Руководства, Инструкции, Бланки

курсовая работа образец написания img-1

курсовая работа образец написания

Рейтинг: 4.9/5.0 (1838 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Требования к написанию и оформлению курсовой работы

Требования к написанию и оформлению курсовых работ по специальности «Организация работы с молодежью»

Курсовая работа – это более глубокое и объемное исследование избранной проблемы учебного курса, чем реферат, доклад и контрольная работа.

1 Структура курсовой работы

Курсовая работа должна включать в себя следующие разделы:

а) титульный лист (см. Приложение 1);

б) оглавление (см. Приложение 2);

г) главы основной части;

д) заключение (выводы);

е) список использованных источников;

ж) приложения - при необходимости;

Обосновывая тему, студент должен определить ее место и значимость изучения в общей проблематике профессиональной работы с молодежью.

Необходимо обозначить цель своей работы, четко выделить конкретные задачи, с помощью которых будет достигаться цель исследования.

Желательно назвать и те проблемы, которые нужно было бы исследовать для полного раскрытия темы, однако они не рассматриваются в данной работе и почему (отсутствие необходимых источников, неизбежное превышение объема и т. д.).

Введение вместе не должно превышать 1/10 части общего объема работы (в среднем 2-3 страницы).

Автор вправе переставить местами названные элементы введения, исходя из принципа оптимальной подачи материала курсовой работы.

Введение состоит из следующих элементов:

1) обоснование (актуальность) темы – это степень ее важности в определенный момент и в конкретной ситуации для решения данных проблемы, вопроса или задачи. Освещение актуальности не должно быть многословным (для курсовой работы достаточно 0,5-1 страницы);

2) описание степени научной разработанности проблемы перечисление основных точек зрения, подходов и методологических основ исследований различных авторов, изучающих данную проблему;

3) указание предмета и объекта работы: объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. При проведении исследовательской работы существует несколько вариантов определения объекта и предмета исследования. В первом случае объект и предмет исследования соотносятся как целое и часть, как общее и целое. При таком определении связи между ними предмет – это то, что находится в границах объекта. Именно предмет исследования определяет тему исследования.

Другой подход к определению объекта и предмета исследования предполагает объект определять через испытуемых, а предмет – через то, что у них изучается;

4) постановка цели и задач исследования. Цель – это результат, который необходимо получить при проведения исследования, некоторый образ будущего. Задачи исследования – это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы и для проверки сформулированной гипотезы исследования;

5) определение гипотезы. Гипотеза – это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто. Гипотеза – это предполагаемое решение проблемы как необходимое и достаточное условие. К научной гипотезе предъявляются 2 основных требования:

а) гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены;

б) она должна быть проверяема при помощи имеющихся методик.

Тема: Анализ работы органов по делам молодежи в сфере профилактики девиантного поведения (на примере Курганской области)

Цель исследования: изучение деятельности органов по делам молодежи Курганской области в сфере профилактики девиантного поведения молодых людей.

- изучение теоретических подходов к проблеме девиантного поведения и ее профилактике;

- изучение деятельности органов по делам молодежи в сфере профилактики девиантного поведения;

- анализ деятельности исполнительных органов власти в сфере молодежной политики Курганской области, направленных на профилактику девиантного поведения молодежи;

- оценка эффективности деятельности органов по делам молодежи в сфере профилактики девиантного поведения на региональном уровне;

- разработка методических рекомендаций для специалистов, работающих в области профилактики девиантного поведения молодых людей.

Объект исследования: органы по делам молодежи Курганской области

Предмет исследования: деятельность органов по делам молодежи Курганской области в сфере профилактики девиантного поведения.

Гипотеза исследования: деятельность органов по делам молодежи Курганской области в сфере профилактики девиантного поведения в молодежной среде будет более эффективной при реализации проекта «Формирование социальных навыков у молодежи».

1) указаниеосновных методов исследования. Выбор методов исследования зависит от темы, проблемы, гипотезы, цели и задач исследования. В работе применяют методы эмпирического и теоретического исследования. К эмпирическим методам (способам выявления и обобщения фактов непосредственно в опыте, в практике) относятся наблюдение, беседы, рейтинг (оценки компетентных судей), педагогический консилиум, создание диагностических ситуаций, изучение литературы и других источников, педагогического опыта и др. К теоретическим методам, направленным на раскрытие внутренней структуры изучаемого предмета, механизмов его развития и функционирования, относятся теоретический анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация и идеализация, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, сравнение, классификация, обобщение.

По функциям выделяют методы диагностики, объяснения, прогнозирования, преобразования, коррекции, статистической обработки материала и др.

Из этого разнообразия методов необходимо выбрать такие, которые обеспечат максимальный эффект.

2) краткое обоснование структуры работы. Описание объема работы, наличие введения, количество глав, параграфов и пунктов, наличие заключения, количество использованных источников литературы, наличие приложений.

1.2 Основная часть

Основная часть курсовой работы обычно состоит из двух теоретических и практических или экспериментальных глав, при этом каждая глава – из двух-трёх параграфов и выводов по главе. Формулировка глав и параграфов должна быть четкой, краткой и в последовательной форме раскрывать содержание работы. После каждого пункта делается вывод по рассмотренному в пункте материалу (2-3 предложения).

Первая глава представляет собой аналитический (теоретический) обзор по проблеме, рассматриваемой в работе. На основе изучения литературных источников отечественных и зарубежных авторов рассматривается сущность исследуемой проблемы, анализируются различные подходы их решения, дается их критический анализ, излагается собственная позиция исследователя. В этой главе излагаются теоретические основы и краткая история изучаемого вопроса; выявляются нерешенные, слабо изученные или требующие решения проблемы.

Необходимо иметь в виду, что история вопроса, которая излагается в теоретической главе, – это не перечисление чужих мнений, а изложение того, как постепенно и последовательно формировалось нынешнее положение вещей в исследовании рассматриваемой проблемы.

Вторая глава посвящена описанию разработанного Вами социально-значимого проекта, мероприятия или проведенного исследования.

Заключение объемом 1 – 2 страницы должно содержать в концентрированном (тезисном) виде без какой-либо аргументации ранее обоснованные студентом в тексте работы наиболее важные выводы и предложения по совершенствованию теоретической и правовой базы в сферах государственного и муниципального управления, экономики, по применению их на практике. Автор курсовой работы должен выделить собственный вклад в разработку темы, подчеркнуть значимость своих выводов и наблюдений. Качество работы увеличится, если ее студент сумеет не только грамотно и профессионально подвести итоги, но и определить перспективность направлений дальнейшего исследования темы на новом уровне. Не стоит включать в заключение цитаты и примеры.

1.4 Список использованных источников.

В список использованных источников и литературы включаются все изученные или использованные автором книги, статьи, нормативные акты и другие источники, имеющие отношение к избранной теме, независимо от того, цитируются ли они в работе. Обязательно включение в список литературы всех цитируемых либо упомянутых в тексте курсового сочинения публикаций.

Список сокращений составляется в алфавитном порядке. Точки между буквами, обозначающие сокращенные слова, не ставятся.

В Приложение выносится дополнительный материал, который может нарушить связность изложения основного содержания и препятствовать его целостному восприятию. Это особенно касается громоздких таблиц, схем, образцов анкет, инструкций по проведению социологического исследования, протоколов опроса, вывода формул и т. п. Иллюстрации и таблицы, которые расположены на отдельных листах работы, включают в общую нумерацию страниц, но они не входят в общий объем работы. Общий о бъем приложений не должен превышать объем самой работы. Каждое приложение следует начинать с нового листа с указанием посередине строки слова «Приложение», напечатанного заглавными (большими) буквами, после которого следует арабская цифра, обозначающая его последовательность

Приложение должно иметь содержательный заголовок, который выравнивается по центру.

2 Оформление работы

Оформление – одна из важнейших стадий работы над курсовой работой. Причем определенные элементы оформления нельзя откладывать «на потом» – на то время, когда текст в своей основе уже будет написан.

Работа должна быть оформлена аккуратно с соблюдением ряда требований.

Объем работы зависит от многих факторов: масштабности и сложности темы, хронологических рамок исследования, количества привлеченных источников, стиля изложения.

Общий объем курсовой работы 20-25 страниц. При этом приложения не входят в объем работы, что позволяет исследователю уложиться в установленные рамки.

2.1 Общие требования

Законченная работа должна быть распечатана в следующем формате (редактор Microsoft Word for Windows):

– размер листа бумаги А4: ширина – 21 см. высота – 29,7 см (устанавливается опцией Файл / Параметры страниц / Размер бумаги ) ;

– шрифт: Times New Roman, размер 14 (в больших таблицах можно использовать размер 12 или 13);

– текст должен быть выровнен по ширине страницы;

– поля страницы: верхнее – 2 см. нижнее – 2 см. левое – 3 см. правое – 1,5 см (устанавливаются опцией Файл / Параметры страниц / Поля );

– интервал междустрочный: полуторный (интервал устанавливается опцией Абзац, которая вызывается щелчком правой кнопкой мыши);

– каждый абзац рекомендуется начинать с красной строки (устанавливается опцией Формат / Абзац / Отступ ).

Опечатки, неточности, обнаруженные в работе, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста машинописным или рукописным способами.

Страницы должны быть пронумерованы (используйте опцию Вставка / Номера страниц ); номер проставляют в нижнем поле по центру. при нумерации учтите, что первой страницей является титульный лист, второй - оглавление, на которых номер страницы не ставится. Номера страниц проставляются в введения.

Слово и следующий за ним знак препинания нельзя разделять пробелом, после точки обязателен пробел (исключение – точки в датах).

Каждая глава, введение, заключение, список используемой литературы, приложение (но не пункты и параграфы) должны начинаться с новой страницы. (Для перехода на новую страницу установите курсор в конце предыдущего раздела и нажмите Ctrl +Enter ).

Необходимо правильно оформлять общепринятые условные сокращения. После перечисления пишут т.е. (то есть), и т.д. (и так далее), и т.п. (и тому подобное), и др. (и другие), и пр. (и прочие); при ссылках: см. (смотри), ср. (сравни); при цифровом обозначении веков и годов: в. (век), вв. (века), г. (год), гг. (годы).

Внутри предложения слова «и другие», «и тому подобное» не сокращают, также не сокращаются «так называемый», «так как».

Допускается маркированный и нумерованный список (арабская цифра со скобкой): Формат / Список / Маркированный (Нумерованный)

- возрастные границы молодежи;

- психологические особенности молодежи;

- социальные особенности молодежи.

Верхнюю возрастную границу, принято считать, завершением молодости, то есть когда молодой человек полностью вступает в положение взрослого. Важнейшими являются 4 условия:

1) экономическая независимость, т.е. ответственности за приобретение необходимых для собственного осуществления средств и способности их создавать;

2) личная самостоятельность, т.е. способность принимать решения;

3) самостоятельное распоряжение средствами, которыми располагает для существования,

4) создание собственного очага, не зависимо от родительского, принятие ответственности за его поддержания и управления.

2.2 Оформление заголовков

Заголовки структурных частей работы «Оглавление», «Введение», «Заключение», «Список использованных источников», «Приложения» печатают заглавными буквами. Не допускается выделение слов, заголовков полужирным шрифтом и подчеркиванием. Заголовок выравнивается по центру. В заголовках сокращения и знаки переноса слов не допускаются, точка в конце не ставится. Если заголовок состоит из двух или более предложений, их разделяют точкой. Заголовок необходимо отделять двумя межстрочными интервалами от вышеизложенного текста и одним интервалом от последующего текста. Разделы следует нумеровать арабскими цифрами. Не допускается отрыв текста раздела от его заголовка (не должно быть так, чтобы заголовок раздела был в конце страницы, а собственно текст раздела начинался со следующей страницы).

2.3 Оформление ссылок

При включении в текст работы цитат или упоминании различных печатных работ необходимо давать ссылки на используемые источники. При этом возможны несколько вариантов оформления:

1) с сылка на источник в целом оформляется в виде номера, под которым он значится в списке использованных источников (см. п.2.5). который ставится после упоминания автора или коллектива авторов либо цитаты из работы и заключается в квадратные скобки, например:

«К.М. Сухоруков [2.43] наиболее важными проблемами в международной стандартизации в области библиографии считает…»;

2) ссылка на определенные фрагменты источника отличается от предыдущей указанием через запятую страниц цитируемого документа, например:

«А.Д. Сахаров [2.63, 201-202] писал, что…»;

3) применяется и комбинированная ссылка, когда необходимо указать страницы цитируемых работ в сочетании с общими номерами остальных источников, которые отделяются друг от друга точкой с запятой:

«Как видно из исследований [2.6; 2.7, 4-9; 9, 2.253]…»;

4) если возникает необходимость сослаться на мнение, разделяемое рядом авторов либо аргументируемое в нескольких работах одного и того же автора, то следует отметить все порядковые номера источников, которые разделяются точкой с запятой:

«Исследованиями ряда авторов [2.27; 2.91; 2.132] установлено, что…»

Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию или по иному документу, то ссылку следует начинать так: «Цит. По:» либо «Цит. По Н.:» или «Цит. По ст.:». Если невозможен плавный логический переход к ссылке от текста, к которому она относится, то пользуются начальными словами «См.», «См. об этом». Когда надо подчеркнуть, что источник, на который дается ссылка, лишь один из многих, где подтверждается, высказывается, или иллюстрируется положение основного текста, то в таких случаях пишут: «См. например,», «См. в частности». Когда нужно показать, что ссылка представляет дополнительную литературу, указывают «См. также:».

Использование чужого материала без ссылки на автора и источник заимствования является плагиатом.

2.4 Оформление цитат

Оформление цитат подчиняется следующим правилам. Если цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, она начинается с прописной (большой буквы). Если цитата включена на правах части в предложение авторского текста, она пишется со строчной (маленькой) буквы. Если в цитату вошла только часть предложения цитируемого источника, то либо после кавычки ставится многоточие и цитата начинается с маленькой буквы, либо цитата начинается с большой буквы и заканчивается многоточием, например: Г. Спенсер считал явления общественной жизни «…следующими общим мировым законам, как и все другие естественные явления».

Цитата начинается со строчной буквы и тогда, когда она органически входит в состав предложения, независимо от того, как она начиналась в источнике; например: П.А. Сорокин писал, что «уникальные условия революции дают возможность проверить многие социологические положения».

После цитируемого текста сначала закрываются кавычки, затем дается ссылка на источник, и только после этого ставится точка.

Например: Э. Кошмидер писал: «Под коинциденцией я подразумеваю совпадение слова и действия… в том смысле, что слово, которое произносится, как раз и есть само обозначаемое действие…» [2.25, 57].

2.5 Оформление списка использованных источников

Список использованных источников состоит из двух частей, который следует сразу после заключения. Первая часть - нормативно-правовые документы. Вторая часть – основная и дополнительная литература. В список включается вся литература и источники (нормативно-правовые документы), упоминаемые в тексте исследования, и на которые автор опирается в ходе написания работы. Этот список отражает осведомленность студента в имеющейся литературе по теме. В список включаются те источники, на которые нет ссылок в тексте, но которые были использованы студентом в ходе написания курсовой работы.

Количество использованных источников для подготовки курсовой работы литературы не менее 15.

Библиографическое описание должно отвечать определенным требованиям. Список литературы оформляется в алфавитном порядке. Авторы однофамильцы записываются по алфавиту их инициалов (имен). Труды одного автора помещаются по годам издания, т.е. в хронологическом порядке, при наличии нескольких трудов одного и того же года – в алфавитном порядке по названиям трудов.

В начале списка указывают отечественных авторов и авторов зарубежных, работы которых переведены на русский язык. Далее указываются работы авторов на иностранных языках, в том числе отечественных авторов, работы которых переведены на иностранные языки. Вся литература нумеруется с первого до последнего номера (сквозная нумерация). Каждый источник печатается с новой строки.

Нормативные акты и иные официальные документы выстраиваются по иерархии в отдельный блок перед основным списком литературы. Основная и дополнительная литература выстраивается в алфавитном порядке.

Список оформляется в следующем порядке:

Нормативные акты и иные официальные документы:

Основная и дополнительная литература:

Для оформления списка использованных источников применяется ГОСТ Р 7.0.5–2008.

Тарасова В. И. Политическая история Латинской Америки. учеб. для вузов. – 2-е изд. – М. Проспект, 2006. – С. 305–412.

Тарасова В. И. Политическая история Латинской Америки. М. 2006. С. 305.

2) Статья из журнала:

Адорно Т. В. К логике социальных наук // Вопр. философии. – 1992. –№ 10. – С. 76–86.

3) Электронный ресурс удаленного доступа (необходимо указать дату скачивания информации):

- Официальные периодические издания. электрон. путеводитель / Рос. нац. б-ка, Центр правовой информации. [СПб.], 2005–2007. URL: http://www.nlr.ru/lawcenter/izd/index.html (дата обращения: 18.01.2007).

или, если о данной публикации говорится в тексте документа:

- Члиянц Г. Создание телевидения // QRZ.RU. сервер радиолюбителей России. 2004. URL: http://www.qrz.ru/articles/article260.html (дата обращения: 21.02.2006).

4) Нормативный акт:

О противодействии терроризму. федер. закон Рос. Федерации от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ. принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 26 февр. 2006 г. одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 1 марта 2006 г. // Рос. газ. – 2006. – 10 марта.

5) Примечание об ограничении доступности приводят в ссылках на документы из локальных сетей, а также из полнотекстовых баз данных, доступ к которым осуществляется на договорной основе или по подписке (например, «Кодекс», «Гарант», «КонсультантПлюс», «EBSCO», «ProQuest», «Интегрум» и т. п.): О введении надбавок за сложность, напряженность и высокое качество работы [Электронный ресурс]. указание М-ва соц. защиты Рос. Федерации от 14 июля 1992 г. № 1–49-У. Документ опубликован не был. Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».

О жилищных правах научных работников [Электронный ресурс]. постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 20 авг. 1933 г. (с изм. и доп. внесенными постановлениями ВЦИК, СНК РСФСР от 1 нояб. 1934 г. от 24 июня 1938 г .). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2.6 Оформление таблиц, рисунков, графиков и т.д.

Большой цифровой материал рекомендуется помещать в работе в виде таблиц (в тексте или приложениях).

На все таблицы должны быть ссылки в тексте курсовой работы по типу «… таблица 1». Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы.

Номер следует размещать после слова «Таблица». Если в работе одна таблица, ее не нумеруют и слово «Таблица» не пишут.

Каждая таблица должна иметь заголовок. Название следует выполнять сточными буквами (кроме первой прописной) и помещать над таблицей. Заголовки граф и строк начинают с прописных букв.

Над верхним левым углом таблицы помещают надпись «Таблица …» с указанием ее номера, ставят тире и пишут название таблицы.

При переносе таблицы головку таблицы следует повторить, и над ней справа размещают слова «Продолжение табл. …», с указанием ее номера. Название при этом помещают только над первой ее частью.

В таблице, расположенной на 3 и более страницах, перед таблицей на последней странице указывается надпись «Окончание табл. …».

Допускается помещать таблицу вдоль длинной стороны листа.

При наличии в тексте небольшого по объему цифрового материала его нецелесообразно оформлять таблицей, а следует давать в виде вывода (текста), располагая цифровые данные в колонки.

Таблица отделяется от основного текста междустрочным интервалом.

Таблица 1 - Межгенерационная мобильность образовательного статуса, 1999 – 2002 гг.(в % по группам)

Иллюстрации могут быть расположены как по тексту курсовой работы, так и в приложении. Их следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией, за исключением иллюстраций приложений. Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1».

Ссылки на иллюстрацию дают по типу «… в соответствии с рисунком 2»

Иллюстрации могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных.

Рисунок 2 – Структура финансирования мероприятий на муниципальном уровне в рамках реализации молодежной политики на 1.01.2008 года

Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено после знака равенства или после знака плюс. Формулы и уравнения в работе следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении напротив формулы. Если в работе только одна формула или уравнение, то их не нумеруют. Формула отделяется от основного текста междустрочным интервалом.

Чистовой вариант курсовой работы надо тщательно выверить. В нём должны быть исправлены все ошибки, опечатки, внесены необходимые поправки, тщательно сверены фамилии, цитаты, названия.

Пример оформления титульного листа курсовой работы

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Курганский государственный университет

Кафедра «Организация работы с молодежью»

Общественные объединения молодежи как форма гражданской активности

Другие статьи

Введение курсовой работы

Как правильно написать введение курсовой работы?

Начиная писать курсовую работу или реферат, первым делом мы сталкиваемся с проблемой написания введения. Различные методички и инструкции советуют тщательным образом отнестись к этому начальному этапу работы. В каждом ВУЗе разработаны собственные методические указания, которые подробно разъясняют, что и как нужно писать во введении курсовой работы. Вообще вопрос оформления структурных частей учебных работ имеет огромное значение, т.к. довольно часто преподаватели завершают проверку работы уже на этапе ознакомления с введение, заключение и списком литературы. Увидев откровенные огрехи в этих элементах, опытный (либо просто довольно занятой) преподаватель вообще не читает содержимое курсовой работы, возвращая её студенту на доработку.

С другой стороны, увидев грамотное полноценное введение, содержащее: актуальность, цель, задачи, предмет, объект, методы исследования; теоретическую и практическую значимость, нормативно-правовую базу, - преподаватель с максимальной лояльностью проверяет работу студента. А иногда и сразу допускает курсовую к защите, без подробной проверки.

И так, в чём же секрет написания идеального введения курсовой работы?

Для ответа на этот вопрос мы обратимся не к методичкам и умудрённым опытом преподавателям, а к людям, для которых написание курсовых работ (рефератов, диплом и т.п.) является профессией. Это профессиональные авторы самых крупных и успешных агентств помощи студентам. На основе их практического опыта мы представим совершенно иной, профессиональный взгляд на само понятие «введение курсовой работы », на его структуру, а главное – порядок написания.

Во-первых, самый главный профессиональный секрет идеального введения для курсовой – это то, что его не стоит писать в самом начале работы. Это полностью противоречит абсолютно всем методичкам и советам университетских преподавателей и уважаемых профессоров. Однако, в действительности писать введение, как и заключение, нужно при завершении работы над курсовой, рефератом или дипломом. Смысл данного подход кроется в том, что общепринятые методики составления учебной работы зачастую устарели, а иногда и просто противоречат здравому смыслу. Вот, например, во введении практически любой учебной работы обычно требуется указать методы исследования. Но откуда студенту знать заранее, какие именно методы ему потребуются в ходе раскрытия темы работы? Другой пример – теоретическая или нормативно-правовая база исследования. Эти элементы также предполагается указывать во введении, т.е. в самом начале работы. И снова возникает вопрос – откуда студент должен знать все литературные источники и законы, которые всплывут при написании отдельных глав и параграфов работы? Но если писать введение после того как основная часть работы уже написана – всё становится на свои места, т.к. студент уже чётко знает какие источники, законы и методы он применил в ходе написания своей курсовой или дипломной работы.

Эти откровенные архаизмы в методичках ВУЗов обусловлены тем, что сегодня студент совершенно по другому подходит к выполнению работы. Если раньше приходилось идти в библиотеку, собирать стопку книг, вычитывать её и только потом приступать к написанию курсовой, - то сегодня этого никто не делает. У студента либо сразу есть план работы (из методички, от преподавателя) либо он ориентируется на многочисленные образцы готовых работ из интернета. Благодаря развитию информационных технологий, студент может сразу начать разработку глав и параграфом курсовой (дипломной) работы. Подобрав один или несколько тематически адекватных и актуальных источников, можно сразу писать соответствующую часть работы. Параллельно с этим учащийся вникает в суть, проблемы и актуальность темы своей работы. Всё это систематизируется и преобразуется в объективное представление о сущности вопроса, который раскрывает студент. Именно это системное и комплексное знание позволяет объективно и грамотно составить вводную часть исследования, определив актуальность, указав источниковую базу и методологию проведенной работы.

Во-вторых, при составлении введения важно указать все его структурные элементы. Перечень этих элементов может быть различен для разных видов учебных работ. Например, для реферата обычно достаточно раскрыть актуальность темы и цель его написания. Для курсовой работы элементов значительно больше.

Для полноценной курсовой работы введение должно содержать.

Здесь Вы можете скачать готовый шаблон введения в формате Word .

Сразу отметим, что данный перечень не является обязательным для всех курсовых работ. Для теоретических работ, которые выполняются на 1-2 курсах обычно достаточно первых 5-и или даже 3-х элементов. Для работ содержащих практическую часть, кроме актуальности, цели и задач обязательным является указание объекта и предмета исследования. Это объясняется тем, что практическое (или эмпирическое) исследование требует рассмотрения конкретного предприятия, человека, явления и т.п.

Здесь самое время объяснить сущность всех указанных выше элементов введения курсовой (или любой другой учебной) работы.

Любой студент обычно ознакомлен с данными понятиями посредством методических указаний (далее МУ) ВУЗа. Но, как мы выяснили ранее, эти методички не всегда адекватны реальности. Язык и термины, которые используют в МУ, не всегда понятны вчерашним выпускникам школы. Именно поэтому мы снова обратимся к опыту профессиональных авторов курсовых и дипломных работ.

Самый первый элемент хорошего введения – это актуальность темы работы. Иногда используется формулировка «актуальность исследования », что по сути одно и тоже.

Понятие «актуальность» в большинстве источников означает – важность, значимость, востребованность чего-либо в данный момент времени. При этом сам «момент времени» может предполагать разные временные интервалы. Что-либо может быть актуальным в этом году/месяце, а может быть актуальным в этом веке или даже вообще - во всей истории человечества.

Актуальность, как элемент введения курсовой работы, предполагает ответ на простой вопрос: почему тема Вашей работы сейчас имеет значение? Вроде бы вопрос понятен, но ответ на него:

- может быть слишком коротким (пример: почему тема здоровья сегодня важна? – потому что здоровье – это наше всё; без здоровья мы просто умрём);

- может быть слишком расплывчатым. неконкретным (пример: почему тема творчества Пушкина сегодня важна? – потому что Пушкина считают одним из лучших поэтов России; его творчество очень многогранно; он воспевает ключевые аспекты души и характера русского человека; его произведения известны во всём мире. В этом примере мы видим, что есть много вещей, из-за которых тема актуальна, но конкретного ответа нет);

- студент вообще не знает. Это отдельный случай, рецепт успеха здесь один: читать литературу по теме и стараться понять суть проблем.

Так как же правильно сформулировать актуальность во введении? Для этого мы рекомендуем попытаться ответить на следующие вопросы:

1) всё-тот же первый вопрос: почему тема работы сейчас важна.

Рекомендация по формулировке: Тема данной работы сегодня весьма актуальна потому что….

2) насколько тема работы сейчас важна (актуальна)? Т.е. нужно определить уровень (остроту) темы работы на сегодняшний день. Если это тема войны – сказать о войнах, которые сейчас идут / если это тема инфляции – сказать о высоком уровне инфляции, указав её конкретные значения в этом году / если это тема какой-то болезни – сказать об уровне заболеваемости ею в нашей стране или мире в целом.

Рекомендация по формулировке: Тема «..название темы…» имеет очень больше значение, потому что сегодня….

3) насколько тема работы популярна в научной литературе и других источниках? Здесь Важно не путать этот вопрос с теоретической базой исследования. Тут важно просто указать, как часто и в каких видах источников (книгах, журналах, диссертациях, СМИ) упоминается тема Вашей работы.

4) имеют ли место резкие изменения в состоянии (положении, уровне) данного вопроса в последние годы. Если это какой-то юридический вопрос – менялось ли что-то в его законодательном регулировании? / Если это экономическое явление, показатель – как (и почему) оно изменялось в последние годы?

5) почему это важно (актуально) конкретно для Вас или для Вашей будущей профессии?

Ответ на эти несколько вопросов позволит сформулировать достаточно полную и объективную актуальность темы во введении Вашей курсовой работы. Безусловно, тема работы не всегда позволит применить все 5 указанный вопросов. В этом случае постарайтесь ответить на те из них, которые наиболее уместны.

Цель и задачи курсовой работы

Цель исследования – второй по порядку элемент введения, но по значимости он первый. Ни одна курсовая работа не будет допущена к защите, если в её введении не указана цель работы. Методички обычно рекомендуют формулировать цель исходя из основной проблемы, актуальности темы работы. Это вводит в ступор студента. Опять вспомним несуразность общепринятого подхода к написанию введения в самом начале работы. Ну откуда студенту знать проблемные аспекты темы его работы, если он её ещё не написал? Да и вообще, выявление проблемы не всегда бывает возможно. Многие темы работ не предполагают каких-то проблем – там просто идёт изучение устоявшихся и стабильных явлений, вещей, вопросов, показателей. Именно поэтому при формулировании цели работы лаконичней и проще всего остановиться на указании её темы. При этом в начало надо добавить шаблонные фразы: «изучить особенности…», «исследовать…», «определить сущность…», «рассмотреть специфику. ».

Для наглядности приведём простые примеры:

Тема: Инфляция, её виды и последствия. Цель работы – изучить сущность инфляции, её видов и последствий.

Тема: Методы социальной работы с инвалидами. Цель работы – исследовать методы социальной работы с инвалидами.

Тема: Применение норм международного права в отечественном законодательстве. Цель работы – рассмотреть специфику применения норм международного права в отечественном законодательстве.

Задачи исследования – это конкретные вопросы, ответ на которые позволяет добиться цели работы. В качестве задач самым логичным является перечисление названий глав / параграфов Вашей работы. При этом в начало, как и в случае с целью, нужно добавить шаблонные фразы: «исследовать…», «изучить особенности…», «определить сущность…», «рассмотреть специфику. ».

Переход к указанию задач лучше оформить лаконичной и уместной формулировкой:

Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:

1) Изучить… «название первой главы работы»

2) Исследовать (проанализировать) … «название второй главы работы»

3) Определить … «название третьей главы работы».

Если глав в работе всего две, либо если каждая глава имеет более 2-х параграфов (подпунктов) – будет уместным разбить задачи не по главам, а по всем параграфам. Это позволит максимально подробно осветить задачи Вашей курсовой (или дипломной) работы. Кстати, для дипломной работы – такой более широкий подход к формулированию задач практически обязателен.

Объект и предмет курсовой работы

Объект и предмет курсовой работы - одни из наиболее проблемных моментов во введении к курсовой работе. Прежде чем объяснять их суть, стоит привести наглядное соотношение этих элементов в структуре введения и курсовой работы в целом.

Теперь мы переходим к более сложным (непонятным) элементам введения курсовой работы. Объект исследования – это обязательный элемент введения для учебных работ, содержащих практическую (эмпирическую) часть. Но и для теоретических работ весьма часто требуется указать объект исследования. Кстати, именно наличие практической части в курсовой работе определяет ключевое различие в содержании объекта исследования.

В обыденном понимании, объект исследования – это та сфера (область, круг лиц) на уровне которой происходит изучение темы работы.

Итак, если работа чисто теоретическая (например, по экономической теории, различным отраслям права и другим гуманитарным наукам), объект исследования – это сфера общественных отношений, в которой существует / действует / применяется «тема работы».

Определение объекта исследования в данном случае требует как минимум удовлетворительных знаний дисциплины и хорошего понимания темы работы.

Тема работы: Роль предпринимательства в экономике России. Объект исследования – сфера общественно-экономических отношений в области предпринимательской деятельности.

Тема работы: Агрессивное поведение подростков. Объект исследования – психологические сфера личности подростков (или просто: подростковая психология).

Тема работы: Административная ответственность водителя за нарушение правил дорожного движения. Объект исследования – сфера административно-правовых отношений участников дорожного движения (или по-другому: административно-правовое регулирование управления транспортным средством).

Если Вы пишите введение к курсовой работе, содержащей практическую часть, объектом исследования будет организация (предприятие, учреждение, круг лиц) на примере которых будет проводится анализ.

Тема работы: Анализ эффективности использования оборотных средств в ОАО Газпром. Объектом исследования будет – ОАО Газпром.

Тема: Адаптация новых сотрудников в учреждения социального обеспечения. Объектом исследования будут учреждения социального обеспечения.

Тема: Методы психологической работы с лицами юношеского возраста. Объектом исследования – будут лица юношеского возраста.

Примечание! Тема: Методы психологической работы с лицами юношеского возраста в учреждения временного пребывания несовершеннолетних правонарушителей. Объектом исследования – будут лица юношеского возраста, находящиеся в учреждениях временного пребывания несовершеннолетних правонарушителей. Тут важно не допустить ошибки и правильно понять, что объект исследования – это те лица, предметы, организации на которых направлено исследование, а не просто место его проведения.

Тут также могут быть сложности. В методических указаниях говорится, что под предметом исследования курсовой работы понимаются как теоретические, так и практические, значимые для науки свойства, элементы или особенности объекта исследования. С помощью определения предмета исследования в научной работе из общей системы выделяется лишь какая-то часть или процесс, который происходит в рамках этой системы.

Да, пожалуй понять что-либо не то что вчерашнему школьнику, а даже завтрашнему выпускнику ВУЗа вряд ли удастся.

Обратимся к опыту профессионалов в написании курсовых и дипломных работ. Оказывается всё на много проще. Для курсовых работ (да и дипломов уровня бакалавриата) предмет исследования – это просто повторение темы работы. Либо выделение самого важного из всей формулировки темы работы. Скажем так, если тема работы сформулирована максимально конкретно и лаконично – то предмет данной работы будет прямым повторением темы. Если же тема работы сформулирована широко и «витиевато», что часто делают преподаватели для усложнения жизни студентов, - то предметом будет самое главное в этой теме.

Приведём наглядные примеры. которые позволят легко разобраться в том, как правильно сформулировать во введении предмет исследования.

Тема: Инфляция и её виды. Предмет исследования – инфляция и её виды.

Тема: Сущность инфляции, её виды и особенности проявления в Российской экономике. Предмет исследования – инфляция и её виды (можно и так: виды и особенности проявления инфляции)

Тема: Понятие, сущность, классификация инфляции. Предмет исследования – инфляция и её виды.

Тема: Юридическая ответственность. Предмет исследования – юридическая ответственность.

Тема: Сущность и особенности юридической ответственности в отечественном праве. Предмет исследования – юридическая ответственность.

Тема: Категория юридической ответственности в российской правовой системе. Предмет исследования – юридическая ответственность (можно и так: категория юридической ответственности либо институт юридической ответственности).

Следующий элемент введения курсовой работы – это методы исследования. В ходе написания учебной работы студент применяет различные методы. Однако их правильное название ему не всегда известно. Вообще, метод исследования – это определенный приём или техника изучения чего-либо. Чтение учебника, расчёт показателей в экселе, опрос одногруппников и даже банальное сравнение двух спичек путём наложения их друг на друга – всё это методы исследования, методы познания действительности, которые помогают нам разобраться в сути вещей.

Используя на практике целый арсенал методов исследования, в момент указания данного пункта во введении студент оказывается в замешательстве. Для решения этой проблемы мы просто перечислим методы исследования, которые обычно используются в курсовых и дипломных работах.

Для начала важно понять, что все методы исследования в курсовой работе могут быть классифицированы на определенные разновидности:

- методы, применяемые как в науке, так и в других отраслях знания,

- методы, используемые во всех отраслях и сферах знаний,

- специфические методы, которые находят применение только в специализированных разделах науки или дисциплинах.

То, что Вы только что прочили – пример бесполезной по сути информации для студента, пишущего введение для своей курсовой работы. И таких примеров очень много в методических указаниях ВУЗов.

Для студента важно знать, что в курсовой работе (дипломе) обычно применяются только 2 крупных группы методов исследования.

общетеоретические методы исследования – это аналогия, классификация, абстрагирование, анализ и синтез, идеализация, мысленное моделирование, дедукция и индукция идр.;

практические методы исследования. которые также называются эмпирическими – это наблюдение, сравнение, сопоставление, измерение, эксперимент.

Объясним смысл некоторых методов исследования, которые чаще всего применяются в учебных работах и обязательно должны отражаться в хорошем введении курсовой работы.

Анализ (аналитический метод исследования) – это процедура разделения явления или процесса на составные элементы (некоторые свойства, признаки и т.д.) и их последующее разностороннее изучение. Данный метод исследования является наиболее часто применяемым в написании курсовых и дипломных работ.

Синтез наряду с анализом также часто применяется в курсовых и дипломных работах. Данный метод состоит в объединении определённых исследуемых признаков или свойств объекта в единое целое.

Аналогия – теоретический метод научного познания, основанный на выявлении сходств изучаемых явлений (вещей, показателей, состояний) по определённым признакам.

Дедукция – метод теоретического исследования, позволяющий сделать вывод общих особенностях изучаемого объекта на основании его отдельных свойств.

Индукция – метод исследования, обратный дедукции, то есть от общего к частному.

Классификация - общетеоретический метод, основанный на делении изучаемых объектов на несколько отдельных групп в зависимости от какого-либо признака. Классификация часто используется при написании курсовых работ по гуманитарным дисциплинам.

Моделирование – метод, предполагающий создание и исследования модели исследуемого объекта, которая имитирует оригинал. Методика моделирования предполагает, что воссозданная модель соответствует объекту исследования в изучаемых свойствах, но может отличаться по ряду некоторых признаков, что обуславливает удобство модели при исследовании изучаемого признака или объекта.

Наблюдение – это практический метод исследования, состоящий из действий, направленных на восприятие явлений действительности. Наблюдение помогает получить информацию о свойствах и отношениях исследуемых объектов. Данный метод широко применяется при написании курсовых работ по психологии, социологии и маркетингу.

Прогнозирование - метод, который представляет собой заключение о тенденциях развития исследуемого объекта.

В реальности при указании методов исследования во введении курсовой работы расшифровывать их сущность, конечно, не нужно. Достаточно их просто перечислить, при этом надо указать только те их них, которые действительно были применены в работе. В целях увеличения объёма введения студенты часто вписывают как можно больше методов исследования. Однако, на практике это оборачивается проблемами – преподаватель начинает задавать студенту вопросы о том, где, когда и зачем применялись те или иные методы. В конечном итоге - это приводит к снижению оценки. Хуже того, – преподаватель может потребовать провести дополнительные исследования в курсовой работы с применением указанных во введении «лишних» методов. Это может оказаться непосильной задачей для студента, что приведёт к ещё большему снижению оценки и лояльности преподавателя.

В связи с этим, профессионалы рекомендуют кратко и лаконично указывать во введении методы исследования. Вполне уместным является указание обобщённого названия группы методов. Например: «В курсовой работе применялись общетеоретические методы, а также опрос и наблюдение».

Обычно во введении курсовых работ не часто требуется приводить теоретическую базу исследования. Традиционно – это элемент дипломных работ и диссертаций. Однако, на старших курсах в курсовых работах по профильным дисциплинам описание теоретической базы исследования является частым условием МУ.

Ранее мы отмечали, что описывая во введении актуальность темы работы, можно упомянуть в каких источниках чаще всего изучается и обсуждается эта самая тема. Теоретическая база исследования, как элемент введения к курсовой работе, предполагает подробное описание используемых источников, с указанием их авторов, названий и времени выхода в свет их разработок. Здесь можно отметить дискуссионные вопросы темы, различие позиций авторов. Уместным будет отразить эволюцию мнений и точек зрения учёных относительно проблем и вопросов, рассматриваемых в курсовой работе.

Конечным итогом освещения теоретической базы исследования является формирование выводов о степени разработанности темы курсовой или дипломной работы в отечественной и зарубежной литературе.

Рекомендации по формулировкам для введения: В процессе разработки ключевых вопросов курсовой работы были использованы турды таких известных авторов как…, внесших существенный вклад в исследование темы данной работы.

Наиболее объективное и полное представление о проблемах… были встречены в работах … (указываются авторы и названия их книг). Результаты их исследований послужили теоретической базой данной курсовой / дипломной работы.

При написании курсовых и дипломных работ юридической тематики обязательным элементом введения является характеристика нормативно-правовой базы исследования.

Впрочем и для многих других дисциплин, данный элемент может быть востребован.

Здесь необходимо подробно перечислить весь комплекс нормативно-правовых актов, которые регулируют предмет исследования, а главное – были упомянуты в тексте курсовой работы. В состав правовой базы исследования обычно входят Конституция, Кодексы, законы, постановления и указы, а также разъяснения, письма и инструкции государственных министерств и ведомств. Нормативную базу составляют различные ГОСТы, СНИПы, технические регламенты, правила и инструкции.

Примечание! Если тема работы не имеет юридической либо технической (промышленной, строительной) направленности – то вполне уместным является объединение теоретической и нормативно-правовой базы исследования.

Важнейшим условием нормативно-правовой базы является её актуальность. Студент должен убедиться, что применяемые им законы и прочие нормативные акты действуют в настоящий момент на территории России. Использование устаревшего законодательства – это гарантия недопущения работы к защите. Исключение составляют лишь случаи сопоставления норм нового и старого законодательства с целью выявления различий и новшеств актуального правового регулирования вопросов исследования.

Рекомендации по формулировкам для введения: В ходе написания данной курсовой работы были задействованы следующие нормативно-правовые акты:… кодекс РФ, ФЗ «О….», Постановление правительства № … от … года «О мерах по….».Указанные источники регулируют ключевые вопросы исследования и составляют его нормативно-правовую базу.

Практическая база исследования во введении отражается только для курсовых и дипломных работ, имеющих практическую (эмпирическую) часть. Обычно это работы по экономике предприятия, АФХД, психологии, финансовому учёту и т.п. То есть это те дисциплины, чьи научные положения имеют прямое отношение к практической деятельности. Анализ, оценка либо эмпирическое исследование сущности явления, раскрываемого в курсовой работе, позволяет применить теоретические знания в реальной ситуации. Для этого студент берёт в качестве объекта исследования какое-либо предприятие или группу лиц.

В случае если работа имеет экономическую направленность, то объектом выступает конкретное предприятие. Тогда практической базой исследования будут разнообразные отчётные документы, на основе которых будет проводиться практический анализ. Обычно это бухгалтерский баланс, отчёт о финансовых результатах и прочие формы отчётности. Также могут быть применены разнообразные инструкции, бухгалтерские регистры и прочие документы по исследуемому предприятию.

Для работ социологической и психологической направленности - эмпирическую базу составляют группы лиц, коллективы либо результаты их исследования. Здесь речь идёт об опросных листах, анкетах и т.п.

Для курсовых, а чаще дипломных и диссертационных работ важным элементом введения является гипотеза. Методические указания дают весьма замысловатые рекомендации по формулированию гипотезы работы.

В самом общем смысле, гипотеза — это предварительное предположение (или начальная версия), подтверждение или опровержение которой является завершающим этапом курсовой работы.

Гипотезу, сформулированную во введении нужно доказать или опровергнуть в заключении.

Есть различные виды, формы, уровни, характеры, структуры гипотез. Если Вам это действительно интересно, то в интернете хватает информации по этому вопросу.

Действительно важно знать, что главным свойством гипотезы является её проверяемость.

Проверяется (подтверждается, доказывается или опровергается) гипотезы при помощи полученной в ходе исследования информации, анализа имеющихся знаний, логики (для теоретических работ).

Если работа имела практическую часть, то гипотеза проверяется на основе экспериментов, наблюдений, опросов и прочих эмпирических (практических) методов исследования, применённых в ходе написания курсовой или дипломной работы.

Вспоминая указанный в начале работе профессиональный секрет идеального введения отметим, что гипотеза в дипломной или курсовой формируется уже после написания самой работы. Практика показывает, что гипотеза сама себя «заявит» в ходе написания работы и проведения исследований. Пытаться её придумать в начале работы – занятие неблагодарное. Кроме того это может существенно усложнить работу и даже завести её в тупик когда выяснится, что гипотезу либо нельзя проверить либо её вообще не нужно проверять, т.к. это было многократно сделано до Вас.

Таковы ключевые аспекты написания идеального введения курсовой работы. Стоит сказать, что и для введения дипломной работы эти правила совершенно актуальны и верны.

Материал подготовлен по заказу Всероссийского банка рефератов Referatwork.ru (c) 2014. Авторские права защищены.
Копирование допустимо только с указанием прямой индексируемой ссылки на данную страницу.