Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по регистрации прав на недвижимое имущество img-1

инструкция по регистрации прав на недвижимое имущество

Рейтинг: 4.9/5.0 (1852 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Приказ Минюста РФ от N 29 Об утверждении Инструкции об особенностях внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сд

Текст документа в некоммерческой интернет-версии КонсультантПлюс

Приказ Минюста РФ от 14.02.2007 N 29 "Об утверждении Инструкции об особенностях внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним при государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, предоставления информации о зарегистрированных правах общей долевой собственности на такие объекты недвижимого имущества" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.03.2007 N 9069)

в данный момент недоступен.

Вы можете сейчас
бесплатно получить текст
на электронную почту

Документ недоступен на сайте

Данный документ доступен в коммерческой версии системы КонсультантПлюс. Вы можете купить систему или заказать ее бесплатную демонстрацию .

Для ознакомления с текстом данного документа можно обратиться в региональный информационный центр (РИЦ) Сети КонсультантПлюс. расположенный в Вашем городе/регионе.

Дополнительная информация к документу

Дополнительная информация к документу или его части по значку i (разъяснения, комментарии, судебная практика) представлена в коммерческой версии системы КонсультантПлюс.

На сайте возможность недоступна.

В коммерческой версии системы КонсультантПлюс представлены все редакции документа (в том числе с изменениями, не вступившими в силу):

- указан период действия редакции

- можно найти редакцию на определённую дату

- можно сравнить редакции друг с другом

На сайте не представлены редакции документа

Другие статьи

Регистрация прав на недвижимость

Регистрация прав на недвижимость

Согласно ст. 131 ГК право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи. в том числе нажитые помещения, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Регистрации подлежат следующие права на жилые помещения. право собственности. право хозяйственного ведения. право оперативного управления. ипотека. а также иные права в случаях, предусмотренных законом. Не подлежат государственной регистрации права на жилые помещения, возникающие из договора найма жилого помещения. а также из договора безвозмездного пользования (гл. 35, 36 ГК).

В соответствии с Законом о внесении изменений в ГК к недвижимым вещам (недвижимому имуществу. недвижимости) отнесены и объекты незавершенного строительства (абз. 1 п. 1 ст. 130 ГК ), что является общим правовым основанием для осуществления государственной регистрации прав на такие объекты и сделок с ними. Возможность государственной регистрации объектов незавершенного строительства прямо вытекает из содержания ст. 25 Закона о регистрации прав на недвижимость. однако в перечне недвижимого имущества, содержащемся в абз. 3 ст. 1, объекты незавершенного строительства не указаны, что является пробелом, требующим устранения.

Действующим законодательством в ряде случаев разграничиваются регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что имеет отношение и к жилым помещениям. Так, п. 1 ст. 551 ГК предусматривает, что переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации. Таким образом, в приведенной норме речь идет лишь о регистрации перехода права собственности, но не самого договора. по которому осуществляется этот переход. Однако закон устанавливает исключение из данного общего правила, в соответствии с которым договор продажи жилого помещения подлежит государственной регистрации (п. 2 ст. 558 ГК ). Следовательно, при продаже жилого помещения регистрации подлежат как договор, так и переход права собственности. Аналогичные правила действуют и в отношении приобретения жилых помещений в собственность по договорам мены. дарения и ренты .

При наследовании жилого помещения должен регистрироваться переход права собственности.

Не являясь вещным правом на недвижимую вещь (п. 1 ст. 131 ГК ), право аренды жилого помещения не подлежит государственной регистрации. Что же касается договоров аренды жилых помещений, заключаемых юридическими лицами в соответствии с п. 2 ст. 671 ГК. то они должны регистрироваться в тех случаях, когда заключаются на срок не менее года (п. 2 ст. 651ГК).

Передача недвижимого имущества, в том числе жилых помещений, в доверительное управление подлежит государственной регистрации в том же порядке, что и переход права собственности на это имущество. Договор, на основании которого происходит такая передача, не требует регистрации (п. 2 ст. 1017 ГК ).

Одним из вопросов, имеющих актуальное значение в практике, является вопрос о необходимости нотариального оформления сделок с жилыми помещениями. В соответствии с п. 2 ст. 163 ГК нотариальное удостоверение сделок обязательно в случаях, указанных в законе, а также в случаях, предусмотренных соглашением сторон, хотя бы по закону для сделокданного вида эта форма не требовалась.

Применительно к сделкам, затрагивающим право собственности на жилые помещения, обязательное нотариальное удостоверение предусмотрено для договора ренты (ст. 584 ГК ), а также договора об ипотеке (п. 2 ст. 339 ГК ). Как обременение (ограничение) права собственности на жилое помещение, ипотека на основании правила п. 1 ст. 131 ГК также должна быть зарегистрирована.

Лица, желающие совершить сделку с жилым помещением, могут договориться об обращении к нотариусу для квалифицированного оформления договора. Однако регистратор обязан принять к регистрации документы, оформленные в простой письменной форме, если законом или договором не предусмотрено нотариальное удостоверение.

В тех случаях, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации сделки. другая сторона на основании п. 3 ст. 165 ГК вправе обратиться в суд за защитой своих интересов. При установлении судом правомерности заключенной сделки и факта уклонения стороны от ее регистрации суд вправе вынести решение, обязывающее соответствующий орган произвести государственную регистрацию сделки.

На основании п. 6 ст. 131 ГК порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с ГК Законом о регистрации прав на недвижимость. согласно п. 1 ст. 2 которого государственная регистрация представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество, включая жилые помещения.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

С государственной регистрацией связано возникновение и прекращение прав на недвижимое имущество, которые происходят с момента такой регистрации.

В соответствии с п. 4 ст. 218 ГК член жилищного, жилищно-строительного кооператива. другие лица, имеющие право на паенакопление, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, предоставленную этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество не с момента государственной регистрации их права, а с момента выплаты данного взноса.

Государственная регистрация прав проводится на всей территории РФ по установленной п. 2 ст. 2 Закона о регистрации прав на недвижимость системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Данная регистрация проводится учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества (п. 1 ст. 9).

Для осуществления государственной регистрации правообладатели либо уполномоченные ими на то лица при наличии надлежащим образом оформленной доверенности. желающие зарегистрировать сделки с недвижимостью и права на нее, подают в соответствующее учреждение юстиции документы, необходимые для государственной регистрации, и представляют квитанцию об оплате регистрации. В случае, если права возникают на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия, заявление о государственной регистрации права может подать нотариус, совершивший соответствующее нотариальное действие. Учреждения юстиции проводят правовую экспертизу документов и проверку законности сделки. Далее они устанавливают, не имеется ли противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав. При отсутствии указанных оснований учреждения юстиции вносят запись в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество, совершают надпись на правоустанавливающем документе и выдают удостоверение (в форме свидетельства) о произведенной государственной регистрации права (п. 1ст. 13, ст. 14, п. 1—2, 4 ст. 16). В соответствии с п. Зет. 13 Закона о регистрации прав на недвижимость государственная регистрация прав проводится не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации.

Приказом Минюста России от 06.08.2001 № 233 утверждена Инструкция о порядке государственной регистрации договоров купли-продажи и перехода права собственности на жилые помещения. Поскольку в большинстве случаев переход права собственности нажитые помещения происходит именно по договорам их купли-продажи, данная Инструкция упорядочивает значительную часть отношений, связанных с государственной регистрацией сделок с жильем и переходом права собственности на него, и имеет важное практическое значение.

Права на недвижимое имущество и сделки с ним регистрируются в Едином государственном реестре, неотъемлемой частью которого являются дела, включающие в себя правоустанавливающие документы на недвижимое имущество, и книги учета документов. Дело правоустанавливающих документов открывается на каждый объект недвижимого имущества. В дело помещаются все документы, поступающие для регистрации прав на этот объект (п. 1 и 2 ст. 12 Закона о регистрации прав на недвижимость ). Данный реестр ведется в соответствии с указанным Законом и Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 № 219.

Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним состоит из разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества. Раздел идентифицируется кадастровым номером объекта, а в случае его отсутствия – условным номером. Каждый раздел реестра содержит описание объекта, записи о подлежащих государственной регистрации сделках об его отчуждении, а также о праве собственности и об иных вещных правах на данный объект недвижимого имущества, имя (наименование) правообладателя и записи об ограничениях (обременениях) указанных прав.

В Законе о регистрации прав на недвижимость и Правилах подробно регламентируется порядок заполнения разделов Единого государственного реестра, производства записей о регистрации прав, их прекращении, ограничениях (обременениях), регистрации сделок с объектами недвижимости.

Правилами ведения Единого государственного реестра устанавливается форма свидетельства о государственной регистрации прав. Данное свидетельство является документом строгой отчетности, имеет степень защищенности на уровне ценной бумаги на предъявителя, а также учетную серию и номер. Свидетельство выдается: правообладателю – при регистрации любого вещного права на объект недвижимого имущества; арендатору – при регистрации аренды; залогодержателю – при регистрации ипотеки.

За государственную регистрацию прав в соответствии с налоговым законодательством взимается государственная пошлина (п. 1 ст. 11 Закона о регистрации прав на недвижимость ).

Согласно ст. 7 того же Закона государственная регистрация прав носит открытый характер. Орган, осуществляющий такую регистрацию, обязан предоставлять сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, о любом объекте недвижимости любому лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме. Юридическое лицо для получения соответствующих сведений должно предъявить документы, подтверждающие регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя.

Выписки из Единого государственного реестра прав, утвержденные в установленном порядке, должны содержать описание объекта недвижимости, зарегистрированные права на него, а также ограничения (обременения) прав, сведения о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости (п. 1 ст. 7). Это положение дополнено нормой Закона об участии в долевом строительстве. согласно которой в выписке из Единого государственного реестра прав, содержащей сведения о земельном участке, на котором создается объект недвижимого имущества, в состав которого входят жилые и нежилые помещения, являющиеся предметами договоров участия в долевом строительстве, помимо сведений об ипотеке указывается наличие зарегистрированных договоров участия в долевом строительстве с перечнем объектов долевого строительства, а также фирменные наименования (наименования) юридических лиц – участников долевого строительства, фамилии, имена, отчества физических лиц – участников долевого строительства.

Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, должен представить запрошенную информацию заявителю или выдать ему в письменной форме мотивированный отказ в течение пяти рабочих дней. В соответствии с дополнением, внесенным Федеральным законом от 29.12.2004 № 196-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“» в п. 2 ст. 7 Закона о регистрации прав на недвижимость. в случае, если Единый государственный реестр прав ведется на магнитном носителе, сведения, подлежащие предоставлению любому лицу в соответствии с п. 1 ст. 7, предоставляются не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем обращения за такими сведениями. Отказ в предоставлении информации о государственной регистрации права на недвижимость может быть оспорен в судебном порядке. Получение указанной информации может оказаться целесообразным, в частности, для установления действительной принадлежности жилого помещения при решении вопроса о приобретении жилья.

Вместе с тем закон ограничивает получение сведений о содержании правоустанавливающих документов, за исключением сведений об ограничениях (обременениях), обобщенных сведений о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости (например, сколько и каких жилых помещений находится в его собственности), выписок, содержащих сведения о переходе прав на объекты недвижимости, а также сведений о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным. Данные сведения предоставляются в установленном законом порядке только:

  • самим правообладателям или их законным представителям;
  • физическим и юридическим лицам, получившим доверенность от правообладателя или его законного представителя;
  • руководителям органов местного самоуправления и руководителям органов государственной власти субъектов РФ ;
  • налоговым органам в пределах территорий, находящихся под их юрисдикцией;
  • судам, правоохранительным органам. судебным приставам-исполнителям, имеющим в производстве дела, связанные с объектами недвижимости и (или) их правообладателями;
  • лицам, имеющим право на наследование имущества правообладателя по завещанию или по закону;
  • федеральному антимонопольному органу и его территориальным органам в пределах территорий, находящихся под юрисдикцией указанных территориальных органов;
  • Председателю Счетной палаты РФ. его заместителю и аудиторам Счетной палаты РФ для обеспечения деятельности Счетной палаты РФ.

Сведения о правах наследодателя на объекты недвижимости предоставляются также по запросу нотариуса в связи с открытием наследства (п. 3 ст. 7 Закона о регистрации прав на недвижимость ).

Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан по запросу правообладателя предоставлять ему информацию о лицах, получивших сведения об объекте недвижимого имущества, на который он имеет права.

Использование сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав, способами или в форме, которые наносят ущерб правам и законным интересам правообладателей, влечет ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

В соответствии с п. 6 ст. 7 органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, имеют право предоставлять статистическую информацию, полученную на основе сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав, любому заинтересованному лицу, если предоставление такой информации не нарушает права и законные интересы правообладателей. К статистической информации относится также информация об общем количестве прошедших государственную регистрацию сделок с недвижимым имуществом, заключенных на определенной территории за определенный период, обобщенная информация о субъектах таких сделок без идентифицирующих конкретное лицо сведений или об объектах таких сделок, информация о средней цене приобретения прав на недвижимое имущество и другая подобная информация. Такая информация может, в частности, использоваться заинтересованными лицами для изучения состояния рынка жилья в настоящий период времени.

Статья 8 предусматривает, что информация о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества и указанная в п. 6 ст. 7 статистическая информация предоставляются за плату, если иное не установлено законом. В настоящее время размеры такой платы определены Правилами осуществления платы за предоставление информации о зарегистрированных правах, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок. совершенных в простой письменной форме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.12.2004 № 773. За предоставление информации о зарегистрированных правах такие размеры составляют: для физических лиц – 100 руб. ; для юридических лиц – 300 руб.

Учреждение юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним бесплатно предоставляет информацию о правах на объект недвижимого имущества в органы (организации), ответственные за учет указанного объекта, в том объеме, который необходим для их работы.

Органам и организациям, которые по закону вправе получать информацию о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним, учреждение юстиции предоставляет данную информацию по их запросам.

В свою очередь органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. органы (организации) по учету объектов недвижимого имущества, другие организации, имеющие сведения, необходимые для государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, обязаны в срок не более чем десять дней с даты обращения предоставлять такие сведения правообладателям и соответствующим учреждениям юстиции бесплатно или за плату, согласованную с органами государственной власти субъектов РФ.

Большое значение при осуществлении жилищного строительства имеют нормы, регулирующие государственную регистрацию права собственности на создаваемый объект недвижимого имущества. В соответствии со ст. 25 Закона о регистрации прав на недвижимость право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания. Право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, указанных в настоящей статье.

В случае, если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на праве собственности, право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право собственности на данный земельный участок, разрешения на строительство, проектной документации и документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства.

В случае, если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на ином праве, чем право собственности, для регистрации права собственности заявителя на объект незавершенного строительства вместо документов, подтверждающих право собственности на соответствующий земельный участок, представляются документы, подтверждающие право пользования им.

В указанных выше случаях для регистрации права собственности на объект незавершенного строительства, являющийся объектом индивидуального жилищного строительства, предоставление проектной документации не требуется.

В Закон о регистрации прав на недвижимость включена новая ст. 25.3, предусматривающая особенности государственной регистрации права собственности на некоторые создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества. Согласно этой статье для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), достаточно представления документов, подтверждающих факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащих его описание, и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. При этом представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном названным Законом порядке.

Обязательным приложением к указанным выше документам является кадастровый план земельного участка, на котором расположен соответствующий создаваемый или созданный объект недвижимого имущества. Представление этого плана не требуется, если право на указанный земельный участок ранее зарегистрировано в установленном названным Законом порядке, а также если данный земельный участок предназначен для ведения личного подсобного хозяйства и представлено заключение органа местного самоуправления соответствующего поселения или городского округа, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ указанного земельного участка.

Ивакин В.Н. Жилищное право. 2010

Регистрация недвижимости - регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Советуем ещё почитать: Краткая справка о юридической компании «БИЗНЕС и ЗАКОН»

Мы профессионально помогаем предприятиям России достичь максимальной прибыли и минимальных убытков в рамках закона и без бюрократических проволочек. Какие проблемы и задачи мы можем решить: регистрация предприятия, регистрация лицензий и разрешений, юридическая подддержка хозяйственной деятельности, оформление сделок с недвижимостью, решение арбитражных споров, быстрая ликвидация (даже в затруднительных ситуациях), а также услуги бухгалтера на аутсорсинге. Нам известны проблемы наших клиентов, поэтому мы также оказываем бесплатные первичные консультации. Чтобы воспользоваться бесплатным сервисом достаточно сделать заявку с сайта. Мы рассчитываем, что это будем прекрасным началом для дальнейшего сотрудничества. Если Вам нужны качественные услуги, опытный специалист, способный обеспечить профессиональную юридическую помощь. – позвоните по нашим телефонам.

Статистики

Просим учесть:
Информация на нашем сайте не является публичной офертой и мы заранее приносим извинения, если по определённым причинам откажемся сотрудничать с теми, кто к нам обратился.

© 2000-2014 ООО "Бизнес и Закон"

Материалы опубликованы при одобрении Клиентов. Все авторские права сохранены за авторами материалов. Любое использование допустимо только при письменном разрешении от ООО "Бизнес и Закон", при указании автора материала и с активной ссылкой на сайт www.blaw.ru.

Старая версия сайта Администрация сайта: admin {at} blaw.ru

Есть вопросы?
Позвоните юристу-консультанту:

Москва
8 (499) 638-44-96 доб.635

Санкт-Петербург
8 (812) 309-52-81 доб. 200

Об утверждении Инструкции о государственной регистрации прав и сделок с объектами недвижимого имущества, расположенными на территории нескольких регис

Главная / 2000 / Июль / 3 / Приказ Минюста РФ N 193, Минимущества РФ N 17, Госстроя РФ N 2, Росземкадастра N 169 от 03.07.2000

Приказ Минюста РФ N 193, Минимущества РФ N 17, Госстроя РФ N 2, Росземкадастра N 169 от 03.07.2000 "Об утверждении Инструкции о государственной регистрации прав и сделок с объектами недвижимого имущества, расположенными на территории нескольких регистрационных округов"

Документ утратил силу

Документ по состоянию на август 2014 г.

На основании статьи 10 Федерального закона от 21 августа 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1999 г. N 544 "Об обеспечении надежного функционирования Единой системы газоснабжения при осуществлении открытым акционерным обществом "Газпром" мер по совершенствованию своей структуры" приказываем:

Утвердить прилагаемую Инструкцию о государственной регистрации прав и сделок с объектами недвижимого имущества, расположенными на территории нескольких регистрационных округов.

Министр юстиции
Российской Федерации
Ю.ЧАЙКА

Министр имущественных отношений
Российской Федерации
Ф.ГАЗИЗУЛЛИН

Председатель
Государственного комитета
Российской Федерации
по строительству и жилищно -
коммунальному комплексу
А.ШАМУЗАФАРОВ

Председатель Федеральной службы
земельного кадастра России
С.САЙ

Утверждена
Приказом Министерства юстиции
Российской Федерации,
Министерства имущественных отношений
Российской Федерации,
Государственного комитета
Российской Федерации
по строительству и жилищно -
коммунальному комплексу,
Федеральной службы
земельного кадастра России
от 3 июля 2000 г. N 193/17/2/169

ИНСТРУКЦИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ И СДЕЛОК С ОБЪЕКТАМИ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА, РАСПОЛОЖЕННЫМИ НА ТЕРРИТОРИИ НЕСКОЛЬКИХ РЕГИСТРАЦИОННЫХ ОКРУГОВ

1. Настоящая Инструкция разработана на основании и в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" <*>, Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним" <**>.

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3594.

<**> Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 8, ст. 963.

2. Настоящая Инструкция направлена на решение вопросов, связанных с проведением государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества (сооружения), расположенные на территории нескольких регистрационных округов, то есть на территории более одного субъекта Российской Федерации (например, газопроводы, трубопроводы), а также сделок с указанными объектами недвижимого имущества.

3. Согласно статье 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее именуется - Закон) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа. (Исключение из этого правила установлено статьей 22 Закона, согласно которой права и сделки с предприятием (имущественным комплексом, используемым для осуществления предпринимательской деятельности) подлежат государственной регистрации по месту государственной регистрации юридического лица - правообладателя предприятия.)

4. На основании статей 17 и 18 Закона обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации прав, являются план земельного участка, участка недр и (или) план объекта недвижимости с указанием его кадастрового номера (состоящего в соответствии со статьей 1 Закона из кадастрового номера земельного участка, на котором находится сооружение, и инвентарного номера сооружения), удостоверенные соответствующими органами, осуществляющими кадастровый и технический учет объектов недвижимости.

В соответствии с пунктом 23 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.98 N 219, записи в подраздел I Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее именуется - Единый государственный реестр прав) вносятся на основании документов, удостоверенных органами (организациями), осуществляющими кадастровый и технический учет объектов недвижимости на территории регистрационного округа.

Если планы и документы на весь объект недвижимости удостоверены одним из органов (организаций), осуществляющим кадастровый и технический учет объектов недвижимости на территории какого-либо из субъектов Российской Федерации, в пределах которых располагается этот объект недвижимости, государственная регистрация прав должна осуществляться в учреждении юстиции по регистрации прав, действующем на территории данного субъекта Российской Федерации.

Если планы и документы на весь объект недвижимости составлены и удостоверены несколькими органами (организациями), осуществляющими кадастровый и технический учет объектов недвижимости на территории различных субъектов Российской Федерации, в пределах которых располагается этот объект недвижимости, государственная регистрация прав может осуществляться в любом учреждении юстиции по регистрации прав, действующем на территории одного из указанных субъектов Российской Федерации, по выбору правообладателя (сторон сделки).

Если планы и документы на весь объект недвижимости составлены и удостоверены органами (организациями), осуществляющими кадастровый и технический учет объектов недвижимости и находящимися не на территории субъектов Российской Федерации, в пределах которых располагается этот объект недвижимости, государственная регистрация прав также может осуществляться в любом учреждении юстиции по регистрации прав, действующем на территории одного из субъектов Российской Федерации, в пределах которых располагается данный объект недвижимости, по выбору правообладателя (сторон сделки).

5. Дальнейшая государственная регистрация перехода, прекращения, ограничения (обременения) прав на объект недвижимости или иных сделок с ним осуществляется учреждением юстиции по регистрации прав, которым изначально был открыт соответствующий раздел Единого государственного реестра прав.

6. Учреждение юстиции по регистрации прав, зарегистрировавшее право на объект недвижимости, его переход, прекращение, ограничение (обременение) либо иную сделку с ним, в течение трех дней с момента регистрации должно направить в иные учреждения юстиции по регистрации прав, действующие на территории регистрационных округов, в пределах которых также располагается объект недвижимости, соответствующую информацию о проведенной регистрации (приложение N 1).

7. Государственная регистрация прав и сделок с земельными участками, по которым проходят (на которых располагаются) указанные в настоящей Инструкции объекты недвижимости, осуществляется учреждениями юстиции по регистрации прав по месту расположения этих земельных участков.

При этом названные учреждения юстиции по регистрации прав по поступлении указанной в пункте 6 настоящей Инструкции информации в графу "Особые отметки регистратора" подраздела II соответствующего раздела Единого государственного реестра прав вносят записи о наименовании и назначении объекта недвижимости, расположенного на территории нескольких регистрационных округов, данных о его правообладателе, виде зарегистрированного права, дате и номере государственной регистрации права, а также наименовании учреждения юстиции по регистрации прав, которым данное право было зарегистрировано.

Учреждение юстиции по регистрации прав, осуществившее государственную регистрацию перехода права на земельный участок, его ограничения (обременения) или иной сделки с земельным участком, по которому проходит (на котором располагается) объект недвижимости, направляет об этом информацию в учреждение юстиции по регистрации прав, зарегистрировавшее право на объект недвижимости, расположенный на территории нескольких регистрационных округов (приложение N 2).

8. Учитывая особенности проводимой работы по государственной регистрации прав, их ограничения (обременения) и иных сделок с объектами недвижимости, располагающимися на территории нескольких регистрационных округов, такая регистрация должна осуществляться не в обособленных подразделениях учреждения юстиции по регистрации прав (филиалах), а в самом учреждении юстиции по регистрации прав (то есть в центральном аппарате).

Приложение N 1
к Инструкции

Приложение N 2
к Инструкции

Календарь

ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ

О ПОРЯДКЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО

I. Общие положения

1. Инструкция о порядке государственной регистрации прав несовершеннолетних на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Инструкция) разработана на основании и в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации <1> (далее - Кодекс), Семейным кодексом Российской Федерации <2> (далее - Семейный кодекс), Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" <3> (далее - Закон), Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним" <4>, Федеральной программой поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 г. N 273 "Об утверждении Федеральной программы поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" <5>.

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 1996, N 5, ст. 410; 2001, N 49, ст. 4552.

<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 16; 1997, N 46, ст. 5243; 1998, N 26, ст. 3014; 2000, N 2, ст. 153.

<3> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3594; 2001, N 11, ст. 997; 2001, N 16, ст. 1533; 2002, N 15, ст. 1377; 2003, N 24, ст. 2244; 2004, N 27, ст. 2711.

<4> Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 8, ст. 963; 1999, N 52, ст. 6416; 2002, N 41, ст. 3983; 2003, N 37, ст. 3584.

<5> Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 16, ст. 1602.

Государственная регистрация прав несовершеннолетних на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется в порядке, установленном законом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним" Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Правила ведения ЕГРП). иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми в соответствии с Законом.

2. Инструкцией регулируются вопросы, касающиеся особенностей проведения государственной регистрации прав несовершеннолетних на недвижимое имущество и сделок с ним, в том числе представления документов на государственную регистрацию, проведения правовой экспертизы документов и проверки законности сделки, внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Единый государственный реестр прав).

К отношениям, возникающим при государственной регистрации прав несовершеннолетних на недвижимое имущество и сделок с ним, применяются также иные нормативные правовые акты Министерства юстиции Российской Федерации, изданные в порядке реализации полномочий в системе государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

II. Особенности представления документов

на государственную регистрацию прав несовершеннолетних

на недвижимое имущество, проведения правовой экспертизы

документов и проверки законности сделки

3. Представление документов на государственную регистрацию осуществляется в порядке, установленном Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми в соответствии с ним.

4. Заявления о государственной регистрации представляют:

от имени несовершеннолетних в возрасте до четырнадцати лет - их законные представители;

в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 38 Кодекса, - управляющие в отношении недвижимого имущества несовершеннолетних в возрасте до четырнадцати лет, переданного в доверительное управление на основании заключенных органами опеки и попечительства и управляющими договоров о доверительном управлении таким имуществом;

несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет - самостоятельно.

5. На государственную регистрацию помимо предусмотренных законодательством о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним документов, необходимых для ее проведения, представляются документы, подтверждающие полномочия законных представителей несовершеннолетнего, и иные установленные законодательством Российской Федерации документы, в том числе:

разрешение органа опеки и попечительства на распоряжение законными представителями имуществом лиц, не достигших четырнадцати лет (пункт 1 статьи 28, пункт 2 статьи 37 Кодекса, пункт 3 статьи 60 Семейного кодекса);

письменное согласие родителей, усыновителей или попечителя на совершение сделки несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет (статья 26 Кодекса, пункт 3 статьи 60 Семейного кодекса);

разрешение органа опеки и попечительства на дачу законными представителями согласия несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет на распоряжение имуществом (пункт 1 статьи 26, пункт 2 статьи 37 Кодекса, пункт 3 статьи 60 Семейного кодекса);

документ, подтверждающий право несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет распоряжаться имуществом без согласия законных представителей в случаях, установленных статьями 21 и 27 Кодекса (решение органа опеки и попечительства либо суда о признании несовершеннолетнего, достигшего шестнадцати лет, полностью дееспособным (эмансипированным), свидетельство о заключении брака несовершеннолетним);

договор о доверительном управлении недвижимым имуществом подопечного, заключенный органом опеки и попечительства с управляющим, определенным этим органом, и соответствующее разрешение органа опеки и попечительства (пункт 2 статьи 37, пункт 1 статьи 38 Кодекса);

договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, заключенный органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью) (пункт 1 статьи 151 Семейного кодекса).

6. Полномочия родителей и усыновителей подтверждаются свидетельствами, выданными органами записи актов гражданского состояния: свидетельством о рождении несовершеннолетнего, свидетельством об усыновлении (статьи 23, 43 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" <1>).

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 47, ст. 5340; 2001, N 44, ст. 4149; 2003, N 17, ст. 1553.

Полномочия опекунов несовершеннолетних в возрасте до четырнадцати лет, попечителей несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет подтверждаются соответствующим документом, выданным органом опеки и попечительства (пункт 1 статьи 34, пункт 1 статьи 35 Кодекса).

Орган опеки и попечительства выдает приемным родителям удостоверение установленного образца (пункт 3 Положения о приемной семье, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 г. N 829 "О приемной семье" <1>).

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 31, ст. 3721.

Если лицу, нуждающемуся в опеке (попечительстве), в течение месяца не назначен опекун (попечитель), выполнение обязанностей опекунов (попечителей) временно возлагается на орган опеки и попечительства (пункт 1 статьи 35 Кодекса).

Исходя из положений пункта 4 статьи 35 Кодекса, пункта 1 статьи 147 Семейного кодекса, выполнение обязанностей опекунов (попечителей) детей, находящихся на полном государственном попечении в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, возлагается на администрации этих учреждений. Временное помещение ребенка опекуном (попечителем) в такое учреждение не прекращает прав и обязанностей опекуна (попечителя) в отношении этого ребенка (пункт 1 статьи 147 Семейного кодекса). Защита прав выпускников учреждений, указанных в пункте 1 статьи 147 Семейного кодекса, возлагается на органы опеки и попечительства (пункт 3 статьи 147 Семейного кодекса).

7. Несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет предъявляется документ, удостоверяющий личность.

Документом, удостоверяющим личность несовершеннолетнего от четырнадцати до восемнадцати лет, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" <1> и Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" <2> является паспорт гражданина Российской Федерации. В случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, документами, удостоверяющими личность несовершеннолетнего, могут быть другие документы, выданные уполномоченными органами.

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 11, ст. 1301.

<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 28, ст. 3444.

Если несовершеннолетнему не исполнилось четырнадцати лет, его законные представители предъявляют свидетельство о рождении несовершеннолетнего.

8. При проведении правовой экспертизы документов и проверки законности сделки необходимо установить, требуется ли в соответствии с законодательством Российской Федерации предварительное разрешение (согласие) органа опеки и попечительства. Согласно законодательству Российской Федерации предварительное разрешение (согласие) органа опеки и попечительства требуется в том числе в случаях:

отчуждения законными представителями имущества, принадлежащего несовершеннолетнему в возрасте до четырнадцати лет, или дачи согласия законными представителями на отчуждение такого имущества несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет (пункт 1 статьи 28, пункт 2 статьи 37 Кодекса, пункт 3 статьи 60 Семейного кодекса);

сдачи внаем (в аренду), предоставления в безвозмездное пользование, передачи в залог имущества, принадлежащего несовершеннолетнему в возрасте до четырнадцати лет, законными представителями или дачи согласия законными представителями на совершение таких сделок несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет (пункт 1 статьи 28, пункт 2 статьи 37 Кодекса, пункт 3 статьи 60 Семейного кодекса);

дачи согласия законным представителем несовершеннолетнему в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет на отказ от права преимущественной покупки доли в праве общей собственности на имущество или отказа законных представителей несовершеннолетнего в возрасте до четырнадцати лет от указанного права (пункт 1 статьи 28, пункт 2 статьи 37 Кодекса, пункт 3 статьи 60 Семейного кодекса);

дачи законными представителями согласия несовершеннолетнему в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет на выдел долей, раздел имущества, принадлежащего несовершеннолетнему, или осуществления указанных действий законными представителями несовершеннолетнего в возрасте до четырнадцати лет (пункт 1 статьи 28, пункт 2 статьи 37 Кодекса, пункт 3 статьи 60 Семейного кодекса);

дачи законными представителями согласия несовершеннолетнему в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет на совершение сделки, влекущей уменьшение имущества несовершеннолетнего, в том числе уменьшение доли в праве общей долевой собственности, или осуществления указанных действий законными представителями несовершеннолетнего в возрасте до четырнадцати лет (пункт 1 статьи 28, пункт 2 статьи 37 Кодекса, пункт 3 статьи 60 Семейного кодекса).

9. При проведении правовой экспертизы документов и проверки законности сделки необходимо учитывать иные положения законодательства Российской Федерации, в том числе следующие положения Кодекса и Семейного кодекса:

местом жительства несовершеннолетнего в возрасте до четырнадцати лет признается место жительства его законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (пункт 2 статьи 20 Кодекса);

при раздельном проживании родителей местом жительства детей может являться место жительства любого из родителей, что устанавливается соглашением родителей, при отсутствии которого спор между родителями разрешается судом (пункт 3 статьи 65 Семейного кодекса);

раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного (статья 36 Кодекса);

родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия, в случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей (пункт 2 статьи 64 Семейного кодекса);

не допускается дарение от имени малолетних их законными представителями, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда (статья 575 Кодекса);

опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками (пункт 3 статьи 37 Кодекса);

сделки, совершенные несовершеннолетними, не достигшими четырнадцати лет, ничтожны, но в интересах малолетнего совершенная им сделка может быть по требованию его родителей, усыновителей или опекуна признана судом действительной, если она совершена к выгоде малолетнего (статья 172 Кодекса);

сделка, совершенная несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет без согласия его родителей, усыновителей или попечителя, в случаях, когда такое согласие требуется в соответствии со статьей 26 Кодекса, может быть признана судом недействительной по иску родителей, усыновителей или попечителя (пункт 1 статьи 175 Кодекса);

при заключении органом опеки и попечительства с управляющим, определенным этим органом, договора о доверительном управлении имуществом, в отношении которого необходимо постоянное управление, опекун или попечитель сохраняет свои полномочия в отношении того имущества подопечного, которое не передано в доверительное управление (пункт 1 статьи 38 Кодекса);

при осуществлении управляющим, действующим на основании заключенного с ним органом опеки и попечительства договора о доверительном управлении имуществом, в отношении которого необходимо постоянное управление, правомочий по управлению таким имуществом на управляющего распространяется действие правил, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 37 Кодекса (пункт 1 статьи 38 Кодекса);

доверительное управление имуществом подопечного прекращается по основаниям, предусмотренным законом для прекращения договора о доверительном управлении имуществом, а также в случаях прекращения опеки и попечительства (пункт 2 статьи 38 Кодекса).

10. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления (пункт 1 статьи 34 Кодекса).

III. Особенности внесения записей в Единый государственный реестр прав

11. Записи о регистрации прав, ограничений (обременений) прав несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, сделок с их участием вносятся в Единый государственный реестр прав в порядке, установленном Правилами ведения ЕГРП.

12. Записи о регистрации прав, ограничений (обременений) прав несовершеннолетних в возрасте до четырнадцати лет, сделок, совершаемых их законными представителями, вносятся в Единый государственный реестр прав в порядке, установленном Правилами ведения ЕГРП, с учетом следующих особенностей.

В графах, содержащих сведения о субъектах права, подразделов II-2 и III-4 Единого государственного реестра прав указываются:

предусмотренные пунктом 18 Правил ведения ЕГРП сведения о несовершеннолетних;

слова ", от имени которого действует";

предусмотренные пунктом 18 Правил ведения ЕГРП сведения о законных представителях несовершеннолетних, совершивших сделки.

В аналогичных графах иных частей подразделов II и III Единого государственного реестра прав указываются предусмотренные пунктом 18 Правил ведения ЕГРП сведения о несовершеннолетних.

В случаях, предусмотренных статьей 38 Кодекса, в графах подразделов Единого государственного реестра прав, в которые вносятся сведения о лице, совершившем сделку, указываются предусмотренные пунктом 18 Правил ведения ЕГРП сведения об управляющем, определенном органом опеки и попечительства и действующем на основании договора о доверительном управлении имуществом.