Категория: Руководства
Авторитарный стиль руководства. Автократ – человек сильной воли, авторитетный, который не признает мысли других, замыкает в себе все рычаги управления.
Автократ считает, что лишь он сам по себе решает все вопросы хозяйственной деятельности предприятия, подчиненные приученные так, что без него ни одно решение под свою ответственность взять не могут. Автократ убежден, что без него предприятие погибнет. Руководитель требует полной информации всех производственных вопросах, включая второстепенные, решения принимает единолично, к мнению коллектива не прислушивается. Основными методами управления являются приказы, распоряжения, санкциями – выговоры, замечания, лишение премий и иных льгот.
Интересы дела становятся значительно выше интересов людей, в общении преобладает приказной тон. За счет жесткого контроля этот стиль управления обеспечивает высокие результаты работы: прибыль, производительность работы, хорошее качество продукции. “Однако в этом стили руководства недостатков больше чем преимуществ: • высокая вероятность ошибочных решений, поскольку не учитывается мысль подчиненных; • подавление инициативы, творчества подчиненных, замедление нововведений, застой, пассивность сотрудников; • неудовлетворенность людей своей работой, положением в коллективе; • неблагоприятный психологический климат, поскольку в коллективе имеют место интриги, которая предопределяет повышенную психологически-стрессовую погрузку, а потому вредный для психического и физического здоровья персонала” [4, с. 187]. Такой директивный стиль управления целенаправленный и оправданный лишь в критических ситуациях: авариях, боевых военных действиях, стихийных бедствиях и т.п При наличии авторитарного стиля руководства, в частности, его “недостатков”, можно порекомендовать использовать “достоинства” демократического стиля руководства.
ДОСТОИНСТВА НЕДОСТАТКИ • Обеспечивает четкость и оперативность управления; • Создает видимое единство управленческих действий для достижения поставленных целей; • Минимизирует время принятия решений, в малых организациях обеспечивает быструю реакцию на изменение внешних условий. • Не требует особых материальных затрат. • В “молодых”, недавно созданных предприятиях позволяет успешнее (быстрее справиться с трудностями становления. • Подавление, не использование инициативы, творческого потенциала исполнителей • Отсутствие действенных стимулов труда • Громоздкая система контроля. • В крупных организациях – обюрокрачивание аппарата управления. • Невысокая удовлетворенность исполнителей своим трудом. • Высокая степень зависимости работы группы от постоянного волевого прессинга руководителя. 2.2. Демократический стиль управления “Демократический (или коллективный, коллегиальный) стиль управления: управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников (“максимум демократии”), выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками (“максимум контроля”), руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, к учету их интересов, потребностей, особенностей” [4, с. 188]. Демократический стиль руководства основывается на демократических принципах руководства.
Демократ – человек уравновешенный, целеустремленный, полагается на мнение большинства, умно воспитывает своих подчиненных.
Демократический стиль управления характеризуется такими признаками: • управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учет мыслей и инициатив сотрудников, то есть обеспечивается “максимум демократии”; • выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самыми сотрудниками, то есть устанавливается в организации “максимум контроля”; • руководитель проявляет интерес и внимание к личности персонала, к учету их способностей, ценностной ориентации, потребностей, психологических особенностей.
Коллегиальный (демократический) стиль характерен тем, что между руководителем, его заместителями и подчинёнными полномочия и ответственность распределяются в соответствии с их должностным положением.
Руководитель, придерживающийся этого стиля, всегда выясняет мнение коллектива по всем важным производственным вопросам и принимает коллегиальные решения.
Коллектив регулярно информируется о положении дел на производстве.
Руководитель заботится о благоприятном психологическом климате в коллективе, стремится к органическому сочетанию интересов дела и интересов людей.
Демократический стиль в современных условиях трансформированного общества Украины есть наиболее эффективным, поскольку он обеспечивает высокую вероятность правильных взвешенных решений, высокие результаты работы, развивает инициативу и активность сотрудников. Персонал организации удовлетворенный своей работой и членством в коллективе, где установленный благоприятный социально-психологический климат, а сам коллектив характеризуется сплоченностью и сработанностью его членов ДОСТОИНСТВА СРАБАТЫВАЕТ ПРИ • стимулирует проявление инициативы, раскрывает творческий потенциал исполнителей; • успешнее решает инновационные, нестандартные задачи; • эффективнее использовать материально-договорные стимулы труда; • включать психологические механизмы трудовой мотивации; • удовлетворенность исполнителей своим трудом; • создание благоприятного психологического климата в коллективе. • стабильном, коллективе; • высокой квалификации работников • наличие активных, инициативных, нестандартно думающих и действующих работников (пусть даже в небольшом количестве); • не экстремальных производственных условиях; • возможности осуществления весомых материальных затрат.
Тем не менее, реализация демократического стиля возможная лишь при высоких интеллектуальных, организаторских, психологически-коммуни¬кативных способностей руководителя.
Задача всего социального общества Украины – воспитать таких руководителей. Сравнительная характеристика противоположных стилей управления АВТОРИТАРНЫЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ • ориентация на задачу; • преимущественное использование командных методов управления; • централизация полномочий; • единоличность в решениях; • подавление инициативы; • жесткий контроль; • минимальное информирование, малая гласность; • предпочтение наказаниям; • нетерпимость к критике, устранение неугодных; • жесткость, напористость, порою грубость в общении. • упор на социально- психологические и экономические методы управления; • ориентация на человека; • делегирование полномочий; • коллегиальность в решениях; • поощрение инициативы; • умеренный контроль; • полное информирование, широкая гласность; • предпочтение поощрениям; • терпимость к критике; • доброжелательность, вежливость, тактичность в общении. 2.3. Либеральный стиль руководства Либеральный стиль (номинальный, невмешательства, попустительства), пришедший из восточной культуры и изучавшийся К. Левиным еще до открытия Д. Мак Грегором своей теории “X-Y руководства”. Номинальный или либеральный стиль руководства характеризуется безволием руководителя, непоследовательностью.
Номинал иногда очень быстрый, инициативный, но это бывает иногда, в своих действиях непоследовательный, часто обещает, но обещания свои не выполняет.
Если ему напомнить про его обещания, то быстро выкрутится. Не сторонник реформ.
Ленивый как пан-либерал. Этот стиль руководства наиболее частое называют полустильным, или нейтральным. Стиль руководства характеризуется “максимумом демократии”, поскольку все могут высказать свои предложения, но реального учета, выполнение приемлемых решений нет, из-за того, что в организации “минимум контроля’. Даже принятые правильные решения не выполняются, все пущенное на “самотек”. Результаты работы низкие, люди не удовлетворены своей работой, руководителем. Психологический климат в коллективе неблагоприятный, отсутствующее сотрудничество, нет стимула старательно работать, работа состоит из отдельных интересов лидеров маленьких групп.
В коллективе существуют скрытые и нескрываемые конфликты, идет расслоение коллектива на конфликтующие подгруппы.
В организации подчиненным дается почти полная свобода в определении своих целей и контроле за собственной работой. Этот стиль управления имеет все преимущества органических рабочих групп, и его эффективное применение возможно при соблюдении условий существования таких структур [4, с.188]. Долгое время в управленческой литературе господствовала точка зрения, согласно которой либеральный стиль руководства является пагубным для любого коллектива.
Современные специалисты пришли к выводу, что и этот стиль руководства имеет свою область применения: при руководстве людьми творческими и новаторами наиболее эффективным является либеральный метод. Поскольку творческих людей и новаторов вообще нельзя заставлять “отсиживать” все рабочее время, так как лучшие идеи им приходят в голову в то время, когда “нормальные работники” спят глубоким сном. Для нейтрального (либерального) стиля руководства характерны следующие особенности: • уход от принятия стратегически важных решений; • предоставление делам возможности идти своим чередом, самотеком; • незначительный контроль подчиненных; • использование коллективного способа принятия решений для уклонения от ответственности; • равнодушие к критике; • безразличие к персоналу.
Нейтральный (попустительский) стиль характеризуется тем, что руководитель устраняется от активного участия в управлении коллективом.
Такой руководитель или ждёт указаний сверху, или попадает под влияние коллектива. Руководитель стремится не рисковать, предпочитает, чтобы возникающие проблемы или конфликты разрешались сами собой, стремится снять с себя персональную ответственность. Такой стиль руководства рано или поздно приводит к возникновению неуправляемых конфликтных ситуаций, которые чаще всего разрешаются вмешательством вышестоящей организации путём смены руководства. 2.4.
3.1 Стиль руководства и его основы
Под стилем руководства можно понимать общую характеристику способов, с помощью которых происходит взаимодействие руководителей и подчиненных. Он отражает методы работы руководителя, организацию деятельности, взаимоотношения в коллективе, приоритеты, позиции администрации, преобладающую систему ценностей, тип культуры, и проч.
Исторически первым и до сегодняшнего момента, видимо, наиболее распространенным на практике является авторитарный стиль. считающийся универсальным. Он основывается на отдаче подчиненным в приказной форме распоряжений без всяких объяснений их связи с общими целями и задачами деятельности организаций. Применяющий его руководитель отдает предпочтение официальному характеру отношений, поддерживает между собой и подчиненными дистанцию, которую те не имеют право нарушить. Но ему нужно обладать достаточной властью, чтобы навязывать свои решения другим.
Авторитаризм характеризуется чрезмерной централизацией полномочий ограничением контактов с подчиненными, пресечением инакомыслия, несамокритичностью руководителя и усиливается преувеличением его представления о своих возможностях, избыточным влечением к внешним атрибутам власти, особенностями личности.
Применение авторитарного стиля может быть эффективным тогда, когда подчиненные полностью находятся во власти руководите ля (например, на военной службе) или безгранично ему доверяют (скажем, как актеры режиссеру или спортсмены тренеру), а руководитель уверен в том, что они не способны самостоятельно действовать правильным образом.
Во многом противоположен авторитарному демократический стиль руководства, который апеллирует к высшим уровням потребностей. Настоящий демократический руководитель пытается сделать обязанности подчиненных более привлекательными, избегает навязывать им свою волю, вовлекает в принятие решений, предоставляет свободу формулировать собственные цели на основе целей организации, что повышает степень мотивации к работе, и в то же время осуществляет довольно жесткий контроль над ними. Таким образом демократическое руководство характеризуется разделением власти и участием подчиненных в принятии решений.
Руководитель в значительной мере доверяет им, интересуется их мнением, настроениями, советуется с ними, стремится использовать все лучшее, что они предлагают. Среди стимулирующих мер преобладает поощрение, а наказание используется лишь в исключительных случаях. Сотрудники в целом удовлетворены такой системой руководства и обычно стараются оказать своему начальнику посильную помощь и поддержать его в необходимых случаях.
В этих условиях работники легче соглашаются с легитимностью решений, принятых при их участии, охотнее принимают изменения, больше доверяют менеджерам, которые фактически разрабатывают и реализуют эти решения, чаще выдвигают самостоятельные идеи.
Обычно демократический стиль руководства применяется в том случае, когда исполнители хорошо, порой лучше руководителя, разбираются в тонкостях работы и могут внести в нее много новизны и творчества.
Исследования показали, что в условиях авторитарного стиля руководства можно выполнить в два раза больший объем работы, чем в условиях демократического, но ее качество, оригинальность, новизна, присутствие элементов творчества будут на столько же ниже. Из этого можно сделать вывод, что авторитарный стиль предпочтительнее для руководства более простыми видами деятельности, ориентированными на количественные результаты, а демократический — сложными, где на первом месте выступает качество.
Там, где речь идет о необходимости стимулирования творческого подхода исполнителей к решению поставленный задач, наиболее предпочтитёлен либеральный стиль управления. Его суть состоит в том, что руководитель ставит перед исполнителями проблему, создает необходимые организационные условия для их работы, определяет ее правила, задает границы решения, а сам отходит на второй план, оставляя за собой функции консультанта, арбитра, эксперта, оценивающего полученные результаты. Группа же имеет полную свободу принимать решения и контролировать собственную работу.
Подчиненные избавлены от назойливого контроля, самостоятельно принимают решения на основе обсуждения и ищут в рамках предоставленных полномочий пути их реализаций. Такая работа позволяет им выразить себя, приносит удовлетворение и формирует благо приятный морально-психологический климат в коллективе, порождает доверие между людьми, способствует добровольному принятию на себя полномочий и ответственности.
Руководитель же обеспечивает сотрудников информацией, осуществляет оценку их деятельности, поощрение, обучение, а также сохраняет за собой право окончательного решения.
Применение этого стиля находит все большее распространение в связи с растущими масштабами научных исследований и опытно-конструкторских разработок, осуществляемых силами высококлассных специалистов, не приемлющих давления, мелочной опеки и проч. Его эффективность обусловлена реальным стремлением подчиненных к самостоятельности, четкой формулировкой руководителем задач и условий их деятельности, его справедливостью в отношении оценки результатов и вознаграждения.
В передовых фирмах принуждение уступает место убеждению, строгий контроль — доверию, подчинение — сотрудничеству, кооперации. Для них характерны коллективное управление, открытость новым идеям, благоприятный морально-психологический климат. Подобное «мягкое управление», нацеленное на создание «управляемой автономии» отдельных структурных единиц, облегчает естественное применение новых методов руководства, что особенно важно при распространении нововведений.
В то же время такой стиль легко может трансформироваться в попустительский, когда руководитель вовсе устраняется от дел, передавая их в руки «выдвиженцев». Последние от его имени управляют коллективом. Сам он при этом лишь делает вид, что власть находится в его руках, а на деле все больше и больше становится зависимым от своих добровольных помощников.
Для оценки эффективности каждого из стилей управления американский ученый Р. Лайкерт предложил рассчитывать так называемый либерально-авторитарный коэффициент (ЛАК) как отношение определяемых на основе экспертизы сумм либеральных и авторитарных элементов в поведении руководителя. По его мнению, в современных условиях оптимальная величина этого коэффициента составляет 1,9. Иными словами, сегодня для получения эффективных результатов руководители должны применять в два раза больше элементов убеждения, чем принуждения.
Нужно иметь в виду, что в каждом конкретном случае между авторитарным, демократическим и либеральным стилями существует определенный баланс, и увеличение доли элементов одного из них будет приводить к уменьшению доли других.
Последующие разработки привели к обоснованию двух новых стилей, во многом близких автократическому и демократическому (каждый автор их называет по-своему, но в сущности различия между вкладываемым в их формулировки смыслов невелики).
Стиль, при котором руководитель ориентируется на решение поставленной перед ним задачи (распределяет задания среди подчиненных, планирует, составляет графики работ, разрабатывает подходы к их выполнению, обеспечивает всем необходимым и т.п.), получил на Западе название инструментального, или ориентированного на задачу, а стиль, когда руководитель создает благоприятный морально-психологический климат, организует совместную работу, делает упор на взаимопомощь, позволяет исполнителям максимально участвовать в принятии решений, помогает решать проблемы, поощряет профессиональный рост и т.п. -— ориентированного на человеческие отношения или на подчиненных.
Ориентированный на подчиненных стиль руководства, близкий к демократическому, способствует повышению производительности, поскольку дает простор творчеству людей, повышает их удовлетворенность, снижает прогулы, травмы, текучесть, улучшает взаимоотношения в коллективе и отношение подчиненных к руководителю, создает комфортную обстановку.
Потенциальные преимущества ориентированного на задачу стиля руководства, во многом аналогичного авторитарному, состоят в быстроте принятия решений и действий, единстве целей и строгом контроле за работой подчиненных. Однако он ставит исполнителей в положение зависимости, подчиненности, порождает их пассивность и в конечном счете ведет к снижению эффективности работы.
Руководитель здесь в основном информирует подчиненных об их обязанностях, задачах, определяет, как их нужно решать, распределяет поручения, утверждает планы, устанавливает нормы, контролирует. Графически эти два стиля можно представить следующим образом.
Концепции, соответствующие теории У, действуют наиболее эффективно в ситуации, когда все члены коллектива адаптированы к подобному стиль управления. Такие профессии, как научный сотрудник, учитель, медик, наиболее приспособлены к руководству по теории У.
Низко квалифицированные работники, требующие постоянного надзора и контроля, как правило, лучше адаптируются к управлению по теории Х.
Широкое применение теории У в работе управления позволяет достичь высокого уровня производительности, развить творческий потенциал у работников, создавать гибкие рабочие места, поощрять коллективный труд, а также достичь высокого уровня квалификации персонала.
В рамках «одномерных» стилей управления можно рассматривать две модели. Классическая модель классификации стилей руководства, предложенная К. Левиным и альтернативная ей модель классификации стилей Лайкерта. Рассмотрим и произведем анализ данных моделей. Модель К. Левина основана на том, что главная роль при классификации стилей руководства была отдана свойствам личности и особенностям характера руководителя. В модели Лайкерта в эту основу положен ориентир руководителя либо на работу, либо на человека. Обе рассматриваемые модели относятся к поведенческому подходу, который создал основу для классификации стилей руководства. Эффективность руководства согласно этому подходу определяется тем, как относится менеджер к своим подчиненным.
2.1.1. Модель К. Левина
Исследования, проведенные К. Левиным и его коллегами, были проведены раньше, чем М. Грегор разделил действия и поведение руководителей на две теории. Рассмотрим основные стили руководства, которые выделил в своих исследованиях К. Левин.
Автократичный Либеральный
Демократичный
Стили руководства
Схема 2.1. Автократично - либеральный континуум стилей руководства
Авторитарный стиль руководства (автократический, директивный, административный). Отличается чрезмерной централизацией власти, самовластным решением всех вопросов, касающихся деятельности организации, ограничением контактов с подчиненными. Существуют разновидности авторитарного стиля: «эксплуататорский» и «благожелательный».
«Эксплуататорский» авторитарный стиль сводится к тому, что руководитель, не доверяя подчиненным и не спрашивая их мн«Эксплуататорский» авторитарный стиль сводится к тому, что руководитель, не доверяя подчиненным и не спрашивая их мнения и советов, единолично решает все вопросы, и берет на себя ответственность за все, давая исполнителям только указания, что, как и когда делать, в качестве основной формы стимулирования использует наказание.
Сотрудники относятся к приказам руководителя безразлично или негативно, радуются любой его ошибке, находят в ней подтверждение своей правоты. В целом в результате этого в организации или подразделении формируется неблагоприятный морально-психологический климат, и создается атмосфера для развития производственных конфликтов.
При более мягкой «благожелательной» разновидности авторитарного стиля руководитель относится к подчиненным снисходительно, интересуется при принятии решений их мнением, но, несмотря на его обоснованность, может поступить по-своему. Если это делается демонстративно, психологический климат ухудшается. Данный стиль руководства предоставляет подчиненным определенную самостоятельность, пусть даже в ограниченных пределах. Мотивирование страхом здесь присутствует, но оно минимально.
Появление руководителя-автократа связано с особенностями его характера. В большинстве случаев это властные, настойчивые и упорные люди, с преувеличенными представлениями о собственных способностях, обладающие большим стремлением к престижности и власти. По темпераменту они являются холериками.
Демократический стиль руководства (коллегиальный). Организации, в которых преобладает данный стиль руководства, характеризуются высокой степенью децентрализации полномочий, активным участием сотрудников в принятии решений. Создается атмосфера, при которой выполнение служебных обязанностей становится делом привлекательным, а достижение при этом успеха служит вознаграждением.
На практике выделяют две разновидности демократического стиля: «консультативную» и «партисипативную». В условиях «консультативной» руководитель доверяет подчиненным, консультируется с ними, стремиться использовать все лучшие советы, которые предлагают подчиненные. Среди стимулирующих мер преобладает поощрение, а наказание используется в исключительных случаях. Сотрудники удовлетворены такой системой руководства, несмотря на то, что большинство решений подсказывается им сверху. Подчиненные стараются оказать своему начальнику помощь и поддержать морально в необходимых случаях.
«Партисипативная» разновидность демократического стиля руководства основана на том, что руководители полностью доверяют подчиненным во всех вопросах, всегда их выслушивают и используют все их предложения, организуют обмен всесторонней информацией, привлекают подчиненных к постановке целей и контролю за их исполнением.
Обычно демократический стиль управления применяется в том случае, когда исполнители хорошо разбираются в выполняемой работе, и могут внести в нее новизну и творчество.
Либеральный стиль руководства (нейтральный, попустительский). Его суть состоит в том, что руководитель ставит перед исполнителями проблему, создает необходимые организационные условия для их работы, задает границы решения, а сам отходит на второй план. За собой он сохраняет функции консультанта, арбитра, эксЛиберальный стиль руководства (нейтральный, попустительский). Его суть состоит в том, что руководитель ставит перед исполнителями проблему, создает необходимые организационные условия для их работы, задает границы решения, а сам отходит на второй план. За собой он сохраняет функции консультанта, арбитра, эксперта, оценивающего полученные результаты.
При этом поощрение и наказание отступают на второй план по сравнению с внутренним удовлетворением, которое получают подчиненные от реализации своего потенциала и творческих возможностей. Подчиненные избавлены от постоянного контроля и «самостоятельно» принимают решения и стараются найти путь их реализации в рамках предоставленных полномочий. Они не догадываются, что руководитель все уже заранее продумал и создал для этого процесса необходимые условия, которые предопределяют конечный результат. Такая работа приносит им удовлетворение и формирует благоприятный морально-психологический климат в коллективе.
Применение этого стиля имеет все большее распространение из-за растущих масштабов научно-технической деятельности и опытно-конструкторских разработок, которые выполняются высококлассными специалистами, которые не хотят находиться под давлением и опекой. Его эффективность зависит от реального стремления подчиненных к этому, четкой формулировкой руководителем задач и условий их деятельности, его справедливостью в отношении оценки результатов и вознаграждения.
Но такой стиль может превратиться в бюрократический, когда руководитель совсем устраняется от дел. Он передает все управление в руки независимых руководителей, которые от его имени управляют коллективом, применяя жесткие авторитарные методы руководства. Сам же он делает вид, что власть находиться в его руках, а на самом деле все больше становится зависимым от своих помощников.
Становление руководителя-либерала может объясняться многими причинами. По характеру такие руководители люди нерешительные, добродушные, боящиеся ссор и конфликтов. Они недооценивают значимости деятельности коллектива и то, что коллектив нуждается в них. Но может оказаться, что это высоко творческая личность, захваченная какой-то сферой своих интересов, но лишенная организаторского таланта. По этой причине обязанности руководителя оказываются для данного руководителя непосильными.
Авторитарный, демократический и либеральный стили управления не имеют между собой барьера, и на деле плавно переходят друг в друга, образуя непрерывную цепочку, что показано на схеме 2.2.
Авторитарный стиль управления
Демократический стиль управления
Либеральный стиль управления
Эксплуата Благожела- торский тельный
Консульта- Партиси- тивный пативный
Либераль- Бюрокра- ный тический
Схема 2.2. Авторитарный, демократический, либеральный стили управления.
В границах перечисленных стилей управления возможны следующие варианты взаимодействия руководителя и подчиненных:
руководитель принимает решение и дает подчиненным команду его выполнить;
руководитель принимает решение и разъясняет его подчиненным;
руководитель принимает решение, советуясь с подчиненными;
руководитель предлагает решение, которое может быть скорректировано после консультаций с подчиненными;
руководитель излагает проблему, получает советы и рекомендации подчиненных, на основании котруководитель излагает проблему, получает советы и рекомендации подчиненных, на основании которых принимает решение;
руководитель принимает решение совместно с подчиненными;
руководитель устанавливает рамки, в которых подчиненные сами принимают решение.
Для оценки эффективности каждого из стилей управления Р. Лайкерт предложил рассчитывать либерально-авторитарный коэффициент (ЛАК). Он определяется отношением сумм либеральных и авторитарных элементов в поведении руководителя. По его мнению, в современных условиях оптимальная величина этого коэффициента составляет 1,9. Таким образом, сегодня для получения эффективных результатов руководители должны применять в два раза больше элементов убеждения, чем принуждения.
Все вышеописанные «одномерные» стили руководства можно представить в виде сводной таблицы, предложенной отечественным исследователем Э. Старобинским.
Поощрение с редким наказанием
Нет четкой ориентации
В своем исследовании Левин обнаружил, что авторитарное руководство добивалось выполнения большего объема работы, чем демократичное. Однако при авторитарном управлении присутствует низкая мотивация, меньшая оригинальностьВ своем исследовании Левин обнаружил, что авторитарное руководство добивалось выполнения большего объема работы, чем демократичное. Однако при авторитарном управлении присутствует низкая мотивация, меньшая оригинальность, меньшее дружелюбие в группах, отсутствие группового мышления и другие отрицательные факторы. При либеральном стиле руководства объем работы уменьшается, качество работы снижается, появляется больше игры.
Более поздние исследования не полностью подтвердили выводы о том, что авторитарное руководство обеспечивает более высокую продуктивность, но меньшую удовлетворенность, чем демократичное. Исследования Левина дали основу для изучения данного вопроса другими учеными.
Таким образом, исследования Левина основывались, прежде всего, на изучении влияния личностных качеств руководителя на выбор стиля руководства. В каждом конкретном случае между авторитарным, демократическим и либеральным стилями существует определенный баланс, и увеличение доли элементов одного из них будет приводить к уменьшению других.
2.1.2. Модель Лайкерта
Лайкерт выделяет два типа руководителя: руководитель, сосредоточенный на работе и руководитель, сосредоточенный на человеке.
Сосредоточенный на Сосредоточенный на
работе человеке
Схема 2.3. Стили руководства Лайкерта
Руководитель, сосредоточенный на работе (или руководитель, ориентированный на задачу) заботится о проектировании задачи и разработки системы вознаграждений для повышения производительности труда.
В противоположность первому типу руководителя Лайкерт ставит руководителя, сосредоточенного на человеке, главной заботой которого являются люди. Он сосредотачивает внимание на повышении производительности труда, используя совершенствование человеческих отношений. Данный тип руководителя позволяет работникам максимально участвовать в принятии решений, избегает опеки и устанавливает для подразделения высокий уровень производительности руда.
А так же помогает подчиненным решать проблемы, и поощряют их профессиональный рост.
Таким образом, Лайкерт сделал вывод, что стиль руководства будет ориентированным либо на работу, либо на человека. Стиль руководства, сосредоточенный на человеке способствует повышению производительности труда. Но этот стиль управления не всегда является оптимальным поведением руководителя.
Как продолжение своих исследований Лайкерт предложил четыре базовых стиля руководства (схема 2.4.).
Основанная на участии
Схема 2.4. Стили руководства Лайкерта
Рассмотрим каждую систему в отдельности.
Руководители, относящиеся к системе 1, имеют характеристики автократа. Система 2 называется благосклонно-авторитарной. Эти руководители могут поддерживать авторитарные отношения со своими подчиненными, но они разрешают подчиненным ограниченно участвовать в принятии решений. Руководители системы 3 проявляют значительное, но неполное доверие к подчиненным. Важные решения принимаются наверху, но многие конкретные решения принимаются подчиненными.
Система 4 характеризуется групповым принятием решений, участием работников в разработке и выполнении решений. Руководители полностью доверяю подчиненным. Взаимоотношения носят дружеский, доверительный характер. Руководители ориентированы на человека, в противоположность руководителям системы 1, ориентированным на работу. По мнению Лайкерта, система 4 является наиболее эффективной.
Таким образом, в данном разделе мы рассмотрели «одномерные» стили управления, которые существуют в рамках традиционного подхода к классификации стилей руководства. Они относятся к классическим моделям. Усложнение деятельности руководителя и повышение его ответственности за качество принимаемых решений и выбор стиля руководства дало новый толчок к проведению более подробных и широких исследований в данной области. Многие ученые и известные исследователи в области менеджмента постоянно проводят опросы руководителей и их непосредственных подчиненных с целью выявить характерные методы и приемы, используемые руководителями различных уровней. Теперь можно перейти к рассмотрению современных моделей классификации стилей руководства.
2.2. «Многомерные» стили руководства
В современных условиях успех дела предопределяется не только характером отношений между руководителем и подчиненным и степенью их свободы, которая им предоставляется, но и рядом других обстоятельств. Выражением этого являются «многомерные» стили управления, которые представляют комплекс взаимодополняющих, переплетающихся подходов, каждый из которых независим от других.
Первоначально сложилась идея «двумерного» стиля управления, который основывается на двух подходах. Один из них ориентируется на создание в коллективе благоприятного морально-психологического климата, налаживание человеческих отношений, а другой – на создание надлежащих организационных и технических условий, при которых человек полно сможет раскрыть свои способности.
2.2.1. «Управленческая решетка» Р. Блейка и М. Муттона
Данный подход является наиболее простым представлением «двумерного» стиля управления. «Управленческая решетка» Блейка и Муттона, изображенная на схеме 2.5. представляет собой таблицу, состоящую их 9 строк и 9 столбцов, пересечение которых образует 81 поле. Если такую таблицу наложить на правый верхний квадрант, образованный осями абсцисс и ординат, то на них можно отразить величину экспертных оценок подходов, которых придерживается конкретный руководитель, и определить занимаемое им поле на «решетке», характеризующее применяемый им на практике стиль управления.
9 1.9. Максимум внимания 9.9. Максимум внимания
8 людям; минимум внима- людям и организационно-
7 ния организиционно-тех- техническим проблемам
6 ническим проблемам
5. 5.5. Равное внимание
6. людям и организационно-техническим проблемам
3
2 1.1. Минимум внимания 9.1. Минимум внимания
людям и организационно- людям и организационно- людям; максимум внимания
1 техническим проблемам организационно-техническим
проблемам
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Ориентация на создание организационно-технических условий
Схема 2.5. «Решетка управления» Р. Блейка и М. Мутона
Блейк и Муттон описали пять крайних и наиболее характерных позиций матрицы.
1. (1;1.) Примитивное руководство или «отдых на работе» (объединенное управление)
Эта позиция характеризует такой тип руководителя, который холодно относится как к своим подчиненным, так и к самому процессу производства. Считает, что управленец всегда может прибегнуть к помощи независимого эксперта. Такое ведение дел поможет избежать конфликтов, создаст благоприятные условия для работы самого руководителя и расширит границы новых идей воплощаемых в производство. Такой управляющий не является лидером. Он является просто «хранителем своего портфеля и кресла». Но очень скоро серьезные трудности заставят пересмотреть стиль руководства, либо сменить руководителя.
2. (1;9.) Социальное руководство (управление в духе загородного клуба)
Эта позиция характеризует руководителей, которые уделяют особое внимание нуждам и потребностям своих подчиненных, но на процесс производства остается в стороне. Менеджеры такого типа полагают, что основа успеха заключена в поддержании атмосферы доверия и взаимопонимания в коллективе. Такой руководитель любим подчиненными, они готовы всегда оказать помощь своему лидеру. Текучка кадров очень низка, а уровень удовлетворенности трудом очень высок. Но излишняя доверчивость к подчиненным приводит к принятию непродуманных решений, из-за этого страдает производство. Подчиненные могут злоупотреблять доверием к себе.
3. (9;1) Авторитарное руководство (власть – подчинение)
Эта позиция характерна для менеджеров, которые заботятся только о производстве и не осуществляют никакой социальной деятельности. Они считают, что такая деятельность является проявлением мягкого характера и ведет к понижению результативности работы. Качество управленческих решений, по их мнению, не зависит от степени участия подчиненных в его принятии. Положительными чертами менеджеров такого типа являются высокий уровень ответственности, трудоспособности, организаторский талант, интеллект. Но между таким руководителем и его подчиненными постоянно сохраняется дистанция, отсутствует взаимопонимание и сохраняется удовлетворительный уровень групповой дисциплины.
4. (5;5) Производственно – социальное управление (организационное управление)
Эта позиция характеризует тот тип руководителя, который умеет сочетать заботу о людях с заботой, о производстве. Такой менеджер идет на компромисс во всех случаях. Решения должны приниматься руководителем, но обязательно обсуждаются и корректируются с подчиненными. Положительными чертами руководителей такого типа являются, постоянство, заинтересованностьЭта позиция характеризует тот тип руководителя, который умеет сочетать заботу о людях с заботой, о производстве. Такой менеджер идет на компромисс во всех случаях. Решения должны приниматься руководителем, но обязательно обсуждаются и корректируются с подчиненными. Положительными чертами руководителей такого типа являются, постоянство, заинтересованность в успехе начинаний, нестандартность мышления, прогрессивные взгляды. Однако прогрессивность взглядов мало распространяется на стиль управления, что не способствует развитию и движению вперед всего производства.
5. (9;9) Командное руководство или руководство «лицом к лицу» (групповое управление)
Эта позиция характеризует такой тип руководителя, который одинаково относится как к людям, так и к возглавляемому им производству. Данный тип управленца стремится приложить максимум усилий, как в сфере социальной политики, так и в самом производстве. Наилучшим способом увеличения производительности, повышения качества выпускаемой продукции и услуг они считают, является активное вовлечение подчиненных в процесс принятия решения. Это позволяет повысить удовлетворенность трудом всех работающих, учесть изменения, влияющие на эффективность производства.
Пользуясь «управленческой решеткой», можно заранее определить комбинацию оценок, соответствующих требованиям к той или иной должности, предусмотренной штатным расписанием организации. Сравнив с ними экспертные оценки качеств претендентов, можно определить их пригодность к ее замещению.
Матрицы стилей руководства является наиболее популярным подходом к изучению стилей руководства. Он является не только удачной комбинацией других исследований, но также дает руководителям возможность оценить свою позицию и попытаться усовершенствовать свой стиль управления.
Блейк и Муттон сделали следующее заключение: в различных специфических условиях каждый из стилей управления может оказаться весьма эффективным, но в типичной ситуации развития бизнеса наиболее успешным будет применение командного руководства. Их модель относится к поведенческому подходу к классификации стилей руководства. Все последующие рассматриваемые модели относятся к ситуационному подходу, который рассматривает влияние на эффективность руководства ряда других факторов. К ним относятся: потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействия среды, а так же имеющуюся у руководителя информацию. Поэтому современная теория руководства очень большое внимание уделяет тому, как учесть все эти факторы в совокупности и определить степень их влияния на эффективность руководства.
ПОЛЯРНЫЕ СТИЛИ РУКОВОДСТВА
Различные способы реализации полномочий руководителя в интересах обеспечения деятельности организации проявляются в различных стилях социального управления.
Под стилем руководства в социальной психологии понимается типичная для лидера система приемов воздействия на ведомых
(подчиненных). На социологическом уровне, т.е. уровне изучения общества и его подструктур, стиль менеджмента находит отражение в тех или иных формах социального управления в зависимости от преследуемых руководством целей и исповедуемых им ценностей.
Психология управления различает два противоположных стиля руководства: авторитарный и либеральный (с возможностью перехода в анархичный). Первый характеризуется особо жесткой постановкой цели и нежеланием отступить от составленного мнения. Черты этого стиля — неподатливость, нетерпимость, доходящая до грубости, строгость, прямолинейность. Второй стиль в своем крайнем выражении характеризуется особой уступчивостью руководства вплоть до потери самой его цели в процессе коммуникации, предоставлением подчиненным инициативы в формулировке цели и готовностью принять ее без возражений (112).
Названные стили управленческого поведения в их крайнем выражении приводят к отрицательным результатам руководства, ослабляя его эффективность. Так авторитарный стиль может привести к открытому или скрытому агрессивному противодействию подчиненных, чувствующих себя обезличенными, отождествляющих цель с выражающим ее диктатором и поэтому настроенных на ее неприятие. В случае крайнего либерального подхода руководства может получиться "хаотическая реакция", особенно при наличии большого числа подчиненных и невозможности координировать их многообразные наклонности и пожелания. Поэтому в качестве оптимального варианта поведения руководителя современный исследователь проблем управления К.Вернер предложил аналитически взвешенное соотношение элементов руководства на основе формулы:
где: Эд — сумма либеральных элементов руководства; Э ^ -- сумма авторитарных элементов руководства; ЛАК— либерально-авторитарный коэффициент (112).
С целью определения и количественной оценки практически встречающихся форм либерального и авторитарного управленческого поведения К.Вернер предложил таблицу (см. табл. 15), включающую три формы авторитарного (в знаменателе) и две формы либерального (в числителе) поведения, придавая каждой условные, выведенные из опыта, оценки в баллах (от 1 до 3).
СООТНОШЕНИЕ АВТОРИТАРНЫХ И ЛИБЕРАЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ РУКОВОДСТВА (ПО К.ВЕРНЕРУ)
Ограниченное согласие с пожеланиями и наклонностями подчиненных
Неограниченное и спонтанное согласие с высказанным подчиненными мнением (высказывания типа: "Совершенно верно", "Абсолютно с вами согласен" и т.д.)
Результат деления суммы в числителе на сумму в знаменателе дает ЛАК. Оптимальный ЛАК может быть получен только из сравнения результатов сочетания элементов поведения в конкретных управленческих ситуациях. Показатель оптимального значения ЛАК— наибольшая убедительность подхода и аргументации руководства, приводящая к бесконфликтному и эффективному достижению поставленной цели. Исследования наиболее эффективного сочетания различных элементов стиля руководства в разных ситуациях показали, что чаще всего наилучшие результаты дает ЛАК, равный 1,9 (означающий, что для получения эффективных результатов работы подчиненных руководитель должен применять почти вдвое больше элементов убеждения, чем принуждения) (112).
Итак, стиль руководства— это способ принятия решения и передачи заданий подчиненным. Лучший стиль тот, который обеспечивает хорошие результаты при достижении поставленных целей и соответствует господствующим в социальной общности ценностям. Из всех возможных на первый план выходят авторитарный и либеральный стили руководства. При авторитарном стиле решения принимаются одним лицом, а распоряжения пос-
тупают в виде приказов, которые не обсуждаются и сомнениям не подвергаются. Авторитарный стиль имеет формы:
• патриархального (все "члены семьи" обязаны повиноваться "отцу-руководителю", а он считает подчиненных "недоросшими" до принятия решений. Это его "дети", о которых он, однако, должен заботиться);
• харизматического (за лидером признаются выдающиеся, единственные в своем роде качества, поэтому он может потребовать любой жертвы от подчиненных и не обязан о них заботиться);
• автократического (руководство осуществляется аппаратом управления через подчиненные инстанции, которые косвенно проводят решения автократа (самодержца), но остаются подчиненными ему);
• бюрократического (произвол высшей силы исключается, доминирует деперсонификация, руководители всех уровней занимают свои места в структуре инстанций и имеют право на соблюдение данных им полномочий. Системе регулирования подчиняются и руководство, и подчиненные — предметная компетентность) (112).
Противоположность авторитарности — либеральность. Еще дальше "в развинчивании гаек" идет анархичный стиль, стиль невмешательства или попустительства ("делай, как считаешь нужным"). Однако ответственность за результат в любом случае ложится на руководителя, и при нормальной деятельности организации сложить ее с себя он не может.
Между двумя названными противоположными стилями авторитарности — анархичности лежит, кроме либерального, еще так называемый демократический (кооперативный, коллегиальный) стиль руководства. В решении управленческих проблем он предполагает участие всех членов организации. Разделение на вышестоящих и остальных работников менее строгое, руководство осуществляется в сотрудничестве, а работники получают полномочия для принятия решений. Такой стиль повышает мотивацию персонала (112).
В современной практике менеджмента применяется комбинация авторитарного и демократического стилей руководства, что наглядно показано на рисунке 27.
Манипулятивные стили руководства. Кроме названных основных стилей руководства, в типологии стилей управления выделяют еще оппортунизм и фасадизм (13).
Ориентация на задание
Ориентация на результат
Ориентация на людей
Рас.27.Соотношение стилей и целей руководства
Оппортунизм имеет место, когда полагаются на все существующие стили управления, не основываясь на принципах. Каждое действие осуществляется по "тактическим" причинам и выступает средством для достижения личного успеха. Мотивацией оппортуниста является его желание быть исключительным, первым, т.е. человеком, обладающим властью и соответствующим положением. Основные признаки "оппортунистического" поведения следующие: стремление всем угодить, надменность по отношению к нижестоящим, стремление привлечь внимание, хвастовство, заискивание, уклончивость, необязательность, манипулирование слабостями людей, отсутствие убеждений, расчетливость, делячество.
Фасадизм как стиль управления используется тогда, когда цель состоит в достижении косвенными путями того, что недоступно иным способом или считается недостижимым. Отсюда азарт риска и игры. Такой подход является манипулятивным из-за боязни руководителя показать негативную сторону его деятельности. Основная цель создания фасада состоит в том, чтобы скрыть стремление к господству и власти. Характерными признаками "фасадистского" поведения являются: неясные стремления, расчет, предпочтение окольных путей, хитрость, двурушничество, лицемерие, упоение властью, манипулирование, склонность к блефу, стремление к положительной репутации при одновременной склонности к правонарушениям (13).
Современные исследователи управления Р.Блейк и Дж.Мутон, определяя стиль руководства, исходят из двух основных факторов — забота о производстве (ориентация на задание) и забота о людях (ориентация на людей) (13).
Забота о производстве представляет собой параметр, связанный с заданиями, производительностью, прибылью или предназначением организации. Другими словами, производство— это совокупность задач, для решения которых организация нанимает исполнителей, т.е. персонал. Забота о людях проявляется в различных ситуациях управления, но суть ее состоит в том, что стремление руководителя к достижению конечных результатов основывается на доверии и уважении подчиненных, их исполнительности, симпатии, понимании и поддержке. Достигается это созданием благоприятных условий для работы, материальным и моральным стимулированием, обеспечением гарантии занятости и т.п. (13).
Из всей совокупности стилей руководства Р.Блейк и Дж.Мутон выделили пять основных стилей, которые характеризуются индивидуальными свойствами поведения руководителей и подчиненных и специфическими следствиями решений руководителя, определяемых преимущественной направленностью либо на заботу о производстве, либо на заботу о людях (см. рис.28).
Характеристика управленческих стратегий. Стиль, обозначенный на рисунке 9.1, характеризуется максимальной заботой о производстве (9) в сочетании с минимальной заботой о людях (1). Руководитель, действующий в этом стиле, отдает приоритет максимизации производственных показателей путем реализации представленных полномочий и установления контроля над деятельностью подчиненных, диктуя им, что и как они должны делать.
Стиль 1.9 характеризуется минимальной заботой о производстве (1) в сочетании с максимальной заботой о людях (9). Основное внимание уделяется сохранению дружеских отношений между работниками, пусть даже и за счет производственных показателей.
Стиль 1.1. характеризуется как минимальной заботой о людях, так и минимальной заботой о производстве. Руководитель данного стиля предпринимает минимальные усилия, требуемые для того, чтобы сохранить свое место в организации.
Стиль 5.5. соответствует теории "золотой середины", или системе управленческих предположений, обеспечивающих мирное
сосуществование на пути к единой цели. Данный стиль управления ориентирован на сохранение статуса-кво, или существующего положения.
Стиль 9.9. сочетает заботу о производстве и заботу о людях. Данный стиль управления создает ориентированный на достижение цели коллективный подход, характерной особенностью которого является стремление к достижению оптимальных результатов деятельности организации при активном участии работников (13).
1.9Управление "Загородным клубом" предельное внимание к нуждам людей с целью поддержания атмосферы доброжелательности " приводит к созданию комфортной обстановки в организации и сохранению щадящего режима -работы
9.9Комбинированное управление
достижение целей организации обеспечивается усилиями преданных общему делу работников, создание системы участия ' членов организации в выработке цели деятельности организации, что создает атмосферу уважения и доверия
5.5Управление "Человеком организации"
достижение необходимых и достаточных показателей работы организаци" становится возможным путем создания равновесия между необходимостью поддержания рабочего ритма и сохранения удовлетворительного морального духа коллектива
приложение минимальных уси-. лий для выполнения работы соответствует целям сохранения принадлежности к организации
9.1Режим подчинения руководителю
эффективность деятельности обусловлена созданием таких условий работы, при которых от подчиненных мало что зависит
Забота о производствеРис.28.Стлли управления(13)
Факторы, определяющие стиль управления. Основными факторами, определяющими стили социального управления в конкретных условиях, являются следующие: 1) организация
(правила и требования, существующие в организации, могут быть настолько жесткими, что руководитель не может реализовать собственный стиль управления подчиненными); 2) ценности (убеждения руководителя основываются на ценностях или идеях, связанных с представлениями о том, как следует строить свои взаимоотношения с подчиненными и использовать результаты управления); 3) личный опыт (руководитель может демонстрировать свою предрасположенность к тому или иному стилю управления, потому что он успешно прибегал к его использованию в прошлом); 4) случайность (предположения руководителя, принятые им "на веру", без учета всех возможных последствий) (13).
Основные и запасные стили управления. Большинство руководителей обладает каким-либо основным, а также одним или несколькими запасными стилями управления. Запасной стиль руководителя проявляется тогда, когда невозможно применить основной (например, из-за оказываемого на него давления, возникновения конфликта и т.п.). Важно помнить, что используемые руководителями стили управления могут носить комплексный характер. Основной, или характерный, стиль работы руководителя имеет ключевое значение с точки зрения понимания особенностей его управленческой деятельности. Для полного же ее понимания необходимо понаблюдать за поведением руководителя в течение определенного времени, в различных ситуациях. Одни руководители часто варьируют основной и запасной подходы, другие делают это реже. При этом любой стиль управления может выступать в роли запасного по отношению к другому. Уникальность работы руководителя обусловливается многообразием сочетаний основных и запасных стилей руководства, что указывает на определенную ситуативность стилей управления (13).
1. Каждой социальной организации независимо от профиля ее деятельности присущи пять универсальных характеристик: цели деятельности, персонал, власть (иерархия), культура организации (корпоративная культура), материальные и финансовые ресурсы. Эффективное управление этими характеристиками и определяет результативность всей управленческой деятельности, которая всегда выражается в тех или иных стилях руководства.
2. Стиль руководства — это типичная для менеджера система приемов воздействия на подчиненных, которая основывается на
соответствующих ценностях и определяемых ими же целях. Различают два полярных стиля социального управления — авторитарный и анархичный, между которыми располагаются стили либеральный и демократический.
3. Авторитарный стиль имеет различные формы — патриархальный, харизматический, автократический, бюрократический. За ним по шкале "авторитарность-анархичность" следуют либеральный стиль, затем демократический и замыкает ряд анархичный стиль (как крайняя и достаточно неустойчивая форма социального управления). Между демократическим и анархичным стилями управления находятся манипулятивные стили — оппортунизм и фасадизм.
4. Авторитарный стиль руководства имеет ориентацию на производство, поставленное задание, а не конечный результат деятельности (так называемый задачецентрический подход в менеджменте), а демократический — на коллегиальность, возможно более широкое привлечение людей к управлению независимо от его результата (антропоцентрический подход). Комбинация авторитарного и демократического стилей руководства, сочетание ориентации на производство и ориентации на людей дает наиболее эффективный стиль управления, ориентирующийся на конечный результат за счет личной заинтересованности всех членов организации в высоком развитии производства.
5. Комбинация стилей менеджмента, ориентирующихся либо на производство, либо на людей дает пять основных вариантов возможных сочетаний, наиболее эффективный из которых — стиль, одинаково совмещающий в себе и заботу о производстве, и заботу о людях. Пять вариантов сочетания двух противоположных стилей управления позволяют построить своеобразную "решетку менеджмента", указывающую на возможность и необходимость применения различных управленческих стилей в зависимости от ситуации управления.
Глава31.ТЕОРИЯ СИТУАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Исследователи, занимающиеся изучением проблем менеджмента, за последние десятилетия провели огромную работу, направленную на поиск "наилучшего стиля управления" (127). Ее результаты показали, что не существует одного-единственного, применимого для всех ситуаций, стиля управления. Работающие успешно руководители различных рангов оказались способными приспособить свою деятельность к требованиям каждой отдельной ситуации.
Теория ситуативного управления, предложенная финским исследователем Полом Хэрси и его коллегами, помогает определить ситуацию управления, основываясь на результатах значительного объема иссгедований. Эта теория базируется, с одной стороны, на объеме непосредственного управления (задачецент-рическое поведение) и социоэмоциональной поддержки (антропоцентрическое поведение), принимаемом руководителем в каждой отдельной ситуации и, с другой, на "степени зрелости" подчиненных или социальной группы (127).
ЗАДАЧЕЦЕНТРИЧЕСКОЕ И АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Учет требований задачи и взаимоотношений в качестве двух существенных измерений поведения руководителя оказался важной частью изучения менеджмента за последние десятилетия (127). Им были присвоены различные названия, например, "авторитарное" и "демократическое" или "с кадровой ориентацией" и "с производственной ориентацией". Эти модели менеджерского поведения могут рассматриваться как две независимые друг от друга оси, что показано на рис.29.
Задачецентрическое поведение означает меру углубления руководителя в одностороннюю коммуникацию при объяснении того, что подчиненные обязаны делать, и каким образом необходимо выполнять задачи. Антропоцентрическое поведение означает меру углубления руководителя в двухстороннюю коммуникацию при оказании социоэмоциональной поддержки, использовании социально-психологических стимуляторов и оказании содействия в работе других.
Как уже отмечалось, не существует "наилучшего" стиля управления, следовательно, любой из показанных на рис.29 основных стилей может быть, в зависимости от ситуации эффективным или неэффективным (127).
Высокая антропо-центричность и низкая задаче-центричность
Высокая задаче-цснтричность и высокая антропо-центричность
атестація / З. Л. Гейхман, Л. О. Соловець, В. О. Коденко // Проблеми освіти. 2003. – № 2. – С. 32–39. Чабан Е. Х. Совершенствование компьютерных технологий по курсу. 2000. – Вип. 8. – С. 56–60. Современные компьютерные технологии в дистанционном обучении.
Карина Совет по труду: Коденко Эдуард Совет по. базы Обновление компьютерного парка (обновление компьютерного парка, оборудование в корпусе. Компьютерные издательские системы и дизайн; Основы построения автоматизированных информационных систем; Компьютерные.
оригинальность. Иисус - скромность, справедливость, правильность. Коденко Ю.В. преподаватель ЛГИКИ – оригинальность, чувство юмора. литература, Медицинская литература, Наука и образование, Компьютерная литература, Детская литература, Учебная литература.
– М. Просвещение, 1989. –360 с. Коденко Я.В. Основи медичних знань. Вища школа, 2000. – 271 с. іл. Лепская Н. Компьютерный рисунок // Искусство в школе. – 2005. – № 4. Политиздат, 1975. Бороздин А.О. Применение музыкально-компьютерных технологий на уроках.
музыкой, производят ее подбор, компьютерную запись и обработку, согласовав с. обучение в правильности обращения с музыкальной и компьютерной техникой, иллюминацией зала. завучем по воспитательной работе школы Коденко О.Н. и Президентом клуба. Работа.