Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по содержанию земляного полотна железнодорожного пути новая img-1

инструкция по содержанию земляного полотна железнодорожного пути новая

Рейтинг: 4.4/5.0 (1818 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Инструкция по содержанию земляного полотна железнодорожного пути цп

Инструкция по содержанию земляного полотна железнодорожного пути цп/544 Содержание

I. Общие положения

II. Конструкции земляного полотна

III. Дефекты и деформации земляного полотна

IV. Текущее содержание земляного полотна

Основные положения текущего содержания земляного полотна

Надзор за состоянием земляного полотна

Работы по текущему содержанию земляного полотна

Содержание земляного полотна при плановых ремонтах

V. Капитальный ремонт земляного полотна и его сооружений

VI. Особенности содержания деформирующихся и неустойчивых участков земляного полотна

VII. Особенности содержания земляного полотна и его сооружений в сложных инженерно-геологических и природно-климатических условиях

1. Виды, порядок и сроки текущих и периодических (плановых) осмотров земляного полотна, его сооружений и формы их учета

2. Перечень видов деятельности дистанции пути по содержанию земляного полотна

3. Типовые поперечные профили земляного полотна из глинистых грунтов

4. Эксплуатационные (типичные) поперечные профили длительно эксплуатируемого земляного полотна из глинистых грунтов

5. Типичные конструкции земляного полотна в зоне основной площадки

6. Нормы периодичности и капитального ремонта земляного полотна и его сооружений

7. Наиболее распространенные дефекты и деформации земляного полотна

8. Каталог дефектов и деформаций земляного полотна

9. Основные требования местной инструкции по содержанию земляного полотна и его сооружений на неустойчивых участках и обеспечению безопасности движения поездов

10. Диагностические методы контроля и обследования состояния земляного полотна

11. Требования к содержанию земляного полотна в сложных инженерно-геологических условиях

12. Извлечение из "Правил прокладки кабелей в земляном полотне железных дорог"

1. Настоящая Инструкция регламентирует порядок и условия содержания земляного полотна, водоотводных, укрепительных и защитных сооружений сети железных дорог для обеспечения бесперебойного и безопасного движения поездов с установленными скоростями. Исправное состояние земляного полотна и его сооружений обеспечивается соответствием его конструкций действующим нагрузкам, выполнением планово-предупредительных ремонтов и основано на непрерывном текущем содержании и периодическом проведении капитального ремонта.

2. Главной задачей содержания земляного полотна является обеспечение исправности состояния всех его элементов, предупреждение появления неисправностей, своевременное их устранение, а также ликвидация причин, вызывающих появление неисправностей.

3. Земляное полотно железнодорожного пути (далее земляное полотно) служит основанием для верхнего строения пути и состоит из комплекса инженерных сооружений, рассчитанного на длительные сроки службы.

В комплекс инженерных сооружений земляного полотна (рис.) входят:

насыпи, выемки, полунасыпи, полувыемки, полунасыпи-полувыемки и нулевые места. К нулевым местам относятся переходные участки земляного полотна от полунасыпей или насыпей с высотой одного из откосов до 1 м к выемкам или полувыемкам с высотой их откосов до 1 м;

устройства для отведения поверхностных вод (лотки, кюветы, забанкетные и нагорные канавы у выемок; продольные канавы у насыпей и нулевых мест);

сооружения для перехвата и отведения грунтовых вод (закрытые дренажи различных конструкций, углубленные открытые канавы, каптажные устройства);

защитные сооружения, построенные для сохранения земляного полотна от повреждений или разрушений (подпорные стены, волноотбойные стены, волногасители, струенаправляющие дамбы, шпоры, запруды и другие сооружения);

укрепительные сооружения (плитные противоразмывные покрытия, отсыпки горной массы, анкерные крепления скальных пород);

сооружения для защиты земляного полотна от опасных природных явлений (противоселевые, противооползневые комплексы сооружений, противолавинные, противообвальные и т. п.).

Элементы земляного полотна и связанные с ним устройства:

1 - резерв; 2 - бровка; 3 - основание насыпи; 4 - контрбанкет; 5 - берма; б - водоотводная продольная канава; 7 - откос; 8 - нулевое место; 9 - кавальер; 10 - обочина; 11- кювет; 12 - основная площадка; 13 - сливная призма; 14 - банкет, 15 - забанкетная канава; 16 - нагорная канава

4. Настоящая Инструкция устанавливает виды, периодичность, сроки и порядок осуществления надзора за земляным полотном, включая современные методы обследования, требования к конструкциям земляного полотна и его сооружениям; состав работ по текущему содержанию земляного полотна и его сооружений, в том числе в сложных инженерно-геологических условиях, особенности текущего содержания деформирующихся участков земляного полотна; условия назначения капитального ремонта земляного полотна; основные мероприятия по капитальному ремонту и усилению земляного полотна и его сооружений, выполняемые при планово-предупредительных ремонтах верхнего строения пути.

Настоящая Инструкция включает классификацию дефектов, повреждений и деформаций земляного полотна, причины их образования и признаки обнаружения.

5. При организации и выполнении работ по содержанию земляного полотна и его сооружений наряду с настоящей Инструкцией следует выполнять требования Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, Инструкции по текущему содержанию пути, Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ, Инструкции по содержанию искусственных сооружений, Инструкции по содержанию земляного полотна и технике безопасности при производстве работ на скально-обвальных участках железных дорог, Инструкции по содержанию земляного полотна и технике безопасности работ на селеопасных участках, Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути в карстоопасных районах, Правил техники безопасности и производственной санитарии при производстве работ в путевом хозяйстве, Положения о системе ведения путевого хозяйства на железных дорогах Российской Федерации, Правил безопасности для работников железнодорожного транспорта на электрифицированных линиях и других нормативных документов Министерства путей сообщения Российской Федерации.

6. Особое внимание при содержании земляного полотна должно уделяться состоянию водоотводных, укрепительных и защитных сооружений. Работники дистанции пути должны иметь чертежи и соответствующую учетную документацию сооружений и устройств, обеспечивающих устойчивость земляного полотна и его защиту от повреждений.

На все объекты земляного полотна и его сооружения, на которых имелись или происходят деформации, в дистанциях пути должны быть заведены следующие документы: Паспорт неустойчивого или деформирующегося земляного полотна (форма ПУ-9); Книга противодеформационных сооружений земляного полотна (форма ПУ-14), в которых должны регулярно отражаться результаты осмотров, обследований, инструментальных эксплуатационных наблюдений. В случаях когда деформации полностью устранены, работники дистанции пути продолжают вести паспорт формы ПУ-9, и объект в течение 5 лет состоит на учете как неустойчивый. Снятие с учета производится на основании акта комиссионного осмотра с участием дорожной инженерно-геологической базы, начальники дистанции пути, мастера по земляному полотну (или работника, на которого возложены его обязанности). Акт утверждает начальник (главный инженер) службы пути.

7. Начальник дистанции пути, его заместители, начальники участков, старшие дорожные мастера, дорожные мастера, мастера по земляному полотну, бригадиры пути, обходчики железнодорожных путей и искусственных сооружений обязаны знать и постоянно изучать состояние вверенных им земляного полотна и его сооружений, обеспечивать высокое качество их содержания, надзора и безопасность движения поездов.

8. Основой содержания земляного полотна являются надзор за его состоянием с целью своевременного выявления признаков и причин деформаций, предупреждение опасных деформаций, которые могут приводить к аварийным ситуациям, проведение неотложных мер, выполнение планово-предупредительных работ в комплексе работ по верхнему строению пути, а также его ремонт или усиление в качестве самостоятельных работ по индивидуальным проектам.

Работники службы пути, путеобследовательских станций по земляному полотну, инженерно-геологических баз железных дорог должны постоянно изучать, обобщать и распространять передовой опыт содержания и ремонта земляного полотна и его сооружений.

9. Все неустойчивые или деформирующиеся места земляного полотна, особенно находящиеся в сложных инженерно-геологических, гидрологических, гидрогеологических и климатических условиях (оползневые, обвальные, размывные, карстовые и другие участки), должны находиться под постоянным наблюдением инженерно-геологических баз или путеобследовательских станций железных дорог по земляному полотну. На основании наблюдений и обследований по указанным участкам необходимо ежегодно составлять инженерно-геологические отчеты с указанием необходимых мероприятий по надзору за земляным полотном и его сооружениями и их текущему содержанию, а также определять объемы и сроки выполнения этих работ. Отчеты представляют в дистанцию и службу пути.

10. Мероприятия по стабилизации и усилению земляного полотна следует разрабатывать в соответствии с действующими нормативными документами.

При ремонте и устройстве новых сооружений необходимо выполнять соответствующие требования технических условий на производство и приемку работ.

Мероприятия по повышению эксплуатационной надежности земляного полотна должны обеспечивать устранение его деформаций и дефектов, а также ремонт или усиление защитных и укрепительных сооружений. Мероприятия капитального характера по ремонту или усилению земляного полотна и его сооружений выполняются на основании индивидуальных проектов.

11. Результаты осмотров, комиссионных и инструментальных обследований и наблюдений, выполняемых должностными лицами дистанции пути, отделений железных дорог, службы пути, руководителями железных дорог, дорожными инженерно-геологическими базами (путеобследовательскими станциями по земляному полотну), с описанием обнаруженных неисправностей и указанием объема необходимых работ должны фиксироваться в книгах, журналах, актах установленных форм (приложение 1 ) и постоянно храниться в дистанциях пути. Начальник дистанции пути проверяет своевременность и правильность ведения учетных форм.

12. Текущее содержание земляного полотна и его сооружений осуществляется непрерывно в течение года на всем протяжении пути, включая участки, где производится ремонт земляного полотна или плановые ремонты верхнего строения пути.

Выполнение работ по устранению дефектов, деформаций и повреждений земляного полотна и его сооружений при текущем содержании, а также при проведении их ремонта и усиления осуществляют:

бригады по текущему содержанию пути; специализированные бригады дистанций пути по текущему содержанию и ремонту земляного полотна; специализированные колонны дистанций пути, осуществляющие содержание и ремонт земляного полотна на участках со сложными инженерно-геологическими условиями (скально-обвальных, подтопляемых, карстовых, оползневых и других условий);

колонны и цеха путевых машинных станций, специализирующиеся на работах по ремонту и усилению земляного полотна на участках плановых ремонтов пути; специализированные путевые машинные станции и другие подразделения, выполняющие сложные работы по земляному полотну на крупных объектах по индивидуальным проектам.

13. Объемы и номенклатуру работ по текущему содержанию земляного полотна, его защитных и укрепительных сооружений для конкретных участков, перегонов и других объектов определяет начальник дистанции пути в зависимости от сезонных, местных условий, а также результатов осмотров, наблюдений и обследований сооружений.

14. Прокладка или переустройство кабелей автоматики и связи в земляном полотне на перегонах, станциях и искусственных сооружениях должны производиться в соответствии с Правилами прокладки кабелей в земляном полотне железных дорог.

15. Проектируемые мероприятия по стабилизации земляного полотна должны рассчитываться на полное устранение деформаций.

К выполнению работ по ремонту или усилению земляного полотна и его обустройств могут привлекаться подрядные организации, имеющие соответствующие лицензии на право ведения таких работ на эксплуатируемых линиях.

Технический контроль за качеством работ, выполняемых подрядными организациями, осуществляет мастер по земляному полотну, дорожный мастер или другие работники, специально назначенные начальником дистанции пути или службы пути.

16. Дистанция пути должна иметь утвержденный в установленном порядке перечень видов деятельности по содержанию земляного полотна, отряжающий местные условия и режим эксплуатации сооружений (приложение 2 ).

Другие статьи

ИНСТРУКЦИЯ ПО СОДЕРЖАНИЮ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ (утв

ИНСТРУКЦИЯ ПО СОДЕРЖАНИЮ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ (утв. МПС РФ 30.03.1998 n ЦП-544)


Утверждаю
Заместитель Министра
путей сообщения
В.Т.СЕМЕНОВ
30 марта 1998 г. N ЦП-544
ИНСТРУКЦИЯ
ПО СОДЕРЖАНИЮ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящая Инструкция регламентирует порядок и условия содержания земляного полотна, водоотводных, укрепительных и защитных сооружений сети железных дорог для обеспечения бесперебойного и безопасного движения поездов с установленными скоростями. Исправное состояние земляного полотна и его сооружений обеспечивается соответствием его конструкций действующим нагрузкам, выполнением планово-предупредительных ремонтов и основано на непрерывном текущем содержании и периодическом проведении капитального ремонта.
2. Главной задачей содержания земляного полотна является обеспечение исправности состояния всех его элементов, предупреждение появления неисправностей, своевременное их устранение, а также ликвидация причин, вызывающих появление неисправностей.
3. Земляное полотно железнодорожного пути (далее - земляное полотно) служит основанием для верхнего строения пути и состоит из комплекса инженерных сооружений, рассчитанного на длительные сроки службы.
В комплекс инженерных сооружений земляного полотна (приложение 1 к настоящей Инструкции - не приводится) входят:
насыпи, выемки, полунасыпи, полувыемки, полунасыпи-полувыемки и нулевые места. К нулевым местам относятся переходные участки земляного полотна от полунасыпей или насыпей с высотой одного из откосов до 1 м к выемкам или полувыемкам с высотой их откосов до 1 м;
устройства для отведения поверхностных вод (лотки, кюветы, забанкетные и нагорные канавы у выемок; продольные канавы у насыпей и нулевых мест);
сооружения для перехвата и отведения грунтовых вод (закрытые дренажи различных конструкций, углубленные открытые канавы, каптажные устройства);
защитные сооружения, построенные для сохранения земляного полотна от повреждений или разрушений (подпорные стены, волноотбойные стены, волногасители, струенаправляющие дамбы, шпоры, запруды и другие сооружения);
укрепительные сооружения (плитные противоразмывные покрытия, отсыпки горной массы, анкерные крепления скальных пород);
сооружения для защиты земляного полотна от опасных природных явлений (противоселевые, противооползневые комплексы сооружений; противолавинные, противообвальные и тому подобные).
4. Настоящая Инструкция устанавливает виды, периодичность, сроки и порядок осуществления надзора за земляным полотном, включая современные методы обследования, требования к конструкциям земляного полотна и его сооружениям; состав работ по текущему содержанию земляного полотна и его сооружений, в том числе в сложных инженерно-геологических условиях, особенности текущего содержания деформирующихся участков земляного полотна; условия назначения капитального ремонта земляного полотна; основные мероприятия по капитальному ремонту и усилению земляного полотна и его сооружений, выполняемые при планово-предупредительных ремонтах верхнего строения пути.
Настоящая Инструкция включает классификацию дефектов, повреждений и деформаций земляного полотна, причины их образования и признаки обнаружения.
5. При организации и выполнении работ по содержанию земляного полотна и его сооружений наряду с настоящей Инструкцией следует выполнять требования Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, Инструкции по текущему содержанию пути, Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ, Инструкции по содержанию искусственных сооружений, Инструкции по содержанию земляного полотна и технике безопасности при производстве работ на скально-обвальных участках железных дорог, Инструкции по содержанию земляного полотна и технике безопасности работ на селеопасных участках, Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути в карстоопасных районах, Правил техники безопасности и производственной санитарии при производстве работ в путевом хозяйстве, Положения о системе ведения путевого хозяйства на железных дорогах Российской Федерации, Правил безопасности для работников железнодорожного транспорта на электрифицированных линиях и других нормативных актов МПС Российской Федерации.
6. Особое внимание при содержании земляного полотна должно уделяться состоянию водоотводных, укрепительных и защитных сооружений. Дистанции пути должны иметь чертежи и соответствующую учетную документацию сооружений и устройств, обеспечивающих устойчивость земляного полотна и его защиту от повреждений.
На все объекты земляного полотна и его сооружения, на которых имелись или происходят деформации, в дистанциях пути должны быть заведены формы ПУ-9 - Паспорт неустойчивого или деформирующегося земляного полотна; формы ПУ-14 - Книга противодеформационных сооружений земляного полотна, в которых должны регулярно отражаться результаты осмотров, обследований, инструментальных эксплуатационных наблюдений. В случаях, когда деформации полностью устранены осуществленными мероприятиями, дистанция пути продолжает вести паспорт формы ПУ-9 и объект в течение 5 лет состоит на учете как неустойчивый. Снятие с учета производится на основании акта комиссионного осмотра с участием дорожной инженерно-геологической базы, начальника дистанции пути, мастера по земляному полотну (или работника, на которого возложены его обязанности). Акт утверждается начальником (главным инженером) службы пути.
7. Начальник дистанции пути, его заместители, начальники участков, старшие дорожные мастера, дорожные мастера, мастера по земляному полотну, бригадиры пути, обходчики железнодорожных путей и искусственных сооружений обязаны знать и постоянно изучать состояние вверенных им земляного полотна и его сооружений, обеспечивать высокое качество их содержания, надзора и безопасность движения поездов.
8. Основой содержания земляного полотна являются надзор за его состоянием с целью своевременного выявления признаков и причин деформаций, предупреждение опасных деформаций, могущих приводить к аварийным ситуациям, проведение неотложных мер, выполнение планово-предупредительных работ в комплексе работ по верхнему строению пути, а также ремонт или усиление его в качестве самостоятельных работ по индивидуальным проектам.
Работники службы пути, путеобследовательских станций по земляному полотну, инженерно-геологических баз железных дорог должны постоянно изучать, обобщать и распространять передовой опыт содержания и ремонта земляного полотна и его сооружений.
9. Все неустойчивые или деформирующиеся места земляного полотна и особенно находящиеся в сложных инженерно-геологических, гидрологических, гидрогеологических и климатических условиях (оползневые, обвальные, размывные, карстовые и другие участки) должны находиться под постоянным наблюдением инженерно-геологических баз или путеобследовательских станций железных дорог по земляному полотну. На основании наблюдений и обследований по указанным участкам следует ежегодно составлять инженерно-геологические отчеты с указанием необходимых мероприятий по надзору за земляным полотном и его сооружениями и их текущему содержанию, а также определять объемы и сроки выполнения работ. Отчеты представляют в дистанцию и службу пути.
10. Мероприятия по стабилизации и усилению земляного полотна следует разрабатывать в соответствии с действующими нормативными документами.
При ремонте и устройстве новых сооружений необходимо выполнять соответствующие требования технических условий на производство и приемку работ.
Мероприятия по повышению эксплуатационной надежности земляного полотна должны обеспечивать устранение его деформаций и дефектов, а также ремонт или усиление защитных и укрепительных сооружений. Мероприятия капитального характера по ремонту или усилению земляного полотна и его сооружений выполняются на основании индивидуальных проектов.
11. Результаты всех осмотров, комиссионных и инструментальных обследований и наблюдений, выполняемых должностными лицами дистанции пути, отделений железных дорог, службы пути, руководителями железных дорог, дорожными инженерно-геологическими базами (путеобследовательскими станциями по земляному полотну), с описанием обнаруженных неисправностей и указанием объема необходимых работ должны фиксироваться в книгах, журналах, актах установленных форм (Приложение 2, таблица 1 к настоящей Инструкции) и храниться в дистанциях пути постоянно. Начальник дистанции пути проверяет своевременность и правильность ведения учетных форм.
12. Текущее содержание земляного полотна и его сооружений осуществляется непрерывно в течение всего года и на всем протяжении пути, включая участки, где производится ремонт земляного полотна или плановые ремонты верхнего строения пути.
Выполнение работ по устранению дефектов, деформаций и повреждений земляного полотна и его сооружений при текущем содержании, а также при проведении их ремонта и усиления осуществляют:
а) бригады по текущему содержанию пути;
б) специализированные бригады дистанций пути по текущему содержанию и ремонту земляного полотна;
в) специализированные колонны дистанций пути, осуществляющие содержание и ремонт земляного полотна на участках со сложными инженерно-геологическими условиями (скально-обвальных, подтопляемых, карстовых, оползневых и других условий);
г) колонны и цеха путевых машинных станций, специализированные на работах по ремонту и усилению земляного полотна на участках плановых ремонтов пути;
д) специализированные путевые машинные станции и другие подразделения, выполняющие сложные работы по земляному полотну на крупных объектах по индивидуальным проектам.
13. Объемы и номенклатуру работ по текущему содержанию земляного полотна, его защитных и укрепительных сооружений для конкретных участков, перегонов и других объектов определяет начальник дистанции пути в зависимости от сезонных, местных условий, результатов осмотров, наблюдений и обследований сооружений.
14. Прокладка или переустройство кабелей автоматики и связи в земляном полотне на перегонах, станциях и на искусственных сооружениях должны производиться в соответствии с Правилами прокладки кабелей в земляном полотне железных дорог.
15. Проектируемые мероприятия по стабилизации земляного полотна должны рассчитываться на полное устранение деформаций.
К выполнению работ по ремонту или усилению земляного полотна и его обустройств могут привлекаться подрядные организации, имеющие соответствующие лицензии на право ведения работ на эксплуатируемых линиях.
Технический контроль за качеством работ, выполняемых подрядными организациями, осуществляется мастером по земляному полотну, дорожным мастером или другими работниками, специально назначенными начальником дистанции пути или службы пути.
16. Дистанция пути должна иметь утвержденный в установленном порядке перечень видов деятельности по содержанию земляного полотна, отражающий местные условия и режим эксплуатации сооружений (Приложение 13 к настоящей Инструкции).
II. КОНСТРУКЦИИ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА
17. Земляное полотно строят по типовым поперечным профилям (приложение 8 к настоящей Инструкции - не приводится) или по индивидуальным проектам. Перечень объектов земляного полотна, подлежащих индивидуальному проектированию, приведен в Строительно-технических нормах Министерства путей сообщения Российской Федерации. Железные дороги колеи 1520 мм (далее - СТН Ц-01-95).
18. В течение длительного срока службы земляное полотно претерпевает различные видоизменения, которые приводят к превращению типовых поперечных профилей в эксплуатационные (типичные). Наиболее характерные эксплуатационные (типичные) поперечные профили земляного полотна приведены в приложении 9 к настоящей Инструкции (не приводится).
19. Главный элемент земляного полотна - основная площадка, воспринимает наибольшие воздействия от обращающегося подвижного состава и подвержена влиянию погодно-климатических факторов.
Строительные нормы ширины основной площадки (ширины земляного полотна поверху), очертание поперечных профилей основной площадки, зависящие от категорий железнодорожных линий и числа путей, ширина обочин приведены в (СТН Ц-01-95).
На длительно эксплуатируемых линиях за основную площадку принимается условная граница, проходящая по подошве балластной призмы типовых размеров.
Наиболее распространенные конструкции эксплуатируемого земляного полотна в зоне основной площадки с указанием построечной (строительной) и новой (эксплуатационной) основной площадки приведены в приложении 10 к настоящей Инструкции (не приводится).
20. Земляное полотно и его сооружения должны обеспечивать безопасность движения поездов с заданными нагрузками, скоростями движения при установленной грузонапряженности. Земляное полотно, его отдельные элементы и сооружения должны отвечать требованиям прочности, устойчивости на весь период службы при соблюдении периодичности ремонта (Приложение 3, таблица 2 к настоящей Инструкции).
21. Устройства для отведения поверхностных и грунтовых вод должны обеспечивать водоотведение от земляного полотна во все сезоны года.
Поперечное сечение кюветов и канав должно обеспечивать пропуск паводковых и ливневых вод. Не допускается засорение кюветов и канав. Бровка канавы (лотка) должна возвышаться не менее чем на 0,2 м над уровнем воды в периоды ливневых дождей и паводков.
Откосы и дно водоотводных устройств не должны иметь трещин, промоин.
Опоры контактной сети не должны стеснять живого сечения водоотводных сооружений (кюветов, лотков, дренажей). В случаях, когда опоры контактной сети установлены с нарушением указанного требования, при производстве ремонтных работ по верхнему строению пути и земляному полотну должны осуществляться мероприятия по обеспечению беспрепятственного пропуска воды в путевых водоотводных сооружениях.
22. Обочина земляного полотна должна располагаться не ниже 60 см от верха балластной призмы.
Ширина обочины должна быть не менее 0,40 м на путях 4 - 7 категорий и не менее 0,50 м на путях 1 - 3 категорий и скоростных линиях.
Крутизна откосов земляного полотна (балластных шлейфов) должна соответствовать нормативным значениям, приведенным в СТН Ц-01-95, и типовым поперечным профилям (приложение 8 к настоящей Инструкции (не приводится)).
При соответствии геометрических параметров земляного полотна типовым поперечным профилям расчетный коэффициент устойчивости откосов земляного полотна должен быть не менее 1,2. В случае, если крутизна откосов насыпи выше норм СТН Ц-01-95, но не превышает 1:1,35, должны быть проведены расчеты устойчивости откосов и балластных шлейфов, в том числе с предположением прохождения возможной поверхности смещения по контакту глинистого грунта тела земляного полотна и балластного шлейфа. Коэффициент устойчивости должен быть не менее 1,5.
Выполнение расчетов устойчивости шлейфов осуществляется силами инженерно-геологических баз, путеобследовательских станций по земляному полотну с привлечением, в необходимых случаях, проектных и научно-исследовательских организаций.
III. ДЕФЕКТЫ И ДЕФОРМАЦИИ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА
23. Земляное полотно - инженерное сооружение длительных сроков службы, в котором могут возникать и накапливаться дефекты и деформации.
Дефекты являются следствием недоработок при проектировании земляного полотна, его защитных и укрепительных сооружений; нарушений технологии строительного процесса и временной эксплуатации железнодорожных линий; неудовлетворительного текущего содержания и ремонтов железнодорожного пути.
Деформации земляного полотна возникают при недостаточной несущей способности грунтов, из которых оно возведено; несоответствии мощности верхнего строения пути нагрузкам от обращающегося подвижного состава; при недостаточной защите грунтов земляного полотна от неблагоприятных воздействий климатических и инженерно-геологических факторов (оползней, селей, наводнений). Низкое качество содержания земляного полотна, когда не обеспечивается отвод поверхностных и грунтовых вод, несвоевременно устраняются мелкие повреждения защитных и укрепительных устройств, не ликвидируются причины снижения несущей способности грунтов и другие нарушения при содержании и ремонтах железнодорожного пути, приводит к перерастанию мелких повреждений в опасные деформации, угрожающие безопасности движения поездов.
24. Дефекты и деформации земляного полотна подлежат устранению в процессе текущего содержания пути, при планово-предупредительных ремонтах верхнего строения пути, а также при ремонтах и усилении земляного полотна по индивидуальным проектам.
25. Классификация наиболее распространенных дефектов и деформаций земляного полотна приведена в Приложении 4, таблица 3 к настоящей Инструкции, а Каталог деформаций и дефектов с кратким описанием опознавательных признаков, причин возникновения, неотложных мер и указаниями по эксплуатационным наблюдениям приведен в Приложении 11 к настоящей Инструкции.
IV. ТЕКУЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕКУЩЕГО СОДЕРЖАНИЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА
26. Текущее содержание земляного полотна состоит из надзора за его состоянием, изучения причин появления неисправностей и их ликвидации, а также выполнения необходимых работ, обеспечивающих исправное состояние земляного полотна и его сооружений, что устанавливается на основе его осмотров и обследований.
НАДЗОР ЗА СОСТОЯНИЕМ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА
27. За земляным полотном и его сооружениями должен быть организован надзор, включающий:
а) систематический надзор;
б) текущие осмотры;
в) периодические осмотры;
г) специальные обследования и наблюдения;
д) режимные наблюдения;
е) постоянные наблюдения (посты наблюдения).
28. Систематический надзор за земляным полотном, его укрепительным, защитными и водоотводными устройствами осуществляется обходчиками железнодорожных путей и искусственных сооружений, бригадирами пути, бригадирами специализированных бригад по земляному полотну в сроки, указанные в Приложении 2, таблица 1 к настоящей Инструкции.
29. Для неустойчивых мест земляного полотна начальником дистанции пути устанавливаются более частые сроки осмотра, вплоть до непрерывного наблюдения.
Порядок осмотра и наблюдений за неустойчивыми участками земляного полотна, подверженными обвалам, оползням, размывам и другим деформациям, угрожающим бесперебойному и безопасному движению поездов, должен устанавливаться для каждого участка специальной местной инструкцией, разрабатываемой начальником дистанции пути и утверждаемой начальником отделения железной дороги, а при безотделенческой структуре управления - начальником службы пути.
30. Лица, осуществляющие систематический надзор, обязаны следить за исправным состоянием земляного полотна, укрепительных, защитных и водоотводных сооружений, выявлять все дефекты, своевременно организуя выполнение необходимых работ по поддержанию сооружений в исправности.
31. Осмотру подвергаются все элементы земляного полотна, укрепительные, защитные и водоотводные сооружения; особое внимание должно быть уделено специальным сооружениям: дренажам, штольням, водобойным колодцам, перепадам, быстротокам, улавливающим и подпорным стенам, берегоукрепительным сооружениям.
32. Текущие осмотры земляного полотна и его сооружений производятся дорожными мастерами, мастерами по земляному полотну и старшими дорожными мастерами с привлечением бригадиров пути и специализированных бригад по земляному полотну.
При проведении текущих осмотров выявляются места с нарушениями водоотводных сооружений, повреждениями укрепительных и защитных устройств, трещины и разрывы на обочинах, откосах, а также другие дефекты и деформации, приведенные в Приложении 11 к настоящей Инструкции. Осмотры, проводимые в периоды подготовки к пропуску весенних и ливневых вод, должны выявлять наличие выпусков из дренажей, канав и русел водопропускных труб, своевременность вскрытий их от снега, а также выполнение планов мероприятий по водоборьбе.
Сроки проведения текущих осмотров и состав участников осмотра увязываются со сроками проверок пути согласно Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути, руководствуясь Приложением 2, таблицей 1 к настоящей Инструкции.
К текущему осмотру относятся также наблюдения за работой дренажных сооружений и обеспечением пропуска ливневых и паводковых вод.
33. Периодические осмотры земляного полотна, его укрепительных, защитных и водоотводных сооружений производятся начальником дистанции пути, его заместителем по инженерным сооружениям или главным инженером дистанции пути совместно с дорожными мастерами и мастерами по земляному полотну в сроки, устанавливаемые начальником службы пути в зависимости от состояния земляного полотна, не реже двух раз в год: весной - после таяния снега и осенью - до начала периода дождей.
Неустойчивые места земляного полотна, а также сложные дренажные, укрепительные и защитные сооружения осматриваются с участием начальника отдела пути отделения железной дороги, а наиболее крупные и ответственные из них - начальника службы пути (заместителя начальника железной дороги). Перечень таких сооружений утверждается руководством железной дороги.
Наиболее сложные участки железных дорог, проходящие по оползневым косогорам, а также расположенные в местах, подверженных интенсивным обвалам, подмывам и размывам, осматриваются комиссией под председательством начальника или заместителя начальника железной дороги не реже одного раза в год (по перечню, утвержденному МПС Российской Федерации).
34. При периодическом осмотре производится детальная проверка общего состояния земляного полотна, укрепительных, защитных и водоотводных сооружений с осуществлением в случаях необходимости инструментальных и других измерений. При этом выявляются дефекты, устанавливаются причины возникающих расстройств, составляется перечень необходимых профилактических и ремонтных работ с указанием сроков их выполнения, проверяется полнота и качество ранее выполненных работ осуществляемого надзора, даются указания о порядке дальнейшего надзора и установления наблюдений.
35. При периодических осмотрах необходимо обследовать участки прилегающей к полосе отвода местности, где имеются возведенные или возводимые постройки, автомобильные дороги, плотины, пруды, отстойники промышленных вод, открытые котлованы, траншеи и другие сооружения, которые могут нарушить нормальный сток весенних и ливневых вод, вызвать подпор воды у искусственных сооружений и размыв земляного полотна.
36. При проведении осмотров руководящим составом управлений и отделения железных дорог наряду с оценкой состояния земляного полотна и его сооружений, выявлением дефектов и разработкой мер по их устранению проверяется организация надзора за состоянием и содержанием сооружений, ведение установленной технической документации, своевременность устранения недостатков, выявленных в результате предыдущих осмотров, качество выполненных ремонтных работ, определяется порядок эксплуатации участка (скорость движения поездов и надзор).
В случае обнаружения неисправности или возникновения деформации земляного полотна, угрожающих безопасности движения поездов, должны быть немедленно приняты меры, обеспечивающие безопасность движения, - ограничение скорости движения поездов, ведение непрерывного наблюдения за развитием деформаций с одновременной организацией необходимых работ по стабилизации земляного полотна до проведения полного комплекса работ по его ремонту или усилению.
Опасное место ограждается сигналами в соответствии с Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации.
37. Результаты весеннего осмотра земляного полотна и его сооружений, необходимые меры по улучшению их содержания и ремонта рассматриваются по каждой дистанции пути начальником отделения железной дороги, а по отделениям железной дороги и при безотделенческой структуре управления - начальником службы пути или заместителем начальника железной дороги, ведающим путевым хозяйством.
Результаты осеннего осмотра земляного полотна и его сооружений, необходимые меры по улучшению их содержания и ремонта, а также меры по подготовке пропуска весенних вод рассматриваются начальником службы пути с последующим утверждением необходимых мероприятий начальником железной дороги.
38. За неустойчивыми местами земляного полотна в сложных инженерно-геологических условиях, а также участками железных дорог, имеющими на значительном протяжении оползни, обвалы, размывы, карст и другие дефекты, постоянные наблюдения должны осуществлять инженерно-геологические базы и путеобследовательские станции по земляному полотну при службах пути. Однако эти наблюдения не заменяют систематического текущего надзора и систематических осмотров.
39. На неустойчивых местах земляного полотна, где возможно нарушение его целостности, начальник дистанции и службы пути должны организовать наблюдение за деформациями земляного полотна, состоянием пути на нем, режимом грунтовых вод, изменением влажности грунта и другие наблюдения, целью которых является предупреждение деформаций земляного полотна и его сооружений, угрожающих безопасности движения поездов; уточнение причин появления неисправностей.
В случае резкой активизации деформаций земляного полотна, сопровождающихся значительными расстройствами верхнего строения пути, появлением трещин, отрыва масс грунта и другими дефектами, по указанию начальника дистанции пути должно быть установлено непрерывное наблюдение за такими местами с проведением соответствующих работ по стабилизации. В этих случаях устанавливается специальный пост обходчика железнодорожных путей и искусственных сооружений.
Объем, характер наблюдений и условия обеспечения безопасности движения поездов регламентируются местной Инструкцией, составляемой и утверждаемой начальником дистанции пути.
40. Специальные обследования и наблюдения за земляным полотном и его сооружениями осуществляются инженерно-геологическими базами и путеобследовательскими станциями по земляному полотну по графику, утверждаемому начальником службы пути, или внеплановые - на участках, где возникли деформации.
Для проведения специальных наблюдений должны быть привлечены центры диагностики железных дорог, а при необходимости научно-исследовательские, проектные и другие организации, оснащенные необходимыми техническими средствами диагностики.
41. Организации, привлекаемые для проведения специальных обследований земляного полотна и его сооружений, в том числе указанных в пункте 40 настоящей Инструкции, должны:
производить систематизированный детальный осмотр всех укрепительных, защитных и водоотводных сооружений с проведением необходимых инструментальных съемок и проверки земляного полотна и его основания при помощи бурения, шурфования, расчисток и зондировок;
выполнять анализ изменения состояния сооружений;
устанавливать возможные неисправности и недостатки в них;
проверять качество содержания земляного полотна, правильность ведения технической документации и качество выполненных работ.
Сроки осмотров, проверок, измерений и порядок их выполнения утверждаются начальником службы пути.
По результатам специального обследования составляется отчет с предложениями, а на месте выдается письменное указание дистанции пути о проведении неотложных мероприятий по обеспечению безопасности движения поездов.
42. На основании осмотров, инженерно-геологических обследований, инструментальных наблюдений в техническом паспорте дистанции пути, уточняемом ежегодно по состоянию на 1 января, учитываются места, имеющие отступления от установленных норм по ширине полотна и крутизне откосов, а также места, подверженные пучению, сплывам, размывам, обвалам и другим деформациям.
Каталог наиболее распространенных деформаций и дефектов приведен в Приложении 11 к настоящей Инструкции.
43. На дистанциях и в службах пути должны постоянно храниться все акты осмотров, материалы инженерно-геологических обследований земляного полотна и наблюдений за ним, а также акты осмотров укрепительных, защитных, водоотводных сооружений земляного полотна, особенно подземных и скрытых в теле земляного полотна. Все скрытые сооружения должны иметь наземные знаки.
РАБОТЫ ПО ТЕКУЩЕМУ СОДЕРЖАНИЮ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА
44. В целях обеспечения исправного состояния земляного полотна, укрепительных и водоотводных сооружений, а также защитных устройств при текущем содержании выполняются работы по предупреждению и ликвидации неисправностей, могущих привести к деформациям земляного полотна и его сооружений.
45. Для обеспечения нормальной эксплуатации земляного полотна бригадами по текущему содержанию пути должны выполняться следующие работы:
срезка и планировка отдельных неровностей и застойных мест на обочинах земляного полотна;
устранение мелких неисправностей в виде трещин, впадин на откосах выемок и насыпей, могущих привести к деформации откосов земляного полотна;
исправление отдельных нарушений одерновок, крепления дна и откосов водоотводных сооружений;
обеспечение пропуска весенних и ливневых вод согласно Инструкции по подготовке сооружений путевого хозяйства и объектов водоснабжения к ледоходу и пропуску весенних и ливневых вод;
ликвидация наледей в водоотводных сооружениях;
очистка кюветов, нагорных и водоотводных канав в объемах, необходимых для обеспечения беспрепятственного стока воды;
вырубка кустарника и деревьев в водоотводах;
очистка труб, лотков, водобойных колодцев, русел от наносов и зарослей;
подготовка малых искусственных сооружений к зиме.
46. Для обеспечения нормальной эксплуатации земляного полотна и его сооружений специализированными бригадами по текущему содержанию земляного полотна должны выполняться следующие работы:
устранение трещин, размывов, сплывов, впадин на откосах с восстановлением принятой конструкции крепления;
своевременное исправление одерновки, других видов укрепления откосов насыпей и выемок, дна и откосов водоотводных сооружений;
очистка от снега откосов малоустойчивых насыпей и выемок до начала таяния снега или устройство в снегу прорезей для организованного стока воды с откосов выемок и насыпей в кюветы и водоотводные канавы (в составе работ по снеговодоборьбе);
прочистка выходов дренажных прорезей;
планировка загрязненного балласта, попавшего на откос насыпи или выемки, с таким расчетом, чтобы он не препятствовал стоку воды;
очистка лотков, кюветов, нагорных, водоотводных, забанкетных канав с целью обеспечения беспрепятственного стока воды, с вырубкой кустарника и деревьев;
содержание резервов, лотков, перепадов, быстротоков в состоянии, обеспечивающем отвод воды от земляного полотна и исключающем застой воды на пути и в водоотводах, связанных с уборкой хвороста, сена, шпал и других плавучих предметов;
своевременная подготовка земляного полотна и его сооружений к проходу весенних вод и паводков;
ликвидация наледей в водоотводных сооружениях, у выпусков дренажных сооружений;
предупреждение развития оврагов, расположенных вблизи пути, прекращение их роста в сторону земляного полотна;
наблюдение за участками, где возможно переполнение кюветов и канав при таянии снега, с обеспечением на месте в необходимом количестве материалов (кули, мешки, доски, камень и другие материалы) для предупреждения выходов воды на путь (в составе работ по водоборьбе);
осуществление постоянного наблюдения за состоянием и работой дренажных сооружений со своевременной очисткой отстойников смотровых колодцев, устьев и выпусков дренажей и прорезей, ливневой канализации и отводных канав;
утепление на зиму смотровых колодцев и выпусков дренажей, штолен, а летом замена глухих крышек решетчатыми для вентиляции;
планировка поверхности контрбанкетов и берм с заделкой размывов, промоин и западин с восстановлением укреплений;
периодическое исправление цементной стяжки контрфорсов на выступающей над поверхностью земли верхней их части и заделка трещин между гранями контрфорса и поверхностью откоса земляного полотна;
у морских, защитных, подпорных стен и других железобетонных сооружений - выполнение работ по:
предотвращению разрушения и выкрашивания кладки или бетонитов;
устранению трещин и раковин в бетоне или в бетонитах сборных стен;
предупреждению засорения выпускных окон застенного дренажа, расчистке температурных швов от засорителей, восстановлению облицовки.
Порядок содержания земляного полотна в сложных инженерно-геологических и природно-климатических условиях для конкретных участков пути определяется местной Инструкцией, разрабатываемой инженерно-геологической базой или путеобследовательской станцией по земляному полотну и утверждаемой начальником дистанции пути.
В зависимости от характера работ специализированные бригады должны быть укомплектованы рабочими соответствующих специальностей: бетонщиками, плотниками, обборщиками (верхолазами).
47. Работы по текущему содержанию земляного полотна выполняются бригадами по текущему содержанию железнодорожного пути, а при наличии специализированных бригад - бригадами по земляному полотну.
Работы по текущему содержанию земляного полотна (при отсутствии специализированных бригад) выполняются бригадами по текущему содержанию пути по месячным планам, составляемым дорожными мастерами.
При наличии специализированных бригад по земляному полотну работы по текущему содержанию земляного полотна планируются дорожным мастером линейного участка совместно с мастером (бригадиром) по земляному полотну под руководством старшего дорожного мастера (заместителя начальника дистанции пути) на основе утвержденных начальником дистанции пути сезонных планов работ с учетом результатов всех систематических, текущих, периодических осмотров сооружений.
СОДЕРЖАНИЕ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА ПРИ ПЛАНОВЫХ РЕМОНТАХ
48. Все объекты земляного полотна, находящиеся в плановых или неотложных ремонтах, а также затрагиваемые при производстве других работ по балластному слою, переустройству мостов, труб, регуляционных сооружений, установке (перестановке) опор контактной сети, устройств сигнализации, прокладке кабелей, трубопроводов и других коммуникаций различного назначения, должны находиться под техническим контролем независимо от подчиненности организации, производящей работы.
49. В процессе ремонта земляного полотна и его сооружений должна быть сохранена их прочность и устойчивость, обеспечен своевременный и тщательный отвод поверхностных вод, соблюдены технические условия и правила производства работ, особенно на участках железнодорожного пути с неустойчивыми откосами, на косогорах, прижимах и других участках. Не допускается загромождение различными материалами водоотводов, неустойчивых откосов, склонов, косогоров и тому подобных сооружений.
50. Работы по строительству вновь возводимых защитных и укрепительных сооружений не должны ухудшать условия безопасности движения поездов по существующему пути на всех стадиях производства работ вплоть до сдачи их в постоянную эксплуатацию.
Должностные лица, уполномоченные в установленном порядке осуществлять надзор за соблюдением требований по безопасности движения поездов, обязаны контролировать точность и полноту выполнения проектных решений и правил производства работ.
51. При выполнении работ по устройству пересечений земляного полотна трубопроводами различного назначения дистанция пути должна осуществлять постоянный технический контроль за неуклонным соблюдением проектов устройства пересечения и организации производства работ.
V. КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА И ЕГО СООРУЖЕНИЙ
52. Капитальный ремонт земляного полотна включает работы:
а) входящие в состав планово-предупредительных ремонтов железнодорожного пути - усиленного капитального, усиленного среднего, среднего, планово-предупредительной выправки пути;
б) по ремонту земляного полотна и его сооружений, выполняемые по индивидуальным проектам по отдельному плану;
в) по усилению, восстановлению и замене отдельных элементов земляного полотна и его обустройств или устройству дополнительных укрепительных, защитных и других сооружений.
53. В составе усиленного капитального ремонта и усиленного среднего ремонта пути выполняются следующие виды работ по земляному полотну:
ремонт, восстановление или переустройство кюветов, всех видов канав, дренажей, лотков для отведения поверхностных и грунтовых вод;
ликвидация пучинных мест и сверхнормативного пучения с помощью пенополистирольных покрытий либо путем укладки защитных слоев из дренирующих материалов, в том числе с применением полимерных покрытий (геотекстиля);
повышение несущей способности основной площадки заменой слабого грунта, ликвидацией балластных углублений (корыт, лож, мешков и других дефектов);
увеличением толщины защитного слоя, укладкой гидроизоляционных покрытий;
срезка завышенных обочин, сложенных загрязненными балластными материалами и препятствующих стоку воды с основной площадки и из балластной призмы;
обеспечение устойчивости откосов насыпей и балластных шлейфов путем уположения откосов, а при необходимости отсыпкой контрбанкетов;
устранение зауженности основной площадки с обеспечением поверхностного водоотвода в выемках и на нулевых местах и обеспечением устойчивости грунта на откосах насыпей;
расчистка русел малых и средних искусственных сооружений.
54. Работы по капитальному ремонту земляного полотна на участках плановых ремонтов железнодорожного пути должны осуществляться специализированными колоннами при путевых машинных станциях, колоннами или укрупненными бригадами дистанций пути.
55. При капитальном ремонте земляного полотна и его обустройств, выполняемом как самостоятельная работа, осуществляются:
стабилизация земляного полотна на участках с деформациями основной площадки (просадки, корыта, пучины), откосов и основания (оползни, сплывы);
восстановление и ремонт всех водоотводных и дренажных устройств (кюветы, канавы, лотки, быстротоки, перепады, дренажы, прорези, штольни и тому подобные устройства);
приведение в правильное очертание земляного полотна, имеющего недостаточные ширину поверху и крутизну откосов;
восстановление и ремонт всех защитных и укрепительных сооружений земляного полотна (морские, подпорные, улавливающие, одевающие стены, контрфорсы, контрбанкеты, буны, волноломы);
восстановление и ремонт регуляционных сооружений.
Указанные работы, как правило, должны осуществляться в соответствии с планами железных дорог специализированными путевыми машинными станциями или колоннами и укрупненными бригадами дистанций пути по калькуляциям и сметам, составленным на основании дефектных ведомостей по материалам натурного обследования или по проектам.
56. Работы по усилению, восстановлению и замене отдельных элементов земляного полотна и его обустройств состоят из:
восстановления или замены отдельных конструктивных элементов противодеформационных сооружений (в объеме 25% и более) при сохранении их конструкций (Приложение 3, таблица 2 к настоящей Инструкции);
устройства дополнительных сооружений, обеспечивающих устойчивость и защиту земляного полотна в сложных инженерно-геологических условиях (водоотводные, дренажные, укрепительные, защитные, регуляционные и другие сооружения).
57. Планирование капитального ремонта земляного полотна и его обустройств осуществляется на основании данных технического паспорта дистанции пути, результатов периодических осмотров, а также накопленных предыдущими осмотрами и обследованиями материалов о состоянии земляного полотна и предусматривает наиболее рациональное использование финансовых средств и материалов.
58. При разработке технической документации на ремонт земляного полотна в ее составе разрабатывают проект организации работ.
59. Работы по оздоровлению основной площадки земляного полотна, требующие снятия верхнего строения пути, должны выполняться, как правило, в комплексе с капитальным ремонтом железнодорожного пути. В составе работ по усиленному капитальному ремонту и усиленному среднему ремонту с глубокой очисткой балластного слоя, при необходимости устройства разделительного слоя, производится укладка покрытий из пенополистирола и геотекстиля в целях повышения несущей способности основной площадки, устранения пучин, сокращения засоряемости балластного слоя, продления сроков службы всех элементов верхнего строения железнодорожного пути.
Работы по ремонту земляного полотна, выполнение которых не предусмотрено в составе усиленного капитального и усиленного среднего ремонтов пути и для их выполнения не запланированы "окна" в графике движения поездов, следует производить в период наименее интенсивного движения в "окна", предоставляемые в оперативном порядке.
60. Отремонтированные и вновь построенные объекты по укреплению земляного полотна принимаются в эксплуатацию комиссией, назначаемой руководителем организации, утвердившим проектно-сметную документацию. Приемка в эксплуатацию производится по окончании всего комплекса работ на объекте согласно проекту и смете с передачей дистанции пути и службе пути исполнительной документации: исполнительных чертежей, актов на скрытые работы, объемных ведомостей, паспортов сооружений и конструктивных деталей сооружений, журналов производства работ. Скрытые работы следует проверять по актам на эти работы. Приемку отремонтированных объектов земляного полотна и его сооружений необходимо оформлять актами установленной формы (форма N 2).
При длительном выполнении ремонта допускается производить приемку при этапном выполнении ремонтных работ по мере готовности конструктивных элементов сооружений с оформлением акта (по форме N 2), который подписывается: при производстве работ строительной организацией - представителем строительной организации и начальником дистанции пути или его заместителем, а при выполнении работ хозяйственным способом - мастером по земляному полотну и начальником дистанции пути или его заместителем.
Приемка выполненных работ производится в соответствии с Правилами приемки в эксплуатацию законченных объектов (строек) железнодорожного транспорта.
VI. ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ДЕФОРМИРУЮЩИХСЯ
И НЕУСТОЙЧИВЫХ УЧАСТКОВ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА
61. Объекты земляного полотна, на которых происходили деформации и в результате выполнения противоаварийных мероприятий приведены в состояние, обеспечивающее движение поездов без ограничения скоростей, продолжают числиться неустойчивыми в течение 5 лет.
Участки железнодорожного пути, подверженные периодическим деформациям в виде пучин, наледей, весенних просадок, снежных лавин и обвалов и тому подобных деформаций, должны учитываться как неустойчивые с определением режима эксплуатации пути в период активизации этих деформаций с разработкой в необходимых случаях местных инструкций, утверждаемых начальниками дистанций пути.
62. В процессе восстановительных работ следует обеспечивать отведение воды из пониженных мест и поврежденных канав, кюветов, дренажей; не допускать загромождение подмостовых отверстий и оголовков труб.
63. Вне зависимости от того, каким предприятием выполняются восстановительные и плановые работы капитального характера, бригады по текущему содержанию пути выполняют самостоятельно или с использованием привлекаемых сил и средств все работы по содержанию рельсовой колеи.
64. После окончания восстановительных работ необходимо произвести инженерно-геологическое обследование с целью определения достаточности выполненных мероприятий или необходимости разработки проекта капитального ремонта или усиления примененных противодеформационных конструкций.
VII. ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА
И ЕГО СООРУЖЕНИЙ В СЛОЖНЫХ ИНЖЕНЕРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКИХ
И ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
65. К участкам земляного полотна, находящимся в сложных инженерно-геологических условиях, относятся такие, где обычные типовые конструкции насыпей, выемок, способы защиты и укреплений оказываются недостаточными и для обеспечения эксплуатационной надежности пути необходимы дополнительные мероприятия, разрабатываемые при индивидуальном проектировании.
66. К сложным инженерно-геологическим условиям относятся:
участки, находящиеся на насыпях, отсыпанных на болотах и других слабых основаниях;
участки подтопления и размыва земляного полотна в местах возможных выходов воды от снеготаяния или осадков на путь, а также участки воздействия временных и постоянных водотоков, морей, водохранилищ и озер;
участки, расположенные в зоне оврагообразования;
участки, расположенные на оползнях;
скально-обвальные участки ;
места шахтных подработок;
селеопасные места ;
участки пути на вечномерзлых грунтах;
места с наличием наледей;
участки, проходящие в сейсмических районах;
места с наличием пучин и весенних пучинных просадок;
карстовые участки ;
другие места земляного полотна, на которых наблюдаются повышенные темпы накопления просадок верхнего строения пути и видимых отклонений в плане пути.
--------------------------------
Инструкция по содержанию земляного полотна и технике безопасности при производстве работ на скально-обвальных участках железных дорог.
Инструкция по содержанию земляного полотна и технике безопасности на селеопасных участках.
Инструкция по содержанию железнодорожного пути в карстоопасных районах.
67. Неустойчивые участки с возможными деформациями земляного полотна, особенности содержания верхнего строения пути и земляного полотна на отдельных объектах должны объявляться ежегодно приказом начальника дистанции пути с указанием лиц, ответственных за принятие мер для обеспечения безопасности движения поездов.
68. За участками земляного полотна железнодорожного пути, находящимися в сложных инженерно-геологических условиях, а также подвергающимися деформациям, инженерно-геологические базы и путеобследовательские станции по земляному полотну должны осуществлять постоянное наблюдение. Однако это наблюдение не заменяет систематического, текущего надзора и периодических осмотров.
Указанные организации на основании утвержденных положений (уставов) должны:
производить систематизированный осмотр всех укрепительных, защитных, дренажных, водоотводных сооружений с необходимыми инструментальными съемками;
проверять земляное полотно и его основания при помощи бурения, шурфования и других анализов его состояния с использованием современных средств диагностирования, указанных в Приложении 12 к настоящей Инструкции;
проверять качество содержания земляного полотна, правильность ведения технической документации.
По результатам наблюдений и обследований земляного полотна и его сооружений составляется отчет с предложениями, а на местах выдаются письменные указания организациями, указанными в пункте 40 настоящей Инструкции, дистанциям пути о проведении неотложных мероприятий по обеспечению безопасности движения поездов.
69. Требования для оценки состояния и диагностики сложных объектов и виды работ по текущему содержанию земляного полотна и его сооружений приведены в Приложении 5, таблица 4 к настоящей Инструкции.


Приложение 2
к Инструкции по содержанию земляного
полотна железнодорожного пути
Таблица 1
ВИДЫ, ПОРЯДОК И СРОКИ
ТЕКУЩИХ И ПЕРИОДИЧЕСКИХ (ПЛАНОВЫХ) ОСМОТРОВ ЗЕМЛЯНОГО
ПОЛОТНА, ЕГО СООРУЖЕНИЙ И ФОРМЫ ИХ УЧЕТА
-----------------T---------------T--------------------T----------¬
¦ Должности ¦Состав осмотров¦Сроки осмотров и ¦Примечание¦
¦ участников ¦ ¦записи о их резуль- ¦ ¦
¦ осмотра ¦ ¦татах в журналы ¦ ¦
¦ ¦ ¦учетных форм ¦ ¦
+----------------+---------------+--------------------+----------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+----------------+---------------+--------------------+----------+
¦Обходчики желез-¦1. Систематиче-¦По графикам, разра- ¦ ¦
¦нодорожных путей¦ский надзор за ¦батываемым началь- ¦ ¦
¦искусственных ¦земляным полот-¦ником дистанции пути¦ ¦
¦сооружений, ¦ном, его укре- ¦и утверждаемым на- ¦ ¦
¦обходчики ¦пительными, ¦чальником отделения ¦ ¦
¦обвальных мест, ¦защитными и ¦железной дороги, а ¦ ¦
¦бригадиры линей-¦водоотводными ¦при безотделенческой¦ ¦
¦ных отделений, ¦сооружениями и ¦структуре управления¦ ¦
¦бригадиры спе- ¦устройствами ¦- разрабатываемым и ¦ ¦
¦циализированных ¦ ¦утверждаемым началь-¦ ¦
¦бригад по зем- ¦ ¦ником дистанции ¦ ¦
¦ляному полотну ¦ ¦пути. Результаты ¦ ¦
¦ ¦ ¦осмотров заносятся ¦ ¦
¦ ¦ ¦в журналы формы ¦ ¦
¦ ¦ ¦ПУ-35 (обходчиками),¦ ¦
¦ ¦ ¦в ПУ-28 и ПУ-29 ¦ ¦
¦ ¦ ¦(бригадирами) ¦ ¦
+----------------+---------------+--------------------+----------+
¦Бригадир пути ¦1. Текущие ос- ¦На путях I - III ка-¦Одна про- ¦
¦линейного ¦мотры земляного¦тегорий - не реже ¦верка про-¦
¦отделения ¦полотна, водо- ¦2-х раз в месяц; ¦водится ¦
¦ ¦отводных, ¦на путях IV - VII ¦совместно ¦
¦ ¦защитных и ¦категорий - не реже ¦с дорожным¦
¦ ¦укрепительных ¦одного раза в месяц.¦мастером ¦
¦ ¦сооружений ¦Результаты осмотров ¦при пла- ¦
¦ ¦ ¦заносятся в журналы ¦новых ос- ¦
¦ ¦ ¦формы: ПУ-28; ПУ-29 ¦мотрах и ¦
¦ ¦ ¦ ¦проверках ¦
¦ ¦ ¦ ¦пути сог- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ласно ¦
¦ ¦ ¦ ¦Инструкции¦
¦ ¦ ¦ ¦по текуще-¦
¦ ¦ ¦ ¦му содер- ¦
¦ ¦ ¦ ¦жанию же- ¦
¦ ¦ ¦ ¦лезнодо- ¦
¦ ¦ ¦ ¦рожного ¦
¦ ¦ ¦ ¦пути ¦
+----------------+---------------+--------------------+----------+
¦ ¦2. Текущие ос- ¦По графику, устанав-¦ ¦
¦ ¦мотры земляного¦ливаемому приказом ¦ ¦
¦ ¦полотна, ¦начальника дистанции¦ ¦
¦ ¦водоотводных, ¦пути. Результаты ¦ ¦
¦ ¦защитных и ¦осмотров заносятся в¦ ¦
¦ ¦укрепительных ¦журналы формы: ¦ ¦
¦ ¦сооружений в ¦ПУ-28; ПУ-29 ¦ ¦
¦ ¦периоды ливне- ¦ ¦ ¦
¦ ¦вых дождей, ¦ ¦ ¦
¦ ¦пропуска ¦ ¦ ¦
¦ ¦паводковых вод,¦ ¦ ¦
¦ ¦роста и спада ¦ ¦ ¦
¦ ¦пучин ¦ ¦ ¦
+----------------+---------------+--------------------+----------+
¦Дорожный мастер ¦1. Текущие ос- ¦Не реже 2-х раз в ¦Совместно ¦
¦линейного ¦мотры водоотво-¦год - весной и ¦с электро-¦
¦участка ¦дов от электро-¦осенью, журнал ос- ¦механиком ¦
¦ ¦приводов на ¦мотра путей, стре- ¦СЦБ (сиг- ¦
¦ ¦стрелках ¦лочных переводов, ¦нализации,¦
¦ ¦ ¦устройств СЦБ ¦централи- ¦
¦ ¦ ¦ ¦зации, ¦
¦ ¦ ¦ ¦блокировки¦
¦ ¦ ¦ ¦и связи, ¦
¦ ¦ ¦ ¦далее - ¦
¦ ¦ ¦ ¦СЦБ) ¦
+----------------+---------------+--------------------+----------+
¦Дорожный мастер ¦2. Проверка ¦Не реже 2-х раз в ¦ ¦
¦линейного ¦состояния дре- ¦год - весной и ¦ ¦
¦участка ¦нажей по уровню¦осенью ¦ ¦
¦ ¦воды в смотро- ¦(в журналы формы ¦ ¦
¦ ¦вых колодцах и ¦ПУ-28) ¦ ¦
¦ ¦состояния ¦ ¦ ¦
¦ ¦дренажных ¦ ¦ ¦
¦ ¦выпусков ¦ ¦ ¦
¦ +---------------+--------------------+----------+
¦ ¦3. Наблюдения ¦Не реже 2-х раз в ¦ ¦
¦ ¦за ростом и ¦год - весной и ¦ ¦
¦ ¦спадом пучин по¦осенью по приказу ¦ ¦
¦ ¦визиркам, шаб- ¦начальника ¦ ¦
¦ ¦лону, определе-¦дистанции пути ¦ ¦
¦ ¦ние плавности ¦(в журналы формы ¦ ¦
¦ ¦хода при проез-¦ПУ-28) ¦ ¦
¦ ¦де в поезде ¦ ¦ ¦
¦ +---------------+--------------------+----------+
¦ ¦4. Осмотр зем- ¦По графику, устанав-¦ ¦
¦ ¦ляного полотна,¦ливаемому приказом ¦ ¦
¦ ¦водоотводных, ¦начальника дистанции¦ ¦
¦ ¦защитных и ¦пути ¦ ¦
¦ ¦укрепительных ¦(в журналы формы ¦ ¦
¦ ¦сооружений в ¦ПУ-28) ¦ ¦
¦ ¦периоды ливне- ¦ ¦ ¦
¦ ¦вых дождей, ¦ ¦ ¦
¦ ¦пропуска павод-¦ ¦ ¦
¦ ¦ковых вод, рос-¦ ¦ ¦
¦ ¦та и спада ¦ ¦ ¦
¦ ¦пучин ¦ ¦ ¦
¦ +---------------+--------------------+----------+
¦ ¦5. Периодиче- ¦На путях I - V ка- ¦Не реже ¦
¦ ¦ские (плановые)¦тегорий - не реже ¦1 раза в ¦
¦ ¦осмотры земля- ¦1 раза в месяц; ¦квартал ¦
¦ ¦ного полотна, ¦на путях VI - VII ¦осмотр ¦
¦ ¦водоотводных, ¦категорий - не реже ¦проводится¦
¦ ¦защитных и ¦1 раза в два месяца ¦под руко- ¦
¦ ¦укрепительных ¦(в журналы формы ¦водством ¦
¦ ¦сооружений ¦ПУ-28) ¦старшего ¦
¦ ¦совместно с ¦ ¦дорожного ¦
¦ ¦бригадиром пути¦ ¦мастера ¦
¦ ¦при плановых ¦ ¦ ¦
¦ ¦осмотрах и ¦ ¦ ¦
¦ ¦проверках пути;¦ ¦ ¦
¦ ¦визуальное или ¦ ¦ ¦
¦ ¦с применением ¦ ¦ ¦
¦ ¦простейшего ¦ ¦ ¦
¦ ¦инструмента ¦ ¦ ¦
¦ ¦определение ¦ ¦ ¦
¦ ¦искажения плана¦ ¦ ¦
¦ ¦и профиля пути ¦ ¦ ¦
+----------------+---------------+--------------------+----------+
¦Мастер (брига- ¦1. Текущие ос- ¦По графику, устанав-¦ ¦
¦дир) по земля- ¦мотры земляного¦ливаемому приказом ¦ ¦
¦ному полотну ¦полотна, водо- ¦начальника дистанции¦ ¦
¦ ¦отводных, за- ¦пути не реже одного ¦ ¦
¦ ¦щитных и укре- ¦раза в два месяца. ¦ ¦
¦ ¦пительных ¦В журнале произ- ¦ ¦
¦ ¦сооружений с ¦вольной формы, в ¦ ¦
¦ ¦применением ¦книге противодефор- ¦ ¦
¦ ¦простейшего ¦мационных сооружений¦ ¦
¦ ¦инструмента ¦(формы ПУ-14) и в ¦ ¦
¦ ¦ ¦паспорте неустойчи- ¦ ¦
¦ ¦ ¦вого или деформирую-¦ ¦
¦ ¦ ¦щегося земляного по-¦ ¦
¦ ¦ ¦лотна (формы ПУ-9) ¦ ¦
+----------------+---------------+--------------------+----------+
¦Мастер (брига- ¦2. Периодиче- ¦Весной и осенью не ¦ ¦
¦дир) по земля- ¦ские (плановые)¦реже 1 раза в месяц ¦ ¦
¦ному полотну ¦осмотры неус- ¦по приказу начальни-¦ ¦
¦ ¦тойчивых и ¦ка дистанции пути. В¦ ¦
¦ ¦деформирующихся¦журнале произвольной¦ ¦
¦ ¦участков земля-¦формы, в книге про- ¦ ¦
¦ ¦ного полотна, ¦тиводеформационных ¦ ¦
¦ ¦противодеформа-¦сооружений (формы ¦ ¦
¦ ¦ционных соору- ¦ПУ-14) и в паспорте ¦ ¦
¦ ¦жений, водоот- ¦неустойчивого или ¦ ¦
¦ ¦водных, защит- ¦деформирующегося ¦ ¦
¦ ¦ных и укрепите-¦земляного полотна ¦ ¦
¦ ¦льных сооруже- ¦(формы ПУ-9) ¦ ¦
¦ ¦ний в периоды ¦ ¦ ¦
¦ ¦ливневых дож- ¦ ¦ ¦
¦ ¦дей, пропуска ¦ ¦ ¦
¦ ¦паводковых вод ¦ ¦ ¦
¦ +---------------+--------------------+----------+
¦ ¦3. Текущие ос- ¦По графику, устанав-¦Совместно ¦
¦ ¦мотры земляного¦ливаемому приказом ¦с мостовым¦
¦ ¦полотна, ¦начальника дистанции¦(тоннель- ¦
¦ ¦водоотводных, ¦пути (в журнале ¦ным) мас- ¦
¦ ¦защитных и ¦произвольной формы) ¦тером ¦
¦ ¦укрепительных ¦ ¦ ¦
¦ ¦сооружений, ¦ ¦ ¦
¦ ¦водопропускных ¦ ¦ ¦
¦ ¦труб и малых ¦ ¦ ¦
¦ ¦мостов в перио-¦ ¦ ¦
¦ ¦ды ливневых ¦ ¦ ¦
¦ ¦дождей, пропус-¦ ¦ ¦
¦ ¦ка паводковых ¦ ¦ ¦
¦ ¦вод, роста и ¦ ¦ ¦
¦ ¦спада пучин ¦ ¦ ¦
¦ +---------------+--------------------+----------+
¦ ¦4. Осмотр укре-¦По графику, устанав-¦Совместно ¦
¦ ¦пительных и за-¦ливаемому приказом ¦с мостовым¦
¦ ¦щитных сооруже-¦начальника дистанции¦(тоннель- ¦
¦ ¦ний и земляного¦пути; оформляется ¦ным) мас- ¦
¦ ¦полотна вблизи ¦актом ¦тером ¦
¦ ¦искусственных ¦ ¦ ¦
¦ ¦сооружений ¦ ¦ ¦
¦ +---------------+--------------------+----------+
¦ ¦5. Периодиче- ¦На путях I - V ка- ¦Совместно ¦
¦ ¦ские (плановые)¦тегорий - не реже ¦с дорожным¦
¦ ¦осмотры земля- ¦1 раза в квартал; ¦мастером ¦
¦ ¦ного полотна, ¦на путях V - VII ¦каждого ¦
¦ ¦водоотводных, ¦категорий - не реже ¦линейного ¦
¦ ¦защитных и ¦2-х раз в год - ¦участка ¦
¦ ¦укрепительных ¦весной и осенью; ¦ ¦
¦ ¦сооружений в ¦оформляется актом ¦ ¦
¦ ¦границах ¦ ¦ ¦
¦ ¦обслуживаемого ¦ ¦ ¦
¦ ¦участка ¦ ¦ ¦
¦ +---------------+--------------------+----------+
¦ ¦6. Осмотр зем- ¦Не реже 2-х раз в ¦Весенний и¦
¦ ¦ляного полотна,¦год - весной и ¦осенний ¦
¦ ¦водоотводных, ¦осенью под руковод- ¦комиссион-¦
¦ ¦защитных и ¦ством начальника ¦ные осмот-¦
¦ ¦укрепительных ¦дистанции пути; ¦ры земля- ¦
¦ ¦сооружений ¦оформляется актом ¦ного по- ¦
¦ ¦ ¦и приказом ¦лотна и ¦
¦ ¦ ¦ ¦его соору-¦
¦ ¦ ¦ ¦жений при ¦
¦ ¦ ¦ ¦плановых ¦
¦ ¦ ¦ ¦комиссион-¦
¦ ¦ ¦ ¦ных осмот-¦
¦ ¦ ¦ ¦рах и про-¦
¦ ¦ ¦ ¦верках ¦
¦ ¦ ¦ ¦пути ¦
¦ +---------------+--------------------+----------+
¦ ¦7. Осмотры ¦Не реже 1 раза в ¦Под руко- ¦
¦ ¦неустойчивых и ¦квартал ¦водством ¦
¦ ¦деформирующихся¦(оформляется актом) ¦начальника¦
¦ ¦участков земля-¦ ¦дистанции ¦
¦ ¦ного полотна, ¦ ¦пути ¦
¦ ¦противодеформа-¦ ¦ ¦
¦ ¦ционных соору- ¦ ¦ ¦
¦ ¦жений ¦ ¦ ¦
¦ +---------------+--------------------+----------+
¦ ¦8. Принимает ¦По графику, ¦ ¦
¦ ¦участие в ¦утвержденному ¦ ¦
¦ ¦обследовании ¦начальником ¦ ¦
¦ ¦инженерно-гео- ¦службы пути ¦ ¦
¦ ¦логическими ба-¦ ¦ ¦
¦ ¦зами неустойчи-¦ ¦ ¦
¦ ¦вых мест зем- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ляного полотна ¦ ¦ ¦
¦ ¦и противодефор-¦ ¦ ¦
¦ ¦мационных ¦ ¦ ¦
¦ ¦сооружений ¦ ¦ ¦
+----------------+---------------+-------