Руководства, Инструкции, Бланки

образец программы стажировки водителей img-1

образец программы стажировки водителей

Рейтинг: 4.2/5.0 (1828 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Образец программы стажировки - образцы документов

Стажировка работников рабочих профессий


Не путайте это обучение и стажировку. Программа стажировки по каким непосредственно специальностям. Для этого создается приказом управляющего - повсевременно дейсвующая комиссия. Ежегодные занятия с водителями. При этом стажировка конкретно стажировка у нас была, а не обучение проходила с периодичностью 0,5 года и по результатам еш или человек сдавал на 4 либо, или на повторную стаж - ку отчаливал. Форум о трудоустройстве и поиске работы в столичной области. Пожарно - технический минимум. Слышала, а вот конкретно про стажировку, да чтоб все было задокументировано, про обучение по сохранности труда своими силами. Стажировка работников рабочих профессий. Гост 12.0.004-90, организация обучения сохранности труда; 3.5. Подготовка профессионалов строительного контроля технического надзора. И я понимаю, чем различается обучение и стажировка. У нас даже билеты были с вопросцами и стажировку человек заканчивал в виде экзамена перед комиссией. Увеличение квалификации по промышленной сохранности. Утвердить их у работодателя. Целью стажировки является практическое освоение конкретно на рабочем месте способностей выполнения работы, обретенных при проф подготовке, а также освоение безопасных приемов труда. Объявляется набор на курсы увеличения квалификации профессионалов в области экологической сохранности и обращения с отходами. Проф переподготовка профессионалов, осуществляющих работы в области охраны труда. Обучение нормам и правилам работы в тепловых энергоустановках и тепловых сетях. Подготовка профессионалов строй организаций увеличение квалификации. Нормативные документы о обучении работников по охране труда. Способ неразрушающего контроля январь февраль март апрель май июнь зрительный и измерительный вик 18-22 15-19 07-11 14-18 25-29 06-10 ультразвуковой ук 11-22 01-12 29.02-11.03 28.03-08.04 06-20 20.06-01.07 радиационный рк 18-29 15-26 14-25 18-29 06-17 капиллярный пвк 15-19 11-15 13-17 течеискание пвт 25.01-05.02 14-25 06-20 продление, расширение 2-ая половина курса по данному способу радиационная. Зато, п либо премию и право, плюнуть, кто на 5 проходил получал добавку, в соседа. Обучение сохранности труда следует проводить по учебным програмкам, а для работ, и согласовывать с отраслевыми профсоюзными органами, и с надлежащими органами муниципального надзора, составленным на базе типовых программ, к которым предъявляются доп завышенные требования сохранности труда, разработанных в согласовании с типовым положением о непрерывном проф и экономическом обучении кадров народного хозяйства. Оформляется протокол гост 12.004-90 приложение, потом приказ о допуске к самостоятельной работе. Подготовка судоводителей маломерных судов. А еще можно заключить контракт с обучающим центром и направлять их туда к примеру водителя погрузчика, штабелера. Анонсы по охране труда.

Образец программы стажировки

Образец программы стажировки

Группа: Пользователь
Сообщений: 7
Регистрация: 07.04.2012
Пользователь №: 17535
Спасибо сказали: 4 раз(а)

образец программы стажировки

Другие статьи

Стажировка водителей при приеме на работу

Стажировка водителей при приеме на работу

Как должна проходить стажировка при приеме на работу водителя? В каком порядке следует проводить стажировку водителя при приеме на работу? Как оформить стажировку водителя при приеме на работу?

Работа водителем требует от сотрудника высокого уровня профессионализма, внимательность и ответственный подход к своей работе. Причина проста: от этого работника зависят жизнь и здоровье пассажиров, имущество компании, а зачастую и ее репутация. Именно поэтому стажировка водителей при приеме на работу – важная процедура, которую должен пройти каждый претендент на эту должность. Ее цель – выявить профессиональный уровень водителя, научить его оперативно принимать правильные решения на дороге, свести к минимуму риск аварии и травматизм на предприятии.

Случаи стажировки водителей при приеме на работу

Стажировка водителей при приеме на работу представляет собой систему адаптации работников к конкретным условиям работы. В ряде случаев это обязательная процедура, установленная законом. Рассмотрим случаи, когда необходима стажировка:

  • стажировка при приеме на работу необходима для водителей, которые трудоустраиваются сразу после окончания обучения;
  • не зависимо от категории и стажа, водители проходят эту процедуру во время трудоустройства в новую организацию;
  • перерыв в работе более года – еще одна причина для прохождения стажировки;
  • перевод на работу с другой машиной также должен сопровождаться предварительной стажировкой;
  • перевод работника на новый маршрут движения;
  • процедура также необходима в случае перевода работника на горный маршрут.

Закон запрещает работодателям допускать к работе водителей, которые не прошли предварительную стажировку. Особенно актуальна стажировка водителей автобусов при приеме на работу и других работников общественного транспорта – от их профессионализма зависит жизнь многих людей.

Порядок и правила прохождения стажировки водителей при приеме на работу

Залог успешной стажировки водителей – соблюдением порядка и правил ее проведения. Такую процедуру организует либо организация-работодатель, либо специальные транспортные и учебные организации. Прежде всего, необходим план стажировки.

Ключевой момент процедуры – назначение наставника. Он должен контролировать "новичка" во время прохождения стажировки, оценить его способности к выполнению такого рода работы, при необходимости оказать содействие в обучении. Для этого наставник должен:

  • руководствоваться специально разработанной программой стажировки водителей и методическими пособиями;
  • иметь лицензию на право проводить обучение водителей;
  • иметь опыт вождения от пяти лет и более;
  • иметь опыт вождения больших грузовых автомобилей – от трех лет;
  • не привлекаться за нарушения правил дорожного движения.

В течение всего времени обучения, руководить стажером должен один и тот же наставник. Это необходимо для эффективного систематического обучения и контроля водителя.

Стажировка водителя проходит на таком транспортном средстве, которое впоследствии будет использоваться им для работы. Ведь для управления различными транспортными средствами нужны разные навыки, и водитель должен знать их особенности. Например, стажировка тракториста при приеме на работу, должна проходить на таком тракторе, которым он будет управлять во время работы.

Вождение транспортного средства в процессе стажировки должен осуществлять “новичком” самостоятельно. Единственное исключение – первый рейс по маршруту, а также сложные дорожные условия (гололед, ливень, снегопад и т. д.). Если наставник принял решение о временном отстранении водителя от управления, он должен зафиксировать это в карточке стажировки.

Этапы проведения стажировки водителей при приеме на работу

Прохождение стажировки при приеме на работу, как правило, происходит в несколько этапов:

Этап 1. Оценка теоретических знаний будущего работника;

Этап 2. Вождение транспортного средства на специальной площадке;

Этап 3. Поездки по будущему маршруту либо по городу вместе с водителем-наставником;

Этап 4. Контрольная поездка по маршруту с пассажирами или грузом под контролем наставника.

Проверка теоретических знаний водителя – важный этап стажировки, который позволяет определить уровень его знаний правил дорожного движения. Этот этап проводится в форме экзамена, во время которого будущий работник должен ответить на 20 вопросов. Если он ошибется более двух раз, дальнейшая стажировка не проводится. Соискатель на должность водителя может попробовать сдавать теоретический экзамен не более трех раз.

После прохождения теоретического экзамена, стажер должен потренироваться в вождении транспортного средства на специальной площадке. Стажировка при приеме на работу на этом этапе включает в себя изучение конкретной машины под контролем наставника:

  • осмотр и устранение дефектов транспортного средства в начале смены;
  • езда в указанном наставником направлении;
  • способность трогаться на любых дорогах (горизонтальные, неровные, с подъемом и т. д.);
  • торможение и остановка машины на любой скорости;
  • способность аккуратно разворачиваться, не создавая помехи на дороге.

Также водитель во время практических тренировок должен изучить план эвакуации людей в случае возникновения аварийной ситуации.

Поездки по будущему маршруту – следующий этап стажировки. В это время водитель получает практические навыки, учится маневрировать на местности, а также приобретает уверенность в своих силах и профессиональных навыках. В этот период стажер должен научиться:

  • правильно вести машину на проезжей части;
  • аккуратно поворачивать;
  • безопасно менять направление движения;
  • соблюдать безопасную дистанцию с другими участниками дорожного движения;
  • выбирать оптимальный скоростной режим;
  • правильно устанавливать и закреплять груз на транспортном средстве;
  • оформлять и заполнять товарно-транспортные или путевые листы;
  • оперативно предпринимать правильные действия при возникновении опасной ситуации на дороге.

После прохождения стажировки на маршруте водитель должен научиться полностью самостоятельно управлять транспортным средством, без помощи и вмешательства водителя-наставника.

Заключительный этап – контрольная самостоятельная поездка. Во время нее стажер полностью самостоятельно должен управлять транспортным средством с пассажирами или грузом. Во время такой поездки водитель-наставник оценивает знание правил дорожного движения, способности водителя к безопасному управлению транспортным средством, соблюдение стажером правил эксплуатации транспортного средства, пунктуальность водителя, соблюдение им графика движения транспорта.

Оформление стажировки водителей при приеме на работу

Период стажировки работника при приеме на работу требует особого оформления. Специальный лист стажера оформляется после прохождения контрольного испытания самостоятельной поездкой по маршруту. В этом документе должны быть зафиксированы результаты испытания, при наличии – замечания контролеров. Водитель-наставник и стажер должны подписать документ. Их подписи подтверждают согласие с результатами испытания.

Лист стажера необходимо отдать в службу кадров предприятия. После ознакомления с документом, кадровая служба должна вынести вердикт о приеме кандидата на должность. Окончательное подтверждение вердикта – подпись руководителя организации на документе. После этого нужно издать приказ о допуске работника к самостоятельному вождению транспортного средства.

Если человек прошел стажировку неудовлетворительно, соответствующая пометка ставится на листе стажера. Документ с такой отметкой необходимо передать в службу кадров. Должностные лица, ответственные за принятие работника, обязаны принять решение о продолжении стажировки либо об исключении кандидата из числа претендентов на должность водителя. Сроки повторной стажировки определяются индивидуально.

Проведение такой процедуры требует Трудовой кодекс. Стажировка при приеме на работу – залог безопасности на дорогах, а для предприятия – важная гарантия мастерства и профессионализма нового сотрудника. Именно поэтому закон обязывает предприятие проводить процедуру для кандидатов на должность водителя транспортного средства.

Стажировка по охране труда

Стажировка по охране труда

Обучение рабочих по охране труда состоит из теоретической и практической подготовки с последующей проверкой полученных знаний и навыков. Чтобы получить практические навыки на конкретном рабочем месте сотрудника, нужна стажировка под руководством более опытного работника. Мы расскажем, как ее организовать.

Кто должен проходить стажировку по охране труда

Работодатель обязан проводить стажировку на рабочем месте для сотрудников, поступающих на работу с вредными или опасными условиями труда ( ст. 225 ТК РФ, п. 7.2.5 ГОСТ 12.0.004–90, п. 2.2.2 постановления Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29). Для остальных работников, не связанных с вредными условиями, работодатель сам определяет необходимость стажировки.

Стажировка проводится только после обучения по охране труда

Проводить стажировку обязательно, если:

  • к работам предъявляются повышенные требования безопасности труда;
  • работы ведутся на объектах, на которые распространяются требования промышленной безопасности.

Читайте по теме в системе "Охрана труда":

Стажировку проводит опытный работник, который назначен приказом или распоряжением работодателя. В некоторых случаях вводится ограничение на количество стажеров для одного руководителя стажировки. Например, при работах на высоте их должно быть не больше двух. Также может быть введено требование к квалификации и опыту работы руководителя стажировки.

Пример. Водитель на время стажировки закрепляется за наставником на весь срок обучения. Наставников подбирают из числа наиболее опытных и дисциплинированных работников со стажем работы на автобусах не менее пяти лет, такси и грузового автомобиля — не менее трех лет. У наставников не должно быть нарушений Правил дорожного движения и ДТП за последние три года. Кроме того, они должны пройти предподготовку в учебном комбинате и иметь свидетельство на право стажировки водителей автобусов.

Кто обычно проходит стажировку по охране труда

Среди рабочих специальностей стажировку проводят:
• сварщикам;
• электромонтерам;
• операторам котельных;
• водителям, занятым на пассажирских перевозках;
• монтажникам-высотникам и т. д.

Также стажировку проходят ремонтный, оперативный, оперативно-ремонтный персонал и оперативные руководители. Остальным работникам стажировка необходима, если их нельзя сразу допускать к самостоятельной работе из-за особенностей конкретного предприятия или технологического процесса.

Какие документы подготовить перед стажировкой по охране труда

Минимально необходимый перечень документов для оформления стажировки выглядит так:

Положение о стажировке поможет составить РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 «Руководящий документ. Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей»

  • положение о стажировке;
  • программа стажировки;
  • приказ о стажировке;
  • приказ о допуске к самостоятельной работе.

За время стажировки работник должен:

  • усвоить правила нормативно-технических документов по охране труда, научиться применять их на рабочем месте;
  • изучить схемы, инструкции по эксплуатации и инструкции по охране труда, знание которых обязательно для работы в данной должности (профессии);
  • отработать четкое ориентирование на своем рабочем месте;
  • приобрести необходимые практические навыки в выполнении производственных операций;
  • изучить приемы и условия безаварийной, безопасной и экономичной эксплуатации обслуживаемого оборудования.

Стажировка длится от 2 до 14 смен. Продолжительность в каждом случае зависит от уровня профессиональной подготовки работника и характера выполняемой работы. Иногда конкретные требования по стажировке прописаны в отраслевых правилах по охране труда.

Пример. Для водителя автобуса, который раньше не работал водителем и только получил удостоверение на право управления автобусом, стажировка составит 224 часа:
• 61 час — предмаршрутная стажировка;
• 163 часа — маршрутная стажировка.

Опытный водитель, которого переводят с одной марки автобуса на другой, обойдется без предмаршрутной стажировки. Ему нужна только маршрутная стажировка — 32 часа.

Если же по вине водителя случится ДТП, то его направят на восьмичасовую стажировку с последующей сдачей тестовых экзаменов.

Как оценивают результаты стажировки по охране труда

Важно соблюдать порядок и сроки прохождения стажировки, правильно оформлять все документы. В противном случае ГИТ может посчитать, что стажировка не проводилась (проведена с нарушениями), и оштрафовать работодателя.

Пример. Одну из московских компаний навестили инспекторы ГИТ. Они выявили несколько нарушений охраны труда и, в том числе отсутствие стажировки работников. Они выдали предписание об отстранении этих сотрудников от работы. Проведя повторную проверку инспекторы обнаружили, что нарушения не устранены. Поэтому оштрафовали работодателя по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ (на тот момент ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ не вступила в силу). Работодатель попытался опротестовать решение в суде. Но это ему не удалось ( решение Московского городского суда от 18 февраля 2015 г. по делу № 7–1299 ).

При расследовании несчастных случаев на производстве прохождение пострадавшим стажировки, наряду с обучением по охране труда, будет одним из основополагающих факторов для установления вины работодателя.

Программы стажировок - Обучение по охране труда, инструктаж, допуск - Сообщество экспертов по охране труда (СЭОТ)

Программы стажировок

Отправлено 18.08.2011 - 06:50

1.Комплектовщик товаров
2.Заведующий складом (старший кладовщик (кладовщик))
3.Старший кассир (кассир)
4.Старший продавец (продавец)
5.Контролер торгового зала
6.Грузчик
7.Уборщик производственных (служебных) помещений
8.Дворник
9.Электрик
10.Упаковщик
11.Экспедитор
12.Техник (техник-распиловщик)
13.Водитель автопогрузчика (электропогрузчика, штабелера, Ричтрака)
14.Слесарь-сантехник
15.Столяр-станочник
16.Приемосдатчик
17.Слесарь по торговому оборудованию
18.Механик по эксплуатации оборудования

воооот. для них для всех надо делать программы. Мне бы хоть взглянуть описание последовательности для какой-либо профессии. а там уж по аналогии не сложно. я так понимаю их надо на основании технологических карт составлять..а тех.карт и в помине нет. в инструциях по ОТ только про безопасность описано, или тода по инструкциям и делать. так в них не полный объем работ.

Отправлено 18.08.2011 - 21:05

1.Комплектовщик товаров
2.Заведующий складом (старший кладовщик (кладовщик))
3.Старший кассир (кассир)
4.Старший продавец (продавец)
5.Контролер торгового зала
6.Грузчик
7.Уборщик производственных (служебных) помещений
8.Дворник
9.Электрик
10.Упаковщик
11.Экспедитор
12.Техник (техник-распиловщик)
13.Водитель автопогрузчика (электропогрузчика, штабелера, Ричтрака)
14.Слесарь-сантехник
15.Столяр-станочник
16.Приемосдатчик
17.Слесарь по торговому оборудованию
18.Механик по эксплуатации оборудования

воооот. для них для всех надо делать программы. Мне бы хоть взглянуть описание последовательности для какой-либо профессии. а там уж по аналогии не сложно. я так понимаю их надо на основании технологических карт составлять..а тех.карт и в помине нет. в инструциях по ОТ только про безопасность описано, или тода по инструкциям и делать. так в них не полный объем работ.

У меня к вам встречный вопрос. В каком нормативном документе Вы прочитали, что стажировка, должна проводиться по специальной программе? Вот обучение по ОТ - да. Вводный, первичный - да. Примерные вопросы программ вводного и первичного инструктажей изложены в ГОСТ 12.0.004-90. Есть типовые программы по ОТ по видам работ и профессиям.
Потом, руководители и специалисты - какая у них стажировка? Я про зав.складом, механика - у них обучение по ОТ 1 раз в 3 года.
На предприятии должен быть утвержденный перечень профессий, где требуется обучение по ОТ и по каким программам, а также перечень профессий с указанием сроков стажировки. Типовые программы можно приобрести. А в процессе стажировки придерживаться этих программ.

Отправлено 18.08.2011 - 21:55

У меня к вам встречный вопрос. В каком нормативном документе Вы прочитали, что стажировка, должна проводиться по специальной программе? Вот обучение по ОТ - да. Вводный, первичный - да. Примерные вопросы программ вводного и первичного инструктажей изложены в ГОСТ 12.0.004-90. Есть типовые программы по ОТ по видам работ и профессиям.
Потом, руководители и специалисты - какая у них стажировка? Я про зав.складом, механика - у них обучение по ОТ 1 раз в 3 года.
На предприятии должен быть утвержденный перечень профессий, где требуется обучение по ОТ и по каким программам, а также перечень профессий с указанием сроков стажировки. Типовые программы можно приобрести. А в процессе стажировки придерживаться этих программ.

Все правильно. Но только в некоторых случаях стажировку для руководителя и специалиста тоже можно провести по специально разработанной для него программе, если в этом возникла необходимость. Представьте, что приехал чукча из стойбища в столицу работать руководителем в крупную компанию или депутатом в Государственную думу. А он не только лифта, а, извините, общественного туалета никогда не видел. Трудно ему будет освоиться без стажировки.

  • Дмитрий Ан это нравится

Отправлено 19.08.2011 - 07:57

Все правильно. Но только в некоторых случаях стажировку для руководителя и специалиста тоже можно провести по специально разработанной для него программе, если в этом возникла необходимость. Представьте, что приехал чукча из стойбища в столицу работать руководителем в крупную компанию или депутатом в Государственную думу. А он не только лифта, а, извините, общественного туалета никогда не видел. Трудно ему будет освоиться без стажировки.

Уж больно пример экзотический. В этом случае нужна не стажировка, а обучение.

Отправлено 19.08.2011 - 13:45

В том-то и дело, в документах нигде не встречала про программы стажировок. С вводным, первичным инструктажами и программами обучния у меня полный порядок. и перечень на обучение по ОТ, а так же стажировок есть. раз есть программы к перечню по обучению, соответственно надо и программы к перечню по стажировке. начальник сказал надо разработать. вот и хотела узнать где или у кого подобное посмотреть можно..

Я знаком только с программами стажировок, которые разрабатывались для конкретного рабочего места и конкретного работника в процессе его подготовки (обучение, проверка знаний, инструктаж, стажировка, дублирование, допуск к самостоятельной работе, инструктажи и тренировки) непосредственно после первичного инструктажа на РМ. Разработку программ для должностей и рабочих мест я встречал только в одном документе, в котором она предусмотрена - Правилах работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации от 19.02.2000 №49. Требований там немного, поэтому приведу полностью:

7.1. Стажировка проводится под руководством ответственного обучающего лица для категории персонала, указанной в разделе 4 Правил.

7.2. Стажировка осуществляется по программам, разработанным для каждой должности и рабочего места и утвержденным в установленном порядке. Продолжительность стажировки должна быть 2-14 смен.

Примечание. Руководитель организации или подразделения может освобождать от стажировки работника, имеющего стаж по специальности не менее 3 лет, переходящего из одного цеха в другой, если характер его работы и тип оборудования, на котором он работал ранее, не меняется.

7.3. Допуск к стажировке оформляется распорядительным документом (приказом, указанием) руководителя организации или структурного подразделения. В документе указываются календарные сроки стажировки и фамилии лиц, ответственных за ее проведение.

7.4. Продолжительность стажировки устанавливается индивидуально в зависимости от уровня профессионального образования, опыта работы, профессии (должности) обучаемого.

7.5. В процессе стажировки работник должен:

- усвоить ПТЭ, правила техники безопасности (далее - ПТБ), ППБ и их практическое применение на рабочем месте;
- изучить схемы, производственные инструкции и инструкции по охране труда, знание которых обязательно для работы в данной должности (профессии);
- отработать четкое ориентирование на своем рабочем месте;
- приобрести необходимые практические навыки в выполнении производственных операций;
- изучить приемы и условия безаварийной, безопасной и экономичной эксплуатации обслуживаемого оборудования.

Отправлено 25.08.2011 - 04:34

Я знаком только с программами стажировок, которые разрабатывались для конкретного рабочего места и конкретного работника в процессе его подготовки (обучение, проверка знаний, инструктаж, стажировка, дублирование, допуск к самостоятельной работе, инструктажи и тренировки) непосредственно после первичного инструктажа на РМ. Разработку программ для должностей и рабочих мест я встречал только в одном документе, в котором она предусмотрена - Правилах работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации от 19.02.2000 №49. Требований там немного, поэтому приведу полностью.

Когда Минэнерго творило это чудо (приказ 49), оно не думало, как это выполнять будут люди, которые работают на линии! Это надо было додуматься-на стажировку составляй программу!
Ну да ладно. Вот прилагаю программу стажировки оператора котельной и слесаря, которые я в свое время нашел на сайте: http://forum.tehdoc. r=asc&start=15. Дай бог и спасибо тому, кто составил!
Хоть "болванка" будет, на основе которой можно "слепить" любую программу для любого работника.

Я знаком только с программами стажировок, которые разрабатывались для конкретного рабочего места и конкретного работника в процессе его подготовки (обучение, проверка знаний, инструктаж, стажировка, дублирование, допуск к самостоятельной работе, инструктажи и тренировки) непосредственно после первичного инструктажа на РМ. Разработку программ для должностей и рабочих мест я встречал только в одном документе, в котором она предусмотрена - Правилах работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации от 19.02.2000 №49. Требований там немного, поэтому приведу полностью.

Кстати, в ФГУ «Всероссийский научно-исследовательский институт охраны и экономики труда» разработали новый "Порядок организации обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда" (прилагаю).
Прилагаю также мои возражения и предложения по этому Порядку, которые я направил разработчикам проекта.
Посмотрите, что предлагает ФГУ по стажировке и мои предложения.

Прикрепленные файлы

Отправлено 07.09.2012 - 08:03

В программах стажировок указывается документы, которые необходимо прочитать работнику по пользованию оборудованием перед началом работы, выделить время на обучение работе на данном оборудовании, сдача зачетов на знание данного оборудования по завершению стажировки. Прописываете в них ответственных за проведения стажировки, устанавливаете сроки на каждое мероприятие. И утверждаете документ у руководителя.

Удобнее было бы утверждать не программу, а приказ или распоряжение руководителя с приложением программы. А в приказе отражать ответственного работника, назначенного персонально за проведение стажировки, срок прохождения стажировки, возможность сокращения срока стажировки и процедуры оформления, оплату за стажировку, ответственность лиц, участвующих в организации и проведении стажировки.

Образец программы стажировки водителей

О ПОВЫШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

И СТАЖИРОВКЕ ВОДИТЕЛЕЙ

РАЗРАБОТАН: Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ)

ИСПОЛНИТЕЛИ: Корнеев А.И. (руководитель темы), Белов П.П. Грибков В.П. Донченко В.В. Пинт А.А.

Разработан на основе письма Минавтотранса РСФСР N СВ-13/76 от 07.04.80 "О вводе в действие учебного плана и программы ежегодных занятий с водителями в автотранспортных предприятиях Министерства", циркулярного письма N 82-ц от 13.09.83 "О внедрении специальных программ и методических рекомендаций НИИАТа по совершенствованию профессионального мастерства водителей автомобилей", циркулярного письма Минавтотранса РСФСР N 173-ц от 13.06.68, Приказа Минавтотранса РСФСР N 32 от 18.01.67, Положения о стажировке водителей-выпускников учкомбинатов и автошкол в автохозяйствах Минавтошосдора РСФСР, утвержденного Минавтошосдором от 12.05.67.

Работа выполнена в соответствии с комплексным планом важнейших научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на 1985 г. утвержденным протоколом заседания Коллегии Минавтотранса РСФСР от 20.12.84, а также Планом работ по стандартизации и метрологии Минавтотранса РСФСР на 1985 г.

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение является единым документом, устанавливающим порядок повышения профессионального мастерства и проведения стажировки водителей автобусов, таксомоторов и грузовых автомобилей в предприятиях Министерства автомобильного транспорта РСФСР.

1.2. Требования настоящего РД выполняются работниками отделов кадров, служб безопасности движения; главным инженером и диспетчером.

2. Повышение профессионального мастерства водителей

2.1. Повышение профессионального мастерства водителей осуществляется на занятиях, проводимых по плану и программе ежегодных занятий с водителями в предприятиях, введенных в действие письмом Минавтотранса РСФСР N СВ-13/76 от 07.04.80, а также по программам методик совершенствования профессионального мастерства водителей различных транспортных средств, введенных в действие циркулярным письмом N 82-ц от 13.09.83 Минавтотранса РСФСР.

2.2. Территориальным управлениям и предприятиям необходимо иметь план (график) проведения занятий с водителями по повышению их мастерства как с отрывом (40-часовая программа), так и без отрыва (40-часовая программа) от производства, определить в них круг лиц, ответственных за организацию и проведение этапов занятий.

2.3. Для проведения занятий привлекаются наиболее опытные инженерно-технические работники предприятий, инженеры по безопасности движения, водители-наставники и водители-инструкторы.

2.4. Принятие зачетов по окончании ежегодной учебы водителей производится комиссией, назначаемой приказом по предприятию, с оформлением на каждую группу соответствующих протоколов, которые затем хранятся в отделе кадров предприятия.

2.5. По окончании обучения водителей по совершенствованию их профессионального мастерства выдавать свидетельства в установленной форме согласно приложению 1.

2.6. Ответственность за организацию и качество проведения занятий с водителями по повышению их профессионального мастерства возлагается на главных инженеров предприятий и объединений.

2.7. Республиканским объединениям и Главным управлениям автомобильного транспорта необходимо организовать контроль и учет (через отдел кадров) обучения водителей по указанным программам.

2.8. Ежегодные занятия с водителями в предприятиях проводятся в течение 40 часов без отрыва от производства. В течение года обучение по программе этих занятий должен пройти весь численный состав водителей предприятия.

2.9. Занятия по методикам НИИАТ предусматривают проведение комплекса мероприятий, включая теоретическую, тренажерную и автодромную подготовку водителей.

2.10. Обучение водителей автобусов по указанным методикам проводить один раз в три года, грузовых автомобилей и легковых таксомоторов - один раз в пять лет.

2.11. При организации мероприятий по повышению профессионального мастерства с отрывом от производства за период занятий водителям выплачивать тарифную ставку по соответствующему типу и марке автомобиля.

2.12. В первую очередь к обучению по программе НИИАТ привлекать всех водителей, вновь принятых на работу в предприятие (в счет времени, отведенного на их стажировку); водителей, совершивших дорожно-транспортное происшествие, привлекать к обучению дополнительно. После отпуска или месячного перерыва в работе по другим причинам водители обязаны сдать тестовые контрольные нормативы для получения зачета; сдача зачета оформляется протоколом.

3. Стажировка водителей

3.1. Целью стажировки является адаптация водителя к условиям работы на конкретном предприятии (маршруте), а также закрепление и совершенствование комплекса их знаний, умений и навыков, обеспечивающих безопасное управление транспортным средством при перевозке грузов и обслуживании пассажиров.

3.2. Допуск водителя к работе на транспортном средстве любой модели без предварительной стажировки запрещен.

3.3. Стажирование должно осуществляться на автомобилях того типа и марки, на тех маршрутах, на которых водители будут в дальнейшем самостоятельно работать.

3.4. Стажирование должно осуществляться в предприятии под руководством опытных водителей-наставников. Водитель закрепляется за водителем-наставником, как правило, на весь срок стажировки.

3.5. Водитель-наставник подбирается из числа наиболее опытных и дисциплинированных водителей, имеющих стаж работы на автобусах не менее 5 лет, такси и грузового автомобиля - не менее 3 лет, не допускавшие за последние три года нарушений Правил дорожного движения, отмеченных просечками в талоне предупреждений, не совершившие за указанный период ДТП по своей вине, прошедших предварительную подготовку в учебном комбинате и имеющих свидетельство на право стажирования водителей автобусов. Водители-наставники назначаются приказом по предприятию.

3.6. Водитель-наставник ведет учет работы стажера, заполняя карточку (листок) учета стажирования (приложение 2).

3.7. За период стажировки водителям-наставникам выплачивается заработная плата из расчета тарифной ставки, предусмотренной для водителя автомобиля, на котором они проходят стажировку.

4. Стажировка водителей таксомоторов и грузовых автомобилей

4.1. Водители, впервые назначаемые для работы на легковых таксомоторах, проходят стажировку в течение трех дней, в том числе:

вождение легкового таксомотора без пассажиров под руководством водителя-наставника - 1 день;

вождение легкового таксомотора с пассажирами под руководством водителя-наставника - 2 дня.

4.2. Водители грузовых автомобилей, впервые назначаемые на работу, проходят стажировку сроком до 1 месяца (Приказ Минавтотранса РСФСР N 32 от 18.01.67).

5. Стажировка водителей автобусов

5.1. Стажировка водителей автобусов включает предмаршрутную стажировку и стажировку на маршруте в условиях реального движения.

5.2. К выходу на маршрут для проведения маршрутной стажировки допускаются водители автобусов, прошедшие предрейсовый медицинский осмотр.

6. Категории лиц, которые должны проходить стажировку в качестве водителей автобуса, и ее продолжительность

6.1. К первой категории относятся лица, ранее не работавшие водителем, закончившие обучение в учебном комбинате, сдавшие экзамены в ГАИ и получившие удостоверение на право управления автобусом (категория "Д"). Для них продолжительность стажировки составляет:

61 час - предмаршрутная стажировка;

163 часа - маршрутная стажировка.

Всего - 224 часа.

6.2. Ко второй категории относятся водители, переподготовленные с категорий транспортных средств "В" и "С" на "Д". Продолжительность стажировки для них составляет:

30 час - предмаршрутная стажировка;

72 часа - маршрутная стажировка.

Всего - 102 часа.

6.3. К третьей категории относятся водители I и II класса, ранее не работавшие на автобусе. Продолжительность стажировки для них составляет:

18 часов - предмаршрутная стажировка;

32 часа - маршрутная стажировка.

Всего - 50 часов.

6.4. К четвертой категории относятся водители, имеющие право на управление автобусами, но не управлявшие ими более полугода. Продолжительность стажировки для них составляет:

8 часов - предмаршрутная стажировка;

16 часов - маршрутная стажировка.

6.5. К пятой категории относятся водители автобусов, имеющие перерыв в водительской деятельности более трех месяцев <*>. Продолжительность стажировки для них составляет:

<*> В случае работы водителя на горных маршрутах - более двух месяцев.

8 часов - предмаршрутная стажировка;

24 часа - маршрутная стажировка.

6.6. К шестой категории относятся водители автобусов, переведенные с одной марки автобуса на другую. Продолжительность стажировки для них составляет:

предмаршрутная стажировка не проводится;

32 часа - маршрутная стажировка.

6.7. К седьмой категории относятся водители автобусов, перешедшие для работы с одной категории маршрутов на другую <*>. Продолжительность стажировки для них приведена в табл. 1.

<*> Категории маршрутов: городские, пригородные, междугородные, горные.

N Городской Пригородный Между- Горный Примечание

В числителе - количество часов предмаршрутной стажировки; в знаменателе - количество часов маршрутной стажировки.

6.8. При переводе водителя на автобусный маршрут той же категории, но на котором он ранее не работал, необходимо организовать его маршрутную стажировку в объеме не менее 4 часов (для маршрутов повышенной сложности и горных маршрутов - не менее 8 часов, для междугородных маршрутов - не менее 1 рейса).

6.9. При переводе водителя на маршрут, на котором он ранее стажировался, но не работал в течение более 6 месяцев, он должен вновь пройти маршрутную стажировку в объеме не менее 2 часов (для маршрутов повышенной сложности и горных маршрутов - не менее одного рейса). Стажировка в этом случае сводится к работе водителя на маршруте в присутствии водителя-наставника, хорошо знающего данный маршрут.

6.10. Водители, совершившие по своей вине дорожно-транспортное происшествие, направляются на стажировку в течение 8 часов и последующую сдачу тестовых экзаменов. При повторной ДТП водитель направляется на дополнительные занятия по 40-часовой программе и последующую стажировку в течение 20 часов на маршрутах.

7. Порядок и цели проведения предмаршрутной стажировки водителей автобусов

7.1. Предмаршрутная стажировка включает теоретические занятия в классе, практические занятия в тренажерном классе <*> на учебной площадке <**>.

<*> При отсутствии тренажеров в предприятии занятия проводятся с использованием автобуса с вывешенным передним мостом.

<**> Под учебной площадкой понимается площадка минимальным размером 100 x 50 м с простейшим разметочным оборудованием. В условиях сельской местности допускается использование любой другой площадки, позволяющей осуществлять проведение предмаршрутной стажировки при условии обеспечения безопасности дорожного движения.

7.2. Целью предмаршрутной стажировки является выявление и устранение пробелов в знаниях, совершенствование и закрепление умений и навыков, необходимых водителю для безопасного, экономичного и комфортного управления автобусом.

7.3. Предмаршрутная стажировка проводится для группы водителей, входящих в одну и ту же категорию стажируемых лиц. Для водителей, отмеченных в пунктах 6.4 и 6.5, предмаршрутная стажировка проводится совместно.

7.4. Теоретические занятия проводятся водителями-наставниками и работниками службы безопасности движения. Практические занятия проводятся водителями-наставниками.

7.5. При проведении теоретических и практических занятий водитель-наставник руководствуется Программой стажировки для данной категории лиц, а также соответствующими Методическими пособиями и указаниями.

7.6. По окончании теоретических и практических занятий водитель-наставник совместно с водителем-инструктором и работниками службы безопасности движения проводят контрольные проверки теоретической и практической подготовки стажеров (см. раздел 8).

8. Порядок и цели проведения маршрутной стажировки водителей автобусов

8.1. Маршрутная стажировка заключается в самостоятельном управлении автобусом на маршруте под контролем водителя-наставника, закрепленного за стажером.

8.2. Целью маршрутной стажировки является закрепление знаний, умений и навыков стажируемого водителя в условиях движения по конкретным маршрутам, на которых он в дальнейшем будет самостоятельно работать.

8.3. Маршрутная стажировка включает движение по маршруту без пассажиров и движение с пассажирами по расписанию. Количество часов маршрутной стажировки приведено в табл. 2.

Категория ¦ Тип маршрута

¦ количество часов стажирования:

9. Цель и порядок проведения контрольных проверок стажируемых водителей автобусов

9.1. Целью проведения контрольных проверок является оценка уровня профессионального мастерства водителя для определения успешности прохождения этапов стажировки.

Контрольные проверки проводятся только для I - V категорий лиц, подлежащих стажировке.

9.2. Контрольная проверка теоретической и практической подготовки при проведении предмаршрутной стажировки проводится с использованием тестов по оценке теоретических знаний и отдельных навыков управления автобусом.

9.3. Контрольная проверка теоретических знаний стажера осуществляется с использованием пяти тестовых вопросов, взятых из программы предмаршрутной стажировки, на которые он должен ответить. Прошедшим контрольную проверку считается стажер, не допустивший ни одного неправильного ответа.

9.4. Контрольная проверка практической подготовки стажера осуществляется при помощи тестирования отдельных навыков управления автобусом. Содержание контрольных тестов, а также нормативы их выполнения определяются Методическими указаниями по проведению стажировки <*>.

<*> Для этой цели могут быть, в частности, использованы тесты, приведенные в Методике совершенствования профессионального мастерства водителей автобусов. М. 1983, утв. Минавтотрансом РСФСР.

9.5. Контрольная проверка по окончании маршрутной стажировки проводится с использованием теста по оценке водительского мастерства в условиях реального движения.

9.6. Тестирование водительского мастерства стажера в условиях реального движения по маршруту основано на оценке качества управления автобусом. При этом водителем-инструктором фиксируются ошибки, допущенные стажером при движении по маршруту. Количество и характер допущенных ошибок являются основанием для принятия решения об успешности прохождения данного этапа стажировки. Такое решение принимается комиссией в составе инженера по безопасности движения, водителя-инструктора и водителя-наставника.

9.7. Успешное прохождение водителем-стажером контрольных проверок является основанием для принятия решения о возможности его допуска к самостоятельной работе. В случае, если водитель не проходит контрольную проверку по одному из этапов стажировки (предмаршрутному или маршрутному), ее срок продлевается на величину до 20 часов <*>.

<*> Распределение часов по темам дополнительных занятий осуществляется водителем-инструктором с учетом ошибок, допущенных стажером.

10. Ответственность должностных лиц за проведение стажировки

10.1. Ответственность за организацию стажировки всех категорий лиц возлагается на главного инженера предприятия.

10.2. Главный инженер, или, по его поручению, другие компетентные специалисты, а также водители-инструкторы обязаны периодически осуществлять контроль за прохождением стажировки, принимать меры по устранению замеченных недостатков, контролировать методическую работу водителей-наставников.

10.3. Общую ответственность за прохождение всей стажировки данным лицом несет водитель-наставник, закрепленный за ним.

10.4. Водитель-наставник обязан контролировать прохождение предмаршрутной стажировки закрепленного за ним стажера, проводить с ним маршрутную стажировку. При этом он должен постоянно находиться вместе со стажером как при управлении автомобилем, так и при его обслуживании.

Водитель-наставник должен контролировать прохождение стажером предрейсового медосмотра и вместе с ним получать у диспетчера путевую документацию.

10.5. Линейный диспетчер несет дисциплинарную ответственность за направление учебного автобуса на другие маршруты, не предусмотренные для стажирования, и за направление водителя на маршруты, на которых он не проходил стажировку.

11. Оформление результатов стажировки

11.1. Стажирование водителей завершается контрольной поездкой и собеседованием, после чего в карточке стажирования делается заключение о возможности допуска стажера к самостоятельной работе в качестве водителя. Обязательным является указание марки автомобиля и маршрутов, на которых водитель может работать. Указанное заключение служит основанием для рассмотрения квалификационной комиссией предприятия заявления водителя о присвоении ему квалификации II или III класса в установленном порядке.

11.2. Карточка (листок) стажировки после соответствующего оформления хранится в отделе кадров предприятия.

11.3. В случаях, когда стажер, пройдя установленный курс стажировки и предоставляемые дополнительные 20 часов (см. п. 9.7), получил по итогам тестовых проверок неудовлетворительную оценку, водитель-инструктор совместно с водителем-наставником, ответственным за стажировку данного водителя автобуса, имеют право вынести решение о непригодности данного стажера к самостоятельной работе в качестве водителя автобуса на рассмотрение квалификационной комиссии предприятия.

11.4. Данные о возможности работы водителей автобусов на различных маршрутах в конце каждого месяца представляются главным инженером предприятия в распоряжение диспетчерских служб в форме аттестационной карточки (приложение 3).

12. Требования к автобусам при проведении стажировки

12.1. Подвижной состав, выделенный для проведения стажировки, должен быть технически исправен и оборудован дополнительным местом для водителя-наставника, обеспечивающим ему непосредственный контакт со стажером и возможность лично вмешиваться в управление автобусом в случаях возникновения опасной ситуации. Кабины оборудуются дублирующими педалями сцепления (кроме автобуса ЛиАЗ-677), тормозами, сиденьем водителя-наставника, дополнительными зеркалами заднего вида.

12.2. В кабине водителя на лобовом стекле в правой части устанавливается опознавательный знак учебного транспортного средства и табличка с надписью "Автобус ведет стажер". Указанный знак и табличка устанавливаются также в салоне автобуса у заднего стекла справа.

12.3. Перечень необходимого разметочного оборудования и приборов, необходимых для проведения предмаршрутной стажировки водителей автобусов во время автодромной подготовки, приведен в "Методике совершенствования профессионального мастерства водителей автобусов" (М. 1983, утв. Минавтотрансом РСФСР).

к распоряжению Минавтотранса РСФСР

ПРОХОЖДЕНИЯ СТАЖИРОВКИ ВОДИТЕЛЕМ

1. Водитель ___________________________________________________ приказом по

___________________________________ АТП N ___ от "__" _____________ 19__ г.

принят водителем _____ класса на транспортное средство ____________________

Водительское удостоверение серии __________ N ________ категории _____.

Стаж работы водителем с ____ года.

Направляется для прохождения стажировки в АТП в объеме ____ часов,

предмаршрутной стажировки _____ часов, маршрутной стажировки _____ часов.

М.П. Нач. отдела кадров

"__" ___________ 19__ г. (подпись)

2. Водитель ___________________________ прошел с __________________________

19__ г. по _______________ 19__ г. стажировку в объеме ___ часов.

Отметки о полученных зачетах:

Зачет по теоретической подготовке _________________________________________

"__" _______________ 19__ г. Подпись водителя-наставника

Зачет по практической подготовке __________________________________________

"__" _______________ 19__ г. Подпись водителя-наставника

Контрольная проверка стажера проведена и нормативы итогового тестирования

(не) выполнены "__" _______________ 19__ г.

ЗАМЕЧАНИЯ ПО РАБОТЕ СТАЖЕРА