Руководства, Инструкции, Бланки

руководство деятельностью общеобразовательной образовательной организации осуществляет img-1

руководство деятельностью общеобразовательной образовательной организации осуществляет

Рейтинг: 4.3/5.0 (1855 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Руководство деятельностью общеобразовательной образовательной организации осуществляет директор

Скачать руководство деятельностью общеобразовательной образовательной организации осуществляет директор, женщина руководство для продвинутого пользователя

Об образовании в Российской Федерации (редакция, действующая с 11.01.2015). Федеральный закон. Включение арендуемых помещений в перечень недвижимого имущества, находящегося. Методическая разработка по теме: Основная образовательная программа развития. Управление образовательным учреждением осуществляется на основе сочетания руководитель образовательного учреждения (директор), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательного учреждения. 5. оптимальной организации образовательной деятельности. 6. В целях совершенствования организации и повышения эффективности труда работников. Или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий бесплатно с торрент программу для создание роликов из видео и представитель ип доверенность бланк. начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации. 4.3.2.3. Оценка условий реализации основной образовательной программы начального общего. Структура и органы управления образовательной организацией руководство деятельностью техникума и образовательным процессом в целом. Заместители директора осуществляют деятельность по основным и вспомогательным процессам техникума. по общеобразовательной деятельности. Аттестация заведующей детского сада Должностные обязанности. Осуществляет руководство.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города органом образовательной организации является директор Учреждения, который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной. Размещено на allbest.ru/ Организации методической работы в школе Введение. Методическая. Основные сведения; Структура и органы управления; Документы; Образование; Образовательные. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Текущее руководство деятельностью Образовательного учреждения осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор, назначаемый.

Управление образовательной организацией осуществляется в соответствии с директор, который осуществляет текущее руководство деятельностью. Статья 70. Общие требования к организации приема на обучение по программам бакал. Тип образовательной организации: общеобразовательная организация. Образовательная деятельность осуществляется по следующим адресам: Единоличным исполнительным органом Школы является директор, к компетенции осуществление текущего руководства ее деятельностью, в том числе. Директор колледжа. Директор колледжа главный внештатный специалист по управлению. "Верх-Катунская средняя общеобразовательная школа" Структура и органы управление школой – это особая деятельность, в которой является Директор, который осуществляет текущее руководство деятельностью Школы. Управление Школой осуществляется в соответствии с законодательством. осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации. Директор несет ответственность за руководство образовательной. Читать курсовую работу online по теме 'Организация и руководство образовательным учреждением. Действует ли в настоящее время постановление Минтруда России от 30.06.2003 г. № 41? Возможно.

Федеральный закон от 29.12.2012 n 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей. № п/п. Требования. Обеспечение. 1. Актуальность программы, нацеленность на решение ключевых. В Минюсте РФ 3 марта 2014 г. зарегистрирован за № 31472 Приказ Министерства образования и науки. Ответы на вопросы Вопрос: Как решается вопрос строительства новых дошкольных учреждений. Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. n 196 "Об утверждении Типового положения. Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной. Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. n 196 Об утверждении Типового положения. Выберите язык, на котором Вы предпочитаете открыть документ: Предыдущая страница.

Статья 2. Законодательство Кыргызской Республики об образовании. Отношения в области. Читать курсовую работу online по теме Организация и руководство образовательным учреждением. Уважаемый пользователь! Для входа в систему в вашем браузере должна быть включена.

Другие статьи

Статья 26

Статья 26. Управление образовательной организацией

Комментарий к статье 26 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  1. Комментируемая статья определяет основные положения об управлении образовательной организацией. Структура управления образовательной организацией не имеет особенных отличий от структуры органов управления других юридических лиц. Она также устанавливается учредительными документами и может меняться только учредителем. Текущее руководство деятельностью осуществляет исполнительный орган. Тем не менее статьей закреплены некоторые особенности этой структуры с учетом специфики деятельности образовательной организации и круга субъектов, участвующих в образовательной деятельности.
  2. Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Данный принцип призван четко разграничивать компетенцию между единоличным исполнительным органом образовательной организации и коллегиальными органами управления, сформированными из состава работников, педагогов, учащихся и их законных представителей, а с другой стороны, определить порядок и условия их взаимодействия. Такая система управления позволяет в полной мере учесть интересы каждого участника образовательного процесса, обеспечить защиту прав обучающихся, построить и обеспечить образовательный процесс более рационально и эффективно и в то же время оперативно решать текущие задачи.
  3. Исполнительный орган образовательной организации действует на единоличном начале. Руководитель (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель в соответствии с уставом образовательной организации) осуществляет свои полномочия на основании устава образовательной организации, который в свою очередь не только очерчивает круг его полномочий, но и закрепляет порядок осуществления управления, взаимодействия с иными органами управления (общим собранием, педагогическим советом и др.), порядок принятия решений и срок полномочий руководителя. Правовой статус руководителя образовательной организации регламентирован ст. 51 комментируемого Закона (см.комментарий к ст. 51).

В зависимости от вида образовательной организации руководитель может быть избран или назначен уполномоченным лицом. Статьей 51 комментируемого Закона установлено, что руководитель может быть:

1) избран общим собранием. конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации;

2) назначен учредителем образовательной организации;

3) назначен Президентом РФ в случаях, установленных законодательством. Так, Федеральным законом от 10 ноября 2009 г. N 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» установлено, что ректоры данных образовательных организаций назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ;

4) назначен Правительством РФ (для ректоров федеральных университетов).

Руководители образовательных организаций должны отвечать следующим требованиям:

— наличие высшего образования;

— соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам;

— отсутствие судимости или уголовного преследования за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

— отсутствие приговора суда о лишении права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

— отсутствие неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.

В образовательной организации высшего образования по решению ее ученого совета может учреждаться должность президента образовательной организации высшего образования. Совмещение должностей ректора и президента образовательной организации высшего образования не допускается. Порядок избрания президента образовательной организации высшего образования и его полномочия определяются уставом образовательной организации высшего образования.

После избрания президента государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования между ним и учредителем этой образовательной организации заключается трудовой договор на срок до пяти лет. Прекращение трудового договора с президентом государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования осуществляется по основаниям, установленным трудовым законодательством, в том числе по основаниям прекращения трудового договора с руководителем этой образовательной организации.

  1. В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления :

1) общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации);

2) педагогический совет (в образовательной организации высшего образования — ученый совет).

Общее собрание, хотя это прямо и не оговаривается в комментируемом Законе, является, по сути, высшим органом управления образовательной организацией. В его состав входят практически все участники образовательного процесса — работники образовательной организации, педагоги, обучающиеся и их родители. В соответствии с уставом они могут участвовать в деятельности общего собрания как непосредственно, так и через своих представителей. На общем собрании решаются, как правило, вопросы, касающиеся ликвидации, реорганизации образовательной организации, избрания руководителя, внесения изменений в устав. Тем не менее комментируемый Закон оставляет за учредителем право самостоятельно определить компетенцию данного органа управления.

Немаловажной в управлении образовательной организацией является роль педагогического совета, состоящего из педагогических работников. Педагогический совет решает вопросы управления непосредственно в сфере педагогической и воспитательной деятельности. На педагогическом совете принимаются решения, касающиеся выполнения государственных и региональных программ и учебных планов, допуска обучающихся к экзаменам, аттестации педагогических работников, обсуждаются перспективные планы педагогического процесса, планирование деятельности педагогического коллектива и пр.

Общее собрание и педагогический совет формируются в образовательной организации в обязательном порядке. Кроме них, на усмотрение учредителя, могут формироваться иные коллегиальные органы :

— попечительский совет;

— управляющий совет;

— наблюдательный совет;

— другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.

Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 1999 г. N 1379 утверждено Примерное положение о попечительском совете общеобразовательного учреждения, носящее рекомендательный характер и на сегодняшний день в связи с вступлением в силу нового Закона об образовании не отмененное.

В состав попечительского совета могут входить участники образовательного процесса и иные лица, заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии общеобразовательного учреждения.

Попечительский совет содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития общеобразовательного учреждения, содействует организации и улучшению условий труда педагогических и других работников общеобразовательного учреждения, содействует организации конкурсов, соревнований и других массовых внешкольных мероприятий общеобразовательного учреждения, содействует совершенствованию материально-технической базы общеобразовательного учреждения, благоустройству его помещений и территории, рассматривает другие вопросы, отнесенные к компетенции попечительского совета уставом общеобразовательного учреждения.

Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации.

  1. Комментируемая статья закрепляет за обучающимися, их законными представителями и педагогическими работниками право на создание по своей инициативе советов и профсоюзов. Данное право призвано обеспечить законные интересы данных участников образовательного процесса, учитывать их мнение при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, решении органами управления тех или иных вопросов. Такие органы создаются по собственной инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации. Они действуют на общественных началах. Могут организовываться:

1) советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — студенческие советы);

2) советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) иные органы, создаваемые обучающимися или их законными представителями;

4) профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации.

При этом комментируемый Закон не оговаривает, что такие органы могут создаваться в случае, если это предусмотрено уставом. Инициативные лица независимо от того, предусмотрено это уставом образовательной организации или нет, могут создать соответствующий совет или профсоюз, самостоятельно обозначить круг его участников, разработать и утвердить положение, закрепляющее порядок работы. Необходимым элементом всего этого является согласование с органами управления образовательной организацией — руководителем, общим собранием, а в случае необходимости и с иными органами. Согласование обеспечит более эффективную работу и взаимодействие всех органов управления в решении общих вопросов.

Правовое положение профсоюзов регулируется также нормами ТК РФ и Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Навигация по записям

Статья 26

Статья 26. Управление образовательной организацией

1. Управление образовательной организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

2. Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.

3. Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.

4. В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования - ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.

5. Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации:

1) создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы (далее - советы обучающихся, советы родителей);

2) действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации (далее - представительные органы обучающихся, представительные органы работников).

Закон РФ «Об образовании» 2015 года - N 273-ФЗ - регламентирует общественные отношения, появляющиеся в области образования из-за реализации населением права на образование. Обеспечивает государственные гарантии свобод и прав людей в сфере образования и надлежащие условия для реализации права на образование. Определяет правовое положение участников взаимоотношений в рамках образовательной деятельности. Устанавливает экономическую, правовую, организационную базу образования в нашей стране, принципы государственной политики в области образования, правила работы учебной системы и осуществления образовательной деятельности.

Закон РФ «Об образовании» 2015 года № 273-ФЗ был принят 21.12.2012 г.(29 декабря 2012 года N 273-ФЗ)

ипипип © 2009-2016 Помощь сайту. Автор сайта: Леонид Забелин (e-mail) Google+ Сегодня: 03 октября, 2016 г. понедельник - 20:04:24 МСК

Структура и органы управления образовательной организацией

Структура и органы управления образовательной организацией

Управление Учреждением осуществляется в соответствии с законодательством.

Управление Учреждением осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.

Единоличным исполнительным органом Учреждения является директор, который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.

Директор несет ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации.

В Учреждении наряду с должностями педагогических работников, научных работников предусматриваются должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции.

Права, обязанности и ответственность работников Учреждения, устанавливаются законодательством, Уставом, правилами внутреннего трудового распорядка и иными локальными нормативными актами Учреждения, должностными инструкциями и трудовыми договорами.

В Учреждении формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание работников Учреждения, педагогический совет, а также могут формироваться совет школы и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные законодательством.

Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени Учреждения устанавливаются соответствующим Положением, в соответствии с законодательством.

Общее собрание работников Учреждения, является постоянно действующий органом, осуществляющим в условиях широкой гласности свои функции и права от имени всего трудового коллектива Учреждения. Общее собрание работников Учреждения действует на основании положения «Об общем собрании работников Учреждения ».

Общее собрание работников Учреждения имеет внутреннюю структуру, основными элементами которой являются: председатель, его заместители, секретарь, рабочие комиссии (постоянные и временные), члены совета трудового коллектива, которые избираются из его состава большинством голосов членов собрания.

Главными задачами Общего собрания работников Учреждения являются:

- развитие самоуправления и творческой инициативы сотрудников Учреждения,

- мобилизация сил коллектива на решение воспитательных, образовательных, оздоровительных и социально-экономических задач,

- усиление ответственности коллектива за конечные результаты работы.

Общие собрания работников Учреждения проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Решения Общее собрание работников Учреждения считается правомочным, если за них проголосовало более половины общего числа членов коллектива.

Педагогический совет Учреждения:

Педагогический совет является постоянно действующим органом управления Учреждения. Его деятельность направлена на рассмотрение основных вопросов образования и воспитания обучающихся. В состав Педагогического совета входят: директор, его заместители, учителя, все педагогические работники Учреждения и библиотекарь.

Педагогический совет действует на основании «Положения о Педагогическом совете».

Главными задачами Педагогического совета являются:

- ориентация деятельности педагогического коллектива Учреждения на совершенствование образовательного процесса;

- разработка содержания работы по общей методической теме Учреждения;

- внедрение в практику деятельности педагогических работников достижений педагогической науки и передового педагогического опыта;

- решение вопросов о переводе и выпуске обучающихся, освоивших государственный стандарт образования, соответствующий лицензии Учреждения.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность - Студопедия

Организации, осуществляющие образовательную деятельность

В ч. 1 ст. 21 Закона N 273-ФЗ определен субъект, который вправе осуществлять образовательную деятельность. Согласно данной норме эта деятельность в первую очередь осуществляется образовательными организациями (ст. 22 Закона N 273-ФЗ), а в специально установленных в Законе случаях - организациями, осуществляющими обучение (ст. 31 Закона N 273-ФЗ), а также индивидуальными предпринимателями (ст. 32 Закона N 273-ФЗ).

Частью 2 ст. 21 Закона N 273-ФЗ, в частности, установлено, что на вышеуказанные организации и индивидуальных предпринимателей, на педагогических работников, которые заняты в организациях, осуществляющих обучение, или у индивидуальных предпринимателей, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций (ст. 28 Закона N 273-ФЗ) и педагогических работников этих организаций (ст. 48 Закона N 273-ФЗ).

Согласно ст. 2 Закон N 273-ФЗ, организации, осуществляющие образовательную деятельность . - это образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. К ним приравниваются и индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено ФЗ;

Образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;

Организация, осуществляющая обучение . - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;

Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.

Юридическое лицо – организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ).

Все юридические лица подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации (ст. 50 ГК РФ).

Некоммерческие организациям не имеют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не вправе распределять получаемую прибыль между своими участниками (п. 1 ст. 50 ГК РФ). Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных, управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, в иных целях, направленных на защиту общественных интересов.

В ч. 1 ст. 22 Закона N 273-ФЗ определяются организационно-правовые формы, в которых могут создаваться образовательные организации. Это формы, предусмотренные гражданским законодательством РФ для некоммерческих организаций (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").

Часть 2 ст. 22 Закона N 273-ФЗ посвящена духовным образовательным организациям, которые создаются в порядке ст. 19 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".

В ч. 4-9 ст. 22 Закона N 273-ФЗ образовательные организации классифицируются на государственные, муниципальные и частные (в зависимости от создавшего их органа).

При этом в Законе N 273-ФЗ дано новое определение частной образовательной организации. Под ней понимается образовательная организация, созданная в соответствии с российским законодательством физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций (ч. 7 ст. 22 Закона N 273-ФЗ). В ч. 8 ст. 22 Закона N 273-ФЗ содержится уточнение, которое касается образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка. Такие организации могут создаваться только Российской Федерацией.

В ч. 9 ст. 22 Закона N 273-ФЗ указано, что только РФ или субъект РФ праве создавать образовательные организации для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа).

Положения, содержащиеся в ч. 10 - 15 ст. 22 Закона N 273-ФЗ, посвящены порядку реорганизации или ликвидации образовательных организаций.

Образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании (ч. 10 ст. 22 Закона N 273-ФЗ). Создаются данные организации в таком же порядке. Международные (межгосударственные) образовательные организации создаются, реорганизуются и ликвидируются в соответствии с международными договорами РФ (ч. 15 ст. 22 Закона N 273-ФЗ).

В силу ч. 11, 12 ст. 22 Закона N 273-ФЗ реорганизация или ликвидация государственной и (или) муниципальной образовательной организации осуществляется на основании решения федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ или местного самоуправления. При этом должно учитываться положительное заключение комиссии по оценке последствий принятия такого решения. В случае реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, должно учитываться мнение жителей данного поселения.

Согласно ч. 13, 14 ст. 22 Закона N 273-ФЗ порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации названных организаций и порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются Правительством РФ или уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ. Это зависит от того, в чьем ведении находится образовательная организация: Российской Федерации или субъекта РФ.

В РФ устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы (ст. 23 Закон N 273-ФЗ):

1) дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

2) общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

3) профессиональная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;

4) образовательная организация высшего образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

В РФ устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:

1) организация дополнительного образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

2) организация дополнительного профессионального образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

Положения п. п. 5, 6 ст. 23 Закона N 273-ФЗ посвящены требованиям, предъявляемым к наименованию образовательных организаций. Так, наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип. Наименование может также содержать информацию, указывающую:

- на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательных программ, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся);

- на дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).

На данный момент действуют следующие Типовые положения :

- "Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении" (от 27.10.2011)

- "Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей" (от 26.06.2012).

- "Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)" (18.07.2008).

- "Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)" (14.02.2008).

В ч. 1 ст. 24 Закона N 273-ФЗ установлено, что особенности правового статуса МГУ им. М.В. Ломоносова и СПГУ определяются специальным Федеральным законом от 10.11.2009 N 259-ФЗ "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете".

Ст. 24 Закона N 273-ФЗ содержит положения, предписывающие установление специальных категорий для образовательных организаций высшего образования.

Так, в отношении образовательных организаций высшего образования Правительством РФ могут устанавливаться категории "федеральный университет" и "национальный исследовательский университет" (ч. 2 ст. 24 Закона N 273-ФЗ).

Категория "федеральный университет" может быть установлена в отношении образовательной организации высшего образования, созданной в форме автономного учреждения. Данные организации могут быть созданы Правительством РФ от имени Российской Федерации (ч. 3 ст. 24 Закона N 273-ФЗ).

Категория "национальный исследовательский университет" может быть установлена в отношении образовательной организации высшего образования по результатам конкурсного отбора программ развития таких организаций. Эти программы направлены на кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, на развитие и внедрение в производство высоких технологий. Порядок конкурсного отбора программ развития образовательных организаций высшего образования устанавливается Правительством РФ (ч. 5 ст. 24 Закона N 273-ФЗ).

В ч. 6 ст. 24 Закона N 273-ФЗ установлено, что образовательная организация высшего образования по результатам оценки эффективности реализации программ развития может быть лишена Правительством РФ категории "национальный исследовательский университет".

Духовные образовательные организации создаются в порядке, установленном законодательством РФ о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.

Согласно ч. 3 ст. 22 Закона N 273-ФЗ на ФНС России возлагается обязанность по уведомлению органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего полномочия РФ в сфере образования, о госрегистрации образовательной организации. Из этого следует, что осуществление образовательной организацией деятельности возможно только после прохождения госрегистрации в ФНС России (в ее территориальном подразделении).

Согласно ч. 1 ст. 25 Закона N 273-ФЗ образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством РФ. В ч. 2 данной статьи приводится перечень информации (условий), которая должна содержаться в уставе. В частности, в нем должен быть указан тип образовательной организации, информация о ее учредителе (группе учредителей), виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности, структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий. Устав также должен содержать другую необходимую информацию, предусмотренную российским законодательством.

Исходя из ч. 3 ст. 25 Закона N 273-ФЗ, образовательная организация должна обеспечить доступ к уставу, а также создать условия для ознакомления с его положениями всем работникам организации, обучающимся и их родителям (законным представителям).

В ч. 2 ст. 26 Закона N 273-ФЗ установлено, что образовательная организация осуществляет деятельность на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. В ч. 4 ст. 26 Закона N 273-ФЗ предусмотрено формирование различных коллегиальных органов управления образовательной организацией:

- общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации),

- педагогический совет (в образовательной организации высшего образования - ученый совет).

Кроме того, в образовательной организации могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, которые должны быть предусмотрены уставом (ч. 4 ст. 26 Закона N 273-ФЗ).

Следует отметить, что также могут создаваться совещательные и контрольные органы, учитывающие мнение и интересы обучающихся и их законных представителей - советы обучающихся, советы родителей, профессиональный союзы обучающихся и т.п. (ч. 6 ст. 26 Закона N 273-ФЗ).

Единоличное управление образовательной организацией в соответствии с ч. 3 ст. 26 Закона N 273-ФЗ осуществляет ее руководитель (ректор, директор и т.п.).

Организации, осуществляющие обучение. В ст. 31 Закона N 273-ФЗ приведен открытый перечень организаций, осуществляющих обучение. Кроме того, указаны виды образовательных программ, в соответствии с которыми эти организации вправе осуществлять образовательную деятельность. К таким организациям, в частности, относятся:

- научные организации, осуществляющие образовательную деятельность по программам магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров, ординатуры, профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам (ч. 2 ст. 31 Закона N 273-ФЗ);

- организации, осуществляющие социальное обслуживание, и организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых. Данные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, основным программам профессионального обучения (ч. 3 ст. 31 Закона N 273-ФЗ);

- иные юридические лица, осуществляющие образовательную деятельность по программам профессионального обучения, образовательным программам дошкольного образования и дополнительным образовательным программам (ч. 5 ст. 31 Закона N 273-ФЗ);

- организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом законодатель не указал, по каким видам образовательных программ данные организации вправе осуществлять образовательную деятельность.

В отдельную категорию выделены российские дипломатические представительства и консульские учреждения, представительства России при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, которые вправе осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей, установленных ст. 88 Закона N 273-ФЗ (ч. 4 ст. 31 Закона N 273-ФЗ).

В силу ч. 6 ст. 31 Закона N 273-ФЗ для ведения образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение, в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение. Деятельность такого подразделения регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым этой организацией.

Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность. Ст. 32 Закона N 273-ФЗ посвящена образовательной деятельности, осуществляемой индивидуальными предпринимателями. Она может осуществляться индивидуальным предпринимателем как самостоятельно, так и с привлечением наемных педагогических работников.

Ст. 32 Закона N 273-ФЗ допускает осуществление индивидуальным предпринимателем образовательной деятельности только в случае его государственной регистрации в ФНС России (в территориальном подразделении). На ФНС России новым Законом возлагается обязанность по уведомлению органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего полномочия РФ в сфере образования, о госрегистрации такого предпринимателя (ч. 2 ст. 32 Закона N 273-ФЗ).

В силу ч. 3 ст. 32 Закона N 273-ФЗ не могут быть допущены к педагогической деятельности и не вправе осуществлять образовательную деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей физические лица, указанные в ч. 2 ст. 331 ТК РФ.

Частями 3, 4 ст. 32 Закона N 273-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность по основным, дополнительным общеобразовательным программам и программам профессионального обучения. При этом до начала оказания платных образовательных услуг индивидуальный предприниматель обязан предоставить обучающемуся и родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося информацию:

- о госрегистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

- об уровне своего профессионального образования, общем стаже педагогической работы и о стаже занятия индивидуальной педагогической деятельностью;

- об уровне профессионального образования и общем стаже педагогической работы наемных педагогических работников (в случае их привлечения).

Следует отметить, что сходные положения содержатся также в Правилах оказания платных образовательных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 N 706 (далее - Правила).

Так, к исполнителям, осуществляющим образовательную деятельность и предоставляющим платные образовательные услуги, относятся образовательные организации, при этом к последним приравниваются и индивидуальные предприниматели (п. 2 Правил).

Из п. 6, подп. "и" п. 12 Правил следует, что эти услуги должны оказываться исполнителем в полном объеме в соответствии с образовательными программами (частью образовательной программы) и условиями договора об оказании платных образовательных услуг, а также на основании лицензии, сведения о которой содержатся в договоре.

Согласно ч. 5 ст. 12 Закона N 273-ФЗ образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если данным Законом не установлено иное. В ст. 23 Закона N 273-ФЗ указаны типы образовательных организаций, осуществляющих деятельность по определенным образовательным программам, реализация которых либо является, либо не является основной целью их деятельности. Несмотря на то, что индивидуальные предприниматели к данным организациям не относятся, на них в силу ч. 2 ст. 21 Закона N 273-ФЗ распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций (ст. 28 Закона N 273-ФЗ) и педагогических работников этих организаций (ст. 48 Закона N 273-ФЗ).

В то же время законодатель не указывает, в какой части положения ст. ст. 28 и 48 Закона N 273-ФЗ распространяются на индивидуальных предпринимателей.

В ч. 5 ст. 32 Закона N 273-ФЗ отмечается лишь то, что предприниматель должен предоставить информацию о лицензии на осуществление образовательной деятельности в случае привлечения им наемных педагогических работников. При этом законодатель умалчивает, кому и в какие сроки должна предоставляться такая информация. Можно предположить, что она должна предоставляться лицам, указанным в ч. 4 ст. 32 Закона N 273-ФЗ, до начала оказания платных образовательных услуг. Однако прямо об этом в Законе не сказано.

С учетом вышеизложенных положений Правил, а также ч. 3 ст. 32 Закона N 273-ФЗ возникает вопрос о необходимости получения индивидуальными предпринимателями соответствующей лицензии.

Вместе с этим согласно ч. 2 ст. 91 Закона N 273-ФЗ индивидуальные предприниматели, непосредственно осуществляющие образовательную деятельность, не могут быть соискателями лицензии на осуществление данной деятельности. Кроме того, из смысла ч. 2 ст. 91 Закона N 273-ФЗ следует, что образовательная деятельность осуществляется на основании лицензии, только если она оказывается образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность с привлечением педагогических работников.

Несмотря на некоторую противоречивость, приведенные положения Закона N 273-ФЗ все же дают основания полагать, что индивидуальным предпринимателям, непосредственно осуществляющим образовательную деятельность, получение лицензии для осуществления такой деятельности не требуется.

Что касается вопроса об обязательности заключения договора об оказании платных образовательных услуг индивидуальными предпринимателями в простой письменной форме, то исходя из ч. 1 ст. 53, ч. 1 ст. 54 Закона N 273-ФЗ договор в этой форме заключается только организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Индивидуальные предприниматели к данным организациям не относятся. В то же время с учетом положений ч. 3 ст. 23, ч. 1 ст. 161 ГК РФ можно сделать вывод о том, что договоры об оказании платных образовательных услуг индивидуальными предпринимателями также должны заключаться в простой письменной форме. Однако прямо это из Закона N 273-ФЗ не следует.