Руководства, Инструкции, Бланки

генератор шеви нива ремонт руководство img-1

генератор шеви нива ремонт руководство

Рейтинг: 4.3/5.0 (1855 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Разборка и ремонт генератора Нива Шевроле - Niva Chevrolet (ВАЗ 2123, Шеви)

Ремонт генератора

23. Проверьте, нет ли замыкания обмоток статора на корпус. Для этого включите контрольную лампу в сеть переменного тока напряжением 220 В (можно использовать аккумуляторную батарею и лампу 12 В). Подсоедините лампу к выводу обмотки статора, а провод от источника тока к корпусу статора. Если лампа загорается, значит, есть замыкание: необходимо заменить статор или обмотку.

24. Осмотрите крышку генератора со стороны привода в сборе с подшипником. Если при вращении подшипника чувствуется люфт между кольцами, перекат или заклинивание тел качения, повреждены защитные кольца или есть следы подтекания смазки, а также обнаружены трещины в крышке, особенно в местах крепления генератора, необходимо заменить крышку в сборе с подшипником (подшипник в крышке завальцован).

25. Проверьте легкость вращения подшипника со стороны контактных колец. Если при вращении подшипника чувствуется люфт между кольцами, перекат или заклинивание тел качения, повреждены защитные кольца или есть следы подтекания смазки, подшипник необходимо заменить. Для этого с помощью съемника спрессуйте подшипник с вала ротора и напрессуйте новый с помощью подходящей оправки, прикладывая усилие к внутреннему кольцу подшипника.

28. Проверьте исправность конденсатора. Повреждение конденсатора или ослабление его крепления на генераторе (ухудшение контакта с массой) обнаруживается по увеличению помех радиоприему при работающем двигателе. Конденсатор можно проверить мегомметром или тестером. Если в конденсаторе нет обрыва, то в момент присоединения щупов прибора к выводам конденсатора стрелка должна отклониться в сторону уменьшения сопротивления, а затем постепенно вернуться обратно.

29. Проверить выпрямительный блок можно как на снятом генераторе, так и не снимая генератор с автомобиля. Порядок проверки одинаковый. Для наглядности схемы проверки показаны на снятом генераторе. Для проверки на автомобиле отсоедините провода от аккумуляторной батареи и генератора, а также снимите колодку с проводом с клеммы регулятора напряжения.

Другие статьи

Генератор Шевроле Нива

Генератор Шеви-Нива.
Ремонт от фирменного автоцентра.

Ремонт от фирменного автосервиса. Как это было.
Приехал клиент на Шеви-Нива с отключенным генератором и сказал, что у него идет перезарядка. Я сразу сказал - менять шоколадку, на что клиент ответил, что уже поменяли - не помогло. И рассказал, что сначала обратился в фирменный сервис "Б. -Авто", где ему "поменяли" шоколадку. Машину загнали в закрытую ремзону, продержали там около двух часов, и когда выгнали обратно, то сообщили, что " после замены шоколадки генератор задымил, для проверки приборов нет - поэтому надо его менять на новый, цена 4000руб.". Клиент благоразумно отказался от такого заманчивого предложения, и совершенно случайно заехал ко мне в мастерскую.
Первым делом я снял диодный мост и прозвонил его тестером. Сразу обнаружил пробой двух диодов - положительного и отрицательного, причем в разных парах. Благодаря такому двойному пробою образовалось короткое замыкание плюса на минус - генератор дымил бы просто от подключения к нему розового провода от аккумулятора даже при выключенном зажигании.
Проверил ротор и статор на короткое замыкание на массу - все в порядке - самые дорогие детали исправные.
Нивского диодного моста под рукой не оказалось - поэтому поставил бэушный десяточный совместно с круглой шоколадкой - встал идеально. Подключили провода, завели - работает, зарядка 13,8 Вольт.
По привычке проверил на ощупь, не греются ли провода обмоток - греются. Через 5 минут работы с нагрузкой и без нагрузки генератор ощутимо нагрелся. Я предположил, что в обмотках может быть межвитковое замыкание, и предложил клиенту новый генератор от десятки за 2500 рублей. Он согласился, и я заменил генератор на новый. Кстати, владельцам Шеви-Нивы: генераторы 2110 и Шеви-Нива отличаются только шкивами ремня - десяточный на один ручеек шире. И этот лишний ручеек явно не стоит 1500 р. Шкивы мы вообще снимать и менять местами не стали из-за риска повредить что-нибудь другое.
Генератор установили, убедились, что он подходит на Шеви, завели и стали ждать. Скоро стало понятно, что и совершенно новый генератор ощутимо нагревается, из чего был сделан вывод, что менять старый нет смысла.
Старый генератор вернули на место и решили эксплуатировать его, пока не сдохнет. Все равно его сегодня уже пару раз похоронили.
Клиенту был выставлен счет на 650р. - из них 300 диодный мост с шоколадкой и 350 проверка и переборка генератора. Он дал тысячную купюру, сказал, что сдачи не надо, и если что - только ко мне. Хороший парень, и дело не в деньгах, а в отношении.

Что было сначала? Мое предположение такое: - В генераторе сдохла шоколадка (100 р). Ее поменяли, а до кучи поменяли диодный мост (250 р) - хороший забрали, мертвый поставили. Еще и генератор (4000 р) впарить хотели вместо заведомо "нерабочего". А потом "нерабочий" был бы быстренько восстановлен и впарен следующему клиенту за 4000. Так зарабатывает рабочий класс под крылышком именитых автоцентров, которые, видимо, настолько богаты, что могут позволить своим работникам не уважать клиентов и дискредитировать свою фирму.

Генератор Шевроле Нивы и его назначение

Особенности замены генератора Нивы Шевроле

Автомобильный генератор представляет собой устройство, состоящее из трех основных частей:

Статор характеризуется неподвижной обмоткой, на которую при пуске двигателя поступает постоянный ток. Он создает магнитное поле в статоре, что, в свою очередь, действует на ротор (подвижную часть обмотки). Когда двигатель запущен, то ротор приводится в действие от коленчатого вала. Передача вращательной силы осуществляется по ременной передаче. Таким образом, во время вращения ротора, в нем возникает ток, который передается к статору посредством щеток. Ток в обмотке статора наводит электродвижущую силу, которая преобразуется в переменное напряжение. Чтобы преобразовать переменные составляющие мощности генератора, используется выпрямитель- диодный мост.

Генератор предназначен для зарядки аккумулятора. Если он неисправен, то на авто ездить возможно, но только аккумулятор будет «садить» вся электроника, что в итоге приведет к непригодности батареи. Итог выхода из строя генератора будет плачевным, поскольку придется выложить немалую сумму денег на покупку аккумулятора.

Как обнаружить поломку генератора на Шевроле Нива

Точную причину неисправности можно определить только на специальном оборудовании. Определить это в домашних условиях сложнее. Но можно выяснить неисправность по следующим признакам:

  1. На панели приборов, после пуска двигателя, должна погаснуть сигнализирующая лампа в виде красного аккумулятора. Если же лампа не тухнет, то это свидетельствует о том, что батарея не получает заряда.
  2. На работающем двигателе свет фар стал не таким светлым. Это свидетельство того, что фары садят батарею, которая не получает подзарядки.
  3. Шумы в моторе. Когда при всем вышесказанном еще и слышатся посторонние шумы в виде цокота или свиста, то явно следует снять и проверить устройство.

Шевроле Нива оборудована электроникой, которая потребляет большую мощность. К тому же для пуска такого мощного двигателя, необходимо использовать аккумулятор емкостью не менее 60Аh. Что создает большие нагрузки на батарею. Поэтому важно контролировать ее зарядку от генератора.

Какие причины поломок генератора Шевроле Нива

Самой распространенной причиной выхода из строя является обрыв ремня. Ремень имеет самый непродолжительный срок службы, по сравнению с другими конструкционными элементами. Обнаружить обрыв ремня можно визуально, открыв капот и посмотрев на шкив ременной передачи. Если ремень цел, но слышаться посторонние шумы в виде металлического звона, то, скорее всего, необходима замена подшипников. Обнаружить можно только после снятия устройства.

Причиной, по которой проще купить новый генератор, нежели ремонтировать старый, является повреждение обмоток. Если это произошло, то нужно перематывать его или покупать новый. Дешевле, конечно, сдать в ремонт, но нет гарантий, что перемотка будет качественной и выдавать «правильный» ток аккумулятору. Поэтому решение, что лучше, остается за вами. Периодически выходят из строя щетки, что обусловлено постоянным трением о ротор.

Щетки можно заменить в домашних условиях.

Замена ремня

Замена ремня осуществляется не только тогда, когда он оборвался. Чтобы не допустить его обрыва в пути, необходимо периодически проводить осмотры. При обнаружении следующих повреждений, необходимо сразу провести замену ремня:

  1. Когда обнаружены следы порезов или износа, трещины;
  2. Если ремень начал отслаиваться и с него видны нити;
  3. Присутствие масла и взлохмаченности свидетельствуют о его негодности.

Для замены ремня важно вооружиться такими инструментами:

Купив новый ремень, можно приступить к его установке:

  1. Обесточить авто от питания аккумулятора.
  2. С датчика коленвала вытянуть разъем. Для этого откручивается крепежный болт крестообразной отверткой. Датчик нужно снять.
  3. Гайку, которая закрепляет устройство, необходимо слегка отвинтить и сместить устройство к блоку.
  4. Снимается изношенный ремень. Так как устройство ослаблено, сделать это несложно. Для этого нужно воспользоваться домкратом.
  5. Правая сторона поддомкрачивается, предварительно поставив упоры под колеса. Правое колесо нужно будет вращать, поэтому необходимо поставить авто на четвертую скорость.
  6. Потянув за ремень, снимаем его со шкива помпы. Далее, крутится колесо, постепенно вытаскивая ремень со шкива.

Снятый ремень ремонту не подлежит, поэтому сразу переходим к установке нового:

  1. Вначале набрасывается ремень на шкив коленчатого вала, а после последовательно на все остальные.
  2. Заканчивать лучше шкивом генератора. Вращается колесо до момента одевания ремня.
  3. Устройство ставится на посадочное место и крепится болтом.
    Последовательность накидывания ремня на шкивы.
Важно отрегулировать натяжение. Слабое натяжение не будет обеспечивать необходимым зарядом батарею.
  • Проводится установка датчика на свое место.
  • Выбор ремня. Лучше использовать ремень марки «LUZAR». Он идеально подходит для шкивов Шевроле Нива.

    Процесс снятия

    Замена ремня – это единственный «легкий» ремонт генератора, все остальные проблемы необходимо устранять только при его снятии. Итак, снятие проводится по такой последовательности:

    • Используя ключ на «10», ослабляются гайки, которые держат основание с натяжным роликом. Гайки необходимо извлечь из посадочных мест;
    • Находим регулировочный винт и отвинчиваем. Открутив его до верха площадки, убеждаемся в том, что она теперь свободно перемещается. Внизу на фото видны все эти болты, поэтому их найти несложно;
    • Теперь можно откинуть ремень со шкива;
    • Теперь откручиваются болты, держащие устройство. Для этого необходимо открутить болты ключом на «13» и с другой стороны на «17». На задней части генератора подведены два провода, один подключен штекерным способом, а другой к шляпке болта. Их необходимо отключить;
    • Теперь его можно удалить с посадочного места.
    Установка на место

    После ремонта или новый генератор ставится на место в следующей очередности. Для удобства читаемости, порядок установки занесен в таблицу:

    Устанавливается непосредственно на место.

    Замена подшипника генератора

    Изношенный подшипник можно совершенно свободно заменить в домашних условиях. К тому же покупать новый генератор целиком нерационально, если можно обойтись заменой подшипника. Процесс замены подшипника включает в себя разборку конструктивных элементов генератора. Для этого необходимо снять устройство и приступить к разборке:

    1. Извлечь шкив. Откручиваются затянутая гайка, и снимается элемент привода.
    2. С обратной стороны устройства снимаем крышку.
    3. Сняв крышку, откручиваем два винта от регулятора напряжения. Откручиваются также болты по периметру устройства, которые фиксируют заднюю и переднюю крышку.
    4. Теперь снимается лицевая сторона устройства. Для этого нужно осторожно выбить ее молотком с резиновым наконечником.
      На крышке виден подшипник, который необходимо заменить.
    5. Самым сложным моментом является его извлечение из крышки. Для этого нужно взять трубку, у которой диаметр будет равен самому подшипнику. Если выбить не получается, то можно купить крышку с новым подшипником.
    6. Снятие щеток необходимо делать осторожно. Усики щеток припаяны к корпусу, поэтому их нужно отделить, а затем обратно припаять.
    7. Замена заднего подшипника также имеет некоторые сложности. Вначале вынимается ротор с подшипником.
    8. После чего извлекается сам подшипник. Для извлечения лучше воспользоваться специальным устройством съема.
    9. Установка подшипника на посадочное место проще, нежели его съем.
    10. Сборка генератора осуществляется в обратной последовательности снятию.
    11. Генератор устанавливается на место и проверяется его работоспособность. Можно обратиться к автоэлектрику, для проверки выдаваемого тока.

    Важно не допускать намокания генератора, иначе это грозит его замыканием.

    Процесс ремонта и замены генератора несложный, но довольно емкий, особенно если необходима замена подшипника. Ремонт обмоток проводится специалистами, поэтому перемотать ротор непросто и практически невозможно в домашних условиях. Обмотка зачастую выходит из строя после длительной работы генератора, когда на спидометре авто будет больше 100 000 км пробега.

    Генератор -01 автомобиля Шевроле-Нива

    Генератор 9402.3701-01 автомобиля Шевроле-Нива Генератор 9402.3701-01 автомобиля Шевроле-Нива

    Максимальная сила тока отдачи (при 13 В и 6000 мин–1), А …………………………………. 80

    Пределы регулируемого напряжения, В …………………………………………………………. 13,2–14,7

    Передаточное отношение двигатель – генератор ……………………………………………… 1:2,4

    Генератор типа 9402.3701-01 переменного тока, трехфазный, со встроенным выпрямительным блоком и электронным регулятором напряжения, правого вращения (со стороны привода).

    1 – выпрямительный блок;

    2 – втулка подшипника;

    3 – задний подшипник вала ротора;

    4 – контактные кольца;

    5 – защитная втулка;

    6 – вывод «В+» генератора;

    9 – регулятор напряжения со щеткодержателем;

    10 – стяжной винт;

    11 – задняя крышка;

    13 – передняя крышка;

    14 – дистанционное кольцо;

    15 – передний подшипник;

    Статор 12 (рис. 7-5) и крышки 11 и 13 стянуты четырьмя винтами. Вал ротора 18 вращается в подшипниках 3 и 15, которыеустановлены в крышках. Питание к обмотке ротора (обмотке возбуждения) подводится через щетки и контактные кольца 4.

    Трехфазный переменный ток, индуцируемый в обмотке статора, преобразуется в постоянный выпрямительным блоком 1, прикрепленным к крышке 11. Электронный регулятор 9 напряжения объединен в один блок со щеткодержателем и крепится также к крышке 11.

    Схема соединений генератора показана на рис. 7-6. Напряжение для возбуждения генератора при включении зажигания подводится к выводу «D+» регулятора (вывод «D» генератора) через контрольную лампу, расположенную в комбинации приборов 3. После пуска двигателя обмотка возбуждения питается от трех дополнительных диодов, установленных на выпрямительном блоке генератора.

    Вывод «W» генератора на автомобилях семейства Шевроле-Нива не используется.

    Работа генератора контролируется контрольной лампой в комбинации приборов. При включении зажигания лампа должна гореть, а после пуска двигателя – гаснуть, если генератор исправен. Яркое горение лампы или свечение ее в полнакала говорит о неисправностях

    1 – аккумуляторная батарея;

    3 – контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи, расположенная в комбинации приборов;

    4 – монтажный блок;

    5 – выключатель зажигания.

    «Минус » аккумуляторной батареи всегда должен соединяться с массой, а « плюс » – подключаться к зажиму « B+ » генератора. Ошибочное обратное включение батареи немедленно вызовет повышенный ток через выпрямительный блок генератора и.

    Не допускается работа генератора с отсоединенной аккумуляторной батареей. Это вызовет возникновение кратковременных перенапряжений на зажиме « В+ » генератора, которые могут повредить регулятор напряжения генератора и электронные устройства в бортовой сети автомобиля.

    Запрещается проверка работоспособности генератора « на искру » даже кратковременным соединением зажима « В+ » генератора с массой. При этом через выпрямительный блок генератора протекает значительный ток и он может выйти из строя. Проверять генератор можно только с помощью амперметра и вольтметра.

    Выпрямительный блок генератора не допускается проверять напряжением более 12 В или мегомметром, так как он имеет слишком высокое для диодов напряжение и они при проверке будут пробиты (произойдет короткое замыкание).

    Запрещается проверка электропроводки автомобиля мегаомметром или лампой, питаемой напряжением более 12 В. Если такая проверка необходима, то предварительно следует отсоединить провода от генератора.

    Проверять сопротивление изоляции обмотки статора генератора повышенным напряжением следует только на стенде и обязательно с отсоединенными от выпрямительного блока генератора выводами фазных обмоток.

    При электросварке узлов и деталей кузова автомобиля следует отсоединять провода от всех клемм генератора и аккумуляторной батареи.

    Возможные неисправности, их причины и методы устранения

    Контрольные приборы работают. Аккумуляторная батарея разряжена.

    1. Перегорела контрольная лампа или недостаточный прижим контактов патрона лампы к печатной плате.

    2. Обрыв в цепи между комбинацией приборов и штекером «D» генератора.

    3. Износ или зависание щеток, окисление контактных колец.

    4. Поврежден регулятор напряжения (обрыв между выводом « DF » и массой).

    5. Отсоединился провод от вывода « D +» щеткодержателя.

    6. Короткое замыкание в положительных вентилях.

    7. Отпайка выводов обмотки возбуждения от контактных колец.

    1. Замените перегоревшую контрольную лампу, подогните контакты патрона лампы или замените его.

    2. Проверьте «КБ» провод и его соединения от генератора до комбинации приборов.

    3. Замените щеткодержатель со щетками, протрите кольца салфеткой, смоченной в бензине.

    4. Замените регулятор напряжения.

    5. Присоедините провод.

    6. Замените выпрямительный блок.

    7. Припаяйте выводы или замените ротор генератора.

    Контрольная лампа ярко горит или светится в полнакала при работе двигателя. Аккумуляторная батарея разряжена.

    1. Проскальзывание ремня привода генератора.

    2. Поврежден регулятор напряжения.

    3. Повреждены вентили выпрямительного блока.

    4. Повреждены диоды питания обмотки возбуждения.

    5. Отпайка выводов обмотки возбуждения от контактных колец.

    6. Обрыв или короткое замыкание в обмотке статора, замыкание ее на массу.

    1. Отрегулируйте натяжение ремня.

    2. Замените регулятор напряжения.

    3. Замените выпрямительный блок.

    4. Замените выпрямительный блок.

    5. Замените ротор генератора.

    6. Замените статор генератора.

    Контрольная лампа светится при работе двигателя. Аккумуляторная батарея перезаряжается.

    Генератор Нива Шевроле: возможные неисправности и ремонт

    Генератор "Нива Шевроле": возможные неисправности и ремонт

    Настоящим фаворитом среди внедорожников на современном автомобильном рынке страны выступает автомобиль "Нива Шевроле". Он сочетает в себе превосходные качества как туристического внедорожника, так и автомобиля для семейных поездок. Благодаря небольшому весу и коротким свесам, "Нива Шевроле" может ездить по бездорожью и бродам. Он с легкостью преодолевает крутые подъемы.

    Но система электроники является одним из самых уязвимых мест автомобиля. При регулярном осмотре электроэлементов, при своевременном удалении с них грязи и влаги, ремонт не потребуется даже на протяжении всей эксплуатации автомобиля.

    Работа генератора

    За надежную и качественную работу системы электроники отвечает генератор "Нива Шевроле". Хозяину следует вовремя выявить возможные неисправности и провести качественный ремонт, так как функционирование всех осветительных приборов зависит от его исправного состояния. Также это влияет и на заряд аккумулятора. Непрерывная подача тока обеспечивается генератором.

    Хоть он имеет небольшие габариты, генератор обладает большой прочностью. Чтобы не возникла поломка и не вышел из строя автомобильный регулятор, владелец должен соблюдать правила эксплуатации автомашины.

    Особое внимание следует обращать на то, как работает генератор "Нива Шевроле". Неисправности, которые привели к сбою в его работе, можно определить на автомобильной диагностике. А ремонт полностью зависит от степени сложности поломки.

    Неисправности, что случаются в работе генератора

    Генератор "Нива Шевроле", фото которого предоставлено в нашей статье, может иметь следующие неисправности:

    • поврежден или полностью изношен шкив;
    • изношены токосъёмные щетки;
    • поломка выпрямителя;
    • поломка регулятора напряжения;
    • изношен коллектор;
    • изношен или полностью разрушен подшипник;
    • повреждены провода зарядной цепи.

    Владельцу автомобиля необходимо ознакомиться с основными причинами, при которых возникают неисправности генератора. Кроме того, необходимо знать и способы устранения этих поломок, а также меры профилактики, чтобы их предотвратить.

    Генератор "Нива Шевроле"

    В зависимости от вида тока, генераторы бывают постоянного и переменного тока. Владельцы названного автомобиля иногда не знают, а для этой модели применяют какие генераторы? "Ниву Шевроле" обеспечили электромеханическим устройством переменного тока. Здесь встроен диодный мост — выпрямитель. Чтобы обеспечить работой электропотребители, он преобразовывает переменный ток в постоянный. Диодный мост с генератором представляют собой один механизм, они могут быть расположены как в корпусе, так и в крышке генератора.

    На работу последнего влияет скорость движения автомобиля и обороты его двигателя, так как генератор соединен ремнем с его коленным валом. Чтобы отрегулировать выдаваемый ток, установлен реле-регулятор напряжения. Кроме того, в современных генераторах встроены интегральные регуляторы напряжения.

    Генератор "Нива Шевроле" может быть подвержен следующим неисправностям:

    Если неисправность механического вида, то к ней относят поломку крепления, корпуса, неисправное состояние прижимных пружин, подшипников, ременного привода или другие поломки, которые не связаны с электрикой.

    При первом виде неисправностей возможны обрывы обмотки, выгорание или износ щетки, может пробивать ротор, а между витками возникать замыкание. Могут оказаться в неисправном состоянии диодный мост и реле-регулятор.

    Иногда появляются признаки, указывающие, что генератор "Нива Шевроле" в неисправном состоянии, но эту проблему могут вызвать совершенно другие поломки.

    Признаки неисправности генератора

    Как правило, признаков неисправности генератора несколько:

    1. При рабочем двигателе контрольная лампа разряда аккумулятора мигает или постоянно, без перерыва горит.
    2. Автомобильные фары тусклого цвета, а при работе двигателя происходит дребезжание звукового сигнала или он совсем тихий.
    3. Аккумуляторная батарея быстро теряет заряд.
    4. С увеличением количества оборотов значительно меняется яркость фар.
    Ремень генератора "Нива Шевроле"

    Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, необходимо следить, чтобы ремень генератора "Шевроле Нива" находился в рабочем состоянии. Так, наличие механического повреждения шкива может привести к повреждению ремня, как следствие, он может оборваться.

    Замена ремня генератора

    Чтобы поменять ремень генератора "Шевроле Нива", надо воспользоваться следующими инструментами:

    В автомобиле "Нива Шевроле" замена ремня генератора происходит следующим образом:

    1. Нужно снять разъем с датчика положения коленвала.
    2. Отвинтить и вынуть болт, которым крепится датчик.
    3. Гайку, прикрепляющую генератор, нужно немного ослабить и сдвинуть его к блоку. При смещенном генераторе его ремень ослабится и снимется без проблем.
    4. С помощью домкрата, установленного с той стороны, где размещен генератор, поднять машину, включив первую передачу.
    5. Потянуть за ремень, чтобы он отошел от шкива помпы. Покрутить колесо, чтобы на шкив перешло место оттяжки.
    6. Затем снять ремень с других шкивов.
    7. Новый вначале нужно надеть на шкив генератора и шкив коленвала, и только потом набросить на шкив помпы.
    8. Поворачивать колесо до тех пор, пока ремень не окажется на шкиве.
    9. Поставить генератор на место, и натянув ремень, прикрепить его гайкой к кронштейну.
    10. Поставить на место датчик положения коленвала.

    Процесс по замене ремня генератора закончен.

    Ролик генератора

    Натяжение ремня влияет на работу генератора. А ролик генератора "Шевроле Нива" регулирует его. Во время эксплуатации автомобиля необходимо следить, чтобы ролик был в исправном состоянии. При появлении малейшей подозрительности на поломку "Нива Шевроле" подлежит ремонту.

    Как заменить ролик натяжения

    Устройство ролика генератора довольно простое. Подшипник — его главная деталь. При ослаблении или замедлении ремня, необходимо проверить сам подшипник, прокрутив его вручную. У исправного ролика вращение тихое, отсутствуют рывки и закусывания. При неисправном состоянии ролика, необходимо провести его замену, что возможно даже в гараже, с минимальным набором приспособлений.

    Монтировку или другой инструмент, который сможет воспрепятствовать движению коленчатого вала, установить так, чтобы диск сцепления был заблокирован. Ослабив болт, которым крепится ролик, снять напряжение, поступающее на ремень. Выкрутив полностью осевой болт, ролик натяжения снимают. Затем производят установку нового ролика и регулируют натяжение ремня.

    Заменив ролик, нужно провести повторный осмотр и проверить его работу. В руководстве по эксплуатации есть подробная инструкция, касающаяся описанной проблемы.

    Щетки генератора

    К просадке напряжения в электрической системе автомобиля могут привести изношенные щетки генератора "Шевроле Нива". Это считается одной из основных и частых причин данного вида неисправности. Но так как генератор имеет простую конструкцию, и к нему легко добраться, произвести замену его щеток может даже неопытный автолюбитель.

    Основными признаками неисправности щеток считаются:

    • в напряжении происходят просадки;
    • не держит заряд аккумулятор;
    • слабый свет фар ночью, моргание;
    • магнитола отключается и др.

    Обычно при прохождении техосмотра редко проверяют мелкие элементы генератора. Поэтому изношенные щетки могут напомнить о себе неожиданно. Но прежде чем решить, что замена щеток генератора "Нива Шевроле" необходима, нужно выяснить, нет ли других неисправностей, которые могут вызвать подобные признаки. И только убедившись, можно разбирать корпус генератора.

    Замена щетки генератора

    При замене щеток регулятор напряжения снимается вместе с ними в сборе. При этом снимается минусовая клемма аккумулятора и отсоединяются провода, которые идут от кожуха генератора.

    Потом отсоединяется колодка проводов. С их наконечников с положительным выводом, необходимо снять резиновый колпачок, выполняющий защитные функции. Затем с данных проводов нужно открутить гайку, с помощью которой они были прикреплены к блоку генератора, и снять их.

    Отсоединив пружинные фиксаторы генератора, следует снять его черный кожух, сделанный из пластика. С помощью крестовой отвертки открутить крепления регулятора напряжения. Достать его в комплекте со щетками. Затем отключить колодку проводов от него.

    Заменить щетки генератора и установить назад, придерживаясь обратного порядка.

    При длине стержней щеток менее 0,5 мм, они подлежат замене. Но если щетки в рабочем состоянии, а генератор "Нива Шевроле" не подает заряд, необходимо проверить работу регулятора напряжения и цепи от регулятора до щеток.

    Причины замены генератора

    Одна из причин, когда замена генератора на "Шевроле Нива" просто необходима — это повреждение обмоток. Если это случилось, то нужна или перемотка, или придется приобретать новый генератор. Может, ремонт обойдется немного дешевле, но гарантий о качественности перемотки и бесперебойном поступлении тока на аккумулятор вам никто не даст.

    Снятие генератора

    Для такого процесса необходимо взять крестообразную отвертку. Кроме того, необходимо прибегнуть к помощи автомобильного тестера или омметра, ключа на 10 и контрольной лампы.

    Чтобы поменять генератор, его необходимо достать с моторного отсека. Сначала следует рассоединить провод и клемму аккумулятора с отрицательным зарядом. Далее разъединяют колодку с проводами и вывод генератора, и достают оттуда защитный чехол. Затем, открутив гайку, отсоединяют провода на контактном болте генератора. После чего откручивают болт, который закрепляет генератор на натяжной планке, и вытаскивают его. Также необходимо открутить крепление, имеющее форму болта, внизу генератора.

    Затем следует снять ремень. После удаления всех болтов, генератор нужно вынуть из кронштейна, используя монтажную лопатку. Для установки нового необходимо весь процесс пройти в обратном порядке.

    Заменив описываемое электромеханическое устройство, нужно осмотреть ремень его привода и отрегулировать степень его натяжения. Но прежде чем поменять старый генератор "Нива Шевроле" на новый, необходимо убедиться в том, что замена действительно необходима. Бывают случаи, когда ремонт можно сделать самому, не прибегая к помощи специалистов.

    Для того чтобы избежать путаницы, нужно отметить, как правильно расположены крышки генератора. Далее нужно снять пластмассовый защитный кожух, отстегнув на нем три защелки. Регулятор напряжения и щеткодержатель снимают вместе. Для того чтобы освободить выпрямительный блок и конденсатор, необходимо отсоединить провода с клеммы регулятора. Обмотка статора имеет три вывода. И чтобы произвести операцию по извлечению выпрямительного блока и конденсатора, нужно эти выводы немного согнуть. Поддев плоской отверткой со стороны, где расположены контактные кольца, снять крышку с генератора.

    Зажав в тисках ротор генератора, откручивают крепление со шкива. Затем вынимают пружинную шайбу, шкив и упорную шайбу. Потом вытаскивается аккуратно ротор и дистанционное кольцо и проверяется их состояние. Если на кольце присутствуют следы повреждений, царапины и заметно изношенное состояние — его нужно отшлифовать обычной шкуркой. При плохом результате, кольцо шлифуют на токарном станке с удалением небольшого слоя металла.

    Соединив ротор с контактными кольцами, проверяют тестером сопротивление его обмотки. Если проводка порвана, на приборе видно бесконечное показание. По этой причине ротор подлежит замене.

    Чтобы проверить, замыкает обмотка ротора или нет, нужно контрольную лампу включить в сеть, по которой идет переменный ток 220 В. Один провод лампы присоединяют к ротору, ко второму по очереди подключают каждое кольцо. Если лампа загорается — необходима замена ротора.

    Генератор Нива Шевроле

    Генератор Нива Шевроле

    Устройство генератора на Нива Шевроле

    Генератор типа 9402.3701-01 переменного тока, трехфазный, со встроенным выпрямительным блоком и электронным регулятором напряжения, правого вращения (со стороны привода).
    Генератор Нива Шевроле 9402.3701-01: 1 – выпрямительный блок; 2 – втулка подшипника; 3 – задний подшипник вала ротора; 4 – контактные кольца; 5 – защитная втулка; 6 – вывод «В+» генератора; 7 – прокладка; 8 – кожух; 9 – регулятор напряжения со щеткодержателем; 10 – стяжной винт; 11 – задняя крышка; 12 – статор; 13 – передняя крышка; 14 – дистанционное кольцо; 15 – передний подшипник; 16 – шкив; 17 – шайба; 18 – ротор.

    Схема соединений системы генератора Шевроле Нива

    1 – аккумуляторная батарея; 2 – генератор; 3 – контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи, расположенная в комбинации приборов; 4 – монтажный блок; 5 – выключатель зажигания.
    Схема соединений генератора показана на рисунке выше. Напряжение для возбуждения генератора при включении зажигания подводится к выводу «D+» регулятора (вывод «D» генератора) через контрольную лампу 3, расположенную в комбинации приборов. После пуска двигателя обмотка возбуждения питается от трех дополнительных диодов, установленных на выпрямительном блоке генератора.
    Вывод «W» генератора на автомобилях семейства Ваз-2123 не используется. Работа генератора контролируется контрольной лампой в комбинации приборов. При включении зажигания лампа должна гореть, а после пуска двигателя – гаснуть, если генератор исправен. Яркое горение лампы или свечение ее вполнакала говорит о неисправностях.

    Технические характеристики генератора для Нивы Шевроле

    • Максимальная сила тока отдачи (при 13 В и 6000 мин -1 ), А — 80
    • Пределы регулируемого напряжения, В — 13,2-14,7
    • Передаточное отношение двигатель-генератор — 1:2,16
    Снятие и установка генератора Нива Шевроле

    Перед началом снятия генератора необходимо его об источить — снять клемму минус аккумуляторной батареи.

    Отсоедините колодку с проводом от вывода «D» генератора

    Снимите защитный чехол

    Отверните гайку и отсоедините провода от контактного болта (вывод «В+»)

    Отверните гайку болта крепления генератора к натяжной планке

    Отверните гайку болта нижнего крепления генератора

    Снимите ремень привода генератора, как снять ремень генератора Шива Шевроле показано на рисунке

    Выньте болт и с помощью монтажной лопатки выведите генератор из кронштейна

    Снимите генератор с Нивы Шевроле.

    Установка генератора на Шевроле Ниву производится в обратном порядке его снятию. После установки генератора отрегулируйте натяжение ремня привода генератора.

    Ремонт генератора Нива Шевроле своими руками

    Для разборки, ремонта и сборки генератора на Шеви Нива Вам потребуются: ключи «на 10», отвертки с крестообразным и плоским лезвиями, омметр (автотестер), контрольная лампа.


    Устройство генератора Нива Шевроле :1 – гайка; 2 – шайба; 3 – шкив; 4 – передняя крышка; 5 – дистанционное кольцо; 6 – ротор; 7 – статор; 8 – задняя крышка;9 – кожух; 10 – прокладка; 11 – защитная втулка; 12 – выпрямительный блок с конденсатором; 13 – щеткодержатель с регулятором напряжения.

    Отожмите три защелки крепления задней крышки генератора

    Снимите пластмассовый кожух генератора

    Выверните два винта крепления регулятора напряжения Нива Шевроле

    Снимите регулятор напряжения со щеткодержателем

    Отсоединив провод от клеммы регулятора

    Выверните четыре винта крепления выпрямительного блока и винт крепления конденсатора Нива Шевроле

    Отогните три вывода обмотки статора так, чтобы они дали возможность снять выпрямительный блок

    Снимите выпрямительный блок с конденсатором

    Для замены конденсатора отверните гайку контактного болта, снимите шайбу и распорную втулку. Снимите с контактного болта наконечник провода конденсатора

    Выверните четыре стяжных винта (винты затянуты большим моментом). Под головками винтов установлены пружинные и плоские шайбы

    Поддев отверткой, снимите крышку генератора со стороны контактных колец. Зажмите ротор генератора в тисках (не слишком сильно, чтобы ротор не проворачивался) и отверните гайку крепления шкива. Снимите пружинную шайбу и шкив.

    Снимите упорную шайбу генератора

    Выньте ротор генератора Нива Шевроле из крышки со стороны привода

    Снимите с вала ротора дистанционное кольцо

    Осмотрите контактные кольца. Если на них имеются задиры, риски, царапины, следы износа от щеток и т.п. кольца необходимо прошлифовать. Если повреждение колец не удается вывести шкуркой, можно проточить кольца на токарном станке, снимая минимальный слой металла, и затем прошлифовать

    Проверьте омметром (тестером) сопротивление обмотки ротора, подсоединив его к контактным кольцам. Если омметр покажет бесконечность, значит, в обмотках обрыв и нужно заменить ротор

    Проверьте контрольной лампой, нет ли замыкания обмотки на корпус ротора. Для этого включите контрольную лампу в сеть переменного тока напряжением 220 В (можно использовать аккумуляторную батарею и лампу 12 В). Один провод подсоедините к корпусу ротора, а второй – поочередно на каждое кольцо. В обоих случаях лампа не должна гореть. Если хотя бы в одном случае лампа горит, значит, происходит замыкание и необходимо заменить ротор

    Осмотрите статор. На внутренней поверхности статора не должно быть следов задевания якоря о статор. Если есть износ, надо заменить подшипники или крышки генератора

    Проверьте, нет ли обрыва в обмотке статора. Для этого включите контрольную лампу в сеть переменного тока напряжением 220 В (можно использовать аккумуляторную батарею и лампу 12 В). Поочередно подсоедините контрольную лампу между всеми выводами обмотки. Во всех трех случаях лампа должна гореть. Если лампа не загорается, произошел обрыв в обмотке. Замените статор или обмотку

    Проверьте, нет ли замыкания обмоток статора на корпус. Для этого включите контрольную лампу в сеть переменного тока напряжением 220 В (можно использовать аккумуляторную батарею и лампу 12 В). Подсоедините лампу к выводу обмотки статора, а провод от источника тока к корпусу статора. Если лампа загорается, значит, есть замыкание: необходимо заменить статор или обмотку. Осмотрите крышку генератора со стороны привода в сборе с подшипником. Если при вращении подшипника чувствуется люфт между кольцами, перекат или заклинивание тел качения, повреждены защитные кольца или есть следы подтекания смазки, а также обнаружены трещины в крышке, особенно в местах крепления генератора, необходимо заменить крышку в сборе с подшипником (подшипник в крышке завальцован). Проверьте легкость вращения подшипника со стороны контактных колец. Если при вращении подшипника чувствуется люфт между кольцами, перекат или заклинивание тел качения, повреждены защитные кольца или есть следы подтекания смазки, подшипник необходимо заменить. Для этого с помощью съемника спрессуйте подшипник с вала ротора и напрессуйте новый с помощью подходящей оправки, прикладывая усилие к внутреннему кольцу подшипника. Осмотрите крышку генератора со стороны контактных колец. При обнаружении трещин крышку необходимо заменить.

    Схема для проверки регулятора напряжения (реле регулятора) Нива Шевроле


    1 – контрольная лампа; 2 – вывод «масса» регулятора напряжения; 3 – вывод «DF» регулятора напряжения; 4 – регулятор напряжения; 5 – вывод «D+» регулятора напряжения; А – к источнику питания.

    Проверьте исправность конденсатора. Повреждение конденсатора или ослабление его крепления на генераторе (ухудшение контакта с массой) обнаруживается по увеличению помех радиоприему при работающем двигателе. Конденсатор можно проверить мегомметром или тестером. Если в конденсаторе нет обрыва, то в момент присоединения щупов прибора к выводам конденсатора стрелка должна отклониться в сторону уменьшения сопротивления, а затем постепенно вернуться обратно. Проверить выпрямительный блок можно как на снятом генераторе, так и не снимая генератор с автомобиля. Порядок проверки одинаковый. Для наглядности схемы проверки показаны на снятом генераторе. Для проверки на автомобиле отсоедините провода от аккумуляторной батареи и генератора, а также снимите колодку с проводом с клеммы регулятора напряжения.

    Так расположены диоды выпрямительного моста генератора Нива Шевроле: 1 – положительные диоды (с красной меткой на корпусе); 2 – отрицательные диоды (с черной меткой на корпусе); 3 – дополнительные диоды.

    Диагностика диодного моста Нива Шевроле

    Проверьте диоды выпрямительного блока с помощью контрольной лампы 12 В и аккумуляторной батареи. Для проверки замыкания в положительных и отрицательных диодах подсоедините «+» батареи через контрольную лампу к выводу «В+» генератора, а «–» батареи – к корпусу генератора. Лампа гореть не должна; если горит, значит, есть замыкание. Блок необходимо заменить.

    Для проверки положительных диодов подсоедините «+» аккумуляторной батареи через контрольную лампу к выводу «В+» генератора, а провод, идущий от «–» аккумуляторной батареи, – к одному из винтов крепления вывода обмотки статора. Лампа гореть не должна; если горит, значит, есть замыкание в положительных диодах. Блок необходимо заменить.

    Для проверки отрицательных диодов подсоедините «+» аккумуляторной батареи через контрольную лампу к одному из винтов крепления вывода обмотки статора, а провод, идущий от «–» аккумуляторной батареи, – к корпусу генератора. Лампа гореть не должна; если горит, значит, есть замыкание в отрицательных диодах. Блок необходимо заменить.

    Для проверки дополнительных диодов подсоедините «+» аккумуляторной батареи через контрольную лампу к контакту соединительной колодки регулятора напряжения, а провод, идущий от «–» аккумуляторной батареи, – к одному из винтов крепления вывода обмотки статора. Лампа гореть не должна; если горит, значит, есть замыкание в дополнительных диодах. Блок необходимо заменить.