Руководства, Инструкции, Бланки

образец заполненной речевой карты дошкольника img-1

образец заполненной речевой карты дошкольника

Рейтинг: 4.0/5.0 (1860 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста (образец)

Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста

При поступлении ребенка в логопедический детский сад либо логопедическую группу обычного детского сада заводится специальный документ, отражающий развитие речи конкретного ребенка. Данный документ называется речевая карта. Она заполняется логопедом в саду. Подобные документы также заполняют логопеды в поликлиниках и всевозможных психолого-педагогических центрах, оказывающих логопедическую помощь.

В течении всего периода работы с конкретным ребенком логопед записывает полную информацию относительно речи ребенка, включая результаты прохождения ребенком тестов при поступлении, свои рекомендации, результаты, которых удалось достичь в процессе работы, заключение логопедической комиссии и прочее. Скачать данное издание можно на официальном сайте.

Автор: Ivan Kostin

Видео

Другие статьи

Речевая карта воспитанника дошкольного логопедического пункта

Речевая карта воспитанника дошкольного логопедического пункта

Данный вариант речевой карты составлен на основе речевой карты для дошкольного логопункта. разработанной Устиненко Аллой Васильевной и опубликованной на сайте «LogoPortal.ru» 12.11.2012. Как и в первоисточнике, использованы несколько вариантов характеристики каждого критерия, что составляет удобство и скорость заполнения (необходимо подчеркнуть нужный вариант).

Данный вариант отличается от первоначального варианта (речевая карта Устиненко А.В.) следующими изменениями:

  • сокращены некоторые разделы речевой карты;
  • дополнены и изменены некоторые характеристики компонентов речи, которые могут быть использованы при составлении логопедического представления на дошкольника;
  • таблица разбита на три столбца, соответствующих этапам логопедической работы, что позволяет проследить изменение состояния речи в зависимости от изменения выбранного (подчеркнутого) варианта характеристики каждого речевого компонента.

Включение в речевую карту этапов первичного, промежуточного и итогового обследования позволяет проанализировать динамику речевого развития ребенка, оценить результативность логопедической работы (провести мониторинг).

Речевая карта
воспитанника дошкольного логопедического пункта
МБОУ ДС №___ города___

Фамилия, имя, отчество ребенка:

Дата зачисления (первичного обследования):

Дата промежуточного обследования:

Дата выпуска (итогового обследования):

Раннее речевое развитие: без особенностей, с задержкой, фразовая речь с 3-х лет.

Строение органов артикуляционного аппарата:

Губы (норма, толстые, тонкие, вывернутые, малоподвижные).
Небо (норма, готическое, высокое, низкое, широкое).
Зубы (адентия, мелкие, крупные, зубной ряд нарушен, отсутствие резцов, норма).
Прикус (норма, прогения, прогнатия, передний открытый, боковой открытый).
Язык (норма, толстый, тонкий, маленький, массивный, географический, раздвоенный).
Уздечка (норма, утолщена, укороченная, короткая).
Саливация (нормальная, повышенная).

Состояние компонентов речи

На момент зачисления

Промежуточный этап логопедической работы

Слоговая структура слова

не нарушена; нарушена, незначительно, грубо, в словах сложной слоговой структуры, во фразах со сложными слоговыми конструкциями; допускает сокращение согласных звуков и слогов, уподобление слогов, усечение слов

не нарушена; нарушена, незначительно, грубо, в словах сложной слоговой структуры, во фразах со сложными слоговыми конструкциями; допускает сокращение согласных звуков и слогов, уподобление слогов, усечение слов

не нарушена; нарушена, незначительно, грубо, в словах сложной слоговой структуры, во фразах со сложными слоговыми конструкциями; допускает сокращение согласных звуков и слогов, уподобление слогов, усечение слов

4. Лексический запас

Словарь существит.:игрушки, фрукты, овощи, одежда, обувь, транспорт, посуда, мебель, домашние и дикие животные.

называет предметы, обобщает группы из них, затрудняется в назывании предметов, заменяет название предмета действием, не обобщает; обобщает по второстепенным признакам

называет предметы, обобщает группы из них, затрудняется в назывании предметов, заменяет название предмета действием, не обобщает; обобщает по второстепенным признакам

называет предметы, обобщает группы из них, затрудняется в назывании предметов, заменяет название предмета действием, не обобщает; обобщает по второстепенным признакам

показывает и называет части предмета, затрудняется

показывает и называет части предмета, затрудняется

показывает и называет части предмета, затрудняется

отсутствует; самостоятельный; по вопросам, с упрощением синтаксической структуры

отсутствует; самостоятельный; по вопросам, с упрощением синтаксической структуры

Рассказ по серии сюжетных картин

отсутствует; наполнен содержанием в соответствии с возрастом (н/границей N); сюжет (не-) понимает, (не-) объясняет, (не-) выделяет главное; понимает сюжет искаженно, пропускает смысл-ые звенья, связующие элементы

отсутствует; наполнен содержанием в соответствии с возрастом (н/границей N); сюжет (не-) понимает, (не-) объясняет, (не-) выделяет главное; понимает сюжет искаженно, пропускает смысл-ые звенья, связующие элементы

отсутствует; наполнен содержанием в соответствии с возрастом (н/границей N); сюжет (не-) понимает, (не-) объясняет, (не-) выделяет главное; понимает сюжет искаженно, пропускает смысл-ые звенья, связующие элементы

Рассказ по картине

отсутствует; (не-) достаточно полный, развернутый, логичный, последовательный; состоит из простых (не-) распространен. сложно-сочиненых,-подчиненых предложений

отсутствует; (не-) достаточно полный, развернутый, логичный, последовательный; состоит из простых (не-) распространен. сложно-сочиненых,-подчиненых предложений

отсутствует; (не-) достаточно полный, развернутый, логичный, последовательный; состоит из простых (не-) распространен. сложно-сочиненых,-подчиненых предложений

Нестерова Ирина Владимировна,
учитель-логопед дошкольного логопедического
пункта МБОУ начальная школа-детский сад
компенсирующего вида № 37
города Кузнецка Пензенской области

Речевая карта дошкольника заполненная образец - Новое за неделю

Образец заполнения речевой карты на

?

Речевая карта. (см. Образец. Козина и.в. Схема обследования дошкольников с общим.). Речевая карта является обязательным. За развитием дошкольников ж ребенок в. Речевая карта дошкольника с. Предлагаю вашему вниманию образец речевой карты для. Речевая карта. (образец. Психологическая карта дошкольника.).

Образец заполнения речевой карты на ученика 1 класса с онр. Образец заполненной речевой карты дошкольника и pthc форум большой форум компьютерной. Разные речевые карты ). Карты для дошкольников. Образец речевой карты.doc.

Образец заполнения речевой карты на ученика 1 класса с онр. Образец речевой карты файл 1. Речевой деятельности дошкольников в организации. Есть общие речевые карты, есть карты для онр, есть для. Речевая карта заполненная. Образец заполнения речевой карты на ребенка с нарушением. Речевая карта. Анкетные. Речевая карта. Логопеды.ру в социальных сетях. Присоединяйтесь к нам.

  • 3 информ бланк
  • 3 ндфл за 2012г бланк
  • 6 апк бланк
  • Решение о крупной сделке ооо образец
  • Решение о предоставлении жилого помещения образец
  • Решение о создании обособленного подразделения 2014 образец
  • Паспорт на административный участок образец
  • Форма 12001 новая образец заполнения
  • Приказ о назначение ответственного за производство работ образец
  • Удостоверения электрика образец
  • Приказ о повышении зп образец
  • Приказ о увольнении образец
  • налоговая декларация упрощенка образец ]
  • образец заполнения справки для оформления пенсии ]
  • образец заявления на увольнение по собственному желанию без отработки образец ]
  • трудовой договор с частичной занятостью образец ]
  • бланк certificate ]

Речевая карта для учителей-логопедов, работающих в детских садах

В современной профессиональной литературе мы встречаемся с большим количеством образцов речевой карты – основным документом учителя-логопеда. Порой мы теряемся в выборе документа, который дает нам более полное обследование ребёнка, имеющего речевое нарушение.

Мой стаж работы учителем-логопедом в дошкольном учреждении насчитывает более 20 лет. Проводя обследование, уже весь диагностический материал находиться в памяти логопеда и нет необходимости пользоваться готовыми примерами заданий, которые предлагают авторы в речевых картах.

Предлагаю вам познакомиться с речевой картой, которую я разработала и использую в своей работе на протяжении нескольких лет. Хочу пояснить следующее:

- Анализируя контингент детей-логопатов, я пришла к выводу, что чаще всего в логопедическую группу зачисляются дети с диагнозом «Дизартрия» . Поэтому, в своей речевой карте я отвожу большой блок обследованию состояния моторной сферы ребенка. Сюда входит обследование общей, ручной и артикуляционной моторики. Необходимо провести очень подробное обследование анатомического строения артикуляционного аппарата.

- В карте не упускаю обследование дыхательной и голосовой функции, отмечаю особенности динамической стороны речи.

- Из опыта работы могу сделать вывод, что у всех детей-логопатов, в той или иной степени, нарушено фонематическое восприятие. Поэтому, для записи результатов обследования, предлагаю заполнить небольшую таблицу.

- Для изучения состояния звукопроизношения предлагаю так же использовать таблицу, из которой будет четко видно над какими звуками нужно работать и какие приемы использовать для их коррекции.

- В речевой карте представлен блок обследования импрессивной и экспрессивной речи. Обследуя ребенка с речевой патологией, логопед встречается с ним не единожды, использует в работе метод наблюдения, Поэтому, считаю достаточным отметить кратко состояние объема словаря ребёнка, но по всем разделам.

- Результаты обследования грамматического строя речи предлагаю отразить в таблицах. (Состояние словоизменения. Состояние словообразования.)

- Для обследования связной речи отведено в карте достаточно места для записи различных видов рассказов, которые составляют дети.

- В предложенной вашему вниманию речевой карте уделено место для написания, разработанного логопедом плана индивидуального образовательного маршрута ребенка, есть таблица учета динамики развития ребенка.

Дошкольник.РФ

Образец речевой карты, описательного логопедического заключения, анамнеза - zametkilogopedas Jimdo-Page! заметки логопеда: паталогия речевого развития

Образец речевой карты, описательного логопедического заключения

Как Вы знаете, в речевых картах обычно содержатся все задания и место для записи результатов обследования - на нескольких страницах. У нас на работе поток обследуемых в несколько раз больше, чем в образовательных учреждениях, а финансирование на канцтовары неважное. Поэтому от начальства поступила директива: сократить потребление бумаги. Начались поиски. Однако попавшиеся в поле зрения логопедические листы не отвечали в полной мере функциональности и содержательности речевых карт. Передо мной стояла задача: вместить все необходимые сведения по обследованию речи на один лист. Мне это удалось! При использовании этого бланка речевой карты необходимо чёткое знание всех заданий в том или ином блоке, а лучше - наличие хорошо подобранных наглядных материалов ко всем заданиям по возрастам и Ваша безупречная ориентировка в них. На основе речевой карты Нищевой Н.В. с добавлениями заданий из карт других авторов я сделала материалы и схемы обследования речи детей отдельно по возрастам. Это в рамках моей работы намного удобнее представленных в литературе материалов, где, чтобы найти картинки для следующего задания, нужно постоянно пролистывать в альбоме картинки к другим возрастам. Результаты обследования речи детей от 4 до 15 лет вносятся в соответствующие графы. Если по возрасту навык ещё не должен быть сформирован - графа не заполняется. По результатам обследования заполняется бланк описательного логопедического заключения, в котором указана та же последовательность компонентов речевого обследования, что и в речевой карте.

В рамках образовательного учреждения в дополнение к бланку карты понадобится лист анамнеза.

Уверяю Вас, в таком виде документацию удобнее хранить, удобнее ею пользоваться!

Содержание бланка речевой карты (шрифт 8):

Фамилия, имя ребенка ______________________возраст _______группа/класс__________

Дыхание (вне речи и речевое)____________________________________________________

Голос (тембр, высота, сила)______________________________________________________

Ритм, темп, интонация__________________________________________________________

Звукопроизношение ___________________внятность речи___________________________

А О У Ы Э Я Ё Ю И Е Б БЬ П ПЬ Д ДЬ Т ТЬ Г ГЬ К КЬ Х ХЬ В

ВЬ Ф ФЬ М МЬ Н НЬ Й С СЬ З ЗЬ Ц Ш Ж Ч Щ Л ЛЬ Р РЬ

Звукослоговая структура слов и фраз. простых _____многозвенных ____сложных______

Фонематические представления: _______________________________________________

Фонематическое восприятие. слухо-зрительная дифференциация слов________________

слухо-произносит. дифференциация оппозиционных звуков в слогах ____в словах______

Звукослоговой анализ и синтез. _________________________________________________

Пассивный словарь. объём, качество______________________________________________

Различение. окружающих предметов____________ частей предметов__________________

действий ______________ признаков____________ обобщений________________________

Понимание значений грамматич. изменений. глаголов соверш. вида___________________

ед. – мн. числа существит-х ______________ ед.–мн. числа глаголов___________________

уменьш.-ласкат. форма сущ-х_____________ приставочных глаголов__________________

Понимание логико-грамматических конструкций. обращённой речи ___________________

инструкций: простых соц.-бытовых ________ многозвенных ________сложных _________

предложно-падежных конструкций: простых_______________ сложных________________

простого сравнения________ сложного сравнения ___________инверсии_______________

конструкций, выражающих отношения лиц и предметов между собой (в Тв.п.)_______

простых вопросов_____________________ сложных вопросов________________________

близких по структуре предложений_______________________________________________

текста_____________понимание скрытого смысла________ переносного смысла________

Активный словарь. объём, качество_______________________________________________

Образование. прил-х от сущ-х_________________ глаголов соверш. вида______________

сущ-х Им. п. мн. ч. __________________________ приставочн. глаголов _______________

сущ-х мн.ч. в косв. п. или Р.п._________________ относит. прилагат-х ________________

сущ-х в уменьш.-ласкат. форме _______________ притяжат. прилагат-х _______________

детёнышей животных _______________________ качеств. прилагат-х_________________

согласование (в роде, числе и падеже).

прилагат-х с сущ-ми _________________________глаголов с сущ-ми___________________

сущ-х с числит-ми___________________________ сущ-х с предлогами_________________

Автоматизированная речь: стихи_______ счёт_______ дни недели_______ месяцы_______

Дезавтоматизированная речь: счёт_______ дни недели_______ месяцы_______

Составление фразы: а) по картинке_______________________________________________

б) с заданным словом __________________________________________________________

Выделение причинно-следственных связей:

Состояние общей и мелкой моторики ____________________________________________

Оптико-пространственный гнозис и праксис ______________________________________

Письмо: тип латерализации, темп, списывание, самостоятельное письмо, диктант _____________________________________________________________________________

Чтение: слов, предложений, текста; темп; чтение про себя; понимание смысла; пересказ _____________________________________________________________________________

Ниже можно скачать образец бланка речевой карты

(шрифт 12, на 2 страницы размером А4).

Образец бланка речевой карты

1. Фамилия, имя ребёнка___________________________________________________________

2. Дата рождения____________________________________Возраст______________________

3. Посещаемое учреждение, группа, класс____________________________________________

4. ФИО матери, возраст, место работы, должность_____________________________________

5. ФИО отца, возраст, место работы, должность_______________________________________

6. Национальность, родной язык, на каком языке общается в семье______________________

7. Данные о наличии у родителей и родственников нервно-психических, соматических

заболеваний, речевых нарушений, особенно дислексии и дисграфии_____________________

8. Протекание беременности. (Выявить, не было ли травм, резус-конфликта, воздействия

химических, физических - особенно облучения - факторов, инфекционных заболеваний –

особенно краснухи, гриппа и др. - токсоплазмоза, сердечно-сосудистых заболеваний,

болезни печени, почек, токсикоза в 1-ю и 2-ю половину беременности, симптомов

угрожающего выкидыша.) 1-я половина_____________________________________________

9. Протекание родов (в срок, досрочные: в 8, 7 мес.; нормально протекающие, затяжные,

стремительные, обезвоженные и др.; использование стимуляции во время родов, ее характер;

10. Состояние ребенка в момент рождения. Наличие травмы во время родов: переломов,

кровоизлияний, опухолей, асфиксии (синей, белой)____________________________________

когда закричал (сразу, через несколько секунд, через несколько минут)__________________________________________________________________________

наличие врожденных пороков_____________________________________________________

Вес и рост ребенка при рождении___________________________________________________

Когда принесли кормить, как сосал (хорошо, вяло) ________________________________________________________________________________

11. Данные о соматическом, нервно-психическом и психомоторном развитии ребенка

(выписать из медицинской карты). Держит голову с________________

сидит с ________________ ходит с___________________

Перенесённые заболевания до года_________________________________________________ ________________________________________________________________________________

Перенесённые заболевания от года до 3 лет___________________________________________ _________________________________________________________________________________

Перенесённые заболевания после 3 лет______________________________________________ ________________________________________________________________________________

12. Данные о развитии речи ребенка: время появления гуления__________ лепета__________

характер лепета______________ время появления слов_______ фразовой речи__________________

не было ли у ребенка нарушений слоговой структуры слов_____________________________ аграмматизмов_____________________________________ какие звуки долго произносились неправильно_____________________________________________________________________

характер неправильного произнесения звуков (искажения, замены, отсутствие звуков)

до 4 лет _______________________________после 4 лет _______________________________

производилась ли коррекция нарушений звукопроизношения и других речевых расстройств,

в течение какого периода, ее результат______________________________________________ _________________________________________________________________________________

характерные особенности понимания речи окружающих _________________________________________________________________________________

13. Данные обследований врачей – специалистов ________________________________________________________________________________

14. Жалобы родителей ______________________________________________________________

Речевые нарушения в дошкольном возрасте и их коррекция

Речевые нарушения в дошкольном возрасте и их коррекция

Описание: Составить перспективный план работы на год на обследуемого ребенка. Составить конспект занятия с ребенком с ринолалией. Провести обследование ребенка с дизартрией и заполнить речевую карту с указанием направлений логопедической работы. Составить перспективный план работы на год на обследуемого ребенка. Составить конспект занятия с ребенком с дизартрией.

Дата добавления: 2015-09-14

Размер файла: 35.76 KB

Работу скачали: 7 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск

Речевые нарушения в дошкольном возрасте и их коррекция на http://refleader.ru/

Логопедия
Оглавление

[2]
1 Провести обследование ребенка с ринолалией (возраст ребенка, форма ринолалии на выбор) и заполнить речевую карту(предложенную Л.В. Лопатиной) с указанием направлений логопедической работы. Составить перспективный план работы (на год) на обследуемого ребенка

[3]
2 Составить конспект занятия с ребенком с ринолалией

[4]
3 Провести обследование ребенка с дизартрией и заполнить речевую карту с указанием направлений логопедической работы. Составить перспективный план работы (на год) на обследуемого ребенка

[5]
4 Составить конспект занятия с ребенком с дизартрией

[7]
Список использованной литературы

В реализации концепции личностно-ориентированного подхода к воспитанию особое внимание необходимо уделять формированию эффективных механизмов рациональной, социально приемлемой адаптации личности ребенка к условиям среды.

Именно дошкольный возраст является периодом, когда предпосылки и начальный период формирования речевого дефекта у ребенка еще поддается коррекции. Поэтому возникает насущная необходимость как в изучении особенностей речевых дефектов у детей, их диагностике, так и в построении системы коррекционной работы с данных контингентом детей.

Развитие устной речи ребенка имеет важное значение. Это связано с исключительной ролью речи в психическом развитии и обучении. С помощью речи ребенок овладевает наиболее совершенными способами общения с окружающими, у него развивается обобщающая функция мышления.

Коммуникативная и обобщающая функция речи формируются в тесном единстве: с помощью речи ребенок не только получает новую информацию, но и усваивает ее.

Кроме того, с помощью речи у ребенка развивается регуляция высших психических функций. Включаясь в процесс восприятия, речь делает ее более обобщенной и дифференцированной.

Как отмечает Е.М.Мастюкова, связная речь наиболее интенсивно начинает развиваться в старшем дошкольном возрасте, она имеет большое значение для готовности ребенка к обучению.

Именно формирование связной речи способствует развитию у ребенка возможности адаптироваться в межличностных отношениях, овладеть интеллектуальными операциями мышлением и др.

Кроме того, в процессе развития речи у ребенка совершенствуется фонематическое восприятие, он начинает воспринимать на слух и точно дифференцировать сходные по звучанию звуки речи (фонемы). Развитие фонематического восприятия является основой для успешного овладения чтением и письмом.

Речевой дефект, возникающий в раннем возрасте является одним из факторов как психоэмоциональных нарушений у детей, так и фактором нарушения поведения. Центральная роль речи в формировании способности ребенка к осознанию своих желаний и действий подчеркивалась еще Л.С.Выготским. Важнейшая функция речи состоит в том, что она является средством преодоления актуальной, воспринимаемой ситуации и связывает действия ребенка во времени. Благодаря этому возможны действия в будущем, т. е. планирование своего поведения и саморегуляция. Речь выступает как фактор, мобилизирующий опыт ребенка. Поэтому различные речевые нарушения, особенно в раннем возрасте, могут провоцировать возникновение поведенческих нарушений, что, в свою очередь, может способствовать формированию неблагоприятных, дезадаптивных черт характера.

Педагог, психолог, работающие в детском дошкольном учреждении, должны иметь общее представление об особенностях формирования механизмов связной речи ребенка и владеть различными методиками развития речи дошкольников.

Объектом исследования является ребенок в системе речевого дефекта (речевое нарушение).

Предмет исследования: речевые нарушения в дошкольном возрасте.

Целью практической работы является выявление основных путей изучения и коррекции связной речи у детей.

Задачами исследования являются:

  • анализ теоретических работ по проблеме речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста;
    • выработка практических навыков диагностики нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста;
    • осуществление самостоятельной коррекционной работы.

1 Провести обследование ребенка с ринолалией (возраст ребенка, форма ринолалии на выбор) и заполнить речевую карту(предложенную Л.В. Лопатиной) с указанием направлений логопедической работы. Составить перспективный план работы (на год) на обследуемого ребенка

1. Анкетные данные

Фамилия, имя Оля Курилова.

Число, месяц, год рождения 12.05.2006

Откуда поступил ребенок детский сад для детей с нарушениями речи

Данные о родителях Мать Отец

ФИО Курилова Светлана Семеновна Курилов Иван Дмитриевич

Место работы ООО «Славус» ОАО «Иркен»

Должность менеджер финансовый директор

Состав семьи единственный ребенок

2. Анамнестические данные

Перинатальный период развития

От какой беременности первая беременность.

Как протекала беременность угроза выкидыша с 24 – й недели.

Натуральный период развития

Как протекали роды стремительные, преждевременные (на 32-й неделе)

Постнатальный период развития.

Раннее физическое развитие

Когда ребенок начал держать голову к 4 месяцам

Переворачиваться к 6 месяцам

Сидеть к 8 месяцам

Стоять с помощью опоры к 10 месяцам

Ходить в 1 год 6 месяцев

Раннее эмоциональное развитие

Комплекс оживления в 2 месяца

Узнавание близких в 7 месяцев

Реакция на посторонних в 13 месяцев

Раннее речевое развитие

Гуление в 5 месяцев

Лепет в 9 месяцев

Первые слова в 2,5 года

Первая фраза простая фраза в 3 года, фразовая речь появилась в 4 года 7 месяцев

(N - к 2 годам - простая фраза, к 3 годам - фразовая речь).

Темп речевого развития замедленный

Стимуляция речевого развития ребенка речь стимулируется на занятиях с логопедом

Условия воспитания ребенка

Социальная среда ребенок воспитывается в семье

Особенности речевой среды общение происходит с детьми с нарушениями речи, дома – с родителями без речевых патологий.

Культурно-бытовые условия благополучные.

Адаптация ребенка в коллективе у ребенка преобладает желание контактировать со сверстниками, нормальные реакции.

Какие меры принимались для устранения патологии развития ребенок занимается с логопедом, обучается в специальном учебном заведении (детский сад)

Продолжительность и результативность лечения и обучения Занятия с логопедом проводятся с двухлетнего возраста.

Психологический климат в семье, особенности взаимоотношений благоприятный климат, конфликты с детьми и педагогами практически отсутствуют.

Отношение к ребенку в семье внимательное

Отношение членов к речевому дефекту ребенка внимательное.

Перенесенные заболевания ОРЗ, коклюш.

3. Объективные данные

Состояние интеллекта интеллект в норме

Состояние слуха слух в норме

Состояние зрения зрение в норме

Общее развитие ребенка, особенности деятельности

Контакт ребенок проявляет речевой негативизм, с трудом вступает в контакт, речь непонятна окружающим.

Отзывается на имя отзывается

Называет свое имя и фамилию речь ребенка непонятна для окружающих

Понимание родственных связей понимает

(мама, папа, бабушка)

Круг представлений об окружающем развит

Особенности общей моторики

Пройтись по комнате в норме

Пройтись по ровной линии в норме

Пробежаться в норме

Постоять, попрыгать на левой ноге удалось на правой ноге удалось

Попрыгать на двух ногах удалось

на месте правильно выполнил задание

с продвижением вперед не поняла задания

Маршировать под счет ребенок не попадает в ритм

Подбросить и поймать мяч обеими руками не ловит мяч

Бросить мяч: левой рукой получилось правой рукой получилось

Направленно бросить мяч не удалось

Перекатить мяч из руки в руку удалось

Переключение с одного движения на другое с трудом переключается, повторяет однотипные движения

Выполнение серии двигательных упражнений плохо удерживает в памяти движения.

По показу По инструкции

Руки вперед выполняет не выполняет

Присесть, руки в сторону выполняет неверно не выполняет

Руки вперед, в строну, вверх не выполняет не выполняет

Особенности мелкой моторики

Собрать спички не выполняет

Собрать мозаику выполняет неверно, раскидывает по столу

Нанизывать колечки, бусы выполняет

«зайчик» не выполняет «коза» выполняет неверно

Попеременно левая рука- правая рука не выполняет

Синхронно не выполняет

Умение держать карандаш удерживает кисточку удерживает

Умение проводить линии

вертикальные линии нечеткие горизонтальные линии нечеткие

Сделать «замочек» создает

Ведущая рука правая

4. Навыки самообслуживания

Застегивать пальто умеет

Завязывать шнурки. шарф умеет

Колготки умеет с трудом

Носки с трудом умеет

Шапку умеет умеет

ботинки с тудом умеет

Выполнение гигиенических правил

Мытье рук умеет

Пользование полотенцем пользуется

Чистить зубы умеет

Умение самостоятельно есть ест самостоятельно, но неаккуратно

5. Особенности развития личности в эмоционально-волевой сфере

Настроение ребенка легко меняется

Преобладание настроения хорошее

Волевые особенности пассивность, инертность деятельности, вялость. слабость волевого напряжения,

Характер деятельности отсутствие мотивации к деятельности

Реакция на замечания пытается исправиться

Реакция на одобрение адекватная

Страхи: баба-яга, темнота, собаки

6. Характерологические особенности ребенка

Спокойный -беспокойный спокойный

Контактность не стремится к установлению контакта

Конфликтность низкий уровень конфликтности

Добрый/ жесткий, резкий, грубый добрая

Аккуратный, бережливый/ неряшливый бережливая

7. Состояние психофизиологических процессов

Обследование процессов внимания Внимание недостаточно устойчивое. поверхностное, быстро истощается, требует переключение на другой вид деятельности

Обследование процесса восприятия

Узнавание предметов в условиях наложения нарушено

Узнавание предметов в неполном изображении нарушено

Условия реального изображения в норме

Условия силуэтного изображения в норме

Условия контурного изображения в норме

Условия пунктирного изображения в норме

Условия точечного изображения нарушено

Исследование сукцессивного гнизиса нарушен

Соотнесение изображения с целым нарушено

Представление о цвете имеется

Сличает цвета сличает

Знает и называет основные цвета знает

Представления о величине на базовом уровне

Соотносит предметы по величине соотносит

Дифференцирует предметы по величине дифференцирует

Называет величину не называет

Представление о форме имеется

Соотносит предметы по форме соотносит

Различает геометрические формы различает

Называет геометрические формы не называет

Восприятие пространственных представлений

Знание частей тела знает лица знает

Ориентировка в сторонах собственного тела с трудом ориентируется

Зеркальное изображение нет

Дифефренцирование пространственных понятий

справа-слева не дифференцирует

в центре не знает

целостный образ предмета знает

Собрать предмет из функционально значимых частей собирает

Складывание разрезных картинок из 2-3-4 частей складывает неверно

Части суток не имеет представления

Времена года имеет представления

Исследование тактильного восприятия

Угадывание предметов по контуру не угадывает

Угадывание одинакового предмета по дифференциальным признакам не угадывает

Слуховое восприятие в норме

Исследование произвольного запоминания нарушено

Без нацеливания на запоминание

Смешанный ряд нарушено

Линейный ряд запоминает

Исследование непроизвольного запоминания

С установкой на запоминание запоминает частично

Исследование после нарушения порядка предметов не обнаруживает изменение в порядке предметов

Исследование после изменения количества предметов не обнаруживает разницу

Добавление предмета в линейный ряд не обнаруживает изменение

Уменьшение предметов в линейном ряду не обнаруживает изменений

Обследование процесса мышления

Обследование операции обобщения

1 ур. Обобщение словом нарушено

2. ур. Группировка по субъективным признакам не произволится

3 ур. Формирование родовидовых обобщение не сформировано

4 ур. Логическое мышление отсутствует

Обследовании операции сериации

Расположение предметов в ряду (3-4, составная матрешка) на основе

- нарастания признака осуществляет

- убывания признака осуществляет

Обследование операции сравнения в норме

8. Особенности развития игровой и перцептивной деятельности

Интерес к игрушкам проявляет

Адекватность употребления игрушек совершает адекватные действия с предметами

Характер действий с предметами-игрушками специфические манипуляции: учитывает только физические свойства предметов

Цепочка игровых действий

Способ выполнения задания по подражанию

Способ выполнения задания без учета величины колец

Способ выполнения задания по подражанию

«Почтовый ящик» по подражанию

Конструирование по подражанию

Складывание фигур из палочек не производит

Обучаемость помощь использует, обращает внимание на слова взрослого

9. Обследование артикуляционного аппарата

Губы: врожденная расщелина

«трубочка» не получается

«улыбка» не получается

Зубы: редкие, кривые

читать не читает

Как тикают часы? отвечает невнятно

Как лает собака? отвечает невнятно

Как капает дождь? отвечает невнятно

Как кричит петух? отвечает невнятно

- найти мяч выполняет

- возьми книгу и положи ее на стол выполняет

- возьми куклу и положи ее в коляску выполняет

Характер экспрессивной речи связной речи нет, пользуется простыми фразами и отрывочными словами.

особенности речи недостаточное развитие лексики и грамматики

Обследование звукопроизношения замены п, б, на м, т, д на н и обратные замены к — д, т, м — б, п, обусловленные отсутствием фонологического противопоставления соответствующих звуков в устной речи; выявляются пропуски, замены, употребление лишних гласных.

Предъявление лексического материала для обследования звуков:

Изолированное произнесение нарушено

В составе слога нарушено

В составе слова нарушено

Обследование фонематического восприятия

Определение звука в ряду других звуков. Различение слов

нос-сон не дифференцирует.

кот-ток не дифференцирует

кочка-кошка не различает

тапки-тяпки не различает

койка-корка не различает

Слоговая структура слова: усечение, пропуск.

Состояние фразовой речи отраженное повторение

Сформированность связной монологической речи не сформирована

9. Логопедическое заключение

У ребенка открытая форма ринолалии. Для ребенка характерна недостаточность в развитии лексики и грамматического строя. Обусловленность ее различна: сужение социальных и речевых контактов детей из-за грубого дефекта звуковой речи, позднее ее начало. Связная монологическая речь отсутствует. Речь ребенка в целом мало разборчива. В устной речи отмечаются обедненность и аномальные условия протекания долингвистического развития. Условия воспитания ребенка благоприятные (школа-интернат). Психические познавательные процессы нарушены. Поведение ребенка в норме, доброжелательное неагрессивное. Волевые процессы сформированы частично. Навыки самообслуживания достаточно развиты.

ПЛАН РАБОТЫ НА ГОД

1) дыхательные упражнения;

2) артикуляционная гимнастика;

3) артикуляция изолированных звуков по степени их сложности для произнесения;

4) слоговые упражнения.

На этом этапе происходит в основном обучение моторным (произносительным) навыкам.

1. Дифференциация звуков

2. Воспитание фонематических представлений на основе двигательных (кинестетических) образов речевых звуков.

3. Развитие познавательных процессов.

1. Дифференциация звуков

2. Воспитание фонематических представлений на основе двигательных (кинестетических) образов речевых звуков.

3. Расширение словарного запаса.

4. Развитие высказываний.

1. Развитие способности дифференциации звуков.

2. дыхательная гимнастика.

3. Фразовая речь.

4. Развитие письменной речи.


2 Составить конспект занятия с ребенком с ринолалией

Конспект индивидуального логопедического занятия в основной период с ребенком 4,5лет с открытой механической ринолалией.ФФНР.

Этап: основной (формирование первичных произносительных умений и навыков).

1. активизация небно-глоточного затвора;

2. закрепить умение удерживать язык в положении «чашечка»;

3. уточнить артикуляцию звука «Ш» в упражнении «Шарик сдулся»;

4. закрепить умение правильно произносить звук Ш в прямых открытых слогах и в начале слова;

5. формировать умение узнавать звук Ш в прямых открытых слогах и в начале слова.

Оборудование: зеркало, воздушный шарик, ватка, стакан с водой, трубочка, карта-путь со змейкой, картинки: шапка, шорты, шуба, шарф, шишка, шмель, шлем, шут, шарик, шкатулка, сапоги, сова, жук, ящик, санки, щетка.

I.Оргмомент. К нам сегодня в гости прилетел воздушный шарик. Он будет наблюдать как ты стараешься. Если ему понравится занятие, он останется у тебя.

II. Основная часть.

2.1. Артикуляционная гимнастика.

Упражнение «Блинчик». Открой ротик, положи широкий язык на нижнюю губу и удерживай под мой счет до 5.

Упражнение «Вкусное варенье». Нужно слегка приоткрыть ротик и широким передним краем языка медленно облизать верхнюю губу слева направо, а затем справа налево.

Упражнение «Чашечка». Ротик открыт, а широкий язычок поднят кверху. При этом его края прижаты к верхней губе.

2.2. Дыхательная гимнастика

Упражнение «Фокус». Рот открыт, а язык в форме «чашечки» приподнят к верхней губе. Приложи руку к ротику на выдохе, какую чувствуешь воздушную струю? Правильно теплую. А теперь на выдохе нужно сдуть ватку с кончика носа вверх, попробуй.

Упражнение «Шарик сдулся». Ты знаешь, как звучит сдувающийся шарик? Давай покажем. Вдох через носик, а выдох будет длительным через ротик. При этом язычок находится в форме «чашечки».

Упражнение «Пузырьки». У нашего воздушного шарика есть друзья – водяные пузырьки. Как ты думаешь, они похожи? Чтобы они появились нужно сделать вдох носиком, а на выдохе дуть в трубочку. В стаканчике с водой появится много пузырьков, давай попробуем.

2.3 Уточнение артикуляции звука Ш.

Упражнение «Змейка». Наш шарик очень боится змейки. Давай ему покажем, что она добрая, не кусается и умеет шипеть как он. У шарика сразу исчезнет страх. Веди пальчиком по змейке и произноси отчетливо ШШШ…

2.4. Игра «Поймай шарик». Шарик теперь совсем перестал бояться, он рад и хочет с тобой поиграть. Я буду кидать тебе шарик и говорить гласный звук, а ты к нему добавь звук Ш и брось шарик обратно. Например, А – ША.

2.5 Игра «Чистоговорки». Внимательно послушай, что будет говорить тебе шарик и повтори. Чтобы легче запомнить, найди соответствующую картинку.


3 Провести обследование ребенка с дизартрией и заполнить речевую карту с указанием направлений логопедической работы. Составить перспективный план работы (на год) на обследуемого ребенка

Лепет в 7 месяцев

Первые слова в 1 год 5 месяца

Первая фраза простая фраза в 2,5 года, фразовая речь появилась в 4 года

(N - к 2 годам - простая фраза, к 3 годам - фразовая речь).

Темп речевого развития замедленный

Стимуляция речевого развития ребенка Родители читают ребенку детские книги, стихи, выполняют рекомендации логопеда.

Условия воспитания ребенка

Социальная среда ребенок обучается в детском саду для детей с нарушениями речи.

Особенности речевой среды дома общение происходит с родителями без речевой патологии, в саду - с детьми с нарушениями речи.

Культурно-бытовые условия в семье семья является благополучной.

Адаптация ребенка в коллективе у ребенка преобладает нежелание контактировать со сверстниками, ребенок не принимает участия в коллективных играх, игровая деятельность развита недостаточно.

Какие меры принимались для устранения патологии развития ребенок занимается с логопедом. посещает детский сад для детей с нарушениями речи. 1 раз в год родители ездят в санаторий с ребенком.

Продолжительность и результативность лечения и обучения Занятия с логопедом проводятся с 4-летнего возраста. По результатам логопедического обследования, за время посещения детского сада отмечается развитие речевой деятельности ребенка.

Психологический климат в семье, особенности взаимоотношений благоприятный, родители проявляют заботу о ребенке, конфликты в семье происходят нечасто.

Отношение к ребенку в семье хорошее

Отношение членов к речевому дефекту ребенка роители занимаются с ребенком.

Перенесенные заболевания ОРЗ, свинка, краснуха.

3. Объективные данные

Неврологический статус Синдромов поражения ЦНС нет

Состояние интеллекта нарушения интеллектуальной деятельности (снижение интеллекта)

Состояние слуха слух в норме

Состояние зрения зрение в норме

Общее развитие ребенка, особенности деятельности

Контакт ребенок проявляет речевой негативизм, с трудом вступает в контакт, мимика развита недостаточно, контакт избирательный.

Отзывается на имя отзывается

Называет свое имя и фамилию называет только имя

Понимание родственных связей понимает родственные связи, но сам не называет круг ближайших родственников

(мама, папа, бабушка)

Круг представлений об окружающем не развит

Особенности общей моторики

Пройтись по комнате координация нарушена

Пройтись по ровной линии с трудом

Пробежаться неохотно. вяло

Постоять, попрыгать на левой ноге удалось со второй попытки на правой ноге удалось с третьей попытки

Попрыгать на двух ногах удалось

на месте правильно выполнил задание

с пробдвижением вперед не справился с заданием

Маршировать под счет ребенок не попадает в ритм

Подбросить и поймать мяч обеими руками ловит мяч

Бросить мяч: левой рукой получилось правой рукой удалось со второй попытки

Направленно бросить мяч не удалось

Перекатить мяч из руки в руку удалось с помощью логопеда

Переключение с одного движения на другое с трудом переключается, повторяет однотипные движения

Выполнение серии двигательных упражнений плохо удерживает в памяти движения, с трудом правильно выполняет серию, навыки самоконтроля нарушены.

По показа По инструкции

Руки вперед выполняет выполняет неверно

Присесть, руки в сторону выполняет неверно не выполняет

Руки вперед, в строну, вверх не выполняет не выполняет

Особенности мелкой моторики

Собрать спички выполняет неумело

Собрать мозаику выполняет неверно

Нанизывать колечки, бусы выполняет неверно, с трудом

«зайчик» выполняет, но движения нечетки «коза» выполняет неверно

Попеременно левая рука- правая рука не выполняет

Синхронно не выполняет

Умение держать карандаш не удерживает кисточку не удерживает

Умение проводить линии

вертикальные линии нечеткие горизонтальные линии нечеткие

Сделать «замочек» не удается

Ведущая рука левая

4. Навыки самообслуживания

Застегивать пальто не умеет

Расстегивать не умеет

Завязывать шнурки. шарф не умеет и не хочет делать самостоятельно

Развязывать не умеет и не хочет делать самостоятельно

Колготки с трудом с трудом

Носки не умеет с трудом

Шапку умеет умеет

ботинки умеет умеет

Выполнение гигиенических правил

Мытье рук умеет, но не выполняет

Пользование полотенцем пользуется с помощью взрослых

Чистить зубы с помощью взрослых

причесываться с помощью взрослых

Умение самостоятельно есть ест самостоятельно, но неаккуратно

5. Особенности развития личности в эмоционально-волевой сфере

Настроение ребенка неустойчивое, легко меняется

Преобладание настроения подавленное

Волевые особенности пассивность, инертность деятельности, вялость. слабость волевого напряжения, избалованность

Работоспособность крайне низкая

Характер деятельности отсутствие мотивации к деятельности

Реакция на замечания обижается

Реакция на одобрение адекватная

Страхи: темнота, чужие люди, страх речи

6. Характерологические особенности ребенка

Спокойный -беспокойный спокойный

Контактность смущается, тяжело идет на контакт

Добрый/ жесткий, резкий, грубый добрый

Аккуратный, бережливый/ неряшливый неряшливый

7. Состояние психофизиологических процессов

Обследование процессов внимания ребенок плохо сосредотачивается, с трудом удерживает внимание на объекте. Внимание недостаточно устойчивое. поверхностное, быстро истощается, требует переключение на другой вид деятельности, плохое переключение внимания

Обследование процесса восприятия

Узнавание предметов в условиях наложения нарушено

Узнавание предметов в неполном изображении нарушено

Условия реального изображения в норме

Условия силуэтного изображения нарушено

Условия контурного изображения нарушено

Условия пунктирного изображения нарушено

Условия точечного изображения нарушено

Исследование сукцессивного гнизиса нарушен

Соотнесение изображения с целым нарушено

Представление о цвете имеется в наличии

Сличает цвета различает цвета

Знает и называет основные цвета знает основные цвета, но не называет их

Представления о величине на базовом уровне

Соотносит предметы по величине не всегда верно соотносит

Дифференцирует предметы по величине дифференцирует только реальные предметы

Называет величину не называет

Представление о форме имеется

Соотносит предметы по форме не соотносит

Различает геометрические формы различает

Называет геометрические формы не называет

Восприятие пространственных представлений

Знание частей тела знает лица знает

Ориентировка в сторонах собственного тела с трудом ориентируется

Зеркальное изображение нет

Дифефренцирование пространственных понятий

дальше-ближе не дифференцирует

справа-сдева не дифференцирует

впереди-сзади не дифференцирует

целостный образ предмета знает

Собрать предмет из функционально значимых частей не собирает

Складывание разрезных картинок из 2-3-4 частей складывает неверно

Части суток не имеет представлений

Времена года не имеет представлений

Исследование тактильного восприятия

Угадывание предметов по контуру не угадывает

Угадывание одинакового предмета по дифференциальным признакам не угадывает

Слуховое восприятие в норме

Исследование произвольного запоминания нарушено

Без нацеливания на запоминание

Смешанный ряд нарушено

Линейный ряд запоминает

Исследование непроизвольного запоминания

С установкой на запоминание запоминает частично

Исследование после нарушения порядка предметов не обнаруживает изменение в порядке предметов

Исследование после изменения количества предметов обнаруживает разницу

Добавление предмета в линейный ряд обнаруживает изменение

Уменьшение предметов в линейном ряду не обнаруживает изменений

Обследование процесса мышления

Обследование операции обобщения

1 ур. Обобщение словом нарушено

2. ур. Группировка по субъективным признакам не произволится

3 ур. Формирование родовидовых обобщение не сформировано

4 ур. Логическое мышление отсутствует

Обследовании операции сериации

Расположение предметов в ряду (3-4, составная матрешка) на основе

- нарастания признака осуществляет с ошибками

- убывания признака не осуществляет

Обследование операции сравнения нарушена

8. Особенности развития игровой и перцептивной деятельности

Интерес к игрушкам не проявляет

Адекватность употребления игрушек совершает неадекватные действия с предметами

Характер действий с предметами-игрушками специфические манипуляции: учитывает только физические свойства предметов

Цепочка игровых действий

Способ выполнения задания перебор вариантов

Способ выполнения задания без учета величины колец

Способ выполнения задания действие с силой

«Почтовый ящик» действие силой

Конструирование по подражанию

Складывание фигур из палочек по образцу

Обучаемость использование помощи, но обучаемость инзкая

9. Обследование артикуляционного аппарата

Губы: толстые, мясистые, малоподвижные

«трубочка» не получается

«улыбка» не получается

улыбаться с трудом

читать не читает

Как тикают часы? не отвечает

Как лает собака? отвечает неверно

Как капает дождь? не отвечает

Как кричит петух? не отвечает

Лексико-семантические особенности речи: Вербальные парафразии: - слова, трудные по семантике, заменяются более простыми, нарушено прозношение гласных и согласных звуков

- найти мяч выполняет

- возьми книгу и положи ее на стол не выполняет

- возьми куклу и положи ее в коляску не выполняет

Характер экспрессивной речи 2 уровень речевого развития: пользуется простой фразой, в речи много аграмматизмов.

особенности речи проявляет склонность к эхолалии

Обследование звукопроизношения дефекты звукопроизношения и голоса, сочетающиеся с нарушениями речевой, прежде всего артикуляционной, моторики и речевого дыхания: отсутствие звука, замена, недифференцированное произношение, смешение.

Предъявление лексического материала для обследования звуков:

Изолированное произнесение нарушено

В составе слога нарушено

В составе слова нарушено

Обследование фонематического восприятия

Определение звука в ряду других звуков. Различение слов

нос-сон различает слова, но не может определить звук.

кот-ток не дифференцирует

кочка-кошка не различает

тапки-тяпки не различает

койка-корка не различает

Слоговая структура слова: усечение, пропуск, перестановка

Состояние фразовой речи отраженное повторение

Сформированность связной монологической речи действует методом проб и ошибок, принимает помощь взрослого

9. Логопедическое заключение

У ребенка стертая форма дизартрии, что проявляется в дефектах звукопроизношения и голоса, сочетающиеся с нарушениями речевой, прежде всего артикуляционной, моторики и речевого дыхания. Ребенок владеет речью, но допускает грубые ошибки в звукопроизношении. отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным. Для ребенка характерно замедленное формирование пространственно-временных представлений, оптико-пространственного гнозиса, фонематического анализа, конструктивного праксиса. Отмечается нарушение познавательных процессов: памяти, мышления, внимания. Навыки самообслуживания не развиты. При этом, отмечается снижение интеллекта и несформированность игровой деятельности. Ребенок застенчив, неконфликтен, неохотно вступает в контакт. Олег также испытывает затруднения и в изобразительной деятельности.

ПЛАН РАБОТЫ НА ГОД

Сентябрь - ноябрь (подготовительный этап).

Основные цели: подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов, у ребенка раннего возраста — воспитание потребности в речевом общении, развитие и уточнение пассивного словаря, коррекция дыхания и голоса.

1. Диагностика речевого дефекта ребенка.

2. Массаж лица и органов артикуляции.

3. Мимическая и артикуляционная гимнастика ( пассивная и активная).

4. Дыхательные, голосовые упражнения.

5. Развитие фонематического слуха.

Декабрь - март (формирование первичных коммуникативных произносительных навыков).

Основная цель: развитие речевого общения и звукового анализа.

1. Коррекция артикуляционных нарушений: при спастичности — расслабление мышц артикуляционного аппарата, выработка контроля над положением рта, развитие артикуляционных движений, развитие голоса; коррекция речевого дыхания; развитие ощущений артикуляционных движений и артикуляционного праксиса.

2. Массаж лица и органов артикуляции.

3. Мышечное расслабление губ и языка.

3.Коррекция речевого дыхания.

4. Артикуляционная гимнастика.

5. Постановка, автоматизация, дифференциация звуков.

Апрель-май (развитие связной речи)

1. Накопление словарного запаса.

2. Развитие связной речи.

3. Совершенствование звукопроизношения.


4 Составить конспект занятия с ребенком с дизартрией

Логопедическое заключение: стертая форма дизартрии.

Этап: формирование первичных произносительных умений и навыков. Автоматизация звука «ж» в словах.

1. Уточнить артикуляцию звука «ж»;

2. Формировать умение произносить слова со звуком «ж» с разной громкостью (громко и тихо);

3. Формировать умение определять позицию звука «ж» в словах (начало, середина);

4. Формировать умение воспроизводить сложные ритмы по словесной инструкции.

Оборудование: игрушка ежик, игрушка жук, картинки для артикуляционной гимнастики: чашка, лошадь, гриб, гармошка, качели; вата, лабиринт «Полянка», дуб из картона, желуди, картинки: жук, жираф, желтый квадрат, журавль, жаба, ножи, ножницы, лыжи, ежевика, крыжовник, подснежник, баклажан.

I. Оргмомент. Привет. Смотри, кто к нам пришел. Это ежик. У ежика очень большая семья. Давай поможем насобирать еды для его семьи.

II. Основная часть.

1. Расслабляющий массаж для губ и щек. Ежик очень спешил и устал, давай немного расслабимся вместе с ежиком.

1.1. Упражнение «Барабан». Надуй щечки и постучи кулачками. как на барабане.

1.2. Упражнение «Разминаем щечки». А сейчас поразминай щечки кулачками как я.

1.3. Упражнение «Трубочка». Вытяни губки в трубочку и постучи пальчикам по ним.

2. Артикуляционная гимнастика.

Ежик забыл сделать зарядку для ротика. Давай сделаем зарядку вместе.

2.1. Упражнение «Чашечка». Давай сделаем язычок похожим на эту чашечку. Для этого открой ротик, подними язычок к верхней губе и удерживай в таком положении.

2.2. Упражнение «Лошадка». А это лошадка. Давай пощелкаем как лошадка своими копытами.

2.3. Упражнение «Грибок». А сейчас приоткрой ротик. Тебе нужно присосать широкий язычок к небу и открыть ротик. Видишь, язычок похож на грибок.

2.4. Упражнение «Гармошка». А сейчас поиграем на гармошке. Язык нужно присосать к небу и не опуская язычок открывать и закрывать ротик. Губы должны быть в улыбке,

2.5. Упражнение «Качели». Давай покачаем наш язычок на качелях. Открой ротики, тянись язычком то к носу, то к подбородку.

3. Дыхательные упражнения.

Ну, вот мы сделали зарядку, а сейчас отправляемся с ежиком в лес. Но внезапно поднялся ветер. Зашуршали листья на деревьях. Давай покажем, как шуршат листики.

3.1. Упражнение «Листья шуршат». Вдохни через носик и выдохни, произнося «ш ш ш».

3.2. Упражнение «Одуванчик». Ой, смотри, ветер принес сюда пушинки с одуванчиков.

Давай их сдуем, чтобы они не мешали идти. Вдохни через носик и выдохни так, чтобы

пушинки улетели. Смотри, чтобы воздух был теплым. Чтобы проверить, подведи ладошку к губам.

4. Упражнение «Полянка». Смотри, кого мы встретили. Это жук. Жук не может найти дорогу домой. Давай поможем ему перелететь через полянку. Вдохни через носик, возьми жука большим и указательным пальчиком и проведи его по дорожке, произнося «ж ж ж», как жук.

5. Упражнение «Желуди». Наконец мы пришли. Что это за дерево. Правильно, это дуб. А что на дубе растет. Желуди. Давай поможем ежику собрать желуди. Давай постучим по дереву, может они сами упадут. Я буду говорить, сколько раз тебе постучать (///, // //, /// //, /// ///, // ///, /// / //). Нет, не падают желуди. Но ведь ты

уже большой, и сам можешь достать. За каждым желудем спрятан сюрприз. Это картинки. Если ты снимешь большой желудь, то назови картинку громко, а если маленький, то тихо.

6. Упражнение «Невидимка». Ну вот ты помог ежику собрать желуди. А сейчас нужно немного отдохнуть. Произноси вместе со мной стихотворение и выполняй движения.

С ветки яблоко упало

И по саду побежало.

Побежало мимо Мурки,

Мимо Жучкиной конурки

И в траве исчезло вдруг.

Как же яблоко без ножек

Убежало. Вот вопрос!

Это Ежик, серый Ежик

На спине его унес.

7. Упражнение «Лукошки». Ты молодец. А сейчас давай поможем ежику разложить желуди в лукошки. В первое лукошко ложи картинки, где звук «ж» в начале слова, а во второе, где звук «ж» в середине.

III. Заключительная часть. Молодец, ты хорошо занимался. А кто к нам сегодня приходил? А что мы помогали собирать? Что тебе больше всего понравилось?


Заключение

В последние годы акцент исследований в детской логопедии сместился в сторону более раннего выявления отклонений в речевом развитии и раннего начала комплексной коррекционной работы.

Актуальностью проблемы является реальная возможность проведения коррекции несформированных компонентов в развитии ребенка дошкольного возраста, используя в полной мере потенциал сензитивных периодов становления речи как высшей психической функции. Необходимо корректировать отклонения в развитии и предупредить возникновение вторичных нарушений. Чем раньше будут выявлены индивидуальные проблемы в раннем речевом развитии ребенка, тем больше времени будет у родителей и педагогов для их коррекции.

Одним из важнейших образований функционального развития ребенка является уровень сформированности зрительного восприятия, определяющий успешность усвоения базовых навыков письма в начальной школе. Профилактика нарушений письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями (М.Безруких, Л.Морозова, 1996).

Современные представления об оптико-пространственных функциях старших дошкольников базируются на фундаментальных исследованиях П.К.Анохина, Л.С.Выготского, А.Р.Лурия, Л.С.Цветковой, Т.В.Ахутиной и др. рассматривающих высшие психические функции как сложные системы, имеющие многоуровневые иерархические строения. В функциональной системе дисграфии тесно связаны друг с другом речевые и зрительные компоненты, каждый из которых имеет особое значение для формирования определенных операций оптико-пространственных представлений. (Т.А.Алтухова, С.Ф.Иваненко, Л.С.Цветкова).

Имеется ряд работ, посвященных профилактике и коррекции нарушений письма старших дошкольников (О.А.Новиковская, Л.Г.Парамонова, Е.А.Логинова, Г.Н.Брехунова). В отдельных исследованиях представлен анализ некоторых механизмов нарушения письма (О.Б.Иншакова, А.Н.Корнев, Р.Е.Левина).

В тоже время многие теоретические вопросы трудностей обучения письму остаются малоизученными.

Таким образом, актуальность нашего исследования определяется значимостью проблемы профилактики возникновения нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией.


Список использованной литературы
  1. Астапов В.М. Дети с нарушениями развития. - М. 2010.
  2. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. - М. Просвещение, 2011.
  3. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб. Изд-во "Лань", 2012
  4. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы.- Санкт-Петербург.2011.
  5. Елецкая О.В. Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. - М. ТЦ Сфера, 2010.
  6. Жукова Н.С. Мастюкова Е.М. Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – 2-е изд.-М.,2010.
  7. Коберник Г.Н. Синев В.Н. Дефектологический словарь. - Киев, 2012.
  8. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей отклонениями в развитии /Под ред. Б.П.Пузанова. - М. Академия, 2012.
  9. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова: Под ред. Б.П. Пузанова. - М. Издательский центр «Академия», 2011
  10. Логопедия. Под ред. Л.С. Волковой. -М. Владос, 2012.
  11. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. - М. 2012.
  12. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. -М.,2012.
  13. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону, 2011.
  14. Понятийно-терминологический словарь логопеда./Под ред. В.И. Селиверстова. – М. 2012.
  15. Хрестоматия по логопедии под редакцией В.И.Селивёрстова. – М. 2010.

Речевые нарушения в дошкольном возрасте и их коррекция на http://refleader.ru/