Руководства, Инструкции, Бланки

образец анкеты социологического опроса

Рейтинг: 4.9/5.0 (274 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Анкета социологического опроса - Студопедия

Анкета социологического опроса

Центр занятости Хабаровского края в сотрудничестве со студентами ДВИУ РАНХиГС специальности «Социальная работа» проводит социологический опрос по проблеме трудоустройства пенсионеров и лиц предпенсионного возраста. Основная цель опроса – это выявление активности пенсионеров и желания продолжать рабочую деятельность после выхода на пенсию.

Просим Вас принять участие в опросе и ответить на все вопросы анкеты. Для этого необходимо внимательно прочитать формулировку вопроса и отметить тот вариант ответа, который в наибольшей степени соответствует Вашему мнению или предложить свой ответ. Вопрос может содержать несколько вариантов ответа.

Заранее благодарим Вас за участие!

1. Состоите ли Вы на пенсии (при ответе «Нет» переходите к вопросу № 3)

2. Укажите вид Вашей пенсии

3. Укажите Ваше образование:

· Начальное профессиональное (ПТУ)

· Общее среднее(10-11 кл)

· Неполное среднее (8-9 кл)

4. Работаете ли Вы в настоящее время?

5. Желаете ли Вы трудоустроиться либо сменить место работы? (при ответе «Нет» переходите к вопросу № 11)

6. Укажите вид наиболее предпочтительной Вам деятельности:

· Работа на предприятии

· Открытие собственного дела

7. Желаемая заработная плата:

8. Желаемый график работы:

· Полный рабочий день полную рабочую неделю

· Полный рабочий день неполную рабочую неделю

· Неполный рабочий день полную рабочую неделю

· Неполный рабочий день неполную рабочую неделю

· Другое (свой вариант):

9. Имеются ли у Вас варианты трудоустройства?

10. Укажите причины, затрудняющие Ваше трудоустройство:

· Не устраивает з/п

· Не устраивают условия труда

11. Желаете ли Вы пройти бесплатные курсы повышения квалификации в Центре занятости населения? (если ответ «Да», то переход к вопросу № 12)

12. Укажите вашу цель прохождения курсов повышения квалификации.

· Для использования полученных знаний на бытовом уровне

· Для работы на дому

· С целью трудоустройства

· Получить новую профессию хотят

образец анкеты социологического опроса:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Об утверждении Методических рекомендаций Организация проведения социологического опроса (анкетирования) населения об удовлетворенности доступностью и

    Об утверждении Методических рекомендаций "Организация проведения социологического опроса (анкетирования) населения об удовлетворенности доступностью и качеством медицинской помощи при осуществлении обязательного. (с изменениями на 26.04.2012) Об утверждении Методических рекомендаций "Организация проведения социологического опроса (анкетирования) населения об удовлетворенности доступностью и качеством медицинской помощи при осуществлении обязательного медицинского страхования"


    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

    от 29 мая 2009 года N 118

    Об утверждении Методических рекомендаций "Организация проведения социологического опроса (анкетирования) населения об удовлетворенности доступностью и качеством медицинской помощи при осуществлении обязательного медицинского страхования"

    (с изменениями на 26 апреля 2012 года)

    ______________________________________________________________
    Документ не подлежит представлению на госрегистрацию
    Министерства юстиции Российской Федерации. -
    Письмо Минюста России от 08.07.2009 N 01/7522-ДК.
    ______________________________________________________________

    ____________________________________________________________________
    Документ с изменениями, внесенными:
    приказом ФОМС от 26 апреля 2012 года N 86.
    ____________________________________________________________________


    В целях изучения удовлетворенности населения доступностью и качеством медицинской помощи при осуществлении обязательного медицинского страхования
    (Преамбула в редакции, введенной в действие приказом ФОМС от 26 апреля 2012 года N 86 .

    2. Директорам территориальных фондов обязательного медицинского страхования использовать прилагаемые Методические рекомендации в работе по организации проведения социологических опросов (анкетирования) населения об удовлетворенности доступностью и качеством медицинской помощи при осуществлении обязательного медицинского страхования.
    (Пункт в редакции, введенной в действие приказом ФОМС от 26 апреля 2012 года N 86 .

    3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

    Методические рекомендации "Организация проведения социологического опроса (анкетирования) населения об удовлетворенности доступностью и качеством медицинской помощи при осуществлении обязательного медицинского страхования"


    УТВЕРЖДЕНЫ
    приказом Федерального фонда
    обязательного медицинского страхования
    от 29 мая 2009 года N 118

    Организация проведения социологического опроса (анкетирования) населения об удовлетворенности доступностью и качеством медицинской помощи при осуществлении обязательного медицинского страхования

    1. Настоящие Методические рекомендации разработаны для использования страховыми медицинскими организациями (далее - СМО) и территориальными фондами обязательного медицинского страхования (далее - ТФОМС) и рекомендуются к применению при организации мероприятий, направленных на изучение удовлетворенности граждан качеством оказанной медицинской помощи в конкретных медицинских организациях, работающих в системе обязательного медицинского страхования.

    Для массовых опросов среди застрахованных по обязательному медицинскому страхованию в качестве инструмента эмпирического исследования удовлетворенности доступностью и качеством медицинской помощи также может выступать анкетирование граждан.

    Социологический опрос (анкетирование) рекомендуется проводить отдельно для оценки удовлетворенностью работой медицинских организаций (далее - МО), оказывающих медицинскую помощь в условиях стационаров, амбулаторно-поликлинических учреждениях (подразделениях) и дневных стационаров различного типа, работающих в рамках реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования.

    Предметом изучения опроса (анкетирования) могут являться наиболее значимые свойства объекта, подлежащие изучению, например показатели, характеризующие удовлетворенность доступностью, условиями, качеством и объемами медицинской помощи.

    В качестве опрашиваемых (респондентов) выступает население участвующее в опросе или анкетировании.

    Опрос (анкетирование) может проводиться для выявления мнения застрахованных об условиях, качестве, доступности и объемах медицинской помощи, оказываемые МО, работающими в системе ОМС.

    Инициатором проведения анкетирования или опроса может быть территориальный фонд ОМС или страховая медицинская организация.

    При этом статистической единицей наблюдения (измерения) при изучении удовлетворенности качеством медицинской помощи выступает застрахованный гражданин, потребитель медицинской помощи, принимающий участие в опросе (анкетировании).

    Инициатор опроса (анкетирования) может устанавливать минимальное количество граждан, принимающих в нем участие.

    Для получения наиболее полной (достоверной) информации рекомендуется опросить не менее 0,01% от количества всех застрахованных в субъекте Российской Федерации или не менее 1200 статистических единиц наблюдения.

    Сроки проведения опросов (анкетирования) могут определяться ТФОМС/СМО, но не реже 1 раза в полугодие.

    2. К основным задачам опроса (анкетирования) могут быть отнесены:

    - определение уровня удовлетворенности медицинскими услугами, предоставляемыми за счет средств системы обязательного медицинского страхования, различными категориями застрахованного по ОМС населения;

    - оценка застрахованным населением уровня доступности и качества медицинских услуг, предоставляемых за счет средств системы обязательного медицинского страхования;

    - определение объема финансовых расходов населения на оплату различных видов медицинских услуг, в том числе, предоставляемых за счет средств системы обязательного медицинского страхования.

    3. Опрос может проводиться:

    - в медицинских организациях (МО);

    - в СМО (представительствах СМО);

    - по месту работы застрахованных определенной СМО;

    - по месту жительства участников опроса.

    В медицинских организациях анкетирование (опрос) респондентов рекомендуется осуществлять по фактам пребывания или посещения последними данной медицинской организации.

    При проведении опроса (анкетирования) в медицинской организации время и место проведения социологического исследования рекомендуется согласовывать с администрацией медицинской организации, где будет осуществляться опрос.

    Проведение анкетирования (опроса) в СМО возможно как среди посетителей СМО, так и выборочным заочным письменным (почтовым) анкетированием застрахованного населения на основании списков застрахованных.

    Проведение анкетирования (опроса) по месту работы застрахованных граждан рекомендуется проводить по согласованию с работодателем.

    Проведение опроса (анкетирования) по месту жительства также рекомендуется проводить по согласованию с органами местного самоуправления.

    По окончании работ специалист, проводивший опрос, сдает руководителю опроса заполненные анкеты по результатам посещения домохозяйств.

    4. Проведение опроса (анкетирования) рекомендуется осуществлять:

    - сотрудниками страховых медицинских организаций (штатными/ внештатными), направленными для целевого опроса (анкетирования) или постоянно действующими представителями СМО;

    - специалистами ТФОМС (штатными/внештатными), направленными для целевого опроса (анкетирования);

    - совместно специалистами СМО и ТФОМС.

    5. Опрос (анкетирование) может проводиться в виде анкетирования (опроса) с использованием "открытых вопросов", определяемых инициаторами их проведения и содержит ответы респондентов в свободной форме.

    При проведении данного вида опроса в системе ОМС осуществляется дальнейшая обработка данных с переводом ответов респондентов в свободной форме в формализованные ответы. Ответы респондентов на открытые вопросы разборчиво и максимально полно фиксируются опрашивающим со слов респондентов.

    Анкетирование (опрос) с использованием "закрытых вопросов" носит характер формализованного интервью, ответы на вопросы в котором определены заранее.

    При проведении данного метода опрашивающий устно задает вопросы и собственноручно фиксирует ответы, отмечая номера соответствующих кодовых позиций в анкете, фиксируя выбранный вариант ответа из зачитанных ему в случае закрытого вопроса. При этом респондент на слух воспринимает вопросы анкеты и варианты ответов к ним.

    Если перечень ответов превышает 5 позиций или ответы многословны, респонденту предлагается Анкета, на которой отражаются ответы или варианты ответа из вопросов анкеты.

    Во втором случае респондент самостоятельно читает варианты, из которых выбирает тот, который более всего соответствует его позиции.

    Заочный опрос (анкетирование) предусматривает заполнение анкеты (опросного листа) самостоятельно респондентом.

    Заочный опрос может проводиться в форме почтового направления анкет в адрес инициатора опроса (анкетирования) или сбора анкет и специально оборудованные и запечатанные инициатором опроса (анкетирования) урны (ящики).

    Прямой опрос (анкетирование) как правило, включает ответ только на один вопрос - непосредственную оценку удовлетворенности респондента качеством медицинской помощи.

    6. В анкете рекомендуется указать:

    Сведения о респонденте:

    - ФИО (отчество - при наличии), в случае неанонимного анкетирования/опроса;

    - категория, например: работающий, учащийся (студент), пенсионер по возрасту, работающий пенсионер, инвалид, безработный, домохозяйка, временно не работающий (декретный отпуск, отпуск по уходу за ребенком), другое;

    - материальное положение (например: месячный доход: ниже 10 тысяч рублей, от 10 до 25 тысяч рублей, свыше 25 тысяч рублей);

    - название СМО, выдавшей полис ОМС респонденту.

    7. В анкету рекомендуется включать следующие причины неудовлетворенности качеством бесплатного медицинского обслуживания.

    При амбулаторно-поликлиническом лечении:

    - длительное время ожидания в регистратуре, на прием к врачу, при записи на лабораторные и (или) инструментальные исследования;

    - необходимость использования личных денежных средств при обследовании и (или) лечении;

    - удовлетворенность населения работой врачей;

    - недоброжелательность или невнимательность медицинского персонала лечебного учреждения;

    - недоступность некоторых врачей-специалистов;

    - низкий уровень технической оснащенности медицинских учреждений (в том числе, недостаточное количество сидячих мест перед кабинетами для ожидания приема врача, плохое санитарно-техническое состояние помещений поликлиники), а также отсутствие пандусов, подъемников и других средств перемещения для лиц с ограниченными физическими возможностями;

    - прочие нарушения условий оказания плановой медицинской помощи, регламентированных территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, принятой в субъекте Российской Федерации.

    При стационарном лечении:

    - длительное время ожидания плановой госпитализации, превышающее сроки ожидания медицинской помощи, регламентированные территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, принятой в субъекте Российской Федерации;

    - низкий уровень удовлетворенности питанием, получаемым в стационарном учреждении;

    - необходимость дополнительно приобретать лекарственные средства и изделия медицинского назначения, расходные материалы, предоставляемые стационарными учреждениями при прохождении госпитализации;

    - денежные расходы на диагностическое обследование;

    - платные услуги медсестер, санитарок, сиделок;

    - платные манипуляции и (или) операции, включая услуги родовспоможения;

    - дефекты организации и ведения лечебного процесса (отсутствие обсуждения лечащим врачом схемы и сроков лечения, редкие обходы лечащим врачом и/или заведующим отделением во время пребывания в стационаре и проч.);

    - недоброжелательность и невнимательность медицинского персонала;

    - низкий уровень оснащенности учреждения лечебно-диагностическим оборудованием;

    - низкий уровень материально-бытовой оснащенности учреждения (плохое санитарно-техническое состояние помещений стационара, в т.ч. палат, комнат для санитарной гигиены, диагностических кабинетов, отсутствие пандусов, подъемников и других средств для лиц с ограниченными физическими возможностями).

    Перечень критериев может быть дополнен по желанию инициатора опроса.

    8. Обработку результатов опроса (анкетирования) рекомендуется осуществлять специалистами ТФОМС/СМО или с привлечением организаций, компетентных в вопросах статистического анализа.

    9. Итоговое определение уровня удовлетворенности медицинскими услугами, предоставляемыми за счет средств системы обязательного медицинского страхования, может осуществляться на основании прямого опроса (анкетирования) респондентов или опосредованно предлагается оценивать специалистами ТФОМС/СМО на основе позиций рекомендуемой анкеты (приложение).

    10. Результаты прямого опроса (анкетирования) предлагается оценивать по следующим позициям:

    - общее количество респондентов, получивших медицинскую помощь на территории субъекта Российской Федерации - общее количество в единицах, равное 100%;

    - удовлетворены качеством медицинской помощи - общее количество в единицах и доля от общего количества респондентов в процентах;

    - не удовлетворены качеством медицинской помощи - общее количество в единицах и доля от общего количества респондентов в процентах;

    - затруднились ответить - общее количество в единицах и доля от общего количества респондентов в процентах.

    11. Рекомендуемые образцы анкет (опросных листов) для формализованного интервью приведены в приложениях 1. 2 .

    Предложенную в анкетах шкалу оценки оказанной помощи рекомендуется строить следующим образом:

    1,0 - удовлетворены полностью;

    0,75 - больше удовлетворены, чем не удовлетворены;

    0,5 - удовлетворены не в полной мере;

    0,25 - затруднились ответить;

    0 - не удовлетворены.

    Коэффициент удовлетворенности пациента в таком случае предлагается рассчитывать как средний балл, выставленный респондентами по всем случаям анкетирования:


    где 0,25, 0,5, 0,75, 1,0 - баллы по результатам анкетирования пациентов;

    N . N . N . N - количество случаев анкетирования, получивших данный балл по результатам опроса респондентов;

    N - общее число случаев анкетирования, включая нулевые оценки.

    В случае проведения опроса (анкетирования) по упрощенной схеме (рекомендуется только на начальном этапе - в 2009 году), включающей только ответы: "да, удовлетворен" (У) и "нет, не удовлетворен", коэффициент удовлетворенности может рассчитываться по формуле


    Итоги анкетирования (опроса) рекомендуется подводить не реже 1 раза в полугодие: с учетом сроков дальнейшей обработки данных - не позже августа и февраля месяца каждого года.

    Итоги анкетирования (опроса) предлагается заносить в форму ведомственного статистического наблюдения N ПГ "Организация защиты прав и законных интересов граждан в системе обязательного медицинского страхования" 2 раза в год.

    12. Результаты опроса (анкетирования), проведенного СМО, представленные в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, используются для подготовки рекомендаций по результатам проверки для устранения фактов неудовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи или организацией оказания медицинской помощи.

    Результаты опроса (анкетирования) наряду с результатами экспертизы качества медицинской помощи (ЭКМП) могут использоваться для действий СМО/территориального фонда обязательного медицинского страхования по защите прав застрахованного гражданина в системе ОМС, включая:

    - подготовку предложений по оптимизации порядка организации медицинской помощи;

    - передачу результатов в органы управления здравоохранением для принятия административных решений или проведения тематических конференций среди специалистов в определенной области или в конкретной медицинской организации;

    - возможность выбора наиболее оптимально работающих медицинских организаций для заключения договоров на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию.

    13. Результаты опроса (анкетирования) при изучении удовлетворенности граждан оказанной медицинской помощью при необходимости доводятся до сведения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, глав муниципальных образований.

    14. Результаты опроса (анкетирования) рекомендуется использовать для заполнения формы ведомственного статистического наблюдения N ПГ "Организация защиты прав и законных интересов граждан в системе обязательного медицинского страхования".

    15. Результаты опроса (анкетирования) могут быть предметом рассмотрения на заседаниях Координационных советов по обеспечению и защите прав граждан в системе обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации в целях оптимизации порядка организации территориальной системы защиты прав застрахованных в системе ОМС и возможного ранжирования СМО и МО, работающих в рамках реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования.

    Приложение 1. Рекомендуемый образец анкеты по социальному мониторингу и оценке доступности и качества медицинской помощи, получаемой в МО, работающих в системе ОМС

    ________________
    * Предлагаемый образец анкеты заполняется при проведении опроса (анкетирования) в МО.


    ФИО (заполняется по желанию)

    Сведения о респонденте (нужное подчеркнуть):

    Пол - мужской, женский

    Возраст (например - дети до 18 лет**, до 25 лет, от 25 до 35 лет, от 35 до 45 лет, от 45 до 60 лет, свыше 60 лет).
    ________________
    ** Предлагается заполнять родителями (либо иными законными представителями ребенка).


    Социальная категория (например):

    Об утверждении Методических рекомендаций "Организация проведения социологического опроса (анкетирования) населения об удовлетворенности доступностью и качеством медицинской помощи при осуществлении обязательного. (с изменениями на 26.04.2012)

    Анкетирование как метод исследования, его проведение и результаты

    Анкетирование

    Анкетирование предполагает, что опрашиваемый заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него, реже анкетер заполняет вопросник со слов опрашиваемого. По форме проведения анкетирование может быть индивидуальным или групповым, когда за относительно короткое время можно опросить значительное число людей. Анкетирование бывает также очным и заочным - в виде почтового опроса; опроса через газету, журнал, компьютерную сеть.

    Анкета является основным инструментом опроса и представляет собой социологический документ, содержащий структурно-организованный набор вопросов, каждый из которых связан с задачами проводимого исследования. Эта связь выражается в необходимости получения информации, отражающей характеристики изучаемого объекта.

    Анкета имеет определенную структуру, где важными элементами являются: вводная часть, «паспортичка», основная часть.

    Вводная часть. Оформление анкеты следует начать с титульного листа, где обязательно указывают название анкеты, отражающее тему или проблему опроса, место и год выпуска анкеты, а также название организации, проводящей опрос. Например:

    «Динамика интеграции вынужденных переселенцев в местное сообщество»

    Южный научный Центр РАН

    Во вводной части обычно кратко поясняют цели и задачи опроса, его значение и перспективы использования результатов. Здесь же разъясняются правила заполнения анкеты, обязательно указывается, что опрос анонимен. Пример вводной части:

    Приглашаем Вас принять участие в обсуждении проблем интеграции вынужденных псрссслснисв в местное сообщество на территории края. Мы обращаемся к Вам, потому что никто глубже и точнее не сможет передать того, как это происходит. Мы надеемся также получить ответы на аналогичные вопросы представителей различных групп населения, живущих в нашем крае. Ваши искренние ответы будут способствовать открытости во взаимодействии с местным населением.

    Внимание! Для заполнения анкеты Вам необходимо выбрать вариант ответа, соответствующий Вашему мнению, и обвести цифру, обозначающую этот вариант. Вы также можете дописать свой ответ на отведенной для этого строке. Подписывать анкету не обязательно.

    Заранее выражаем благодарность за сотрудничество!

    Некоторые правила заполнения и регистрации ответов могут размещаться отдельно, в самом тексте, состоящем из отдельных вопросов основной части анкеты. Например, это может быть указание на то, сколько вариантов ответа можно выбрать в конкретном вопросе («Пожалуйста, выберите один вариант ответа» или «Отметьте все подходящие варианты»).

    «Паспортичка» состоит из вопросов, касающихся социально-демографических и других характеристик самого респондента. Как правило, она помещается либо в начале анкеты, либо в ее конце и в последнем случае заканчивается выражением благодарности респонденту за участие в опросе. Некоторые исследователи считают, что «паспортичка» в самом начале анкеты может вызвать недоверие к социологу и сомнение в действительной анонимности опроса и соответственно повлиять на искренность ответов. В то же время расположение «паспортич- ки» в начале анкеты оправдано психологически, поскольку позволяет постепенно повышать сложность вопросов.

    Основная часть анкеты состоит из вопросов, связанных с целями и задачами исследования, а также самой процедурой заполнения анкеты. Большое значение имеют очередность вопросов, их формулировка, графическое оформление. Вопросы и варианты ответов, как правило, предлагается выделять шрифтом, номером, рамками. Текст анкеты обычно адаптируется с учетом уровня культуры и образования респондентов. Возможно использование схем, графиков, которые могут активизировать внимание участников опроса.

    При составлении вопросов анкеты следует руководствоваться требованиями, проверенными на практике и повышающими их обоснованность и надежность анкеты.

    Анкетные вопросы

    В исследовании об интеграции вынужденных переселенцев было, в частности, решено выяснить причины, по которым мигранты решили переехать в Ставропольский край (табл. 1.3). В исследовании все ответы по их характеру были разделены на экономические, социокультурные, геополитические, географические и психологические. Очевидно, что в Ставропольский край мигрантов привлекают прежде всего экономические причины (возможность заработать). Почти столько же опрошенных имеют в крае родственников, что также облегчило трудовую миграцию.

    Таблица 1.3. Причины переезда мигрантов с целью занятия трудовой деятельностью на территории Ставропольского края, %

    Причина въезда в край

    Сумма ответов в столбце табл. 1.3 превышает 100 %, поскольку респонденты могли выбрать несколько вариантов от- вста. Таким образом, перед ними были поставлены безальтернативные вопросы. Если бы респондентам было предложено выбрать только один, определяющий вариант ответа о причинах переезда, то сумма ответов составила бы 100 %. В таком случае вопрос был бы альтернативным. Приведем простейший пример альтернативного вопроса:

    Жалеете ли вы, что стали заниматься работой по найму ?

    Трудно сказать — 20 %

    Всего — 100%

    Приведенные примеры показывают, что существуют вопросы альтернативные и безальтернативные. Кроме того, они содержат явные подсказки («да» или «нет»), а также «меню» для ответов. Поэтому такого рода вопросы называют закрытыми. Существуют также полузакрытые вопросы, позволяющие респонденту дополнить «меню». В таком случае в конце приводимых ответов предусмотрены возможности кодирования дополнительных ответов.

    Из чего складывается доход вашей семьи?

    Социологи используют и открытые вопросы, такие, которые не предусматривают подсказок. При открытых вопросах респондент имеет возможность свободно и полно выразить свое мнение, а социолог — собрать богатую информацию. Так, на открытый вопрос «Что вас больше всего не устраивает в работе? (напишите)» респондент свободен в выборе и формулировке ответа, например: «условия оплаты», «условия труда», «взаимоотношения с руководством» и т.д.

    Для исследователя основное неудобство открытых вопросов заключается в трудностях их формализации и соответственно последующей обработки. Отвечая на заданный вопрос, респондент руководствуется исключительно собственными представлениями. Естественно, что полученные ответы индивидуальны и разнообразны, поэтому открытый вопрос применяется в тех случаях, когда необходима полная информация о представлениях респондента по изучаемой проблеме, его словарном запасе, способности к аргументации. Кроме того, респондент более охотно отвечает на вопрос, если он считает себя компетентным и заинтересованным в исследуемой области. Если эта область ему мало известна, то он либо уклоняется от ответов, либо дает заведомо некачественную информацию.

    Итак, выбирая форму вопроса, целесообразно учитывать:

    • специфику исследования: закрытые вопросы предпочтительны для выявления фактов и мнений, предполагающих определенный перечень возможных вариантов ответов, а открытые — при сборе более богатой и индивидуализированной информации;
    • особенности последующей обработки ответов: при закрытой форме вопроса респондент, отмечая одну из альтернатив, одновременно кодирует ее, что значительно упрощает дальнейшую обработку, а при открытой форме кодировать все разнообразие ответов приходится самому исследователю, сводя их в конечном счете к некоторому ограниченному числу наиболее часто повторяющихся ответов.
    Другие виды вопросов

    В любой анкете содержатся вопросы, направленные на сбор материалов в соответствии с основной задачей исследователя, поэтому вопросы такого вида называются основными. Однако практика показывает, что в опросах необходимо проверить искренность респондента (контрольные вопросы), а также выявить данные о некоторой части опрашиваемых (вопросы-фильтры). Контрольные и «фильтровые» вопросы называют неосновными, второстепенными.

    Контрольные вопросы располагаются или сразу после основных, или несколько позже. Например, если основной вопрос таков: «Знаете ли вы о причинах конфликта на предприятии?», то контрольный вопрос может быть следующим: «Какие из причин конфликта на предприятии вы считаете главными?» Допустим, что на основной вопрос респондент ответил отрицательно, а на контрольный положительно, причем перечислил несколько конфликтов: в таком случае возникает сомнение в тщательности заполнения анкеты или в искренности респондента.

    Вопросы-фильтры задают с целью отделить интересующую социолога одну часть опрашиваемых от других респондентов. Так, при изучении мнения студентов о службе в армии можно ввести вопрос-фильтр об имеющемся опыте студентов, отслуживших в армии. Например, «Знакомы ли вы на практике с армейской "дедовщиной"?». Этот вопрос-фильтр сразу выделит из всего массива опрашиваемых тех, кому в дальнейшем можно задавать вопросы о проявлениях «дедовщины».

    Формулировка вопросов. относящихся к изучению мнения и установок людей, чрезвычайно важна. «Оптимальным» считается вопрос, формулировка которого не влияет на распределение ответов при сохранении заранее заготовленного списка их возможных вариантов. На практике постоянно встречаются значительные смещения в ответах.

    Исследователь Э. Нойман иллюстрирует значимость формулировок анкетного вопроса следующим образом:

    1-я формулировка вопроса: «Считаете ли вы, что на предприятии все рабочие должны быть членами профсоюза?»

    2-я формулировка вопроса: «Считаете ли вы, что на предприятии все рабочие должны быть членами профсоюза или каждый сам должен решить, быть ему членом профсоюза или нет?»

    Ответы респондентов на первый взгляд кажутся неожиданными (табл. 1.4). Оказалось, что при введении во 2-й формулировке альтернативы сдвиг явных ответов был значительным, а неопределенный ответ падает до 6 %.

    Таблица 1.4. Значимость формулировок вопроса в определении характера ответа, %

    Специальные исследования выявили несколько особенностей и тенденций, связанных с формулировкой вопроса в зависимости от вида опроса. В частности, так называемый вопрос-меню представляет респонденту некий набор альтернатив, в котором он должен выбрать один (или несколько) возможный ответ. Выяснилось, что чаще всего альтернатива выбиралась, если она находилась в начале, внизу или в середине списка.

    Когда исследователь выбирает шкальный вопрос, то отмеченный выше «эффект начала» сохраняется. При этом прямая шкала вида:

    • Полностью согласен
    • Согласен
    • Не согласен
    • Полностью не согласен респондентам кажется более естественной.

    Обратная шкала имеет вид:

    • Полностью не согласен
    • Не согласен
    • Согласен
    • Полностью согласен

    При прямой шкале процент неответивших бывает несколько ниже, чем при обратной, лишь немногие респонденты выходят за пределы предложенного им списка, приводя собственные варианты ответа. Выявлены также следующие особенности:

    • в вопросах-меню и шкальных вопросах отмечается «эффект начала», т.е. относительное смещение ответов к началу шкалы (к вопросу, заданному первым);
    • респонденты конструируют ответы на основе предложенных альтернатив;
    • сложность, большая длина и терминологическая нагрузка вопроса ведут к потере устойчивости распределений ответов;
    • в двух- или трехальтернативных вопросах отмечается «эффект конца», т.е. альтернатива, упомянутая последней, имеет большую притягательную силу.
    Последовательное расположение вопросов

    Порядок, в котором устанавливаются анкетные вопросы, тоже может стать источником искажений. Так, на вопрос: «Одобряете ли вы возрастание государственных затрат на высшее образование?» большинство россиян отвечает, как правило, положительно. Но скорее всего распределение ответов будет иным, если этому вопросу будет предшествовать другой, например «Каждому ли человеку нужно высшее образование?».

    На вопрос «Следует ли разрешить японскому правительству устанавливать ограничения на ввоз американских промышленных товаров в Японию?» большинство опрошенных американцев ответило отрицательно. Но в то же время 2 /3 опрошенных другой эквивалентной группы ответили положительно, поскольку перед упомянутым выше вопросом стоял такой вопрос: «Следует ли разрешить американскому правительству устанавливать ограничения на ввоз японских промышленных товаров в США?» Поскольку большинство эквивалентной группы согласилось с первым вопросом, то логично, что оно согласилось и с тем, что Япония имеет точно такое же право.

    Как правило, текст любой анкеты завершается выражением благодарности респонденту за участие в анкетировании.

  • Социология
  • Примеры анкет, составленных студентами - Методика преподавания социологии - Учебные материалы для студентов

    Примеры анкет, составленных студентами

    Как и другие учащиеся социологических факультетов, студенты Института психологии, социологии и социальных отношений МГПУ регулярно участвуют в проведении социологических опросов. Как правило, они самостоятельно составляют вопросы для анкетирования, которые затем подвергают правке их научные руководители. Ниже приводятся образцы анкет, составленных преподавателями и студентами ИПССО.

    Пример анкеты № 1 на тему "Отношение современной молодежи к религии и нравственности"

    Уважаемый участник опроса, просим вас ответить на представленные ниже вопросы. Ваши ответы помогут в организации международной конференции "Психология нравственности и религия: XXI век". Опрос имеет анонимный характер, и полученные данные будут использованы только в обобщенном виде. Отвечая на каждый вопрос, выбирайте один вариант ответа (если в формулировке вопроса не указано иное).

    а) младше 17 лет;

    а) неполное среднее;

    в) неполное высшее;

    4. Какую религию Вы исповедуете?

    б) неправославное христианство (католицизм, протестантизм);

    д) другая (неавраамическая) религия;

    5. В какой степени Вы относите себя к религиозным людям?

    Отметьте один из 10 баллов на шкале, где цифры увеличиваются в порядке возрастания религиозного чувства:

    Не верю 12 3 456789 10 Верю

    6. В Вашей семье существуют какие-либо религиозные традиции или обычаи (посещение храма, проведение обрядов, чтение религиозной литературы и т.п.)?

    б) да, такие традиции существуют, но мы не придаем им большого значения;

    7. Как часто Вы посещаете религиозные службы?

    б) раз в год или реже;

    в) раз в месяц или раз в полгода;

    г) раз в неделю или чаще.

    8. Отмечаете ли Вы религиозные праздники?

    а) да, постоянно, у нас есть календарь, где отмечены все праздники нашей веры;

    б) да, но только самые известные;

    в) редко, когда как получится;

    г) нет, в нашем кругу это нс принято.

    9. Если Вы когда-нибудь принимали участие в религиозных обрядах, то почему?

    а) потому что это необходимо для верующего;

    б) потому что это выглядит со стороны красиво;

    в) участвовал(-а) из простого любопытства;

    г) сходил(-а) за компанию с друзьями (родственниками);

    д) не принимаю участие в подобных ритуалах.

    10. При выборе одежды (украшений) Вы ориентируетесь на предпочтения вашего вероисповедания?

    а) да, я всегда выбираю одежду, которая не противоречит религиозным нормам;

    б) обычно да, но если вещь очень нравится, то несмотря на несоответствие с нормами моей религии я ее куплю;

    в) религиозная символика в одежде (украшениях) – просто часть моего стиля;

    г) нет, мой облик с религией не связан.

    11. Оказывает ли религия влияние на Вашу профессиональную (учебную) деятельность?

    а) да, я выбрал(-а) профессию (специальность), которая не противоречит этическим нормам моего вероисповедания;

    б) отчасти, это скорее касается взаимоотношений с сотрудниками (одногруппниками). Мы бескорыстно помогаем друг другу и поздравляем друг друга с религиозными праздниками;

    в) нет, на мою работу (учебу) религия не оказывает никакого воздействия.

    12. Оказывает ли религия влияние на Ваше поведение (образ жизни)?

    а) да, я всегда живу по предписаниям моей религии и отказываюсь от всего, что подпадает под религиозный запрет;

    б) я пытаюсь соответствовать религиозным этическим нормам (стараюсь не вступать в конфликты с людьми, не ругаюсь, не обманываю намеренно);

    в) мой образ жизни не зависит от религиозных убеждений. Я сам(-а) решаю, как мне жить.

    13. Какие поступки Вы бы могли оправдать?

    Отметьте галочкой наиболее близкие Вам варианты ответа.

    15. Доверяете ли Вы современному духовенству?

    16. Способны ли Вы совершить поступок, который является неприемлемым с позиции вашего вероисповедания, но не порицается, а может быть, даже одобряется обществом?

    а) однозначно нет;

    б) а почему бы и нет? В конце концов, сейчас в обществе принято много такого, что не одобряется с точки зрения религии;

    в) на мои поступки не может влиять вероисповедание.

    17. Укажите Ваше отношение к лицам, поступающим безнравственно, но лишь в тех случаях, когда в отступлении от морали не видно вреда для окружающих?

    а) терпимое (с пониманием);

    в) резко отрицательное.

    18. Почему некоторые люди пренебрегают нормами морали?

    а) люди искренне не осознают их важности для общества;

    б) люди просто пытаются самоутвердиться;

    в) люди привыкли не соблюдать установленные другими правила;

    г) люди уверены, что их не накажут;

    д) нормы морали слишком сложны для соблюдения;

    19. Как Вам кажется, чем можно оправдать безнравственные поступки?

    а) юным возрастом;

    б) незначительностью причиненного людям морального или материального ущерба;

    в) действием в состоянии крайней жизненной необходимости;

    г) незнанием норм морали;

    20. Согласны ли Вы с утверждением о том, что современный образ жизни и светская система ценностей способствуют распространению аморальных поступков?

    21. Как, по Вашему мнению, можно предотвратить распространение безнравственности в обществе?

    а) разъяснением практической важности соблюдения норм морали;

    б) ужесточением наказания за разные правонарушения;

    в) личным примером;

    г) пропагандой религиозных нравственных ценностей;

    22. Нужно ли ввести в школах и вузах учебную дисциплину, которая бы знакомила учащихся с основными положениями религиозных доктрин?

    а) да, нужно ввести как обязательный предмет "Основы религиозного знания", причем желательно, чтобы занятия вел священнослужитель;

    б) можно ввести лишь чисто ознакомительный курс вроде "Истории религий" или "Религиоведения";

    в) любую подобную дисциплину можно преподавать лишь факультативно, по желанию учащихся;

    г) у нас светское государство, и всякая пропаганда религии должна быть вынесена за пределы учебных заведений.

    Спасибо за участие!

    Пример анкеты № 2 на тему "Отношение московской молодежи к идеям феминизма"

    Здравствуйте! Предлагаем Вам принять участие в социологическом опросе молодежи. Пожалуйста, ответьте на 20 вопросов. Анкета анонимна, а полученные данные будут использованы в научных и практических целях.