприятия повышения устойчивой работы объектов; - проверки реальности планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и планов ГО; - проверки надежных систем управления, связи и оповещения на объекте; - выработки у обучаемых высоких моральных и психологических качеств, готовности действовать в экстремальных условиях; - совершенствования форм и методов организаторской работы руководства объекта в различных условиях обстановки Продолжительность – до 8 часов, проводятся 1 раз в 3 года По назначению и целям: плановые, проверочные, показные, Состав обучаемых: - весь руководящий состав объекта; - формирования, рабочие и служащие объектов, студенты и учащиеся учебных заведений; - местное население (живущее у потенциально опасных объектов) Проводятся как самостоятельно под руководством НГО объекта, так и в составе групп объектов организу- ются по территориально-производ- ственному принципу под руковод- ством руководителей объединений (компаний и т.д.) по единому плану

11 Особенности организации и проведения штабных тренировок Цели: - выработка у руководителей, органов управления и специалистов практических навыков управления силами и средствами при проведении мероприятий в связи с угрозой и в ходе ликвидации последствий ЧС, а также в военное время, - достижение слаженности в работе отдельных подразделений и органов управления в целом. Продолжительность – 4-6 ч. (Ежегодно по одной ШТ в летний и зимний перио-ды обучения) На ШТ отрабатывается 1-2 учебных вопроса Состав обучаемых: - члены КЧС, отдел (сектор) ГОЧС, должностные лица ГОЧС; - члены эвакуационной комиссии, комиссии по ПУФ; - взаимодействующие органы управ- ления Руководителем совместной штабной тренировки обычно назначается руководитель объекта или один из его заместителей. Руководителем раздельной штабной тренировки может назначаться руководитель того подразделения, с органом управления ГОЧС которого проводится тренировка. Сущность штабной тренировки: состоит в том, что обучаемые на фоне единой обстановки под руководством начальника, проводящего тренировку самостоятельно выполняют определенную работу по планированию действий по ликвидации ЧС или управлению силами и средствами в ходе ликвидации ЧС.

12 Особенности организации и проведения ТСУ - совершенствования практических навыков руководящего состава в управлении формированиями при организации и проведении АСДНР и мероприятий по защите населения; - слаживания формирований, как для самостоятельного выполнения задач РСЧС и ГО, так и во взаимодействии с другими формированиями ГО и воинскими подразделениями; - выработки у личного состава формирований практических навыков в проведении АСДНР, применении закрепленной штатной техники, спасательного оснащения и оборудования, а также средств защиты, оказании само- и взаимопомощи при ранениях; - проверки готовности формирований к действиям по ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также последствий применения противником современных средств поражения; - выработки у личного состава высоких морально-психологических качеств; - совершенствования организационно-штатной структуры формирований, приемов и способов их действий. Продолжительность – до 8 часов, проводятся: с АСФ и АСС - 1 раз в 3 года, в том числе в ходе проведения комплексных учений и объектовых тренировок, а с формированиями повышенной готовности, предназначенными для ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера, – 1 раз в год. Состав обучаемых: -все формирования РСЧС и ГО как в ходе комплексных учений и объектовых трени- ровок, так и самостоятельно; - часть формирований может привлекаться на командно-штабные учения, проводимые в организации (на объекте). Руководителем ТСУ с АСФ общего назначения назначается соответствующий руководитель объекта, начальник органа управления ГОЧС или командир формирования общего назначения, а с формированиями АСС – соответствующие начальники АСС, которым непосредственно подчинено формирование, или командир этого формирования. Заместителями (помощниками) руководителя ТСУ назначаются начальники структурных подразделений объекта, которые выполняют также обязанности посредников.

13 ПОДГОТОВКА УЧЕНИЙ Подготовка учений включает Определение исходных данных Подготовку мест проведения учения Разработку документов Материально-техническое обеспечение учения Подготовку участников учения Контроль готовности учения Подготовку ПУ, систем связи и оповещения

14 -руководство учением; - посредниче- ский аппарат; - обучаемые (должностные лица ГОЧС, л/с формирований, персонал объекта ); - взаимодейст- вующие силы -приближенная к реальным планам ГОЧС; - с учетом ре- шаемых задач по предназна- чению; - с учетом при- влекаемых и взаимодейству ющих сил и средств. с учетом реа- льного времени выполнения задач; -в зависимости от вида учения; ( по астрономи- ческому и опе- ративному вре- мени ); - на ПУ; - на объекте. 2-3 этапа: - первый этап (организационн ый) -второй (третий) этап – выполне- ние задач, упра- вления и дейст- вий; учебные вопро- сы в логической последователь- ности. - общие цели; - частные цели ( учеб- ные, вос - пита- тельные, исследовател ь-ские) Цели должны быть конкрет- ными, для ка- ждой катего- рии обучаемых и по количе- ству ограниче- нным - отработка воп-росов ликвида-ции ЧС на объек-те, за пределами объекта; -решение комп- лекса задач или конкретной зада-чи в соответс-твии с возмож-ными ситуаци-ями Определение исходных данных производится с учетом степени подготовленности обучаемых, обстановки ( условий решения задач) и анализа результатов предыдущих учений (тренировок) Определение исходных данных Основные исходные данные Тема учения (тренировки ) Учебные цели Этапы и учебные вопросы Продолжи- тельность, сроки, место Состав участников Характер обстановки

15 В зависимости от масштаба учения (тренировки), количества этапов и мероприятий перечень документов может быть расширен: ( план наращивания обстановки, схема организации руко-водства, план имитации, МТ обеспечения, состав привлекаемых сил, имитационные талоны и др.) Разработка документов При подготовке учения разрабатываются Оргуказания в виде приказа (рапоряжения) о подготовке и проведении учения Календар- ный план подготовки учения Замысел учения с пояснитель- ной запиской Задание на учение План проведения учения (тренировки) Частные планы работы заместителей, посредников Издается за 1,5 – 2 (3) месяца до начала учения. В приказе определяются: тема, сроки и продолжительность учения, состав руководства учением, мероприятия по подготовке к учению привлекаемых сил и средств, требования по соблюдению мер безопасности, материально-техническому обеспечению, время и место разбора учения и др. вопросы. Основные мероприятия: организационные, разработка документов планирование учения, подготовка руководства и посредников, подготовка обучаемых (сил и средств), материально-техническое обеспечение, контроль; сроки и исполнители.

16 Разрабатывается графически на карте, схеме, плане с приложением пояснительной записки. Кратко излагается в плане в виде исходной (общей, частной) обстановки Замысел учения тема, учебные (исследовательские) цели, общая продолжительность, содержание и продол-жительность этапов, учебные вопросы учения, состав участников (привлекаемые силы и средства ), нормы расхода моторесурсов и др. этапы учения, их наименование и продолжительность; учебные вопросы по каждому из этапов и время на их отработку. На карте (схеме) текстуально отражаются: - границы районов города (административного округа, района) с указанием количества объектов по категори-ям и емкости убежищ, численность эваконаселения из города и районов, зон возможного заражения (очагов поражения); - основные районы размещения в загородной зоне эваконаселения и маршруты его движения, СЭПы, места посадки людей на транспорт, пункты высадки; - места размещения пунктов управления; - маршруты выдвижения сил в очаги поражения; - места, виды, мощность и время нанесения ядерных ударов и применения обычных средств массового поражения вероятным противником, зоны возможных разрушений и радиоактивного заражения местности; - время и место возникновения очагов пожаров и зон заражения АХОВ; - районы применения химического, бактериологического оружия, действий ДРГ; - степень разрушения важнейших объектов; - состав группировки сил в загородной зоне, направления их действий и др. данные обстановки, влияющие на отработку учебных вопросов

17 разрабатывается текстуально Пояснительная записка I. Исходная обстановка к началу учения (тренировки) II. Замысел учения (решение по обстановке старшего начальника, руководителя ГО (председателя КЧС) объекта (подразделения) III. Порядок проведения учения: наименование этапов, продолжительность по астрономическому и оперативному времени, частная обстановка к началу каждого этапа, учебные вопросы и порядок их отработки, время и место проведения разбора с указанием привлекаемых категорий лиц.

18 К заданию может прилагаться схема (карта) с исходной обстановкой. Задание вручается за 7 - 10 дней до начала учения. -что изучить и исполнить, к чему быть готовым в ходе учения -метеоданные на день проведения учения, состояние коммуникаций (объектов) и др. - режим функцио- нирования МГСЧС, состояние органов управления, сил и средств ГОЧС, уком-плектованость фор-мирований и др. - характеристика района ( территории), потенциальные опас- ности ЧС, социально- эко-номическая ситу- ация ( по оперативному времени). Задание на учение l. Общая обстановка ll. Частная остановка lll. С правочные данные lV. Указания по подготовке к учению

План учений по пожарной безопасности образец

Организация и проведение учений

Основными формами практической подготовки руководящего состава, органов управления и персонала объектов по ГО и ЧС являются комплексные учения, командно-штабные учения, штабные тренировки, тактико-специальные учения, а также специальные учения по противопожарной защите.

Виды учений и тренировок 1. Комплексные учения.

Комплексные учения являются высшей и наиболее эффективной формой совместной подготовки руководящего состава, органов управления, формирований гражданской обороны и сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее РСЧС), рабочих и служащих предприятий и организаций, имеющих дочерние и независимые хозяйственные общества независимо от их форм собственности (далее объектов), отнесенных к категории по ГО, а также продолжающих функционировать в условиях угрозы и возникновения ЧС мирного и военного времени.

Сущность комплексных учений заключается в практической отработке руководящим составом, органами управления, привлекаемыми формированиями, службами и населением их функциональных обязанностей и взаимодействия при выполнении основных мероприятий, предусмотренных планами гражданской обороны и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в масштабе времени, максимально приближенному к реальному, в обстановке, которая может сложиться на территории объекта при ЧС мирного и в военного времени.

Они завершают цикл подготовки всех категорий обучаемых к выполнению задач, предусмотренных планами гражданской обороны и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

2. Командно-штабные учения.

Командно-штабные учения являются одной из основных форм совместной подготовки руководящего состава, органов управления, комиссий по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности, специалистов служб объектов к выполнению ими своих функциональных обязанностей и достижения слаженности и оперативности в работе по организации взаимодействия, управления формированиями ГО и их всестороннего обеспечения в условиях организации и проведения мероприятий ГО, предупреждения и ликвидации ЧС.

По масштабам КШУ могут быть:

  • городские;
  • районные (муниципальные);
  • учения с центральным аппаратом департаментов, комитетов, ведомств, акционерных обществ, компаний;
  • объектовые.

По числу привлекаемых инстанций:

  • одностепенные;
  • многостепенные (для объектов, как правило, одностепенные и двух степенные).

По целям и характеру решаемых задач:

Сущность командно-штабных учений заключается в том, что руководящий составом и органы управления на фоне тактической обстановки военного времени или чрезвычайной ситуации выполняют весь комплекс функциональных обязанностей по управлению силами и средствами.

Командно-штабные учения проводятся в соответствии с годовыми планами подготовки ГО, как самостоятельные мероприятия, а также могут проводиться в составе командно-штабных и комплексных учений, проводимых вышестоящими органами ГОЧС.

3. Штабные тренировки

Штабные тренировки – форма приобретения и совершенствования практических навыков персонала органов управления объекта по выполнению их функциональных обязанностей по организации и управлению мероприятиями ГО ЧС в мирное и в военное время, а также отладка органов управления в целом.

Штабные тренировки могут быть совместными или раздельными.

Совместные штабные тренировки проводятся по общей теме, на общем тактическом фоне и преследует общие цели. На этих тренировках отрабатываются конкретные вопросы в соответствии с функциональными обязанностями, осуществляется отладка органа управления и служб объекта в целом, отрабатывается взаимодействия между ними.

Раздельные штабные тренировки проводятся раздельно по специальностям с работниками служб, отделов. На этих тренировках приобретаются навыки в отработке одной и той же задачи или же решают различные вопросы по своим функциональным обязанностям.

Штабные тренировки проводятся на территории и плане (макете) объекта.

4. Тактико-специальные учения.

Тактико-специальные учения являются основной и наиболее эффективной формой подготовки сил РСЧС и формирований гражданской обороны, к выполнению задач по предназначению в мирное и военное время.

По предназначению ТСУ делятся на:

Сущность тактико-специальных учений в том, что в ходе их командно-начальствующий состав практически выполняют задачи по предназначению в непрерывно развивающейся обстановке, по единому замыслу, в различных видах чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, на местности в любое время года.

Основной метод обучения – практическая работа по выполнению всеми обучаемыми задач по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее АСДНР) в зонах ЧС или очагах поражения в условиях максимально приближенных к реальной обстановке.

5. Специальные учения и тренировки по противопожарной защите.

Специальные учения и тренировки по противопожарной защите являются основной формой практического обучения руководящего состава, формирований, рабочих и служащих объекта действиям по предупреждению пожаров, обязанностям и мерам безопасности при возникновении пожара.

Основной целью противопожарных учений и тренировок является отработка и закрепление навыков по эвакуации людей, действий руководства объекта в случае пожара и т.д.

Все вышеуказанные учения и тренировки проводятся на основании требований Постановления Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Организационно-методических указаний по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на текущий год.

Основные этапы организации и проведении учений (тренировок):

- Подготовка документации.
- Подготовка руководящего и личного состава организации к проведению учений.

- Организация действий руководящего и личного состава, направленных на достижение целей учения.

Анализ практического занятия

- Проведение анализа действий руководящего и личного состава организации при проведении учений.

- Подведение итогов, оглашение выводов практического учения. Детальный разбор дейстаий руководящего и личного состава.

Эксперты

Быстров Дмитрий Валентинович, инженер НТО, 1990, Высшее, «Смоленское высшее зенитное ракетное инженерное училище», 1999, второе высшее, «Военно-инженерная академия г. Москва». Стаж работы в отрасли – более 20 лет.

2011 – профессиональная переподготовка по специальности «Офисные вычислительные сети, программное обеспечение и технологии защиты информации»

2013 – прошел обучение на курсах гражданской оборы

2013 – прошел обучение и проверку знаний по мерам пожарной безопасности (удостоверение № 67, МБУ «Управление по делам ГО и ЧС»).

Нас рекомендуют друзьям: