Руководства, Инструкции, Бланки

руководство начинающему завучу img-1

руководство начинающему завучу

Рейтинг: 4.5/5.0 (1793 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Руководство начинающему завучу

Руководство начинающему завучу

Кто приходит первым в школу
И несётся в кабинет
Позабыв про тяжесть лет.
Кто к учителю подходит
Разговор про жизнь заводит
От кого исходит свет.
Кто усталости не знает
Пишет, думает, считает,
Улыбается, страдает, помогает
Всем, мечтает, расписанье
Составляет, справки пишет и играет,
Мудрый всем дает совет…
Это завуч – про него
Хорошо, иль ничего.
В каждой школе завуч есть,
Мы ему окажем честь,
Скажем добрые слова,
Чтобы к вечеру молва
Разнесла по белу свету:
И наполнила планету
Добрым словом про него
Хорошо, иль ничего.

РУКОВОДСТВО НАЧИНАЮЩЕМУ ЗАВУЧУ

Ко многим терминам, которые употребляются ежедневно, мы привыкли и порой не вдумываемся в их суть. Так, например, произошло со словом “завуч”. Ведь давно в школах нет так называемой учебной части и заведующего. А слово есть! В действительности же завуч является и организатором, и контролёром, и координатором, который призван оперативно “тушить пожары”, возникающие в гремучей смеси педагогического коллектива.

Известный исследователь школоведческих проблем В.И.Зверев рассматривает управление как деятельность руководителей образовательных учреждений, направленную на обеспечение оптимального функционирования всех ее подсистем, перевод каждой из них на более высокий уровень развития. Технология управления, как и любая технология, отвечает на вопрос “Как добиться результата?” Эффективность управленческой деятельности во многом зависит от способности администрации образовательного учреждения осуществлять руководство учебно- воспитательным процессом на основе технологического подхода.

Технология управления характеризуется строго определенной последовательностью методов, операций, позволяющих получать устойчивый запланированный результат при наименьших затратах сил, средств, времени. При этом акцент следует делать на диалоговом характере управления. Принципиально важным фактором в технологии управления становится стиль руководства учебно-воспитательным процессом, отношение к людям.

Технологическая цепочка управленческой деятельности.

ДИАГНОСТИКА
(анализ деятельности школы)

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
(отдаленные и близкие цели)

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
(предвидение будущих потребностей, тенденций развития, вероятных проблем, возможных последствий)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ
(создание концепции, программы развития)

КОНСТРУИРОВАНИЕ
(разработка направлений и конкретного содержания деятельности)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ
(общение, отношения, устранение противоречий, разрешение конфликтов, оценка деятельности)

ОРГАНИЗАЦИЯ
(концентрация усилий, распределение ролей, мотивация, стимулирование деятельности)

РЕЗУЛЬТАТ
(сравнимый и прогнозируемым и затратами)

ДИАГНОСТИКА + КОРРЕКЦИЯ, РЕГУЛИРОВАНИЕ
(контроль, оценка)

Смысл, назначение и основная цель деятельности завуча состоит в технологизации образовательного процесса и управления им. Можно утверждать, что завуч – это технолог учебного процесса. С одной стороны он является идеологом, специалистом по образовательным технологиям, а с другой проектировщиком и исполнителем управленческой технологии. Внимание завучей к управленческим технологиям во многом определяется не сколько данью моде, сколько сложностью и масштабностью проблем образовательного процесса, требующих незамедлительного и квалифицированного решения. И там, где завучи стремятся эффективно решать проблемы, технологии управления становятся востребованными.

На современном этапе социальные требования к школе качественно изменились. Следовательно, завуч должен перестроить свою работу с учетом этих изменений. В системе внутришкольного управления необходимо отойти от сложившихся стереотипов, изменить технологию управленческого труда. Общеизвестно, что чем лучше администратор владеет теорией и практикой управления, тем легче ему будет работать, тем эффективнее будет его труд.

Считается, что в идеале завуч должен быть и хорошим педагогом-предметником. К сожалению, мало делается для роста профессионального уровня завуча: повышение квалификации и знаний в области образовательного менеджмента, экономики, права, информационных технологий, предметов, посвященных проблеме управления в системе образования. Во многих странах подготовка управленцев для общеобразовательных учреждений ведется целенаправленно.

Школа – это многообразный живой организм, который немыслим без управления. Четкое определение функциональных обязанностей позволяет в полной мере отвечать за порученное дело. Завуч отвечает за организацию учебного процесса в школе, за выполнение учебных программ, качество преподавания, осуществляет контроль за постановкой учебно-воспитательной работы, успеваемостью и посещаемостью учащихся, регулирует нагрузку учителей. организует методическую работу в школе, составляет расписание учебных занятий и отчеты о состоянии УВР. Отвечая за состояние и результаты работы на своём участке, завуч получает и соответствующие полномочия, в пределах которых принимает решения и даёт указания.

В педагогическом коллективе необходима строгая согласованность действий всех членов педагогического коллектива. Педагогический коллектив должен выступать перед детским коллективом как нечто целое, недопустим разнобой в действиях руководителей, разное толкование тех или иных вопросов, разные требования к учителям.

Для завуча одно из главных качеств – умение организовать работу коллектива, организовать целостный педагогический процесс. Во главе учителей должен стоять человек, который в состоянии сплотить вокруг себя коллектив единомышленников, основанный на сотрудничестве и взаимопонимании. Завуч по учебной работе выполняет роль “двигателя”, все усилия которого направлены на поддержание рабочего ритма в коллективе, создание положительного микроклимата, приятного и продуктивного взаимодействия сотрудников в школе.

Завуч является “учителем учителей” – это определяет выделение большого количества времени на общение с учителями и учащимися, повышение собственной педагогической квалификации, контроля за учебно-воспитательным процессом. Завучу необходимо располагать временем для своего профессионального роста. В этой связи целесообразно выделить свободный день в неделю для самообразования, обучения на курсах, встреч со специалистами.

Примерное распределение рабочего времени в течение недели завуча начальных классов:
  1. Свои уроки – 9 ч.
  2. Внеклассная работа по предмету – 1 ч.
  3. Контроль за УВП (посещение и анализ уроков) – 5 ч.
  4. Посещение и анализ внеурочных мероприятий – 1 ч.
  5. Собрания, совещания, собрания – 4 ч.
  6. Работа с нормативной документацией –2 ч.
  7. Проверка и анализ школьной документации – 4 ч.
  8. Беседа с учителями и воспитателями – 4 ч.
  9. Беседа с учащимися и их родителями – 5 ч.
  10. Деловые встречи и разъезды – 3 ч.
  11. Хозяйственная деятельность – 1 ч.
  12. Непредсказуемый расход времени (или его потеря) – 1 ч.

Ежедневная работа завуча начинается с проверки санитарного состояния, получения информации об отсутствующих учителях на текущий день и запись в журнале о замене уроков. Завуч контролирует, чтобы замена осуществлялась по профилю, и информация своевременно была доведена до учителя, который пойдёт на замену урока. Со звонком на 1 урок завуч делает обход, чтобы увидеть, как начался рабочий день и первый урок. Посещение уроков (2-3 в день по графику), свои уроки, беседа с учащимися и учителями, встреча с родителями, работа с документацией, совещания по графику.

Проведение совещаний и собраний, планёрок с одинаковой периодичностью в одно и то же время, в одном и том же месте. При этом до минимума следует сократить проведение различных внеплановых совещаний. (Приложение 1 )

Правила, которых следует придерживаться в работе.
  1. Отсутствие в первой половине рабочего дня разборов различных конфликтных ситуаций, длительных бесед и разговоров “по душам” с подчиненными. Все попытки отвлечь от решения текущих заранее запланированных задач пресекаются вежливо, но решительно. Т.о. все учителя постепенно привыкли к тому, что все беседы и разговоры проводятся в конце рабочего дня.
  2. Все вопросы, касающиеся компетенции тех или иных сотрудников не решаются в их отсутствие, т.к. в последствии придется затрачивать дополнительное время на перепоручение дел другим людям, передачу им нужной информации, их убеждение и т.д. Кроме того, принятие решений по вопросам, входящих в компетенцию отсутствующих сотрудников может отрицательно сказаться на их самостоятельности, инициативе, задеть самолюбие.
  3. Максимальное использование в повседневной работе компьютера и других средств передачи оперативной информации.
  4. Обязательная фиксация информации о ходе учебно-воспитательного процесса в специальной тетради (фиксация замечаний и предложений педагогов, даже высказанная не в корректной форме).
  5. Успешность совместной работы – полная согласованность действий.

Для завуча значимым участком его работы является учебный процесс и его организация, который он моделирует и управляет, а также взаимодействие с руководителями функциональных подструктур школы, с учреждениями повышения квалификации, органами управления образованием, родителями, учителями и учащимися.

Основные направления деятельности завуча по руководству учебным процессом.
  1. Работа по выполнению закона “Об образовании”, Концепции о непрерывном образовании и реализации нормативных документов.
  2. Работа с педагогическими кадрами.
  3. Методическая работа.
  4. Работа служб сопровождения.
  5. Организация дополнительного образования.
  6. Работа с родителями.
  7. Внеклассная и воспитательная работа.
  8. Система внутришкольного контроля.

Все направления работы отражены в планах завуча школы. (Приложение 7 )

Осуществление функции управления во многом зависит от внедрения строго продуманной системы информации и отчетности, единых форм учебно-педагогической документации. Каждый завуч с первых дней своей деятельности сталкивается с необходимостью подготовки деловых бумаг различного направления.

Система внутришкольного контроля за УВП и реализацией нормативных документов.
  1. Контроль за выполнением государственных программ. (Приложение 2, 3 )
  2. Контроль уровня преподавания (Приложение 4,5 )
  3. Контроль за работой ГПД.
  4. Контроль за методической работой.
  5. Контроль за внеклассной работой.

Деятельность завуча по учебной работе сопровождается мониторингом учебного процесса на диагностической основе. Только на основе ритмично действующей прямой и обратной связи, достоверной информации завуч может ставить конкретные задачи, принимать правильные решения, обеспечивать их практическую реализацию.

Учебно-методическая деятельность завуча реализуется при помощи методической службы школы. Формы методической работы завуча разнообразны. Это традиционные (курсы, лекции, семинары и т.д.) и нестандартные проблемно-деятельностные занятия (тренинги, ролевые игры и т. д.) Большую помощь приносят методические планерки и консультации. Важный блок работы завуча - это работа с молодыми специалистами. В работе завуча обязательной является работа по преемственности. (Приложение 9 ). Большое внимание уделяется созданию банка инновационных идей и вариативных технологий.

Главной заботой завуча должно стать создание современной методической службы, определенной системы, обеспечивающей повышение квалификации учителей и воспитателей. Именно она формирует новый тип учителя, работает на развитие школы, ее завтрашний день. Важно в этой системе активно задействовать знающих, профессиональных, творческих учителей, привить вкус к чтению специальной литературы, к научным подходам и мотивам своей педагогической деятельности. Учителям необходимо плодотворное общение с коллегами и учащимися, выполнение разных ролей в различных делах.

В течение учебного года завуч посещает большое количество уроков. (Приложение 6 ). Эта работа чрезвычайна важна для завуча, на которого возложен не сколько контроль, сколько упорядочение организации сложнейших процессов обучения в школе, воспитания развития учащихся. На уроке завуч наблюдает за работой учителя и учащихся, в специальной тетради фиксирует цепочку их действий, особо отмечая пути и методы решения образовательной, воспитывающей, развивающей, здоровьесберегающей и контрольно-оценочной функций обучения, создание ситуации успеха, использование инновационных способов организации учебного процесса, использования многообразия видов деятельности на уроке, проявления учащимися активности, самостоятельности и интереса к учению, взаимоотношений учителя и детей. После урока завуч проводит анализ по специальной программе, вместе с тем анализ урока предусматривает объективный самоанализ и самооценку автора урока.

Завуч должен взять за правило:
  1. Не вмешиваться в ход урока.
  2. Проводить односторонний анализ или переносить его на другой день
  3. Анализ должен опираться на положительное в работе учителя.

Управленческая работа в учебном заведении – сложная и многогранная проблема.

Современному завучу следует отказаться от методов администрирования. Главное – создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества, чтобы не только ученику, но и учителю хотелось идти в школу, создавать ситуацию успеха как для детей, так и для учителей, предупреждать возможные ошибки.

Заповеди завуча:
  • Будь таким руководителем, какому бы хотел подчиняться сам.
  • Управляя людьми, обходись по возможности, без приказов, проявляй деликатность, не оказывай явного давления, вызывающего желание противодействовать.
  • Руководи так, чтобы люди стремились к сотрудничеству и общению с тобой, не чувствовали, что ими управляют.
  • Владей педагогической техникой (умения управлять собой, умения управлять другими).
  • Будь гуманистом. Ставь превыше всего интересы детей.
  • Радуйся каждому достижению, любому, даже незначительному, успеху.
  • Оставайся реалистом и оптимистом.

Другие статьи

Научно методический журнал завуч скачать бесплатно

Руководство начинающему завучу

Ежедневная работа завуча начинается с проверки санитарного состояния, получения информации об отсутствующих учителях на текущий день и запись в журнале о замене уроков.Формы методической работы завуча разнообразны.

festival.1september.ru > Руководство начинающему

Презентация на тему: "Научно -практический, методический. "

Скачатьбесплатно презентацию на тему "Научно -практический, методическийжурнал для директоров школ, завучей. классных руководителей: материалы по теории и методике воспитания, управлению и." в формате .ppt (PowerPoint).

myshared.ru > Презентация на тему:

Методическая разработка по теме: Перечень документации завуча

Скачать По теме: методические разработки, презентации и конспекты. Совещание при завуче по теме: "Алгоритм создания программы элективного курса".

nsportal.ru > Методическая разработка

Планы, справки, протоколы - Документация школы - Учительский.

Я предлагаю вам анализ работы педагога за учебный год. Надеюсь кому поможет в работе. Целевая аудитория: для завучей .Что обещает новый министр? Оплата за работу на ЕГЭ. Выдача БЕСПЛАТНЫХ свидетельств о публикации материалов.

uchportal.ru > Планы, справки, протоколы -

Методическая копилка завуча. Профессиональное сообщество.

- План методической работы на учебный год. - Научно -методическая деятельность в рамках областной экспериментальной площадки.Такая должностная инструкция есть в следующей книге на с. 12 - 20: Мякинченко Л.П. Настольная книга завуча школы / Авт.-сост.

metodisty.ru > Методическая копилка

Центр Информационной Поддержки О

Завуч. (научно -практический журнал ).В журнале публикуются материалы по планированию учебного. воспитательного процесса в школе, организации научно -методической работы, анализу работы школы и т.д.

marsu.ru > Центр Информационной

ЗАВУЧ .инфо - Сайт для учителей

zavuch.ru > ЗАВУЧ.инфо - Сайт для

Журнал «Завуч » за 2006 г. План массовой методической работы.

Чтобы бесплатноскачать картинку для урока педагогики, щёлкните по«Научно -практическая конференция» - М.В. Ломоносова 2005. О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…Творческий педагогический конкурс «Визитная карточка. Методическая грамотность.

900igr.net > Журнал «Завуч» за 2006 г.

VIII. Научно -методическая деятельность. ¦ участвовать в научно -исследовательской деятельности школы¦ подготовка публикаций и научных статей в журналы и сборникиСкачать работу.

Подробнее/Скачать. Журнал "Завуч ". № 1 (571) січень 2016.Научно -методическийжурнал для учителей. В номере: Дополнительная образовательная программа. Урок литературы в 10-м классе с использованием «закрытых» здоровье-сберегающих приемов.

detskieradosti.ru > В помощь, учителю скачать

Оформление папки методического объединения. - Pedsovet.su

Естественно-научные .Полный текст материала Оформление папки методического объединения смотрите в скачиваемом файле.Этот материал существенно облегчит работу завуча. Ответить.

pedsovet.su > Оформление папки

Научная статья в методическийжурнал "Интернет технологии. "

Другие методич. материалы / Научная статья в методическийжурнал "Интернет технологии в работе завуча ".- книги, методическая литература, газеты, журналы в электронном видеСкачать материал. Автор. Дата добавления. 14.10.2015. Раздел. Директору-завучу .

infourok.ru > Научная статья в

ЖурналЗавуч Школы Скачать. Ссылка для скачиванияметодических материалов находится под реализация, анализ» ( Журнал «Управ¬ління школою» № 16, 2010).Научно - практический журнал « Завуч начальной школы ».

contrariously.esy.es > Журнал Завуч Школы

План научно -методической работы на 2009_2010 учебный год. Цель: Повышение уровня профессионального мастерства педагогическихКурсовая подготовка. 1 сентябрь Составление плана прохождения курсов повышения квалификации. завуч Перспективный план к/п.

svetschool.ucoz.ru > План научно-методической

Скачатьбесплатно без регистрации книгу онлайн в электронном виде на сайте полнотекстовой электронной библиотеки Единое окно для учащихся ВУЗов, школГеография в школе: Научно -методическийжурнал. Автор/создатель: Издательство "Школьная пресса", г. Москва.

window.edu.ru > География в школе:

Завуч нашей школы

Научно -методическийжурнал России (создан в 1933 г.) Журнал «Начальная школа» является уникальным методическим пособием, универсальным по своему характеру: в нем публикуются материалы по всем предметамPDF не доступен. Завуч нашей школы. Автор: автор не указан.

n-shkola.ru >Завуч нашей школы

Интересные подборки — Книги, журналы. газеты, плакаты и полиграфия — Журналнаучнометодическийжурналзавуч .Geo — научно -популярный журнал с уклоном в тематику путешествий, издаваемый в России ежемесячно…

vilingstore.net > Научно методический

Научно -практический журнал «Завуч начальной школы». Журнал «Начальная школа» — старейший ежемесячный научно -методическийжурнал России (создан в 1933 г. ) Журнал «Начальная школа» является уникальным методическим пособием.

lifeofgame.ru > научно-популярный журнал

Завуч. журнал магазин смешные цены в Братеево Inhabit, веб-студия магазин смешные цены каталог обуви Классный руководитель, научно -методическийжурналЖурналы Визави Кафе светофор график работы.

bizspravka.su > Завуч начальной школы,

Название: ЖУРНАЛЗАВУЧ НАЧАЛЬНОЙ Формат книги: fb2, txt, epub, pdf Размер: 2.5 mb Скачано. 75 раз.Завуч. детский, педагогический и родительский коллектив как основа и условие успешного воспитания научно -методическийжурнал заместителя директора школы.

bor.converlab.com > Скачать ЖУРНАЛ ЗАВУЧ

«Завуч начальной школы» располагается в Москве на переулок Луков, 4.Научно -методическийжурналНаука и практика воспитания и дополнительного образования — В этом же здании - Москва, переулок Луков, 4.

spravkainform.ru > Завуч начальной школы —

Журналзавуч школы должностная инструкция заместителя.

заместителя школы завуч работе журнал по должностная директора инструкция научнометодической .СКАЧАТЬ .

kotelebih.esy.es > Журнал завуч школы

Рабочее место завуча школы - проектная РАБОТА1

Должности завучей. ? Завуч по научно -методической работе (Планирует и контролирует научную работу учащихся).На закладке «Журналы » Завуч имеет возможность просмотреть классные журналы и карточки учащихся. АРМ Завуча. Журнал .

sites.google.com > Рабочее место завуча школы

Страница журнала. Научно -практический журналзавуч начальной школы.Категории. Скачатьскачать. Методические рекомендации по ведению классных журналов .

ytuj.kinobanda.net > Журнал завуч школы

Завуч начальной школы: методические. организационные.

Скачать - Скачатьбесплатно .Размести ссылку новости Завуч начальной школы: методические. организационные, психолого-педагогические материалы. на сайте, блоге, форуме илиИзбранные труды: Научные. педагогические, публицистические материалы.

book.tr200.net > Завуч начальной школы:

Презентация "Портфолио педагога" - скачатьбесплатно

СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА (Т.Н.Макарова, В.А.Макаров, журнал «Завуч » № 4,2005 год) Титульный лист Раздел I Общие сведения о педагоге Раздел II Результаты педагогической деятельности Раздел III Научно -методическая деятельность Раздел IV Внеурочная.

bigslide.ru > Презентация "Портфолио

Электронные ресурсы | Методические наработки

www.zavuch .info - завуч -Инфо.www.dovosp.ru - научно -методическийжурнал "Дошкольное воспитание" иллюстрированный методическийжурнал "Ребенок в детском саду".

dszolushka.caduk.ru > Электронные ресурсы |

Руководство начинающему завучу

Зам. директора по УВР

Программа предназначена для получения необходимой для начисления заработной платы информации в виде сводной таблицы за избираемый оператором период времени. Кроме этого программа позволяет провести статистический анализ пропущенных и замещенных уроков по классам, предметам и отдельным учителям-предметникам.

Целевая аудитория: для завучей

Программа позволяет быстро обработать и проанализировать итоги учебного года или четверти по классу. Для этого необходимо внести данные учеников (фамилия, имя), названия предметов, оценки по пятибалльной шкале и, при необходимости, обозначения: осв. (освобожден) или н/а (не аттестован). Лишние строки (если количество учащихся меньше) и столбцы (предметы) можно удалить.

Целевая аудитория: для классного руководителя

Программа, позволяющая мониторить один из критериев внутренней системы оценки качества образования, - уровень доступности всеобуча учащихся 5-10 классов по итогам четверти, года. Требуется ввести только исходные данные:количество пропущенных детьми уроков в четверти. Далее программа сама подсчитает общее количество пропущенных уроков за четверть и год, количество уроков, пропущенных без уважительной причины; высчитает долю уроков, пропущенных без уважительной причины и построит сводный график по школе и по каждому классу, что позволит отследить и проанализировать уровень доступности всеобуча детей с 1 класса по 10. Использование данной таблицы позволяет значительно сократить время на обработку статистических данных.

Целевая аудитория: для завучей

Программа, позволяющая мониторить один из критериев внутренней системы оценки качества образования, - процент выполнения учебного плана (5 - 10 классы). Требуется ввести только исходные данные: количество часов по плану и фактическое. Всё остальное (% выполнения, динамику, построение графиков) программа выполнит сама, что значительно сокращает время на обработку статистических данных.

Целевая аудитория: для завучей

Электронный журнал «Внеучебных и профессиональных достижений» предназначен для организации учёта внеучебных и профессиональных достижений учащихся и педагогических работников. Журнал выполнен в среде электронных таблиц MS EXCEL. Оформлен в виде книги с листами, каждый из которых содержит определённую информацию. Журнал содержит 6 листов:

  • Титульная содержит информацию об образовательном учреждении
  • Листы учебных годов, в которых вводится информация о полученной награде, её уровне, дате получения, ФИО учащегося и ФИО учителя.

Внизу журнала автоматически происходит подсчёт числа наград и уровень полученных наград.

Применение данного журнала позволит облегчить работу заместителя директора, так как позволяет считать автоматически число наград в школе учащихся и учителей школы. Все листы имеют определённый уровень защиты, что не позволит завучу внести изменения, которые бы привели к неверным расчётам

Целевая аудитория: для завучей

Электронный журнал «Перспективный план Аттестации» предназначен для организации учёта аттестации педагогических работников образовательного учреждения. Журнал выполнен в среде электронных таблиц MS EXCEL. Оформлен в виде книги с листами, каждый из которых содержит определённую информацию. Журнал содержит 3 листа:

  • Титульная содержит информацию об образовательном учреждении
  • ПЛАН содержит информацию о педагогах, категории, дате получения категории, курсовой подготовки. Внизу страницы автоматически проводится подсчёт категорийности педагогов и курсовой подготовки
  • РАСШИФРОВКА ПЛАНА содержит информацию о теме повышения квалификации, месте проведения и объёме часов. В низу страницы строится диаграмма курсовой подготовки по годам.

Применение данного журнала позволит облегчить работу заместителя директора, так как позволяет считать автоматически категорийный состав учителей школы. Все листы имеют определённый уровень защиты, что не позволит завучу внести изменения, которые бы привели к неверным расчётам.

Целевая аудитория: для завучей

Журнал предназначен для мониторинга результатов обучения учащихся и является необходимым для осуществления мониторинга учебных достижений учащихся.

Для облегчения трудозатрат педагогов и администрации в нашем образовательном учреждении был разработан и внедрен электронный мониторинг В результате многолетних проб при разработке рабочих программы удалось разработать программу, которая бы удовлетворяла запросам, как учителей, так и администрации школы. Электронная рабочая программа выполнена в среде электронных таблиц MS EXCEL. Оформлена в виде книги с листами, каждый из которых содержит определённую информацию.

Целевая аудитория: для завучей

В новой версии программы упрощена возможность ее использования неискушенным пользователем. В частности, автоматизировано переименование ярлычков листов классов, изменен лист контроля за предоставлением информации о посещаемости кл.руководителями, а также введена возможность работы программы в локальной сети.

Целевая аудитория: для завучей

Предыдущая версия программы была уже опубликована на портале ранее. После предложений, которые поступили от коллег, в программу были внесены улучшения, которые упрощают работу с программой. В частности, автоматизировано переименование ярлычков листов с ведомостями классов с изменением комплектования школы классами и др.

Целевая аудитория: для завучей

Третья по счету версия этой программы разработана по результатам ее апробации. От последней версии выгодно отличается следующим:
1. предусмотрена возможность введения корректирующих коэффициентов для классов с учащимися различным уровнем интеллектуального развития;
2. автоматически выполняется статистический анализ результатов тестовых работ по учителям-предметникам и параллелям классов.

Целевая аудитория: для завучей

Руководство начинающему завучу

Страница

РУКОВОДСТВО НАЧИНАЮЩЕМУ ЗАВУЧУ

Ко многим терминам, которые употребляются ежедневно, мы привыкли и порой не вдумываемся в их суть. Так, например, произошло со словом “завуч”. Ведь давно в школах нет так называемой учебной части и заведующего. А слово есть! В действительности же завуч является и организатором, и контролёром, и координатором, который призван оперативно “тушить пожары”, возникающие в гремучей смеси педагогического коллектива.

Известный исследователь школоведческих проблем В.И.Зверев рассматривает управление как деятельность руководителей образовательных учреждений, направленную на обеспечение оптимального функционирования всех ее подсистем, перевод каждой из них на более высокий уровень развития. Технология управления, как и любая технология, отвечает на вопрос “Как добиться результата?” Эффективность управленческой деятельности во многом зависит от способности администрации образовательного учреждения осуществлять руководство учебно- воспитательным процессом на основе технологического подхода.

Технология управления характеризуется строго определенной последовательностью методов, операций, позволяющих получать устойчивый запланированный результат при наименьших затратах сил, средств, времени. При этом акцент следует делать на диалоговом характере управления. Принципиально важным фактором в технологии управления становится стиль руководства учебно-воспитательным процессом, отношение к людям.

Технологическая цепочка управленческой деятельности.

ДИАГНОСТИКА
(анализ деятельности школы)

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
(отдаленные и близкие цели)

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
(предвидение будущих потребностей, тенденций развития, вероятных проблем, возможных последствий)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ
(создание концепции, программы развития)

КОНСТРУИРОВАНИЕ
(разработка направлений и конкретного содержания деятельности)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ
(общение, отношения, устранение противоречий, разрешение конфликтов, оценка деятельности)

ОРГАНИЗАЦИЯ
(концентрация усилий, распределение ролей, мотивация, стимулирование деятельности)

РЕЗУЛЬТАТ
(сравнимый и прогнозируемым и затратами)

ДИАГНОСТИКА + КОРРЕКЦИЯ, РЕГУЛИРОВАНИЕ
(контроль, оценка)

Смысл, назначение и основная цель деятельности завуча состоит в технологизации образовательного процесса и управления им. Можно утверждать, что завуч – это технолог учебного процесса. С одной стороны он является идеологом, специалистом по образовательным технологиям, а с другой проектировщиком и исполнителем управленческой технологии. Внимание завучей к управленческим технологиям во многом определяется не сколько данью моде, сколько сложностью и масштабностью проблем образовательного процесса, требующих незамедлительного и квалифицированного решения. И там, где завучи стремятся эффективно решать проблемы, технологии управления становятся востребованными.

На современном этапе социальные требования к школе качественно изменились. Следовательно, завуч должен перестроить свою работу с учетом этих изменений. В системе внутришкольного управления необходимо отойти от сложившихся стереотипов, изменить технологию управленческого труда. Общеизвестно, что чем лучше администратор владеет теорией и практикой управления, тем легче ему будет работать, тем эффективнее будет его труд.

Считается, что в идеале завуч должен быть и хорошим педагогом-предметником. К сожалению, мало делается для роста профессионального уровня завуча: повышение квалификации и знаний в области образовательного менеджмента, экономики, права, информационных технологий, предметов, посвященных проблеме управления в системе образования. Во многих странах подготовка управленцев для общеобразовательных учреждений ведется целенаправленно.

Школа – это многообразный живой организм, который немыслим без управления. Четкое определение функциональных обязанностей позволяет в полной мере отвечать за порученное дело. Завуч отвечает за организацию учебного процесса в школе, за выполнение учебных программ, качество преподавания, осуществляет контроль за постановкой учебно-воспитательной работы, успеваемостью и посещаемостью учащихся, регулирует нагрузку учителей. организует методическую работу в школе, составляет расписание учебных занятий и отчеты о состоянии УВР. Отвечая за состояние и результаты работы на своём участке, завуч получает и соответствующие полномочия, в пределах которых принимает решения и даёт указания.

В педагогическом коллективе необходима строгая согласованность действий всех членов педагогического коллектива. Педагогический коллектив должен выступать перед детским коллективом как нечто целое, недопустим разнобой в действиях руководителей, разное толкование тех или иных вопросов, разные требования к учителям.

Для завуча одно из главных качеств – умение организовать работу коллектива, организовать целостный педагогический процесс. Во главе учителей должен стоять человек, который в состоянии сплотить вокруг себя коллектив единомышленников, основанный на сотрудничестве и взаимопонимании. Завуч по учебной работе выполняет роль “двигателя”, все усилия которого направлены на поддержание рабочего ритма в коллективе, создание положительного микроклимата, приятного и продуктивного взаимодействия сотрудников в школе.

Завуч является “учителем учителей” – это определяет выделение большого количества времени на общение с учителями и учащимися, повышение собственной педагогической квалификации, контроля за учебно-воспитательным процессом. Завучу необходимо располагать временем для своего профессионального роста. В этой связи целесообразно выделить свободный день в неделю для самообразования, обучения на курсах, встреч со специалистами.

Примерное распределение рабочего времени в течение недели завуча начальных классов:

Свои уроки – 9 ч.
Внеклассная работа по предмету – 1 ч.
Контроль за УВП (посещение и анализ уроков) – 5 ч.
Посещение и анализ внеурочных мероприятий – 1 ч.
Собрания, совещания, собрания – 4 ч.
Работа с нормативной документацией –2 ч.
Проверка и анализ школьной документации – 4 ч.
Беседа с учителями и воспитателями – 4 ч.
Беседа с учащимися и их родителями – 5 ч.
Деловые встречи и разъезды – 3 ч.
Хозяйственная деятельность – 1 ч.
Непредсказуемый расход времени (или его потеря) – 1 ч.

Ежедневная работа завуча начинается с проверки санитарного состояния, получения информации об отсутствующих учителях на текущий день и запись в журнале о замене уроков. Завуч контролирует, чтобы замена осуществлялась по профилю, и информация своевременно была доведена до учителя, который пойдёт на замену урока. Со звонком на 1 урок завуч делает обход, чтобы увидеть, как начался рабочий день и первый урок. Посещение уроков (2-3 в день по графику), свои уроки, беседа с учащимися и учителями, встреча с родителями, работа с документацией, совещания по графику.

Проведение совещаний и собраний, планёрок с одинаковой периодичностью в одно и то же время, в одном и том же месте. При этом до минимума следует сократить проведение различных внеплановых совещаний. (Приложение 1)

Правила, которых следует придерживаться в работе.

Отсутствие в первой половине рабочего дня разборов различных конфликтных ситуаций, длительных бесед и разговоров “по душам” с подчиненными. Все попытки отвлечь от решения текущих заранее запланированных задач пресекаются вежливо, но решительно. Т.о. все учителя постепенно привыкли к тому, что все беседы и разговоры проводятся в конце рабочего дня.
Все вопросы, касающиеся компетенции тех или иных сотрудников не решаются в их отсутствие, т.к. в последствии придется затрачивать дополнительное время на перепоручение дел другим людям, передачу им нужной информации, их убеждение и т.д. Кроме того, принятие решений по вопросам, входящих в компетенцию отсутствующих сотрудников может отрицательно сказаться на их самостоятельности, инициативе, задеть самолюбие.
Максимальное использование в повседневной работе компьютера и других средств передачи оперативной информации.
Обязательная фиксация информации о ходе учебно-воспитательного процесса в специальной тетради (фиксация замечаний и предложений педагогов, даже высказанная не в корректной форме).
Успешность совместной работы – полная согласованность действий.

Для завуча значимым участком его работы является учебный процесс и его организация, который он моделирует и управляет, а также взаимодействие с руководителями функциональных подструктур школы, с учреждениями повышения квалификации, органами управления образованием, родителями, учителями и учащимися.

Основные направления деятельности завуча по руководству учебным процессом.

Работа по выполнению закона “Об образовании”, Концепции о непрерывном образовании и реализации нормативных документов.
Работа с педагогическими кадрами.
Методическая работа.
Работа служб сопровождения.
Организация дополнительного образования.
Работа с родителями.
Внеклассная и воспитательная работа.
Система внутришкольного контроля.

Все направления работы отражены в планах завуча школы. (Приложение 7)

Осуществление функции управления во многом зависит от внедрения строго продуманной системы информации и отчетности, единых форм учебно-педагогической документации. Каждый завуч с первых дней своей деятельности сталкивается с необходимостью подготовки деловых бумаг различного направления.

Система внутришкольного контроля за УВП и реализацией нормативных документов.

Контроль за выполнением государственных программ. (Приложение 2, 3)
Контроль уровня преподавания (Приложение 4,5)
Контроль за работой ГПД.
Контроль за методической работой.
Контроль за внеклассной работой.

Деятельность завуча по учебной работе сопровождается мониторингом учебного процесса на диагностической основе. Только на основе ритмично действующей прямой и обратной связи, достоверной информации завуч может ставить конкретные задачи, принимать правильные решения, обеспечивать их практическую реализацию.

Система отчетной документации (Приложение 8).

Учебно-методическая деятельность завуча реализуется при помощи методической службы школы. Формы методической работы завуча разнообразны. Это традиционные (курсы, лекции, семинары и т.д.) и нестандартные проблемно-деятельностные занятия (тренинги, ролевые игры и т. д.) Большую помощь приносят методические планерки и консультации. Важный блок работы завуча - это работа с молодыми специалистами. В работе завуча обязательной является работа по преемственности. (Приложение 9). Большое внимание уделяется созданию банка инновационных идей и вариативных технологий.

Главной заботой завуча должно стать создание современной методической службы, определенной системы, обеспечивающей повышение квалификации учителей и воспитателей. Именно она формирует новый тип учителя, работает на развитие школы, ее завтрашний день. Важно в этой системе активно задействовать знающих, профессиональных, творческих учителей, привить вкус к чтению специальной литературы, к научным подходам и мотивам своей педагогической деятельности. Учителям необходимо плодотворное общение с коллегами и учащимися, выполнение разных ролей в различных делах.

В течение учебного года завуч посещает большое количество уроков. (Приложение 6). Эта работа чрезвычайна важна для завуча, на которого возложен не сколько контроль, сколько упорядочение организации сложнейших процессов обучения в школе, воспитания развития учащихся. На уроке завуч наблюдает за работой учителя и учащихся, в специальной тетради фиксирует цепочку их действий, особо отмечая пути и методы решения образовательной, воспитывающей, развивающей, здоровьесберегающей и контрольно-оценочной функций обучения, создание ситуации успеха, использование инновационных способов организации учебного процесса, использования многообразия видов деятельности на уроке, проявления учащимися активности, самостоятельности и интереса к учению, взаимоотношений учителя и детей. После урока завуч проводит анализ по специальной программе, вместе с тем анализ урока предусматривает объективный самоанализ и самооценку автора урока.

Завуч должен взять за правило:

Не вмешиваться в ход урока.
Проводить односторонний анализ или переносить его на другой день
Анализ должен опираться на положительное в работе учителя.

Управленческая работа в учебном заведении – сложная и многогранная проблема.

Современному завучу следует отказаться от методов администрирования. Главное – создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества, чтобы не только ученику, но и учителю хотелось идти в школу, создавать ситуацию успеха как для детей, так и для учителей, предупреждать возможные ошибки.

Будь таким руководителем, какому бы хотел подчиняться сам.
Управляя людьми, обходись по возможности, без приказов, проявляй деликатность, не оказывай явного давления, вызывающего желание противодействовать.
Руководи так, чтобы люди стремились к сотрудничеству и общению с тобой, не чувствовали, что ими управляют.
Владей педагогической техникой (умения управлять собой, умения управлять другими).
Будь гуманистом. Ставь превыше всего интересы детей.
Радуйся каждому достижению, любому, даже незначительному, успеху.
Оставайся реалистом и оптимистом.