Руководства, Инструкции, Бланки

пример положения об охране труда в организации образец 2016г img-1

пример положения об охране труда в организации образец 2016г

Рейтинг: 4.3/5.0 (1838 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Положение об охране труда

В вашем браузере отключен JavaScript, поэтому некоторое содержимое портала может отображаться некорректно. Для правильной работы всех функций портала включите, пожалуйста, JavaScript в настройках вашего браузера.

Внимание! У вас установлена устаревшая версия браузера: Opera 10.0.

Использование устаревшей версии браузера потенциально опасно и может привести к некорректному отображению сайта.
Обратите внимание на то, что мы не проверяем работоспособность и не поддерживаем корректную работу сайта в устаревших версиях браузеров.

Что же делать?
Вы можете самостоятельно или с помощью системного администратора вашей организации
скачать бесплатно и установить один из популярных современных браузеров:

Положение об охране труда

Типовое - оно на то и типовое, что обязательно для исполнения ВСЕМИ организациями, для которых утверждается. В данном случае - для всех!

Перерабатывать можно документ, который в названии имеет слово "Примерный", скажем, "ПРИМЕРНАЯ форма трудового договора", но "ТИПОВОЕ положение об охране труда".

ИМХО, ничего перерабатывать не нужно. Распечатать и хранить.

Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что:

Идет отправка уведомления.

Ударим рускем йозыгом по беспределу правописания!
Страшно — это когда понимаешь, что в каждом человеке есть свой сейф, и ты можешь его открыть…

Scorpion grass
Спасибо!

Ясно. Остался только один вопрос:
в типовом положении есть пункт:

12.7. Участие в:
- осуществлении надзора за строительством и реконструкцией зданий, сооружений;
- приемке в эксплуатацию оборудования, законченных строительством или реконструированных (модернизированных) производственных объектов, административных и бытовых зданий;
- работе комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов и другого оборудования в части соблюдения требований безопасности труда, а также по контролю качества средств индивидуальной защиты;
- работе аттестационных комиссий по аттестации руководителей и специалистов организации;
- расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, разработке мероприятий по их профилактике, подготовке документов на выплату возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работников, связанного с исполнением ими трудовых обязанностей.
если некоторые из этих пунктов у нас отсутствуют (вид деятельности другой), все-равно их оставлять?

Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что:

Идет отправка уведомления.

Scorpion grass
Спасибо!

Ясно. Остался только один вопрос:
в типовом положении есть пункт:

12.7. Участие в:
- осуществлении надзора за строительством и реконструкцией зданий, сооружений;
- приемке в эксплуатацию оборудования, законченных строительством или реконструированных (модернизированных) производственных объектов, административных и бытовых зданий;
- работе комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов и другого оборудования в части соблюдения требований безопасности труда, а также по контролю качества средств индивидуальной защиты;
- работе аттестационных комиссий по аттестации руководителей и специалистов организации;
- расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, разработке мероприятий по их профилактике, подготовке документов на выплату возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работников, связанного с исполнением ими трудовых обязанностей.
если некоторые из этих пунктов у нас отсутствуют (вид деятельности другой), все-равно их оставлять? Ну коли у вас их нет, то зачем вам их писать?

Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что:

Идет отправка уведомления.

- Бать, скажи как прожить, чтоб не притомиться?
- Живи как человек, набело

Рио-де-Жанейро, - это хрустальная мечта моего детства, не касайтесь ее своими лапами. (с)

Я не боюсь выделяться из толпы, я боюсь ею быть.

Другие статьи

Скачать образец формы бланка положение об организации работы по охране труда, а так же посмотреть пример его заполнения

Положение об организации работы по охране труда

О б организации работы по охране труда

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение об организации работы по охране труда разработано в соответствии с Трудовым кодексом РФ и является локальным нормативным актом ООО "Бета".
1.2. Целью организации в ООО "Бета" работы по охране труда является обеспечение безопасности жизни, сохранение здоровья и работоспособности работников ООО "Бета" в процессе трудовой деятельности.
1.3. Настоящее Положение устанавливает:
– основные направления работы по охране и безопасности труда в ООО "Бета" ;
– распределение обязанностей по обеспечению выполнения работ в области охраны труда в ООО "Бета" между работодателем и работниками;
– роль и место должностного лица. ответственного за охрану труда ;
– направления обеспечения благоприятных условий труда и снижения травматизма:

1) обучение и инструктаж по вопросам охраны труда работников ООО "Бета" ;

2) контроль и анализ состояния условий труда;

3) разработка мероприятий для включения в план мероприятий по охране труда;

4) организация обеспечения работников ООО "Бета" средствами коллективной и индивидуальной защиты;

5) изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда ;
– порядок деятельности комитета по охране труда;
– порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТ ПО ОХРАНЕ ТРУДА И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ МЕЖДУ РАБОТОДАТЕЛЕМ И РАБОТНИКАМИ

2.1. В целях обеспечения безопасных условий и охраны труда в ООО "Бета" работодатель обязан обеспечить:
– безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
– создание и функционирование системы управления охраной труда;
– применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством РФ о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
– соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
– режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
– приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством РФ о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
– обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
– недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку з?аний требований охраны труда;
– организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
– проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;
– в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медосмотров, других обязательных медосмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медосмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы ( должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медосмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;
– недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медосмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;
– информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
– предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, Роструду. другим ведомствам. осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий ;
– принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
– расследование и учет в установленном Трудовым кодексом РФ. другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
– санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;
– беспрепятственный допуск должностных лиц Роструда и государственной инспекции труда. других ведомств. осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда, органов Ф СС России. а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
– выполнение предписаний должностных лиц Роструда и государственной инспекции труда. других ведомств. осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные Трудовым к одексом РФ. иными федеральными законами сроки;
– обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
– ознакомление работников с требованиями охраны труда;
– разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном ст. 372 Трудового кодекса РФ для принятия локальных нормативных актов;
– наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

2.2. В области охраны труда работник обязан:
– соблюдать требования охраны труда;
– правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
– проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;
– немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);
– проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.

3. ОТВЕТСТВЕННОЕ ЛИЦО ПО ОХРАНЕ ТРУДА

3.1. Общее руководство и ответственность за организацию работы по охране труда возлагается на генерального директора ООО "Бета". в структурных подразделениях – на специалиста по охране труда.
3.2. Организация работы по охране труда в ООО "Бета" возлагается на ответственное лицо по охране труда – специалиста по охране труда.
3.3. Для выполнения организационных, координирующих, методических и контрольных функций на ответственное лицо по охране труда возлагаются следующие должностные обязанности:
– контроль за соблюдением всеми работниками ООО "Бета" требований действующего законодательства, правил, норм и инструкций по охране труда и технике безопасности;
– анализ выявленных случаев нарушений требований охраны труда, подготовка служебных аналитических записок о соблюдении работниками требований охраны труда и представление их на рассмотрение генеральному директору ООО "Бета" ;
– контроль за выдачей и использованием спецодежды и средств индивидуальной защиты;
– проведение инструктажей на рабочем месте и вводного инструктажа;
– обучение персонала безопасным методам работы;
– анализ и устранение недостатков в обеспечении безопасных условий труда;
– контроль за прохождением работниками обязательных медосмотров;
– периодическая проверка знаний по охране труда у работников;
– разработка, согласование и представление на утверждение документации по охране труда (правил, положений, инструкций и т.п.).
Ответственное лицо по охране труда в вопросах охраны труда подчиняется непосредственно генеральному директору ООО "Бета".

4. КОМИТЕТ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

4.1. В целях организации совместных действий работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организации проведения проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирования работников о результатах указанных проверок, сбора предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда в ООО "Бета" создается Комитет по охране труда.
4.2. Комитет по охране труда создается приказом генерального директора ООО "Бета".
4.3. Основные задачи, функции, права и состав Комитета по охране труда определяется Положением о Комитете по охране труда, которое утверждается приказом генерального директора ООО "Бета".

5. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ И ОХРАН Ы ТРУДА

5.1. Мероприятия по улучшению условий и охраны труда разрабатываются ответственным лицом по охране труда на основе следующих документов (сведений):
– материалов анализа состояния условий труда на рабочих местах (аналитических записок и т.п.);
– плана финансово-хозяйственной деятельности ООО "Бета" ;
– сведений о проведенных контролирующими ведомствами (в т. ч. государственной инспекцией труда) проверок в отношении ООО "Бета" ;
– предложений Комитета по охране труда ООО "Бета".
5.2. Контроль за выполнением мероприятий по охране труда возлагается на генерального директора ООО "Бета".

6. ОРГАНИЗАЦИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

6.1. Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний проводится в ООО "Бета" в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ и Положением, утв. Постановлением Минтруда России № 73 от 24 октября 2002 г.

7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

7.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения и действует до его отмены (принятия нового Положения).
7.2. Все работники ООО "Бета" должны быть ознакомлены с текстом настоящего Положения под подпись. Контроль за исполнением настоящего Положения возлагается на специалиста по охране труда.

Положение состави л.

Специалист по охране труда _________________________ В.В. Коротков

Положение по охране труда: примеры правильных формулировок

Положение по охране труда: примеры правильных формулировок

Сведения о задачах и функциях

Ведущий специалист реализует следующие государственные полномочия в сфере охраны труда:

  • оказание методической помощи работодателям в совершенствовании работы служб охраны труда;
  • организация сбора и обработка информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории Озерского городского округа;
  • участие в установленном порядке в расследовании групповых несчастных случаев c тяжёлыми последствиями, тяжёлых несчастных случаев и несчастных случаев со смертельным исходом;

Специальная оценка условий труда

Форма приказа о проведении специальной оценки условий труда (скачать )

Форма графика проведения специальной оценки условий труда(скачать )

Приказ Минтруда России №80н от 7 февраля 2014 г. (скачать )

Приказ Минтруда России №33н от 24 января 2014 г. "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению"(скачать )

Приказ Минтруда России №32н от 24 января 2014 г. "Об утверждении формы сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, технических требований к нему, инструкции по заполнению бланка сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и Порядка формирования и ведения реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда"(скачать )

Федеральный закон 421 от 28.12.2013 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ оценке условий труда"(скачать )

Федеральный закон № 426 от 28.12.2013 г. «О специальной оценке условий труда»(скачать )

  • Охрана труда. Сборник нормативных актов.(скачать )
  • Методические рекомендации по обеспечению работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты(скачать )
  • Методическое пособие начинающим специалистам по охране труд(скачать )
  • Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (скачать )
  • Руководство по организации медицинских осмотров(скачать )
  • Руководство по охране труда для субъектов малого предпринимательства(скачать )
  • Руководство по проведению Специальной оценки условий труда(скачать )
  • Справочник руководителя по вопросам организации охраны труда(скачать )
  • Требования к управлению охраной труда в организации(скачать )
  • Формы и правила ведения журналов по охране труда на предприятиях (организациях)(скачать )
  • Протокол №14 заседания межведомственной комиссии по охране труда на территории Озерского городского округа Челябинской области 24 июня 2016г. (скачать )
  • Протокол №13 заседания межведомственной комиссии по охране труда на территории Озерского городского округа Челябинской области 15 марта 2016г.(скачать )
  • Протокол №9 заседания межведомственной комиссии по охране труда на территории Озерского городского округа Челябинской области 25 марта 2015г.(скачать )
  • Протокол №7 заседания межведомственной комиссии по охране труда на территории Озерского городского округа Челябинской области 22 сентября 2014г.(скачать )
  • Протокол №6 заседания межведомственной комиссии по охране труда на территории Озерского городского округа Челябинской области 23 июня 2014г.(скачать )
  • Протокол заседания межведомственной комиссии по охране труда на территории Озерского городского округа Челябинской области 25 марта 2014г. (скачать )
  • Протокол заседания межведомственной комиссии по охране труда на территории Озерского городского округа Челябинской области 23 декабря 2013г. (скачать )
  • Протокол заседания межведомственной комиссии по охране труда на территории Озерского городского округа Челябинской области 23 августа 2013г. (скачать )
  • Протокол заседания межведомственной комиссии по охране труда на территории Озерского городского округа Челябинской области 20 мая 2013г. (скачать )

Прием граждан по вопросам охраны труда и улучшений условий труда по адресу: Комсомольская ул. 9, каб. 308, пн. – пт.
с 8:30 до 16:00, телефон горячей линии 8 (35130) 2-02-92, факс (351-30) 2-02-92, e-mail: asa@ozerskadm.ru.

  • Примерная форма Положения о системе управления охраной труда (скачать )
  • Примерная форма Приказа о распределении среди работников функциональных обязанностей работодателя по охране труда (скачать )
  • Приказ Минтруда России № 412н от 23 июня 2014 г. "Об утверждении типового положения о комитете (комиссии) по охране труда" (скачать )
  • Информация Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 октября 2014 г. "Типовые вопросы и ответы по специальной оценке условий труда" (скачать )
  • Положение о Всероссийском конкурс на лучшую организацию работ в области условий и охраны труда «Успех и безопасность» (скачать )
  • Об утверждении «Плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда на территории (в организациях) Озерского городского округа на 2014-2016 годы» (скачать )
  • Постановление губернатора Челябинской области №442 от 04.07.2014 "О проведении в 2014-2016 г. областного конкурса "Лучшая организация работ по условиям охране труда в организациях Челябинской области". (скачать )
  • Анализ результатов аттестации рабочих мест по условиям труда в бюджетных учреждениях муниципальных образований Челябинской области за последние 5 лет. (скачать )
  • Доклад «О состоянии и принимаемых мерах по улучшению условий и охраны труда в организациях Озерского городского округа Челябинской области в 2013 году» (скачать )
  • Постановление Правительства Челябинской области от 22.10.2013 № 361-П «Об областной целевой программе по улучшению условий и охраны труда в Челябинской области на 2014 – 2016 годы» (скачать )
  • Сбор информации о состоянии условий и охраны труда (скачать )
  • Закон Челябинской области от 30 августа 2001 г. № 29-ЗО «Об охране труда в Челябинской области» (скачать )
  • Закон Челябинской области от 29 сентября 2011 г. № 194-ЗО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области охраны труда» (скачать )
  • Приказ Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области от 01.06.2012 № 92 «Об утверждении методических рекомендаций по осуществлению органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий в сфере охраны труда» (скачать )
  • Постановление Правительства Челябинской области от 15.02.2012 № 27-П «Об областной целевой программе по улучшению условий и охраны труда в Челябинской области на 2012 – 2013 годы» (скачать )
  • Постановление администрации Озерского городского округа от 01 февраля 2013 г. № 233 «О создании межведомственной комиссии по охране труда на территории Озерского городского округа» (скачать )
  • Памятка по охране труда для работников кадровых служб организаций (скачать )
  • Примерный перечень локальной документации в сфере охраны труда, наличие, хранение и ведение которой должно быть обеспечено в организации(скачать )
  • Рекомендации по устранению нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы права (скачать )
  • Аттестация рабочих мест по условиям труда(скачать )
  • Обучение по охране труда(скачать )
  • Приказ от 1 октября 1990 г. N 639 "О введении в действие положения о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе Гособразования СССР" (скачать )
  • Кому необходимо сообщать при возникновении несчастного случая (скачать )
  • Если произошел легкий несчастный случай (скачать )
  • Методические рекомендации по расследованию несчастных случаев на производстве (скачать )
  • Страхователь в течение суток обязан сообщить по установленной форме о произошедшем несчастном случае (групповой, тяжелый, смертельный) по месту регистрации (ФОРМА №1) (скачать )
  • Расследование несчастных случаев на производстве (скачать )
  • Примерные формы (приказ, запрос, извещение) (скачать )

В процессе разработки Положения по охране труда в организации нередко возникают вопросы о том, что включать в тот или иной раздел, какие формулировки будут уместны, а от каких лучше воздержаться.

Что писать в Общем положении

Первый раздел Положения по охране труда, как правило, называют Общие положения. В нем описывают такие важные детали, как общее распределение обязанностей по охране труда.

Начинать раздел уместно такой формулировкой:

Организация работы по охране труда и ответственность за состояние этой работы в организации и ее подразделениях возложена на руководителя организации, его заместителей по направлениям деятельности, руководителей подразделений, служб и других должностных лиц в соответствии с настоящим Положением.

Ответственным за охрану труда в организации является работодатель. Однако уследить за всем хозяйством, особенно если это крупная организация, он физически не может. Поэтому в общих положениях обозначают его право и возможность часть своих полномочий делегировать своим подчиненным.

Руководитель организации, его заместители при необходимости могут возлагать на руководителей подразделений обязанности по охране труда, изложенные в настоящем Положении, а также обязанности по охране труда – на специалистов в соответствии с требованиями Правил по охране труда по видам работ, оборудования, объектам повышенной опасности.

Контроль за состоянием охраны труда должен быть непрерывный. Поэтому, если ответственный за тот или иной участок работы по охране труда сотрудник отсутствует, необходимо, чтобы кто-то выполнял его обязанности. Руководитель организации может своим приказом возложить обязанности отсутствующего на других работников. В Положении это можно сформулировать так:

В случае временного отсутствия на работе (отпуск, командировка, болезнь и т. п.) руководителя подразделения или специалиста, ответственного за организацию работ повышенной опасности, их должностные обязанности по охране труда, изложенные в настоящем Положении, возлагаются на заместителей либо специалистов, временно их замещающих по приказу (распоряжению) руководителя организации.

В Положении важно закрепить, какими документами определяются обязанности по охране труда других работников. Вот пример формулировки, которую можно включить в Положение:

Должностные обязанности специалистов, рабочих и служащих, занятых на работах (объектах) повышенной опасности, определяются должностными и производственными инструкциями в объеме требований Правил по охране труда по видам работ, объектам повышенной опасности.

Есть еще один важный момент, который необходимо включить в Общие положения. Это право работника отказаться от работы, если ему угрожает опасность. Сформулировать можно так:

Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности не влечет для него каких-либо необоснованных последствий.

Как распределять обязанности между руководителями

Как уже упоминалось, руководитель не может единолично управлять всей системой охраны труда. Поэтому в Положении по охране труда нужно создать раздел, в котором прописаны обязанности руководителей разных уровней.

Если в организации есть работы с вредными или опасными условиями труда, тяжелые работы, тогда в Положении по охране труда нужно посвятить им отдельный раздел. В нем опишите те мероприятия, которые будут проводиться, чтобы обеспечить безопасность работников. Здесь же необходимо указать, какие ограничения действуют для привлечения к таким работам, какие гарантии и компенсации предоставляются сотрудникам, занятым на этих работах.

Распределение обязанностей возложено на первое лицо. И в Положении об этом можно указать так:

Устанавливает для руководителей и специалистов организации, ответственных за выполнение работ и эксплуатацию оборудования повышенной опасности, их обязанности по обеспечению охраны труда.

Поскольку процесс обучения охране труда – один из важнейших элементов системы безопасности, стоит указать, кто его обеспечивает. Здесь также можно распределить обязанности. Например, руководитель организации отвечает только за обучение своих заместителей. Формулировка может звучать так:

Руководитель организации обеспечивает обучение по охране труда своих заместителей, а также периодическую проверку их знаний.

Охрана труда требует денежного обеспечения. Как правило, вопросами финансирования занимается непосредственно руководитель организации. А чтобы у подчиненных не возникало споров и сомнений, в Положении по охране труда запишем:

Руководитель обеспечивает финансирование приобретения специальной одежды, специальной обуви и других средств коллективной и индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением.

Специалист по охране труда

Вторым лицом по охране труда в организации должен быть специалист по охране труда. Чтобы обеспечить его независимость от руководителей любого уровня, кроме руководителя организации, в Положении укажем:

Специалист по охране труда подчиняется непосредственно руководителю организации.

Его обязанности в целом перечислены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, в разделе «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда». Однако их также необходимо перечислить в Положении по охране труда.

Обратите внимание: в основном роль специалиста по охране труда сводится к контролю за выполнением мероприятий по охране труда и участию в различных мероприятиях.

Участвует в разработке и контроле за функционированием системы управления охраной труда в организации.

Участвует в определении и корректировке направления развития системы управления профессиональными рисками в организации.

Осуществляет контроль за своевременностью и полнотой обеспечения работников организации специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием, молоком и другими равноценными продуктами питания.

Осуществляет контроль за состоянием и исправностью средств индивидуальной и коллективной защиты.

Совместно с другими структурными подразделениями организации участвует в разработке планов и программ по улучшению условий и охраны труда, устранению или минимизации профессиональных рисков.

Но есть задачи, которые не относятся к контрольным и надзорным. Так, специалист по охране труда должен решать вопросы с обучением работников: определять, кому из работников необходимо обучение по охране труда, проводить вводный инструктаж, контролировать проведение других видов инструктажей. Он также отчитывается о проделанной работе перед руководителем организации.

В Положении мы запишем об этом так:

Выявляет потребность в обучении работников в области охраны труда, исходя из государственных нормативных требований охраны труда, а также требований охраны труда, установленных правилами и инструкциями по охране труда, проводит вводный инструктаж, контролирует проведение инструктажей (первичных, повторных, внеплановых, целевых) работников по вопросам охраны труда.

Составляет и представляет отчет по установленной форме.

Какие обязанности должны нести по охране труда заместители руководителя организации и как об этом записать?

Предлагаем такой вариант:

Несут ответственность за состояние охраны труда и создание здоровых и безопасных условий труда в подчиненных подразделениях, службах.

Организуют обучение по охране труда руководителей и специалистов подчиненных им подразделений, служб и контролируют соблюдение установленных сроков периодической проверки их знаний.

Определяют необходимые финансовые и материальные средства для поддержания в безопасном состоянии оборудования, зданий, сооружений, территории, а также для выполнения запланированных мероприятий по улучшению условий труда работников организации.

Исходя из особенностей производства, руководитель может распределить обязанности иначе.

Планирование, финансирование и контроль

Работа по охране труда должна проводиться систематически, а это невозможно без планирования.

Составление планов на различные сроки и контроль за их выполнением – залог успешной работы в области охраны труда. Вот что необходимо записать в Положении по охране труда о планировании:

Планирование работы по охране труда должно предусматривать техническую эксплуатацию объектов, оборудования, технологической оснастки, средств безопасности и средств индивидуальной защиты на уровне требований правил по охране труда и выполнение мероприятий по снижению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, по сокращению количества работников, занятых на вредных и тяжелых работах, по внедрению безопасного оборудования и производственных процессов, а также проведение организационных мероприятий по охране труда (обучения, медицинских осмотров и т.п.).

И, конечно же, нужно упомянуть о том, что планы не могут быть фантастикой, а должны основываться на реальных возможностях организации:

Планируемые мероприятия по охране труда должны быть обеспечены материально-техническими ресурсами и финансированием; планироваться могут только те работы, которые имеют реальное материально-техническое обеспечение и соответствующее финансирование.

Об источниках финансирования работ по охране труда тоже нужно указать в Положении. Вот минимальная достаточная информация об этом:

Финансирование охраны труда осуществляется за счет средств организации, а также из фонда охраны труда.

Организация ежегодно выделяет на охрану труда необходимые средства в объемах, определяемых коллективным договором и соглашением по охране труда.

Контроль и его виды

Без контроля за выполнением поставленных задач любое благое начинание быстро увянет. Данное высказывание справедливо и для работы по охране труда. Этапы работы должны контролироваться. Причем делать это нужно на различных уровнях: административном, совместном с работниками и общественном. Вот что можно записать о различных видах контроля:

Административный контроль, осуществляемый руководителями всех уровней, ответственными должностными лицами и специалистами.

Административно-общественный контроль, проводимый совместной комиссией по охране труда, в состав которой входят представители работодателя и работников.

Общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов в области охраны труда работников организации.

Каждый из видов можно расписать более подробно. Например, вот как стоит написать про общественный контроль:

Общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников организации в области охраны труда осуществляют профсоюзные комитеты и уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзных комитетов или трудовых коллективов, которые наделены следующими правами:

Осуществлять контроль за соблюдением работодателем законодательных и других нормативных актов по охране труда.

Проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации.

Принимать участие в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, а также осуществлять самостоятельное их расследование.

Получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организации о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех подлежащих регистрации несчастных случаях на производстве.

Предъявлять требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников и т. д.

Контроль, который выполняется специалистом по охране труда, стоит расписать отдельно. Все же именно данный работник фактически несет большую часть ответственности за охрану труда в организации.

Специалист по охране труда организации осуществляет контроль в составе совместных комиссий по охране труда, а также по собственным планам в объеме своих должностных обязанностей.

Специалист по охране труда контролирует ход выполнения приказов, указаний, распоряжений по вопросам охраны труда руководителя организации, а также требований настоящего Положения.

По результатам контроля специалист по охране труда выписывает предписания на устранение обнаруженных нарушений.

В случае не устранения нарушений выписывается повторное предписание с решением руководителя организации о наказании виновного.

Обратите внимание на последний абзац примера. Часто на практике специалисты по охране труда жалуются, что их требования не выполняются работниками или руководителями различных уровней. Поэтому данный пункт Положения по охране труда является важным. К нему можно апеллировать и пользоваться им в случаях, когда просьбами и увещеваниями добиться выполнения требований охраны труда не получается. Исполняя данный пункт, специалист по охране труда обеспечит себе защиту от возможных обвинений в бездействии и невыполнении своих обязанностей.

Ответы на ваши вопросы

Кого можно освободить от стажировки?

Стажировку должны проходить все вновь принимаемые и переводимые на другую работу (должность, рабочее место) рабочие и специалисты или только рабочие и специалисты, связанные с работами, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда? Может ли руководитель приказом утвердить перечень лиц, освобожденных от стажировки (например, бухгалтер, экономист, секретарь, сторож, уборщик служебных помещений)?

Стажировку по охране труда обязаны проходить работники, которые заняты во вредных или опасных условиях труда или их деятельность связана с управлением транспортом (п. 2.2.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (утвержден постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29)). Остальным работникам стажировка не обязательна. Условия труда на рабочем месте подтверждаются результатами спецоценки (ранее – аттестацией рабочих мест).

Издавать отдельный приказ об освобождении бухгалтера, экономиста или любого другого сотрудника от стажировки нет необходимости.

Какие обязанности включить в должностную инструкцию ведущего специалиста по охране труда?

До 1 июня 2015 года в организации не было должности ведущего специалиста по охране труда. Работу по охране труда за дополнительную плату вели по совмещению два разных сотрудника. Теперь должность появилась. Можно ли внести в должностную инструкцию обязанности сотрудников, ранее выполнявших эту работу?

Должностные обязанности ведущего специалиста по охране труда вы можете составить, объединив обязанности сотрудников, ранее выполнявших работу по данной должности. Также рекомендуем воспользоваться разделом «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 г. № 559н). В нем содержатся все основные требования к специалисту по охране труда и руководителю отдела охраны труда.

Нужно ли специалисту по охране труда обучаться по техносферной безопасности?

У меня есть высшее психологическое образование. Достаточно ли мне будет пройти переподготовку по специальности «Техносферная безопасность» на 260-часовых курсах и получить диплом по данному предмету, чтобы выполнять обязанности специалиста по охране труда?

К специалисту по охране труда предъявлены определенные требования, связанные с его образованием. Они содержатся в разделе «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 г. № 559н).

В то же время в пункте 5 общих положений данного раздела указано, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Таким образом, за отсутствие образования по техносферной безопасности не накажут, если назначенный на должность решением аттестационной комиссии имеет опыт работы в данной области. В любом случае вам необходимо пройти обучение по охране труда. А лучше всего обучиться по данному направлению в указанном Вами объеме, чтобы квалифицированно выполнять обязанности.

Штраф за допуск работника к работе без обучения по охране труда составляет для руководителя от 15 000 до 25 000 рублей, для организации – от 110 000 до 130 000 рублей (ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ).

1 В первом разделе Положения по охране труда нужно отразить общие принципы распределения обязанностей между руководителями всех уровней, закрепить другие общие принципы работы по охране труда.

2 Руководитель организации занимается общими вопросами охраны труда. Но его прерогатива – финансирование мероприятий, направленных на безопасность работников.

3 Специалист по охране труда – второе лицо в компании, отвечающее за охрану труда. Он должен подчиняться непосредственно руководителю организации. В этом случае его деятельность не будет зависеть от руководителей подразделений и других специалистов.

4 Планирование, финансирование и контроль – три обязательных составляющих работы по охране труда. Об этапах планирования, источниках финансирования и способах контроля обязательно нужно указать в Положении по охране труда.